А.Д. Немцов,
заместитель начальника ГУВД по Воронежской области, начальник Штаба, кандидат технических наук, полковник милиции
ПОВЫШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВСЕХ РАНГОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ВОЗЛОЖЕННЫХ НА ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЗАДАЧ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Укрепление управленческой вертикали в системе министерства внутренних дел является актуальной и наболевшей темой наших дней, так как эффективность выполнения органами внутренних дел правоохранительных задач во многом зависит от состояния управленческой деятельности на различных уровнях системы самого министерства. Учитывая тот факт, что МВД в отличие от других министерств и ведомств влияет практически на все стороны жизни гражданского общества, укрепление управленческой вертикали на всех его структурных звеньях неразрывно связано и с укреплением власти в государстве в целом. Поэтому совершенствование управленческой деятельности, повышение ответственности руководителей всех звеньев за выполнение возложенных обязанностей, выработка стиля и методов их работы в соответствии со складывающейся криминогенной ситуацией и требованиями, предъявляемыми к органам внутренних дел на современном этапе, объективно выдвигаются в число первоочередных задач.
Органы внутренних дел — это сложная система, состоящая из территориальных и отраслевых подсистем. Центральное место в этой иерархии занимают горрайлинорганы внутренних дел, которые в сфере своего функционирования (на территории, транспорте и т.д.) непосредственно осуществляют борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и общественной безопасности и в силу этого находятся под пристальным вниманием населения.
Система органов внутренних дел имеет ряд особенностей:
- военизированность системы;
- осуществление надзора за исполнением законов и иных нормативных актов по вопросам обеспечения общественного порядка;
- реализация уголовно-процессуальных функций;
- использование специфических методов оперативно-разыскной деятельности.
Рассматривая проблему укрепления управленческой вертикали и повышения ответственности руководителей органов внутренних дел за выполнение возложенных задач по борьбе с
преступностью, предлагаю обсудить имеющийся опыт ГУВД по Воронежской области в данном направлении.
Руководство ГУВД по Воронежской области принимает определенные меры по укреплению управленческой вертикали в целях качественного улучшения результатов оперативнослужебной деятельности путем оптимизации самой системы управления, внедрения апробированных методов в практику, рационального и эффективного использования сил и средств, повышения уровня профессионального мастерства сотрудников, ответственности каждого за порученный участок работы и укрепления дисциплины и законности.
Несомненно, укрепление управленческой вертикали в первую очередь заключается в улучшении кадрового потенциала министерства посредством правильного отбора и расстановки руководящих кадров. В этих целях особое внимание руководство ГУВД области обращено на укрепление звена руководителей горрайорганов.
Безусловно, омоложение руководящих кадров играет определенную положительную роль в повышении эффективности оперативнослужебной деятельности, но отсутствие опыта, в том числе и жизненного, сказывается на результатах оперативно-служебной деятельности ГРОВД. Для примера, средний возраст руководителей органов внутренних дел в 2002 году составлял 44 с половиной года, а мае 2006 — уже 40. В итоге реальная результативность работы руководителя основного звена и в целом органа внутренних дел наступает в среднем через 8 с половиной месяцев после назначения на должность, хотя раньше этот промежуток был гораздо короче, что сказывается на результатах деятельности органов внутренних дел области в целом.
Т акже одним из главных направлений является повышение качества и оперативности принятия управленческих решений, что в свою очередь обеспечивает укрепление управленческой вертикали. Кроме того, не секрет, что уровень профессионального образования руководителей органов внутренних дел в субъектах, не имеющих на тер-
ритории очных профессиональных вузов системы МВД России, подготавливающих молодежь сразу после школьной скамьи, оставляет желать лучшего. Для примера, реализуя требования МВД России, Главком было проведено оперативное совещание по вопросам пресечения и профилактики экстремизма, а перед совещанием проведено незапланированное экспресс — тестирование участников по предмету обсуждения. В результате выяснилось, что 9,2 % руководителей путают понятия экстремизма и терроризма, а о постулатах теории ваххабизма знают лишь участвовавшие в восстановлении конституционного строя в Чеченской Республике, а это значит, что практически каждый десятый понятия не имеет, какие задачи ставить перед подчиненными, с чем или кем бороться. В связи с этим начальником ГУВД принято решение все сборы, семинары начинать и заканчивать экспресс-опросом участников, подготовлены и направлены на места соответствующие обзоры.
К сожалению, не только руководители, но и молодое поколение милиционеров в силу социальных условий недостаточно грамотны. В результате вновь назначенные начальники принимают зачастую безграмотные решения. Противодействуя этой негативной тенденции, в штабе ГУВД введена должность старшего инспектора, имеющего не только юридическое, но и филологическое образование. На указанного сотрудника возложены обязанности по рецензированию и корректировке всех нормативно-правовых актов. Соответственно, качество управленческих документов существенным образом улучшилось.
Хочу отметить, что вопросы ежедневного, ежечасного отслеживания оперативной обстановки на территории области и немедленного реагирования на нее являются одним из приоритетов работы Главка. Ежедневно дежурная часть ГУВД осуществляет сбор оперативных сведений из органов внутренних дел. Ежедневно утром результаты отчетов руководителей ОВД обсуждаются на селекторном совещании под руководством начальника Главка.
Немаловажное значение в укреплении управленческой вертикали играет организация кураторства. Штабом ГУВД в текущем году пересмотрена система данной работы. В соответствии с приказом ГУВД по Воронежской области от 22.05.2007 г. «О мерах по совершенствованию зонального управления оперативно-служебной деятельностью органов внутренних дел области» определены 7 оперативных зон, курируемых заместителями начальника ГУВД, а также за 41 ГРУОВД закреплены кураторы из числа руководителей управлений и отделов аппарата ГУВД, работа которых отражается в контрольно-наблюдательных делах.
Ежеквартально о результатах оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел отчитываются не только руководители ГРУОВД, но и их кураторы.
В случае осложнения оперативной обстановки, а также для подведения итогов работы за квартал они выезжают в курируемые подразделения, где оказывают методическую и практическую помощь.
Высокую результативность дают служебные командировки заместителей начальника ГУВД в городские и сельские органы внутренних дел. Главком был использован принцип ротации главных кураторов оперативных зон, что позволило в некоторой степени изменить подход к данной работе и добиться определенных положительных результатов. С учетом выявленных в ходе проверок недостатков штабом ГУВД был подготовлен и в настоящее время реализуется План дополнительных мероприятий по совершенствованию оперативнослужебной деятельности ГУВД на 2007 год, семь руководителей ГРУОВД, двадцать семь заместителей были отстранены от занимаемых должностей.
Хотелось бы выразить благодарность руководству МВД России за оказанную практическую помощь по линиям дежурных частей, уголовного розыска и участковых уполномоченных милиции. Все дежурные части нашей области получили по 1-2 новых автомашины, что позволило существенно повысить оперативность следственно-оперативных групп ОВД при выездах на места происшествий. Процент раскрываемости преступлений по «горячим следам» сегодня от 40 до 60%.
В соответствии с требованиями Министерства по укреплению учетно-регистрационной дисциплины разработана ежедекадная совместная с прокуратурой области особая форма отчетности 4-Е, подготавливаемая руководителем органа внутренних дел и прокурором района, отражающая реальное состояние учетно-регистрационной дисциплины. Эта форма отчетности позволила оперативно решать практически все спорные вопросы, не доводя их до координационного совещания правоохранительных органов, существенно снизить количество представлений прокуратуры и нарушений учетно-регистрационной дисциплины, повысить ответственность как руководителей ОВД, так и надзирающих прокуроров не только за отчетные цифры, но и за состояние УРД в целом. Так, прирост регистрации сообщений о преступлениях и происшествиях составил 14,7%, а количество сообщений на телефоны «доверия» увеличилось более чем в 2 раза.
Одним из эффективных способов контроля за реагированием сотрудников органов внут-
ренних дел на поступающие сообщения о преступлениях является применение «легендиро-ванных» вводных как на телефоны дежурных частей, так и на телефоны «доверия» ГРУОВД. За 9 месяцев т.г. таких проверок было проведено более 70. В 23 случаях были усмотрены нарушения учетно-регистрационной дисциплины, к сотрудникам дежурных частей, штабов и их руководителям были применены меры дисциплинарного характера. Необходимо отметить, что в сравнении с прошлым годом динамика носит положительный характер и к концу 2007 года подобные случаи будут носить единичный характер.
Реализация указанных мероприятий позволила Главку усилить управленческое воздействие на деятельность органов внутренних дел ГУВД, укрепить управленческую вертикаль, что положительно повлияло на основные результаты оперативно-служебной деятельности.
В январе-марте т.г. инициативно штабом ГУВД были изучены проблемы организации деятельности органов внутренних дел по противодействию трансграничной преступности, терроризму, незаконному обороту оружия, наркотиков, спирта и алкогольной продукции, профилактике преступности, агентурнооперативной работе, борьбе с имущественными видами преступлений, в том числе квартирными кражами, кражами и угонами АМТ, кражами сотовых телефонов.
В этой работе активно используются возможности всемирной сети Интернет. Работа в данном направлении позволила найти неожиданные, но достаточно эффективные решения, такие как борьба с кражами скота на сопредельных территориях Украины и Белоруссии или хищениями сотовых телефонов. Обе эти проблемы наиболее актуальны для Воронежской области, так как она является развивающимся сельскохозяйственным регионом. На основании изученных проблем подготовлены и направлены в ОВД прикладные методические материалы.
Кроме того, подготовлены докладные записки о проблемах борьбы со взяточничеством, коррупцией, профилактики преступлений, связанных с насилием над несовершеннолетними, выявления преступлений в угольной промышленности, взаимодействия подразделений по налоговым преступлениям и следствия, об эффективности работы оперативноразыскных частей.
В 2007 году штабом ГУВД подготовлены материалы для проведения 7 заседаний коллегии при начальнике ГУВД с рассмотрением 17 вопросов, 27 оперативных совещаний с рассмотрением 73 вопросов, из них внепланово проведено 14 совещаний. Проведение большо-
го количества внеплановых совещаний объясняется, в первую очередь, необходимостью принятия неотложных управленческих решений по ряду основных вопросов оперативнослужебной деятельности для адекватного реагирования на негативные изменения оперативной обстановки на обслуживаемой территории.
В целях повышения ответственности руководителей органов внутренних дел за выполнение возложенных на ОВД задач по борьбе с преступностью и в рамках текущего контроля штабом ГУВД проводится ряд организационных и практических мероприятий.
Внедрена в практику форма текущего контроля в виде карточек «Контроль», в которой отражаются неудовлетворительные показатели работы управления, отдела и ГРОВД по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности с требованием провести дополнительные мероприятия по повышению эффективности работы. В истекшем году подразделениям Главка, допустившим снижение показателей оперативно-служебной деятельности, выставлено более 100 карточек «Контроль». Реально можно оценить эффективность данной меры на 60—70%.
ГУВД по Воронежской области проведены мероприятия по реализации 1 этапа программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел». В настоящее время в ГУВД функционируют следующие сегменты ЕИТКС: «ИБД-Регион», включающая 14 автоматизированных поисковых систем и учетов, а также АИПС «Антитеррор», автоматизированная информационно-поисковая система биометрической идентификации личности по изображению лица (АИПС «СОВА»), дактилоскопическая, фоноскопическая и баллистическая идентификационные системы (АДИС «Папилон», «Фонобейс» и АБИС «Таис»). Активное внедрение в практическую деятельность органов внутренних дел области сегментов ЕИТКС приносит положительные результаты. Использование централизованных учетов способствовало раскрытию за 9 месяцев 2007 года 15414 преступлений, что составляет 93,9% от общего количества раскрытых.
В целях упорядочения системы реагирования на сообщения о правонарушениях, более четкого управления силами и средствами органов и подразделений внутренних дел в раскрытии преступлений «по горячим следам» в г. Воронеже применяется План комплексного использования сил и средств органов и подразделений внутренних дел под условным наименованием «Квадрат». Данный план предусматривает задействование всех постов и маршрутов милиции г. Воронежа, а также приданных сил для розыска и задержания правонаруши-
телей по сообщениям, поступившим в дежурные части в течение 30 минут с момента их совершения. При этом территория города условно делится на 58 квадратов и работа нарядов по раскрытию преступлений осуществляется в каждом из квадратов согласно специально разработанным для каждого поста и маршрута карточкам-схемам. Для более оперативного ориентирования нарядов милиции, действует единая циркулярная схема радиосвязи, позволяющая одновременно в реальном режиме времени доводить необходимую оперативную информацию до всех задействованных сил и средств ОВД г. Воронежа. В т.г. план «Квадрат» вводился в действие более 200 раз. В результате по «горячим следам» раскрыто 157 преступлений.
Заключительным этапом всего процесса организации исполнения является этап подведения итогов исполнения решения. Подведение итогов осуществляется: на общем совещании оперативно-начальствующего состава; на совещании руководителей тех структур, которые являлись ответственными за организацию исполнения; посредством доведения до сведения исполнителей всех уровней резолюции вышестоящего субъекта управления с оценкой исполнительской деятельности; путём опубликования материалов обсуждения итогов выполнения решения и другими способами. Форма подведения итогов во многом зависит от целей, которые ставились в решении, а также от уровня, на котором оно исполнялось.
Подведение итогов, связанных с организационными процессами в структуре органа внутренних дел, имеет две основные цели: во-первых, дать общую оценку итогу работы, оценить при этом вклад в общую деятельность отдельных исполнителей, во-вторых, указать на наиболее существенные ошибки и просчеты, которые были допущены в процессе исполнения управленческого решения.
В заключение хочу отметить, что управлять
— значит принимать конструктивные решения и организовывать их исполнение. В этой связи исследование проблем разработки и реализации управленческих решений ОВД представляет значительный научно-практический интерес.
Во-первых, принятие управленческих решений в сфере деятельности органов внутренних дел все более усложняется в связи с принципиально новыми условиями их организации и деятельности, масштабами задач и высокой динамичностью социальных процессов. При этом возрастают масштабы потерь в результате непродуманных, несогласованных решений. Вероятность появления подобных решений, особенно в ситуациях, не встречавшихся ранее, не имеющих аналогов, очень высока, тем более что в основе большинства решений лежит опыт и интуиция руководителей, принимающих решение. Поэтому вопросы научного
обоснования управленческих решений — это вопросы эффективного управления органами и подразделениями внутренних дел.
Во-вторых, поскольку речь идет о решениях как результатах сознательной человеческой деятельности, то среди влияющих на их формирование факторов значительное место занимают субъективные факторы: политический, профессиональный, психологический уровень подготовки руководителя, его человеческие качества и многое другое. Перестройка управленческой деятельности ОВД предполагает преодоление сложившихся стереотипов мышления и действий руководителей всех уровней и рангов. Это является непременным условием повышения качества решений и эффективности руководства.
В-третьих, еще одна, не менее важная сторона проблемы связана с тем, что всякое управленческое решение воздействует на конкретные коллективы работников и должно учитывать особенности именно этих коллективов, должно быть «привязано» к ним. Поэтому не может быть абстрактных решений, пригодных для любых ситуаций, решение всегда должно быть конкретным.
Глубокий анализ путей повышения эффективности и качества управленческих решений, систематизированный опыт их разработки и реализации в органах внутренних дел должны стать важным средством подготовки руководителей органов внутренних дел в системе МВД Российской Федерации.