УДК 331.2
С. Г. ПОЛЯНСКАЯ
Омский государственный технический университет, г. Омск
ПОВЫШЕНИЕ МИНИМАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ДОСТОЙНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Достойная заработная плата является ключевым фактором формирования и развития человеческого потенциала, обусловливающего динамичное экономическое развитие. В статье рассмотрены основные гарантии по оплате труда, влияющие на установление достойной заработной платы. Выявлены проблемы, препятствующие достижению достойного уровня заработной платы в России. Обозначены направления, позволяющие обеспечить повышение уровня заработной платы.
Ключевые слова: достойная заработная плата, минимальный размер оплаты труда, размер минимальной заработной платы, индексация заработной платы, прожиточный минимум.
В России ключевым элементом определения уровня бедности является прожиточный минимум. В 2016 году количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума возросло до 22, 7 млн человек (в 2015 году — 19,1 млн человек, в 2014 году — 16,1 млн человек). Практически 16 % от общего числа россиян имеют доход ниже прожиточного минимума (табл. 1) [1]. В 2015 году это показатель составлял 13,3 %. Причем в приведенные данные не включены доходы жителей Крыма и Севастополя, следовательно, количество бедных будет еще выше.
Что касается реальной заработной платы россиян, то также наблюдается снижение уровня. По итогам 2015 года реальная заработная плата в России уменьшилась на 8,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [2].
Каждый человек должен иметь право на труд, позволяющий обеспечить основные его потребности. Достойный труд лежит в основе социального и экономического развития общества. В 2011 году на VII съезде Федерации независимых профсоюзов России была принята программа «Достойный труд — основа благосостояния человека и развития страны», в которой достойная заработная плата определена по следующим признакам:
— обеспечивающая экономическую свободу работающему человеку и его семье;
— создающая базовые основы для систем социальной страховой защиты и социального обеспечения;
— обеспечивающая человеку свободное развитие, отдых, доступ к достижениям цивилизации;
— отвечающая понятию справедливого распределения результатов труда;
— зарабатываемая в условиях, не унижающих достоинство человека;
— решающая проблему материальной базы для расширенного воспроизводства населения стра-
ны, обеспечения экономики квалифицированными трудовыми ресурсами [3].
Известно, что одним из критериев определения достойной заработной платы принято считать долю затрат домохозяйств на продукты питания в общих расходах. В развитых странах с высоким уровнем жизни доля расходов на продукты питания, как правило, небольшая и составляет 10—15 % от совокупных расходов семейного бюджета. К примеру, в Люксембурге доля затрат на питание составляет всего 8,7 %, в Нидерландах — 10 % совокупных расходов, в Великобритании — 11 %. При этом в России расходы на покупку продуктов питания составляют 28,5 %, что в более чем в 3 раза выше, чем в развитых социально ориентированных странах [4]. Следовательно, чтобы обеспечить уровень достойной заработной платы, необходимо повысить реальную заработную плату в несколько раз.
Это подтверждается и оценкой самих граждан Российской Федерации. Проведенные аналитиками компании «НеасЗНиМег» опросы россиян показывают, что достойной заработной платой респонденты посчитали 76 тыс. рублей (по России в целом), при этом в Москве достойная заработная плата, по мнению опрошенных, составляет — 100 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге — 78 тыс. рублей [5]. Этот уровень превышает размер средней заработной платы в 3 раза (средняя заработная плата в 2015 году — 33981 руб.). Таким образом, для того, чтобы заработная плата стала достойной, ее следует повысить в 2,5 — 3 раза.
Для реализации данной задачи необходимо использовать как государственные способы регулирования, так и механизмы социального партнерства (рис. 1).
Основные государственные гарантии по оплате труда в России определяются статьей 130 Трудового кодекса РФ и включают в себя: установление минимального размера оплаты труда (МРОТ),
Таблица 1
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и дефицит денежного дохода
Год Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: Дефицит денежного дохода: Величина прожиточного минимума1 рублей в месяц; до 1998 г. — тыс руб.
млн человек в процентах от общей численности населения млрд руб. (до 1998 г. — трлн руб.) в процентах от общего объема денежных доходов населения
1 2 3 4 5 6
1992 49,3 33,5 0,4 6,2 1,9
1993 46,1 31,3 4,3 5,4 20,6
1994 32,9 22,4 11,1 3,1 86,6
1995 36,5 24,8 34,9 3,9 264,1
1996 32,5 22,1 42,8 3,2 369,4
1997 30,5 20,8 46,2 2,8 411,2
1998 34,3 23,4 61,5 3,5 493,3
1999 41,6 28,4 141,3 4,9 907,8
2000 42,3 29,0 199,2 5,0 1210
2001 40,0 27,5 238,6 4,5 1500
2002 35,6 24,6 250,5 3,7 1808
2003 29,3 20,3 235,3 2,6 2112
2004 25,2 17,6 225,7 2,1 2376
2005 25,4 17,8 288,7 2,1 3018
2006 21,6 15,2 277,1 1,6 3422
2007 18,8 13,3 272,1 1,3 3847
2008 19,0 13,4 326,7 1,3 4593
2009 18,4 13,0 354,8 1,2 5153
2010 17,7 12,5 375,0 1,2 5688
2011 17,9 12,7 424,1 1,2 6369
2012 15,4 10,7 370,5 0,9 6510
2013 15,5 10,8 417,9 0,9 8050
2014 16,1 11,2 478,6 1,0 8050
20153 19,12 13,32 684,92 1,32 9701
20163 22,72 15,72 - - 106234
Источник: официальный сайт Росстата — http://www.gks.ru/
1 С 2000 г. изменена методология расчета величины прожиточного минимума. С 2005 г. изменен состав потребительской корзины для определения величины прожиточного минимума. С 2013 г. изменен порядок расчета величины прожиточного минимума
2 Предварительные данные
3 Данные приведены без учета сведений по Республике Крым и г. Севастополю
4 Данные на 2-й кв. 2016 г.
обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы (индексация), ограни-
ходов от заработной платы, ограничение оплаты труда в натуральной форме, обеспечение получения
чение перечня оснований и размеров удержаний работником заработной платы в случае прекраще-
из заработной платы по распоряжению работодателя, установление размеров налогообложения до-
ния деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами,
Рис. 1. Факторы, влияющие на достижение уровня достойной заработной платы (со стороны гарантий по оплате труда)
осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающих в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда, привлечение к ответственности работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями [6, с. 77].
Коллективно-договорной способ регулирования заработной платы основан на принципах социального партнерства и включает в себя: установление размера минимальной заработной платы (МЗП) в отдельно взятом субъекте РФ с учетом величины регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, утверждение гарантий по минимальной тарифной ставке, по индексации заработной платы, по соотношению минимальных и максимальных окладов и т.д.
Минимальная заработная плата — показатель социальной защиты населения, устанавливается в большинстве высокоразвитых стран мира, и Россия здесь не является исключением. В нашей стране в качестве государственной гарантии по заработной плате выступает минимальный размер отплаты труда (МРОТ), устанавливаемый федеральным законом 82-ФЗ от 19 июня 2000 года. Основной целью установления минимальной заработной платы, согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ), должно быть обеспечение работающим
по найму, необходимой социальной защиты в области минимально допустимых уровней доходов. В качестве стандарта обоснования минимального размера заработной платы в России принимается прожиточный минимум трудоспособного населения (ПМ ТН), то есть потребности работников и их семей. Поэтому одним из критериев перехода к достойной заработной плате является установление МРОТ не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения [7, с. 43]. Данное положение прописано в ст. 133 Трудового кодекса РФ. Однако на протяжении многих лет МРОТ значительно отстает от величины прожиточного минимума трудоспособного населения (табл. 2). Такой уровень социальных гарантий для работающего населения очень низок.
Анализируя данные таблицы, можно сказать, что до 2007 года разрыв между МРОТ и ПМ ТН был колоссальный. Затем удалось значительно сократить отставание. Самый лучший результат был достигнут в 2009 году, тогда разница между показателями составила 22,2 %. Несомненно, есть положительная динамика в решении данной проблемы, то есть удалось сократить разрыв между МРОТ и ПМ ТН, но довести МРОТ до величины прожиточного минимума до сегодняшнего дня так и не получилось. Естественно, такой уровень государственных гарантий в сфере оплаты труда недопустим и является существенным препятствием для перехода к достойной заработной плате.
Кроме МРОТ, в России с апреля 2007 года статьей 133.1 Трудового кодекса РФ регламентировано введение новой государственной гарантии по оплате
Таблица 2
Динамика соотношения величины прожиточного минимума для трудоспособного населения и минимального размера оплаты труда в РФ
Год Прожиточный минимум трудоспособного населения (ПМ ТН, руб. в месяц) Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), руб. в месяц Соотношение МРОТ и ПМ ТН, %
1 2 3 4
2000 год 1406 132 9,4
2001 год 1711 300 17,5
2002 год 2065 450 21,8
2003 год 2341 600 25,6
2004 год 2690 600 22,3
2005 год 3255 800 24,6
2006 год 3714 1100 29,6
2007 год 4330 2300 53,1
2008 год 5086 2300 45,2
2009 год 5562 4330 77,8
2010 год 6367 4330 68
2011 год 6710 4611 68,7
2012 год 7263 4611 63,5
2013 год 7896 5205 65,9
2014 год 8683 5554 64
2015 год 10455 5965 57,1
2016 год 106231 6204 58,4
'Данные на 2-й кв. 2016 г. Составлено автором
Источник: официальный сайт Росстата — http://www.gks.ru/
труда на уровне субъектов Федерации — размер минимальной заработной платы (МЗП). Данная гарантия устанавливается региональными трехсторонними комиссиями в отдельно взятом субъекте с учетом территориальных и социально-экономических особенностей. Стандартом обоснования является региональная величина прожиточного минимума трудоспособного населения. Соответственно, установление МЗП не ниже прожиточного минимума является важным условием перехода к достойной заработной плате.
По данным Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР за 2015 год, минимальная заработная плата установлена в 63 регионах из 85, то есть 22 субъекта до сих пор не воспользовались возможностью установления собственной региональной гарантии по оплате труда и МЗП равна федеральной гарантии (МРОТ). Причем 63 соглашения заключены в отношении работников организаций внебюджетного сектора экономики. В бюджетной сфере в большей части субъектов РФ (51) МЗП соглашением не установлена, то есть соответствует МРОТ. Только в 17 (20 % от общего числа субъектов) регионах во внебюджетном секторе смогли установить МЗП выше прожиточного минимума. Гораздо хуже обстоят дела в бюджетной сфере, таких регионов
лишь 7 (8 % от общего числа субъектов) ниже уровня ПМ ТН в регионе [8].
Из вышесказанного следует, что регулирование заработной платы через механизм социального партнерства на региональном уровне осуществляется неэффективно. Прошло более 8 лет с момента введения в ТК РФ ст. 133.1 «Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации», и за это время своим правом установления регионального минимума большинство субъектов РФ (22 (51)) так и не воспользовались, даже те регионы, которые воспользовались данными полномочиями, не смогли довести размер МЗП до уровня ПМ ТН. Данное обстоятельство также значительно замедляет процесс доведения заработной платы до достойного уровня.
Еще одним важным элементом, позволяющим обеспечить достижение уровня достойной заработной платы, является защита заработной платы от инфляции, другими словами — индексация заработной платы в соответствии с ростом потребительских цен на товары и услуги. Статьи 130 и 134 ТК РФ регламентируют повышение уровня реального содержания заработной платы. Однако на деле государство сегодня не устанавливает никаких гарантий по защите заработной платы, при росте потребительских цен. Решение всех вопросов, связанных
с индексацией заработной платы, переложено на работодателей. Статья 134 ТК РФ определяет, что повышение заработной платы следует производить государственным органам, органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом следует заметить, что термин «порядок индексации» работодатель может толковать как угодно, так как нигде не прописан (в том числе и в статье 134 ТК РФ) механизм повышения уровня реального содержания заработной платы, то есть индексации. Поэтому довольно часто в коллективных договорах можно прочесть фразу «Производить индексацию тарифных ставок (окладов) при условии сохранения объемов производства за прошедший год» или «Производить индексацию заработной платы по мере наличия необходимых средств».
Проведенный анализ ряда отраслевых соглашений и коллективных договоров показал, что механизм коллективно-договорного регулирования требует дальнейшего совершенствования в части установления гарантий по оплате труда. В соглашения и коллективные договоры практически не включаются такие гарантии, как:
— соотношение минимальных и максимальных окладов на предприятии;
— доля постоянной части заработной платы в общем заработке;
— установление минимальной тарифной ставки, минимальной заработной платы не ниже уровня ПМ ТН;
— минимально допустимый уровень средней заработной платы [7, с. 136].
Кроме этого, большая часть отраслевых соглашений носит формальный характер, поскольку между коллективными договорами и соответствующими соглашениями практически нет связи.
Анализируя вышесказанное, можно определенно заявлять, что на данном этапе для перехода к достойной заработной плате необходимо: во-первых, установить минимальный размер оплаты труда (федеральная гарантия) и размер минимальной заработной платы (региональная гарантия) не ниже соответствующих величин ПМ ТН; во-вторых, в отраслевых соглашениях и коллективных договорах
в обязательном порядке прописывать конкретный механизм индексации заработной платы, обеспечивающий сохранение покупательной способности заработной платы в связи с ростом потребительских цен. В то же время необходимо и дальше продолжать развивать и совершенствовать систему социального партнерства, эффективно использовать механизмы коллективно-договорного регулирования при заключении соглашений и коллективных договоров, решая задачу повышения гарантий в сфере оплаты труда.
Библиографический список
1. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW. exe/Stg/d06/116.htm (дата обращения: 20.01.2017).
2. Платонова Е. Россия приросла бедностью. URL: https:// www.gazeta.ru/business/2015/06/12/6838965.shtml (дата обращения: 20.01.2017).
3. Достойный труд — основа благосостояния человека и развития страны: программа ФНПР. URL: http://www.fnpr.ru/ (дата обращения: 19.01.2017).
4. Рейтинг стран Европы по доле расходов семей на продукты питания. URL: http://riarating.ru/ infografika/20161206/630048608.html (дата обращения: 19.01.2017).
5. Достойная зарплата — это сколько? URL: https://omsk. hh.ru/article/306206 (дата обращения: 20.01.2017).
6. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. Новосибирск: Норматика, 2016. 208 с.
7. Баранов Ю. В., Полянская С. Г. Развитие социального партнерства в сфере оплаты труда на современном этапе: моногр. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. 216 с.
8. Об итогах коллективно-договорной кампании 2015 года и задачах на предстоящий период: постановление Исполкома ФНПР от 18.05.2016 № 4-5. - URL: http://fnpr. ru/n/15/187/12686.html (дата обращения: 18.01.2017).
ПОЛЯНСКАЯ Светлана Геннадьевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и организации труда. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.01.2017 г. © С. Г. Полянская