ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ*
Н.Е. Копытова
Kopytova N.E. Advanced training of faculty of universities in terms of infomedia. The article presets the reasonable necessity of organization of the programs of advanced training of faculty of university in information resources and technologies in connection with the development of infomedia. The content of the programs of advanced training currently changes on basis of personally-oriented and competence approaches. It is presented an experience of Tambov State University named after G.R. Derzhavin on basis of which competence-oriented programs of advanced training of faculty are realized.
В феврале 2008 г. Правительством РФ была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» [4]. Важнейшими направлениями ее реализации названы: повышение качества образования, расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования, дальнейшее развитие системы непрерывного обучения; увеличение объема и качества услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде; участие в международном информационном обмене. Приоритеты Стратегии свидетельствуют о том, что информационному обществу XXI в. необходима модель педагогической науки, позволяющая развиваться личности в течение всей жизни, способствующая ее полной самореализации.
Образование должно ориентироваться на новые условия современной социокультурной ситуации, когда информация приобретает все большее влияние и распространение, предоставляет человеку возможность работать в интерактивном режиме, реализовать свои творческие идеи в виртуальном и реальном пространстве.
Система образования в рассматриваемом контексте должна учитывать существенно возрастающую степень заинтересованности информационного общества в том, чтобы его граждане были способны оценивать, структурировать и интерпретировать полученную информацию, самостоятельно активно действовать и принимать решения на ее основе.
Принципиально важными становятся правила отбора педагогических условий про-
* Работа поддержана в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», проект № 2010-1.2.1-102-116-141.
ектирования и наполнения информационной среды вуза, увеличение уровня открытости и доступности разнообразной информации; актуализируется задача удовлетворения и обслуживания конкретных информационных потребностей всех участников образовательной деятельности.
Практически во всех развитых странах при создании и развитии информационной среды создаются следующие условия:
- интеграция научно-методических, технологических, организационных и педагогических ресурсов;
- обязательная экспериментальная проверка рекомендуемых для использования в учебном процессе электронных научнометодических материалов [2].
Информационная среда характеризуется материальным, информационным и коммуникационным обеспечением. Большое значение для развития информационной среды имеют информационные ресурсы, состояние которых представляет особый интерес на региональном уровне, так как, являясь составной частью интеллектуальной среды территории, они выступают в качестве системообразующего фактора ее развития. Создаваемые и используемые ныне информационные ресурсы позволяют всем категориям пользователей не только эффективно осуществлять свою деятельность за счет местного информационного потенциала, но и использовать информационные возможности страны и мира.
И ученые, и практики отмечают, что информационные технологии значительно видоизменили учебный процесс: они открывают учащимся доступ к информационным ресурсам, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и
закрепления профессиональных знаний, умений и навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения и т.д. [3]. Стало очевидным, что при дистанционном обучении к преподавателю предъявляются иные требования, и для того, чтобы преподавание было эффективным, профессорско-преподавательский состав должен получить специальную подготовку для умелого использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Следовательно, необходима организация личностно-ориентированного обучения для поднятия уровня информационной и компьютерной культуры педагогических кадров.
Информационные технологии могут оказать неоценимую помощь преподавателям. Они дают возможность сочетать проблемное и ситуационное моделирование, игровые процедуры, многовариантность и альтернативность в решении конкретных социальноэкономических задач, обеспечивают взаимодействие между формальным и неформальным образованием. Информационные технологии - не просто еще одно технологическое средство обучения, а качественно новая технология обучения. Такие технологии являются средством, позволяющим существенно расширить творческий потенциал, повысить производительность в самом широком смысле и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины.
Преимуществами использования информационных технологий преподавателем являются удобство и наглядность изложения материала, легкость его перемещения, обновления, возможность быстро найти нужную информацию, а также возможность показать социально-экономические процессы в динамике.
Однако, несмотря на эти преимущества, информационные технологии еще не стали привычным средством обучения. Во многом это связано с психологическими барьерами при их использовании преподавателем. Это так называемая компьютерная тревожность, страх, боязнь проявить некомпетентность, ощущение дефицита времени и т.п. Применение информационных технологий сопровождается новой организацией труда. Необходимы определенные изменения в учебных
программах, методах и дидактических приемах обучения. Требуется разработка, экспериментальная проверка и организация эффективного использования современных средств поддержки образовательных процессов, а также подготовка организационнометодического сопровождения. Представление материала лекций в электронном виде, проведение семинарских занятий с помощью информационных технологий требует серьезной подготовительной работы, больших временных затрат. Происходит реструктуризация аудиторного и внеаудиторного времени, существенно увеличивается время на подготовку к занятиям, осмысление и обсуждение результатов работы на компьютере.
В связи с этим существенно изменилась роль преподавателя. Он должен формировать и реализовывать новые образовательные программы, учитывающие последние достижения в сфере науки и практики, стимулировать и консультировать работу студента с информацией, помогать ему адаптироваться в быстро меняющейся информационной среде, осуществлять информационную деятельность более эффективно и рационально. Именно от педагога зависит формирование и развитие информационной культуры студентов. Знания и умения, передаваемые преподавателем, который сам является читателем и распространителем нового знания, всегда конкретны и приближены к условиям будущей научно-производственной деятельности студентов. Они излагаются с позиций и на языке пользователя, а не производителя информационных услуг. Педагог играет важную роль в обучении приемам познавательной деятельности, развитии культуры интеллектуальной деятельности специалиста.
В последние десятилетия происходит переориентация в оценке квалификации с определения подготовленности на определение компетентности, т.е. делается упор на развитие определенных компетенций. Целесообразным становится создание профиля компетенций для различных должностных позиций.
Компетентностный подход существенно меняет профессиональную позицию преподавателя вуза. Студент выступает как партнер, имеющий определенный жизненный опыт. Преподаватель все больше играет роль
консультанта, модератора, тьютера. Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя вуза заключается в том, что возвращается истинный смысл деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося.
Ориентация на компетентностный подход позволяет формировать мобильность и критичность мышления, системность знаний и способов овладения ими в процессе деятельности, регуляцию мыслительных процессов, умение ориентироваться во все увеличивающемся потоке научной и специальной информации, способность к индивидуальному творческому подходу при самостоятельном решении задач научного и профессионального характера.
Реализация компетентностного подхода в образовании в условиях информационного общества оказывается под сильным воздействием широкого вторжения информационных технологий во все сферы профессиональной деятельности. Неслучайно, что в числе компетенций, которые отнесены к «национальным ключевым квалификациям» (Стандарты Европейского образования), называются следующие: сбор и организация информации; информационно-коммуникативная способность; компетенции в области математики и IT -компетенция.
Приоритетными компетенциями профессорско-преподавательского состава вузов в изменяющейся информационной среде становятся:
- перенос знаний из открытых ресурсов Интернета;
- наполнение и использование электронных учебно-методических комплексов в преподавании;
- общение со студентами и коллегами через online-технологии;
- эффективная актуализация учебных материалов.
В настоящее время преподаватели вузов самостоятельно создают различные программы и их учебно-методическое сопровождение, т.е. вынуждены искать информацию, владеть методами аналитико-синтетической переработки, конструировать тексты (учебные, научные). Преподавателю высшей школы требуется различная информация, тематические границы их информационных по-
требностей значительно расширены. Поэтому необходимо упорядочить разрозненные, несистематизированные знания, связанные с феноменом информационной культуры, формированием целостного представления об информационной картине мира. Педагог должен обладать знаниями, умениями и навыками информационного самообеспечения своей деятельности.
На сегодняшний день абсолютно очевидно, что обучение преподавателей и постоянное повышение квалификации с учетом стратегического направления организации и мировых тенденций является приоритетной задачей вуза. Повышение квалификации, являясь звеном непрерывного образования, решает задачи удовлетворения профессионально-образовательных потребностей специалистов высших учебных заведений в повышении их профессиональной компетентности [5].
Система повышения квалификации педагогических кадров должна быть относительно автономной и наиболее гибкой подсистемой непрерывного профессионального образования, поскольку именно в ее рамках может быть преодолен кризис профессиональной компетентности преподавателя и решен вопрос подготовки научно-педагогических кадров к деятельности в условиях информатизации образования.
В этой связи необходимым условием работы преподавателя в информационной среде является повышение его квалификации в соответствии с отмеченными инновациями. Преподаватель-консультант должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата. В этом смысле одним из существенных моментов при создании и развитии информационной среды является и соответствующая подготовка новых педагогических кадров, способных разрабатывать учебные курсы нового поколения, организовывать и реализовывать учебный процесс в современной информационно-образовательной среде.
Корректно составленные профили компетенций являются основой для разработки образовательных программ системы повы-
шения квалификации. Образовательные программы должны приобрести компетентност-но-ориентированный характер, четкую нацеленность на результат. В основу выбора содержания программ повышения квалификации должен закладываться принцип индивидуализации обучения, означающий составление индивидуальной траектории в программе из предлагаемой системы курсов, модулей, варьирование их последовательности, свободу в выборе времени, темпов и режима (очного или дистанционного) обучения [1].
В соответствии с вышесказанным, в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина разработан и апробирован ряд компетентностно-ориентированных модульных программ повышения квалификации преподавателей вуза: «Информационноаналитическая деятельность», «Инновационные процессы в современной педагогике», «Современные образовательные технологии в высшей школе», «Информационные ресурсы и технологии в образовании», «Технология создания электронных учебных изданий», «Информационные технологии в учебной деятельности» и др.
Построение образовательных программ на основе компетентностного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи разработчиков программ с требованиями, предъявляемыми к профессорско-преподавательскому составу в вузах. Информация об этих требованиях в отсутствии профессиональных стандартов может быть получена за счет анализа потребности в умениях и знаниях.
Гибкость модульных образовательных программ, основанных на компетенциях, позволяет:
- оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту;
- индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений, опыта работы путем комбинирования необходимых модулей и отдельных единиц модулей;
- применять одни и те же модули как элементы сразу нескольких учебных программ.
Формирование образовательной программы повышения квалификации на основе компетентностного подхода, предложение
слушателям не одного, а нескольких взаимосвязанных курсов, составленных на основе блочно-модульного принципа, дает объективные предпосылки для построения индивидуальной образовательной траектории обучения.
Одной из наиболее интересных для слушателей стала программа «Информационные ресурсы и технологии в образовании». Ее цель - повышение профессиональной квалификации преподавателей вуза как субъектов образовательного процесса путем вооружения их конкретным инструментарием - теорией и практическими навыками использования информационных ресурсов и технологий в учебном процессе.
Программа ориентирована на преподавателей вузов, желающих, с одной стороны, активизировать процессы собственного личностного и профессионального развития, с другой, - обогатить способы и методы преподавания с помощью использования в практике новых информационных технологий.
В процессе реализации данной программы у преподавателей происходит переосмысление собственного педагогического опыта, инициируются процессы создания собственных электронных учебных пособий, активизируется поиск решений задач использования новых информационных технологий в учебном процессе.
Аттестация слушателей курса повышения квалификации проводится на основании выполнения следующих заданий:
1. Анализ образовательных ресурсов сети Интернет.
2. Разработка презентационных материалов для учебных курсов.
3. Информационный поиск с использованием различных источников.
4. Сравнительный анализ электронных образовательных ресурсов по тематике преподаваемых дисциплин.
5. Разработка проекта электронного учебника.
Изучение некоторых компонентов может дублироваться в нескольких курсах. Так тема «Использование Интернета в образовании» изучается не только в рамках программы «Информационные ресурсы и технологии в образовании», но и входит в другие программы, что говорит о высокой актуальности
и многоаспектности изучения именно этой темы для преподавателей, разработчиков электронных учебных курсов, руководителей образовательных учреждений.
В рамках обучения у педагогов формируются компетенции, необходимые для организации дальнейшей профессиональной деятельности. Наиболее существенными являются следующие:
- умение самостоятельно планировать и проектировать деятельность;
- умение эффективно организовывать деятельность, ориентируя ее на конечный результат;
- умение работать в информационной среде: отбирать информацию в соответствии с темой, структурировать и использовать адекватно поставленной задаче;
- презентация результатов деятельности с использованием различных информационных технологий.
Значительно экономить время при повышении квалификации позволяет использование электронного обучения. Изучение ряда тем в режиме дистанционного обучения позволяет отказаться от специально организованных мероприятий, что создает дополнительную экономию времени и денег. Возможной становится оперативная проверка полученных знаний с помощью периодического электронного тестирования.
Таким образом, процесс преобразования и усовершенствования современной педагогической системы предполагает поиск новых идей, подходов, технологий, форм и методов организации системы повышения квалификации преподавателей с целью их профессионально-творческого саморазвития на основе внутренних мотивов, системы ценностей, профессиональных целей и особенностей современного информационного общества.
1. Копытова Н.Е., Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Компетентностно-ориенгированное повышение квалификации преподавателей вуза // Высшее образование сегодня. 2011. № 1. С. 88-91.
2. Основы открытого образования / под ред. В.И. Солдаткина. Т. 1. М., 2002.
3. Попов А.И. Единая образовательно-информационная среда - решающее условие подготовки специалистов XXI века // Высшее образование сегодня. 2002. № 2. С. 16-22.
4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. 2008. № 4591. 16 февр.
5. Тихомирова Н.В., Кочерга С.А. Обучение персонала вуза в условиях перехода к информационному обществу // Инновации в образовании. 2010. № 7. С. 130-142.
Поступила в редакцию 18.02.2011.