ПОВЫШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
INCREASE OF THE INTERNATIONAL COMPETITIVENESS OF THE RUSSIAN BANKS Наталья Владимировна Климова,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономического анализа и налогов
Академия маркетинга и социальноинформационных технологий г. Краснодар E-mail: [email protected]
Klimovа Natalia Vladimirovna,
professor, Manager Faculty of the economic analysis and taxes
ofAcademy of marketing and socially-information technologies, Krasnodar E-mail: [email protected]
Аннотация
Раскрыта значимость проблемы, дано авторское определение понятия «конкурентоспособность банка» и его неоднозначность с эффективностью деятельности и финансовым состоянием банковской организации, выделена национальная и международная конкурентоспособность банка, показатели и факторы их определяющие, предложен меры по повышению конкурентоспособности российских банков на мировом рынке.
Abstract
The importance of a problem is opened, author's definition of concept «competitiveness of bank» and its ambiguity with efficiency of activity and a financial condition of the bank organization is made, national and international competitiveness of bank, indicators and their factors defining is allocated, is offered measures on increase of competitiveness of the Russian banks in the world market.
Ключевые слова: банк, конкурентоспособность, показатели, факторы, глобализация, инновационные стратегии, мировой опыт, международная деятельность
Keywords: bank, competitiveness, indicators, factors, globalization, innovative strategy, world experience, the international activity
Современное положение банковской системы России и прогнозы ее развития в условиях посткризисного периода и глобализации экономики приводят к еще большему осознанию актуальности такой характеристики как конкурентоспособность банка. При этом особо повышается роль национальной финансово-банковской системы в обеспечении экономической безопасности страны и предотвращение усиления финансовой зависимости России от международных банков.
Активное развитие сектора финансовых услуг привело к ужесточению конкуренции как со стороны отечественных банков и представительств зарубежных банков, так и других финансово-кредитных институтов, произошла трансформация банковской конкуренции в международную. Российский банковский рынок, как показал ретроспективный анализ, к 2004 году приобрел международную банковскую конкуренцию. В этот период резко возросло количество дочерних иностранных банков, которые прочно основались и занимают далеко не последние позиции в рейтинге и по настоящее время (Райффайзенбанк, ММБ, Ситибанк и др.) [6].
Банковский сектор экономики во всем мире претерпевает в последние годы значительные изменения, характеризующиеся глобализацией финансовых рынков, консолидацией финансового сектора. В результате чего имеет место сокращение числа банков, их слияние и поглощение, концентрация банковского капитала, расширение сферы бизнеса банков, интернационализация банковской деятельности, расширение предложения небанковских продуктов и услуг. Это
повышает значимость исследования проблемы роста конкурентных преимуществ российских банков на внутреннем и внешних рынках.
Обобщая теоретические подходы к понятию «конкурентоспособность банка» (которые имеют преимущественно маркетинговый подход), можно констатировать, что его сущность, с точки зрения автора, заключается в эффективной реализации потенциальных и реальных возможностей банка по созданию конкурентоспособных продуктов и оказанию услуг, формированию имиджа устойчивого и надежного банка, адекватно отвечающего современным требованиям клиентов. Рассматривая конкурентоспособность банка в международном масштабе, соглашаясь с мнением И.В. Рабинович [3], необходимо дополнить такой критерий, как: способность банка эффективно использовать возможности и противостоять опасностям глобализирующихся рынков для обеспечения потребностей национальной экономики в финансовых ресурсах. Это обусловлено тем, что банк следует рассматривать как элемент финансово-банковской системы, обеспечивающей динамично эффективное развитие экономики страны. В этом случае важно чтобы банк соответствовал международным требованиям ведения бизнеса, управления активами и обладал всеми возможностями, в том числе техническими для участия в международных финансово-банковских операциях. Следовательно, можно выделить два направления понятия «конкурентоспособность банка»: национальную и международную.
Как показал аналитический обзор экономической литературы, оценка конкурентоспособности банков в международном масштабе связана с определением их рейтинга международными рейтинговыми агентствами.
Большинство исследователей при разработке критериев составления кредитных рейтингов банков выбирают в качестве метода системный подход, результаты которого служат основным источником информации для широкого круга потребителей банковских услуг, на основе чего принимается решение о сотрудничестве. Поэтому, исходя из целей рейтинга, определяется методика его составления, и получаемый в итоге результат. Можно выделить две наиболее известные и хорошо теоретически проработанные методики рейтингования
3
банков: CAMEL [2] и методика группы экспертов под руководством В. Кромо-нова. Есть и другие методики рейтинговой оценки (рейтингового агентства «Эксперт РА», Капустина С.Н., Захарьян А.Г., Буздалина А.В., Спицына И.О. и др. ), однако все они направлены преимущественно на оценку финансовой устойчивости, платежеспособности и кредитоспособности банка на микро- и ме-зоуровне (здесь нельзя не отметить систему нормативов центрального банка России [1]). Однако, для того чтобы дать оценку конкурентоспособности банка с точки зрения его положения на международном рынке использование данных методик следует считать недостаточным. Кроме того, он усложняется закрытостью информацией для обработки данных, а выводы и заключения не всегда можно интерпретировать как конкурентные преимущества или недостатки.
Из показателей конкурентоспособности банка, на наш взгляд, наибольшее значение имеют потребительские и экономические критерии. Среди потребительских критериев основными являются: ассортимент банковских продуктов, максимальная сумма кредита и срок кредитования, условия предоставления кредитов, качество обслуживания клиентов, диверсификация деятельности, используемые технологии, филиальная сеть, международные операции банка, прозрачность информации о деятельности банка и его филиалов, миссия и стратегия банка, его имидж, деловая активность, продолжительность работы на финансовом рынке.
Из экономических критериев можно выделить: процентные ставки по кредитам, дополнительные платежи и комиссии, другие возможные расходы, связанные с пользованием банковскими услугами, качество активов и пассивов, достаточность капитала, доходность и рентабельность банка, инвестиционная активность, возможное проявление рисков, темп прироста клиентов, доля на кредитном рынке. Особую значимость для оценки конкурентоспособности банковской организации на международном рынке имеют показатели, отражающие насколько банк соответствует требованиям глобальных финансовых рынков, спектр и география оказания международных банковских услуг своим клиентам (включая международные валютные расчетные операции, международные де-
4
позитно-кредитные операции, операции на международном рынке ценных бумаг, международные инвестиционные проекты, сотрудничество с международными финансовыми организациями, страхование, финансовый и налоговый консалтинг).
Важно отметить, что конкурентоспособность банка нельзя рассматривать без конкурентоспособности его продуктов и услуг. Между ними существует тесная прямая и обратная связь, т.е. дуалистическая взаимозависимое влияние. Однако, не всегда высокий уровень конкурентоспособности банка может свидетельствовать о высокой конкурентной позиции в оказании им услуг и наоборот. Например, банк экономически и финансово выгодно отличающийся от своих конкурентов на рынке может оказывать менее конкурентоспособные отдельные виды услуг из-за малоэффективной тарифной политики. В то же время оказание услуг с высокими качественными характеристиками (время обслуживания, компетентность сотрудников и др.) могут быть у банков, имеющим тенденцию к ухудшению финансового состояния и снижению уровня его доходности. Это подтверждает вывод автора о комплексности понятия «конкурентоспособность банка» и его неоднозначности с эффективностью деятельности и финансовым состоянием банковской организации. Не всегда прибыльный и финансово-устойчивый банк будет обладать высоким уровнем конкурентоспособности, а особенно на мировом рынке.
Конкурентоспособность зависит от воздействия целого комплекса факторов внешней и внутренней среды банка. Внешняя среда формирования международной банковской конкурентоспособности включает: мировую экономическую макросреду; уровень развития финансового рынка; социальную, экономическую, политическую, технологическую, даже экологическую, а особенно институциональную среду страны; состояние реального сектора экономики страны; экономическую активность населения; социально-экономическое положение регионов и их привлекательность для развития банковского бизнеса; региональный инвестиционный климат; уровень и формы государственного регулирования; ставка рефинансирования и уровень инфляции.
5
Из внутренних факторов целесообразно отметить уровень конкуренции и его характер на рынке банковских услуг, рыночную стратегию конкурентов, тарифную, продуктовую и финансовую политики самих банков.
В настоящее время в России многие банки ассоциируют решение проблем повышения конкурентоспособности с практическими вопросами роста эффективности путем снижения затрат, увеличения дифференциации рисков, расширения спектра предлагаемых услуг, повышения прибыльности, завоевания и удержания рынка.
Следует отметить, что поиск возможностей создания продуктовых банковских инноваций является ограниченным, так как создает только временные конкурентные преимущества. Требуется переход к принципиально новым изменениям в бизнесмоделях.
Например, не менее перспективной для банков сферой ведения бизнеса становится управление пенсионными счетами, что характерно и для российской экономики. В США 15% населения считают банки основными провайдерами пенсионных решений и накоплений (первое место занимают инвестиционные фирмы). В то же время пенсионные активы в стране составляют более 16 трлн. дол., что почти в четыре раза превышает размеры депозитов, размещенных физическими лицами в банках [5]. К организации этого бизнеса комплексно подходят такие банки, как Bank of America, Wells Fargo, ING, SunTrust Banks Inc. и др., одновременно решая вопросы создания выгодных продуктовых предложений, предоставления онлайновых услуг, проведения маркетинговых мероприятий, создания специальных новых подразделений и подготовки персонала для проведения консультаций.
Рассматривая проблему повышения конкурентоспособности банков, нельзя не остановиться на инновациях, которые так активно и массово обсуждают теоретики и практики всех сфер деятельности страны, поскольку это вектор модернизации всей экономики России. Рискну назвать очередной этап модернизации, с исторической точки зрения, как инновационный модернизм.
Инновационные стратегии объективно становятся инструментом международной конкурентоспособности банка, которые применительно к российскому бизнесу еще не стали в достаточной мере предметом научных исследований в силу значительно меньшего временного периода развития отечественной банковской системы на рыночных принципах относительно других стран мира. Можно сказать, что российские коммерческие банки только на начальном этапе интеграции стратегического и инновационного менеджмента в высоко конкурентной быстроизменяющейся внешней бизнес-среде.
Внедрение инноваций - основа конкурентной стратегии банка по различным сферам внедрения (рынки, клиентские группы, каналы сбыта, технологии и т. д.). Они формируют портфель инвестиционных проектов, содействуют органическому развитию банка, максимизируют возможности существующих бизнесов и организуют новые, увеличивают доходы.
Следует отметить, что в ведущих зарубежных банках за последнее десятилетие создана эффективная система управления и стратегического планирования инновационной деятельности для повышения гибкости и адаптивности бизнеса. Например, программа «Дух инноваций» французского банка BNP Paribas нацелена на то, чтобы инновации вошли в число важнейших активов банковской индустрии, в которой исследования и разработки начинают играть не меньшую роль, чем в других отраслях экономики [4]. В Royal Bank of Canada, созданы инновационные советы для разработки, внедрения стратегий и оценки их результативности.
Инновационные стратегии, инициируемые предложениями работников банка по совершенствованию методов ведения бизнеса, могут служить основой осуществления конкурентной стратегии лидерства по затратам, однако в любом случае способствуют улучшению качества работы и увеличению производительности. К примеру, Американский банк PNC Financial Services Group, применявший такую стратегию в 2005 г., в течение ста дней получил от своих сотрудников 2,4 тыс. малорискованных идей, практическая реализация которых обеспечила банку сокращение расходов на 400 млн. долларов [4].
7
Выбор инновационных стратегий базируется на анализе внешних условий и внутренних возможностей банковских организаций, наличии соответствующих организационных структур, инновационной культуры, поддерживающей появление и воплощение новых идей, механизмов оценки и контроля эффективности инновационного процесса в целях повышения конкурентоспособности бизнеса.
Одним из инновационных направлений модернизационного развития национальной банковской системы должно стать расширение международной деятельности. Без этого не представляется возможным достижение российскими банковскими организациями приемлемого уровня международной конкурентоспособности. Вполне очевидно, что не все банки в состоянии на практике активно развивать международный бизнес, поскольку их большинство сконцентрировано на решении насущных проблем и тактических задач. Особенно это характерно для региональных банков. В этой связи предлагаем провести кластеризацию отечественных коммерческих банков и выделить те группы, которые будут осуществлять интеграцию в международное финансовобанковское пространство. Критерии деления на кластеры в отличие от кластеризации банковского сектора банком России будут зависеть от комплекса расчетных и кредитных операций, величины активов и надежности банка. Кластеры, на наш взгляд, должны отличаться степенью участия в международной конкуренции, относительно доли их участия и будут приниматься адресные меры повышения конкурентоспособности банков со стороны государства. При этом возможно развитие частно-государственного партнерства, включая государственные гарантии, защиту национальных интересов и обеспечение экономической безопасности страны. На государственном уровне действенными мерами по повышению национальной конкурентоспособности могут быть законодательное регулирование деятельности иностранных банков (и их филиалов), антимонопольное регулирование, стимулирование добросовестной конкуренции посредством надзора и поддержания финансовой устойчивости банка.
В целях повышения конкурентоспособности российских банков на международном рынке предлагается:
- расширение набора банковских услуг и дальнейшее повышение качества обслуживания клиентов;
- открытие зарубежных филиалов, представительств, дочерних организаций;
- совершенствование контроля и надзора за банками;
- адаптация банковского законодательства к современным условиям, учитывая глобализацию экономики;
- внедрение новейших банковских технологий с использованием интегрированной дистрибьютерной сети;
- совершенствование институтов, механизмов и инструментов регулирования международной банковской деятельности;
- усиление защиты интересов международных вкладчиков;
- повышение эффективности валютного регулирования и валютного контроля, борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, нелегальным вывозом капитала;
- унификация правил деловой этики для банков и других участников финансового рынка.
Предложенные меры можно рассматривать как элементы модернизации российской банковской системы и приоритетные направления ее конкурентоспособного развития.
Библиографический список
1. Инструкция центрального банка России №110-И «Об обязательных нормативах банков» от 16.01.2004 г. (в редакции от 18.06.2008 N 2030-У)
2. Буздалин А.В., Британишский А.Л. Экспертная система анализа банков на основе методики CAMEL. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.buzdalin.ru/text/banks/t2/camel.html
3. Рабинович И.В. Развитие международной деятельности российских
банков как необходимое условие повышения их международной конкурентоспособности в условиях глобализации // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.e-
rej .ru/Articles/2008/Rabinovich.
4. Смовженко Т.С., Егорычева С.Б. Инновационные стратегии зарубежных банков, 2010. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://finanal.ru
5. Eden J., Long T. Growing earnings from micro-improvements // Banking Strategies. 2008. Volume 84. Issue 5. P. 34-38
6. http://www.banki.ru/banks/ratings/
References
1. The instruction of the central bank of Russia №110-I «About obligatory specifications of banks» from 1.16.2004 (in edition from 6.18.2008 N 2030)
2. Buzdalin A.V., Britanishsky A.L. Expert system of the analysis of banks on the basis of technique CAMEL. [The Electronic resource] — an access Mode: http://www.buzdalin.ru/text/banks/t2/camel.html
3. Rabinovich I.V. Development of the international activity of the Russian banks as a necessary condition of increase of their international competitiveness in the conditions of globalization // the Russian economic Internet magazine [the Electronic resource] — an access Mode: http://www.e-rej.ru/Articles/2008/Rabinovich
4. Smovzhenko T.S., Egorycheva S.B. Innovative of strategy of foreign banks, 2010. [The Electronic resource] — an access Mode: http://finanal.ru
5. Eden J., Long T. Growing earnings from micro-improvements // Banking Strategies. 2008. Volume 84. Issue 5. P. 34-38
6. http://www.banki.ru/banks/ratings/