Социальная сфера
ПОВЫШЕНИЕ МРОТ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ*
Виктор ЛЯШОК
Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected]
В соответствии с поручением председателя Правительства РФ разрабатывается законопроект о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума. Это означает, что МРОТ будет повышен на 40%, а его отношение к средней заработной плате может увеличиться с 20 до 28%. По оценкам, законопроект может напрямую затронуть 3—4 млн. занятых. Опыт показывает, что повышение МРОТ, с одной стороны, приводит к снижению неравенства и общему росту зарплат в формальном секторе, а с другой — к увеличению безработицы среди наиболее уязвимых групп занятых и росту неформального сектора. При этом изменения затронут не всю страну, а преимущественно менее развитые регионы.
Ключевые слова: минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, заработная плата, рынок труда, занятость.
В мае 2017 г. председатель Правительства РФ Д.А. Медведев поручил подготовить законопроект о повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Эта идея уже не раз обсуждалась в прошлом, а в Трудовом кодексе, принятом в 2001 г., указывалось, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, и предполагалось, что он будет поэтапно доведен до этой величины. Можно ожидать, что в ближайшее время законопроект будет подготовлен, принят и в течение следующих двух-трех лет МРОТ достигнет целевого значения.
В настоящее время величина минимального размера оплаты труда составляет в России 7500 руб. (с 1 июля предполагается ее повышение до 7800 руб.). Прожиточный минимум устанавливается ежеквартально с отставанием в несколько месяцев - в четвертом квартале 2016 г. для трудоспособного населения он составлял 10 466 руб. Таким образом, при существующих показателях это означает повышение МРОТ на 40%. Отношение минимального размера оп-
латы труда к средней заработной плате (так называемый индекс Кейнца) увеличится в этом случае в Россиис текущих 20 до 28%. В настоящее время данный показатель в РФ существенно ниже, чем во многих развитых странах, включая не только европейские государства, но и США, где рынок труда является гораздо менее зарегулированным, чем в Европе. (См. рисунок.) Однако повышение МРОТ до нового уровня практически не повлияет на положение России в общем рейтинге.
Численность работников, которых затронет эта реформа, невелика. Данные Росстата показывают, что в 2016 г. около 10% работников предприятий и организаций получали заработную плату ниже прожиточного минимума, из них около 1-2% - ниже МРОТ. Последнее не противоречит трудовому законодательству, так как эти работники могли трудиться не на полную ставку. Повышение федерального минимума сократит эту группу работников, хотя часть населения все еще будет получать заработную плату ниже прожиточного минимума. При этом официальная численность ра-
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 10 (48) (май 2017 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
ПОВЫШЕНИЕ МРОТ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
ботников предприятий и организаций составляет в России примерно две трети от общей численности занятых. Напрямую повышение МРОТ может повлиять только на таких работников, в то время как занятых в неформальном секторе (самозанятые, индивидуальные предприниматели и работающие на них лица) эта реформа может не затронуть. Таким образом, прямо она коснется 3-4 млн. человек, или 5-6% всех занятых. В случае роста реальных заработных плат эта величина будет даже меньше.
Что означает повышение МРОТ для рынка труда? Среди экономистов нет четкого и однозначного ответа на этот вопрос. Хотя простейшая экономическая модель однозначно говорит о снижении в таком случае занятости и росте уровня безработицы. В случае же, если новый уровень МРОТ оказывается «завышенным», более сложные теоретические модели уже не дают столь однозначного ответа. Так, при монопсонии (т.е. когда на рынке труда имеется одна фирма-покупатель - например, в широко распространенной в России ситуации моногородов) повышение МРОТ может
увеличить занятость, как было показано еще в середине прошлого века Дж. Стиглером1 и Р. Лестером2. Вместе с тем при наличии на рынке труда помимо формального сектора еще и второго, неформального, в котором заработная плата не зависит от институциональных ограничений, а у работника есть возможность свободно мигрировать между секторами, рост МРОТ приводит лишь к перетоку работников из одного сектора в другой.
Неопределенности возникают и при анализе данных по введению или повышению МРОТ в разных странах. В монографии Д. Ньюмарка и В. Уошера3, где было проанализировано более 150 работ на данную тему, в 2/3 из них было констатировано негативное влияние законодательно установленного значения МРОТ на занятость. Нет полной определенности и с его влиянием на неформальную занятость.
В российских источниках представлена более четкая картина по прошлым изменениям МРОТ. В сентябре 2007 г. он увеличился более чем в два раза - с 1100 до 2300 руб., а с января 2009 г. был поднят до 4330 руб., т.е. менее чем за полтора года МРОТ увеличился
Отношение МРОТ к средней заработной плате в разных странах
0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0,0
ш
< =| CD • CE CS
Ь ^ S S I S
n U £ ПЗ О)
m o; -e- и Qu о Q_ 2 и S
а
Ь
m
Источник: OECD Stat, Росстат.
1 Stigler G. J. The economics of minimum wage legislation // The American Economic Review. 1946. Vol. 36. No. 3. Pp. 358—365.
2 Lester R. A. Marginalism, minimum wages, and labor markets // The American Economic Review. 1947. Vol. 37. No. 1. Pp. 135—148.
3 Neumark D. et al. Minimum wages and employment // Foundations and Trends® in Microeconomics. 2007. Vol. 3. No. 1—2. Pp. 1—182.
RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 24 • № 6 • JUNE-JULY 2017 69
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
почти в четыре раза. Исследования А. Ощеп-кова и А. Муравьева4 показали, что повышение МРОТ в 2007 г. более чем в два раза помимо роста неформальной занятости привело и к росту молодежной безработицы. В то же время на занятость более возрастных групп реформа влияния не оказала. В формальном же корпоративном секторе наблюдалось снижение неравенства по заработным платам.
Как показано в исследовании А. Лукьяновой5, в период роста МРОТ в 2007-2009 гг. произошел резкий скачок заработных плат у низкооплачиваемых работников. А. Шаруни-на6 в своей работе пришла к выводу, что повышения МРОТ не только увеличивали заработную плату у низкооплачиваемых работников бюджетного сектора, но и сдвигали вверх всю «сетку» зарплат в данном секторе. В целом это привело к сокращению разрыва в заработных платах между бюджетным и небюджетным секторами. На основной же вопрос: привели ли реформы 2007-2009 гг. к снижению уровня бедности - отвечает исследование С. Капе-люка7. Как показано в его работе, повышение МРОТ действительно внесло свой вклад в снижение бедности, однако, по мнению автора, достаточно ограниченный.
Таким образом, повышение МРОТ приводит как к положительным (снижение неравенства по уровню доходов и общий рост зарплат в формальном секторе), так и к отрицательным (рост неформального сектора, безработицы у наиболее уязвимых групп работников) последствиям, а эффект от них обычно сложно прогнозируем и зависит от множества параметров.
Одновременно можно прогнозировать, что влияние изменения МРОТ на рынок труда будет серьезно дифференцировано по регионам РФ. В 2007 г. у регионов появилась воз-
можность устанавливать собственный уровень минимальной заработной платы, при этом он должен был быть не ниже определенного федеральным законом. В результате 53 региона воспользовались этой возможностью, и в некоторых из них уже сейчас этот показатель выше федерального прожиточного минимума. В 19 регионах в конце 2016 - начале 2017 гг. МРОТ для работников организаций небюджетной сферы и индивидуальных предпринимателей был установлен выше 10 500 руб., причем в основном это были территории Севера (Якутия, Мурманская область, Камчатский край) и наиболее богатые регионы (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ). В итоге 44 млн. человек сегодня проживают в регионах, где еще не подготовленный законопроект уже формально выполнен. В 32 регионах, в которых проживает 54% населения страны, МРОТ установлен на уровне не ниже регионального прожиточного минимума (который может быть меньше федерального).
Это означает, что реформа коснется в первую очередь более бедных регионов с высокой неформальной занятостью, где доля работников, получающих зарплаты ниже МРОТ, существенно выше 10%. Попытка стимулировать производительность и снизить бедность среди работников столкнется со слабой экономикой региона и невозможностью привлечь дополнительные инвестиции. Высокое межрегиональное неравенство создает дополнительные сложности, не позволяющие решить проблемы работающих бедных и высокого неравенства едиными для всей страны методами. Проблема низкого уровня минимальной заработной платы должна решаться на региональном, а не на общероссийском уровне. ■
4 Muravyev A., Oshchepkov A. Y. The Effect of Doubling the Minimum Wage on Employment: Evidence from Russia. 2015; Muravyev, Alexander and Oshchepkov, Aleksey (2013). Minimum Wages, Unemployment and Informality: Evidence from Panel Data on Russian Regions // IZADiscussion Paper. No. 7878.
5 Lukiyanova A. Effects of Minimum Wages on the Russian Wage Distribution / NRU Higher School of Economics. Series EC «Economics». 2011. No. 09.
6 Шарунина А.В. Является ли российский «бюджетник» «неудачником»? Анализ межсекторных различий в оплате труда // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 17. № 1. С. 75-107.
7 Kapelyuk S. The effect of minimum wage on poverty // Economics of Transition. 2015. Vol. 23. No. 2. Pp. 389-423.