А. Г. Каражов
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова: реформа Вооруженных Сил, патриотизм, высшее образование, психология.
В настоящее время нашим государством проводится курс по реорганизации Вооруженных Сил, важнейшей составной частью которой является повышение морально-психологического состояния и патриотизма у студентов военных кафедр высших учебных заведений.
Key words: reform of Armed forces, patriotism, military education, psychology.
The professional competence achieved by young officers independently of inner and outer economic conditions may be considered as the main purpose of high military education. The professional competence of high military school graduates is seen as their aptitude and ability to solve the arising problems and fulfill the principal tasks independently in terms of realization of their management functions in future social and professional activity. Structure of professional-pedagogic is defined by: military-professional knowledge’s; pedagogical skills, abilities; individual qualities; professional-administrative positions of commander.
Введение
Строительство и развитие Вооруженных Сил осуществляется в сложной социально-экономической, общественно-политической и информационной обстановке. Существенно изменился социальный портрет армии. Значительно снизился образовательный уровень молодого пополнения, поступающего на военную службу. Резко ухудшилось состояние физического и психического здоровья молодежи. Устойчивы пацифистские и антиармейские настроения. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы. Изменилась направленность жизненных приоритетов. Принижено чувство коллективизма и общественная активность. На военнослужащих серьезное влияние оказывает рост детской безнадзорности и беспризорности, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи.
Негативное влияние на моральнопсихологическое состояние военнослужащих Вооруженных Сил оказывает целенаправленная деятельность определенных политических сил по подрыву авторитета военной службы, доверия в обществе к армии и политике руководства страны в области обороны и безопасности государства.
Уровень морально-психологического состояния студентов ФВО
Сокращение высших военных учебных заведений привело к тому, что образовался дефицит в военных специалистах, занимавших первичные офицерские должности в рядах Вооруженных Сил РФ.
В связи с этим возникла проблема комплектования Вооруженных Сил офицерскими кадрами, решение которой непосредственно коснулось военных кафедр при гражданских вузах, одним из главных аргументов при этом является то, что подготовка военных специалистов требует меньших финансовых затрат. При этом студенты, обучающиеся на факультетах военного обучения (ФВО) и учебных центрах при гражданских вузах, уже обладают
213
общеобразовательными знаниями и зачастую имеют сложившиеся взгляды на свою последующую деятельность, т. е. на военных кафедрах имеется достаточно подготовленная почва для формирования военного специалиста.
В современных условиях реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации становится первостепенным вопрос и о повышении уровня профессиональной подготовки военных специалистов. Повышение уровня подготовки офицерских кадров предусматривает в рамках реализации единой государственной военной политики осуществление широкого спектра социально-политических, нормативно-правовых, духовно-нравственных, учебно-методических и иных мероприятий, а также качественное улучшение работы всех образовательных структур.
Одной из современных проблем этого направления является возрастание у большинства молодежи негативного отношения к военной службе, как к конституционной обязанности каждого гражданина и роду профессиональной деятельности. По результатам проведенного в 2010 году выборочного анкетирования студентов, обучающихся на военных кафедрах, большинство из них (до 63%) считают такое обучение лишь средством для последующего уклонения от военной службы и только 7% опрошенных действительно желают получить вторую специальность и реализовать ее при невостребованности основной профессии на рынке труда. Это красноречиво говорит о продолжающемся падении престижа военной службы и размывании моральнонравственных ориентиров у современной молодежи, а также о несовершенстве существующего механизма отбора студентов для обучения на военных кафедрах по программам подготовки офицеров запаса. Всё это требует от руководителей и профессорско-преподавательского состава военных кафедр вузов наращивания усилий по
военно-патриотическому воспитанию и повышению морально-психологического состояния студентов, обучающихся на военных кафедрах.
Большими возможностями в формировании морально-психологических качеств студентов располагает практика, которая включает в себя: летнюю практику, использование внеучебного времени.
Исследования показали, что организация практики курсантов не совсем отвечает современным требованиям служебно-боевой деятельности будущего офицера. В тоже время опыт летних военных сборов показывает, что у многих курсантов недостаточно развиты важные военно-профессиональные
психические образования. Это является следствием
пробелов в формировании морально-психологических качеств.
При формировании устойчивого моральнопсихологического состояния студентов военных кафедр необходимо создать целостный процесс, «механизм». Активно использовать систему
комплексных военно-профессиональных задач, отражающих содержание и структуру морально-
психологической готовности студентов с учетом содержания фактического материала и форм организации обучения. Широко применять игровые формы обучения (тактическая летучка, групповые упражнения, оперативно-тактическое учение с
войсками в ходе войсковой стажировки, компьютерные игры), обеспечивающие постепенный переход обучающихся от деятельности по изучению военных дисциплин к работе, близкой к служебно-боевой. Изменения в системе подготовки студентов военных кафедр к военно-профессиональной деятельности и формирование морально-психологической готовности должны происходить на основе интеграции
междисциплинарных знаний социально-гуманитарных и военно-специальных дисциплин с учетом
содержательной стороны уровней подготовки.
Морально-психологическая готовность во многом определяет профессиональный потенциал современного офицера, является одной из важнейших компонентов боеготовности и боеспособности войск. Формирование, а также поддержание высокого уровня морально-психологической готовности у
военнослужащих - это одна из важнейших задач в ВС РФ и представляет собой процесс воздействия командиров на подчиненных по оказанию им помощи и содействия в повышении степени военно-
профессиональной подготовки, уровня моральнопсихологической закалки, улучшения условий военной службы с учетом материальных и духовных потребностей. Под морально-психологической
готовностью к военно-профессиональной деятельности следует понимать интегральную динамическую характеристику состояния военнослужащего, воинского коллектива, сформированного под воздействием
военно-политических, социальных, экономических и других факторов, проявляющихся в их активности, и выступающая как степень реализации моральнопсихологического потенциала при решении конкретных военно-профессиональных задач [3].
Воспитательная технология предполагает, что в рамках каждой из перечисленных форм реализуется один или несколько методов воспитания, представляющих собой совокупность педагогических средств и приемов однородного воздействия на ведущие компоненты личностной сферы военнослужащего (сознание, чувства и волю) с целью формирования у него необходимых военнопрофессиональных качеств личности:
• методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы;
• методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение;
• методы профилактики и перевоспитания
личного состава: переучивание, переубеждение,
«реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление.
Нравственное воспитание предполагает оказание воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих в целях формирования у них необходимых духовно-нравственных черт и качеств.
Основными направлениями нравственного воспитания выступают:
• вооружение военнослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны общества к их профессиональному и нравственному облику;
• разъяснение социальной значимости
военной службы; стимулирование потребности военнослужащих в моральном
самосовершенствовании;
• применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;
• целенаправленная организация
нравственно-значимой деятельности
военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства, такие как ответственность, гордость и доблесть;
• изучение и использование в
воспитательных целях индивидуальных
особенностей военнослужащих, влияния
общественного мнения и здорового социальнопсихологического климата в воинских коллективах; использование духовно-нравственного потенциала общественных объединений в интересах воспитания военнослужащих.
Критериями оценки эффективности сформированности названных психических
образований выступают:
• мотивационно-целевой, учитывающий мотивы воспитания студентов в ходе образовательного процесса;
• качественно-деятельностный, отражающий содержание и характерные стороны будущей служебнобоевой деятельности офицера;
• результативный, отражающий
практическую сторону формирования моральнопсихологических качеств студента.
В обобщенном виде сформированность морально-психологических качеств студентов зависит от полноты реализации системы педагогических условий, активной деятельности студентов в ходе учебно-воспитательного процесса. Зависит также и от: военно-профессиональной направленности всех видов учебных занятий; максимального использования возможностей всех учебных дисциплин;
моделирования профессиональной служебно-боевой
деятельности офицера; усилий методической
направленности учебно-воспитательного процесса;
от организации самосовершенствования.
Литература
1. Концепция воспитания военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации. Приложение №3 к приказу МО РФ 2004 года №70. М., 2004.
2. Калюжный А.С. Основы морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности. Учебное пособие.// Н.Новгород, 2002. - 33 с.
3. Утяшев, И.Р. Проблемы формирования моральнопсихологической готовности студентов вузов к будущей военно-профессиональной деятельности /И.Р. Утяшев / Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №9. - С. 323-326.
4. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2003.- 57 с.
5. Калюжный А.С. Концептуальные основы
совершенствования системы воспитания
военнослужащих. Учебное пособие. - Н.Новгород, 2004. - 30 с.
© А. Г. Каражов - подполковник, ст. препод. военной кафедры факультета военного обучения КНИТУ, [email protected].
Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 25.12.11 по 25.01.12.