Научная статья на тему 'Повышение помехоустойчивости радиоприемного устройства путем адаптивной весовой обработки сигналов'

Повышение помехоустойчивости радиоприемного устройства путем адаптивной весовой обработки сигналов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение помехоустойчивости радиоприемного устройства путем адаптивной весовой обработки сигналов»

можно просматривать локально на компьютере, отключенном от сети, без потери функциональности.

Третий вариант - компромиссный. При этом сайт выглядит именно как Flash-caf'rr, но его отдельные раз-делы-страницы подгружаются по мере -запроса посетителем. Размеры страниц при этом примерно такие же. как и у обычного HTML-сайта или даже меньше, но дизайнерские возможности оформления и повышения функциональное-™ сайга значительно шире При желании можно использовать звук и анимацию Возможности создания интерактивных элементов также значительно расширяются.

Очевидно, что дня массового применения Flash первый и третий варианты предпочпггельнее (возможно, еще и в силу того, что они наиболее подходят для создания реальных сайтов, за которые платят). Большинство сайтов, выполненных но второму нриншшу. -это обычно сайгы дизайн-студий, творческих коллективов и т. п. Реальные заказчики редко позволяют ставить над собой такие эксперименты.

Попробуем разобраться, чем же гак хорош Flash там, где обычно хватало статического или анимированного GIF или JPEG.

Во-первых, поскольку мы живем в реальной Сети, конечно, важен трафик. При использовании полноцветных фотографий разница будет не столь заметна -ведь Flash просто включает в себя растровую графику. Хотя степень компрессии можно увеличить, поскольку Flash сгладит картинку при воспроизведении.

Однако как только дело доходит до логотипов или других элементов с ограниченной налигрой или если, напротив, требуется применение градиентной заливки -тут Flash вне конкуренции. Главное, чтобы деталей было не слишком много. Ведь размер файла валорной iрафики пропорционален именно количеству деталей Физические же размеры изображения на экране роли не шрают.

Во-вторых, вы можете использовать анимацию! Разумеется, можно применить и анимированные GIF-файлы, но по большому счету это не анимация. Это скорее наборы слайдов, сменяющих друг друга. Получить анимацию хорошего качества при небольших размерах файла практически нельзя. Дело в том, что растровая анимация пропорционально увеличивается с каждым новым кадром, а для Flash-анимации это правило не действует. Создав один объект, вы можете оперировать им в широких пределах, применяя анимацию движения, анимацию формы (разновидность морфинга) или программную анимацию. Размер клипа при этом напрямую не зависит от продолжительности ролика (а зависит от количества деталей в объекте). Для одного и того же объекта клип продолжительностью в десять или сто кадров будет одинаков по размерам.

В-третьих, можно привязать к объекту звук и сравнительно легко управлять его воспроизведением в нужный момент в зависимости от действий посетителя сайта. Однако следует помнить, что звук много «весит». Если хотите создать быстрый сайт, лучше обходиться без звука или загружать его в процессе, чтобы не заставлять посетителя ждать слишком долго.

В-четвертых, вы получаете принципиально новый уровень интерактивности сайта. Для организации взаимодействия с пользователем у Flash богатые возможности.

Если сложить все это вместе, то окажется, что либо сайт па Flash будет более функционален и красив при близких размерах трафика, либо при сходной функциональности и уровне дизайна Flash-сайт будет существенно «легче» традиционного HTML-сайта. В этом нет ничего удивительного: ведь Flash-технология создавалась специально в расчете на использование в Сета, и были приняты все меры для оптимизации объема передаваемой информации.

ПОВЫШЕНИЕ ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТИ РАДИОПРИЕМНОГО УСТРОЙСТВА ПУТЕМ АДАПТИВНОЙ ВЕСОВОЙ ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ © В.Л. Удовпкип, И.Т. Степаненко, И.В. Удоннкип

Проведены синтез и исследование структурной схемы радиоприемного устройства, обеспечивающего подавление помех, мешающих приему полезного сигнала, с использованием различий в просзранстиенном расположении их источников. Для решения поставленной задачи были использованы положения теории и практики компенсации помех на основе их весовой (пространственно-временной) обработки. С целью проверки работоспособности полученных в работе систем обработки было проведено их математическое моделирование. продемонстрировавшее их эффективность Одним 1| , перспективных направлений повышения помехоустойчивости систем передачи информации является пространственно-временная обработка сигналов, основанная на использовании фазированных антенных решеток (ФАР) или систем многопозиционного приема. В ФАР адаптивного типа подавление помехи достигается формированием диаграммы направленности (ДН) с глубокими провалами (нулями) в направле-

нии на источник помехи, что обеспечивается соответ-етвующим амплитудно-фазовым распределением в раскрыве ФАР Однако для современных авиационных систем радиосвязи, использующих диапазоны волн короче 75 см, применение ФАР весьма ограничено, поскольку для формирования приемлемых для осуще-ствления пространственной селекции диаграмм направленности линейные размеры ФАР должны составлял. несколько длин волн.

В связи с этим заслуживают внимания системы многопозиционного приема, состоящие в простейшем случае из двух антенных элементов, в которых формирование ДН в режиме приема осуществляется за счет умножения принятых сигналов в каналах обработки на комплексные весовые коэффициеты, подбираемые специальным образом. В рассмотренной в работе двухканальной системе обработки принципиально возможно подавление помехи только с одного направления, не совпадающего с направлением прихода полезного сигнала.

Для одновременного подавления помеховых сигналов, приходящих с различных направлений система обра-ботки должна иметь несколько каналов, количество которых (при двухэлементной антенной решетке) должно был. в два раза больше количества подавляемых поме-

ховых сштіалов. Такая схема построения системы обработки соответствует многолучевой антенной решетке, в которой количество формируемых лучей ДН (а следовательно, и количество направлений нулевого приема) равно числу входов диаграммообразующей схемы.

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - КОМПОНЕНТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ © Е.В. Клыгнна

В настоящее время при постоянно растущем объеме информации студент не в силах усвоить и запом-нить все необходимое для своей будущей профессиональной деятельности. Как во время обучения, так и в дальнейшем для решения ряда профессиональных задач необходимо уметь работать с имеющейся и поступающей информацией. В частности, умение работать с печатными источниками - неотъемлемая часть информационной культуры специалиста. Для специалистов различных профилей характерны общие виды информационной деятельности: поиск информации, ее представление. передача, обработка (преобразование, хранение. систематизация, классификация, использование информации).

Студенты не всегда эффективно решают проблему, как получать и перерабатывал» информацию. Обычно работа студентов с учебной информацией заключается в том. чтобы прочитать текст, запомнить его и сделать выписки. Но чаще чти выписки содержат точный текст учебника или лекций, а не план или структуру ответа.

Отсутствие привычки и умений организовывать свои знания, воспринимать, анализировать и представлять информацию также наблюдается и в том, как студенты делают сообщения, доклады но прочитанной литературе. Не всегда в тексте правильно выделяются ключевые слова, понятия, характсри-зующие рассматриваемую проблему. Многие затрудняются представить информацию в своей логике и структуре. Редко можно увидеть, чтобы у студентов формы представления информации были отличны от источника. 11ередко после прослушивания учебного курса студенты затрудняются отвечал» на теоретические вопросы, решать практические задачи.

Поэтому обучение следует рассматривать как деятельностный процесс, в котором студента учатся получать новые знания. Этот процесс должен строиться так, чтобы был. наиболее удобным для усвоения учебного материала студентами, т. е. понимания, смысловой переработки, запоминания и практического применения знаний. К основным требованиям организации учебной деятельности студентов по работе с информацией можно отнести:

!) методы и приемы обучения, оценка его результатов должны стимулировать познавательную, особенно мыслительную, деятельность студента,

2) контроль хода обучения и оценка его результатов должны проводиться по умению использовать знания при анализе и оценке реальных систем и явлений, объяснению которых служат ли знания;

3) обучение должно включал, овладение и развитие приемов и способов работы с информацией, необходимых для решения большого круга задач;

4) усвоение знаний по применению приемов и способов работы с информацией в результате их практического применения в учебной деятельности студента;

5) методика обучения должна строиться с учетом того, что прежде чем быть усвоенными, 'шания. умения и навыки должны пройти обработку во внешнем, материальном плане (на учебных моделях, чертежах, схемах, и так далее) и, лишь благодаря такой отработке, стал» внутренним достоянием студента

Для решения проблемы компоновки знания и мобильного его использования создаются всевозможные типы моделей представления знаний в компактном, удобном для использования виде, например, информационные модели, логические модели, семантические сети, продукционные модели и другие.

Умение строил», исследовал, и использовать информационные модели является существенной стороной деятельности современного специалиста. Это требует владения следующими приемами и способами умственных и практических действий работы с информацией: моделирование, проектирование, формализация, структурирование, работа со знаковыми системами. а также представление информации в разных видах и формах.

Исходя из вышесказанного, в процессе обучения целесообразно перед студентами ставил, задачи, для решения которых необходимо построение информационной модели проблемной области. В информационной модели должны бьгп. отражены информационные аспект моделируемой проблемной области в виде знаков, символов, слов, теоретических (абстрактных) построений. теорий, описаний и так далее. Как и любая другая, информационная модель должна содержал, не всю информацию по проблемной области, а только ту ее часл», которая необходима для решения задачи.

После постановки задачи преподавателем студентам надо изучил, проблему и определить объем теоретического и практического материала, необходимый для ее решения. Основное внимание на этом этапе отводится работе студента с учебной и научной литературой. И от того, насколько он ее проработает, будет зависеть не только качество собранного материала, но и тот объем и качество знаний, который получит студент.

При работе с литературой преподаватель обращает внимание на то, что необходимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.