Научная статья на тему 'Повышение привлекательности российских вузов для иностранных студентов'

Повышение привлекательности российских вузов для иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1339
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ПОВЫШЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ВУЗА / ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / FOREIGN STUDENTS / ATTRACTIVENESS OF UNIVERSITIES / EFFECTIVE ATTRACTION OF FOREIGN STUDENTS / EDUCATION ABROAD / INTERNATIONALIZATION / RUSSIAN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пимонова Светлана Александровна, Фомина Екатерина Михайловна

Данная статья относится к исследовательской категории, так как является продуктом исследования, которое было проведено авторами статьи, и представляет собой анализ данных, полученных в результате опроса, и интерпретацию обнаруженных во время данного опроса проблем управления в вузах. Настоящая статья рассматривает вопрос эффективности привлечения иностранных студентов в вузы России. Изучаемая проблема является практической, так как решает актуальную на данный момент задачу в университетах. В ходе данного исследования было проведено изучение мнения иностранных студентов об уровне и качестве высшего образования в России, а основным результатом работы стала разработка рекомендаций для руководства университетов и органов местного самоуправления по увеличению потока иностранных студентов в российских вузы. Практическая часть работы заключается в проведенном анкетировании иностранных студентов следующих вузов: НИУ ВШЭ, НИУ ВШЭ Нижний Новгород, Московского государственного областного университета, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, а также Самарского государственного экономического университета. Всего в опросе приняли участие 124 студента. Основным результатом исследования являются рекомендации авторов по увеличению числа иностранных студентов в российских вузах на основе опыта зарубежных и российских вузов, а также проведенного анкетирования в вузах. По результатам проведенного анализа следующие меры были обозначены как наиболее актуальные: увеличение количества учебных дисциплин на английском языке в университетах; создание совместных проектов российских и иностранных студентов для решения вопроса коммуникации и взаимодействия; повышение уровня владения профессорско-преподавательского состава английским языком; пополнение электронной базы библиотек российских университетов новейшими исследованиями на иностранном языке по различным специальностям; предоставление ознакомительных туристических туров по России; выделение отдельных комнат в общежитии для иностранных студентов (с достойными условиями проживания); создание информационных табличек по городу на английском языке; открытие лабораторий, исследовательских центров различной научной направленности. В качестве возможного предложения для следующего исследования по данной теме можно обозначить увеличение количества респондентов в опросе, что может позволить обнаружить дополнительные аспекты обучения в российских вузах, которые требуют немедленного вмешательства с целью улучшения репутации вуза и повышения его привлекательности для иностранных студентов. Статья содержит авторское исследование и рекомендации, основанные не только на уже существующем зарубежном и отечественном опыте, но и на полученных первичных данных от непосредственных участников процесса обучения иностранных студентов. Стоит отметить, что исследование не включает мнение студентов из стран СНГ, так как они в большинстве случаев приезжают учиться в Россию на льготных условиях. Проблему привлечения иностранных студентов в российские вузы также ставит и Министерство образования РФ, поэтому руководство вузов, несомненно, заинтересовано в повышении статуса университетов на международной арене и привлечении в Россию иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пимонова Светлана Александровна, Фомина Екатерина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROWING ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES FOR INTERNATIONAL STUDENTS

This article belongs to research type as it presents outcomes of the research conducted by the authors and includes analysis of the data gathered during polls and interpretation of university management problems unveiled during the research. The article looks into the efficacy of attracting foreign students to the Russian universities. The problem is a practical one as it solves the tasks which is relevant to universities at present. During the research authors studied foreign students’ opinion about level and quality of higher education in Russia. The main outcome of the research is the development of recommendations for university executives and local authorities concerning increase of the number of foreign students at the Russian universities. Practical part of the research included questionnaires for the foreign students from the following universities: HSE, HSE in Nizhny Novgorod, Moscow State Regional University, RANEPA, Financial University under the Government of the Russian Federation, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Linguistics University of Nizhny Novgorod as well as Samara State Economic University. The poll covered 124 students. The main result of the research is the list of recommendations on increasing foreign students’ number at Russian universities based on the experience of Russian and foreign universities as well as poll results. Analysis results demonstrated the following measures to be the most relevant: increasing the number of subjects taught in English; creation of joint project uniting Russian and foreign students to solve the problem of communication and interaction; increasing English language skills of teaching and academic staff; adding newest research publications in different topic areas in English to electronic base of Russian university libraries; providing introductory trips around Russia; providing comfortable separate rooms in the dormitory for foreign students: presence of information in English in the city; opening research centers and laboratories in different areas of science. As a suggestion for further research in this topic we can mention broadening the number of respondents which will allow for identifying additional aspects of teaching at Russian universities which require improvement for upgrading university reputation and increasing its attractiveness for foreign students. The article contains authors’ research and recommendations based not only on existing foreign and Russian experience but also on primary data received from participants of the teaching process foreign students. It must be mentioned that research does not include opinion of CIS students as most of them get benefits when coming to study in Russia. Ministry of Education of the Russian Federation is also interested in solving the problem of attracting foreign students into Russian universities therefore university executives are eager to improve university status at the international level and attract foreign students.

Текст научной работы на тему «Повышение привлекательности российских вузов для иностранных студентов»

DOI 10.15826/umpa.2018.04.043

ПОВЫШЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

С. А. Пимонова, Е. М. Фомина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Россия, 603093, г. Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, 25/12; [email protected]

Аннотация. Данная статья относится к исследовательской категории, так как является продуктом исследования, которое было проведено авторами статьи, и представляет собой анализ данных, полученных в результате опроса, и интерпретацию обнаруженных во время данного опроса проблем управления в вузах. Настоящая статья рассматривает вопрос эффективности привлечения иностранных студентов в вузы России. Изучаемая проблема является практической, так как решает актуальную на данный момент задачу в университетах. В ходе данного исследования было проведено изучение мнения иностранных студентов об уровне и качестве высшего образования в России, а основным результатом работы стала разработка рекомендаций для руководства университетов и органов местного самоуправления по увеличению потока иностранных студентов в российских вузы. Практическая часть работы заключается в проведенном анкетировании иностранных студентов следующих вузов: НИУ ВШЭ, НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, Московского государственного областного университета, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, а также Самарского государственного экономического университета. Всего в опросе приняли участие 124 студента. Основным результатом исследования являются рекомендации авторов по увеличению числа иностранных студентов в российских вузах на основе опыта зарубежных и российских вузов, а также проведенного анкетирования в вузах. По результатам проведенного анализа следующие меры были обозначены как наиболее актуальные: увеличение количества учебных дисциплин на английском языке в университетах; создание совместных проектов российских и иностранных студентов для решения вопроса коммуникации и взаимодействия; повышение уровня владения профессорско-преподавательского состава английским языком; пополнение электронной базы библиотек российских университетов новейшими исследованиями на иностранном языке по различным специальностям; предоставление ознакомительных туристических туров по России; выделение отдельных комнат в общежитии для иностранных студентов (с достойными условиями проживания); создание информационных табличек по городу на английском языке; открытие лабораторий, исследовательских центров различной научной направленности. В качестве возможного предложения для следующего исследования по данной теме можно обозначить увеличение количества респондентов в опросе, что может позволить обнаружить дополнительные аспекты обучения в российских вузах, которые требуют немедленного вмешательства с целью улучшения репутации вуза и повышения его привлекательности для иностранных студентов. Статья содержит авторское исследование и рекомендации, основанные не только на уже существующем зарубежном и отечественном опыте, но и на полученных первичных данных от непосредственных участников процесса обучения - иностранных студентов. Стоит отметить, что исследование не включает мнение студентов из стран СНГ, так как они в большинстве случаев приезжают учиться в Россию на льготных условиях. Проблему привлечения иностранных студентов в российские вузы также ставит и Министерство образования РФ, поэтому руководство вузов, несомненно, заинтересовано в повышении статуса университетов на международной арене и привлечении в Россию иностранных студентов.

Ключевые слова: иностранные студенты, привлекательность вуза, повышение привлекательности вуза, образование за рубежом, интернационализация, образование в России

Для цитирования: Пимонова С. А., Фомина Е. М. Повышение привлекательности российских вузов для иностранных студентов. Университетское управление: практика и анализ. 2018; 22 (4): 97-109. DOI 10.15826/umpa.2018.04.043.

DOI 10.15826/umpa.2018.04.043

GROWING ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES FOR INTERNATIONAL

STUDENTS

S. A. Pimonova, E. M. Fomina

National Research University Higher School of Economics 25/12 B. Pecherskaya str., Nizhniy Novgorod, 603005, Russian Federation; [email protected]

Abstract. This article belongs to research type as it presents outcomes of the research conducted by the authors and includes analysis of the data gathered during polls and interpretation of university management problems unveiled during the research. The article looks into the efficacy of attracting foreign students to the Russian universities. The problem is a practical one as it solves the tasks which is relevant to universities at present. During the research authors studied foreign students' opinion about level and quality of higher education in Russia. The main outcome of the research is the development of recommendations for university executives and local authorities concerning increase of the number of foreign students at the Russian universities. Practical part of the research included questionnaires for the foreign students from the following universities: HSE, HSE in Nizhny Novgorod, Moscow State Regional University, RANEPA, Financial University under the Government of the Russian Federation, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Linguistics University of Nizhny Novgorod as well as Samara State Economic University. The poll covered 124 students. The main result of the research is the list of recommendations on increasing foreign students' number at Russian universities based on the experience of Russian and foreign universities as well as poll results. Analysis results demonstrated the following measures to be the most relevant: increasing the number of subjects taught in English; creation of joint project uniting Russian and foreign students to solve the problem of communication and interaction; increasing English language skills of teaching and academic staff; adding newest research publications in different topic areas in English to electronic base of Russian university libraries; providing introductory trips around Russia; providing comfortable separate rooms in the dormitory for foreign students: presence of information in English in the city; opening research centers and laboratories in different areas of science. As a suggestion for further research in this topic we can mention broadening the number of respondents which will allow for identifying additional aspects of teaching at Russian universities which require improvement for upgrading university reputation and increasing its attractiveness for foreign students. The article contains authors' research and recommendations based not only on existing foreign and Russian experience but also on primary data received from participants of the teaching process - foreign students. It must be mentioned that research does not include opinion of CIS students as most of them get benefits when coming to study in Russia. Ministry of Education of the Russian Federation is also interested in solving the problem of attracting foreign students into Russian universities therefore university executives are eager to improve university status at the international level and attract foreign students. Keywords: foreign students, attractiveness of universities, effective attraction of foreign students, education abroad, internationalization, Russian education

For citiacion: Pimonova S. A., Fomina E. M. Growing attractiveness of russian universities for international students. University Management: Practice and Analysis. 2018; 22(4): 97-109. (In Russ.) DOI: 10.15826/umpa.2018.04.043.

ногие глобальные политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране и в мире, оказали серьезное влияние на вектор международных связей России в области образования. Как следствие, учебная миграция в Россию в рамках государственной политики выступает перспективным направлением, а сфера образования - одним из ведущих источников доходов для российской экономики в будущем [1]. Российская Федерация обладает значительным образовательным потенциалом, однако для закрепления ведущих позиций на международном образовательном рынке видится необходимым совершенствовать российское образование до уровня мировых лидеров по ряду критериев. В условиях так называемой международной «миграции талантов» [2] (системы, при которой вузами всего мира создается наиболее благоприятная среда для привлечения лучших специалистов из-за границы) особенно остро актуализируются вопросы, связанные с социальной адаптацией к культурным нормам и ценностям, культивируемым в России [3].

В настоящее время сделаны первые шаги по выводу российских образовательных услуг на мировой рынок. Подписано Болонское согла-

шение, которое способствует повышению конкурентоспособности российского образования и возрастанию доли учебных мигрантов в российских вузах [4].

Важно также отметить государственный приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», запущенный в 2017 г., который направлен на рост привлекательности российского образования на международном рынке образовательных услуг. Ожидаемыми результатами данного проекта являются: создание нормативно-правовой основы для системного экспорта российских образовательных услуг, наращивание компетенций профессиональных кадров, разработка мероприятий по повышению их квалификации, а также создание системы мероприятий по продвижению российский интеллектуальных «брендов» [5].

Кроме того, проект 5-100 поставил перед собой цель к 2020 г. вывести лучшие российские вузы на мировую образовательную арену при условии достижения определенного уровня развития того или иного образовательного учреждения [2].

Цель настоящего исследования заключается в разработке рекомендаций по повышению при-

влекательности российских вузов для иностранных студентов.

Основными задачами работы являются:

- уточнение понятийного аппарата исследования (в частности, выделение различий между международными и иностранными студентами);

- анализ текущей ситуации по привлечению иностранных студентов в ряде ведущих российских вузов;

- анализ опыта российских и зарубежных вузов по привлечению иностранных студентов;

- разработка анкеты для проведения опроса среди иностранных студентов российских вузов;

- проведение опроса;

- анализ полученных данных;

- разработка рекомендаций для руководителей вузов России.

Научная новизна данной работы заключается в разработанной авторами статьи структурированной схеме рекомендаций по поэтапной работе с иностранными студентами, желающими проходить обучение в российских вузах.

Понятийный аппарат данной статьи будет опираться на термин «иностранные студенты». Существуют схожие понятия - «иностранные студенты» и «международные студенты». Важно отметить, что термин «иностранные студенты» используется преимущественно в России, Италии, Чехии, Китае, Корее и Турции, при этом во многих развитых странах применяется термин «международные студенты».

«Международные студенты»-это студенты, которые переехали в другую страну с целью получения образования, однако они часто не являются резидентами страны обучения (организация социально-экономического развития) [6].

«Иностранные студенты» - это те, кто не является гражданами государства, в котором они получают образование; вместе с тем они могут быть резидентами данной страны и даже быть рожденными в ней [6].

Таким образом, термин «иностранные студенты» более широкий и включает в себя содержание понятия «международные студенты».

Количество иностранных студентов, приехавших на обучение в Россию из всех регионов, в целом растет: это свидетельствует о том, что из года в год российское образование становится более популярным на мировой арене (см. табл. 1).

Еще один важный термин, используемый в статье,-привлекательность вуза. Данное понятие неотрывно связано с позицией вуза в международном рейтинге, на которую, в свою очередь, влияет целый ряд существенных факторов [8-14]. Вузы, занимающие ведущие места в мировом рейтинге, неизменно привлекательны, поскольку создают все условия для раскрытия потенциала своих студентов. Кроме того, считается престижным учиться в лучших университетах, в связи с чем иностранных студентов не отталкивают даже высокие цены на обучение [2].

Обучение иностранных студентов в вузе обладает рядом преимуществ [15, 16]:

• Улучшение репутации вуза в обществе, в том числе в глазах абитуриентов, родителей, работодателей и многих государственных организаций.

• Получение дополнительных финансовых средств, которые можно направить на развитие университета.

• Возможность обмена студенческим и преподавательским опытом с международными партнерами.

• Организация совместных международных исследований и проектов.

• Обеспечение межкультурных коммуникаций между российскими и иностранными студентами.

• Обмен опытом, знаниями и методикой обучения с зарубежными вузами.

• Улучшение качества обучения.

Большое количество высших учебных заведений сегодня стимулирует их принимать различные меры, чтобы выделиться из общего коли-

Таблица 1

Количество иностранных студентов в России по годам, тыс. человек [7]

2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016

Иностранные студенты, всего 34,4 37,1 34,7 46,8 57,6 70,7 88,7

СНГ, Балтия 26,9 27,9 26,1 37 45,7 56,6 70,3

Азия 7Д 7,3 6,5 7Д 8,1 10,1 11,8

Африка 1,7 1,4 1,5 2 1,9 2,5 3,4

Европа 0,4 0,3 0,3 0,4 0,5 0,7 0,9

Центральная и Южная Америка 0,2 0,2 0,1 0,2 0,4 0,5 0,7

чества, частности, путем улучшения репутации вуза. Поэтому, привлечение иностранных студентов в вуз улучшает многие показатели вуза, что положительно сказывается на его деятельности.

Опыт других вузов по привлечению иностранных студентов

При формировании системы привлечения иностранных студентов важно учитывать опыт других стран и других университетов, как инструмент бенчмаркинга. Основным критерием изучения опыта зарубежных стран по привлечению студентов является изучение лучших практик иностранных вузов в части рекрутинга зарубежных студентов. При этом стоит отметить, что инструменты повышения численности иностранных студентов в вузах страны могут быть разработаны не только самими вузами, но и рекомендованы государством.

Например, в США на государственном уровне разработаны рекомендации для университетов, направленные на улучшение опыта поступления и обучения иностранных студентов в американских вузах. Они включают:

- создание специализированного раздела сайта для иностранных студентов, содержащего рекомендации по специфическим для иностранных студентов вопросам, изложенные в доступной форме;

- информирование преподавателей и персонала образовательного учреждения о юридических, культурных и образовательных проблемах, с которыми сталкиваются иностранные студенты;

- выделение специализированного персонала для сопровождения процесса поступления иностранных студентов и обеспечения их потребностей во время обучения;

- проведение отдельной ориентации для иностранных студентов;

- наличие блюд национальной кухни в меню кафе и буфетов на территории кампуса;

- обеспечение дополнительной языковой подготовки;

- привлечения местных семей мигрантов к интеграции иностранных студентов в местное сообщество и культуру [17].

Такая государственная политика позволяет решить проблему привлечения иностранных студентов в вузы не только на уровне каждого конкретного вуза, а в целом по стране, что также положительно сказывается и на других сферах деятельности.

Многие эксперты проводят специальное исследование, посвященное анализу проблем ино-

странных студентов при обучении в стране с помощью методологии анкетирования, и на основе этого разрабатывают рекомендации для вузов.

В Кентском университете (США) была предложена и внедрена новая модель сопровождения иностранных студентов, в основе которой заложена синергия между службой приема иностранных студентов и службой консультирования студентов. Введение позиции консультанта позволило сделать максимально эффективным набор иностранных студентов и сохранение контингента за счет выстраивания отношений с иностранными абитуриентами и студентами. Эти отношения лежат в основе синергического маркетингового эффекта. Данный подход заключается в том, что один человек - консультант иностранных студентов - обладает всей информацией, которая нужна студенту для выбора вуза, взаимодействует со службами университета, оказывающими услуги студентам, и оказывает поддержку в случае возникновения эмоциональных проблем. Эта модель позволяет создать «заботливую» среду, которая окружает иностранного студента с момента первого контакта со студентом на этапе выбора вуза, продолжает существовать во время обучения и завершает существование в момент его выпуска [17]. Описанный выше инструмент по работе с иностранными студентами является достаточно эффективным, так как улучшается процесс адаптации студентов в стране, отсутствуют проблемы с информационной поддержкой по всем интересующим вопросам во время всего обучения студента. Такой опыт было бы интересно и перспективно применить и в России для улучшения работы с иностранными студентами вузов.

Одним из примеров такой работы служит исследование иностранных студентов Шотландии. В рамках данной работы было проведено анкетирование 965 иностранных студентов, обучающихся в 5 университетах страны. В результате проведенного исследования был определен список услуг, представляющих наибольшую ценность для студентов. К таким услугам относятся:

- получение информации о вузе и его услугах помимо информации о курсах, особенно в твердой копии;

- информационная и консультационная поддержка перед прибытием и наличие информации о ключевых службах;

- услуги по встрече в аэропорту, трансфер до вуза;

- консультирование о возможностях совершенствования языка обучения;

- консультирование по формированию навыков обучения и социальным традициям и обычаям;

- наличие услуг по культурной поддержке и вероисповеданию на территории кампуса [17].

Таким образом, предоставление иностранным студентам указанных выше услуг обеспечит приток абитуриентов в страну и увеличит численность обучающихся зарубежных студентов в вузах.

Многие российские вузы используют разнообразные инструменты для привлечения иностранных студентов. Лидер по числу иностранных студентов в России (Российский университет дружбы народов [18]) в первую очередь обращает особое внимание на эффективность преподавания, а также на зарубежную публикационную активность педагогического состава, что является подтверждением высокой международной квалификации преподавателей. Кроме того, индивидуальные траектории обучения, курсы под руководством приглашенных преподавателей из ведущих мировых университетов и исследовательских организаций, предоставление возможности студентам проходить дистанционно ряд уникальных курсов привлекают иностранных студентов, обеспечивают тем самым стабильный интерес к данному университету [19].

Одним из вузов, также занимающих лидирующие позиции по количеству иностранных студентов, является Национальный исследовательский Томский политехнический университет [20]. Важным пунктом маркетинговой стратегии программы повышения конкурентоспособности данного вуза названа развитая двуязычная научно-образовательная и социальная среда [21], в которую входит как наполненность программы предметами на английском языке, повышение числа программ уровня «двойной диплом», так и привлечение зарубежных специалистов [22].

Другим ярким примером служит университет МИСиС (также входящий в десятку лидеров по количеству иностранных студентов), который проводит активную и эффективную приемную кампанию. Помимо официальной страницы для иностранных студентов у них есть активные страницы во всех социальных сетях для информирования иностранных студентов по интересующим вопросам. К примеру, продвижение многих магистерских программ в данном университете осуществляется посредством рекламных листовок на английском языке. Кроме того, использование современных программ видеосвязи облегчает процесс поступления в университет для иностранных студентов, а также последующей сдачи зачетов и экзаменов [23].

Стоит также отметить Инженерно-строительный институт СПбПУ, который выделяется среди других вузов по разнообразию используемых инструментов в привлечении иностранных студентов. Необходимо сказать, что участие представителей института в российских и международных образовательных выставках позволяет не только обозначить данный вуз на международной арене, но и привлечь студентов. В данном институте есть международные образовательные программы на разных уровнях образования, что также является плюсом для иностранных студентов. Немаловажным инструментом является совместная работа российского вуза с зарубежными вузами-партнерами, что также практикует Инженерно-строительный институт СПбПУ [24]. Такие инструменты в принципе очень полезны для вуза (не только с точки зрения увеличения численности иностранцев в числе студентов).

При характеристике опыта Южного федерального университета по привлечению иностранных студентов стоит выделить следующие меры, которые были предприняты руководством вуза: участие в международных образовательных выставках, создание двуязычной образовательной среды, специальная программа языковой подготовки преподавателей, а также развитие маркетинговой деятельности университета с изданием рекламных буклетов и каталогов образовательных программ на английском языке [25].

В свою очередь, в РАНХиГС высокую результативность демонстрируют всевозможные международные мероприятия, «Годы русской культуры», образовательные ярмарки. Несомненно, привлекательной для иностранных студентов также становится дружественная среда в вузе, которая включает в себя как образовательные аспекты (свободный доступ к электронным ресурсам университета на стадии организации своего выезда на обучение и в период обучения), так и до-суговые (совместные проекты с российскими студентами) [26].

Исследователи из Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина понимают адаптацию иностранных студентов как «принятие культурных различий, сглаживание психологического барьера между своей культурой и культурой принимающей страны». На практике преподаватели создали мультикультурные группы иностранных студентов для более эффективной социальной и языковой адаптации. С помощью метода транзактно-го анализа, синемалогии и метода «шести шляп мышления» ученым удалось оптимизировать

и структурировать коммуникацию, стабилизировать самооценку студентов, сохранить их положительное восприятие окружающего мира [27].

При анализе сайтов российских вузов и различных источников информации можно заметить, что языковая проблема является актуальной, и уже начали принимать меры по ее устранению. Примером может служить созданный государственным проектом 5-100 портал «Study in Russia» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, который рассчитан на иностранных абитуриентов и их родителей. Основная цель данного сервиса - помочь иностранным студентам определиться с выбором российского вуза для обучения на основе представленной информации о нем, об отзывах выпускников или студентов.

Одним из вариантов решения языковой проблемы обучения иностранных студентов в России на государственном уровне стала обозначенная популяризация образования на русском языке благодаря Федеральной целевой программе «Русский язык», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 481. Низкий уровень подготовки по русскому языку составляет основную сложность для иностранных студентов во время обучения в России, поэтому своевременное восполнение пробелов в знаниях языка позволит избежать значительного количества конфликтов и межкультурных недопониманий [28].

Методология исследования

Для выявления проблем, которые препятствуют привлечению большего количества иностранных студентов в российские вузы, и для разработки рекомендаций по улучшению ситуации в рамках данного исследования был проведен опрос иностранных студентов, которые обучались в представленных вузах по краткосрочным и долгосрочным программам обучения. Общее количество респондентов составило 124 иностранных студента. При этом важно отметить, что в опросе не принимали участие иностранные студенты из стран СНГ, так как они преимущественно приезжают на обучение по льготным условиям. Результаты проведенного опроса можно увидеть ниже.

Результаты опроса

Выборку составляют 124 наблюдения. Минимальные и максимальные значения пока-

зателей не выходят за обозначенные рамки, что говорит об отсутствии механических ошибок при составлении базы данных.

Возраст всех опрашиваемых составил более 18 лет (об этом говорит минимальное выбранное значение 2 в данном вопросе, тогда как значение 1 соответствовало возрасту меньше 18 лет). Коэффициент эксцесса, значительно отличающийся от стандартной величины 3, говорит об островершинности распределения показателя recom (рекомендуют ли студенты своим друзьям и знакомым также учиться в России) и плосковер-шинности распределения live (условия проживания в России). Это означает, что большинство студентов выбрали один и тот же вариант ответа в вопросе о том, станут ли они рекомендовать обучение в России (исходя из среднего значения и медианы, это ответ 2 «да, будут»), а ответы на вопрос о жилье распределились между всеми вариантами ответа более равномерно.

Прежде всего, необходимо посмотреть, как существующие трудности влияют на то, будут ли студенты рекомендовать обучение в России своим друзьям, родственникам и коллегам. Анализ полученных данных можно увидеть на корреляционной матрице в табл. 2.

Неожиданно вариант ответа Р9- «Нет проблем» - демонстрирует небольшую отрицательную зависимость с рекомендациями обучаться в России. С другой стороны, отрицательная зависимость наблюдается также между ним и остальными регрессорами, что более чем логично. Наибольшая отрицательная корреляция наблюдается между рекомендацией и 5-м вариантом ответа «трудности взаимодействия с преподавателями», наибольшая положительная - между рекомендацией и первой проблемой - языковым барьером. Таким образом, наличие языкового барьера не пугает студентов, тогда как при наличии трудностей при взаимодействии с преподавателями студенты реже рекомендуют учиться в России.

Далее построим регрессию только для значений «да» в вопросе о рекомендации, то есть проанализируем только тех респондентов, которые готовы рекомендовать обучение в России своим друзьям и родственникам. Таких наблюдений получилось 111. Более подробный анализ можно увидеть в табл. 3.

Проблемы 3 (проблемы, вызванные другим менталитетом / культурой) и 8 (трудности в получении визы) можно считать незначимыми для данной регрессии на 10 %-ном уровне значимости, остальные проблемы ожидаемо демонстрируют

Корреляционная матрица между проблемами и рекомендациями

Таблица 2

RECOM PI P2 P3 P4 P5 P6 P7 P8 P9

RECOM 1.000000 0.167912 -0.084708 0.014187 0.002508 -0.246277 -0.056037 -0.115234 -0.005728 -0.056037

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PI 0.167912 1.000000 -0.296002 -0.013282 -0.106754 -0.145011 -0.214921 -0.105829 -0.142047 -0.301029

P2 -0.084708 -0.296002 1.000000 0.062555 0.087481 -0.087315 0.059859 -0.006259 0.037086 -0.132934

P3 0.014187 -0.013282 0.062555 1.000000 0.095648 -0.041898 0.010368 0.232185 0.022041 -0.065256

P4 0.002508 -0.106754 0.087481 0.095648 1.000000 0.001340 -0.097087 -0.029684 -0.081132 -0.046290

P5 -0.246277 -0.145011 -0.087315 -0.041898 0.001340 1.000000 0.007562 -0.004059 0.069237 -0.054952

P6 -0.056037 -0.214921 0.059859 0.010368 -0.097087 0.007562 1.000000 0.096248 0.122307 -0.146556

P7 -0.115234 -0.105829 -0.006259 0.232185 -0.029684 -0.004059 0.096248 1.000000 0.182188 -0.101566

P8 -0.005728 -0.142047 0.037086 0.022041 -0.081132 0.069237 0.122307 0.182188 1.000000 -0.043443

P9 -0.056037 -0.301029 -0.132934 -0.065256 -0.046290 -0.054952 -0.146556 -0.101566 -0.043443 1.000000

Регрессия значений «да» в вопросе о рекомендации

Таблица 3

Dependent Variable: RECOM Method: Least Squares Date: 07/18/18 Time: 19:52 Sample: 1124 IF RECOM=2 Included observations: 111

Variable

Coefficient

Std. Error

t-Statistic

Prob.

С PI P2 РЗ P4 P5 P6 P7 P8 P9

2.000000 -1.02E-15 -6.13E-16 -8.94E-17 -5.18E-16 -5.59E-16 -2.58E-16 -5.12E-16 -2.31E-16 -7.93E-16

1.51E-16 1.28E-16 1.25E-16 1.77E-16 1.22E-16 1.65E-16 1.47E-16 1.66E-16 2.01E-16 1.70E-16

1.32E+16 -7.907703 -4.909939 -0.503757 -4.231444 -3.393492 -1.761612 -3.090814 -1.148588 -4.653811

0.0000 0.0000 0.0000 0.6155 0.0001 0.0010 0.0812 0.0026 0.2534 0.0000

Mean dependent var S.E. of regression Durbin-Watson stat

2.000000 5.10E-16 1.479065

S.D. dependent var Sum squared resid

0.000000 2.63E-29

небольшую отрицательную связь с зависимой переменной ЯЕСОМ.

Важной частью анализа полученных данных также является обработка советов студентов по улучшению условий обучения в России для привлечения большего количества иностранных студентов. Данные представлены в табл. 4.

Чуть больше остальных прослеживается связь между выбором последнего, пятого совета (добавить возможность путешествия по стране) и рекомендацией учиться в России. Это можно трактовать разными способами: наиболее заинтересованные в учебе студенты чаще хотят изучать страну, поэтому данный совет напрямую не относится к учебному процессу, возможно, у выбирающих его студентов нет нареканий к учебе.

Любопытно, что связь между третьим (обеспечивать иностранных студентов лучшими жилищными условиями) и всеми остальными советами отрицательная, то есть чем чаще выбирают третий совет, тем реже - остальные. Можно предположить, что удобное жилье является базовой потребностью студента, потому при его наличии студенты начинают обращать внимание на другие проблемы, а когда жилищные условия им не подходят, они заостряют свое внимание в первую очередь именно на этом.

Такую же ситуацию с отрицательной связью с другими советами мы видим у пятого варианта (добавить возможность путешествовать по стране во время обучения). Это также объясняется приоритетом потребностей: только когда все другие потребности удовлетворены, а неудобства в учебе и проживании устранены и причин для беспокойства нет, студент задумывается о более частых путешествиях по стране.

Стоит также отметить, что у студентов была возможность предложить другой (свой) вариант ответа на вопрос, касающийся рекомендаций по улучшению условий обучения в России.

Рекомендации от студентов получились следующие:

- увеличить количество практикующих преподавателей, которые бы рассказывали реальные кейсы и давали практические задания;

- необходимо увеличить количество совместной деятельности студентов нашего кампуса и иностранцев;

- создать площадку для объединения всех иностранных студентов города;

- ввести обязательную дисциплину для иностранных студентов «Русский язык и литература».

Результаты проведенного исследования показали, что многие российские вузы обладают конкурентными преимуществами перед зарубежными университетами для иностранных студентов. Несмотря на это есть ряд факторов, которые не способствуют приезду молодежи в нашу страну. Поэтому необходимо улучшать многие параметры, но не забывать про обратную связь от самих студентов.

Рекомендации для руководителей российских вузов

Данная работа посвящена изучению слабых сторон российских вузов в глазах иностранных студентов и разработке рекомендаций по улучшению привлекательности университетов. В ходе исследования был выявлен ряд характеристик, которые отрицательно сказываются на привлечении иностранных студентов на обучение в вузы.

Основным моментом, который подмечают также многие исследователи, является необходимость увеличения количества учебных дисциплин на английском языке в университете [1, 2, 3, 29, 30, 31]. При этом может быть эффективным разделять лекции на русском языке для иностранных и русских студентов из-за разного культурного бэкграунда, разного уровня владения языком и понимания материала [3].

Таблица 4

Корреляционная матрица улучшений (советов)

RECOM IMP1 IMP2 IMP3 IMP4 IMP5

RECOM 1.000000 0.024093 0.022429 0.029611 0.066293 0.148010

IMP1 0.024093 1.000000 0.047899 -0.205675 0.299318 -0.334235

IMP2 0.022429 0.047899 1.000000 -0.308336 0.043692 -0.036978

IMP3 0.029611 -0.205675 -0.308336 1.000000 -0.124649 -0.054136

IMP4 0.066293 0.299318 0.043692 -0.124649 1.000000 -0.361311

IMP5 0.148010 -0.334235 -0.036978 -0.054136 -0.361311 1.000000

Для решения коммуникативных проблем с однокурсниками предлагается повышение активности студенческих сообществ для создания совместных с иностранными студентами творческих проектов по интересам [3]. Кроме того, полезным будет создание общей площадки для объединения иностранных студентов всех вузов города с целью проведения общих мероприятий и адаптационных встреч. Возможным вариантом преодоления культурного шока служит система индивидуального ассистирования иностранным студентам избранными менторами (из числа преподавателей или студентов), которые могли бы консультировать их по всем возникшим вопросам и тем самым ускорять процесс психологической адаптации [3]. Именно неформальное общение со студентами и преподавателями также может способствовать освоению русского языка более эффективно, чем чтение материалов и книг, языковые занятия, а также просмотр фильмов на языке [32].

Еще одним важным аспектом коммуникации является общение с преподавателями. Для преодоления языкового барьера необходимо увеличить уровень владения английским языком у профессорско-преподавательского состава [2, 29, 31]. Более того, видится важным приучить преподавателей больше работать с иностранными источниками информации, материально вознаградить написание статей на иностранном языке (или перевод уже существующих исследований с русского на иностранный язык) и выступления на международных конференциях, чтобы повысить «узнаваемость» исследований вуза за рубежом, а также повысить цитируемость для улучшения позиций вуза в мировом рейтинге [1, 29]. Следует также расширить круг международных контактов с иностранными преподавателями, предоставляя привлекательные условия для их долгосрочного преподавания [2, 33].

Значительной является проблема учебных материалов, которые доступны в большей степени на русском языке [3]. Решить ее можно посредством пополнения электронной базы библиотек новейшими исследованиями на иностранном языке по различным специальностям.

Для иностранных студентов, впервые приехавших на обучение в Россию, можно опционально включить в программу обучения ознакомительные туры по стране - в частности, туры в Москву, Санкт-Петербург, Казань. Это позволит удовлетворить их потребность в экскурсионных программах. В качестве отчета по путешествиям можно создать совместные проекты

иностранных и русских студентов по наиболее заинтересовавшим их культурным аспектам посещенных городов.

Чтобы решить проблему качества места проживания, видится целесообразным выделить несколько комнат в общежитии в центральной части города для иностранных студентов и сделать там качественный ремонт. Для студентов, предпочитающих проживание в принимающих семьях, руководством вуза должен быть проведен тщательный отбор кандидатов, которые бы удовлетворяли критериям комфортного и безопасного жилья в центре города. Обеспечение иностранцев и фундаментальным образованием, и обустроенным бытом может способствовать их быстрой социальной адаптации, поскольку комфортная социобытовая среда не будет отвлекать их от учебного процесса, тем самым гарантируется положительное впечатление от обучения в российском вузе [34].

Для упрощения передвижения иностранных студентов по городу должны быть созданы информационные материалы, карты, буклеты на иностранном языке для лучшего ориентирования.

Чтобы удовлетворить потребность иностранных студентов в практикоориентрованных исследованиях, необходимо открытие лабораторий, исследовательских центров различной научной направленности [2, 3, 29]. Это не только повысит востребованность выпускников вузов на рынке труда (в том числе для международных компаний), но и привлечет иностранных специалистов для совместных научных проектов. Требуется также развивать грантовую систему, мотивирующую студентов и остепененных специалистов продвигать и лицензировать результаты исследований [2, 31].

Не менее важным является развитие маркетинговых возможностей для достойной конкуренции с международными вузами на образовательном рынке. Требуется провести эффективную рекламную кампанию образовательных программ за рубежом для повышения «узнаваемости» вузов [1]. При этом в процессе знакомства иностранных студентов с российской высшей школой все большее значение приобретает сеть «Интернет», ведь на грамотно проработанных и переведенных на английский язык сайтах потенциальные абитуриенты могут свободно найти информацию, которая представляется им наиболее интересной. К другим наиболее эффективным источникам информации о российских университетах и их предложениях для иностранцев относятся рекомендации рекрутинговых компаний, национальных министерств образования, российских посольств

и культурных центров за границей, что предполагает налаживание дружественных связей с названными учреждениями [35].

Безусловно, привлечение иностранных студентов и улучшение позиций на мировом образовательном рынке требуют значительных усилий, финансовых затрат и достаточно большого количества времени [1]. Однако развитие данного направления безоговорочно является одним из перспективных для повышения конкурентоспособности вуза и закрепления отличной репутации в международных рейтингах.

По итогам всей вышеизложенной информации авторами статьи была сформирована схема с применением различных инструментов на каждом этапе работы с иностранными студентами (рис. 1).

Стоит отметить, что первый этап работы с иностранными студентами начинается задолго до их поступления в университет, например, на этапе активного участия университета в международных образовательных выставках с целью информирования абитуриентов в других странах, а также с целью представления всех плюсов обучения именно в данном вузе. Одним из важных инструментов является также сотрудничество с зарубежными вузами-партнерами, в рамках которого возможен не только взаимный обмен студентами в рамках программ обучения, но и обмен опытом среди преподавательского состава.

На этапе обучения также нельзя пренебрегать общением с иностранными студентами. Важно поддерживать и помогать им во всем, обеспечивать их необходимой и оперативной информационной поддержкой по различным вопросам, чтобы они не чувствовали себя потерянными в незнакомой стране.

Кроме того, необходимо привлекать иностранных студентов после окончания обучения в качестве экспертов в образовательный процесс по разным вопросам, например, в качестве членов жюри на различные образовательные и другие конкурсы студентов, на защиту проектов в рамках образовательного проекта и прочие активности. Такое тесное сотрудничество позволит оставить у иностранных студентов только положительные впечатления о данном вузе.

В заключение хочется сделать вывод, что работа с иностранными студентами - это сложный и длительный процесс, но не менее важный для любого вуза. Однако, если грамотно выстроить алгоритм их привлечения к обучению в российских вузах; сделать образовательную программу наиболее познавательной, эффективной и понятной, а знакомство с русской культурой - максимально комфортным и увлекательным; продумать варианты взаимовыгодного сотрудничества после окончания обучения, можно не только повысить привлекательность отдельно взятого образова-

Рис. 1. Схема работы с иностранными студентами

тельного учреждения, но и укрепить межкультурные связи в целом.

Список литературы

1. Smolentseva A. International students in Russia. International Higher Education. 2015. № 36. P. 18-20.

2. Rodionov D.G., Rudskaia I. A., Kushneva O. A. The importance of the university world rankings in the context of globalization. Life Science Journal. 2014. № 11. p. 442-446.

3. Elkova A. K. Problems of social and communicative adaptation of foreign students in Russian higher education institutions. Коммуникативные аспекты языка и культуры: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Томск: Изд-во ТПУ 2015. Ч. 3. С. 162-165.

4. Очирова О. А., Дашадондокова А. Г., Котуа С. Б. Адаптация учебных мигрантов из Китая и Монголии в рамках российской системы образования (на примере Республики Бурятия) II Вестник ВСГУТУ 2015. № 2. С. 162-166.

5. Министерство образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https:// xn-80abucjiibhv9a.xn - p1ai/%D 0 %BF%D 1 %80 %D 0 %B E%D 0 %B 5 %D 0 %BA%D 1 %82 %D 1 %8B/%D 1 %8D%D 0 %BA%D 1 %81 %D 0 %BF%D 0 %BE%D 1 %80 %D 1 %82-%D 1 %80%D0 %BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D0 %B8 %D0 %B 9 %D 1 %81 %D 0 %BA%D 0 %BE%D 0 %B 3 %D 0 %BE-%D 0 %BE%D 0 %B 1 %D 1 %80 %D 0 %B 0 %D 0 %B 7 %D 0 %BE%D 0 %B 2 %D 0 %B 0 %D 0 %BD%D 0 %B 8 %D 1 %8F (дата обращения 01.07.2018).

6. Яковлева С. М. Влияние методики учета иностранных студентов на интернационализацию российских вузов II Образование и наука. 2016. № 9 (138). С. 121-135.

7. Чинаева Т. И. Основные тенденции развития международного рынка образовательных услуг II Статистика и экономика. 2017. № 1. С. 60-68.

8. Altbach P. G. The Globalization of College and University Rankings. The Magazine of Higher Learning. 2012. № 44 (1). P. 26-31.

9. Donetskaya S. S. Analysis of the competitiveness of Russian universities in the world rankings. Higher Education in Russia. 2014. Journal 1.

10. Hazelkorn E. Rankings and the Reshaping of Higher Education: The Battle for World-Class Excellence Palgrave Macmillan. 2011. P. 304.

11. Hongcai W. University Rankings: Status Quo, Dilemmas, and Prospects. Chinese Education and Society. 2009. № 42 (1). P. 42-55.

12. Hou A., Y. Chi R., Morse C. and C. Lin An Analysis of Mobility in Global Rankings: Making Institutional Strategic Plans and Positioning for Building World-Class Universities. 2014. P. 841-847.

13. Ross W. Methodology, Meaning and Usefulness of Rankings. Australian Universities' Review. 2008. № 50 (2). P. 51-58.

14. Soh K. World University Rankings: What Is in for Top Ten East Asian Universities? New Horizons in Education. 2012. № 60 (2). P. 36-50.

15. Брумштейн Ю. M., Зарипова В. M., Пугина H. H. Анализ целей и факторов конкурентоспособности и методов информационно-рекламной поддержки привлечения иностранных студентов в российские вузы II Прикаспийский журнал: Управление и высокие технологии. 2009. № 3. С. 96-100.

16. Ваулина Л. Н., Коношенко Н. А. Межкультурная адаптация иностранных студентов II Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014. № 3. С. 225-227.

17. Каргина Е.В. Развитие системы сопровождения и поддержки как эффективный инструмент привлечения иностранных студентов в российские вузы II Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2 (17). С. 102-105.

18. Громов А. Д. Академическая мобильность иностранных студентов в России II Факты образования. 2016. № 7. С. 7.

19. Будущее сегодня. Информационно-аналитический бюллетень РУДН. 2017. № 3. С. 3.

20. РИА Новости. Россия сегодня [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/abitura_ world/20180517/1520759802.html/ (дата обращения 02.07.2018).

21. Портал Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс].-URL: http://5top100.ru/ (дата обращения 02.07.2018).

22. Воробьева И. М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость II Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1115-1119. URL https://moluch.ru/ archive/90/18764/ (дата обращения: 29.06.2018).

23. Данилина В. В. Коммуникационная кампания по продвижению российских магистерских программ за рубежом (из опыта НИТУ «МИСИС») II Российская школа связей с общественностью. 2015. № 7. С. 180-191.

24. Арсеньев Д. Г., Речинский А. В., Швецов К. В., Ватин Н. И., Гамаюнова О. С. Программа «5-100-2020»: привлечение иностранных студентов в СПбПУ на обучение по инженерно-строительным направлениям II Строительство уникальных зданий и сооружений. 2014. № 8 (23). С. 21-35.

25. Архипов А.Ю., Рогова Т. М., Савченко И. Н., Фурса Е. В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета) II Проблемы развития системы образования. 2013. № 1 (11). С. 124-128.

26. Маркина ДМ. Социально-экономические факторы, оказывающие влияние на мотивацию обучения в России иностранных студентов на примере РАНХиГС II Social-economic phenomena and processes. 2018. № 2 (13). С. 5-63.

27. Вершинина Т. С., Кочева О. Л. Социокультурная адаптация иностранных студентов с помощью методов интерактивного обучения в условиях интернационализации образовательной среды вуза II Педагогическое образование в России. Екатеринбург. 2016. № 5. С. 154-156.

28. Галямова Е. Ф., Кудимана Г. О. Привлекательность Российских вузов на рынке международных образова-

тельных услуг II Вестник Удмурдтского университета. 2017. Т. 27, вып. 3. С. 23

29. Rodionov D. G., Fersman N. G., Kushneva О. A. Credibility of the Russian higher education in the world: problems and solutions. Life Science Journal. 2014. № 11. P. 43-47.

30. Luneva E. V. Key Performance Indicators (KPI) System in Education. Asian Social Science. 2015. № 8. P. 194-200.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Sidorenko T. World University Rankings as a Challenge to Improve Higher Education in Russia. Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. P. 464-467.

32. Беккер И. Л. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) / И. Л. Беккер, С. А. Иванчин II Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 4 (36). С. 247-257.

33. Abasov Z.A. Methodological functions of philosophy of education in the age of globalization II Philosophy of Education. 2013. № 3. P. 32-38.

34. Модное С. И., Ухова Л. В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете II Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. Том I (Гуманитарные науки). С. 114.

35. Бедный А. Б., Ерушкина Л. В. Нижний Новгород глазами иностранных студентов: социологический анализ. Нижний Новгород. 2011. С. 19.

References

1. Arsen'ev D.G., Rechinskiy А. V., Shvetsov К. V., Vatin N. I., Gamayunova О. S. Programma «5-100-2020»: privlecheniye inostrannykh studentov v SPbPU na obucheniye po inzhenerno-stroitelnym napravleniyam [Program «5-1002020»: attraction of foreign students to SPbPU for training in engineering and construction areas], Stroitelstvo unikalnykh zdaniy i sooruzheniy [Construction of unique buildings and structures], 2014, vol. 8, no.23, pp. 21-35.

2. Arhipov A. U., Rogova Т. M., Savchenko I. N., Fursa E. V. Vysshiye uchebniye zavedeniya v privlechenii, obuchenii i adaptatsii inostrannikh studentov (na primere Yuzhnogo federal'nogo universiteta) [Higher educational institutions in attracting, teaching and adapting foreign students (by the example of the Southern Federal University)], Problemy razvitiya sistemy obrazovaniya [Problems of the development of the education system], 2013, iss. 11, vol. 1, pp. 124-128.

3. Bednyi А. В., Erushkina L. V. Nizhniy Novgorod glazami inostrannykh studentov: sotsiologicheskiy analiz [Nizhni Novgorod through the eyes of foreign students: sociological analysis], 2011, p. 19.

4. Bekker I. L. Problemy adaptatsii inostrannkh studentov k obrazovatel'nomu protsessu Rossiyskogo vuza (na primere Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta [Problems of adaptation of foreign students to the educational process in Russian university (based on the example of Penza State University)], Izvestiya uchebnykh zavedeniy [News of educational centres], 2015, vol. 4 (36), pp. 247-257.

5. Brumshteyn Yu. M., Zaripova V. M., Pugina N. N. Analiz tseley I faktotrov konkorentosposobmosti

I metodov informatsionno-reklamnoy podderzhki privlecheniya inostrannykh studentov v rossiyskiye vuzy [Analysis of the objectives and factors of competitiveness and methods of information and advertising support for attracting foreign students to Russian universities], Prikaspiyskiy zhurnal: Upravleniye I vysokiye tekhnologii [Caspian Journal: Management and High Technologies], 2009, vol. 3, pp. 96-100.

6. Budushcheye segodnya [Future today], Informatsionno-analiticheskiy bulleten' RUDN [Informational analytical bulletin of RUDN], 2017, vol. 3, P. 3.

7. Chinayeva T. I. Osnovniye tendentsii razvitiya mezhdunarodnogo rynka obrazovatelnykh uslug [The basic tendencies of development of the international market of educational services], Statistika i ekonomika [Statistics and economics], 2017, no. 1, pp. 60-68.

8. Danilina V. V. Kommunikatsionnaya kampaniya po prodvizheniyu rossiyskikh magisterskikh programm za rubezhom (iz opyta NITU «MISIS») [Communication campaign for the promotion of Russian master's programs abroad (from the experience of the NISU «MISIS»)], Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennostiyu [Russian School of Public Relations], 2015, vol. 7, pp. 180-191.

9. Galyamova E.F., Kudimana G. O. Privlekatelnost' Rossiiskikh vuzov na rynke mezhdunarodnykh obrazovatel'nykh uslug [Attractiveness of Russian universities on international educational market], Vestnik Udmurdtskogo universiteta [Unmurtian University Bulletin], 2017, vol.27, p. 23.

10. Gromov A. D. Akademicheskaya mobilnost' inostrannykh studentov v Rossii [Academic mobility of foreign students in Russia], Fakty obrazovaniya [Facts of education], 2016, vol. 7, P. 7.

11. Kargina E. V. Razvitiye soprovozhdeniya I podderzhki kak effektivniy instrument privlecheniay inostrannykh studentov v rossiyskiye vuzy [Development of support and support system as an effective tool for attracting foreign students to Russian universities], Vektor nauki TGU: Seriya Pedagogika, psikhologiya [Vector of science TSU. Series: Pedagogy, Psychology], 2014, iss. 17, vol. 2, pp. 102-105.

12. Markina D. M. Sotsial'no-economicheskiye faktory, okazyvayushchiye vliyanie na motivatsiyu obucheniya v Rossii inostrannykh studentov na primere RANHiGS [Socioeconomic factors that influence the motivation of the education of foreign students in Russia on the example of the Russian Academy of Sciences], Social-economic phenomena and processes, 2018, iss. 13, vol. 2, pp. 58-63.

13. Ministerstvo obrazovaniya Rossiiskoy Federatsii [Ministry of Education of the Russian Federation] [Electronic resource], available at:: https:// xn-80abucjiibhv9a.xn - p1ai/%D 0 %BF%D 1 %80 %D 0 %B E%D 0 %B 5 %D 0 %BA%D 1 %82 %D 1 %8B/%D 1 %8D%D 0 %BA%D 1 %81 %D 0 %BF%D 0 %BE%D 1 %80 %D 1 %82-%D 1 %80 %D 0 %BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D 0 %B 8 %D 0 %B 9 %D 1 %81 %D 0 %BA%D 0 %BE%D 0 %B 3 %D 0 %BE-%D 0 %BE%D 0 %B 1 %D 1 %80 %D 0 %B 0 %D 0 %B 7 %D 0 %BE%D 0 %B 2 %D 0 %B 0 %D 0 %BD%D 0 %B 8 %D 1 %8 F (accessed: 01.07.2018).

14. Modnov S. I., Ukhova L. V. Problemy adaptatsii inostannkh studentov obuchayushchikhsya v tekhnicheskom

universitete [Problems of adaptation of foreign students studying in a technical university], Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslav pedagogic bulletin], 2013, vol. 1(2), p. 114.

15. Ochirova O. A., Dashandokova A. G., Kotua S. B. Adaptatsia uchebnykh migrantov iz Kitaya I Mongolii v ramkakh rossiyskoy sistemy obrasovaniya [Adaptation of educational migrants from China and Mongolia within the framework of the Russian education system (on the example of the Republic of Buryatia)], Vestnik VSGUTU, 2015, no. 2, pp. 162-166.

16. Portal proekta povysheniya konkurentosposobnosti vedushchikh rossiiskikh universitetov sredi vedushchikh mi-rovykh nauchno-obrazovatel'nykh tsentrov [Portal of the project of competitiveness of leading Russian universities among leading world scientific educational centres], [Electronic resource], available at: http://5top100.ru/ (accessed: 02.07.2018).

17. RIA Novosty. Rossiya segodnya [RIA News. Russia today], [Electronic resource], available at: https://ria.ru/abi-tura_world/20180517/1520759802.html/ (accessed: 02.07.2018).

18. Yakovleva S. M. Vliyanie metodiki ucheta inostran-nykh studentov na internatsionalizatsiyu rossiyskikh vu-zov [The influence of the methodology of accounting for foreign students on the internationalization of Russian universities], Obrazovaniye I nauka [Education and Science], 2016, iss. 138, no. 9, pp. 121-135.

19. Vaulina L.N., Konoshenko N. A. Mezhkulturnaya adaptatsia inostrannykh studentov [Intercultural Adaptation of International Students], Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova, 2014, no. 3, pp. 225-227.

20. Vershinina T. S., Kocheva O. L. Sotsio-kulturnaya ad-aptatsiya inostrannykh studentov s pomoshch'yu metodov interactivnogo obucheniya v usloviyakh internatsionalizatsii obrazovatel'noy sredy vuza [Socio-cultural adaptation of foreign students with the help of interactive methods of education in conditions of internationalization of the educational environment of university], Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii [Pedagogic education in Russia], Ekaterinburg, 2016, vol. 5, pp. 154-156.

21. Vorob'eva I.M. Inostrannyye studenty v rossiiskom vuze: povysheniye konkurentsii rossiyskogo obrazovaniya ili vynuzhdennaya neobkhodimost' [Foreign students in a Russian university: growing competitiveness of Russian education or forced necessity], Molodoy ucheniy [Young Scientist], 2015, vol. 10, pp. 1115-1119, available at: https:// moluch.ru/archive/90/18764/ (accessed 29.06.2018).

22. Abasov Z. A. Methodological functions of philosophy of education in the age of globalization, Philosophy of Education, 2013, no. 3, p. 32-38.

23. Altbach P. G. The Globalization of College and University Rankings. The Magazine of Higher Learning, 2012, vol. 44, no. 1, p. 26-31.

24. Donetskaya S. S. Analysis of the competitiveness of Russian universities in the world rankings. Higher Education in Russia, 2014, Journal 1.

25. Elkova A. K. Problems of social and communicative adaptation of foreign students in Russian higher education institutions. Kommunikativniye aspekty yazyka i kultury: sbornik materialov XV Mezhdunarodnoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii studentov i molodykh uchenykh. Tomsk: Isdatel'stvo TPU. 2015. p. 162-165.

26. Hazelkorn E. Rankings and the Reshaping of Higher Education: The Battle for World-Class Excellence Palgrave Macmillan, 2011, p. 304.

27. Hongcai W. University Rankings: Status Quo, Dilemmas, and Prospects. Chinese Education and Society, 2009, no. 42, vol. 1, p. 42-55.

28. Hou A., Y. Chi R. Morse C. and C. Lin An Analysis of Mobility in Global Rankings: Making Institutional Strategic Plans and Positioning for Building World-Class Universities, 2014, p. 841-847.

29. Luneva E. V. Key Performance Indicators (KPI) System in Education. Asian Social Science, 2015, no. 8, p. 194-200.

30. Rodionov D. G, Fersman N. G., Kushneva O. A. Credibility of the Russian higher education in the world: problems and solutions. Life Science Journal, 2014, no. 11, p. 43-47.

31. Rodionov D. G., Rudskaia I. A., Kushneva O. A. The importance of the university world rankings in the context of globalization. Life Science Journal, 2014, no. 11, p. 442-446.

32. Ross W. Methodology, Meaning and Usefulness of Rankings. Australian Universities' Review, 2008, no. 50, vol. 2, p. 51-58.

33. Sidorenko T. World University Rankings as a Challenge to Improve Higher Education in Russia. Procedia. Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 166, p. 464-467.

34. Smolentseva A. International students in Russia. International Higher Education, 2015, no. 36, p. 18-20.

35. Soh K. World University Rankings: What Is in for Top Ten East Asian Universities? New Horizons in Education, 2012, no. 60, vol. 2, p. 36-50.

Информация об авторах / Information about the authors:

Пимонова Светлана Александровна - преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; 8 (831) 436-17-91; [email protected].

Фомина Екатерина Михайловна - кандидат филологических наук, старший преподаватель департамента литературы и межкультурной коммуникации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; 8-910-39-559-72; [email protected].

Svetlana A. Pimonova - Lecturer of National Research University Higher School of Economics; +7 (831) 436-17-91; [email protected].

Ekaterina M. Fomina - Candidate of Sciences (Philology), Senior Lecturer of National Research University Higher School of Economics; 8-910-39-559-72; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.