Научная статья на тему 'Повышение квалификации врачей-ординаторов в диагностической работе психолого-медико-педагогической комиссии'

Повышение квалификации врачей-ординаторов в диагностической работе психолого-медико-педагогической комиссии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ВРАЧИ-ОРДИНАТОРЫ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОМАНДА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / РЕАБИЛИТАЦИЯ. / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / RESIDENT PHYSICIANS / DIAGNOSTIC WORK / PSYCHO-MEDICAL-PEDAGOGICAL COMMISSION / CHILDREN WITH DISABILITIES / INTERDISCIPLINARY TEAM / CORRECTIVE WORK / REHABILITATION.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик Владимир Александрович

Статья посвящена вопросам повышения квалификации врачей-ординаторов в диагностической работе психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Рассматриваются актуальные проблемы и цели повышения квалификации, а также методы и формы обучения, направленные на углубление теоретических знаний и развитие практических навыков ординаторов. Особое внимание уделено интеграции врачей-ординаторов в междисциплинарную команду и обучению современным методам коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Подчеркивается значимость комплексного подхода к обучению для улучшения качества медицинской помощи детям с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Development of Resident Physicians in Diagnostic Work of Psycho-Medico-Pedagogical Commission

The article focuses on the enhancement of professional qualifications for resident physicians in the diagnostic work of the psycho-medical-pedagogical commission (PMPC). It addresses current challenges and objectives of qualification improvement, as well as teaching methods and formats aimed at deepening theoretical knowledge and developing practical skills among residents. Special emphasis is placed on integrating resident physicians into interdisciplinary teams and training them in modern correctional and rehabilitation techniques for children with special educational needs (SEN). The significance of a comprehensive approach to education for improving the quality of medical care for SEN children is highlighted.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации врачей-ординаторов в диагностической работе психолого-медико-педагогической комиссии»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

УДК 376.1:616-051+075.8

В. А. Худик

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ-ОРДИНАТОРОВ

В ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Введение. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) играет ключевую роль в оценке и поддержке детей с особыми образовательными потребностями [1-2].

Диагностическая работа в рамках ПМПК требует от врачей-ординаторов глубоких знаний и умений, чтобы точно определять потребности каждого ребёнка и предлагать рекомендации применительно к соответствующим образовательным маршрутам [3-4]. Иными словами, от врача требуются не только знания в его непосредственной клинической области, но и знания смежных областей - педагогики и психологии детского развития, обучения и

воспитания с учётом специфики типов физического и психического дизонтогенеза, аномалий развития.

Учитывая растущую сложность задач, стоящих перед ПМПК, повышение квалификации врачей-ординаторов становится необходимостью для улучшения качества медицинского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)1.

1 Терминологическое толкование понятия «ограниченные возможности здоровья», в том числе и в клинической практике, где рассматриваются аспекты физической и психической активности человека, когда те или иные заболевания (или дефекты) толкуются как «болезни, ограничивающие возможности» [5], что приводит к частичной или полной инвалидизации (примеч. автора).

Коррекционно-педагогическое образование. 2024. № 4

В состав ПМПК могут быть приглашены специалисты различного профиля - как врачи, так и работники психолого-педагогиче-ской сферы (в соответствии с существующими нормативно-право-выми документами [6]).

Врачи-ординаторы, работающие в психолого-медико-педаго-гической комиссии (ПМПК), обычно представляют несколько ключевых специальностей, каждая из которых имеет свою специфику и важность в комплексной оценке состояния детей с особыми образовательными потребностями.

Укажем на некоторые из наиболее востребованных специализаций:

1. Детский психиатр - занимается оценкой психического здоровья ребёнка, выявлением возможных расстройств, таких как аутизм, задержки психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и др. Детские психиатры играют важную роль в диагностике и назначении лечения, а также в разработке рекомендаций по образовательной программе для ребёнка.

2. Невролог - оценивает состояние нервной системы ребёнка, выявляет возможные нарушения, такие как эпилепсия, церебральный паралич, нейродегенеративные заболевания и др. Они также участвуют в разработке программ реабилитации и коррекции двигательных нарушений.

3. Логопед-дефектолог. Эти специалисты занимаются диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей, таких как дислалия, дизартрия, алалия и др. Логопеды-дефектологи работают над развитием речи, коммуникативных навыков и помогают ребёнку адаптироваться к учебному процессу.

4. Медицинский психолог - проводят психологическое обследование (тестирование), оценивают когнитивные функции, эмоциональное состояние и поведение ребёнка. Он также участвуют в разработке программ психологической поддержки и коррекции поведения.

5. Педиатр чаще всего привлекаться для общего медицинского осмотра ребёнка и выявления соматических заболеваний, которые

могут влиять на его развитие и обучение.

Эти специалисты работают в тесном взаимодействии друг с другом, чтобы обеспечить всестороннюю оценку состояния ребёнка и разработать индивидуальные рекомендации по его дальнейшему обучению и развитию.

Основная часть.

Актуальность проблемы. По данным исследований, количество детей и взрослых с ОВЗ увеличивается ежегодно и составляет, в частности среди обучающихся более 1,15 миллионов человек; только среди дошкольников таких детей 517343 человека (6,8% от общего количества воспитанников) [7], что требует от медицинских работников высокой степени профессионализма и готовности работать в междисциплинарных командах, какими могут являться психолого-медико-педагогические комиссии или психолого-медико-педагогические консультации1,

1 Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПк) выполняют схожие функции, но имеют ряд отличий в структуре, целях и порядке работы. ПМПК - это государ-

другие медико-социальные службы. Врач-ординатор, работающий в ПМПК, должен владеть современными методами диагностики, такими как оценка когнитивного развития, эмоционального состояния и поведенческих особенностей ребёнка. Недостаток подготовки ординаторов может привести к ошибочным диагнозам и неправильным рекомендациям,

ственная структура, созданная на уровне региона или муниципалитета. Она включает в себя специалистов различного профиля: педагогов, психологов, медиков (в том числе психиатров, неврологов). ПМПК работает на постоянной основе и проводит регулярные заседания для рассмотрения конкретных случаев. ПМПк - обычно организуется на базе конкретного образовательного учреждения (школы, детского сада) и состоит из специалистов данного учреждения. Консультация может включать педагогов, психологов и медицинских работников, но её состав менее обширен по сравнению с ПМПК. Таким образом, основное отличие ПМПК от ПМПк заключается в их статусе, составе, целях и правовых последствиях принимаемых решений. ПМПК выполняет более масштабные и значимые функции, тогда как ПМПк ориентирована на оперативную помощь и поддержку в рамках одного образовательного учреждения (примеч. автора).

что негативно сказывается на дальнейшем развитии ребёнка.

Цели повышения квалификации. Врачи-ординаторы и другие специалисты психолого-педагогиче-ского профиля совершенствуются в своих уровнях профессиональных компетенций, поскольку в динамично меняющихся условиях инноваций в системах образования и здравоохранения необходимо своевременно реагировать на вызовы науки и практики.

Целями повышения квалификации врачей-ординаторов являются:

1. Углубление теоретических знаний. Ординаторы должны овладеть новейшими методами диагностики и оценки состояния детей с ОВЗ, включая знания о различных формах умственной отсталости, задержке психического развития, аутизме и других расстройствах.

2. Развитие практических навыков. Важно научить ординаторов проведению комплексного обследования детей, включающего медицинский осмотр, тестирование когнитивных функций, оценку эмоционального состояния и поведения.

3. Интеграция в междисциплинарную команду. Эффективное сотрудничество с педагогами, психологами и другими специалистами, участвующими в работе ПМПК, является неотъемлемой частью профессиональной деятельности врача-ординатора.

4. Обучение методам коррекции и реабилитации. Специалисты должны быть знакомы с современными подходами к коррекци-онной работе с детьми с ОВЗ, включая методы логопедической, психологической и физической реабилитации.

Методы и формы обучения. Для достижения поставленных целей используются разнообразные методы и формы обучения:

1. Лекции и семинары. Теоретические занятия помогают ординаторам углублять свои знания в области детской психиатрии, неврологии и психологии.

2. Практические занятия. На практике врачи-ординаторы осваивают навыки проведения обследований, тестирования и анализа результатов.

3. Клинические разборы случаев. Обсуждение реальных клинических случаев способствует разви-

тию критического мышления и способности принимать обоснованные решения.

4. Тренинги и мастер-классы. Участие в тренингах позволяет врачам-ординаторам совершенствовать навыки взаимодействия с

коллегами и родителями детей с

овз.

5. Самостоятельная работа. Самостоятельное изучение литературы, участие в научных конференциях и написание статей способствуют профессиональному

Та блица 1.

Программа учебных мероприятий для врачей-ординаторов, работающих в ПМПК

№ п/п Форма обучения Тематика учебного занятия Количество часов

1. Лекция Современные методы диагностики детских психических расстройств. 8

2. Семинар Неврологические основы развития детей с ОВЗ. 6

3. Практическое занятие Проведение комплексного медицинского осмотра ребёнка с ОВЗ 12

4. Практическое занятие Тестирование когнитивных функций у детей разного возраста 10

5. Практическое занятие Оценка эмоционального состояния и поведения ребёнка 8

6. Клинический разбор Дифференциальная диагностика СДВГ 6

7. Клинический разбор Комплексная оценка ребёнка с аутизмом 6

8. Клинический разбор Нейропсихологический анализ случая задержки психического развития 6.

9. Тренинг Эффективное общение с родителями детей с ОВЗ 6

10. Мастер-класс Командная работа в ПМПК: роли и ответственность участников 4

11. Практическое занятие Разработка индивидуальных образовательных планов для детей с ОВЗ 4

12. Самостоятельная работа Анализ научной литературы по теме диагностики и коррекции ОВЗ 20

13. Самостоятельная работа Подготовка доклада для научной конференции 8

14. Самостоятельная работа Написание статьи для профессионального журнала «Коррекционно-педагогическое образование» 12

росту ординаторов. Составление программы курсов повышения квалификации для врачей-ординаторов носит произвольный характер. Однако необходимо учесть указанные пожелания, чтобы подготовить врачей к эффективной работе в условиях ПМПК (табл. 1).

В таблице представлен краткий обзор различных видов учебной активности, которую могут проходить врачи-ординаторы для повышения своей квалификации в работе ПМПК. Учитывая разную направленность тематики курсов повышения квалификации, следует продумать, какого из педагогов-врачей, специалистов в области психологии и дефектологи, коррекционной и социальной психологии пригласить в качестве преподавателей, чья компетентность в той или иной области знания и практики стали бы полезными в целях повышения профессионализма у обучающихся врачей-ординаторов.

Заключение. Повышение квалификации врачей-ординаторов в диагностической работе ПМПК является ключевым фактором улучшения качества медицинской помощи детям с ОВЗ. Комплекс-

ный подход к обучению, включающий теоретические и практические аспекты, а также интеграцию в междисциплинарную команду, помогает подготовить высококвалифицированных специалистов, способных эффективно выполнять задачи диагностики, коррекции и реабилитации детей с ОВЗ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смирнова Л. В., Худик В. А. Исторические и методологические аспекты развития системы психолого-медико-педагогического консультирования в России // Коррекционно-педагогическое образование. 2016. № 1 (5). С. 5-17.

2. Худик В. А. Участие педагога-психолога в работе психолого-медико-педагогической консультации // Кор-рекционно-педагогическое образование. 2017. №3 (11). С. 84-95.

3. Мелешко В. Г. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми и множественными формами нарушений развития в системе специального образования // Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 3 (23). С. 15-28.

4. Чернышенко Н. С., Романова Т. А. Медико-педагогический аспект сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях консультативной службы ранней помощи // Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 1 (21). С. 66-72.

5. Худик В. А. О терминологическом соотношений понятий «ограниченные возможности здоровья» и «болезни, ограничивающие возможности» // Кор-рекционно-педагогическое образование. 2023. №4 (36). С. 56-61.

6. On approval of the Regulations on the Psychological, Medical and Pedagogical Commission / Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 763 dated 11/01/2024 // URL: https://sh6-serafimovskoe-r07.gosweb.gosuslugi.ru/net cat_files/32/315/Prikaz_Minprosvescheniya_ RosiiotO 1.11,2024_N_763_Ob_utverzhd.p df (date of application: 04.12.2024).

7. Дети с особыми образовательными потребностями / Минпросвещения России // URL: https://edu.gov.ru/activity/ main activities/limited health/ (дата обращения: 04.12.2024).

REFERENCES

1. Smirnova L. V., Khudik V. A. Historical and methodological aspects of the development of the system of psychological, medical and pedagogical counseling in Russia // Pedagogic Correction Education Journal. 2016. No. 1 (5). P. 5-17. (InRuss.).

2. Khudik V. A. The participation of a teacher-psychologist in the work of psychological, medical and pedagogical counseling // Pedagogic Correction Education Journal. 2017. No. 3 (11). P. 84-95. (InRuss.).

3. Meleshko V. G. Psychological, medical and pedagogical support for children

with severe and multiple forms of developmental disorders in the special education system // Pedagogic Correction Education Journal. 2020. No. 3 (23). P. 15-28. (In Russ.).

4. Chernyshenko N. S., Romanova T. A. The medical and pedagogical aspect of accompanying young children with disabilities in the conditions of an early aid advisory service // Pedagogic Correction Education Journal. 2020. No. 1 (21). P. 66-72. (In Russ.).

5. Khudik V. A. On the terminological relationship between the concepts of "limited health opportunities" and "diseases that limit opportunities" // Pedagogic Correction Education Journal. 2023. No. 4 (36). P. 56-61. (InRuss.).

6. On approval of the Regulations on the Psychological, Medical and Pedagogical Commission / Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 763 dated 11/01/2024 // URL: https://sh6-serafimovskoe-r07.gosweb.gosuslugi.ru/net cat_files/32/315/Prikaz_Minprosvescheniya

RossiiotO 1.11,2024_N_763_Ob_utverzh d.pdf (date of application: 04.12.2024).

7. Children with special educational needs / Ministry of Education of Russia // URL: https://edu.gov.ru/activity/main_ ac-tivities/limited health / (date of application: 04.12.2024).

Поступила в редакцию: 17.12.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.