УДК 378.2
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ЗА СЧЕТ ОВЛАДЕНИЯ ИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОТЕХНИКИ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
© Михаил Иванович СТАРОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогической и возрастной психологии, e-mail: [email protected]
На основе анализа многолетней психолого-педагогической деятельности автора (50 лет) в школах, средних и высших учебных заведениях рассматриваются некоторые стратегии, приемы и стили теоретического и практического решения повышения профессиональной компетентности будущих педагогов и психологов различных специальностей.
Сравниваются некоторые общие моменты деятельности педагога и психолога с деятельностью актера, а также отличия их труда.
Отмечается, что на основе учения К.С. Станиславского ряд исследователей делали попытки определить сходство труда педагога с актером, и почти никто не изучал вопросы использования актерской психотехники в профессиональной подготовке будущих педагогов и будущих психологов.
Приводятся авторские примеры подготовки педагогов и психологов обучения элементам психотехники актерского мастерства в учебных процессах образовательных заведений на лекционных, семинарских, практических (тренинговых) занятиях, а также во время производственной и педагогической практик. Даются конкретные советы, в т. ч. и с помощью средств мультимедиа, для самостоятельного овладения студентами элементами психотехник.
В связи с поставленными задачами раскрываются некоторые средства, приемы, стили и стратегии психолого-педагогической подготовки педагогов и психологов с использованием элементов психотехник актерского искусства.
Перечисляется ряд тренингов, которые можно с успехом применять при профессиональной подготовке педагогов и психологов для повышения профессиональной компетентности. Отмечается, что психолого-педагогический тренинг представляет сложную целенаправленную деятельность преподавателей, включающую в себя: информационную, коммуникативную, обучающую, интерактивную, релаксационную, прогностическую и другие функции. В зависимости от целей специалисты подразделяют тренинги на формирующие, регулирующие, развивающие, тематические, коррекционные и др.
На основании учений Л.С. Выготского и К.С. Станиславского представлена модель нахождения будущих специалистов в двух социальных кругах: большой и малый круги общения, в которых происходит психологический механизм «перевоплощения» образа, сознания и подсознания студентов.
Рекомендуются несколько основных направлений применения элементов различных психотехник, предназначенных для улучшения профессиональной компетентности будущих педагогов и психологов, при этом даны ознакомительные характеристики некоторых из них. Помимо названных ранее тренингов - развивающие упражнения из различных направлений индийской йоги, развитие внутренней техники исполнения и умения полностью расслабляться и успокаиваться, техника оздоровительной гимнастики на основе даосско-будистской системы Цигун, гештальт-терапия, методика «психодрамы», стретчинг, ролевые игры, коучинг, решение проверочно--оценочных ситуаций и др.
Ключевые слова: будущий педагог; будущий психолог; профессиональная компетентность; психотехника; актерское мастерство.
Общепризнанным является то, что высококвалифицированные педагоги и психологи разных специальностей достаточно хорошо владеют разнообразными элементами психотехники и приемами театрального искусства, и подавляющее большинство специалистов широко используют их в своей сложной профессиональной деятельности. Это стало особенно заметно в процессе наших наблюдений (прямых, косвенных и скрытых) во время преподавательской деятельности в школах, средних и высших профессиональных заведениях (свыше 50 лет). Подтвержде-
нием этого является и то, что в последние годы на конкурсах специалистов педагогов и психологов основными критериями при подведении итогов их компетенции и квалификации являются не только профессиональные знания, но и умение практически представить свою специальность на высоком артистическом уровне.
По этому поводу давайте прислушаемся к авторитетному мнению знаменитого отечественного педагога и основателя педагогической психологии в России К.Д. Ушинского: «Мы не говорим педагогам - поступайте так
или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только эти обстоятельства бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не похожи одна на другую» [1, с. 55].
В профессиональной деятельности субъектов - педагогов, психологов, актеров, есть много общего, но имеются и существенные различия.
Во-первых, хочется отметить, что все вышеназванные субъекты взаимодействуют с другими людьми.
Во-вторых, их профессиональная деятельность требует высокого уровня творчества, стрессоустойчивости, артистичности, коммуникабельности, перцепции, эмпатии, импровизации, экспромта, психофизиологической и социальной духовно-нравственной культуры.
В-третьих, для их плодотворной профессиональной деятельности необходимо постоянное самосовершенствование своих знаний, умений и навыков, приемов, стратегий и стилей взаимоотношений с людьми.
В-четвертых, и тем и другим субъектам необходимо не столько воспринимать, сколько хорошо понимать эмоциональное состояние других по выражению их экспрессивных признаков, по характерным оттенкам голоса, и воздействовать на них через целенаправленную непрерывную упражняемость, тренинги, тренировки.
В-пятых, следует заметить, что актерство - это перевоплощение в другие «Я». Заметим, что и педагога, и психолога, по нашему мнению, тоже можно считать театральным специалистом, но с достаточно серьезной оговоркой, заключающейся в том, что их деятельность можно с уверенностью и справедливо называть «театром одного актера».
Некоторые попытки определить общие моменты в трудах педагога и актера на основе учения К.С. Станиславского [2] предпринимали такие исследователи, как Л.С. Выготский [3], А.Б. Вэскер [4], И.М. Горчаков [5], П.М. Ершов [6], Н.В. Клюева [7], А.С. Макаренко [8], Л.М. Митина [9], А.В. Мудрик [10], Л.А. Петровская [11], П.В. Симонов [12], Л.Н. Толстой [13], Н.Е. Щуркова [14] и др.
Вместе с тем анализ научных источников по использованию актерской психотехники в профессиональной подготовке именно буду-
щих педагогов и психологов свидетельствует о том, что данная проблема, как это не парадоксально будет звучать, в последние годы изучалась крайне редко [15-17].
В то же время наш многолетний практический психолого-педагогический опыт позволяет утверждать, что и педагог, и психолог, и актер в своей профессиональной деятельности постоянно прибегают к психолого-техническим артистическим стратегиям, стилям и приемам заимствованным непосредственно из арсенала театрального искусства.
Поэтому актуальнейшей проблемой повышения профессиональной компетентности будущих специалистов рассматриваемого профиля является систематическое развитие их психолого-педагогических и артистических способностей.
Каждый юноша и каждая девушка, избравшие для будущей жизни профессии педагога или психолога как на сознательном, так и на бессознательном уровнях, незаметно и постепенно овладевают крупицами актерского искусства. Особенно в процессе освоения ими преподаваемого материала из различных учебных дисциплин в профильных классах школ, в специальных средних и высших учебных заведениях. А для качественного развития профессиональной компетентности, в первую очередь, требуется кропотливая внутренняя работа каждого субъекта над собой. Это заключается в овладении приемами и правилами, способствующими побуждению самочувствования в необходимый момент; внешняя активная деятельность по приготовлению соматического аппарата, заключающегося в экспрессивных проявлениях: движениях, мимике, взгляде, речи, осанке, жестах, походке, особенностях вегетативных реакций (цвет и состояние кожи, тремор рук, особенности дыхания и др.). Все это необходимо для глубокой и выразительной передачи через коммуникационные каналы информации другим людям и психолого-педагогическому влиянию на них с последующим взаимообогащением [16; 17].
В учебно-воспитательном процессе по подготовке будущих педагогов и психологов необходимо учитывать мнение К.С. Станиславского, который считал: «Учитель, вносящий страх и трепет в студию вместо обаяния и радости, не должен в ней учить. Он вреден. Так же и дирижер, не умеющий привлечь внимания - любви - в певцах и делающий указания в грубой и резкой форме,
не должен быть в студии. Он только бессильный творческий человек и поэтому ищет во вне выхода своим основным чувствам: раздражению, личному предпочтению тех или иных; он не увлекается образами композитора и не разыскивает их, а ищет голые ноты в тех или иных людях» [18, с. 47].
Нами в процессе подготовки педагогов и психологов велась и ведется систематическая работа по обучению студентов элементам актерской психотехники как компоненту психолого-педагогического мастерства на лекционных, семинарских, лабораторных, практических и тренинговых занятиях, во время психолого-педагогического анализа урока или внеклассного мероприятия на производственной и педагогической практике. Например, обучение приемам овладения элементами психотехник и психологических технологий осуществлялось в процессе преподавании таких учебных курсов, как: «Психология отношений», «Педагогические технологии», «Психология педагогического общения», «Педагогическая психология», «Ди-даскология и деонтология», «Психология семейных отношений», «Психология влияния», «Основы современных психотехник», «Педагогическое мастерство», «Психотренинг общения» и др.
Так как наши исследования в течение нескольких десятилетий свидетельствуют, что у большинства студентов 1-2 курсов средних и высших учебных заведений рассматриваемых специальностей недостаточно совершенными являются нервно-психические и сенсорно-психические сферы, дыхательная система, умение управлять своими экспрессивными проявлениями, речедвигательный аппарат, которые представляют различные компетенции психофизических потенциалов и дыхательных арсеналов изучаемых субъектов и педагогов, и психологов, и актеров-режиссеров.
Качественная подготовка и специальное развитие психофизического аппарата у будущих специалистов осуществляется посредством набора специализированных элементов - приемов, упражнений и наглядных пособий (тренинга, стретчинга, коучинга, ролевых игр, гештальт-терапии, медитации, аутотренинга, психомышечных тренировок и др.), широко применяемых как в актерском искусстве, так и высококомпетентными педагогами и психологами.
Специфика психолого-педагогической деятельности требует от специалистов-педагогов и специалистов-психологов владения элементами психотехники актера еще и потому, что непосредственно связана с вербальным и невербальным взаимодействием с другими субъектами. К тому же она направлена, как правило, на разрешение разноплановых, а иногда явно конфликтных ситуаций. Особенно встречаются сложности и трудности в деятельности специалистов по чрезвычайным ситуациям и в системе постоянно модернизирующегося российского образования. Все это заставляет их находиться в постоянной психофизической готовности к активной, творческой и экспромтной работе с детьми, клиентами и коллегами. Еще раз подтверждая, что без использования в данной деятельности элементов актерской техники обойтись практически невозможно.
Проблема подготовки специалистов с высоким уровнем компетентности ложится на преподавателей вузов и колледжей в процессе целенаправленного профессионального обучения и педагогов, и психологов с помощью комплекса специальных упражнений, предназначенных для систематических их повторений со студентами. Особое внимание надо уделять обязательному обучению, процессу самостоятельного овладения элементами психотехники актерского мастерства, в т. ч. с широким использованием современных средств мультимедиа.
В связи с поставленными задачами коротко рассмотрим некоторые средства, приемы, функции, стили и стратегии психолого-педагогической деятельности по подготовке педагогов и психологов.
Прежде всего, остановимся на использовании ряда тренингов, таких как: тренинг креативности, тренинг партнерского общения, тренинг сенситивности, тренинг педагогического общения, тренинг уверенности в себе, тренинг эффективных телефонных переговоров, тренинг делового общения, тренинг продаж и мн. др.
Истоки организации и проведения современного психолого-педагогического тренинга, направленного на развитие психофизической подготовленности специалистов, вытекают из научно-практических рекомендаций известнейшего специалиста актерского и режиссерского мастерства К.С. Станиславского [2].
В настоящее время психотехническая методика представляет собой совокупность различных технологических подходов к проблеме развития психофизиологического аппарата специалистов, в которых, по нашему мнению, следует выделить ряд функций:
а) психолого-педагогическая подготовка к анализу урока, или внеклассного мероприятия, или жизненной проблемной ситуации;
б) развитие психолого-педагогических знаний, умений и навыков у начинающих педагогов и психологов, а в дальнейшем на их основе осуществлять формирование профессиональной, в т. ч. артистической компетентности;
в) изучение уровня развития познавательной сферы личности (восприятия, ощущения, памяти, мышления, речи, воображения);
г) изучение индивидуально-психологических особенностей личности (темперамента, характера, способностей, эмоционально-волевой сферы);
д) изучение уровня духовно-нравственной воспитанности каждого из общающихся людей;
е) сохранение и улучшение психического, психологического, социального и физиологического здоровья самих специалистов и их клиентов;
ж) повышение функциональных возможностей, потенциала, поддерживающих, восстанавливающих умственную и физическую работоспособность специалистов на основе овладения ими методами саморегуляции: аутогенная тренировка, психомышечная тренировка, психофизическая тренировка, медитация и др.
К тому же психолого-педагогический тренинг представляет собой сложно организованную целенаправленную деятельность, включающую в себя одновременно несколько специализированных компетенций, функций, стратегий и стилей:
- коммуникативную - установление тесных взаимоотношений среди субъектов (участников) тренинга;
- информационную - обеспечение участников необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать намеченную совместную тренинговую деятельность;
- обучающую - применение знаний, умений, навыков учебно-воспитательного процесса (постановка целей, обобщение и вычленение главного, сравнение, анализ, синтез и др.);
- интерактивную - возможность на основе индивидуальных вкладов каждого субъекта в решение общей цели наблюдать и создавать динамику развития (переход от имеющихся знаний к овладению новыми) и совместную деятельность (от единичного диалога и взаимодействия к полномасштабному продуктивному сотрудничеству);
- релаксационную - учитывая то, что интенсивные вербальные формы работы (монолог, диалог, полилог) иногда создают дополнительную нагрузку на психику и центральную нервную систему, необходимо в этих случаях включать специальные психотехники на снятие эмоционально-нервного и психофизического напряжения;
- прогностическую - предвидение результатов деятельности в соответствии с планом или выдвинутой гипотезой.
В зависимости от целей психотренинго-вых занятий (формирующие, регулирующие, коррекционные) разные специалисты их подразделяют на развивающие, тематические, индивидуальные и другие виды.
Развивающие тренинги целенаправленны на улучшение или какого-либо одного качества, или нескольких качеств у будущего педагога или будущего психолога.
Тематические тренинги преследуют иную цель, они направлены на специальную подготовку педагога и психолога к конкретной предстоящей деятельности по четко определенной тематике, близкой к психологической или педагогической жизненной реальности.
Современные преподаватели, использующие психотехники актерского мастерства, широко применяют практику составления индивидуального комплекса упражнений для каждого студента, используя при этом средства мультимедиа не только в учебном процессе, но и при организации самостоятельных занятий по самовоспитанию и самосовершенствованию профессиональной психолого-педагогической компетентности. Такой дифференцированный подход выглядит предпочтительнее других подходов и оказывает действенное влияние на личность, потому что учитывает индивидуально-психологические и возрастные особенности конкретного студента - будущего специалиста педагогики или психологии.
Структура развивающего тренинга, как правило, выглядит следующим образом: визуальное знакомство, психофизиологический
контакт, социально-психологическое взаимодействие, психодрама, подведение итогов. Все упражнения направлены на развитие у будущего педагога и будущего психолога:
- гибкости и оперативности мышления;
- свойств внимания (объем, концентрация, распределение, устойчивость и переключение);
- творческого и воссоздающего воображения, фантазии и мечты;
- пространственного и временного восприятия с учетом специфики свойств и закономерностей;
- голосоведения (громкость, тембр, понятность, ритмичность, логика, характер произносимых слов, умение говорить в зависимости от ситуации и состояния собеседника);
- режимов дыхания (поверхностность, вдох, выдох, грудное, живота, задержка, регуляция изменения дыхательного акта по интенсивности, глубине, частоте и ритму);
- активизации резервов подсознания;
- умения не только видеть, слушать, а слышать собеседника и свою речь, правильно их воспринимать и понимать;
- мышечной свободы (умение полностью или частично расслабляться и мгновенно напрягаться в конкретный необходимый момент);
- умения определять эмоциональное состояние человека по проявлению экспрессивных признаков (мимика, жесты, осанка и т. д.).
- умения руководить людьми и подчиняться другим в зависимости от необходимости и сложившихся обстоятельств в конкретный момент;
- активного и творческого, живого, непосредственного человеческого гуманного общения;
- интереса ко всему происходящему во время тренинга и при подведении итогов своего восприятия;
- умения корректировать самооценку, уровень притязания, акцентировать себя на саморегуляцию деятельности в общении.
Коротко охарактеризуем некоторые из них, применяемые в процессе целенаправленной подготовки высококвалифицированного специалиста.
Для успешного овладения навыками фиксации и концентрации внимания на определенном объекте, смены объекта внимания, увеличения объема, распределения и переключения внимания широко применяются популярные медитативные техники или
их адаптивные варианты применительно к использованию в учебном процессе вузовского пространства.
Так как фантазия - это виртуальная способность личности к моделированию в сознании реальности с существующими и несуществующими предметами, людьми и явлениями окружающей действительности, их свойствами. В профессиональной подготовке студента она играет важную роль. Миф, религия, сказка, анекдоты, поговорки, пословицы и другие средства народной мудрости стоят у колыбели развития каждой личности. Они активизируют мозговую деятельность будущего специалиста путем введения новых причинно-следственных связей в осознаваемую реальность. Психолог и педагог ввиду специфики своей профессиональной деятельности не могут обойтись без творческого и воссоздающего воображения. Его подготовка должна быть направлена на развитие фантазии к вчувствованию.
Рассмотрим направленность некоторых упражнений, используемых нами с этой целью, на следующее:
- развитие индуктивной формы воображения (объект или субъект - свойство);
- развитие дедуктивной формы воображения (свойство - объект или субъект);
- изменение признака или сущностных особенностей объекта или субъекта в сознании;
- вчувствование в объект или субъект, состоящее в привлечении в себя его признаков и перенесении собственных качеств изучаемых субъект-объект-субъектных эмпа-тийных отношений.
Отметим, что дыхание есть основа жизнедеятельности человека. Форма жизни, форма дыхания и голосоведения часто взаимосвязаны у человека. Педагог, как психолог и как актер, обязан работать в разных режимах дыхания. Регуляция дыхания заключается в произвольном изменении дыхательного акта по глубине, интенсивности, частоте и ритму. Различные медитативные техники позволяют максимально использовать способность личности к многообразным типам дыхания и дают возможность их успешного применения в условиях профессиональной деятельности рассматриваемых специалистов. Надо научить будущих педагогов и психологов правильно дышать, тогда им будет легче справляться с эмоциями, преодолевать стресс и дистресс, множественные неожиданности, неприятности, возникающие в
процессе профессиональной деятельности. Например, большинство йогов, психологов, педагогов, артистов и врачей считают, что правильное дыхание можно наладить с помощью диафрагмы, учитывая своевременное чередование грудного и диафрагмального дыхания. К тому же специалисты должны знать, что грудное дыхание, а им пользуются 70 % женщин, ведет к хроническому неполучению организмом кислорода.
Эмоциональные переживания будущих педагогов и психологов ярко выражаются вербально или невербально в зависимости от чувственных отношений к собеседнику (интонация и динамика речи могут передавать переживаемое эмоциональное состояние в тончайших оттенках). Специфика построения фраз, темп речи, тембр и высота голоса, акцентирование слов меняют звучание сказанного, что иногда вступает в противоречие с содержанием речи, а нередко перечеркивает смысл произносимых слов говорящего. Знание всех этих тонкостей необычайно расширяет эмоционально-выразительные возможности будущих педагогов и психологов и позволяет передавать необычайно тонкие и сложные душевные состояния и движения: иронию, сарказм, восторг, восхищение, радость, печаль, тревогу, страх, гнев и др.
Будущим педагогам и психологам, в первую очередь, надо обладать совершенной техникой человеческого говорения, техникой слушания, об это пишут И. Атватор [19], А.К. Болотова [20], М.И. Старов [21] и др. Американский психоакустик Л. Соломон считает, что научиться определять изменения эмоционального состояния говорящего по голосу можно успешно с помощью слухового восприятия. Он отмечает, что голос может быть с разными оттенками: поспешным -неторопливым, визгливым - спокойным, медленным - быстрым, спокойным - возбужденным, безжизненным - оживленым, тусклым - ярким, пассивным - активным, подавленным - приподнятым, монотонным -модулированным, плохим - хорошим, хриплым - ровным, шершавым - гладким, жидким - густым, жестким - мягким, грубым -нежным, красивым - некрасивым, мелодичным - немелодичным, довольным - недовольным, добрым - злым, испуганным - безбоязненным, сдавленным - открытым, прерывистым - непрерывным, затрудненным -спокойным, настараженным - свободным, спокойным - гневным, добрым - злобным,
мягким - резким, открытым - гортанным, гулким - сдавленным, громким - тихим и т. д. ([см.: 22, с. 54]).
Мышечная свобода - базовое условие готовности будущего педагога и психолога к внутреннему перевоплощению. Она достигается, как правило, введением физических упражнений в учебно-воспитательный процесс профессионального образовательного учреждения.
Современные педагогические и психологические школы мастерства подобно актерским школам включают в процесс овладения элементами психотехники актерского мастерства и режиссуры в комплексе приемов из арсенала АРТ-тренинга М.А. Чехова для актеров, учитывая природу и логику действия, логику и технологию подготовки квалифицированного специалиста. Кроме этого, воспитание точности целенаправленного действия будущих педагогов и психологов достигается путем строгого соблюдения условий, описанных в оригинальной технологической разработке П.М. Ершова [6], касающихся вопросов актерского мастерства о природе и логике действия, логике и технике бессловесного действия, борьбе и сюжете, за счет упражняемости и муштры, - считает Л.П. Новицкая [23].
При творческом процессе работы с предлагаемыми обстоятельствами наиболее оптимальной, по нашему мнению, представляется модель нахождения будущих педагогов и психологов в двух социальных кругах, называемых Л.С. Выготским «зоной ближайшего развития»: малый социальный круг есть условие непосредственной жизни каждого студента; большой социальный круг охватывает всю сферу обитания и общения студентов с ее пространственно-временными особенностями. Сюда можно включить также и наиболее общие факторы, определяющие социальную среду.
Внутренняя техника перевоплощения будущих педагогов и психологов основана на органическом существовании в двух социальных кругах предлагаемых обстоятельств и непосредственно связана с работой и сознания, и подсознания студента. Необходимость задействовать обе сферы во взаимосвязи отмечал в свое время еще К.С. Станиславский [2].
Принимая во внимание существующие три тенденции перевоплощения - рационалистическую, иррационалистическую и син-
тетическую, распространенные в театральном искусстве, представляем один из механизмов «перевоплощения» будущих специалистов сферы педагогики и психологии.
Педагог и психолог в процессе тренировки из области сознания перемещает информацию об образе в подсознание. Когда то, что должно находиться в подсознании образа, перешло в подсознание студента, а его сознание полностью уяснило цель и логику поведения образа, то процесс т. н. «перевоплощения» возможно считать завершенным. В этой связи необходимо напомнить об обязательном наличии «контролера» в процессе творческого мышления будущих специалистов. Данная часть сознания берет на себя функции сохранения личностных качеств и держит под постоянным контролем процесс всего сценического действия. Если становлением внешней техники перевоплощения (одежда, чувство вкуса, осанка, мимика, жесты, прическа, поза, пластика, выразительность речи и т. д.) театральное искусство занимается со времен античности, то проблемой развития внутренней техники в начале XX в. занимался К.С. Станиславский, его ученики и современные последователи его учения.
Анализируя научно-методические источники в настоящее время можно выделить несколько основных направлений применения в тренинге различных элементов психотехник, предназначенных для улучшения профессиональной компетентности будущих педагогов и психологов.
1. Развивающие упражнения из различных направлений индийской йоги.
2. Развитие внутренней техники исполнения и умение полностью расслабляться, снимать чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, создавать условия для психологической паузы и отдыха, переключать внимание с одного объекта на другой, уравновешивать нервно-психические процессы путем применения следующих методов: аутогенная тренировка, психомышечная тренировка, психорегулирующая тренировка, психофизическая тренировка, медитация и элементы медитации [24].
3. Техника оздоровительной гимнастики на основе даосско-будистской системы Цигун [25].
4. Техника гештальт-терапии. Поясним, что гештальт - это целостный, структурированный образ, который активно строится вос-
принимающим субъектом (Ф. Перлс, А. Геф-лер, В. Келлер, М. Розин). Основоположник Фриц Перлс считает, что причины возникающих у человека проблем коренятся в его раздробленности, внутренних конфликтах, которые выражаются в споре различных «голосов», «субличностей». В основе этой психотерапии заложены «живое катарсическое переживание», или «интеграция голосов», позволяющие активно влиять на психологическую структуру личности клиента. Особую популярность в гештальт-терапии получили такие процедуры, как «диалог правой и левой руки», «диалог с пустым стулом», «волшебный магазин», «проигрывание сновидений» и др. Для отечественных психологов и педагогов ценность метода гештальт-терапия особенно велика, поскольку этой психотехнике сравнительно легко научиться и включить в арсенал будущего психолога, а при необходимости и будущего педагога в процессе их профессиональной подготовки.
5. Методика «психодрамы» обычно является постоянной компонентой различных тренингов. При этом ее применение затрагивает глубинные человеческие чувства.
6. Стретчинг (современная модификация взрослого тренинга для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, где представлен синтез элементов актерского мастерства и хореографии).
7. Ролевые игры, которые инсценируют различные жизненные ситуации и разыгрывают их как бы при реальных обстоятельствах в социальной среде.
8. Психотехнология «Сила ума» по Д.Г. Скотт [26].
8. Решение проверочно-оценочных задач, которые применяются для развития гибкости и оперативности мышления в различных жизненных ситуациях, в т. ч. и в конфликтных (В.Ф. Спирин, М.И. Старов, И.П. Хромова, А.Э. Штейнмец, А.С. Чернышов).
9. Для улучшения профессиональной компетентности будущих педагогов и психологов можно с успехом использовать один из самых популярных и современных в России стилей консультирования и менеджмента -коучинг. В процессе персонального и управленческого консультирования изложены принципы и средства раскрытия, наращивания и эффективного использования потенциала субъектов - педагогов и психологов и социальных групп (коллективов). Коучинг -это про то, что жизнь значительно лучше,
чем ты о ней думаешь. Он ориентирован на личностный и профессиональный рост будущих педагогов и психологов, достижения ими внутренней духовно-нравственной гармонии и успеха в жизнедеятельности. С помощью коучинга мы стремились укреплять уверенность у субъектов в своих силах, увеличивать жизнелюбие и решительность, развивать навыки саморегуляции психофизического состояния, и как через увеличение эффективности работы прийти к улучшению продуктивного взаимодействия субъектов, развитию социального коллектива и каждой личности специалиста. Каждый будущий специалист несомненно должен стать ко-учем, т. е. знать, что нужно уметь и делать, чтобы добиться успеха в своей профессиональной деятельности.
10. Большую роль в проведении социально-перцептивного тренинга общения играет тренер или руководитель. К.Д. Ушин-ский писал: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [14, с. 12-13].
А вот если систему воспитания В.А. Су-хомлинского применить в перцептивно-ориентированном тренинге, то делать надо отчетливый акцент на освоение эмоциональных моментов общения - воздействия, заключающихся в том, что роль эмоций ассоциируется с целями и средствами влияния. Ученый-педагог подчеркивает важность умения тонко чувствовать эмоциональное состояние партнера по общению, акцентировать значимость обращенности к другому, как предпосылки воздействия на самого себя; особое значение им придается эмоциональному доверию, проистекающему из «открытого сердца», из готовности открыть себя партнеру; мышление направляется на совершенствование эмоциональной сферы, но эмоции и чувства рассматриваются как средства, меняющие мысль; эмоциональный климат воздействия, по его мнению, оказывается отражением и порождением субъект-субъектного контакта, составляющего изначальную основу системы воспитания В.А. Сухомлин-ского [12].
Л.А. Петровская также считает: «Для перцептивно-ориентированного тренинга характерна высокая степень включенности эмоциональной сферы участников. Опыт
переживаний, полученный в процессе работы группы, становится важной эмоциональной компонентой целого ряда ее эффектов, таких как децентрация, проявляющаяся в большой обращенности к партнерам по общению; развитие гуманистической установки на них; возрастание социально-психологической активности участников тренинга; осознание ими общения как самостоятельной ценности и т. д.» [11, с. 33-34].
К приемам, направленным на самоактуализацию сознания и подсознания личности, с полным правом можно отнести следующие:
- отвлечение как намеренное изменение содержания мыслей, представлений, переживаний и концентрации внимания на ярком и приятном объекте или субъекте, к тому же обязательно несвязанной с предстоящей профессиональной деятельностью, т. е. прийти к максимальной рассредоточенности сознания;
- переключение состоит в сознательном переводе внимания от неблагоприятных мыслей, представлений, переживаний на позитивную психологическую установку для подготовки или решения поставленных цели и задач;
- идеомоторная подготовка заключается в мысленном выполнении умственных или двигательных действий, когда специалист неоднократно воспроизводит в уме, как бы мысленно проигрывает все звенья и детали предстоящего действия или все действие в целом;
- самоубеждение - это аргументированное доказательство самому себе того, что в данный момент отсутствуют какие-либо веские основания сомневаться в собственной готовности к успешному решению поставленных задач, осуществляется это на основании внутренней речи;
- самоприказ - приказ самому себе во что бы то ни стало выполнить данное задание, преодолеть возникающие при этом трудности и препятствия, успешно решить стратегическую, техническую и тактическую задачи, опередить при этом имеющихся конкурентов.
В процессе профессионального обучения будущих специалистов приемам саморегуляции эмоциональных состояний можно с успехом использовать следующие приемы: а) связанные с управлением внешними проявлениями эмоций; б) связанные с организацией сознания; в) связанные с направленно-
стью внимания; г) направленные на сохранение и восстановление умственной и физической работоспособности после выполнения чрезмерных нагрузок.
Интересным и познавательным для каждого читателя будет высказывание И.-В. Гете о Шекспире: «Наивысшее, чего может достичь человек - это осознание своих собственных убеждений и мыслей, познание самого себя, которое ведет к познанию духа и мыслей других. Если мы считаем Шекспира одним из величайших поэтов, мы тем самым признаем, что мало кто познал мир, как он его познал, мало кто из высказавших свое внутренне видение сумел в большей степени возвысить читателя до осознания мира» [27, с. 306-307].
Автор надеется, что преподаватели средних и высших учебных заведений, прочитав данную статью, используют хоть крупицу
нашего опыта повышения профессиональной компетентности будущих педагогов и психологов за счет овладения ими какими-либо элементами психотехники актерского мастерства, представленными нами в этой работе.
1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М., 1950. Т. 8.
2. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1957.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
4. Вэскер А.Б. Педагогическое наследие К.С. Станиславского и развитие творческого потенциала учителя // Мое Отечество. 1999. № 2. С. 25-28.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С. Станиславского. М., 1951.
6. Ершов П.М. Сочинения: в 3 т. М., 1991. Т. 1. Технология актерского искусства.
7. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. М., 2000.
8. Макаренко А.С. Сочинения: в 7 т. М., 1977.
9. Митина Л.М. Учитель: как личность и профессионал. М., 1994.
10. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986.
11. Петровская Л.А. Компетентность в общении, социально-психологический тренинг. М., 1989.
12. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. К., 1979-1980.
13. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1956.
14. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.
15. Ершов П.М. Искусство толкования: в 2 ч. Ч. 1. Режиссура как практическая психология. Дубна, 1997.
16. Старов М.И. Использование актерской техники в психофизическом развитии личности будущего психолога системы образования в высшей школе // Психолог образования: опыт работы и проблемы подготовки: материалы Международной научно-практической конференции 27-28 июня 2007 г. / под ред. Л.М. Дубового, В.В. Константинова: в 2 т. Пенза, 2007. Т. 2. С. 111-117.
17. Старов М.И., Андреева А.А. Повышение стрессоустойчивости будущего психолога в процессе обучения актерской технике // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы 7 Международной конференции (заочной) 5 июня 2008 г. / отв. ред. В.Н. Ко-сырев. Тамбов, 2008. С. 120-123.
18. Станиславский К.С. Беседы. М., 1947.
19. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М., 1988.
20. Болотова А.К. Слушать и слышать, или правила компетентности в общении // Преподаватель. 1998. № 2. С. 7-11.
21. Старов М.И. Психология отношений. Тамбов, 2010.
22. Психология педагогического общения. Тамбов, 2000.
23. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерства: тренинг и муштра. М., 1969.
24. Практические занятия по психологии. М., 1977.
25. Мантек Чиа, Хуан Ли. Внутренняя структура тайцы: тайцы-цигун. Москва; София, 1998.
26. Скотт Д.Г. Сила ума. Описание пути к успеху в бизнесе. К., 1991. Вып. 1.
27. Гете И.-В. Шекспир, и несть ему конца! // Гете И.-В. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1980. Т. 10.
Поступила в редакцию 23.09.2013 г.
UDC 378.2
RISE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE PEDAGOGUES AND PSYCHOLOGISTS DUE TO MASTERING BY THESE ELEMENTS THE PSYCHO-TECHNICS OF ACTING
Mikhail Ivanovich STAROV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Pedagogical and Age Psychology Department, Honored worker of Higher School of RF, e-mail: [email protected]
Based on the analysis of long-term psychological and pedagogical activity the author (50 years) in schools, secondary and higher education institutions some of the strategies, techniques and styles of theoretical and practical solutions to improve the professional competence of future teachers and psychologists different specialties are considered.
Some general points of the teacher, psychologist with the activities of the actor, as well as differences of their labor are compared.
It is noted that based on the teachings of Stanislavsky several researchers have attempted to determine the similarity of the teacher labor with the actor, and almost no one has studied the use of acting psycho-technics in future teachers and future psychologists training.
Copyrights are examples of the preparation of teachers and psychologists' psycho-technics acting elements training in the educational processes of educational institutions in the lectures, seminars, practical (training) activities, as well as during production and pedagogical practices. Specific advice, using multimedia, for psycho elements self-mastering is given.
In connection with the tasks some tools, techniques, styles and strategies of psychological and pedagogical training of teachers and psychologists using elements of psycho-dramatic art are disclosed.
Lists of series of trainings that can be successfully applied in the training of teachers and psychologists to improve professional competence are disclosed. It is noted that psycho-pedagogical training is a complex purposeful activity of teachers, including: information, communication, learning, interactive, relaxation, and other prognostic functions depending on the objectives experts are divided on the formative training, regulatory, educational, thematic, and corrective etc.
Based on the teachings of L.S. Vygotsky and K.S. Stanislavsky the world model of finding future specialists is presented in two social circles: large and small circles of communication in which there is the psychological mechanism of "reincarnation" of the image, conscious and subconscious of students.
We recommended several major areas of application of elements of various psycho-designs to improve the professional competence of future teachers and psychologists, and the characteristics of the study are some of them. In addition to the previously mentioned training there is also an educational exercises from various areas of Indian yoga, internal development of technique and ability to completely relax and calm down, improving gymnastics technique based on Taoist Qigong -Buddhism system, Gestalt therapy, a technique of "psychodrama", stretching, role play, coaching decision Verification and evaluation situations etc.
Key words: future teacher; future psychologist; professional competence; psycho-technique; acting.