УДК 378:624
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Н.Ю.Матвеева, А.О. Рязанский
Ивановский государственный архитектурно-строительный университет
Ведущим образовательным учреждением по подготовке строительных кадров в Ивановской области является Ивановский государственный архитектурно-строительный университет (ИГАСУ). В ИГАСУ система дополнительного профессионального образования организована на факультете коммерческой подготовки и повышения квалификации специалистов (ФКПиПКС). Факультет был образован в 1990 году для удовлетворения потребности Ивановской области в повышении квалификации специалистов строительной отрасли. Главная особенность работы факультета - платный характер обучения.
На протяжении первых лет существования факультета, заявки на повышение квалификации носили разовый характер. Наблюдалась крайне низкая степень заинтересованности руководителей строительных организаций в повышении квалификации своих специалистов. Одна из причин - необходимость выделения времени и финансовых ресурсов. Большинство строительных работ носит сезонный характер. Кроме того, строительная организация не всегда может иметь достаточное количество заказов для полной загрузки трудовых ресурсов. Однако, руководство большинства предприятий предпочитает заниматься текущими делами, отводя стратегическим вопросам развития предприятия второстепенную роль. Вторая причина низкой востребованности программ повышения квалификации специалистов строительства состоит в высокой текучке кадров. Руководитель строительного предприятия понимает, что специалист, прошедший повышение квалификации при работе на данном предприятии, может уволиться и пополнить ряды работников на предпри-ятии-конкуренте. Третья причина состоит в недоверии руководителей и специалистов строительных предприятий возможностям образовательного учреждения. Большая часть специалистов предприятия имеет профильное образование, получен-
ное в типовых образовательных учреждениях в соответствии с государственными образовательными стандартами. Часть знаний, полученных специалистом, не получила практического применения. А те знания, которые оказались необходимыми, получили подкрепление практикой работы. Специалист представляет себя знающим больше своего преподавателя в части необходимых ему знаний. И нередко это действительно является правдой. Решение данной проблемы находится в компетенции образовательного учреждения.
При невысоком спросе на образовательные услуги со стороны строительных организаций, перед факультетом стояла задача расширения сферы образовательных услуг.
В 1995 году в соответствии с появлением трехступенчатой системы высшего образования (бакалавр, специалист, магистр) на факультете началась подготовка бакалавров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». С 1999 г. выпускники бакалавриата получили возможность продолжать обучение по специальностям «Экономика и управление на предприятии», «Менеджмент организации». За все время существования факультет подготовил около 5000 специалистов по данным направлениям (специальностям) высшего экономического об-
разования, в том числе для работы в налоговых органах, казначействе, администрации города и области.
С 1996 г. при факультете был создан Учебно-методический центр по подготовке профессиональных бухгалтеров -главных бухгалтеров предприятий и организаций по программам Института профессиональных бухгалтеров России. Наряду с главными бухгалтерами в УМЦ повышали свою квалификацию по бухгалтерскому учету, налогообложению, экономическому анализу и аудиту и рядовые работники экономических служб, а также безработные граждане. За время существования УМЦ свою квалификацию в области бухгалтерского учета повысило более 1,5 тысяч человек. Обучение в области бухгалтерского учета не является профильным для строительного вуза. Тем не менее, за 10 лет УМЦ приобрел статус одной из лучших баз в городе по подготовке бухгалтеров.
Материальная база университета и факультета позволяет вести компьютерные курсы. От начального уровня «Оператор ЭВМ» и «Пользователь ЭВМ» до курсов компьютерной графики «AutoCAD», «ArchiCAD», «3DMax». Также производится обучение секретарскому делу, делопроизводству, администрированию.
Высокий уровень преподавания и организации учебного процесса позволяет сотрудничать с государственными учреждениями, заинтересованными в подготовке специалистов высокого уровня. Так, в 1998 - 2002 годах, во взаимодействии с Федеральной службой России по финансовому оздоровлению (ФДН-ФСДН-ФСФО) проводилась подготовка арбитражных управляющих. В 2001 году была согласована с Министерством имущественных отношений России программа профессиональной переподготовки специалистов по оценочной деятельности «Оценка стоимости предприятий (бизнеса)». Наличие дипломов о профессио-
нальной переподготовки было необходимо для получения лицензии на оценочную деятельность. С 2002 года ежегодно выпускается одна группа специалистов-оценщиков. Также было организовано повышение квалификации лицензированных оценщиков, с целью продления лицензии. Первая группа прошла повышение квалификации в 2005 году.
Развитие непрофильных для вуза направлений повышения квалификации позволило факультету приобрести бесценный опыт в организации учебного процесса. Качество обучения на коммерческой основе контролируется не только по линии Рособразования, но и заказчиком, направляющим на повышение квалификации своих специалистов, а также самими слушателями. Кроме того, на рынке платных образовательных услуг существует сильная конкуренция. Все это заставляет постоянно поддерживать высокий уровень организации работы с клиентом и высокое качество преподавания. Для обеспечения получения слушателями качественных знаний, готовых к практическому применению, а также передачи передового практического опыта, для преподавания привлекается немалое число, так называемых, «преподавателей-практиков». Это специалисты, успешно работающие в ведущих организациях отрасли, в государственных учреждениях. Профессиональный преподаватель обязан иметь связь с практикой и не быть «чистым теоретиком», однако для нужд повышения квалификации этого может быть недостаточно. Главное достоинство профессионального преподавателя -умение правильно выбрать, расположить и изложить материал. Привлечение спе-циалистов-практиков для преподавания значительно повышает уровень курсов, позволяет ответить на частные вопросы, возникающие в практике. Однако практикам требуется больше времени на подготовку к лекциям. Они наиболее комфортно чувствуют себя в ситуации, когда
преподавание происходит в форме диалога, ответов на отдельные вопросы. За годы работы факультета наработано большое количество связей со специалистами в различных отраслях знаний.
Дополнительное профессиональное образование на ФКПиПКС получило новое развитие после выхода Приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищнокоммунальному комплексу от 24 мая 2002 года №88 «Об организации деятельности по профессиональной переподготовке, повышению квали-икации и профессиональной аттестации кадров». Повышение квалификации стало обязательным элементом в процедуре получения и продления лицензии на строительную деятельность. Мы оказались в ситуации, когда специалисты строительных организаций приходят на курсы вне зависимости от того, ощущают ли они потребность в повышении квалификации или нет.
Первая программа повышения квалификации специалистов строительной отрасли для целей лицензирования была написана в 2002 году. Объем программы - 72 учебных часа. По окончании обучения выдается государственное удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.
Основной целью и лицензирования и повышения квалификации является повышение качества строительных работ, которое достигается знанием и соблюдением строительных норм. Поэтому программа называлась «Нормативные документы в строительстве и ЖКХ». Основные разделы программы:
1. Инженерные изыскания в строительстве.
2. Нормы проектирования.
3. Организация, производство и приемка работ в строительстве.
4. Ценообразование и сметное нормирование в строительстве.
5. Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов.
6. Безопасность труда в строительстве.
7. Нормативные документы в строительстве.
8. Организация ремонтных работ в ЖКХ.
По данной программе первая группа слушателей прошла обучение в ноябре 2002 года. На сегодняшний день повышение квалификации прошли более 1500 человек. Контингент обучающихся - руководители строительных организаций, прорабы, мастера, начальники ПТО. Все обучающие специалисты имеют базовое строительное образование. Многие закончили тот вуз, в котором им приходится теперь повышать квалификацию. При подборе преподавательских кадров для повышения квалификации специалистов строительной отрасли был сделан акцент на практиков и на повышение их преподавательского мастерства. В качестве преподавателей участвуют представители Администрации Ивановской области, курирующие вопросы строительства, работники
В 2004 году перед факультетом была поставлена новая задача: обучение специалистов строительной отрасли, имеющих опыт работы в строительстве, но не имеющих специального строительного образования. Была составлена программа профессиональной переподготовки, включающая все основные дисциплины строительства:
1. Архитектура.
2. Строительные конструкции.
3. Строительные материалы.
4. Инженерная геодезия.
5. Инженерные сети.
6. Технология строительного производства.
7. Организация строительства.
8. Экономика строительства.
9. Менеджмент в строительстве.
После прослушивания всего курса обучения слушатели выполняют и защи-
щают выпускную квалификационную работу объемом 50 - 60 страниц. В работе каждый слушатель решает поставленную перед ним задачу организации, управления, технологии или экономики строительной организации. Основная цель данной профпереподготовки - упорядочить и дополнить имеющиеся знания слушателей. В обучении заняты штатные преподаватели академии. В 2005 году прошел выпуск первой группы из 20 слушателей.
С сентября 2005 года программа повышения квалификации была расширена. Поскольку строительная отрасль является одной из самых травмоопасных, все специалисты проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда и техники безопасности в строительстве. Введение дополнительного экзамена, привлечение специалистов Управления по труду и социальным вопросам администрации Ивановской области, благоприятно сказались на дисциплине слушателей. Повысилась ответственность за результаты обучения. Специфика вопросов охраны труда состоит в том, что данные вопросы являются достаточно актуальными во всех строительных организациях и, в то же время, данным вопросам, как правило, не уделяется достаточного внимания в организациях. Большой интерес вызывают вопросы прав и обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда, расследование несчастных случаев на производстве. На занятиях в качестве примеров рассматриваются конкретные ситуации, возникающие в организациях.
В апреле 2007 года по согласованию с Федеральным лицензионным центром произошло разделение программ в соответствии с заявляемыми строительной организацией видами деятельности при лицензировании. На сегодняшний день существуют отдельные 72-часовые программы «Строительство зданий и сооружений», «Проектирование зданий и
сооружений», «Инженерные изыскания в строительстве»; обучение и проверка знаний требований охраны труда по 40часовой программе. Специалисты строительной отрасли получают более конкет-ные знания в соответствии с направлением своей деятельности. Готовится к внедрению программа «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве».
В последние годы в дополнительном профессиональном образовании все более широко используются новые информационные технологии. Постепенно изменяется технология преподавания, представления и переработки информации. Раньше основные направления использования НИТ в преподавании были связаны с применением компьютерных программ расчета, автоматизированных средств контроля знаний и электронных учебников по отдельным дисциплинам. Сейчас развитие сети Интернет предоставляет возможность передавать на расстояние видеосигнал и проводить, таким образом, дистанционное обучение.
В целях более эффективного использования НИТ в учебном процессе в Московском государственном строительном университете разработали образовательную программу «Подготовка нового поколения специалистов в области строительства, создающих безопасную и комфортную среду жизнедеятельности». Реализация программы планируется в рамках национального проекта «Образование». Программа предусматривает создание территориально-распределенной открытой сети передачи и распространения знаний. В проекте участвуют около двадцати вузов-партнеров системы АСВ, в том числе ИГАСУ.
Предполагается проведение одно-двух-тредневных семинаров, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализация программы «МВА в строительстве». В перспективе возможно использование открытой сети для преподавания по программам высше-
го профессионального образования. Основные препятствия на пути широкого использования открытой сети - высокая стоимость трансляции. Поэтому в ближайшее время использование связано в основном с коммерческими программами. При организации однодневных семинаров время трансляции невелико, стоимость невысокая. Для организации более длительных коммерческих видов обучения (таких, как программы МВА) трансляции чередуются с самостоятельной работой слушателя. При этом используются электронные учебники, специально написанные для этой программы. Таким образом удается даже на долгосрочных программах устанавливать стоимость на приемлемом уровне.
Суть трансляции состоит в следующем. В специально оборудованной аудитории-студии МГСУ находится лектор. Лекция передается на основе потоковых трансляций в сети Интернет с помощью спутника во все региональные центры открытой сети. В региональных центрах в одно и то же время, в аудиториях оборудованных проектором и экраном, производится прием трансляции. Использование обычной выделенной линии Интернет (без использования спутника) в настоящее время не обеспечивает необходимой надежности передачи дан-
ных. Планируется, что передача будет односторонней, поскольку двухсторонняя была бы вдвое дороже. Однако для эффективного проведения лекции требуется наличие возможности задавать лектору вопросы. На сегодняшний день это решается путем передачи вопросов во время лекции по обычной сети Интернет, с помощью электронной почты, например.
Очевидно, что организация постоянного повышения квалификации стала возможной только с введением строго контроля на уровне лицензирования. Попытки отменить лицензирование и передать контроль за деятельностью строительных организаций саморегулируемым организациям производятся давно. На сегодняшний день в Госдуме пока не принят закон о саморегулируемых организациях. Не установлено, каким образом будет происходить допуск строительных организаций на рынок. Не исключено, что с отменой лицензирования, исчезнет необходимость постоянного повышения квалификации строителей. Поэтому срок отмены лицензирования строительной деятельности в очередной раз перенесен. И это сохраняет надежду на то, что система, обеспечивающая качество строительства, не будет разрушена.
THE INCREASING TO QUALIFICATIONS THE SPECIALISTS BUILDING BRANCHES
N. Matveeva, A. Ryzanskiy
Leading educational founding on preparing a building personnel in Ivanovo region is Ivanovo state architectural-building university (ISABU). The system additional professional formation in ISABU is organized on department commercial preparation and raising a qualification of specialists. This department was formed in 1990 for the satisfaction of need an Ivanovo region in raising a specialist’s qualification of building branches. Main particularity of work department is a pay nature of education.