ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ - ПРОЦЕСС НЕПРЕРЫВНЫЙ Каххарова Ш.Ш.
Каххарова Шахло Шайдуллоевна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится о переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров. В статье рассматриваются задачи институтов переподготовки и повышения квалификации. А также подчеркивается важность деловых связей со смежными организациями и учреждениями руководства и кафедры института.
Ключевые слова: переподготовка, повышение квалификации, специальный план, учителя-неспециалисты, эффективность.
Как и во всех сферах, в системе народного образования осуществляется коренное реформирование. Этот процесс находит свое отражение и в региональных институтах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Рост профессионального мастерства учителей и наставников проявляется, как правило, в их практической деятельности. В целях обеспечения выполнения постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров» от 16 февраля 2006 года приказом Министерства народного образования от 3 апреля 2007 года № 90 было утверждено «Положение о переподготовке кадров-неспециалистов, осуществляющих деятельность в учреждениях народного образования, в соответствующую специализацию», на основе которого на базе институтов переподготовки и повышения квалификации организованы курсы переподготовки [3].
Имеется специфическая особенность работы по переподготовке педагогов, занятых в системе народного образования. Во-первых, педагогические кадры с высшим образованием профессионально переподготавливаются в соответствующую педагогическую специализацию, во-вторых, осуществляется переподготовка специалистов с высшим образованием в педагогических направлениях. На курсы переподготовки привлекаются учителя-неспециалисты с высшим образованием, ведущие занятия по всем общеобразовательным предметам в общеобразовательных школах, дошкольных и внешкольных образовательных учреждениях, профессиональных колледжах. Руководители образовательных учреждений имеют возможность проанализировать положение с кадрами, восполнить потребность в них, направив на переподготовку учителей-предметников, чтобы получить в их лице и специалистов по смежным дисциплинам. Курсы переподготовки проводятся без отрыва от основной работы в каникулярное время по учебному плану, рассчитанному на 576 часов, утвержденному министерством, на основе платно-контрактного договора. Данные курсы формируются учебным отделом института повышения квалификации на основе заявок образовательных учреждений и проводятся с разрешения министерства по соответствующему графику.
Основная задача институтов переподготовки и повышения квалификации -организовывать на высоком уровне повышение квалификации педагогических кадров. У учителя, приезжающего на курсы повышения квалификации, должен быть специальный план. Повышение квалификации будет реализовываться только тогда, когда учитель твердо решится устранить трудности, встречающиеся в учебно-воспитательном процессе, покончить с недостатками в своей деятельности.
Понимая важность деловых связей со смежными организациями и учреждениями, руководство и кафедры института заключили более десяти партнерских соглашений. На их основе ведущие специалисты Национального университета Узбекистана, Узбекского государственного университета мировых языков, Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук имени Кари-Ниязи, Республиканского центра образования регулярно проводят творческие встречи со слушателями, выступают с лекциями на актуальные темы. Все это благотворно сказывается на эффективности курсов.
Также целый ряд работ осуществляется по прохождению курсов слушателями-учителями иностранных языков на основе постановления первого президента республики Узбекистан Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года [4]. По его реализации разработан специальный план мероприятий. С учетом обучения иностранным языкам учащихся первых классов с 2013 - 2014 учебного года определена в перспективном плане потребность в них в общеобразовательных школах Республики Узбекистан.
Правильная постановка организационно-методической работы по повышению эффективности последующий деятельности педагогов, прошедших курсы повышения квалификации - важный фактор обогащения содержания образовательно -воспитательного процесса. Изучение и анализ послекурсовой деятельности осуществляются в трех направлениях.
Согласно первому направлению учитель, закончивший курсы, держит на школьном совете творческий отчет о приобретенных им знаниях по общепрофессиональным, социальным и предметным вопросам. На заседании методического объединения дает информацию о содержание перспективного плана по повышению эффективности работы в послекурсовой период.
Второе направление: для эффективности послекурсовой деятельности на заместителя директора школы по учебной работе и руководителей методических объединений возлагаются задачи контролировать деятельность учителя, давать ему необходимые указания и оказывать методическую помощь, добиться того, чтобы своевременно на высоком уровне выполнялись мероприятия, названные в перспективном плане.
По третьему направлению задачами методических кабинетов районных (городских) отдела методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования являются ведение на основе специальных графиков мониторинга эффективности послекурсовой деятельности руководителей школ и педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, обобщение результатов анализа и поощрение слушателей, добившихся хороших результатов.
В этом плане важно, как показывает практика, тесное сотрудничество между школьным методическим объединением, районными (городскими) методическими кабинетами и институтом повышения квалификации.
Список литературы
1. Закон Республики Узбекистан об образовании. Ташкент, 29 августа 1997 г. № 464-1.
2. Национальная программа по подготовке кадров. Ташкент, 29 августа 1997 г.
3. О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Ташкент, 16 февраля 2006 г.
4. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков. Ташкент, 10 декабря 2012 г.