УДК 374(091):061.21(430)
ГЕРАСИМЕНКО Ирина Викторовна, заведующая секцией латинского языка и основ медицинской терминологии Северного государственного медицинского университета, аспирант кафедры педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший преподаватель кафедры иностранных языков. Автор
8 научных публикаций, в т.ч. одного учебно-методического пособия
ПОЯВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «ВАНДЕРФОГЕЛЬ» В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГЕРМАНИИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА
В статье представлены социально-экономические, педагогические предпосылки зарождения нового образа жизни молодого поколения немцев в форме молодежного движения «Вандерфогель» в Германии в первой трети XX века. Наследие этого молодежного движения - современный стиль работы с молодежью в Германии.
Немецкая молодежь, движение «Вандерфогель»
Возникновение молодежных движений необходимо рассматривать в тесной связи с глубинными переменами, происходящими в определенной стране. Их возникновение является неотъемлемой составной частью процесса преобразования общества.
Появление молодежного движения в обществе возможно тогда, когда новые потребности молодежи больше не удовлетворяются в традиционных общественных институтах, либо, наоборот, общественные изменения больше не удовлетворяют «старые» потребности. В любом случае молодежное движение - это реакция на ситуацию, которая может быть названа как общественный кризис.
© Герасименко И.В., 2011
Неслучайно молодежное движение появилось в Германии именно на рубеже Х1Х-ХХ веков. Появление и быстрое распространение немецкого молодежного движения «Вандерфогель» происходило на фоне серьезных экономических и социальных изменений, выдвинувших Германию к началу ХХ века в число самых развитых в экономическом отношении стран мира. Эти изменения, в свою очередь, повлекли за собой кризис семейного воспитания, серьезные преобразования школьной системы. Сложившиеся предпосылки создали не только необходимые благоприятные условия для возникновения молодежного движения, но и условия появления совершенно новой молодежной культуры, так называемые «точки кристаллизации одновозрастной культуры»1.
Основными предпосылками появления молодежного движения «Вандерфогель» в Германии стали урбанизация, индустриализация, появление феномена «молодежь» как промежуточная фаза между детством и взрослостью2, демографические изменения в стране, кризис школьного образования и семейного воспитания.
Развитие экономики и индустриализация с 1870-х годов начали коренным образом менять жизнь немцев, наступило время внутренней миграции. Менялись и демографические отношения: в стране резко увеличивалось число молодежи (до 20 лет). Если в 1871 году в Германии проживало 17,84 млн детей, подростков и молодых людей в возрасте до 20 лет, то уже к 1911 это число составляло 28,5 млн3.
Объединение Германии в 1871 году создало предпосылки для формирования единого экономического пространства, завершения промышленного переворота. Германское общество вступило в новую фазу своего развития.
Налицо был диссонанс между бурно развивающейся индустрией, техникой, наукой и патриархальным укладом жизни людей. Произошедшие изменения в стране привели к социальной неуверенности во всех слоях населения. Особенно сильно это было выражено в кругах классической буржуазии. Из ее молодых представителей стал в дальнейшем формироваться базис членов молодежного движения «Вандер-фогель».
Ганс Блюер, анализируя характер отношений отцов и детей в семьях членов «Вандерфо-гель», писал: «Там, где отцы и сыновья жили в единстве, где отец без проблем умел передать сыну свой характер, а тот гордился наследством отца, там никогда не смогло бы появиться движение “Вандерфогель”»4.
Под воздействием социальных изменений в начале ХХ века стала вырисовываться новая фаза жизни человека - «молодость», как время между детством и взрослостью, «частично самостоятельно оформляемый период жизни с собственным значением»5. Этот период жизни кардинально отличался от уклада жизни молодых людей в предпромышленном обществе и
стал объективно необходимым только в сложном высоко индустриализованном обществе в качестве социальной ориентации.
Буржуазная молодежь 1900-х, получив возможность общения с большим числом сверстников и наблюдая, как быстро устаревают и теряют свою значимость консервативные взгляды родителей, все большее значение придавала самостоятельному обустройству своей жизни. Противоречия между поколениями обострялись тем, что молодежь не хотела перенимать жизненные установки родителей не только для себя самой, но и отвергала их вообще. Вольфганг Шейбе назвал это «дисквалификацией» старых жизненных установок6.
Молодое поколение буржуазии хотело использовать это время по-новому, объединяясь в свободные, руководимые молодежью группы для получения новых ориентиров в жизни7.
Проживая в крупных городах, а значит, имея условия для общения с большим числом сверстников, молодежь имела все основания к самоорганизации.
Способствовали этому кризис школьного образования и введение всеобщего обучения в Германии. Школа, в частности ее старшая ступень, из учеников которой сформировалось молодежное движение «Вандерфогель», в начале ХХ века ни тематически, ни методически не соответствовала требованиям новой исторической ситуации. Учащимся предписывалась исключительно пассивная роль, они были лишь «частью инструктируемой массы»8.
Преподаватели ограничивались официально предписанными планами занятий, которые были созданы еще в первой трети XIX столетия. Они морально устарели и были совершенно неуместны в сложившейся к началу ХХ века социально-экономической ситуации. Гордостью и учебной целью школы было «оставаться вне времени». Традиционно преподавалось только неизменное, причем старыми методами9.
Критика традиционной немецкой школы сыграла известную положительную роль: она способствовала формированию нового взгляда на цели и задачи воспитания и образования. В новых исторических условиях определенная
часть идеологов выступала за пересмотр содержания, организации и методов обучения, за реформу школы. Требования всех реформаторских течений сводились к тому, чтобы приблизить содержание и методы обучения к практическим потребностям государства10.
Потеря традиционной духовной связи между поколениями отцов и детей в буржуазных семьях, демографический рост, кризис семейного и школьного воспитания послужили условиями не только для зарождения молодежного движения, но и появления молодежной политики в стране. Наступило время «глубокого общественного и культурного кризиса ориента-ции»11. Произошла переоценка отрицательного воспринимаемого понятия «молодежь». Теперь молодежь стала в глазах всей общественности двигателем, который вел в новую эпоху, в будущее. Обществу становилось понятно, что свершившиеся изменения в обществе привели к необходимости пересмотра взглядов на молодежь. Сама идея «молодежь» стала «шифром для перехода... в лучшее будущее»12.
Поддерживаемая благосклонно настроенными родителями или прогрессивно думающими педагогами, буржуазная молодежь противопос-
тавляла хаосу в мире общественных отношений интегрированную альтернативу13. Это проявлялось в неполитическом протесте - уходе от суеты города «назад, к природе». Появилась совершенно новая для того времени форма проведения свободного времени - молодежный туризм. При этом стоит отметить, что особая благосклонность по отношению к свободолюбивым настроениям детей участвовать в путешествиях в кругу сверстников проявлялась преимущественно со стороны матерей.
Это неслучайно, поскольку уже в 1860 году в Германии появились первые женские организации, которые боролись против мужского доминирования в семье, за право наравне с мужчинами учиться в университетах. Как заметил Гарри Просс, «.у многих немецких сыновей на рубеже веков были свободолюбивые матери-революционерки и консервативные отцы.»14.
Можно заключить, что социально-экономические условия в Германии на рубеже XIX-XX веков и как их следствие кризис семейного и школьного воспитания и образования, демографический рост, появление феномена «молодежь» способствовали зарождению нового образа жизни молодого поколения немцев в форме молодежного движения.
Примечания
1 Sander U., Vollbrecht R. Jugend im 20. Jahrhundert, in: dies. (Hg.): Jugend im 20. Jahrhundert. SichtweisenOrientierungen-Risiken, Neuwied/Berlin, 2000. S. 7.
2 Nipperdey T. Deutsche Geschichte 1866-1918. Erster Band - Arbeitswelt und Burgergeist. 2. Auflage.Munchen, 1990. S. 58.
3 Mit uns zieht die neue Zeit... Der Wandervogel in der deutschen Jugendbewegung. Juventa Verlag. 2006. S. 63.
4 Bluher H. Blute und Niedergang, Wandervogel. Geschichte einer Jugendbewegung. 4. Aufl. Berlin-Tempelhof: Bluher, 1919. S. 88.
5 Mogge W. «Jugendbewegung», in: Kerbs, Dieter/Reulecke, Jurgen (Hg.) Grundschriften der deutschen Reformbewegungen 1880-1933. Wuppertal, 1998. S. 181.
6 Scheibe W. Die Jugendbewegung und ihre paedagogische Bedeutung. In: Sauer Walter (Hrsg.) Rueckblicke und Ausblicke. Die deutsche Jugendbewegung im Urteil nach 1945. Suedmarkverlag FritschKG, Heidenheim, 1978. S. 67.
7 Reulecke: Battle for the young, 1995. P. 96.
8 Lichtenstein Ernst: Die Schule im Wandel der Gesellschaft. Ratingen, 1957. S. 8.
9 BorchardtR. Gesamte Werke, Prosa I. Stuttgart, 1957. S. 92-93.
10 ПискуновА.И. Теория и практика трудовой школы в Германии. М., 1963. С. 49.
11 Peukert, Detlev J.K.: «Mit uns zieht die neue Zeit.». Jugend zwischen Disziplinierung und Revolte, in: Jahrhundertwende: Der Aufbruch in die Moderne 1880-1930 hrsg. v. August Nitschka, Gerhard A. Ritter, Detlev J.K. Peukert u. Rudiger vom Bruch , Bd.1, Reinbek bei Hamburg, 1990. S. 182.
12 Reulecke J. Mannerbund versus Familie. Burgerliche Jugendbewegung und Familie in Deutschland im ersten Drittel des 20.Jahrhunderts, in: «Ich mochte einer werden so wie die.». Mannerbunde im 20. Jahrhundert, Frankfurt/Main, 2001. S. 72.
13 Laqueur W. Die deutsche Jugendbewegung. Eine historische Studie, Studienausgabe. Koln, 1978. S. 14.
14 Heer F. Challenge ofYouth. The University of Alabama Press, 1974. P. 63.
Gerasimenko Irina
EMERGENCE OF THE YOUTH MOVEMENT «WANDERVOGEL»
IN THE CONTEXT OF SOCIO-HISTORICAL DEVELOPMENT OF GERMANY IN THE FIRST THIRD OF THE XX CENTURY
The article presents socio-economic and educational prerequisites for the formation of the young generation’s new lifestyle in Germany in the form of the youth movement «Wandervogel» in the first third of XX century. The legacy of this youth movement is the modern style of youth work in Germany.
Контактная информация: e-mail: Gluckspilz@mail.ru
Рецензент - Кудряшов Ю.В., доктор исторических наук, профессор, директор Программы развития Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова