WWW.PRO.RSU.RU
ые. Педагогика
Борисова М.А.
Повышение мотивации обучающихся на основе технологии диагностико-квалиметрического обеспечения процесса обучения*
Добиться повышения мотивации обучающихся можно только на основе компе-тентностного подхода к организации процесса обучения, гармонично сочетающего концепцию личностно-ориентированного образования [1], классическую теорию образовательной квалиметрии [2]. и технологии проектирования педагогических объектов [3]. Важнейшими в процессе формирования профессиональной компетентности специалиста являются внутренние мотивационные факторы обучающегося, обладающие кумулятивными свойствами по отношению к уровню интеллектуального развития и создающие положительную обратную связь.
Количественным показателем внутренних мотивационных факторов личности являются ее потенциальные возможности продолжать образование в избранной области научного знания. Потенциальные возможности характеризуют скорость изменения умственного возраста обучающегося и могут быть определены на основе результатов применения стандартизованных дидактических тестов [4]. Потенциальные возможности обучающихся в области технических дисциплин являются интегральным компетентностным показателем степени сформирован-ности профессиональной компетентности специалиста морского флота.
Теоретическая модель повышения мотивации обучающихся в условиях непрерывного профессионального образования основывается на двух положениях: 1) начало очередного образовательного этапа соответствует окончанию предыдущего этапа; 2) содержание различных образовательных этапов не дублируется. Компетентностный подход к организации непрерывного профессионального образования предполагает уменьшение дисперсии статистического распределения результатов тестирования, что является следствием формирования преподавателем эффективного поля педагогической поддержки. Используя достоверную информацию о потенциальных возможностях обучающихся, преподаватель создает проблемные ситуации на подготовительном этапе изучения
Х^Молодые учен
Материалы представлены научным руководителем - проректором по научно-методической работе РОИПКиПРО, зав. кафедрой информационных технологий, доктором педагогических наук, профессором Сафонцевым С.А.
*
-С'1'"'—
структурных элементов учебной программы, успешно разрешает их совместно с обучающимися на сущностном этапе и предлагает мотивационные задания в форме учебного проекта, раскрывающие практическую значимость изученного программного материала [2].
Технология диагностико-квалиметрического обеспечения процесса преподавания технических дисциплин опирается на процедуры стандартизации педагогических измерителей. Обеспечивающий характер содержательно-конструктной валидации позволяет сформулировать необходимое условие стандартизации педагогических измерителей, которое сводится к тому, что в тестовых заданиях должны найти отражение структурные элементы предмета исследования, обеспечивая достаточно высокий уровень трудности не за счет сложности форм представления и процесса выполнения задания, а за счет их проблемно-мотивационной направленности. Достаточное условие стандартизации педагогических измерителей вытекает из определяющего характера надежности результатов измерений, а также необходимости их соответствия независимому критериальному показателю.
Существенное отличие технологии диагностико-квалиметрического обеспечения процесса обучения от технологии стандартизации педагогических измерителей заключается в приоритете содержательной направленности педагогических измерений над процедурами статистической обработки полученной информации, что позволяет спроектировать мотивационную методическую систему преподавания, отвечающую необходимым дидактическими признакам. Диагностико-квалиметрическое обеспечение процесса преподавания технических дисциплин включает в себя квалиметрические анкеты, конструктные свойства которых должны соответствовать критериальному тесту, и дидактические тесты, содержащие большинство заданий средней трудности и обладающие измерительными свойствами нормативного теста.
В результате педагогического эксперимента зафиксировано повышение внутренней мотивации обучающихся в экспериментальной группе, процесс обучения в которой строился на основе мотивационной методической системы преподавания. При этом в качестве статистических показателей увеличения потенциальных возможностей рассматривается уменьшение дисперсии и увеличение расхождения медиан распределений результатов тестирования в процессе мониторинговых исследований.
Данные мониторинга потенциальных возможностей
Этап мониторинга Средний тестовый балл Стандарт Смещение медианы (%) Расхождение медиан (%) Проблемный этап обучения
К 1 Э К I Э К 1 Э К 1 Э Э
входной 5,3 1,8 -8 0 0,94
рубежный 5,1 5,4 2,1 1,9 -7 -2 +1 +6 0,87
4,1 4,5 2,0 1,6 -9 -4 -1 +4 0,87
итоговый 5,2 5,4 1,9 1,7 -6 0 +2 +8 0,79
www.pro.rsu.ru
В экспериментальной группе регулярно определялись средневзвешенные потенциальные возможности обучающихся и относительная продолжительность подготовительного и сущностного этапа усвоения структурных элементов учебной программы. В силу повышения мотивации обучающихся и увеличения их потенциальных возможностей проблемный этап обучения укорачивается до 79%, а на изложение нового материала отводится все больше времени.
Литература
1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. 352 с.
2. Сафонцев, С.А. Образовательная квалиметрия в системе повышения квалификации / С.А.Сафонцев. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003. 160 с.
3. Монахов, В.М. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. Know How технологии / В.М.Монахов. М.; Тольятти: Изд-во МГОПУ, 2004. 218 с.
4. Сафонцев, С.А. Теория и практика образовательной квалиметрии / С.А.Сафонцев. Ростов н/Д., 2006. 276 с.