«Профессиональная ориентация»
2017, №1
Электронный
научный журнал
УДК 159.9
Т.И. Зайцева
Шуховский лицей, г. Белгород, Россия.
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования поиска профессионального пути в школьные годы. Каждому молодому человеку очень важно правильно выбрать профессию. Фактически выбор профессии - это выбор человеком своей судьбы.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональная консультация, профессия, специальность, должность, квалификация.
Поиск профессионального пути - дело сложное и важное. Восприятие того или иного человека обусловлено сложившимся в обществе стереотипом: мы судим о человеке по его профессии. Важным моментом в оценке не только человека, но и его удовлетворенности жизнью является профессиональный труд. Ведь работа дает людям не только средства к существованию, но и нечто большее, что гораздо важнее денег, своеобразное дополнительное вознаграждение в виде чувства удовлетворения от своего труда, от того, что этот труд нужен и что жизнь имеет смысл [1, С. 3].
Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева, выступая на сессии федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки «политические науки и регионоведения» в МГИМО, заявила, что считает необходимым возвращение в школы профессиональной ориентации. «Я глубоко убеждена, что нужно вернуть в школы ориентацию на профессию, это необходимо в настоящем времени». Она нацеливает обратить внимание на задачу по повышению у вчерашних школьников и будущих студентов профильной мотивации при определении профессии». Васильева отметила что, несмотря на возможность подачи документов на разнообразные факультеты и специальности в рамках ЕГЭ, школьники не всегда могут определиться с выбором профессии [2].
Одна из самых серьезных причин - экономический кризис в стране. Он спровоцировал последствия, побуждающие родителей и детей серьезнее относиться к вопросу профориентации. Родителей тревожит, что их дети могут получить образование, которое не будет востребовано на рынке труда через несколько лет. Поэтому многие задумываются о профориентации ребенка еще в средней школе. Также, на рост интереса к
«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал
теме профориентации влияет сокращение бюджетных мест в вузах. Многие вынуждены получать образование платно, поэтому родители серьезнее относятся к профессиональному выбору ребенка. Образование должно быть в точку - иначе это будет инвестиция с отрицательным результатом.
Родителям не всегда понятно, что такое качественная профориентационная услуга - это основная проблема. Рынок пока не сформирован, появляется много псевдоуслуг, например, профориентация по отпечатку пальцев. Кого-то это привлекает, но определять интересы и способности человека по отпечатку пальцев это лженаука.
Есть еще одна проблема: в школах должны проводить профориентационную работу с детьми. Но актуальных эффективных методик под это не разрабатывают используют старые (например, дифференциально-диагностический опросник). Сейчас он уже не работает корректно. Все методики должны обновляться и адаптироваться под современное общество.
Непростое время для школ: у многих нет ресурсов на помощь с профориентацией учеников, возможностей хватает только на хозяйственные и учебные вопросы. Еще возникают педагогические и психологические трудности: ребенок вообще ничего не хочет. В этом случае школьнику нужно дать возможность для самоопределения: диагностировать его личностные черты, способности и попросить проанализировать их самостоятельно. После этого ребенок может понять, как его способности и интересы можно применить на практике комплексно.
Современному работодателю нужен не просто сотрудник: человек должен уметь многое, часто даже не в рамках одной сферы, поэтому важно учиться распознавать все свои способности и наклонности. Разумеется, нужен системный подход.
В идеале он включает:
1. Информационный метод: рассказывает о современных профессиях и их востребованности на рынке труда. Многие школьники часто просто не знают, из каких профессий им выбирать будущую специальность.
2. Диагностику. Самому распознать, систематизировать и проанализировать свои интересы и способности в разных сферах, и к тому же еще личностные особенности - трудная задача. В этом случае может помочь специалист психолог-профконсультант.
3. Метод профессиональной пробы: лагеря, игры, тренинги, профессиональные погружения. Информации о самоопределении будет пустой, если человек не попробует сделать что-то на практике.
Есть формула профориентации, созданная Е.А.Климовым: «Хочу -Могу - Надо». Она основана на том, что любой профориентационный
«Профессиональная ориентация»
2017, №1
Электронный
научный журнал
выбор это компромисс между тремя этими компонентами. Человек оценивает, что может делать, чем интересуется и сводит это с современным рынком труда.
Часто этот компромисс найти сложно, но приходится: учиться самостоятельно, делать выбор нужно еще в школе. Учащийся старших классов выбирает профессию, основываясь на множестве факторов, включая внешние - такие, как мнение родителей, друзей, финансовые возможности. Но именно психологические особенности самого человека, его интересы, способности, склонности, а также личностные черты определяют, в каких сферах деятельности у человека больше возможностей для самореализации, и где его ждет удовольствие от труда.
В настоящее время самым эффективным инструментарием, который оказывает помощь учащимся и их родителям это диагностический компьютерный тестовый комплекс «Профориентатор». Комплекс разработан Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии» МГУ им. М.В. Ломоносова.
Комплекс «Профориентатор» позволяет тестирующемуся получить детальное представление об уровне интереса к основным сферам профессиональной деятельности, о выраженности личностных качеств и об уровнях развития основных факторов умственной деятельности. Позволяет оценить и представить в виде цифры, визуализировать в виде графика, уровень развития выраженности интересов, способностей, склонностей и личностных качеств.
Тест включает в себя различные вопросы: это решение задач, выбор наиболее привлекательных альтернатив, выбор вариантов поведения в тех или иных ситуациях.
Прохождение тестирования и консультирования помогает учащимся серьезно задуматься о выборе профессии и ответить самому себе на следующие вопросы: Какие профессии и почему подходят на основе анализа интересов, способностей и особенностей характера? Как скорректировать выявленные тестом «слабые» стороны характера? Как развить способности, необходимые для успешной самореализации в привлекательных для учащегося профессиональных сферах? В каких учебных заведениях можно получить соответствующее образование?
Компьютерный тест «Профориентатор» - система, выдающая испытуемому шкальный профиль, список подходящих профессий и профильных классов, уровень выраженности компетенций, текстовый отчет-интерпретацию, рекомендации по направлениям развития. Задачей профконсультанта является более глубокий анализ с учетом конкретных обстоятельств ситуации тестируемого, выявление артефактов и коррекция профиля, рекомендации испытуемому по развитию способностей, объяснение того, почему та или иная профессия «подходит» или «не
«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал
подходит» под показанные тестируемым результаты. Основной акцент психолог или профконсультант делает на содержательную интерпретацию шкал профиля-отчета, связанных с толкованием результатов тестирования.
В этом году в «Шуховском лицее» г. Белгорода учащиеся 9-х классов прошли тестирование комплекса «Профориентатор». Девятиклассники получили детальное представление об уровне интереса к основным сферам профессиональной деятельности, о выраженности личностных качеств и об уровнях развития основных факторов умственной деятельности. Прохождение тестирования помогло им задуматься о вопросах: Кем же мне стать? Какую профессию выбрать? Какие профессии и почему подходят на основе анализа интересов, способностей, и особенностей характера? Как скорректировать выявленные тестом «слабые» стороны характера? Как развить способности, необходимые для успешной самореализации и привлекательных профессиональных сферах? В каких учебных заведениях можно получить соответствующее образование? Профконсультантом были даны рекомендации, в свободное время и на каникулах зайти на сайт МГУ им. М.В. Ломоносова Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» пройти бесплатные тесты на развитие способностей и уровень интеллекта.
Каждому человеку очень важно правильно выбрать профессию. От того, насколько верно выбрана профессия, зависит не только общественная значимость человека, его место среди других людей, вклад в развитие общества, но и собственная удовлетворенность жизнью, физическое и нервно-психическое здоровье. Фактически выбор профессии — это выбор человеком своей судьбы. Чтобы не сделать ошибки, важно знать правила этого выбора [1, С. 6].
Библиографический список
1. Прощицкая Е.Н. Мое профессиональное будущее: эксперим. учеб.пособие для 10_го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с бел. и рус. яз. обучения, с 12_летним сроком обучения / Е. Н. Прощицкая. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2005. - 192 с.
2. Министр образования и науки РФ высказалась за возвращение... proektoria.online/.../ministr_obrazovaniya_i_nauki_rf_vyskazalas_za_vozvrashenie_...Министр образования и науки РФ высказалась за возвращение уроков профориентации в школы ... глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева на сессии федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки "политические науки и регионоведения" в МГИМО.
«Профессиональная ориентация» Электронный
2017, №1 ПДРАЛИГМД научный журнал
T.I. Zaytseva
Increased motivation for career guidance
Abstract. The article is devoted to the urgent problem of improving the search for a professional way in school years. It is very important to each young person to choose the right profession. In fact, the choice of profession - is the choice of man's destiny.
Keywords: professional orientation, professional self-determination, professional consultation, profession, specialty, position, qualification.