Вестник «Gpjiey»-kst
С.А. Иеанина,
учитель-логопед первой категории СШ №16, г. Костанай
t* S
к
<
CQ О оо
£ Ш О t* S U
о
4 о к
X w н
5 t* S Рн
о
W н
И. С Лоза,
учитель-логопед СШ№16, г. Костанай
Heeieei создер: мугал!м-логопед, денсаулъщ сацтау технологиялары, педагогикалъщ цузыретттк, педа-гогикалъщ жумыс emmi, психологи-яльщ-тузеу процест педагогикалъщ цолдау.
Ключевые слова: учитель-логопед, здоровъесберегающие технологии, педагогическая компетентность, педагогический опыт, психолого-педагогическое сопровождение коррекци-онного процесса.
Keywords: teacher-speech therapist, health saving technologies, pedagogical competence, pedagogical experience, psychological and pedagogical support of correctional process.
ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
КОМПЕТЕНТНОСТИ КАЧЕСТВА КОРРЕКЦИОННО - ОБУЧАЮЩЕГО
ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Авторлар о^ушылармен коррекцияльщ жумыс жа-сауды жаксартуга ыкдал ететш, педагогикальщ к^зы-реттшпн арттыруга ьщпал ететш ез тэж1рибелерш ¥Сынады.Тэж1рибе жацалыгы педагогикалъщ, психо-логияльщ жэне педагогикалъщ к,олдау дамыту жагдай-ында «БАЛА - АМАН» багдарламасы контексшде жузеге асырылуда тузеу процесше катысты дэстурл1 жэне денсаулъщ сактау технологияларын цолдану бо-лып табылады. Осы жумыстыц нэтижелерш талдау бершген.
Аннотация
Авторы излагают свой опыт повышения педагогической компетентности, способствующий совершенствованию коррекционной работы с учащимися. Новизной опыта является внедрение в учебный процесс как традиционных технологий, так и здоровьесбере-гающих, которые реализуются в контексте казахстанской программы "БАЛА- АМАН" в условиях развивающегося в образовании психолого-педагогического сопровождения применительно к коррекционному процессу Даётся анализ результатов этой работы.
Annotation
The authors state their experience in improving pedagogical competence which contributes to the improvement of corrective work with the pupils. The novelty of the experience is the introduction in the educational process in addition to traditional technologies as well as health-saving ones. They are implemented in the context of the Kazakhstan program "BALA-AMAN" in the context of the psychological and pedagogical support developing in the education as applied to the correctional process. An analysis of the results of this work is given.
Учитель до тех nop учитель, пока учится сам.
В.А. Сухомлинский
Сегодня для нас, учителей и специалистов школы, повышение педагогической компетентности и совершенствование своего мастерства приобретает особую значимость в контексте модернизации
современного образования и возрастания роли человеческого фактора в сфере взаимодействия «человек - человек».Для этого мы располагаем широкими возможностями научно - методической базы областного центра, представленной взаимодействием
с кафедрами педагогических учебных заведений, образовательными и методическими центрами и объединениями, фондами библиотек, доступностью к изучению и обмену опытом творчески работающих учителей-логопедов, что отражено в таблице 1.
Таблица \.Повышение педагогической компетентности учителей-логопедов СШ№ 16 в системе непрерывного образования
Научно-методические центры, организации, объединения Формы повышения педагогической компетентности
КГПИ (кафедра психологии и специального образования). Консультации ведущих специалистов кафедры -логопедов, педагогов, психологов по написанию учебно - методических пособий по проблемам логопедической работы. Выступления с докладами из опыта работы логопедического пункта СШ№16 на педагогических чтениях, научно- практических конференциях. Публикации статей с рецензиями кафедры в научно- методическом журнале КГПИ «Жаршысы»
Филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области». Использование в практике работы материалов методического пособия по эйдетическим технологиям развития памяти [2]. Участие в конкурсах на лучшую статью(призовое место, 2016г). Публикация статей, связанных с практикой методической работы, в научно - методических журналах « Вестник Орлеу» и «Тренер - Education» (2016- 2017 гг).
Образовательная организация «Академический центр Start» (г. Костанай). Прохождение курсов повышения квалификации для учителей - логопедов (март 2014г., июнь 2014г, июнь 2016г). Участие в организации и проведении областных курсов повышения квалификации для начинающих логопедов ( выступления с презентацией цикла лекций в объёме 12 часов). Благодарственное письмо директора «Академического центра» НиязбаевойН.А. от 11.06.2016г.
Республиканский национальный центр коррекционной педагогики (г. Алма-ты). Участие в работе курсов повышения квалификации логопедов в качестве слушателя и выступающего по теме «Преодоление общего недоразвития речи 1-2 уровня» (из опыта работы), 2012г. Продолжение связей.
Региональный научно-практический центр «Костанайдарыны». Участие логопедов в областных семинарах по темам: «Современные подходы к логопедическим занятиям в школе» (февраль, 2014г.), «Проблемы формирования связной речи» (октябрь, 2014г.), сертификаты.
Областная универсальная научная библиотека им. JI.H. Толстого. Пользование фондами учебно - методической литературы по проблемам логопедии и детской психологии. Ознакомление с новинками литературы и публикациями в предметных журналах.
в;
s х
<с
m
о
п £
W О в; s
I—
О §
X X ш Е-
S в;
s
Рч
о
ш Е-
Городское методическое объединение учителей инклюзивного образования. Участие в работе МО. Консультативное взаимодействие учителей - логопедов, педагогов и психологов по проблемам инклюзивного образования.
Методическое объединение учителей начальных классов СШ№16. Выступления на МО с целью ознакомления учителей с проявлениями нарушений речевого развития младших школьников, организацией, методами и приёмами работы школьного логопункта. Совместное и индивидуальное обсуждение результатов коррекционной работы на основе устных ответов на уроках и письменных работ учащихся с участием логопедов.
Остановимся на нашем опыте повышения уровня педагогической компетентности учителя - логопеда.Прежде всего, учитываем, что понятие компетентности, над чем работает и школа, отличается интегратив-ным характером [1,с. 163, 166], а именно:
• овладением современными знаниями в области коррекционной педагогики;
• умением квалифицированно работать с детьми;
• способностью влиять на учащихся личностными качествами;
• реализацией знаний, навыков, умений, опыта;
• стремлением к самосовершенствованию.
С целью углубления знаний в этой области используем различные формы непрерывного образования, указанные выше.
Новизной нашего опыта является внедрение в учебно - коррекционный процесс он развивающихся в логопедии актуальных на® правлений - здоровьесберегающего обуче-зЗ ния и психолого - педагогического сопро-
м вождения учебного процесса. При этом мы <
^ руководствуемся следующими методологи° ческими положениями.
Во-первых. Не ограничиваться рамками
О только своей дисциплины, а осуществлять
2 метапредметные связи со смежными дис-
^ циплинами - отечественной и зарубежной
^ возрастной педагогикой и психологией, к
с^ педагогической психологиеи, психологиеи К
Рч здоровья, методологией, предметно - ме-
Ц тодическими изданиями. В подтверждение
Г4
этой точки зрения приводим высказывание учёного с мировым именем Д.И. Менделее-
ва: если специалист знает только химию, он плохо знает её.
Это позволяет нам углубленно рассматривать процессы и явления, связанные с особенностями детской психологии, рассматривать те или иные явления с разных сторон.
Во-вторых. Голос практики использования компетенций подсказывает нам востребованную необходимость перевода теоретических знаний в практическую деятельность по способу «Знание и применение», интеграцию теоретических знаний с практическим опытом логопеда.
В-третьих. Мы рассматриваем актуальные развивающиеся направления-здоро-вьесбережение и психолого- педагогическое сопровождение как важные составляющие учебно - коррекционного процесса, работая над внедрением этой важной проблемы.
Объект нашей работы - оказание логопедической помощи детям 6-7- летнего возраста, речевая патология которых препятствует усвоению ими программы дошкольного и начального школьного обучения.
Субъектом является сам ребёнок как развивающая личность, требующая преодоления речевых затруднений.
Нарушение речи - распространённое явление среди дошкольников. По исследованиям российских учёных, они составляют многочисленную группу - до 60% от всех детей этого возраста [3, с.62]. Наши данные близки к вышеупомянутым. Ежегодно наш логопункт выявляет до 45% детей с различными речевыми нарушениями среди общего
количества детей 6-7- летнего возраста (250 человек), поступающих в школу. При этом в последние годы, как показывает наша практика, речевые патологии стали более стойкими и сложными. Из этого следует тот факт, что дети со сложными дефектами речи обучаются на логопункте как минимум 2-3 года.Проблема в том, что в силу наших условий, мы не можем охватить коррекци-онной поддержкой всех детей, нуждающихся в ней.
Успешность обучения наших детей определяется уровнем состояния здоровья, с которым они пришли в школу. Забота о сохранении и укреплении здоровья - важнейшая задача учителя на каждом уроке. Она зависит от ресурсов - личного примера педагога, использования специальных технологий.
В процессе реализации программы «Бала - Аман», введённой в действие во всех казахстанских школах с 1 января 2017 года [4], наш логопункт осуществляет оздоровляющее обучение в следующих направлениях:
• учёт факторов психического, физического и душевного здоровья[8, с. 68-100] и подбора соответствующих методик и технологий;
• профилактика снижения усталости и напряжения на занятиях путём введения динамических пауз и системы упражнений, искоренение вредных привычек, приобщение к здоровому образу жизни;
• внедрение в учебный процесс современных коррекционных технологий двигательной направленности для поддержания интереса учащихся и исключения апатии на уроках, сохранения и укрепления здоровья.
Мы находим созвучные для нашей практики мысли известных педагогов и психологов прошлого и настоящего.
Так, Мария Монтессори[5, с.5] в центр работы «с самым нежным возрастом» ставила знание души ребёнка, позицию «на стороне ребёнка». Ядром её педагогики является не пресловутое воздействие, а забота о ребёнке, знание его самочувствия и настроения.
Януш Корчак и Шалва Амонашвили вы-
двигают важнейшие принципы в организации работы с детьми, не приводящие к переутомлению и снижению интереса к занятиям: гуманные и сердечные отношения, забота о здоровье, своевременная помощь [6,7].
Вызвать интерес у ребят, что позволяет «зацепить» их внимание, что особенно важно в дошкольном и младшем школьном возрасте, - главное к чему мы стремимся в процессе коррекционного обучения.
На логопедических занятиях для формирования звуковой культуры речи учащихся используем занимательный материал в форме дидактических и ролевых игр, которые повышая интерес, не вызывают утомления: «Сказка о весёлом язычке», «Город Буква-ринск», где живут гласные и согласные, «Буквы ходят в гости» при ознакомлении с буквами.
Младшеклассникам импонируют подвижные занятия в форме игрового тренинга, пантомим и игровых ситуаций. В обучении через игру все работают с интересом, увлечённо, что влияет на познавательную активность, их психоэмоциональное самочувствие.
К числу здоровьесберегающих технологий относятся: су - джок - терапия, биоэ-нергопластика, развивающие кинезиологи-ческие программы.
Мы применяем также гимнастику для глаз(по 3-5 минут в зависимости от зрительной нагрузки), дыхательные и голосовые упражнения.
Эти оздоровительные приёмы способствуют снятию у детей напряжения и усталости. Главное здесь - сочетание двигательной и познавательной активности на занятиях.
В целях профилактики утомляемости применяем разнообразные виды наглядности: рисунки, схемы, красочные картины, плакаты и предметы. Повышению эффективности занятий помогает индивидуальный раздаточный материал.
Все эти средства активизируют внимание, экономят времяурока, улучшают самочувствие детей. В результате исчезает скованность, волнение детей перед ответом,
в; К х
<с
т
о
СП
я
ш О в; X и
О §
X X ш Е-
к
в; X Рч
о
ш Е-
в; х х
<с
т
о
СП
я
ш О в; х
1-4
о ч о
X X ш Е-
К в; К
Рч
о
ш Е-
беспомощность. Материал ими легче воспринимается и запоминается. Этому способствует чередование методов обучения - словесного, наглядного, самостоятельной работы. Речевые упражнения, как правило, сопровождаются двигательной активностью. Обучаемые нами учащиеся отличаются любознательностью, интересуются названиями слов и понятий на английском языке, легко их запоминают.
Мы приходим к тому, что не менее важно заботиться и о внутреннем состоянии детской души. Тело находится под воздействием мыслей и чувств (в здоровом теле - здоровый дух).Гармония души и тела занимает центральное место в жизни человека, считает американский психолог Брайан Трейси (2007) - «что внутри, то и снаружи». Знание чувств, настроений, переживаний ребёнка рассматриваем как фактор, позволяющий регулировать психическое самочувствие их на занятиях.
Не последнее место занимает профилактика вредных привычек учащихся. Разъясняем вред последствий чрезмерного увлечения компьютерными играми, их пагубное влияние на зрение, психику, сон. Следим за правильной осанкой ребёнка. Правильная осанка - залог его здоровья [9, с. 54].
Мы изучаем медицинскую документацию и учитываем состояние здоровья каждого ученика, посещающего логопункт. Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, часто болеют простудными заболеваниями, некоторые имеют хронические болезни, они быстро утомляются, устают. При этом нормируем объём, нагрузку и уровень сложности материала индивидуально для каждого ученика. Главный принцип здесь - не навредить.
Мы добиваемся того, чтобы с занятий дети выходили удовлетворёнными, с положительными эмоциями. Их удовлетворённость оцениваем по таким признакам:
• проявление интереса к уроку;
• ощущение комфорта;
• ожидание урока (даже в морозные дни, несмотря на отмену занятий в школе, некоторые дети приходят к логопеду);
• состояние и вид учащихся после окончания занятия.
Быть бодрым, жизнерадостным и активным, вести здоровый образ жизни - такой облик учителя - логопеда передаётся и его воспитанникам.
Наряду с основной нашей миссией преодоления речевого недоразвития, мы преследуем не менее важную задачу- сохранение здоровья детей с раннего возраста, реализуя её в сотрудничестве с учителями и родителями.
Повышению эффективности коррекци-онного процесса логопеда способствует, как мы убедились, освоение и внедрение в практику развивающегося в логопедии нового направления - психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Основной его целью является создание условий для успешного обучения и развития ребенка [10, с.7].Это комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции развития и обучения детей [3, с.62].
Мы творчески используем возможности этого направления применительно к учеб-но-коррекционному процессу в практике логопедической работы.Под таким направлением мы понимаем систему профессиональной деятельности логопеда в условиях его взаимодействия с учителями, другими специалистами и родителями.Назначение такого сопровождения видим в том, чтобы способствовать повышению качества коррекции устной и письменной речи, адаптации ребенка в группе сверстников.
Сопровождение в нашей практике - это содействие, означающее служебное организационно-методическое обеспечение кор-рекционного процесса с использованием комплекса психолого-педагогических компонентов в обучении.
Важнейшим аспектом сопровождения в нашей практике является «очеловечение» отношений его участников по типу «взрослые - ребенок», которые гарантируют ребенку доброжелательное принятие, поддержку и помощь. «Это особая культура поддержки и помощи ребенку в его обучении, продви-
жениях и развитии» [10,с.7].
Конкретизируем содержание психолого-педагогического сопроводительного процесса в нашей работе.Тесный контакт с учителями начальных классов позволяет логопеду:
• согласовывать подходы к ребенку в процессе обучения на основе коллективного обсуждения;
• прослеживать грамотность письма и речи учащихся на уроках;
• консультировать учителей по методам коррекции речевых затруднений.
По линии взаимодействия «логопед -психолог», последний, работающий под девизом «знаю себя и других», оказывает психологическую помощь в изучении особенностей детей - памяти, внимании, мышления, мотивов их поведения, профилактике дезадаптации.
Обращения логопеда в ряде случаев к социальному педагогу знакомит его с социальным положением ребенка в окружающей среде.
Школьный врач располагает сведениями о состоянии здоровья ребенка.
В работе с родителями логопед заботится о выработке их исходной позиции к своему ребенку - главное не речевая проблема, а отношение к ней. Вовлекает родителей в учебно-коррекционный процесс как участников этого процесса. Консультирует родителей по методам оказания помощи детям в выполнении речевых упражнений в домашних условиях (главное не речевая проблема, а отношение к ней).
Деятельную помощь в создании надлежащих условий работы логопункта, оснащении его всем необходимым оказывает директор школы Л.Т. Базанова.
Психолого-педагогическое сопровождение включает такие резервы, как использование комплекса психолого-педагогических компонентов для обеспечения наиболее благоприятных условий для полноценного учебно-коррекционного обучения и развития каждого ребенка, что показано нами в таблице 2.
Таблица 2.Психолого-педагогические факторы коррекционного обучения учащихся
№ Психолого-педагогические компоненты в обучении Условия реализации
1 Учебная мотивация Способы мотивации: • установка на значимость коррекции речи; правильная речь - это: • основа успехов в усвоении знаний; • главный инструмент в общении; • показатель развития и воспитанности; • какова речь, таков и человек; • плохая речь не убеждает.
2 Психологический микроклимат на занятиях Поддержание продуктивной атмосферы на занятиях: • создание атмосферы доброжелательности, естественности, непринужденности; • демонстрация теплоты и дружелюбия во взаимоотношениях посредством улыбок, юмора; • создание ситуаций успеха на занятиях.
3 Стиль общения и взаимодействия Манеры общения на уроке: • отсутствие императивных форм воздействия; • обстановка учения и общения, где каждый ученик чувствует понимание и принятие, внимание лично к нему; • позитивный стиль общения, создающий психологический комфорт; • общий фон положительных эмоций и взаимоотношений.
в;
х х
<с
т
о
п РЧ
О в; X и
О §
X X ш Е-
к
в; X Рч
о
ш Е-
ш
4 Стимулирование интереса и успехов в обучении Формы стимулирования учащихся: использование занимательного материала, вызывающего интерес (нет интереса - нет успеха); своевременное подчеркивание положительных сдвигов и успехов в обучении; выражение оптимистической позиции в оценке успехов обучаемого: отмечается личное продвижение, каждый успешный шаг; готовность оказать своевременную помощь в учебных затруднениях; превращение ученика из пассивного лица на уроке в активное; будить интерес к занятиям, вводя элементы новизны и занимательности.
5 Стимулирование развития личностных качеств в процессе обучения Способы стимуляции личностных качеств и проявлений: стимулирование волевых усилий и настойчивости в преодолении речевых трудностей; вселение уверенности в свой успех, преодоление неверия в себя, снятие «языкового барьера» путем расширения круга общения, преодоления страха «публичности речи» как тормозящего акта, временной неуверенности.
Не менее важен в работе учителя-логопеда личностный аспект, сопровождающий процесс обучения, его стиль влияния на обучаемых, тем более, что все методы и приемы воздействия на детей опосредуются через его личность. Все начинается с учителя. Стиль - это человек (Ж. Бюффон).
В педагогической литературе мы находим немало поучительных примеров в работе с детьми нестандартного поведения, которые встречаются в практике логопеда. К примеру, такие профессиональные качества видного казахского педагога-но-Щ ватора И. Алтынсарина, как великодушие, К сердечность отношений, расположение к га людям, задушевность, отзывчивость, трудолюбие, безграничная любовь к детям
Рч
рч могут служить для нас, учителеи, ориен-оч тиром.
£ Французский педагог Б. УаШег (Ф. Ватье,
§ 2001) считает, что отсутствие любви и ува-о
д жения к детям - это такой недостаток, кото-и рый ничем нельзя компенсировать. ¡5 Всегда помним, что всякое наше воздей-Щ ствие на ребенка сопровождается психоло-§ гическими реакциями в гласной, либо не-н гласной форме, что необходимо учитывать.
В процессе постоянной работы над собой мы пришли к следующим заключени-
ям:
Опыт нашей работы показывает, что самосовершенствование учителя-логопеда наряду с другими формами непрерывного образования, способствует повышению собственного уровня компетентности в вопросах коррекции речевых нарушений учащихся и улучшения качества коррекци-онного процесса.
Практика психолого-педагогического сопровождения коррекционного процесса в работе логопункта обогащает учебный процесс и требует системного подхода в использовании совокупности факторов. В основе этого - интеграция усилий логопеда и его соучастников, особый тип отношений, использование целесообразных компонентов педагогики и психологии в процессе обучения.
Внедрение в коррекционно-развива-ющий процесс логопедического пункта комплекса современных прогрессивных технологий здоровьесбережения и других в условиях психолого-педагогического сопровождения обучения способствуют их эффективности, что подтверждается данными результатов обучения.
По итогам модернизированных способов логопедического обучения прослеживается
положительная динамика в развитии устной и письменной речи учащихся, в развитии их умственных способностей и физического здоровья, повышение мотивации учащихся к достижению успешной работы над собой, повышение статуса в коллективе класса, нормализация взаимоотношений со сверстниками.
Так, за период, начиная с 2012 года в группах предшкольной подготовки в количестве до 15 и более обучаемых все дети показывали существенные положительные сдвиги в устной речи.
В группах обучаемых учащихся 1,2,3 классов достигали нормального речевого уровня развития 85-90% учащихся. За 1-1,5 года остальные учащиеся с более выраженным диагнозом речевых нарушений практически уже не нуждались в дополнительной помощи школьного логопеда.
Такие результаты получили позитивную оценку учителей начального звена и родителей вследствие продуктивной системы логопедических занятий. Важнейшими психолого-педагогическими факторами являлись оптимальный стиль общения с детьми, благоприятная для учащихся атмосфера в группе обучаемых, создаваемая учителем-логопедом, стимулирование их успехов.
Формы распространения опыта по совершенствованию системы коррекционной работы в работе логопункта нашли отражение на страницах научно-методических журналов («Вестник КГПИ», №2, 2012; «Вестник науки», №3, 2009) и в прессе («Учительская плюс», №21, 2014), в выступлениях на внутришкольных, областных, республиканских конференциях и в международных изданиях (ж. «Культура и образование», Россия, №3, 2014; сб. «Материалы УШиХ научно-практических конференций»; «Образование и наука в XXI веке», Болгария, София, июнь 2012г, октябрь 2014г).
Таким образом, непрерывная деятельность по повышению уровня знаний, ее реализация в нашей практике доказала свою состоятельность как важное условие достижения предполагаемых результатов.
Непрерывное повышение педагогической компетентности учителя - путь к творческой работе и успехам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогическое образование: современное состояние и основные направления непрерывного педагогического образования [Текст]:
2. Материалы Международного конгресса // Под ред. З.М. Большаковой, A.A. Тулькибаевой. - Челябинск: Цицеро, 2012. -288с.
3. Махмутова,А.Г., Эйдетические технологии развития памяти [Текст]: методическое пособие./А.Г. Махмутова, Т.М. Калашникова, Г.К. Бекмагамбетова. - Ко-станай, 2013. - 106с.
4. Коррекционная педагогика и социальная психология[Текст]: Учеб. пособие// Сост. Н.В. Новогорцева. - СПБ, КАРО, 2006. - 260с.
5. Оздоровительная программа «БА-ЛА-АМАН» в казахстанских школах
6. [ Электронный ресурс] Режим до-CTyna:ala4.kz
7. Монтессори,М.Мойметод[Текст]/М. Монтессори,- Изд-во «Астрель», 2006. -352с.
8. Амонашвили Ш. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развития личности. [Текст] Амонашвили Ш. - Кн.2. - «Амрита». Сер. «Педагогика и психология», 2011. - 304с.
9. Амонашвили, Ш. Педагогика здоро- Щ
вья[Текст]/Ш.Амонашвили. Изд-во «Педа- К
гогика», 1990.-288с. m
О
10. Психология здоровья [Текс]: Учеб. ^ для вузов // Под ред. Г.С. Никифорова. - fe СПБ, 2003.-607с. g
11. Семенкова,А.Б. Правильная осанка ^
- залог здоровья [Текст]/А.Б.Семенкова// § Специальное образование в Казахстане. § Научно-практический журнал, - 2014. -№3. ^
- С. 54-55. £
S
12. Атрощенко,А.Н. Проблемы психоло- t^ го-педагогического сопровождения лично- Рч сти. [Текст]/А.Н. Атрощенко // Психология w
Е-1
в казахстанской школе. - 2014. -№6. - С. 6-9.