Научная статья на тему 'Повышение квалификации специалистов высшего корпоративного уровня в системе внутреннего контроля и аудита по программе МВА'

Повышение квалификации специалистов высшего корпоративного уровня в системе внутреннего контроля и аудита по программе МВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
591
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / КОРПОРАТИВНЫЙ АУДИТ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕГО КОРПОРАТИВНОГО УРОВНЯ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОГРАММА МВА / INTERNAL AUDIT / INTERNAL CONTROL / CORPORATE AUDIT / CORPORATE TRAINING / HIGHER LEVEL TRAINING / MBA PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Олег Борисович

В статье изложены основные принципы организации повышения квалификации специалистов высшего корпоративного уровня в системе внутреннего контроля, аудита и управления рисками в крупной компании на примере специализированной программы МВА «Корпоративный аудит», подготовленной и реализуемой Высшей транспортной бизнес школой Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) и службой внутреннего контроля и аудита ОАО «Российские железные дороги».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF HIGHER CORPORATE-LEVEL SPECIALISTS OF INTERNAL CONTROL AND AUDIT SYSTEM IN THE MBA PROGRAM

The article presents the main principles of organization of advanced training of specialists of the highest corporate level in the system of internal control, audit and risk management in a large company on the example of a specialized MBA program “Corporate audit”, prepared and implemented by the Higher transport business school of the Moscow state University of railway engineering (MIIT) and the internal control and audit of JSCo “Russian Railways”.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации специалистов высшего корпоративного уровня в системе внутреннего контроля и аудита по программе МВА»

ВОПРОСЫ БИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЯ

О.Б. Иванов

УДК 37

Повышение квалификации специалистов

высшего корпоративного уровня в системе внутреннего контроля и аудита по программе МВА

В статье изложены основные принципы организации повышения квалификации специалистов высшего корпоративного уровня в системе внутреннего контроля, аудита и управления рисками в крупной компании на примере специализированной программы МВА «Корпоративный аудит», подготовленной и реализуемой Высшей транспортной бизнес школой Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) и службой внутреннего контроля и аудита ОАО «Российские железные дороги».

Ключевые слова: внутренний аудит, внутренний контроль, корпоративный аудит, подготовка кадров высшего корпоративного уровня, повышение квалификации, программа МВА.

Эффективность системы внутреннего контроля и аудита в компании, успешное ее развитие зависят прежде всего от создания кадрового потенциала службы, системы подготовки и переподготовки специалистов. Особое значение имеет формирование высококвалифицированного ядра руководителей.

Следует отметить, что в настоящее время имеет место дефицит специалистов, обладающих высоким уровнем квалификации, позволяющим эффективно решать современные задачи, стоящие перед внутренним контролем и аудитом. Особенно учитывая, что высшая школа не готовит специалистов указанного профиля. Кроме того, специфика деятельности аудитора или ревизора связана с работой в условиях постоянного психологического дискомфорта и морального давления, что кроме профессиональных компетенций требует знания психологии, тактики делового и личностного общения. Поэтому, для того, чтобы соответствовать современному масштабу деятельности, необходима действенная кадровая политика, направленная на укомплектование квалифицированным персоналом, эффективная его мотивация, непрерывное обучение и развитие, внедрение передового опыта и новых методов работы, создание

© Иванов О.Б., 2016

надежного кадрового резерва и в итоге — формирования компетентной, сплоченной команды высококвалифицированных профессионалов нацеленных на решение общих задач, способных к постоянному развитию и преданных своей профессии и компании.

В качестве основных задач в области работы с кадрами в сфере внутреннего контроля, аудита и управления рисками стоит подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников.

В ОАО «РЖД» и, в частности, в службе внутреннего контроля и аудита, за последнее десятилетие выстроена корпоративная система развития кадрового потенциала, подготовки и повышения квалификации кадров. Ее преимуществами являются: целенаправленность подготовки и построение системы с учетом специфики (отраслевой, организационной, должностной); определение приоритетов повышения квалификации исходя из стратегии развития компании; формирование программ обучения с учетом наработанного опыта, текущих задач и актуальных проблем, которые предстоит решать в практической деятельности. При этом важно исходить из полного охвата различными формами обучения и повышения квалификации всего контингента службы. Причем следует еще раз подчеркнуть, что этот процесс должен идти непрерывно.

Сотрудники службы внутреннего контроля и аудита в рамках реализации системы повышения квалификации обучаются по целому ряду специальных программ. Но важным качественным шагом в подготовке нового поколения руководителей, способных комплексно, на современном уровне решать поставленные задачи, является успешная реализация в Высшей транспортной бизнес-школе Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) специального курса МВА «Корпоративный аудит», где проходят обучение наиболее перспективные руководители и специалисты из числа кадрового резерва службы внутреннего контроля и аудита. Важно, что на этапе создания и первых лет реализации программы ее научным руководителем был директор ОАО «РЖД» по внутреннему контролю и аудиту, что позволило полностью подчинить проводимое обучение задачам службы, своевременно реагировать на новые вызовы, оперативно вносить необходимые изменения в учебные планы, исходя из меняющихся условий. В настоящее время уже выпущено три группы по 20 человек и одна проходит обучение.

Главная цель обучения по программе МВА «Корпоративный аудит» — получение слушателями высшей квалификации в области управления на основе изучения нового и развития предыдущего опыта работы в бизнесе и менеджменте, приобретения на новом качественном уровне актуальных знаний об организациях, функционирующих в современной деловой среде, выработки компетенций по их применению в различных деловых ситуациях, в том числе нетипичных и кризисных, формирования способности к управлению в условиях постоянных изменений и неопределенности.

Программа направлена на совершенствование лидерских качеств и развитие управленческих компетенций руководителей, способных комплексно решать задачи корпоративного управления, выявлять и оценивать корпоративные риски, разрабатывать стратегию развития корпоративного контроля и аудита в целях повышения эффективности работы компании, формировать команду профессионалов и эффективно использовать новейшие бизнес-технологии в практической деятельности.

Выпускник программы МВА «Корпоративный аудит» должен решать следующие профессиональные задачи:

— освоить принципы организационно-управленческой деятельности: организация коллективов подразделений на решение экономических, организационных и социальных задач и руководство ими; разработка стратегий развития и деятельности организаций и их отдельных подразделений; руководство контрольно-аудиторскими и экономическими службами и подразделениями предприятий и организаций разных форм собственности, органов государственного и муниципального управления;

— приобрести устойчивые навыки аналитической деятельности: разработка и обоснование социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета; поиск, анализ и оценка источников информации для проведения контрольных мероприятий и аудитов, а также экономических расчетов; проведение оценки эффективности проектов с учетом фактора неопределенности; анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию; прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей деятельности компании, отрасли, региона и экономики в целом;

— освоить навыки научно-исследовательской деятельности: разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований, относящихся к сфере профессиональной деятельности, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей; разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов; подготовка данных для составления обзоров и отчетов; сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;

— изучить принципы проектно-экономической деятельности: подготовка заданий и разработка проектных решений с учетом фактора неопределенности; подготовка заданий и разработка методических и нормативных документов, внутрикорпоративных стандартов, а также мероприятий по реализации принятых проектов и программ; подготовка заданий и разработка системы социально-экономических показателей хозяйствующих субъектов; составление экономических разделов планов предприятий и организаций различных форм собственности; разработка стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;

Кроме того, в ходе освоения курса слушатели получают навыки педагогической деятельности.

Программа МВА «Корпоративный аудит» обеспечивает профессиональную переподготовку слушателей в области управления компанией для приобретения новой квалификации «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA)». Программа предусматривает очно-заочную (модульную) форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Ее трудоемкость — 2368 академических часов, в том числе 1768 часов — программа МВА и 600 часов — программы базовой и профессиональной языковой подготовки слушателей (английский язык). Срок обучения — 2 года.

Реализация учебной программы обеспечивается в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования, нормативных правовых актов, регламентирующих данные направления деятельности.

При обучении применяются различные виды занятий: лекции, практические занятия, семинары, деловые игры, круглые столы, используются обучающие технические комплексы и иные средства, способствующие лучшему теоретическому и практическому усвоению программного материала.

Для закрепления изучаемого материала проводятся различные формы промежуточного контроля, в том числе в виде тестов, а также практические занятия на специальном оборудовании. Основные методические материалы размещаются на электронном носителе для последующей передачи слушателям.

Учебный план специализированной программы МВА «Корпоративный аудит» приводится ниже:

№ п/п Наименование разделов и дисциплин трудоемкость, часы В том числе: Форма контроля

лекции практические и семинарские занятия, лабораторные работы тренинги, деловые и ролевые игры, круглые столы выездные занятия, электронное обучение и др.

1. Макроэкономика 60 16 12 - 32 Экзамен

2. Микроэкономика 60 16 12 - 32 Экзамен

3. Экономическая статистика и количественные методы в экономике 38 8 8 - 22 Зачет

Продолжение таблицы

№ п/п Наименование разделов и дисциплин трудоемкость, часы В том числе: Форма контроля

лекции практические и семинарские занятия, лабораторные работы тренинги, деловые и ролевые игры, круглые столы выездные занятия, электронное обучение и др.

4. Правовые основы бизнеса 32 8 4 - 20 Зачет

5. Современные проблемы экономики железнодорожного транспорта 24 8 4 - 12 Зачет

6. Корпоративное управление на железнодорожном транспорте 26 8 8 - 10 Экзамен

7. Регулирование, организация и стандартизация аудиторской деятельности 60 12 12 - 36 Экзамен

8. Концепции внутреннего аудита 32 12 12 - 8 Зачет

9. Рынок ценных бумаг 24 8 4 - 12 Экзамен

10. Финансы и бухгалтерский учет для ме-нед жеров 30 12 8 - 10 Экзамен

11. Управленческий учет и бюджетирование 60 12 8 - 40 Экзамен

12. Бизнес-планирование 50 8 12 - 30 Зачет

13. Экономическая безопасность на транспорте 32 4 4 - 8 Зачет

14. Управление изменениями 24 8 8 - 8 Зачет

Продолжение таблицы

№ п/п Наименование разделов и дисциплин трудоемкость, часы В том числе: Форма контроля

лекции практические и семинарские занятия, лабораторные работы тренинги, деловые и ролевые игры, круглые столы выездные занятия, электронное обучение и др.

15. Общий менеджмент 70 12 12 - 46 Экзамен

16. Управление производством (операциями) 60 8 12 - 40 Экзамен

17. Стратегический менеджмент 55 12 12 - 31 Экзамен

18. Анализ финансовой отчетности и прогнозирование финансовых результатов 60 12 12 - 36 Зачет

19. Этика и психология делового общения 24 8 4 - 12 Зачет

20. Управление человеческими ресурсами 53 12 12 - 29 Экзамен

21. Риск-менеджмент 36 8 8 - 20 Зачет

22. Развитие лидерского потенциала 40 8 8 - 24 Зачет

23. Информационные технологии в менеджменте 20 6 - - 14 Зачет

24. Информатизация экономических расчетов 48 - 12 - 36 Зачет

25. Анализ и диагностика фи-нансово-хо-зяйственной деятельности организации 60 12 12 - 36 Зачет

Продолжение таблицы

№ п/п Наименование разделов и дисциплин трудоемкость, часы В том числе: Форма контроля

лекции практические и семинарские занятия, лабораторные работы тренинги, деловые и ролевые игры, круглые столы выездные занятия, электронное обучение и др.

26. Финансовые вычисления в прогнозировании и анализе деятельности организации 60 12 12 - 36 Зачет

27. Маркетинг продукции и услуг 40 8 8 - 24 Экзамен

28. Маркетинговые стратегии 48 12 12 - 24 Зачет

29. Построение систем внутреннего контроля 48 12 12 - 24 Зачет

30. Методология аудита 60 12 12 - 36 Экзамен

31. Налоговый аудит 60 12 12 - 36 Зачет

32. Оценка бизнеса 20 8 4 - 8 Зачет

33. Международные аспекты делового общения 28 8 8 - 12 Зачет

34. Ведение переговоров 32 8 8 - 16 Зачет

35. Международные стандарты финансовой отчетности 50 12 8 - 30 Зачет

36. Налоговый учет 48 12 12 - 24 Экзамен

37. Бизнес коммуникации в современной корпорации 24 - 16 - 8 Зачет

38. Навыки эффективных презентаций и выступлений 24 - 16 - 8 Зачет

Окончание таблицы

№ п/п Наименование разделов и дисциплин трудоемкость, часы В том числе: Форма контроля

лекции практические и семинарские занятия, лабораторные работы тренинги, деловые и ролевые игры, круглые столы выездные занятия, электронное обучение и др.

39. Лидерство 24 8 - - 16 Зачет

40. Прикладной проект: Регулирование, организация и стандартизация аудиторской деятельности 12 - 2 - 10 Защита курсовой работы

41. Прикладной проект: Налоговый учет 12 - 2 - 10 Защита курсовой работы

42. Прикладной проек т: Международные стандарты финансовой отчетности 12 - 2 - 10 Защита курсовой работы

43. Консультирование: Методология аудита 14 - 4 - 10 Зачет

44. Профессиональный английский язык 600 - 220 - 380 Экзамен

45. Деловая корпоративная стратегия 46 - 24 - 22 Зачет

46. Итоговый квалификационный экзамен 4 - - - 4 Экзамен

47. Консультирование по подготовке квалификационной работы 22 - - - 22

48. Защита квалификационной работы 2 - - - 2 Защита

ИТОГО 2368 362 614 - 1392 -

В результате освоения программы слушатели должны получить глубокие фундаментальные знания:

— гражданского, налогового, бюджетного, трудового законодательства (изучить соответствующие кодексы и другие нормативные правовые акты);

— нормативных и методических документов по бухгалтерскому учету (включая МСФО) и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность;

— теории и современной практики формирования и функционирования систем внутреннего контроля, внутреннего аудита и управления рисками;

— Кодекса корпоративного управления;

— методических указаний и рекомендаций Росимущества по вопросам внутреннего контроля, аудита и управления рисками;

— Международных стандартов внутреннего аудита;

— основ экономического анализа, структуры системы экономической информации, а также современных методов компьютерной обработки информации;

— теории и практики применения методов, приемов и процедур предварительного, текущего и последующего контроля; системы информации о ходе устранения менеджментом недостатков, выявленных контрольными процедурами;

— основных требований законодательной и иной нормативной правовой базы и внутренних регламентов, регулирующих работу экономического субъекта и объектов внутреннего контроля;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— системы делопроизводства и документооборота в экономическом субъекте;

— основ теории и практики управления рисками;

— основ информационных технологий и информационной безопасности;

— современных форм мотивации специалистов по внутреннему контролю, аудиту и управлению рисками;

— другие знания, необходимые в практической деятельности компании, организации и предусмотренные учебным планом.

В ходе обучения слушатели осваивают умения:

— использовать в своей практической деятельности эффективные методы контроля, мониторинга, аудита;

— применять современные методы сбора информации, ее анализа и синтеза, обработки с использованием информационных технологий;

— обоснованно выбирать генеральную совокупность из регистров учетных и отчетных данных, применять при ее обработке наиболее рациональные способы выборки, формировать выборку, к которой будут применяться контрольные и аналитические процедуры;

— выявлять и оценивать условия, ведущие к нарушениям или способствующие возникновению значимых рисков и их трансформации в рисковые события;

— квалифицированно оценивать полноту и достоверность получаемой в ходе проводимой проверки информации;

— давать оценки выявленным нарушениям и рискам, определять тенденции и прогнозировать последствия их реализации;

— формировать отчетные документы в соответствии с действующим законодательством и нормативной базой экономического субъекта, с внутренними регламентами;

— оценивать профессиональный уровень, личные и деловые качества подчиненных и с их учетом осуществлять расстановку сотрудников по направлениям и объектам проверки;

— налаживать эффективное взаимодействие с руководителями и сотрудниками объекта внутреннего контроля, а также смежных подразделений;

— выявлять и квалифицированно интерпретировать наиболее острые социально-экономические проблемы организации, находить пути их решения и разрабатывать систему мер по их практической реализации;

— разрабатывать организационно-распорядительные и методические документы, внутрикорпоративные стандарты, обеспечивающие повышение эффективности работы компании и службы внутреннего контроля и аудита;

— осуществлять разработку риск-ориентированных планов и нормативной базы и методик, внутренних регламентов экономического субъекта;

— оценивать уровень профессиональной квалификации, психологической устойчивости и коммуникабельности специалистов, претендующих на замещение должностей в службе внутреннего контроля и аудита;

— применять на практике методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования в организации и в службе внутреннего аудита.

В рамках получаемой квалификации выпускники программы МВА должны овладеть устойчивым набором навыков и компетенций, позволяющих в частности:

— обеспечивать высококвалифицированный уровень собственной деятельности и работы подчиненных сотрудников и подразделений, на основе глубокого знания нормативной базы и методологии внутреннего контроля, аудита и управления рисками;

— использовать эффективные системы сбора и обработки информации, обеспечивающие ее достоверность и полноту для выявления нарушений и рисков в компании и ее структурных единицах, а также оценки тенденций и определения прогнозов в целях построения стратегии развития;

— осуществлять разработку мероприятий по постоянному совершенствованию риск-ориентированной системы внутреннего контроля, аудита и

управления рисками в экономическом субъекте; разработку внутрикорпоративных стандартов, требований профессиональной этики, нормативных и методических документов для обеспечения деятельности службы внутреннего контроля и аудита, их представление на утверждение руководству компании;

— проводить анализ собранной специалистами по внутреннему контролю информации для выявления значимых отклонений от требований правовых нормативных документов и внутренних регламентов, возможных рисков, а также мониторинг и получение информации от менеджмента о ходе устранения недостатков, выявленных контрольными процедурами;

— оценивать эффективность работы сотрудников в соответствии с утвержденными критериями, разрабатывать предложения по совершенствованию системы их мотивации; принимать к ним дисциплинарные и поощрительные меры;

— эффективно использовать современные методы экономического, экономико-математического, финансового, бухгалтерского и статистического анализа с учетом возможностей и применением информационных технологий;

— научиться применять навыки публичных деловых и научных коммуникаций (презентаций, переговоров), использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии.

В курсе МВА «Корпоративный аудит» важное место отводится языковой подготовке слушателей. Шестисотчасовая программа ориентирована на обучение культуре профессионального устного и письменного общения на основе развития общей, специальной, лингвистической и межкультурной компетенций, способствующих формированию профессиональных языковых навыков слушателей, что позволяет по итогам обучения выйти на защиту выпускной работы на английском языке.

Особое место в программе МВА «Корпоративный аудит» отводится зарубежным стажировкам. Их цель — изучение лучших практик корпоративного управления, передовых форм и методов построения систем внутреннего контроля и комплаенс, внедрения экономических инструментов менеджмента в передовых зарубежных компаниях. В ходе стажировки слушатели расширяют свой кругозор, получают профессиональную информацию, анализируют, изучают практику, опыт зарубежных коллег; дискутируют. По возвращении готовится обширный отчет о командировке, который доводится до всех сотрудников службы внутреннего контроля и аудита компании.

При этом интересен такой аспект, что часто происходит определенный перелом в сознании слушателей. Они привыкли думать, что зарубежный опыт всегда передовой, а практика — лучшая. Но в ходе ее изучения и осмысления, общения с коллегами «комплекс неполноценности» исчеза-

ет, приходит осознание того, что наша методология, организация, нормативная база и прочее не уступают, а порой и превосходят зарубежные аналоги. И это мы считаем тоже важным результатом стажировок.

Завершение обучения по курсу МВА заканчивается оценкой уровня освоения программы слушателями с помощью письменного экзамена по ключевым вопросам основных курсов, а также защитой выпускной работы на английском языке. Как элемент промежуточного контроля знаний и итоговой аттестации может использоваться компьютерное тестирование.

Итоговая аттестация проводится комиссией в составе не менее 6 человек путем объективной и независимой оценки качества подготовки слушателей. К итоговой аттестации допускаются слушатели, освоившие учебный план в полном объеме. Форма итоговой аттестации — квалификационный экзамен и защита квалификационной работы

Итоговая аттестация слушателей включает в себя подготовку и публичную защиту выпускной аттестационной работы. Выпускная аттестационная работа по программе МВА «Корпоративный аудит» должна включать комплексное межфункциональное рассмотрение проблемы повышения экономической эффективности организации, ее тематика не может быть узко специализированной.

Цель выпускной аттестационной работы — продемонстрировать уровень полученных в ходе обучения знаний, степень развития у слушателя стратегического мышления, предпринимательских навыков, способности генерировать и использовать инновации, применять полученные знания в решении комплексных деловых проблем в разных практических ситуациях. В процессе подготовки выпускной аттестационной работы слушатель должен показать теоретические знания и практические умения, необходимые для общего руководства компанией, организацией, ее структурными единицами как по общему и стратегическому менеджменту, так и в отдельных дополняющих их функциональных и иных областях организационно-управленческой деятельности.

В работе должны быть отражены следующие аспекты управления компаниями, организациями: социально-экономические, организационно технические, правовые, этические и другие условия деятельности организации на национальном и глобальном рынках; концепции и процессы, относящиеся к отраслевой технологии и маркетингу; характеристики систем бухгалтерского учета и управления инвестициями, финансами, бюджетами; организационное поведение, управление персоналом, организация бизнес-процессов на предприятии; характеристика возможностей применения процессного подхода для обеспечения принятия эффективных управленческих решений; применение информационных технологий для оптимизации бизнес-процессов, хранения информации и ее обмена; актуальные тенденции развития бизнеса и корпоративного менеджмента, управление инновациями и знаниями, социальная ответственность бизнеса и др.

Таким образом, описанная система повышения квалификации специалистов высшего корпоративного уровня в сфере внутреннего контроля, аудита и управления рисками по специализированной программе МВА «Корпоративный аудит» создает новое качество управления контрольно-аудиторской функцией компании за счет формирования слоя руководителей, имеющих не только системные знания в своей профессии, но и широкий кругозор, комплексные знания в областях микро- и макроэкономики, экономического и финансового анализа, процессного метода, информационных технологий и др., а также освоивших стратегический образ мышления. Дополнительным положительным фактором реализации программы является то, что десятки руководителей службы контроля и аудита прошли подготовку по единому учебному плану, то есть мыслят одними категориями и «разговаривают на одном языке». Это существенно повышает действенность контрольно-аудиторской функции. Следует отметить, что программа МВА «Корпоративный аудит», реализуемая на протяжении пяти лет, доказала свою эффективность и является универсальной. Ее можно использовать в различных компаниях, отраслях, сферах деятельности.

Литература

1. Иванов О.Б. Система непрерывного повышения квалификации кадров в крупных компаниях (практика ОАО «Российские железные дороги» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 3 (24). С. 41—48.

2. Иванов О.Б., Иванова С.В. Влияние социально-экономических условий на формирование образовательного пространства в постиндустриальном обществе // Коммуникология. 2015. Том 3. № 4. С. 52—71.

3. Иванова С.В. Повышение квалификации и подготовка кадров в сфере бизнеса: состояние вопроса, проблемы и решения // Образование через всю жизнь. Непрерывное образование в интересах устойчивого развития. Материалы 11-й международной конференции. Выпуск 11. Часть 1. СПб., 2013. С. 18—24.

4. Программа профессиональной переподготовки «Мастер делового администрирования — Master of business administration (MBA) Корпоративный аудит» по профилю основной образовательной программы вуза 38.04.01 Экономика» (программа «Экономика организаций и отраслевых комплексов»), ФАЖТ. ФГБОУВПО «Московский государственный университет путей сообщения» (МИИТ). 2015.

5. Лавров И.М. Современные подходы к оценке эффективности работы подразделений внутреннего контроля и аудита // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2016. № 2. С. 66—73.

6. Русакова А.С. О профессиональном стандарте «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2015. № 1. С. 63—68.

7. Ткаченко Е.В. Непрерывное профессиональное образование России: проблемы и перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 3 (24). С. 11-22.

References

1. Ivanov O. B. System of continuous training of personnel in large companies (the practice of JSCo"Russian Railways". Otechestvennaya i zarubezhnaya ped-agogika [ Russian and foreign pedagogy], 2015. no. 3 (24). Pp. 41-48. (in Russian).

2. O. B. Ivanov, S. V. Ivanova. The Influence of socio-economic conditions on the formation of educational space in the post-industrial society. Kommu-nikologiya [Communicology], 2015. Vol.3, no. 4. Pp. 52-71. (in Russian).

3. Ivanova S. V. Professional development and training in the field of business: status, problems and solutions . Education through life. Continuous education for sustainable development. The materials of the 11th international conference. Ed.11. Part 1. SPB. 2013. Pp. 18-24. (in Russian).

4. Professional retraining program "Master of business administration — Master of business administration (MBA) or Corporate audit on the profile of the basic educational program of the University 38.04.01 Economy" (program "Economics of organizations and industrial complexes". Moscow state University of railway engineering" (MIIT). 2015.

5. Lavrov I. M. Modern approaches to the assessment of the effectiveness of the departments internal control and audit. JeTAP: Jekonomicheskaya teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: economic Theory, Analysis, Practice], 2016. no. 2. Pp. 66-73. (in Russian).

6. Rusakov A. S. The professional standard "Specialist of internal control (internal controller) / / JeTAP: Jekonomicheskaya teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: economic Theory, Analysis, Practice], 2015. no. 1. Pp. 63-68. (in Russian).

7. Tkachenko E. V. Continuing professional education in Russia: problems and prospects. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Russian and foreign pedagogy], 2015. No. 3 (24). Pp. 11-22. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.