Ф.В. Смехов
ПОВЫШЕНИЕ СВОБОДЫ ВЫБОРА ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ КОНСТРУКТИВНОГО КОПИНГА
В статье дается краткая характеристика трансактного подхода к совпадающему поведению. Рассматриваются основные положения проблематики конструктивного совладания. Обсуждается негативная тенденция снижения свободы выбора человеком своего поведения в стрессовой ситуации как основной причины деструктивного совладания. Проводится аначиз ряда психотерапевтических интервенций, помогающих человеку свободно и осознанно выбирать свое поведение в трудной ситуации.
Совладение с трудностями - достаточно молодая и мало разработанная область психологических исследований. Хотя интерес к сфере переживания и преодоления жизненных трудностей проявляют многие психологические дисциплины: общая психология, инженерная психология, клиническая и социальная психологии. Термин «ко-пинг» (англ. coping), как правило, используется для обозначения поведенческих и когнитивных усилий человека, предпринимаемых им для совладания с грудными ситуациями. Полностью удовлетворяя принципу психологического единства личности и окружающего ее мира, выдвинутого К. Левиным, копинг есть «индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями» [17, с. 21]. Предназначение копин-га состоит в том, чтобы наилучшим образом адаптировать человека к требованиям ситуации так, чтобы можно было погасить или снизить ее стрессогенное воздействие.
Первоначально проблематика копинга разрабатывалась в рамках психологии стресса и к середине 1970 гг. сформировалась в отдельный Трансактный подход к стрессу [12; 13]. В его основе лежит процессуально-когнитивная парадигма, которая интерпретирует стресс «как процесс развития индивидуально личностных форм адаптации к осложненным условиям деятельности, плавными компонентами которого являются когнитивная оценка ситуации и актуализация репертуара вну тренних средств преодоления затруднений (т.н. coping strategies)» [12, с. 77]. Новый взгляд на проблематику стресса первым предложил Р. Лазарус, создав психологическую модель стресса. Совладание с жизненными трудностями
Р. Лазарус и С. Фолкман определяют как «непрерывно изменяющееся когнитивные и поведенческие усилия индивида, направленные на совладание и управление специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подверг ающие его испытанию или превышающие его ресурсы» [29, с. 141].
Трансактный подход представляет логику развития событий от возникновения трудной, стрессовой ситуации до того или иного варианта ее разрешения в виде когнитивных моделей совладания. При этом для грансактных моделей характерно «соотнесение основных этапов развития стресса с блоками психологических операций, обеспечивающих субъективную репрезентацию (или построение «образа») наличной ситуации, ее когнитивную оценку с точки зрения мотива-ционно-потребностных установок субъекта и формирование стратегий преодоления или «выходы» из сложившихся обстоятельств» [ 13, с. II].
Понимание копинга в динамическом ключе -как взаимодействие субъекта с внешней средой - остается наиболее распространенным в психологии на сегодняшний день. В рамках этих представлений, в основном, осуществляются попытки описать способы совладания субъекта с трудностями, определить их конструктивность и попять, что влияет на выбор и актуализацию того или иного ответа (response) человека на стресс. При этом психологов интересует весь спектр совладеющей активности - от бессознательных реакций и психологических защит до осмысленного построения стратегий собственного поведения с целью преодоления трудностей либо уменьшения и избегания их отрицательных последствий, либо привыкания к возникшим условиям и требованиям среды.
© Ф.В. Смехов, 2008
¿09
Большое внимание в исследованиях совладания с трудное гями уделялось классификациям стратегий совладания. Ряд исследователей пытались выделять полный репертуар, собирая в рамках одной классификации множество стратегий, тактик и стилей совладания, обнаруженных ими в ходеразличных исследований [25; 1; 2; 5; 17; 16]. Однако попытки зафиксировать полный «веер» возможных реакций человека на стресс может привести к ситуации, возникшей в социальной психологии с «теорией черт». Этот подход к изучению лидерства шел по пути выделения личностных качес гв необходимых для того, чтобы стать лидером. Очень скоро стало ясно, что задача составления полного перечня таких черт нерешаема. Так, в исследованиях Т.Ю. Бильгильдеевой и Т.Л. Крюковой, посвященных возрастным особенностям совладающего поведения, было выделено свыше 400 копинг-стратегий [3]. Другие исследователи шли по пути обобщающих классификаций и пытались очертить континуум совладающего поведения, ограничивая его такими полюсами как: проблемно-ориентировапный копит и эмоционально (личностно ^ориентированный копинг [24; 29; 34]; активные (преобразующие, преодолевающие) и пассивные (приспособительные, «обороняющиеся») формы преодоления трудностей [20; 24; 29; 31]; оперативное преодоление и превентивное(проактивное) преодоление [5; 30].
Конструктивность копинг-стратегий
В литературе критерии конструктивности совладания в основном связываются с психологическим благополучием субъекта и определяются понижением уровня невротизации, отсутствием дисфункциональной активности в поведении и деятельности человека и сохранением качества его жизни [33]. Однако стрессоустойчивость и уровень невротизации являются устойчивыми характеристиками личности, мало зависящими от конкретной ситуации, в которой разворачивается совладание с трудностями. Для повышения стрессоусгойчивости требуется значительный опыт удачного преодоления трудностей, субъект должен неоднократно выбирать эффективные способы совладания. Иными словами, такие критерии, как качество жизни, психологическое благополучие и стрессоустойчивость, отражают конструктивность совладания, если брать длительный отрезок жизни человека, и не «работают», если рассматривать конкретные действия индивида в
данной ситуации. Если же определять конструктивность совладания в каждой конкретной ситуации, то разумно руководствоваться двумя критериями: 1) достигнут или не достигнут желаемый результат и 2) какие ресурсы были потрачены на достижение этого результата - т.е. «цена вопроса». А.Б. Леонова и A.C. Кузнецова определяют эти два параметра как (1) результативность и (2) оптимальный способ достижения поставленной перед субъектом цели деятельности по отношению к «внутренней стоимости затрачиваемых на выполнение деятельности усилий» [14, с. 6]. Таким образом, конструктивное! ь стратегии в контексте ситуации может выражаться через соотношение цели и средств, потраченных на ее достижение. Сложность использования такого критерия в том, что всякий раз необходимо обращаться к конкретной ситуации и учитывать множество факторов, чтобы ответить на вопрос, достиг ли человек желаемого результата и какую цену ему пришлось для этого заплатить.
Для большинства стрессовых ситуаций характерна одна общая особенность: когда человек испытывает стресс, он перестает осознанно и в полной мере определять и управлять своим поведением. В трудной ситуации запускаются процессы, которые не позволяют человеку свободно осуществлять выбор: поведение становится вынужденным под влиянием манипулятора, или зависимым от аффекта и эмоционального возбуждения, или человек начинает следовать логике иррациональных идей, мешающих принимать конструктивные решения и усиливающих стресс и др.
Поскольку «поведением человека управляет, скорее, воспринимаемая (понимаемая, истолкованная), чем объективная ситуация» [2, с. 6], при столкновениях с трудностями возникают две негативные тенеденции:
1. Пристрастный, неадекватный образ репрезентируемой ситуации.
Повышенное эмоциональное возбуждение в стрессовой ситуации приводит к искажениям восприятия, феноменам «сужения сознания» или наоборот его «расплывчатости», к диффузии или повышенной концентрации и селективности внимания, растерянности, рассредоточению и т.д. При этом зачастую человек начинает реагировать на нерелевантную информацию, т.е. на нейтральные факторы, которые при других обстоятельствах не вызвали бы стрессовой реакции
Вестник КГ'У им. H.A. Некрасова ♦ 2008, Том 14
[4; 7; 8; 11; 19; 28; 32]. Таким образом, возникает цикличная зависимость - переживания и мысли человека начинают поддерживать и усиливать стрессовое состояние: всем знаком опыт тревоги за близкого человека, опаздывающего домой, когда при отсутствии каких-либо адекватных оснований, сознание начинает рисовать страшные картины происшествия, находя им «логичное» объяснение, несомненно, эти мысли только усиливают стресс, пугая нас самих. Другой часто встречающийся стрессогенный цикл - когда человек начинает нервничать сильнее, наблюдая свое волнение и смущаясь от того, что он нервничает.
2. «Включение» автоматических реакций и стереотипных моделей поведения.
Негативное эмоциональное состояние побуждает активацию защитных механизмов личности, чтобы исказить или вытеснить травмирующее событие из сознания и тем самым снизить его влияние на субъекта [18; 23]. Действие защитных механизмов также искажает образ воспринимаемой и оцениваемой ситуации. Кроме активации защитных механизмов, стрессовая ситуация, как правило, активирует стереотипные модели поведения. То, что человек не отдает себе нолный отчет в своем поведении в стрессовой ситуации, во многих случаях является неконструктивным. Даже в тех ситуациях, когда осознанное действие практически невозможно, поскольку реакция должна быть незамедлительной, боле! эффективным становится проактивная наработка заведомо адекватных автоматических действий, например, освоение боевых искусств - подготовка к ситуации, в которой потребуется самооборона.
Итак, с одной стороны, вопрос о конструктивности совладания требует анализа сложной интсракции между личностью и внешней ситуацией, в которой разворачивается совладание, с другой, большинство стрессогенных ситуаций вне зависимости от объективных трудностей имеют общую особенность, которая выражается в офаничешш свободы поведения человека в ней. Исходя из этого, нам кажется разумным не пытаться определить конструктивность различных вариантов поведения, а искать те приемы, способы и средства, которые помогают человеку справляться с трудностями, повышая степень его свободы при столкновении с ними. И в этом смысле богатый материал для анализа представляет опыт и теоретические позиции многих психотерапев-
тических школ. В психотерапии есть представления о том, как следует решать проблемы эффективно и адекватно ситуации. Исходя из этих представлений, терапевты формируют свои .ютервен-ции, помогая клиентам совладать с трудностями.
1. Осознание и рефлексия
Повышение уровня осознанности нередко
выступает основной терапевтической целью, поскольку осознание своего Я, динамики своих внутренних переживаний, понимание своего виденья проблемы является необходимым условием и одним из центральных механизмов изменений в человеке [7; 15; 21; 22].
Именно благодаря процессам сознавания и рефлексии может достигаться произвольность психических процессов и функций. Эти же механизмы позволяют противостоять действию психологических защит и «включению» стереотипных моделей поведения. В психоанализе сам по себе перевод в сознание из области бессознательного внутренних переживаний и стремлений имеет психотерапевтический эффект. В когнитивной терапии эти процессы необходимы для преодоления иррациональных идей и убеждений, формирующих неадекватный образ проблемы у человека и мешающих принимать конструктивные решения. Таким образом, в подавляющих направлениях психотерапии процессы осознания и рефлексии рассматриваются как ведущие в переработке и решении жизненных проблем клиента.
2. «Рефрейминг»
Переформулирование проблемы или «рефрейминг» - это смена угла зрения на ситуацию, которая предполагает придание нового смысла или значения ситуации и, как следствие, изменение к ней отношения. Конструктивное переформулирование является одним из основных механизмов, позволяющих выйти за рамки цикличных процессов, которые усиливают стрессовую ситуацию, рождают трудности и сохраняют дисфункцию активности субъекта совладания.
То, как человек интерпретирует свой опыт, образует мир, в котором он живет, его отношения с другими людьми, способы переживания. Деятельность и поведение человека основаны на том, как он интерпретирует свой опыт. Совершая деятельность, человек приобретает новый опыт, который вновь должен быть осмыслен и проинтерпретирован. Рефрейминг побуждает увидеть ситуацию и свой опыт в ней с разных точек зрения, он является одним из основных механизмов
изменений человека и его жизни [10; 21]. Этот мощный инструмент помощи в совладании с трудностями активно используется в таких психотерапевтических направлениях как Гештальт-терапия, НЛП, Нарративная и Когнитивная терапии. Рефрейминг служит «целям избавления клиента от черно-белого восприятия действительности, преодоления ограниченного взгляда на вещи, помогает расширить его сознание, увидеть другие возможности наконец повысить его самооценку»^,^ 172].
3. Движение от результата, а не от проблемы
Движение от результата - это представления о том, что для решения проблемы ключевым является не анализ факторов, породивших ее, а очень подробное описание желаемого будущего без проблемы и планирование шагов для достижения его. Эта идея является одной из основополагающих представлений ориентированной на решение краткосрочной терапии (Solution Focused Brief Therapy ). Основным ориентиром терапевтической работы SFBT выступают представления клиента о необходимом ему результате терапии, а целью соответственно - достижение не-проблемной, желаемой клиентом картины существования [6]. Ряд проведенных исследований подтверждают, что люди, сфокусированные на решении своих проблем, а не на самих проблемах, справляются с трудностями более эффективно [26; 27]. В основе этого приема лежит механизм целеполагания: при правильной постановке задачи на изменение человек сам начинает корректировать свое поведение и деятельность в соответствии с той целью, которую он себе поставил.
Три выделенные нами элемента психотерапевтической практики наиболее часто встречаются в виде принципов, позиций, методов и техник в самых разных направлениях психотерапии. Разумеется, репертуар психотерапевтических приемов и средств ими не ограничивается, однако, они вскрывают те механизмы, которые запускают изменения в клиенте и его ситуации, они позволяют двигаться к осознанному выбору человеком своего поведения, что является, на наш взгляд, необходимым условием для конструктивного совладания с трудностями.
Библиографический список
/. АнцыфероваЛ.И Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразо-
вание ситуаций и психологическая защита // Пси-хол. журнал, том15.-№1,1994.
2. АнцыфероваЛ.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия//Психол. журнал, том14.- №2,1993.
3. Бильгилъдиева Т.Ю., Крюкова Т.Л. О возрастных аспектах копинг поведения // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии: Материалы Всероссийского симпозиума. -Кострома, 2000.
4. Бодров В. А. Когнитивные проце ссы и пс и-хологический стресс // Психол. журнал, том 17. — №4,1996.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М., 2006.
6. Будинайте Г.Л. Краткосрочная, ориентированная на решение терапия // Системная семейная психотерапия: классика и современность. -М., 2005.
7. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы построения психологической помощи // Вопросы психологии, 1988. -№5.
8. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. -М.: МГУ, 1976.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Нейролингвистическое программирование (НЛП) // Основные направления современной психотерапии. - М., 2000.
10. Жорняк Е. С. Нарративная психотерапия // Системная семейная психотерапия: классика и современность. - М., 2005.
11. Kumaee-СмыкЛ.А. Психология стресса. -М., 1983.
12. Леонова A.B. Комплексная стратегия анализа стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. // Психологический журнал, том 25. -№2,2004.
13. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ; сер. 14.-№3,2000.
14.Леонова А.Б., Кузнецова A.C. Психопрофилактика стрессов. - М.: МГУ, 1993.
15. Мастеров Б.М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования. Дис ... канд. психол. наук. - М., 1998.
16. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии, том 1.—№2,1998.
17. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журнал, том 18.-№5,1997.
212
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ♦ 2008, Том 14
18. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. - СПб, 2001.
19. РейковскийЯ. Экспериментальная психология эмоций.-М., 1979.
20. Сизова И.Г., Филиппченкова С И. Методика диагностики когнитивно-поведенческих стратегий преодоления // Современная психология: состояние и перспективы исследований: Материалы юбилейной научной конференции Ин-та психологии РАН. М., 2002.
21. Фридман Д., Комбс Д. Конструирование иных реальностей. Истории и рассказы как терапия.-М., 2001.
22. Холмогорова А. Б. Работа с убеждениями: основные принципы // Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по когнитивной психотерапии. - № 4,2001.
23. Atkinson R.L. Atkinson R.C. Smith E.E., HilgardE.R. Introduction to Psychology. HBJ, 1987.
24. Billings A. G., Moos R.H. Coping, stress and social resources among adults with unipolar depression // J. of Personal and Social Psychology. 1984. Vol. 46
25. Carver C.S., Schneier M.F., Veintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56.
26. De Shazer S. Keys to Solution in Brief Therapy.-N.Y., London, 1985.
27. De Shazer S. Words were originally magic. -N.Y., London, 1994.
28. Lazarus R.S. Emotion and Adaptation: Conceptual and Empirical Relation.In: Arnold W.J. (ed.). Neb. Symp. On Motivation Lincoln, Univ. Of Nebraska Press, 1968.
29. Lazarus R.S. Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y., 1984.
SO.Matheny K.B., Aycock D.W., Hugh J.L., Cutlette W.L., Silva-Cannella K.A. Stress coping: A qualitative and quantitative synthesis with implications for treatment // Counseling Psychologist. 1986. V. 14.
31. Mechanic D. Students under stress: a study in the social psychology of adaptation. Madison. 1978.
32. Phares E. J. Introduction to Personality. By Harper Collins Publisher inc., USA, 1991.
33. Sears DO., Peplau, L.A., Freedman J.L., TeylorS.E. Social Psychology. New Jersey, 1988.
34. Vitaliano P.O., De Wolfe D.J., Maiuro R.D., Russo J., Katon W. Appraisal changeability of a stressor as a modifier of the relationship between coping and depression: A test of the hypothesis of fit // J. of Personality and Social Psychology. 1990. Vol.59.