ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ / WORLD HISTORY
Серия «История»
2019. Т. 28. С. 35-42 Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiahist.isu.ru/ru
И З В Е С Т И Я
Иркутского государственного университета
УДК 27(519)(091)
БОГ https://doi.org/10.26516/2222-9124.2019.28.35
Появление христианства (несторианства, католицизма, протестантизма, православия) в Корее
В. Ю. Ларченко
Иркутский государственный университет, Россия
Аннотация. Рассматривается распространение христианства в Корее. Доминирующее положение христианства в настоящее время заставляет задуматься над вопросами: как это получилось, тогда как в других странах Северо-Восточной Азии преобладают буддизм, шаманизм? что предшествовало этому явлению? каковы истоки проникновения христианства в Корею? как закрепились различные течения христианства (католицизм, протестантизм, православие) на Корейском полуострове? В УШ-1Х вв. Королевство Силла приняло несторианских миссионеров, свидетельством чему служат вещественные источники. Несторианство как одно из направлений христианской религии получило свою паству, хотя на него оказывали влияние местные верования. Основное же закрепление христианства происходило в ХУ11-ХГХ вв. Примечательно также, что католическая вера была привнесена на полуостров без помощи европейских миссионеров. Это осуществлялось самими корейцами, перенимавшими опыт европейцев из Китая. Тесная взаимосвязь европейской науки с религией привлекла внимание к христианству интеллигенции Чосон. Позднее, к концу XIX в., с открытием Кореи европейцами на полуостров отправилось множество миссионеров, включая православных и протестантов. Но они имели разный успех. Активная медицинская, преподавательская и просветительская деятельность протестантов оказала определенное влияние. Также решающую роль играла продолжительность миссии: православная фактически с начала Русско-японской войны была завершена, продлившись всего четыре года. Численное превосходство протестантских миссионеров также имело значение. Именно протестантское и католическое направления христианства смогли в ХХ в. найти своих последователей среди местного населения и стать доминирующими в настоящее время. Хотя православная церковь все же не оставила свои начинания и смогла продолжить свою деятельность в Южной Корее. Акцент в работе делается на сам процесс проникновения христианства в виде различных его течений, особенно в ХУП-ХГХ вв., а также на деятельность миссионеров, проповедовавших эту религию в Корее. Именно роль самих миссионеров часто оказывает решающее влияние на успешность принятия веры местными жителями.
Ключевые слова: католицизм, протестантизм, несторианство, православие, миссионеры в Корее.
Для цитирования: Ларченко В. Ю. Появление христианства (несторианства, католицизма, протестантизма, православия) в Корее // Известия Иркутского государственного университета. Серия История. 2019. Т. 28. С. 35-42. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2019.28.35
В настоящее время христианство является господствующей религией в Корее наравне с буддизмом (по числу верующих). По данным переписи населения, в Южной Корее в 2005 г. 53 % корейцев не исповедовали никакой религии, из числа верующих 18 % - протестанты, 11 - католики, 23 -буддисты. То есть около 30 % населения Южной Кореи (Республики Корея) - христиане [4, с. 30]. Примерно такое же соотношение в Северной Корее (КНДР) в настоящее время [Там же].
И это удивительно, так как в большинстве стран Северо-Восточной Азии преобладают буддизм, шаманизм, но никак не христианство. Оно представлено в меньшей мере. Корея же сегодня является исключением. Каковы истоки проникновения христианства в Корею? Как закрепились различные течения христианства (католицизм, протестантизм, православие) на Корейском полуострове?
А. В. Костров и С. В. Бураева рассматривают статью «Корея и корейцы», опубликованную в апреле 1904 г. (через несколько месяцев после начала Русско-японской войны) в Иркутских епархиальных ведомостях. Автор статьи, по мнению исследователей, «мог иметь отношение и к военному ведомству», поэтому значится под инициалами И. А. П., хотя сама статья была напечатана в православной газете. В статье описываются разные стороны жизни корейцев, которых в начале XX в. насчитывалось 10,5 млн человек [3, с. 101]: характер и отличительные черты местных жителей, быт и жилище, верования, традиции, состояние дорог, экономическое положение, состояние армии Кореи. Так, в частности, отмечено, что «официальной религией в Корее признаётся учение Конфуция... но, наравне с ним, распространён буддизм, а в массе простого народа господствует шаманизм». Характерно при этом, что автор не останавливается на описании и анализе местного конфуцианства и буддизма, а концентрирует своё внимание на местном шаманизме» [Там же, с. 102]. Возможно, это связано с достаточной изученностью основ конфуцианства и буддизма российским читателем.
Что касается христианства, то в статье отмечается все же деятельность миссионеров, говорится, что влияние католиков и протестантов выражено в большей мере, нежели православных миссионеров. Возможно, считает И. А. П., католицизм был занесен в Корею, «ещё во время нашествия японцев (среди которых было много христиан) в 1592 г.» [Там же, с. 105].
Тем не менее, согласно данным, публикуемым Корейским христианским музеем (The Korean Christian Museum) в журнале Университета Сангсил (Soongsil University) г. Сеула, за 2008 г., уже в XVII в. католицизм закрепился в Корее. Это произошло благодаря миссионерам, проповедующим в Пекине и тесно связывающим научную деятельность Европы с религиозной, преподнося их как одно целое. Интерес к научной литературе и знаниям заставил интеллектуалов Чосон (Чосон - название Кореи с 1392 до 1897 г.) присмотреться к христианству. Некоторые из корейцев, читая западные тексты, разработали свою религиозную и научную трактовку. Ученые Квон Чхоль-син (Kwon Cheol-sin), Ли Байеок (Lee Byeok) и Чон Як Ён (Jeong Yak-yong) организовали Научно-исследовательское объединение за-
падной науки (Western Science Doctrine Research Association) в 1777 г., чтобы поддержать практику католической веры, и занялись изучением западной науки и католических писаний. «Они придерживались заповедей католической доктрины, молясь утром и вечером, и эта вера в движение в конечном счете превратилась в религиозное сообщество, совершающее проповеди католицизма и исследуя его доктрины» [7, p. 15] (рис. 1).
Но само христианство появилось в Корее раньше. Согласно данным Корейского христианского музея, христианство проникло в Корею ранее в виде несторианства.
Несторианство является христианской деноминацией, данное течение было названо в честь монаха Нестория, бывшего в 428-431 гг. константинопольским патриархом (Византия) [6], и расценивается как ересь из-за интерпретации христианских доктрин [7, р. 14]. Основным догматическим отличием несторианства от других ветвей христианства является его учение о том, что Христос не был сыном Божьим, а был человеком, в котором жил Бог, и что божественная и человеческая природы Иисуса Христа отделимы друг от друга. После появления несторианства на Востоке оно стало проповедоваться китайской династией Тан в 635 г. [1] и позже было смешано в Китае с буддизмом. Несторианство получило поддержку королевской семьи и продолжало развиваться в течение 150 лет [7, р. 14].
Позднее несторианство было принято корейской династией Силла, оказав свое культурное влияние на население древней Кореи. Подтверждением тому служат артефакты, такие как Несторианский камень (рис. 2) и статуя Девы Марии (рис. 3), обнаруженные в храме Кёнджу Бульгукса (Gyeongju s Bulguksa Temple) в 1950 г. Это позволяет предположить, что несторианство пришло на Корейский полуостров в VIII-IX вв., причем не как вера, а как форма культуры. Таким образом, раннее распространение христианства в Корее произошло более 1200 лет назад [7, р. 14].
-
Рис. 1. Старейшая католическая Библия на корейском Хангыль (письменность, созданная специально для упрощения написания ранее китайских иероглифов). Конец XVIII в. (21,6x14,3 см)
Рис. 2. Несторианский камень. Королевство Силла (старое название Кореи). УШ-К вв. (24,5x24,0x9,0 см)
Рис. 3. Статуя Девы Марии. Королевство Силла (Корея).
УП-К вв. (7,2x3,8x2,8 см)
Тем не менее христианство как религия, проникло в Корею в виде католической веры в конце XVI в., в XVII в. уже закрепилось в государстве Великий Чосон. Но его успех не был продолжительным. В скором времени католицизм был признан ересью, потому что правительство Чосон поддерживало конфуцианство. В 1866 г. прокатились массовые репрессии, когда около 8 тыс. католиков, в том числе девять иностранных священников, мирян и духовных лидеров, приняли мученическую смерть.
Гонения на католиков продолжались вплоть до религиозной реформы 1872 г. В конце XIX - начале XX в. корейское правительство дало «послабление в конфессиональной политике местных властей», в Корею начали более активно проникать миссионеры из других стран.
Первым протестантским миссионером в Корее (в 1884 г.) был Орас Ал-лен (Horace A. Allen, 1858-1932), врач, дипломат при последнем императоре династии Чосон. 5 апреля 1885 г. Орас Грант Андервуд (HoraceGrant Underwood, 1859-1916) из Пресвитерианской церкви Северных Соединенных Штатов и Генри Г. Аппенцеллер (Henry Gerhard Appenzeller, 1858-1902) из Методистской епископальной церкви США прибыли в Корею. С этого времени миссионерская работа иностранных пасторов стала проводиться основательно. Впоследствии англиканская, австралийская пресвитерианская церковь, канадская пресвитерианская церковь отправляли миссионеров в Корею. На начальных этапах миссионеры проповедовали Евангелие в основном через церкви, больницы и школы. Медицинская миссия и образовательные мероприятия миссии особенно способствовали снижению сопротивления корейского общества иностранным религиям и привлечению многих корейцев в протестантизм. При этом протестантские миссионеры активно вели публицистическую деятельность, издавая статьи, книги, христианские газеты, такие как «Христианский адвокат» (начало издания в феврале 1897 г., учредитель - Генри Г. Аппенцеллер), «Христианские новости» (начало издания в 1897 г., инициатор - Орас Грант Андервуд) [7, p. 24].
Орас Грант Андервуд преподавал физику и химию в Кванхевоне (Сеул) (Gwanghyewon), первой современной больнице Кореи, занимался совместным переводом Нового и Ветхого Заветов на корейский язык с Генри Г. Ап-пенцеллером, Уильямом Б. Скрантоном, Джеймсом Скартом Гейлом, Уильямом Д. Рейнольдсом, Орасом Алленом, вел активную публицистическую и преподавательскую деятельность: в 1912 г. Андервуд стал президентом Университета Пьонгтек (Pyeongtaek University), в том же году - президентом Христианского колледжа Джозеона (Joseon Christian College) [8].
Касаясь положения православной церкви в Корее в начале XX в., автор статьи «Корея и корейцы» отмечал, что «хотя отдельные миссионеры проникали в Корею и раньше», православная миссия здесь была организована «сравнительно позднее других» - только в конце XIX в. Упоминая, что первым начальником этой миссии был назначен архимандрит Амвросий, который «по нездоровью ... не доехал до Кореи», автор указывает, что «в настоящее же время во главе стоит архимандрит Хрисанф» [3, с. 105].
А. В. Костров и С. В. Бураева подвергли статью И. А. П. также математическому анализу, особенно её раздел, посвящённый религиям. «Так, если православной церкви в Корее посвящено всего 56 слов, другим христианским конфессиям (в основном католичеству) посвящено 106 слов, то традиционным религиям Кореи (конфуцианству, буддизму и шаманизму) -203 слова и еще 190 слов - обычаям, имеющим к ним отношение. Очевидно, что исследователя в большей мере интересовала местная традиционная культура, а не западные влияния на неё» [Там же, с. 106].
Первые православные миссии в Корею были осуществлены в конце XIX в. В июле 1897 г. решением Священного синода была создана Российская духовная миссия в Корее [4, с. 31]. Хотя идея «об устройстве в Корее Православной духовной миссии» была озвучена ранее, в 1889 г., в записке
секретаря российского правительства Николая Алексеевича Шуйского в Министерство иностранных дел, только через 8 лет министром финансов Витте были предприняты усилия по реализации идеи об «изыскании мер по приобретению там (в Корее) культурного влияния как составляющего фундамент, на котором строится влияние политическое» [5, с. 187].
Первая православная миссия состояла из трех человек во главе с архимандритом Амвросием (в миру Василий Иванович Гудко, 1867-1918), на ее содержание отпускалось 10 170 руб. в год [2, с. 311], в ее состав входили также иеродиакон Николай (Алексеев) и псаломщик А. В. Красин. Осуществлялась поддержка миссии Министерством иностранных дел. Но из всей миссии в Корею доехал только один иеродиакон Николай в 1899 г. с походным храмом и всей необходимой богослужебной утварью. Позже в Корею прибыл и псаломшик Красин, организовавший там работу по подготовке церковного хора.
На место отозванного в связи с изменением политической ситуации архимандрита Амвросия, задержанного вначале в Новокиевске и затем переведенного на другое место, был назначен архимандрит Хрисанф (Христофор Петрович Щетковский, 1869-1906), который прибыл в Сеул в 1900 г. Архимандрит, будучи в Корее, организовал походный храм, вмещавший около 60 молящихся, а в последующем начал строительство храма в честь святого Николая Чудотворца. «При миссии были открыты первые школы для мальчиков, преподавателями стали христиане-корейцы; был также открыт пансион для мальчиков-сирот» [4, с. 31]. Но с началом Русско-японской войны деятельность миссии пришлось прекратить: в 1904 г. миссия была закрыта, все сотрудники выехали в Шанхай, а архимандрит Хрисанф - в Россию. С 1906 г. миссия все же продолжила свою деятельность, когда в Сеул прибыл новый архимандрит Павел (Ивановский). Но закрепиться надолго и уверенно миссионерам так и не удалось. Определенную роль в этом сыграли международные отношения (Русско-японская война, Вторая мировая война, когда Корея была оккупирована Японией, военный конфликт между Северной и Южной Кореей), а также внутренняя обстановка в самой России (Гражданская война привела к тому, что прекратилось финансирование миссий). Даже в журнале Университета Сангсил, университета по теологии, где упоминаются такие незначительные течения христианства в Корее, как несторианство, информации о православии нет.
Можно сделать вывод, что христианство появилось в Корее достаточно рано - в УШ-К вв. (несторианство), но как форма культуры, а не религия. Как вероучение христианство закрепилось в Корее в конце XVI - начале XVII в. в виде католицизма. Католическая вера была принята через Китай, где с XVI в. действовали миссионеры. Религию они преподносили как единое целое с научными достижениями Европы. Это и заинтересовало корейскую интеллигенцию, принявшую тем самым и христианство. Протестантизм появился в конце XIX в., так же как и православие. Православие не смогло оказать значительного влияния на приверженность местного населения определенному вероисповеданию, а также на международные отношения России с
Кореей, как это было при православной миссии в Китае. Причиной тому послужили международные отношения и внутриполитическое положение в России. Протестантизм же и католицизм закрепились твердо. Православие, несмотря на не столь большой успех, представлено в Корее и по сей день. В 1955 г. съезд православных верующих в Корее принял решение перейти под юрисдикцию Константинопольского патриархата, т. е. Греции. И сегодня в Сеуле действует православный храм святого Николая Чудотворца.
Список литературы
1. Гумилев Л. Н. Несторианство и Древняя Русь [Электронный ресурс]. URL: http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article48.htm (дата обращения: 02.09.2017)
2. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской православной церкви. М. : Изд-во ПСТГУ, 2007. 688 с.
3. Костров А. В., Бураева С. В. Образ Кореи в русской православной прессе начала XX в. // Российско-корейские отношения: история и право // Материалы Международной научно-практической конференции. Россия, г. Иркутск, 12 февр. 2015 г. / науч. ред.: А. В. Костров, Мин Гёнхён. Сеул : Корейский ун-т, 2016. С. 99-110.
4. Ларченко В. Ю. Установление христианства в Корее: религиозные взаимоотношения России и Кореи // Вестник Международного центра Азиатских исследований. 20/2016. Народы России, Сибири и стран Востока: история и современность. Иркутск, 2016. С. 29-33.
5. Муран О. В. Россияне в истории Православия в Корее: прошлое и настоящее // Российско-корейские отношения: история и право // Материалы Международной научно-практической конференции. Россия, г. Иркутск 12 февраля 2015 г. / науч. ред. А. В. Костров, Мин Гёнхён. Сеул : Корейский ун-т, 2016. С. 182-213.
6. Несторианство [Электронный ресурс]. URL: http://www.religionvedia.ru/veds-700-1.html (19 сент. 2017)
7. The Korean Christian museum at Soongsil University: Christian history and the national culture of Korea. Seoul : Soongsil University, 2008. 53 p.
8. Underwood L. H. Under wood of Korea [Электронный ресурс]. 1918. URL: https://archive.org/details/underwoodofkorea00unde (дата обращения: 02.09.2017)
The Emergence of Christianity (Nestorianism, Catholicism, Protestantism, Orthodoxy) in Korea
V. Yu. Larchenko
Irkutsk State University, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the emergence of Christianity in Korea. The dominant position of Christianity now poses the obvious question, how did this come about? Indeed, in comparison with other countries of Northeast Asia, with the prevailing religious beliefs in the face of Buddhism, shamanism, faith in Christianity in Korea is more the exception. What preceded this phenomenon? What are the origins of the penetration of Christianity in Korea? How did the various trends of Christianity (Catholicism, Protestantism, Orthodoxy) consolidate on the Korean Peninsula? Analysis of the penetration of Christianity begins from the VIIIth - Xth century, when the Kingdom of Silla received nestorian missionaries. Evidence of this are material sources. Nestorianism, as one of the trends of the Christian faith, received its flock, although this faith was mixed with local beliefs. The main penetration and consolidation of Christianity took place in the XVII-XIX centuries. The phenomenon of Korea, different from other countries of Northeast Asia, is also the fact that the Catholic faith was introduced to the peninsula without the help of European missionaries. This was done by the Koreans themselves,
who were learning from the experience of the Europeans from China. The close interrelation of European science with religion made it possible to arouse an interest in Christianity among the Joseon intelligentsia. Later, towards the end of the XlXth century, with the discovery of Korea by Europeans, many missionaries, including Orthodox and Protestant, went to the peninsula. But their success was different. The active medical, teaching and educational activities of the Protestants had a definite influence. The duration of the mission also played a decisive role, the Orthodox, in fact, from the beginning of the Russian-Japanese war was completed, lasting only four years. The numerical superiority of the Protestant missionaries also could not but have a definite influence on the success of the consolidation of religion. It was the Protestant and Catholic areas of Christianity that were able to gain a foothold in the XXth century, find their followers among the local population and become dominant at the present time. Although the Orthodox Church still did not abandon its undertakings and was able to continue its activities in South Korea. The focus of the work is on the very process of penetration of Christianity in the face of its various currents, especially during the XVII-XIX centuries, as well as on the missionaries who preached this religion, their role and activities in Korea. It is the role of the missionaries themselves that is often crucial in the success of local people in adopting faith.
Keywords: Catholicism, Protestantism, Nestorianism, Orthodoxy, missionaries in Korea.
For citation: Larchenko V.Yu. The Emergence of Christianity (Nestorianism, Catholicism, Protestantism, Orthodoxy) in Korea. The Bulletin of Irkutsk State University. Series History, 2019, vol. 28, pp. 35-42. https://doi.org/10.26516/2222-9124.2019.28.35 (in Russian)
References
1. Gumilev L.N. Nestorianstvo i Drevnyaya Rus [Nestorianism and Ancient Russia] [Electronic resource]. Available at: http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article48.htm (date of access: sept. 2017) (in Russian)
2. Efimov A.B. Ocherki po istorii missionerstva russkoy pravoslavnoy tserkvi [Essays on the history of the mission of the Russian Orthodox Church]. Moscow, PSTGU Publ., 2007, 688 p. (in Russian)
3. Kostrov A.V., Buraeva S.V. Obraz Korei v russkoy pravoslavnoy presse nachala XX v. [The image of Korea in the Russian Orthodox press at the beginning of the 20th century]. Rossiyskokoreyskie otnosheniya: istoriya i pravo: materialy mezhdunarodnoy nauchnoprak-ticheskoy konferentsii. Seoul, Koreyskiy universitet Publ., 2016, pp. 99-110.
4. Larchenko V.Yu. Ustanovlenie khristianstva v Koree: religioznye vzaimootnosheniya Rossii i Korei [Establishment of Christianity in Korea: Religious Relations between Russia and Korea]. Vestnik Mezhdunarodnogo tsentra Aziatskikh issledovanii, 20/2016. Irkutsk, 2016, pp. 29-33. (in Russian)
5. Muran O.V. Rossiyane v istorii pravoslaviya v Koree: proshloe inastoyashchee [Russians in the history of Orthodoxy in Korea: past and present]. Rossiyskokoreyskie otnosheniya: istoriya i pravo: materialy mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii. Seoul, Koreyskiy Universitet Publ., 2016, pp. 182-213.
6. Nestorianstvo [Electronic resource]. Available at: http://www.religionvedia.ru/veds-700-1.html (date of access: sept. 2017) (in Russian)
7. The Korean Christian museum at Soongsil University: Christian history and the national culture of Korea. Seoul, Soongsil University Publ., 2008, 53 p.
8. Underwood L.H. Underwood of Korea [Electronic resource]. 1918. Available at: https://archive.org/details/underwoodofkorea00unde (date of access: sept. 2017)
Ларченко (Соломатова) Валентина Юрьевна
аспирант
Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952)24-38-75 e-mail: valentiinka@mail.ru
Larchenko (Solomatova) Valentina Yrievna
Postgraduate
Irkutsk State University
1, K. Marx st., Irkutsk, 664003, Russian
Federation
tel.: 8 (3952)24-38-75
e-mail: valentiinka@mail.ru