Научная статья УДК 691.33 EDN: FIESPX
DOI: 10.21285/2227-2917-2023-3-492-500
Повышение показателей качества бетонов для транспортного строительства
О.И. Королёва1^, В.С. Орлов2, П.А. Шустов3
1,2Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Россия
3Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия 3Ангарский государственный технический университет, г. Ангарск, Россия
Аннотация. Актуальной задачей дорожного строительства является создание транспортной сети с высокими эксплуатационными характеристиками дорожного полотна. Зарубежный опыт строительства и эксплуатации подобных объектов свидетельствует о необходимости проведения исследований, связанных с получением оптимальной структуры бетонного камня путем оптимизации состава бетона (регулирование свойств бетонной смеси на микроуровне) и применения комплексных добавок нового поколения. Исследования технологических свойств бетонной смеси и бетона проводились в соответствии с требованиями действующей нормативной документации с применением поверенного оборудования. Прочность бетона при сжатии определена при помощи испытательной машины МС2000 (диапазон измерения до 2000 кН, погрешность при нагружении - не более 1%). Истираемость оценивалась по потере массы образцов в ходе работы прибора ЛКИ-3 (круг истирания). Водопоглощение по массе определено по изменению массы образцов при водонасыщении. В статье приведены данные исследований физико-механических характеристик тяжелого бетона (прочность, истираемость, водопоглощение), изготовленного с применением добавок ТехниФлоу-61, ТехниФлоу-178 ПРО и ПауэрФлоу-3100. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии представленных добавок, что позволяет снижать водоцементное отношение при получении бетонных смесей заданной подвижности, получить бетоны более плотной структуры и снизить количество открытых пор. Представленные результаты позволяют сделать вывод об эффективности добавок нового поколения пластифицирующего и водоредуцирующего действия на технологические свойства бетонной смеси и физико-механические характеристики получаемых бетонов.
Ключевые слова: бетон, истираемость, транспортное строительство, пластифицирующие добавки, водоредуцирующие добавки
Для цитирования: Королёва О.И., Орлов В.С., Шустов П.А. Повышение показателей качества бетонов для транспортного строительства // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2023. Т. 13. № 3. С. 492-500. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2023-3-492-500. EDN: FIESPX.
Original article
Improving concrete quality for transport construction
Olga I. Koroleva1^, Victor S. Orlov2, Pavel A. Shustov3
^Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia
3Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia
3Angarsk State Technical University, Angarsk, Russia
Abstract. The creation of a transport network with high performance characteristics of the roadbed is an urgent task in the field of road construction. Foreign practice in the construction and operation of such facilities indicates the need for research studies aimed at obtaining an optimal concrete stone structure by optimizing the concrete composition (controlling the concrete mixture properties at the microlevel) and using state-of-the-art complex additives. The technological properties of concrete mixtures
© Королёва О.И., Орлов В.С., Шустов П.А., 2023
Том 13 № 3 2023
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 492-500 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 13 No. 3 2023 _pp. 492-500
ISSN 2227-2917 492 (print)
492 ISSN 2500-154X (online)
and concrete were studied in accordance with the requirements of the current regulatory documentation using verified equipment. The compressive strength of concrete was determined using an MS2000 testing machine (with a measuring range of up to 2000 kN and a loading error of no more than 1%). The abrasion level was estimated by the loss of the sample mass during operation of an LKI-3 device (abrasion disc). The mass water absorption was determined by variations in the sample mass during water saturation. The article presents the physical and mechanical characteristics of heavy concrete (strength, abrasion, water absorption) obtained using TechniFlow-61, TechniFlow-178 PRO, and Pow-erFlow-3100 additives. The results indicate the positive effect of the above additives, which can be used to decrease the water-cement ratio for obtaining concrete mixtures of a given mobility, produce concretes of a denser structure, and reduce the number of open pores. The conclusion is made about the effectiveness of new-generation additives with plasticizing and water-reducing agents for improving the technological properties of concrete mixtures, as well as the physical and mechanical characteristics of the resultant concretes.
Keywords: concrete, abrasion resistance, concrete road surface, plasticizers, water reducing admixtures
For citation: Koroleva O.I., Orlov V.S., Shustov P.A. Improving concrete quality for transport construction. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2023;13(3):492-500. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2227-2917-2023-3-492-500. EDN: FIESPX.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире асфальтобетонное покрытие не может удовлетворять растущие потребности населения. Выходом из этой ситуации должна быть постепенная замена традиционного покрытия на цементобетонное1 [1].
Несмотря на то, что себестоимость асфальтобетона значительно ниже, при долгосрочной перспективе цементобетонное покрытие экономически эффективнее. Это связано с большой долговечностью и, как следствие, более редким частичным и полным ремонтом. Поэтому Правительством РФ утверждена «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года». В данном документе указан курс на увеличение доли дорог с цементобетонным покрытием2 [2, 3].
Исходя из этого, актуальным является разработка составов дорожного бетона с возможностью получать заданные основные показатели качества. Немаловажным аспектом должно быть получение проектируемых реологических характеристик, регулирование состава и свойств на микроуровне [4-13].
МЕТОДЫ
Для изучения качественных характеристик бетонной смеси и бетона были изготовлены
базовый состав без добавок и составы с применением исследуемых добавок. Оптимальный состав бетона определялся на вариативной основе с применением передовых химических добавок производства компании MC-Bauchemie. Применяемые добавки представлены в таблице. Данные добавки разрабатывались в том числе для транспортного строительства.
На основании оптимального содержания добавки изготавливались контрольные составы. Затем формовались образцы-кубы с размерами ребра 100x100x100 мм, 70,7x70,7x70,7 мм и образцы-балки с размерами 100x100x400 мм, твердеющие в нормальных условиях (температура 20±2 °С, давление - атмосферное, влажность - 95%) до достижения им классового возраста. В 28 сут. определялись плотность, водопо-глощение, истираемость, прочность при сжатии, прочность на растяжение при изгибе бетона.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исследуемые добавки применялись в оптимальных соотношениях и для каждой индивидуально назначалось процентное содержание: ТехниФлоу-61 - 0,9% (1 состав), Тех-ниФлоу-178 ПРО - 1,1% (2 состав), Пау-эрФлоу-3100 - 2,5% (3 состав).
Стратегии развития промышленности строительных материалов // Static.government.ru [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/RnBfAw072e3tmmykU2lrh1LI1HaHeG0q.pdf (07.02.2023). 2Байкалов Н.С. Исторический опыт формирования и развития населенных пунктов в зоне байкало-амурской железнодорожной магистрали (1970-1990-е гг.): дисс. ... д-ра ист. наук. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, 2022. 555 с. EDN: KDAOSB.
Том 13 № 3 2023
с. 492-500 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Vol. 13 No. 3 2023 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate pp. 492-500_
ISSN 2227-2917
(print) 493
ISSN 2500-154X 493 (online)
Химические добавки Chemical additives
Добавка Положительный эффект
ТехниФлоу 61 Снижение тепловыделения в процессе гидратации, отсутствие влияния на прочность в ранние сроки твердения, повышение сохраняемости подвижности.
ТехниФлоу 178 ПРО (эфир поликарбоксила-тов) Снижение расхода воды (эффект суперводоредукции и суперпластификации), повышение сохраняемости подвижности и стабилизация бетонной смеси.
ПауэрФлоу 3100 (эфир поликарбоксилатов) Повышение динамики набора прочности в ранние сроки твердения, повышение сохраняемости подвижности, снижение В/Ц отношения (суперпластифицирующая способность).
Рис. 1. Определение осадки конуса Fig. 1. Concrete slump test
В ходе лабораторных испытаний были изучены основные реологические, физико-механические и эксплуатационные характеристики, необходимые для транспортного бетона [14-16]. Оценка показателей удобоуклады-ваемости представлена на рис. 1.
Доказано, что увеличить прочностные характеристики тяжелого цементного бетона для транспортного строительства возможно с помощью применения фибры. В данном способе открытым остается вопрос равномерности распределения данного армирующего элемента в общем объеме
[17-19]. Но это не является единственным методом - актуально воздействие на цементную матрицу химическими добавками3 [20-27]. Анализируя данные, можно сделать вывод, что применение добавок нового поколения дает существенный прирост прочности при сжатии - 46,9-64,7%, и прочности на растяжение при изгибе - 13,832,3%. Наибольшие характеристики показала добавка ПауэрФлоу-3100. Результаты проведенных исследований представлены на рис. 2. Пример характера разрушения образцов приведен на рис. 3.
3Цементная промышленность на постсоветском пространстве - сегодня: взгляд изнутри // Цемент и его применение. 2008. № 1. С. 30-91. EDN: ISDSTX.
ISSN 2227-2917 Том 13 № 3 2023 лпл (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 492-500
494 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 13 No. 3 2023 _(online)_pp. 492-500_
Базовый 12 3
Номер состава
■ Прочность при сжатии ■ Прочности на растяжение при изгибе
Рис. 2. Результаты определения прочности при сжатии и растяжении при изгибе Fig. 2. Compressive and tensile strength results
a b
Рис. 3. Разрушение бетона при сжатии (a) и растяжении при изгибе (b) Fig. 3. Compressive (a) and tensile strength (b) of Concrete
Для установления эффективности применяемых решений были произведены испытания по определению водопоглощения (рис. 4). По значению водопоглощения можно судить об открытой пористости. При использовании добавок водопоглощение уменьшается на 36,2%-53,2%. Это показывает, что пластифицирующая и водоредуцирующая составляющая позволяет создать более плотную структуру и уменьшает открытую пористость, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на характеристику водопоглощения. Наименьшее водопоглощение имеет бетон с добавкой ПауэрФлоу-3100.
Следующим этапом эксперимента являлось исследование эксплуатационных характеристик транспортного бетона. Были
произведены испытания на истираемость по ГОСТ 13087-2018 «Бетоны. Методы определения истираемости»4 на приборе ЛКИ-3 (рис. 5).
При использовании данной методики можно судить о способности бетона сопротивляться воздействию абразивного материала. Показатели истираемости при введении добавок нового поколения уменьшились на 39,0%-65,9%.
Можно сделать вывод, что данная модификация бетона приводит к более прочной связи между кристаллогидратными новообразованиями цементными камня. Это приводит к увеличению твердости, прочности и, как следствие, истираемости.
Результаты исследования представлены на рис. 6.
4ГОСТ 13087-2018 «Бетоны. Методы определения истираемости» // Кодекс.ги [Электронный ресурс]. Ш1_: https://docs.cntd.ru/document/1200164027 (07.02.2023).
Том 13 № 3 2023 ISSN 2227-2917
с. 492-500 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) Vol. 13 No. 3 2023 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X pp. 492-500_(online)
о
Базовый 12 3
Номер состава
Рис. 4. Результаты определения водопоглощения бетона Fig. 4. Results of testing of water absorption test
Рис. 5. Определение истираемости бетона на приборе ЛКИ-3 Fig. 5. Testing of abrasion resistance on the LKi-3
л
I-
o о
s
(L>
га
CL
0,45 0,4 0,35 0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0
0,41
0.25
0,21
0,14
Базовый
Номер состава
Рис. 6. Результаты определения истираемости бетона Fig. 6. Results of testing of abrasion resistance
ВЫВОДЫ
Развитие тяжелого цементного бетона для транспортного строительства является актуальным и в долгосрочной перспективе.
По результатам исследования видно, что применение химических добавок нового поколения пластифицирующего и водоредуциру-ющего действия оказывают положительное
ISSN 2227-2917
(print) ISSN 2500-154X _(online)_
Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
Том 13 № 3 2023
с. 492-500 Vol. 13 No. 3 2023 pp. 492-500
влияние на физико-механические и, как следствие, эксплуатационные показатели готовых изделий. Использование модифицированного бетона увеличивает прочность при сжатии на 46,9%-64,7%, прочность на растяжение при изгибе 13,8%-32,3%, уменьшает водопогло-щение на 36,2%-53,2% и истираемость на
39,0%-65,9% по сравнению с базовым составом. Это показывает экономическую целесообразность применяемых решений. Наилучшие результаты были достигнуты с применением добавки ПауэрФлоу-3100. Получение данной модификации бетона является перспективной.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Черноусов Н.Н., Бондарев Б.А., Стурова В.А., Бондарев А.Б., Ливенцева А.А. Аналитические зависимости влияния плотности материала на прочность и деформативность конструкционного бетона при осевом сжатии // Строительные материалы. 2022. № 5. С. 58-67. https://doi.org/10.31659/0585-430X-2022-802-5-58-67. EDN: NDKYMY.
2. Кенесов О.А., Аймагамбетова З.Т. Результаты и технико-экономическая оценка экспериментально-аналитических исследований энергосберегающих мероприятий // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. 2022. № 37. С. 1316-1334.
3. Кондращенко В.И. Интегрированный подход в бетоноведении // Строительные материалы. 2022. № 4. С. 54-63. https://doi.org/10.31659/0585-430X-2022-801-4-54-63. EDN: PPNJVC.
4. Явинский А.В., Чулкова И.Л., Кацарский Р.С. Исследование водонепроницаемости и морозостойкости тяжелого бетона с золой гидроудаления для дорожного покрытия // Образование. Транспорт. Инновации. Строительство: материалы V Национальной научно-практической конференции (г. Омск, 28 апреля-29 июня 2022 г.). Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2022. С. 514-517. EDN: DUIJJJ.
5. Староверов В.Д. Состояние нормативной базы промышленности строительных материалов на примере бетона и железобетона // Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2023. № 1 (276). С. 19-25. EDN: MFDWRG.
6. Крамар Л.Я., Иванов И.М., Шулдяков К.В., Мордовцева М.В. Влияние суперпластификаторов на микроструктуру и упругие свойства бетона // Строительные материалы. 2022. № 10. С. 17-24. https://doi.org/10.31659/0585-430X-2022-807-10-17-24. EDN: NHOJNQ.
7. Соловьева В.Я., Абу-Хасан М.С., Ершиков Н.В., Соловьев Д.В., Кукобин Е.И. Высокоэффективный бетон для проведения дорожно-строительных работ при пониженных температурах // Транспортное строительство. 2018. №. 2. С. 12-15. EDN: XNZTRZ.
8. Шинко Р.М. Модифицированные цементобетонные смеси для дорожного строительства // Актуальные вопросы техники, науки, технологии: сборник научных трудов национальной конференции (г. Брянск, 08-12 февраля 2022 г.). Брянск: Брянский государственный инженерно-технологический университет, 2022. С. 398-400. EDN: KPBZYP.
9. Пардаев О., Турсунбаев Б., Миралиева А.К. Применение базальтово-комплексной добавки для повышения коррозионной стойкости дорожного бетона // International Bulletin of Applied Science and Technology. 2023. Vol. 3. Iss. 2. С. 177-181.
10. Лобачев Ю.А., Баженова О.О. Устройство дорожного полотна из высококачественного бетона // Междунар. науч.-техн. конф. молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова, посвященная 300-летию РАН (г. Белгород, 18-20 мая 2022 г.). Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2022. . Ч. 6. С. 205-208. EDN: FXJPWU.
11. Бондарев Б.А., Стурова В.А., Ливенцева А.А. Сравнительный анализ материалов, применяемых при строительстве транспортных сооружений // Наука и инновации в строительстве: сборник докладов VI Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедры строительства и городского хозяйства (г. Белгород, 14 апреля 2021 г.). Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2022. Т. 2. С. 54-56. EDN: WCHMIM.
12. Степанова М.П., Белькова Н.А., Баранов Е.В. Оптимизация состава бетона для основания и покрытия дорог // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2023. №. 1 (54). С. 83-89. https://doi.org/10.24866/2227-6858/2023-1/83-89. EDN: BOLUCC.
13. Яхонова Д.В., Ляшенко А.Г., Вяльцев А.В. Вторичное использование золошлаковых отходов в дорожном строительстве // Инженерный вестник Дона. 2022. №. 11 (95). С. 703-709. EDN: KHZMWL.
14. Пономарев А.В. Цементобетон и минеральные вяжущие. Новые возможностии перспективы для дорожного строительства // Технологии бетонов. 2022. № 5 (184). С. 9-11. EDN: HXUMTG.
15. Арабзода Н.С., Сайрахмонов Р.Х., Азизов У.М., Шарифов Ф.А. Улучшение физико-механических свойств асфальтовых бетонов путем пластификации и дисперсного армирования // Политехнический вестник. Серия: инженерные исследования. 2021. № 3 (55). С. 94-97. EDN: YSQRYB.
Том 13 № 3 2023 ISSN 2227-2917
с. 492-500 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость (print) AQ7 Vol. 13 No. 3 2023 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate ISSN 2500-154X 497 pp. 492-500_(online)_
16. Баранов И.А., Дерли О.А. Отечественные и зарубежные инновационные технологии в дорожном строительстве // Безопасный и комфортный город: сборник научных трудов по материалам V Международной научно-практической конференции (г. Орел, 06-08 июня 2022 г.). Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2022. С. 146-149. EDN: CIZLGP.
17. Агеев В.Д., Маковский Л.В. Кафедра мостов. МАДИ: вчера, сегодня, завтра // Транспортное строительство. 2022. № 2. С. 2-3.
18. Зиневич С.И., Каюмов А.К., Ковалев Д.М. Использование цементогранулята в дорожном строительстве // Наука и техника. 2022. Т. 21. №. 2. С. 134-141. https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-2-134-141. EDN: WCQFXJ.
19. Чипурина М.А., Арников А.Е. Бетоны настоящего и будущего // Молодежь и научно-технический прогресс: сборник докладов XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Губкин, 07 апреля 2022 г.). Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2022. В 2-х т. Т. 1. С. 301-304. EDN: FMVIKK.
20. Balushkin A.L. The role of mutual shear deformations in ensuring the safety of prestressed reinforced concrete elements // AlfaBuild. 2022. No. 2 (22). P. 2204. https://doi.org/10.57728/ALF.22.4. EDN: UPUXEL.
21. Nazinyan L.G., Shevchenko S.M. Use of processed plastic products in road construction. a review // AlfaBuild. 2022. No. 2 (22). P. 2205. https://doi.org/10.57728/ALF.22.5. EDN: XKSTOM.
22. Копылов И.А. Building skin Russia 2022 - главное событие весны на архитектурно-строительном рынке // Технологии бетонов. 2022. № 3 (182). С. 16-17. EDN: GEJMDJ.
23. Орлов А.Д. Цементобетонные дороги // Мир дорог. 2022. № 148. С. 46-47. EDN: UXQBQL.
24. Поудел Р.С., Бессонов И.В., Жуков А.Д., Гудков П.К., Горбунова Э.А., Михайлик Е.Д. Цифровые методы оптимизации составов бетонного полотна // Строительные материалы. 2022. № 6. С. 20-24. https://doi.org/10.31659/0585-430X-2022-803-6-20-24. EDN: ZEDWCQ.
25. Лейер Д.В., Данилова В.С., Захожий К.А. Новые технологии и материалы в строительстве // Строительство и реконструкция: сб. научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистров и бакалавров (г. Курск, 27 мая 2022 г.). Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. С. 209-214. EDN: ENVJCY.
26. Гарипов А.Р., Макаров Д.Б., Хозин В.Г., Степанов С.В. Тонкодисперсная битумная эмульсия для модификации цементного бетона дорожного назначения // Construction and Geotechnics. 2022. Т. 13. №. 3. С. 85-97. https://doi.org/10.15593/2224-9826/2022.3.08. EDN: CCMSBF.
27. Несветаев Г.В., Корчагин И.В., Лопатина Ю.Ю., Халезин С.В. О морозостойкости бетонов с суперпластификаторами // Науковедение. 2016. Т. 8. № 5 (36). С. 88. EDN: XCMQPB.
REFERENCES
1. Chernousov N.N., Bondarev B.A., Sturova V.A., Bondarev A.B., Liventseva A.A. Analytical dependences of the effect of material density on the strength and deformability of structural concrete under axial compression. Stroitel'nye materialy = Construction materials. 2022;5:58-67. (In Russ.). https://doi.org/10.31659/0585-430X-2022-802-5-58-67. EDN: NDKYMY.
2. Kenesov O.A., Aimagambetova Z.T. Rezul'taty i tekhniko-ekonomicheskaya otsenka eksperimental'no-analiticheskikh issledovanii energosberegayushchikh meropriyatii. Sovremennye problemy lingvistiki i metodikiprepodavaniya russkogo yazyka v vuze i shkole. 2022;37:1316-1334. (In Russ.).
3. Kondrashchenko V.I. Integrated approach in concrete science. Stroitel'nye materialy = Construction materials. 2022;4:54-63. (In Russ.). https://doi.org/10.31659/0585-430X-2022-801-4-54-63. EDN: PPNJVC.
4. Iavinskii A.V., Chulkova I.L., Katsarskii R.S. Issledovanie vodonepronitsaemosti i morozostoikosti tya-zhelogo betona s zoloi gidroudaleniya dlya dorozhnogo pokrytiya. Obrazovanie. Transport. Innovatsii. Stroitel'stvo: materialy V Natsional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Education. Transport. Innovation. Construction: materials of the V National Scientific and Practical Conference. 28-29 April 2022, Omsk. Omsk: The Siberian State Automobile and Higway University; 2022. p. 514-517. (In Russ.). EDN: DUIJJJ.
5. Staroverov V.D. The state of the regulatory framework of the building materials industry on the example of concrete and reinforced concrete. Stroitel'nye materialy, oborudovanie, tekhnologii XXI veka. 2023;1:19-25. (In Russ.). EDN: MFDWRG.
6. Kramar L.Ya., Ivanov I.M., Shuldyakov K.V., Mordovtseva M.V. Influence of superplasticizers on the microstructure and elastic properties of concrete. Stroitel'nye materialy = Construction materials. 2022;10:17-24. (In Russ.). https://doi.org/10.31659/0585-430X-2022-807-10-17-24. EDN: NHOJNQ.
7. Solovyova V.Ya., Abu-Hasan M.S., Ershikov N.V., Solovyov D.V., Kukobin E.I. The high-efficient concrete for road-construction works with reduced positive and negative temperatures. Transportnoe stroitel'stvo = Transport construction. 2018;2:12-15. EDN: XNZTRZ.
8. Shinko R.M. Modified cement-concrete mixtures for road construction. Aktual'nye voprosy tekhniki, nauki, tekhnologii: sbornik nauchnykh trudov natsional'noi konferentsii = Actual issues of engineering, science,
ISSN 2227-2917 Том 13 № 3 2023 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 492-500
498 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 13 No. 3 2023 _(online)_pp. 492-500
technology: collection of scientific papers of the national conference. 08-12 February 2022, Bryansk. Bryansk: Bryansk State Technological University of Engineering; 2022. p. 398-400. (In Russ.). EDN: KPBZYP.
9. Pardaev O., Tursunbaev B., Miralieva A.K. Application of a basalt-complex additive to increase the corrosion resistance of road concrete. International Bulletin of Applied Science and Technology. 2023;3(2):177-181. (In Russ.).
10. Lobachev Yu.A., Bazhenova O.O. The construction of a roadbed made of high-quality concrete. Mezhdunarodnaya nauchno-tekhnicheskaya konferentsiya molodykh uchenykh BGTU im. V.G. Shukhova, posvyashchennaya 300-letiyu RAN = International Scientific and Technical Conference of Young scientists of V.G. Shukhov BSTU, dedicated to the 300th anniversary of the RAS. 18-20 May 2022, Belgorod. Belgorod: Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, 2022. Part 6. p. 205-208. (In Russ.). EDN: FXJPWU.
11. Bondarev B.A., Sturova V.A., Liventseva A.A. Comparative analysis of materials used in the construction of transport structures. In: Nauka i innovatsii v stroitel'stve: sbornik dokladov VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 50-letiyu kafedry stroitel'stva i gorodskogo khozyaistva = Science and innovations in construction: collection of reports of the VI International Scientific and Practical Conference dedicated to the 50th anniversary of the Department of Construction and Urban Economy. 14 April 2021, Belgorod. Belgorod: Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov; 2022. Vol. 2. p. 54-56. (In Russ.). EDN: WCHMIM.
12. Stepanova M.P., Belkova N.A., Baranov E.V. Optimization of the composition of concrete for the base and pavement of roads. Vestnik Inzhenernoi shkoly Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta = Far Eastern Federal University: School of Engineering Bulletin. 2023;1:83-89. (In Russ.). https://doi.org/10.24866/2227-6858/2023-1/83-89. EDN: BOLUCC.
13. Yakhonova D.V., Lyashenko A.G., Vyaltsev A.V. Secondary use of ash and slag waste in road construction. Inzhenernyi vestnik Dona = Ingineering journal of Don. 2022;11:703-709. (In Russ.). EDN: KHZMWL.
14. Ponomarev A.V, Cement concrete and mineral binders. new opportunities and prospects for road construction. Tekhnologii betonov. 2022;5:9-11. (In Russ.). EDN: HXUMTG.
15. Arabzoda N.S., Sairakhmonov R.Kh., Azizov U.M., Sharifov F.A. Improving the physical and mechanical properties of asphalt concrete by plastification and dispersed reinforcement. Politekhnicheskii vestnik. Seri-ya: inzhenernye issledovaniya. 2021;3:94-97. (In Russ.). EDN: YSQRYB.
16. Baranov I.A., Derli O.A. Domestic and foreign innovative technologies in road construction. In: Be-zopasnyi i komfortnyi gorod: sbornik nauchnykh trudov po materialam V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Safe and comfortable city: collection of scientific papers based on the materials of the V International Scientific and Practical Conference. 06-08 Juny 2022, Orel. Orel: I.S. Turgenev Orel State University; 2022. p. 146-149. (In Russ.). EDN: CIZLGP.
17. Ageev V.D., Makovsky L.V. MADI bridges department: yesterday, today, tomorrow. Transportnoe stroitel'stvo = Transport construction. 2022;2:2-3. (In Russ.). EDN: UUTRUA.
18. Zinevich S.I., Kayumov A.K., Kovalev D.M. Use of cement granulate in road construction. Nauka i tekhni-ka = Science and technique. 2022;21(2):134-141. (In Russ.). https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-2-134-141. EDN: WCQFXJ.
19. Chipurina M.A., Arnikov A.E. Concrete of the present and future. Molodezh' i nauchno-tekhnicheskii progress: sbornik dokladov XV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, aspirantov i molodykh uchenykh = Youth and scientific and technological progress: a collection of reports of the XV International Scientific and Practical Conference of students, postgraduates and Young scientists. 07 April 2022, Gubkin. Belgorod: Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov; 2022. In 2 vols. Vol. 1. p. 301-304. EDN: FMVIKK.
20. Balushkin A.L. The role of mutual shear deformations in ensuring the safety of prestressed reinforced concrete elements. AlfaBuild. 2022;2:2204. https://doi.org/10.57728 /ALF.22.4.
21. Nazinyan L.G., Shevchenko S.M. Use of processed plastic products in road construction. a review. AlfaBuild. 2022;2:2205. https://doi.org/10.57728/ALF.22.5. EDN: XKSTOM.
22. Kopylov I.A. Building skin Russia 2022 - is the main spring event in the architectural and construction market. Tekhnologii betonov. 2022;3:16-17. (In Russ.). EDN: GEJMDJ.
23. Orlov A.D. Cement concrete roads. Mir dorog. 2022;148:46-47. (In Russ.). EDN: UXQBQL.
24. Poudel R.S., Bessonov I.V., Zhukov A.D., Gudkov P.K., Gorbunova E.A., Mikhailik E.D. Digital methods for optimizing textile concrete technology. Stroitel'nye materialy = Construction materials. 2022;6:20-24. (In Russ.). https://doi.org/10.31659/0585-430X-2022-803-6-20-24. EDN: ZEDWCQ.
25. Leier D.V., Danilova V.S., Zakhozhii K.A. Novye tekhnologii i materialy v stroitel'stve. In: Stroitel'stvo i rekonstruktsiya: sbornik nauchnykh statei 4-i Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov, magistrov i bakalavrov = Construction and reconstruction: collection of scientific articles of the 4th All-Russian Scientific and Practical Conference of Young Scientists, Postgraduates, Masters and Bachelors. 27 May 2022, Kursk. Kursk: Southwest State University; 2022. p. 209-214. EDN: ENVJCY.
Том 13 № 3 2023
с. 492-500 Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Vol. 13 No. 3 2023 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate
pp. 492-500_
ISSN 2227-2917
(pNnt) 499
ISSN 2500-154X 499 (online)
26. Garipov A.R., Makarov D.B., Khozin V.G., Stepanov S.V. Finely dispersed bitumen emulsion for the modification of cement concrete for road use. Construction and Geotechnics. 2022;13(3):85-97. (In Russ.). https://doi.org/10.15593/2224-9826/2022.3.08. EDN: CCMSBF.
27. Nesvetaev G.V., Korchagin I.V., Lopatina Yu.Yu., Khalezin S.V. O morozostoikosti betonov s superplas-tifikatorami. Naukovedenie = 2016;8(5):88. (In Russ.). EDN: XCMQPB.
Информация об авторах
Королёва Ольга Игоревна,
к.т.н., доцент,
доцент кафедры строительных материалов, Тюменский индустриальный университет, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, Россия,
e-mail: [email protected]
https://orcid.org/0000-0002-0178-7509
Орлов Виктор Сергеевич,
заведующий лабораторией кафедры строительной механики, Тюменский индустриальный университет, 625000, г. Тюмень, ул. Володарского, 38, Россия,
e-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-5583-6989
Шустов Павел Александрович,
к.т.н., доцент,
доцент кафедры строительного производства,
Иркутский национальный исследовательский
технический университет,
664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия,
Ангарский государственный технический
университет,
665835, г. Ангарск, ул. Чайковского, 60, Россия, e-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-2547-3579
Information about the authors Olga I. Koroleva,
Cand. Sci. (Eng.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Building Materials, Industrial University of Tyumen, 38 Volodarskogo St., Tyumen 625000, Russia,
e-mail: [email protected]
https://orcid.org/0000-0002-0178-7509
Victor S. Orlov,
Head of the Laboratory of the Department of Structural Mechanics, Industrial University of Tyumen, 38 Volodarskogo St., Tyumen 625000, Russia,
e-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-5583-6989
Pavel A. Shustov,
Cand. Sci. (Eng.), Associate Professor,
Associate Professor of the Department
of Construction Production,
Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia,
Angarsk State Technical
University,
60 Chaikovskogo St., Angarsk, 665835, Russia, e-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0003-2547-3579
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Информация о статье
Contribution of the authors
The authors contributed equally to this article.
Conflict of interests
The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.
The final manuscript has been read and ap-proved by all the co-authors.
Information about the article
Статья поступила в редакцию 02.06.2023. The article was submitted 02.06.2023.
Одобрена после рецензирования 30.06.2023. Approved after reviewing 30.06.2023.
Принята к публикации 03.07.2023. Accepted for publication 03.07.2023.
ISSN 2227-2917 Том 13 № 3 2023 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 492-500 500 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 13 No. 3 2023 _(online)_pp. 492-500