УДК 662.01:338.28
© М.А. Комиссарова, С.А. Леонова, 2014
М.А. Комиссарова, С.А. Леонова
ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ*
Затронуты проблемы управления предприятиями угледобывающей промышленности, рассматриваются основные требования, предъявляемые к бизнес-процессам на предприятии, и оценивается целесообразность использования основ процессного стратегического моделирования в целях повышения эффективности функционирования предприятий данной отрасли.
Ключевые слова: управление, процессное моделирование, бизнес-процессы.
Следует отметить стремительно возрастающий интерес к проблемам управления промышленными компаниями с позиции стратегического менеджмента. Проблема управления предприятиями угледобывающего комплекса, а также повышения результативности их деятельности, имеет особую социальную и экономическую важность с учетом потребностей в энергоносителях, высокой степени значимости для развития экономии как регионов, исключительной спецификой деятельности которых является добыча и переработка угля, так и для мирового экономического развития.
Востребованность концептуально-методических и теоретико-эмпирических направлений исследования механизмов управления угледобывающими компаниями требует серьезной проработки вопросов создания эффективного инструментария поддержания их конкурентоспособности и стабильного функционирования в условиях неопределенности внешней среды.
Различного рода исследования непосредственно связано с форма-
лизацией рассматриваемого объекта исследования, представлением его в виде модели системы, процесса, среды. В исследовании модель (от лат. modelium - мера, образ, способ) предлагается как наиболее эффективный инструмент изучения реальности. По мнению академика Н. Моисеева, «модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать наглядным и использовать в своих практических, жизненных нуждах» [1]. Важно понимать, что модель, являясь прообразом изучаемой системы, как правило, никогда не может достигнуть ее стопроцентного соответствия. При построении модели используют разного рода упрощения, с помощью которых стараются представить не весь объект, а дать характеристику его отдельного элемента, выделяя при этом главные для исследования свойства. Разработка модели всегда базируется на системе гипотез, отражающих понимание исследователем изучаемого объекта. При этом следует обратить внимание на определение модели, предлагаемое В. Могилевским: «Моделью назы-
* Результаты работы получены при поддержке проекта № 2873 «Теория, методика и технологии профессионального образования по направлениям подготовки соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики», выполняемого в рамках базовой части государственного задания № 2014/143.
Математические модели Имитационные модели
i 1 --
Модели экономики:
балансовые
э ко нометричес км е
экономика-
математические
экономико-
статие! яческие
Модели управления: оптимизационные теории массового обслуживания марковских процессов теории игр
оптимального управления системной динамики
Модели прогноза:
трендовые
функции
регрессионные
функции
функции
насыщения
функции роста
Рис. 1. Классификация моделей, [4]
вается специально синтезированный для удобства исследований объект, который обладает необходимой степенью подобия исходному...» [2]. Требуемая степень подобия подразумевает, что, как и система, модель реагирует на одинаковые входные сигналы.
На данный момент существует определенный набор математических и имитационных моделей, используемых в выбранных направлениях; в качестве таковых могут выступать являются экономические, организационно-управленческие и прогнозные модели (рис. 1). В общепринятой классификации моделей присутствует ряд условностей, поскольку различные исследования, использующие модели как конечный результат, осуществляют своего рода прогноз. При этом ключевыми показателями в рамках управления предприятиями в области их финан-совой и производственно-хозяйственной деятельности являются критерии эффективности деятельности фирмы. Описанные выше виды моделей можно использовать комплексно, в разные временные периоды реализации целей и задач выбранной стратегии.
По мнению авторов [2, 3, 4] экономические модели являются своего рода механизмом формализации различных процессов и их свойств с
целью определения качественных и количественных характеристик различных составляющих экономических систем (рис. 1). Любой из представленных на рисунке типов моделей обладает своей областью применения и обеспечивается определенным математическим аппаратом.
Модели субъектов экономики являются базовыми для всех видов планирования; чаще всего они используются при решении задач стратегического планирования. В процессе формирования моделей стратегического и тактического планирования применяют такие инструменты, как математическая статистика, линейное и нелинейное прoграммирование и т.д.
В целях решения проблем в области управления производственными запасами, планирования производства, оптимизации имеющихся материальных ресурсов организации, обслуживания оборудования, логистики и пр. используют оптимизационные модели.
В рамках проводимого исследования, автор считает целесообразным уделить внимание задачам моделирования организационной и управленческой структуры промышленных предприятий угледобывающей отрасли. Для этого в работе предлагается рассмотреть функционирование промышленных компаний, в т.ч. угледо-
бывающих, с точки зрения процессного подхода.
Особенности бизнес-процессов предприятий угледобывающей отрасли определяются факторами внешней среды и внутренними факторами, связанными со спецификой добывающей отрасли. С учетом этого представляет интерес разработка комплекса мероприятий, направленных на развитие бизнес-процессов, в связи с чем необходимо провести их реорганизацию. Это позволит оптимизировать бизнес-процессы по всей цепочке создания ценности, сократить энергоемкость, диверсифицировать продукты, получаемые на угледобывающих предприятиях, изменить оргструктуру с целью повышения эффективности управления компанией.
Традиционная схема управления организациями предполагает безусловное выполнение структурными единицами организации, должностными лицами и работниками своих функций, которые отражены в уставах организаций, положениях о
структурных подразделениях и должностных инструкциях персонала.
Такое планирование хода работ отличается рядом негативных моментов:
• рабочие-исполнители слабо ориентируются в структуре самого производственного процесса, в том, кто является хозяином процесса и т.п.;
• нечетко представляется миссия организации (предприятия), их взаимоотношения с конечными потребителями;
• зачастую у исполнителей отсутствует правильное видение получаемых результатов функционирования компании и т.д.
При анализе рабочих процессов часто выясняется, что большой потенциал роста эффективности работы организации и снижения непроизводительных затрат находится в местах сопряжения функциональных подразделений между собой, с потребителями и поставщиками. Именно в этих местах сопряжения чаще всего теряется или искажается при передаче информация, возникают непроизводи-
Основные требования, предъявляемые к бизнес-процессам предприятия'
Требования Характеристики
Качественные
Результативность Возможность сопоставления полученного результата с требованиями заказчиков
Эффективность Показывает качество реализации процессы, например, повышение эффективности компании за счет сокращения затраты на проведение процедур по оптимизации бизнес-процессов
Адаптируемость Способность процесса реагировать на влияние факторов внешнего окружения, выбирая ту или иную стратегию развития предприятия
Количественные
Производительность Отношение количества единиц на входе к количеству единиц на выходе
Длительность Временной интервал, необходимый для завершения того или иного процесса
Соответствие Наличие параметров, необходимых для выполнения процесса в определенных границах
' Составлены авторами в процессе проводимых исследований.
Управление
Входы Процесс Выходы
(функция)
Механизм (Ресурсы)
Рис. 2. Процесс в ЮБРО в графическом изображении [8]
тельные затраты. Это может привести к нежелательной конкуренции между взаимодействующими подразделениями и структурными единицами организации.
Применение межфункциональных команд или коллективов, т.е. команд, ориентированных на процесс, позволяет убрать ненужные места сопряжения и значительно увеличить скорость и эффективность протекания рабочего процесса.
Под ориентацией на процесс понимается максимизация эффективности процессов, охватывающих различные структурные единицы организации, а не только стремление к эффективному выполнению своих функций отдельными подразделениями или отделами, как при «функциональной ориентации» [5].
Основные требования, предъявляемыми к процессу, выполнение которых входит в компетенцию менеджера процесса, указаны в таблице.
Как показывает опыт менеджмента процессов, любым рабочим процессом можно успешно управлять, если определена четкая ответственность за него определенного должностного лица. Для каждого процесса должен быть определен его владелец или менеджер процесса, которому предоставляются соответствующие ресурсы и полномочия и который несет ответственность за эффективность, дей-
ственность и соответствие процесса установленным требованиям.
Описание сети процессов, составляющих деятельность организации -это сложная организационно-техническая задача, для решения которой требуются специальные средства описания и анализа.
С этой проблемой менеджеры проектов столкнулись в первый раз во второй половине прошлого века в ходе выполнения коммерческих проектов в США. Тогда же разработана и внедрена специальная программа комплексной поддержки производства компьютерной техники (ICAM - Integrated Computer-Aided Manufacturing), в которой была использована теория системного анализа. Затем с использованием этого принципа учеными были получены теоретические разработки в области функционального моделирования IDEF0, принятой в качестве федерального стандарта США еще в 1993 г., а в начале XXI в. стала использоваться в качестве основной документации по стандартизации в условиях отечественной экономике [6].
В виде графического представления процесса применяется нотация, представленная на рис. 2.
В рамках рассматриваемой нами методологии IDEF0 процесс представляет собой так называемый функциональный блок, преобразующий входы в выходы при условии наличия у организации набора необходимых ресурсов в стабильных условиях.
Блоки выделяются в виде функций, описывающих отдельные виды работ, бизнес-процессы или их оптимизацию на базе разнообразных методов и приемов. Перечень блоков вносится в его середину в виде существительного либо целого самостоятельного предложения. При этом наблюдается строгое упорядочивание размещения блоков в диаграмме, дающая возможность определить местонахождение
каждого отдельно взятого блока в комплексе всей процессной цепочки. Стрелками на рисунке изображается структура взаимосвязей между отдельными процессами в IDEF0, которая осуществляется в виде соединения входов и выходов одних функциональных блоков с другими.
Набор необходимых параметров, таких как сырье, материалы, статистические данные и пр. используемые организацией ресурсы, имеющие отношение к рассматриваемым блокам функции, находятся на входе, а продукты их переработки - на выходе. Механизмы осуществления той или иной функции являются долговременной ресурсной базой, которая используется для реализации необходимых действий компании. Таковыми являются материальные и нематериальные активы организации, ее структура, трудовые ресурсы и т.д. Тогда как различные нормы и нормативы, условия и регламентирующие документы представляют собой управленческие ресурсы, и подводятся к блокам верхними стрелками (рис. 2).
Целесообразность использования методологии IDEF0 в области характеристики и группировки процессов стратегического менеджмента угледобывающих предприятий подтверждается ее возможностями преодолеть обозначенную проблему в обозначенных границах системы управления. Кроме, того, как уже было сказано ранее, методология функционального моделирования выступает в качестве стандарта в большинстве государств, включая Россию и США. Это позволяет применять методологию IDEF0 как способ по обмену необходимой информацией между всеми участниками механизма стратегического управления. Применение компьютерных программ на стадии описания процессов позволяет не только повысить эффективность решения этой задачи, но так-
же использовать эти модели на стадии менеджмента процессами, интегрируя их в корпоративную информационную систему организации.
Программные продукты для отображения и моделирования процессов, рассматриваемые в рамках используемого в настоящее время компьютерного обеспечения, следует разделить на несколько основных группы:
• универсальное программное обеспечение компьютерной графики, Microsoft PowerPoint, CorelDRAW, Microsoft Word, Micrografx Designer, которое используется для описания различных процессов;
• AllFusion Process Modeler 7 (ранее BPwin) является инструментом для моделирования, анализа и оптимизации бизнес-процессов, что позволяет существенно упростить процесс управления сложной организацией, кроме того дает возможность графического представления бизнес-процессов, повышая тем самым эффективность разрабатываемых бизнес-проектов;
• специальное программное обеспечение для общего описания и функционального моделирования процессов, например, BPwin и др.;
• специальное программное обеспечение, применяемое для описания хода процессов в качестве потоковых диаграмм (Flowcharts), например, Action Workflow Analyzer, Visio, ABC Flowchart, Flowmodel и др.;
• использование моделирования процессов в форматах ARIS, Micrografx Optimal, модули процессов SAP и т.д.
За счет использования вышеописанных продуктов моделирования возникает возможность воссоздания реальной картины функционирования компании. На основе указанной методики при проведении данного диссертационного исследования была разработана функциональная модель управления деятельностью предпри-
Рис. 3. Функциональная модель управления деятельностью предприятия угледобывающей промышленности
Рис. 4. Процесс добычи угля
' Диаграмма дерева узлов. Составлена авторами в соответствии с концепцией процессного подхода к управлению. Диаграммы Node Tree показывают иерархию функций в модели и позволяют рассмотреть всю модель целиком.
Рис. 5. Сопутствующие процессы
ятия угледобывающей промышленности. При этом использовалось программное обеспечение AllFusion Process Modeler. Модель включает в себя 64 элемента в нотации IDEF0 и 14 элементов в нотации IDEF3. Дерево узлов модели приведено на рис. 3.
Построение указанной модели при рассмотрении контекста позволяет выявить структуру внешних связей предприятия угледобывающей промышленности и определить основные управляемые переменные, характеризующие его деятельность. При декомпозиции контекста была построена модель первого уровня, включающая 4 элемента управления.
Для задания сети процессов в модель включена система связей элементов (activity), включающая более 250 связей. На рис. 4, 5 представлены фрагменты вышеприведенной модели. Декомпозиция элементов системы управления, рассмотренных в модели выполнена до уровня, требующегося при рассмотрении соответствующего элемента, при построении потоко-
вой модели системной динамики. Так, рассмотрение процесса оперативного управления позволяет выделить элементы диаграммы, характерные для управленческой деятельности.
Стратегический менеджмент распространяется на все угледобывающее предприятие, и для его эффективного применения необходима связь менеджера по стратегическому развитию со всеми подразделениями компании.
Считаем, что построение эффективной модели управления деятельностью предприятия угледобывающей промышленности на базе использования методологии процессного стратегического моделирования в соответствии с международными требованиями позволит руководителям определять и управлять ключевыми процессами и результатами деятельности компании, интегрировать разобщенные действия функциональных подразделений и тем самым повышать их инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моисеев Н.Н. Системный анализ: математические методы. - М.: Наука, 1993.
2. Могилевский В.Д. Методология систем. - М.: Экономика, 1999.
3. Жуковская Л.В. О моделях и методах управления сложными социально-экономическими и динамическими системами // Проблемы управления. - 2005. - № 1. -C. 38-44
4. Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: Уч. пособие / Под ред. Ю.В. Гусева. - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. -367 с.
5. Framework for Managing Process Improvement. Vol. 1. Electronic College of Process Innovation. DoD USA. May, 1994. 3
6. Р50.1.028-2001. Методология функционального моделирования. - М.: Госстандарт России, 2000. - URL: http://www.cals.ru/
7. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. - 408 с. (PDCA).
8. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы «Регламентация и управление» Учебник. - М.: изд. дом «Инфра-М», 2004.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ_
Комиссарова Мария Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент, е-таИ; [email protected],
Леонова Светлана Анатольевна - старший преподаватель, е-таП: [email protected], Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
UDC 662.01:338.28
ENHANCING RTSULTS COAL COMPANIES BASED PROCESS SIMULATION
Komissarova M.A., Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor, e-mail: [email protected], Leonova S.A., Senior Lecturer, e-mail: [email protected], Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI).
The article deals with problems of management of a coal company, considers main requirements imposed on business processes and estimates practicality of basic strategic modeling of business processes for the purposes of enhancement of enterprise efficiency within a given industry.
Key words: management, process modeling, business processes.
REFERENCES
1. Moiseev N.N. Sistemnyj analiz: matematicheskie metody (System analysis: Mathematical methods), Moscow, Nauka, 1993.
2. Mogilevskij V.D. Metodologija sistem (System methodology), Moscow, Jekonomika, 1999.
3. Zhukovskaja L.V. Problemy upravlenija, 2005, no 1, pp. 38-44.
4. Frejdina E.V. Issledovanie sistem upravlenija: Uch. posobie, pod red. Ju.V. Guseva (Analysis of controlling systems: Educational aid, Gusev Yu.V. (Ed.)), Moscow, Izdatel'stvo «Omega-L», 2008, 367 p.
5. Framework for Managing Process Improvement. Vol. 1. Electronic College of Process Innovation. DoD USA. May, 1994. 3
6. R50.1.028-2001. Metodologiya funktsional'nogo modelirovaniya (R50.1.028-2001. Methodology of functional simulation), Moscow, Gosstandart Rossii, 2000. URL: http://www.cals.ru/
7. Repin V.V., Eliferov V.G. Protsessnyi podkhod k upravleniyu. Modelirovanie biznes-protsessov (Process-based approach to management. Business-process modeling), Moscow, RIA «Standarty i kachestvo», 2008, 408 p. (PDCA).
8. Eliferov V.G., Repin V.V. Biznes-protsessy «Reglamentatsiya i upravlenie», Uchebnik (Business-processes «Regulation and Control», Textbook), Moscow, izd. dom «Infra-M», 2004.