Научная статья на тему 'Повышение оперативности и надежности судовой ВЧ-радиосвязи на трассах Северного морского пути с помощью береговых и базовых станций ГМССБ'

Повышение оперативности и надежности судовой ВЧ-радиосвязи на трассах Северного морского пути с помощью береговых и базовых станций ГМССБ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
277
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / NOTHERN SEA ROUTE / БАЗОВЫЕ СТАНЦИИ / BASE STATIONS / МОРСКИЕ РАЙОНЫ ГМССБ / SEA AREA OF GMDSS / СИСТЕМА ИНМАРСАТ / INMARSAT SYSTEM / ПУНКТЫ ПЕРЕДАЧИ НАВТЕКС / POINT OF TRANSMISSION NAVTEX / ЦИФРОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ / DIGITAL SELECTIVE CALLING / МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР И ПОДЦЕНТР / MARITIME RESCUE COORDINATION CENTER AND SUBCENTER

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Устинов Ю. М., Кан В. С., Кан А. В., Кулинич А. И.

Обосновывается необходимость увеличения числа пунктов передачи информации по безопасности мореплавания (ИБМ) НАВТЕКС, береговых станций и базовых станций морских районов А1 и А2 для увеличения безопасности и эффективности мореплавания на трассах Северного морского пути (СМП).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Устинов Ю. М., Кан В. С., Кан А. В., Кулинич А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение оперативности и надежности судовой ВЧ-радиосвязи на трассах Северного морского пути с помощью береговых и базовых станций ГМССБ»

УДК 621.396.932

Ю.М. Устинов1, В.С. Кан2, А.В. Кан2, А.И. Кулинич2

1 Государственный университет морского и речного флота им. адм. С. О. Макарова,

Санкт-Петербург, 198035;

2Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]

ПОВЫШЕНИЕ ОПЕРАТИВНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ СУДОВОЙ ВЧ-РАДИОСВЯЗИ НА ТРАССАХ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ С ПОМОЩЬЮ БЕРЕГОВЫХ

И БАЗОВЫХ СТАНЦИЙ ГМССБ

Обосновывается необходимость увеличения числа пунктов передачи информации по безопасности мореплавания (ИБМ) НАВТЕКС, береговых станций и базовых станций морских районов А1 и А2 для увеличения безопасности и эффективности мореплавания на трассах Северного морского пути (СМП).

Ключевые слова: Северный морской путь, базовые станции, морские районы ГМССБ, система Ин-марсат, пункты передачи НАВТЕКС, цифровой избирательный вызов, морской спасательный координационный центр и подцентр.

Y.M. Ustinov1, V.S. Kan2, A.V. Kan2, A.I. Kulinich2 (:State University of Maritime and Shipping n.a. Admiral Makarov, 198035, 2Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003) The increase of immediacy and reliability of HF radio communication on the Nothern sea route roads with the coastal and base GMDSS stations

The necessity of the increase of maritime safety information (MSI) NAVTEX stations, coastal stations and base stations for improving safety and efficiency of navigation on the Nothern sea route (NSR) roads is grounded.

Key words: Nothern sea route, base stations, sea area of GMDSS, Inmarsat system, point of transmission NAVTEX, digital selective calling, maritime rescue coordination center and subcenter.

DOI: 10.17217/2079-0333-2015-31-45-47

На трассах Северного морского пути (СМП), на широтах более 70 градусов, невозможна судовая спутниковая радиосвязь на основе геостационарных спутников системы Инмарсат. Единственным средством судовой связи в районе полярных широт, который по международной классификации носит название морского района А4 ГМССБ (МР А4), является ВЧ-радиосвязь. На всех судах в морских районах А3 и А4 ГМССБ установлены приемопередающие устройства, работающие в СЧ-, ВЧ-диапазонах волн. С помощью этих устройств в МР А4 ГМССБ должна обеспечиваться оперативная радиосвязь между судами и береговыми центрами в режимах работы цифрового избирательного вызова (ЦИВ), однополосной радиотелефонии и узкополосного буквопечатания (УБПЧ) [1].

Однако практика работы в северных регионах показала, что подвижные средства судовой морской радиосвязи на основе приемопередатчиков ВЧ-диапазона волн обладают рядом недостатков, главными из которых являются:

- низкая надежность и оперативность связи;

- высокий уровень атмосферных помех;

- замирания сигналов;

- сложность выбора оптимальной рабочей частоты;

- малая скорость в режиме телеграфии (100 бит/с);

- несовременные аналоговые, а не цифровые методы формирования и обработки сигналов в режиме радиотелефонии;

- негативное влияние на устойчивость радиосвязи динамических процессов в ионосфере, особенно на полярных широтах.

ВЕСТНИК КамчатГТУ

№ 31, март 2015 г.

Указанные недостатки ВЧ-приемопередатчиков МР А3 не существенны, так как всегда возможна альтернативная связь с помощью спутниковых терминалов системы Инмарсат [2]. Однако в МР А4 такой альтернативы нет. За последние пятьдесят лет ледовый покров Северного Ледовитого океана уменьшился на 20%, а средняя толщина льда в Арктике сократилась на 40%. Темпы сокращения площади ледников во всем мире составили 8% за 10 лет. По мнению экспертов, ледяная шапка на Северном полюсе может исчезнуть уже через 80 лет. При существующей тенденции глобального потепления летом 2060 г. СМП может полностью освободиться ото льда [3].

Все государства мира с неослабевающим интересом следят за состоянием ледового покрова на трассах СМП. Маршрут запад-восток на трассах СМП существенно короче других евроазиатских коридоров. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока на трассах СМП составляет 14,28 тыс. км, а вокруг мыса Доброй Надежды в два раза больше - 29,4 тыс. км.

Уже сегодня с помощью ледоколов на трассах СМП круглый год могут ходить караваны судов России, Японии, Китая, Норвегии, перевозящие грузы с малой стоимостью и быстрее, чем традиционный путь вокруг мыса Доброй Надежды или через Суэцкий канал [3].

Для повышения безопасности и эффективности мореплавания трассы СМП должны быть обеспечены информацией по безопасности мореплавания (ИБМ) передающих пунктов системы НАВТЕКС и развернутой сетью береговых и базовых приемопередающих станций.

С помощью береговых и базовых станций решается проблема ВЧ-связи между судами, береговыми службами, мониторинга судов, передачи сообщений о бедствии в морские спасательные координационные центры (МСКЦ) и подцентры (МСПЦ).

Береговая станция в точке С является транзитным пунктом при передаче судового сообщения из точки А в точку В. Если из-за плохой радиосвязи в ВЧ-диапазоне передача сообщения из точки А в точку В невозможна, то она осуществляется с помощью береговой станции по маршруту А-С-В.

В центральных районах России связь между абонентами осуществляется с помощью геостационарных спутников, сотовой связи, сети Интернет. Поэтому в центральных районах России радиосвязь в ВЧ-диапазоне потеряла свою актуальность. Число береговых станций связи стало неуклонно сокращаться. По состоянию на 2000 г. в список береговых станций справочника Международного союза электросвязи входили 28 береговых станций Российской Федерации, предоставляющих коммерческую радиосвязь в СЧ-, ВЧ-диапазонах [4]. В указанный список входили коммерческие береговые станции во многих городах России: Архангельск, Астрахань, Эгвекинот, Калининград, Кандалакша, Холмск, Корсаков, Магадан, Махачкала, Мезень, Москва, Мурманск, Находка, Нарьян-Мар, Николаевск-на-Амуре, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский, Посьет, Поронайск, Бухта Провидения, Санкт-Петербург, Сочи, Таганрог, Туапсе, Углегорск, Ванино, Владивосток, Выборг. По состоянию на 2006 и 2011 гг. в списке осталось 15 станций в городах: Архангельск, Астрахань, Холмск, Магадан, Махачкала, Москва, Мурманск, Нарьян-Мар, Невельск, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский, Поронайск, Таганрог, Углегорск, Владивосток [5]. За последние 11 лет перестали работать береговые станции СЧ-, ВЧ-диапазонов волн в Санкт-Петербурге, Калининграде и в других городах. Число береговых станций уменьшилось на 13.

Однако, как отмечалось выше, на широтах 70 градусов в связи с открытием СМП число и приоритет станций СЧ-, ВЧ-диапазонов, напротив, должны вырастать [6]. В настоящее время на смену береговым станциям во многих странах мира открываются базовые станции МР А1, А2 ГМССБ, работающие в ОВЧ-, СЧ-, ВЧ-диапазонах. Базовые станции обеспечивают прием сигналов бедствия и передачу их в МСКЦ, МСПЦ.

В справочнике Международного союза электросвязи на 2011 г. в России действуют 20 базовых станций МР А2 ГМССБ, принимающих сигналы бедствия цифрового избирательного вызова (ЦИВ) на частотах 2187,5 или 4207,5 кГц в районах городов: Архангельск, Астрахань, Магадан, Махачкала, Мурманск, Новороссийск, Невельск, Темрюк, Геленджик, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Тамань, Таганрог, Владивосток, Ванино [7].

Особое место занимают базовые станции за рубежом, обеспечивающие, по приоритету, связь МСКЦ (МСПЦ) с судами, терпящими бедствие, и, на коммерческой основе, - связь между абонентами на частотах ВЧ. Эти станции одновременно выполняют роль как базовых, так и коммерческих береговых станций. В дальнейшем следует ожидать, что число таких универсальных базовых станций в России будет возрастать. В целом следует отметить, что динамика развития береговых и базовых станций ВЧ-диапазона неблагоприятна для эффективного решения задач судовой радиосвязи на трассах СМП.

В последние годы Министерством транспорта РФ вдоль трассы СМП созданы МСКЦ в Диксоне и МСПЦ в Тикси и Певеке, однако указанные морские спасательные центры не обеспечены работой базовых станций ОВЧ-, СЧ- и ВЧ-диапазонов волн. Вдоль трассы СМП на побережье Северного Ледовитого океана отсутствуют береговые радиоцентры.

На основании вышеизложенного следует, что для повышения эффективности мореплавания на трассах СМП необходимо:

- оснастить побережье Северного Ледовитого океана пунктами передачи ИБМ системы НАВТЕКС и береговыми ВЧ-станциями;

- оснастить трассы СМП базовыми станциями МР А1, А2 ГМССБ, имеющими надежную связь с МСКЦ и МСПЦ.

Литература

1. Судовая радиосвязь: Справочник по организации и радиооборудованию ГМССБ / В.Ю. Резников, Ю.М. Устинов, А.А. Дуров, Д.А. Бакеев, В С. Кан. - СПб.: Судостроение, 2002. - 480 с.

2. Цифровые терминалы спутниковых систем связи. Справочное издание / А.А. Ильин, А Н. Маринич, А.В. Припотнюк, Ю.М. Устинов. - СПб.: Деан, 2005. - 192 с.

3. Решетняк С.В. Теоретические основы оценки изучения рельефа дна арктических морей (Северный морской путь) по критерию навигационно-гидрографической безопасности: дис. ... д-ра техн. наук. - СПб., 2009. - 202 с.

4. Основные направления модернизации морской ВЧ-радиосвязи / А.И. Кулинич, А.Н. Маринич, А.В. Припотнюк, Ю.М. Устинов // Науч. техн. сб. Российского морского регистра судоходства. - 2012. - № 35. - С. 136-141.

5. List of coast stations. International télécommunication Union. 17th édition. Geneva. 2000. -URL: http://www.itu.int/itunews/issue/2000/06/official.html.

6. Стратегическая роль Арктики и Северного морского пути и целесообразность модернизации судовых ВЧ-радиостанций / А.И. Кулинич, А.Н. Маринич, А.В. Припотнюк, Ю.М. Устинов // Науч. техн. сб. Российского морского регистра судоходства. - 2012. - № 35. - С. 142-158.

7. List of coast stations and special service stations. International telecommunication Union. 1-st edition. Radiocommunication Bureau. Geneva. 2011. - URL: http://www.itu.int/pub/R-SP-LM.IV.

УДК 620.19:629.5.023

В.А. Швецов1, П.А. Белозёров2, Н.В. Адельшина3, В.А. Кирносенко4, О.А. Белавина1

1Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003;

2Министерство обороны РФ, Петропавловск-Камчатский, 683000;

3Восточный военный округ Министерства обороны РФ, Петропавловск-Камчатский, 683000;

4ОАО «Камчатскэнерго», Петропавловск-Камчатский, 683030 e-mail: [email protected]

ИСПЫТАНИЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ ПОКАЗАНИЙ ХЛОРСЕРЕБРЯНЫХ ЭЛЕКТРОДОВ СРАВНЕНИЯ

В статье приводятся результаты испытаний устройства для проверки правильности показаний электродов сравнения. Разработанное авторами устройство для проверки правильности показаний хлорсереб-ряных электродов сравнения использовалось для контроля системы электрохимической защиты корпуса пассажирского судна «Василий Завойко». В процессе испытаний измеряли разность потенциалов между различными электродами сравнения. Полученные результаты подвергали статистической обработке. Результаты исследований показали, что применение разработанного авторами устройства для проверки правильности показаний хлорсеребряных электродов сравнения на судне «Василий Завойко» не вызвало затруднений у экипажа. Следовательно, данное устройство может быть использовано на любых кораблях и судах, что позволит экипажам осуществлять оперативный контроль состояния системы защиты стальных корпусов судов и кораблей. Результаты этого контроля позволят своевременно направлять суда и корабли в док, что приведет к снижению стоимости судоремонтных работ и сроков их выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.