Научная статья на тему 'Повышение тягово-сцепных свойств колёсных машин в тяжёлых дорожных условиях'

Повышение тягово-сцепных свойств колёсных машин в тяжёлых дорожных условиях Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
608
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУКСОВАНИЕ / КОЛЁСНАЯ МАШИНА / ПРОТИВОБУКСОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО / ФИГУРНАЯ НАКЛАДКА / SKIDDING / WHEELED VEHICLE / ANTISKID DEVICE / FIGURED BRACE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Горшков Юрий Германович, Старунова Ирина Николаевна, Калугин Антон Александрович, Белоусов Максим Александрович

В статье рассмотрены вопросы разработки конструкции противобуксовочного устройства для повышения проходимости автомобилей и тракторов с колёсной формулой 4×2, работающих в условиях сельского хозяйства. Обоснованы основные конструктивные параметры устройства, изложена методика определения основных сил, действующих на устройство при движении колёсной машины. Намечены пути практической реализации указанной конструкции. Разработанная конструкция устройства позволяет по аналогии с существующими траковыми устройствами повысить тягово-сцепные свойства колёсной машины на 15-20%. Предлагаемое универсальное устройство будет способствовать повышению скоростных возможностей колёсной машины в тяжёлых дорожных условиях на 9-12%, снижению расхода топлива на 5-12% и улучшит условия труда оператора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Горшков Юрий Германович, Старунова Ирина Николаевна, Калугин Антон Александрович, Белоусов Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TRACTION-ENGAGEMENT PROPERTIES OF WHEELED VEHICLES IN DIFFICULT ROAD CONDITIONS

The problems of developing the design of an antiskid device for increasing the passability of cars and tractors with the 4-2 wheel formula working under the conditions of agriculture are considered. The basic design parameters of the device are substantiated and the methods to determine the main forces acting on the device in the process of the wheel vehicle movement are described. The ways of practical implementation the described design are outlined. The design of the device developed is capable to improve the traction engagement properties of a wheeled machine at 15-20% as compared with already available similar ones. The universal device suggested is to contribute to the increase of speed capacities of a wheeled vehicle in difficult road conditions at 9-12%, to the reduction of fuel consumption at 5-12% and to improvement of operator’s working conditions.

Текст научной работы на тему «Повышение тягово-сцепных свойств колёсных машин в тяжёлых дорожных условиях»

Повышение тягово-сцепных свойств колёсных машин в тяжёлых дорожных условиях

Ю.Г. Горшков, д.т.н., профессор, И.Н. Старунова, к.т.н., А.А. Калугин, к.т.н., М.А. Белоусов, аспирант, Челябинская ГАА

Более 90% грузовых автомобилей имеют колёсную формулу 4 х 2 и в основном снабжены шинами с универсальным рисунком протектора. Казалось бы, что название рисунка «универсальный» говорит само за себя. Однако на твёрдых дорогах он является наиболее экономичным во всех отношениях, а в тяжёлых условиях движения в большинстве случаев совершенно непригоден. На размытых грунтовых дорогах указанный рисунок беговой дорожки про-

тектора шины забивается грунтом, снижая сцепные качества, на заснеженных участках насыщенный рисунок этого типа шин не способен осуществлять достаточные сцепные качества, что также снижает эффективность колёсной машины.

Для повышения тягово-сцепных свойств и проходимости автомобилей и тракторов с колёсной формулой 4 х 2 применяются основные устройства, представленные на рисунке 1 [1, 2].

Повышение мощности двигателя, как правило, приводит к увеличению геометрических размеров самой машины и её общего веса. Увеличение указанных параметров служит основанием к пе-

Рис. 1 - Основные способы и средства снижения буксования и улучшения тягово-сцепных качеств колёсных машин

рерасходу топлива по сравнению с серииными машинами, что оказывает влияние на их общую эффективность [2].

Применение шипов и цепеИ противоскольжения при эксплуатации машин разрушает поверхность дороги, а масса конструкции различных траков может достигать 170 кг, что значительно снижает оперативность их монтажа в сложных дорожных условиях [2, 3].

Использование различных блокирующихся дифференциалов, централизованная подкачка шин усложняют конструкцию колёсных машин, ухудшают их экономичность.

С целью снижения буксования автомобилей и тракторов с колёсной формулой 4 х 2 авторами статьи предлагается противобуксовочное устройство, которое представлено на рисунке 2.

Фигурная накладка 1 состоит из двух частей: накладки с отверстиями и приваренного к ней верхнего штока с резьбой. Отверстия предназначены для крепления с помощью болтов съёмных траков и резиновых накладок с шипами. Регулировочная гайка 3 служит натяжным устройством при монтаже приспособления. Центральное кольцо 5 является центром соединения фигурных накладок в сборе с нижними штоками. Оно является также центральной частью натяжки приспособления.

Исходя из конкретных требований местности по проходимости помимо стального грунтозацепа устройство может быть оснащено лентой противоскольжения (рис. 3) [3], которая аналогично, как грунтозацеп, крепится к горизонтальной пластине фигурной накладки с помощью болтов.

Монтаж приспособления осуществляется перед прохождением труднопроходимого участка пути. При этом ведущее колесо вывешивается (с соблюдением правил техники безопасности) и фигурные накладки устанавливаются на колесо согласно рисунку 4. Натяжка приспособления производится равномерно регулировочными гайками до плотного прилегания фигурных накладок к протектору и боковинам шины колеса.

Основные конструктивные параметры устройства можно обосновать по методике, представленной ниже.

Силу прижатия фигурной накладки устройства к боковине шины колеса определяем из требуемого усилия затяжки резьбового соединения 4:

К ■ Р

Q-зат. = J-Г > Н (1)

Jem ■Z

где К — коэффициент запаса прочности материала штоков и регулировочной гайки (при статических нагрузках К = 1,2—1,3); Р — внешняя нагрузка, прилагаемая к деталям соединения (в соответствии с нормативными документами [4], максимально допустимое усилие, которое необходимо приложить человеку при выполнении физической работы, составляет Р = 300 Н (30 кгс); fcm — коэффициент трения в соединении fcm = 0,3 [4];

i — число поверхностей стыка в соединении (в данном случае, i = 1).

Полный момент от усилия затяжки регулировочной гайки определяем по следующему выражению [4]:

М„ = 2М„, H ■ м,

(2)

где Мр — момент трения в резьбе.

Момент трения в резьбе находится по следующему равенству:

Мр = Язат. ■ Ъ(а + Р) • Н • м, (3)

р

где а — угол подъёма резьбы (а = агс1ъ——);

па2

С2 — средний диаметр резьбы (для расчёта принимаем С2 ~ 10 мм); р — угол трения в резьбе [5]. Значения момента Мр можно использовать при расчёте геометрических параметров болтового соединения.

6

Рис. 2 - Устройство для повышения тягово-сцепных свойств колёсных машин в тяжёлых дорожных условиях: 1 - фигурная накладка; 2 - верхний шток; 3 - регулировочная гайка; 4 - нижний шток; 5 - центральное стягивающее кольцо; 6 - трак (грунтозацеп)

а)

б)

Рис. 3 - Съёмные приспособления для крепления к фигурной накладке:

а) стальной грунтозацеп; б) лента противоскольжения: 1 - полотно ленты; 2 - шип противоскольжения; 3 - отверстия для крепления ленты противоскольжения; 4 - стальной грунтозацеп

Рис. 4 - Общий вид устройства, смонтированного на ведущем колесе автомобиля

С учётом формул (1—3) момент прижатия Мпр фигурной накладки к боковине пневматической шины колеса выразится следующим равенством:

Мпр = взат. ■ + 12 + Н ' М,

(4)

где Ь = (/1+/2+13) — плечи действия усилия затяжки 0зат на фигурную накладку 1, состоящую из длин верхнего штока, регулировочной гайки и нижнего штока (рис. 2) (Ь = 0,122 м). Силу сцепления фигурной накладки с боковинами шины колеса определяем по следующему выражению:

Рсц.бок. взат. /бок.? Н'

(5)

где /бок — коэффициент трения материала фигурной накладки о материал поверхности шины (/бок . = 0,6), при смоченных или грязных поверхностях этот коэффициент может принимать меньшее значение (/бк =0,1—0,6).

Общая сила сцепления РОсц бок для одной фигурной накладки устройства с двумя боковинами шины ведущего колеса найдётся по равенству:

р = р + р

Осц.бок. сц.бок.1 сц.бок.2'

(6)

где Рсц. бок. 1 и Рсц. бок2 - соответственно силы сцепления внешней и внутренней частей фигур-

ной накладки с боковинами пневматической шины, согласно выражению (5). При равенстве усилия затяжки регулировочных гаек выражение (6) примет вид:

Р = 2 ■ Р

Осц.бок. сц.бок.'

(7)

Распределённую удельную силу Руд прижатия фигурной накладки к боковине шины колеса найдём по следующему равенству:

взат. fбок.

Руд = '

£

Н/см2

(8)

бок.

где Sбок — площадь контакта поверхностей фигурной накладки с поверхностями боковин шины колеса (5бок . = 180 см2).

При качении ведущего колеса в случае, когда устройство не находится в контакте с несущей поверхностью, должно соблюдаться условие:

Р

> Р.

Осц.бок.

где Ри — сила инерции устройства [2, 3]:

(9)

Ри =

О ■¥г

где в V

§ ■ К

- масса устройства (вх=2 кг), кг; линейная скорость ведущего колеса, км/ч;

g — ускорение свободного падения ^ = 9,8 м/с2); Як — радиус колеса (0,287 м). В случае когда устройство находится в контакте с поверхностью качения, возникает сила сцепления между горизонтальной плоскостью фигурной накладки и беговой дорожкой шины (протектором).

Эту силу можно найти по следующему равенству:

/пл, (10)

— вес, приходящийся на ведущее коле-кг;

/пл. — коэффициент трения беговой дорожки шины с горизонтальной поверхностью фигурной накладки (этот коэффициент для стали и резины может быть 0,1—0,6). Меньшее значение коэффициента /пл соответствует тому, что между стальной поверхностью пластины и резиной находится вода, грязь и др. Тогда с учётом значений выражений (7) и (10) общая суммарная сила сцепления Р О сц для одной фигурной накладки определится равенством:

Р = О ■

сц.пласт. к

где в

к

со,

Р,

= 2 Р + Р (11)

Осц. сц.бок. сц.пласт/ ^ '

Для четырёх фигурных накладок устройства общая сила сцепления составит 4- Р /асц.. Общая сила сцепления прижатия фигурных накладок устройства РО сц должна удерживать устройство на ведущем колесе во время движения колёсной машины по труднопроходимому участку дороги (грязь, мокрый и глубокий снег, колея и др.).

Отсюда следует, что для обеспечения проходимости колёсной машины, оборудованной пред-

лагаемым устройством, должно выполняться еще следующее условие:

P

О.сц

> Pp+ Pu,

(12)

где Рф — сила сцепления ведущего колеса машины с несущей поверхностью (Рф = G • ф).

Для обоснования эффективности работы устройства согласно условию (12) были проведены расчёты по формулам (1) — (11) на примере летней шины 175/70 Р13 НК-129 KAMA EURO (рис. 5) легкового автомобиля переднеприводной компоновки, массой 1500 кг [6].

Тогда условие (12) запишем в следующем виде:

Ра,сц= 1785H > F = Рф + Ри = 519,8 H.

Полученное значение общей суммарной силы сцепления фигурных накладок с боковинами шины колеса РО.ц и силы сцепления горизонтальной пластины с поверхностью шины колеса Рсц. пласт превышает значение суммы сил сцепления ведущего колеса с опорной поверхностью Рф и силы инерции Ри (заданное условие (12) выполняется), что позволяет разработанному устройству быть зафиксированным на колесе машины и обеспечивать преодоление труднопроходимого участка несущей поверхности.

п ■

Рис. 5 - Летняя автомобильная шина 175/70 Р13 НК-129 KAMA EURO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке 6 представлена зависимость силы сцепления фигурной накладки с боковиной шины колеса Рц 6ок. от внешней нагрузки, приложенной к болтовому соединению Р.

На графике (рис. 6) видно, что зависимость между силой сцепления фигурной накладки с боковиной шины колеса Рсц. 6ок. и величиной внешней нагрузки, приложенной к болтовому соединению Р, носит прямолинейный характер.

100 150 200 250 300 Р, Н

Рис. 6 - Зависимость силы сцепления фигурной накладки с боковиной шины колеса Рсц. от внешней нагрузки, приложенной к болтовому соединению Р

Для повышения силы сцепления накладки с боковиной шины колеса можно на внутренней поверхности фигурной накладки выполнить насечку. Это позволит увеличить силу сцепления боковин в несколько раз за счёт большего удельного давления.

Разработанная конструкция устройства позволяет по аналогии с существующими траковыми устройствами повысить тягово-сцепные свойства колёсной машины на 15—20% [2, 3].

Предлагаемое универсальное устройство будет способствовать повышению скоростных возможностей колёсной машины в тяжёлых дорожных условиях на 9—12%, снижению расхода топлива на 5—12% и улучшит условия труда оператора [2, 3, 7].

Оснащение автомобилей и тракторов с колёсной формулой 4 х 2 подобными устройствами особо рекомендуется предприятиям АПК.

Устройство может быть смонтировано в любых дорожных условиях (грязь, колея, глубокий снег, пахота и др.).

Литература

1. Бабков В.Ф. и др. Проходимость колёсных машин по грунту. М.: Автотрансиздат, 1959.

2. Горшков Ю.Г., Дмитриев М.С., Старунова И.Н. Повышение эффективности транспортно-технологических процессов и улучшение условий труда работников АПК за счёт инженерно-технических устройств: монография. Челябинск: ЧГАА, 2010. 291 с.

3. Горшков Ю.Г. Повышение эффективности функционирования системы «дифференциал — пневматический колёсный движитель — несущая поверхность» мобильных машин сельскохозяйственного назначения: дисс. ... докт. техн. наук. Челябинск, 1999. 311 с.

4. Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» от 01.11.2005 г.

5. Детали машин и основы конструирования / под ред. М.Н. Еро-хина. М.: Колос, 2005.

6. Каталог шин предприятия «Торговый дом «Кама». URL: http://www.td-kama.com/ru/tyre_catalog^.

7. Горшков Ю.Г., Старунова И.Н., Калугин А.А. и др. Универсальная лента для улучшения сцепных и тормозных качеств пневматических шин // Тракторы и сельхозмашины. 2012. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.