ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
УДК 376.1:616-051+075.8
В. А. Худик
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ-ОРДИНАТОРОВ
В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
Введение. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) играет ключевую роль в оценке и поддержке детей с особыми образовательными потребностями [1-2].
Диагностическая работа в рамках ПМПК требует от врачей-ординаторов глубоких знаний и умений, чтобы точно определять потребности каждого ребёнка и предлагать рекомендации применительно к соответствующим образовательным маршрутам [3-4]. Иными словами, от врача требуются не только знания в его непосредственной клинической области, но и знания смежных областей - педагогики и психологии детского развития, обучения и
воспитания с учётом специфики типов физического и психического дизонтогенеза, аномалий развития.
Учитывая растущую сложность задач, стоящих перед ПМПК, повышение квалификации врачей-ординаторов становится необходимостью для улучшения качества медицинского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)1.
1 Терминологическое толкование понятия «ограниченные возможности здоровья», в том числе и в клинической практике, где рассматриваются аспекты физической и психической активности человека, когда те или иные заболевания (или дефекты) толкуются как «болезни, ограничивающие возможности» [5], что приводит к частичной или полной инвалидизации (примеч. автора).
Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4
В состав ПМПК могут быть приглашены специалисты различного профиля - как врачи, так и работники психолого-педагогиче-ской сферы (в соответствии с существующими нормативно-право-выми документами [6]).
Врачи-ординаторы, работающие в психолого-медико-педаго-гической комиссии (ПМПК), обычно представляют несколько ключевых специальностей, каждая из которых имеет свою специфику и важность в комплексной оценке состояния детей с особыми образовательными потребностями.
Укажем на некоторые из наиболее востребованных специализаций:
1. Детский психиатр - занимается оценкой психического здоровья ребёнка, выявлением возможных расстройств, таких как аутизм, задержки психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и др. Детские психиатры играют важную роль в диагностике и назначении лечения, а также в разработке рекомендаций по образовательной программе для ребёнка.
2. Невролог - оценивает состояние нервной системы ребёнка, выявляет возможные нарушения, такие как эпилепсия, церебральный паралич, нейродегенеративные заболевания и др. Они также участвуют в разработке программ реабилитации и коррекции двигательных нарушений.
3. Логопед-дефектолог. Эти специалисты занимаются диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей, таких как дислалия, дизартрия, алалия и др. Логопеды-дефектологи работают над развитием речи, коммуникативных навыков и помогают ребёнку адаптироваться к учебному процессу.
4. Медицинский психолог - проводят психологическое обследование (тестирование), оценивают когнитивные функции, эмоциональное состояние и поведение ребёнка. Он также участвуют в разработке программ психологической поддержки и коррекции поведения.
5. Педиатр чаще всего привлекаться для общего медицинского осмотра ребёнка и выявления соматических заболеваний, которые
могут влиять на его развитие и обучение.
Эти специалисты работают в тесном взаимодействии друг с другом, чтобы обеспечить всестороннюю оценку состояния ребёнка и разработать индивидуальные рекомендации по его дальнейшему обучению и развитию.
Основная часть.
Актуальность проблемы. По данным исследований, количество детей и взрослых с ОВЗ увеличивается ежегодно и составляет, в частности среди обучающихся более 1,15 миллионов человек; только среди дошкольников таких детей 517343 человека (6,8% от общего количества воспитанников) [7], что требует от медицинских работников высокой степени профессионализма и готовности работать в междисциплинарных командах, какими могут являться психолого-медико-педагогические комиссии или психолого-медико-педагогические консультации1,
1 Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПк) выполняют схожие функции, но имеют ряд отличий в структуре, целях и порядке работы. ПМПК - это государ-
другие медико-социальные службы. Врач-ординатор, работающий в ПМПК, должен владеть современными методами диагностики, такими как оценка когнитивного развития, эмоционального состояния и поведенческих особенностей ребёнка. Недостаток подготовки ординаторов может привести к ошибочным диагнозам и неправильным рекомендациям,
ственная структура, созданная на уровне региона или муниципалитета. Она включает в себя специалистов различного профиля: педагогов, психологов, медиков (в том числе психиатров, неврологов). ПМПК работает на постоянной основе и проводит регулярные заседания для рассмотрения конкретных случаев. ПМПк - обычно организуется на базе конкретного образовательного учреждения (школы, детского сада) и состоит из специалистов данного учреждения. Консультация может включать педагогов, психологов и медицинских работников, но её состав менее обширен по сравнению с ПМПК. Таким образом, основное отличие ПМПК от ПМПк заключается в их статусе, составе, целях и правовых последствиях принимаемых решений. ПМПК выполняет более масштабные и значимые функции, тогда как ПМПк ориентирована на оперативную помощь и поддержку в рамках одного образовательного учреждения (примеч. автора).
что негативно сказывается на дальнейшем развитии ребёнка.
Цели повышения квалификации. Врачи-ординаторы и другие специалисты психолого-педагогиче-ского профиля совершенствуются в своих уровнях профессиональных компетенций, поскольку в динамично меняющихся условиях инноваций в системах образования и здравоохранения необходимо своевременно реагировать на вызовы науки и практики.
Целями повышения квалификации врачей-ординаторов являются:
1. Углубление теоретических знаний. Ординаторы должны овладеть новейшими методами диагностики и оценки состояния детей с ОВЗ, включая знания о различных формах умственной отсталости, задержке психического развития, аутизме и других расстройствах.
2. Развитие практических навыков. Важно научить ординаторов проведению комплексного обследования детей, включающего медицинский осмотр, тестирование когнитивных функций, оценку эмоционального состояния и поведения.
3. Интеграция в междисциплинарную команду. Эффективное сотрудничество с педагогами, психологами и другими специалистами, участвующими в работе ПМПК, является неотъемлемой частью профессиональной деятельности врача-ординатора.
4. Обучение методам коррекции и реабилитации. Специалисты должны быть знакомы с современными подходами к коррекци-онной работе с детьми с ОВЗ, включая методы логопедической, психологической и физической реабилитации.
Методы и формы обучения. Для достижения поставленных целей используются разнообразные методы и формы обучения:
1. Лекции и семинары. Теоретические занятия помогают ординаторам углублять свои знания в области детской психиатрии, неврологии и психологии.
2. Практические занятия. На практике врачи-ординаторы осваивают навыки проведения обследований, тестирования и анализа результатов.
3. Клинические разборы случаев. Обсуждение реальных клинических случаев способствует разви-
тию критического мышления и способности принимать обоснованные решения.
4. Тренинги и мастер-классы. Участие в тренингах позволяет врачам-ординаторам совершенствовать навыки взаимодействия с
коллегами и родителями детей с
овз.
5. Самостоятельная работа. Самостоятельное изучение литературы, участие в научных конференциях и написание статей способствуют профессиональному
Та блица 1.
Программа учебных мероприятий для врачей-ординаторов, работающих в ПМПК
№ п/п Форма обучения Тематика учебного занятия Количество часов
1. Лекция Современные методы диагностики детских психических расстройств. 8
2. Семинар Неврологические основы развития детей с ОВЗ. 6
3. Практическое занятие Проведение комплексного медицинского осмотра ребёнка с ОВЗ 12
4. Практическое занятие Тестирование когнитивных функций у детей разного возраста 10
5. Практическое занятие Оценка эмоционального состояния и поведения ребёнка 8
6. Клинический разбор Дифференциальная диагностика СДВГ 6
7. Клинический разбор Комплексная оценка ребёнка с аутизмом 6
8. Клинический разбор Нейропсихологический анализ случая задержки психического развития 6.
9. Тренинг Эффективное общение с родителями детей с ОВЗ 6
10. Мастер-класс Командная работа в ПМПК: роли и ответственность участников 4
11. Практическое занятие Разработка индивидуальных образовательных планов для детей с ОВЗ 4
12. Самостоятельная работа Анализ научной литературы по теме диагностики и коррекции ОВЗ 20
13. Самостоятельная работа Подготовка доклада для научной конференции 8
14. Самостоятельная работа Написание статьи для профессионального журнала «Коррекционно-педагогическое образование» 12
росту ординаторов. Составление программы курсов повышения квалификации для врачей-ординаторов носит произвольный характер. Однако необходимо учесть указанные пожелания, чтобы подготовить врачей к эффективной работе в условиях ПМПК (табл. 1).
В таблице представлен краткий обзор различных видов учебной активности, которую могут проходить врачи-ординаторы для повышения своей квалификации в работе ПМПК. Учитывая разную направленность тематики курсов повышения квалификации, следует продумать, какого из педагогов-врачей, специалистов в области психологии и дефектологи, коррекционной и социальной психологии пригласить в качестве преподавателей, чья компетентность в той или иной области знания и практики стали бы полезными в целях повышения профессионализма у обучающихся врачей-ординаторов.
Заключение. Повышение квалификации врачей-ординаторов в диагностической работе ПМПК является ключевым фактором улучшения качества медицинской помощи детям с ОВЗ. Комплекс-
ный подход к обучению, включающий теоретические и практические аспекты, а также интеграцию в междисциплинарную команду, помогает подготовить высококвалифицированных специалистов, способных эффективно выполнять задачи диагностики, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Смирнова Л. В., Худик В. А. Исторические и методологические аспекты развития системы психолого-медико-педагогического консультирования в России // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 1 (5). С. 5-17.
2. Худик В. А. Участие педагога-психолога в работе психолого-медико-педагогической консультации // Кор-рекционно-педагогическое образование. 2017. №3 (11). С. 84-95.
3. Мелешко В. Г. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными формами нарушений развития в системе специального образования // Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 3 (23). С. 15-28.
4. Чернышенко Н. С., Романова Т. А. Медико-педагогический аспект сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях консультативной службы ранней помощи // Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 1 (21). С. 66-72.
5. Худик В. А. О терминологическом соотношений понятий «ограниченные возможности здоровья» и «болезни, ограничивающие возможности» // Кор-рекционно-педагогическое образование. 2023. №4 (36). С. 56-61.
6. On approval of the Regulations on the Psychological, Medical and Pedagogical Commission / Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 763 dated 11/01/2024 // URL: https://sh6-serafimovskoe-r07.gosweb.gosuslugi.ru/net cat_files/32/315/Prikaz_Minprosvescheniya_ RosiiotO 1.11,2024_N_763_Ob_utverzhd.p df (date of application: 04.12.2024).
7. Дети с особыми образовательными потребностями / Минпросвещения России // URL: https://edu.gov.ru/activity/ main activities/limited health/ (дата обращения: 04.12.2024).
REFERENCES
1. Smirnova L. V., Khudik V. A. Historical and methodological aspects of the development of the system of psychological, medical and pedagogical counseling in Russia // Pedagogic Correction Education Journal. 2016. No. 1 (5). P. 5-17. (InRuss.).
2. Khudik V. A. The participation of a teacher-psychologist in the work of psychological, medical and pedagogical counseling // Pedagogic Correction Education Journal. 2017. No. 3 (11). P. 84-95. (InRuss.).
3. Meleshko V. G. Psychological, medical and pedagogical support for children
with severe and multiple forms of developmental disorders in the special education system // Pedagogic Correction Education Journal. 2020. No. 3 (23). P. 15-28. (In Russ.).
4. Chernyshenko N. S., Romanova T. A. The medical and pedagogical aspect of accompanying young children with disabilities in the conditions of an early aid advisory service // Pedagogic Correction Education Journal. 2020. No. 1 (21). P. 66-72. (In Russ.).
5. Khudik V. A. On the terminological relationship between the concepts of "limited health opportunities" and "diseases that limit opportunities" // Pedagogic Correction Education Journal. 2023. No. 4 (36). P. 56-61. (InRuss.).
6. On approval of the Regulations on the Psychological, Medical and Pedagogical Commission / Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 763 dated 11/01/2024 // URL: https://sh6-serafimovskoe-r07.gosweb.gosuslugi.ru/net cat_files/32/315/Prikaz_Minprosvescheniya
RossiiotO 1.11,2024_N_763_Ob_utverzh d.pdf (date of application: 04.12.2024).
7. Children with special educational needs / Ministry of Education of Russia // URL: https://edu.gov.ru/activity/main_ ac-tivities/limited health / (date of application: 04.12.2024).
Поступила в редакцию: 17.12.2024 г.