УДК 531.58
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Н. Патрикова, Т.С. Патрикова
Представлен современный подход к повышению квалификации педагогических работников колледжей в условиях интернационализации системы среднего профессионального образования в рамках Туринского процесса.
Ключевые слова: ФГОС, региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, повышение квалификации, WorldSkillsRussia, технологии послевузовского образования.
Важным фактором, определяющим инвестиционную привлекательность региона, является готовность системы профессионального образования быстро перестроиться под кадровые потребности потенциальных инвесторов. Успех подготовки кадров для высокотехнологичных производств, в том числе оборонно-промышленного комплекса, зависит от кадрового потенциала системы образования в целом. В условиях Туринского процесса определяющими становятся повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавательского состава колледжей, техникумов и вузов.
Оценка качества подготовки выпускников в системе среднего профессионального образования в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17 июня 2016 г. № 723 «О проведении в 2016 году мониторинга качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования» напрямую зависит от их активности и продуктивности участия в региональных и национальных чемпионатах WorldSkillsRussia. Соответственно педагогическому составу необходимо в корне изменить весь образовательный процесс в колледже: начиная от разработки новых рабочих программ дисциплин и модулей и заканчивая проведением государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена.
В связи с этим необходимо развить и сформировать у преподавателей и мастеров производственного обучения следующие специальные компетенции:
- развить способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педаго-
229
гическим процессом подготовки рабочих (специалистов) для высокотехнологичных производств;
- развить способность организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях;
- развить готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) для высокотехнологичных производств;
- сформировать способность организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования, в соответствии с требованиями ФГОС СПО и с учетом российских профессиональных стандартов и международных стандартов подготовки рабочих кадров WorldSkills;
- сформировать готовность к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, специалистов для высокотехнологиченх производств в соответствии с требованиями ФГОС СПО и с учетом российских профессиональных стандартов и международных стандартов подготовки рабочих кадров World Skills;
- сформировать готовность к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих (специалистов) в образовательном процессе на основе требований World Skills Russia/World Skills International и российских профессиональных стандартов.
Добиться качественного повышения уровня профессионального мастерства педагогов профессиональной школы возможно через проведения для них курсов повышения квалификации, программа которых подразумевает как стажировку на базе действующих в регионе специализированных центров компетенций, так и на базе предприятий реального сектора экономики. В 2016 году авторами разработана программа повышения квалификации для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, которые в условиях апробации регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста Тульской области будут готовить кадры для высокотехнологичных производств. Учебно-тематический план дополнительнойпрофессиональной программы повышения квалификации «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования, с учетом российских и международных стандартов подготовки рабочих кадров» (далее - ДПП) приведен в таблице.
Содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
Тема Виды учебных занятий (работ), часов Содержание
Модуль 1 «Правовые основы государственной политики в сфере профессионального образования»
1.1 Государственная политика в сфере профессионального образования: курс на интернационализацию Лекция, 4 Туринский процесс: признание квалификаций и определение приоритетов развития системы профессионального образования. Распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N0 373 -р Об утверждении плана реализации в 2015 - 2016 г. г. Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.». Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2015 N 349-р «Об утверждении Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы». Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 года № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования». Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 832 "Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования". Приказ Минтруда России от 10.02.2016 N 46 "О внесении изменений в приложение к приказу Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 832 "Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования" и другие актуальные нормативно-правовые акты, разрабатываемые и реализуемые в рамках Туринского процесса
1.2 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере профессионального образования Лекция, 2 Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования. Основные начала и цели законодательства об образовании. Система образования в Российской Федерации. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
Продолжение
Модуль 2 «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования»
2.1 Нормативно-методологические основания и ключевые особенности ФГОС СПО с учетом требований профессиональных и международных стандартов Лекция, 6 Идеология новых ФГОС СПО: содержание и технология реализации. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования. Требования государства к качеству выпускника СПО. Ключевые позиции по организации образовательной деятельности СПО в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций до 2020 года». Направления целостного методического сопровождения процесса реализации ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования. Задачи методического обеспечения, формы работы с точки зрения ФГОС. Возможные результаты работы. Общие положения организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.2 Методика разработки учебно-программной документации на основе ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования, с учетом российских и международных стандартов подготовки рабочих кадров WorldSkills Лекция, 3 Семинар, 1 Основные позиции организации и осуществления образовательной деятельности СПО: содержание, требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ СПО, условия реализации образовательных программ и т.д.Структура и содержание основной профессиональной образовательной программы. Структура рабочих программ. Требования к разделам и оформлению рабочих программ. Разработка рабочих программ на основе рекомендаций по проектированию учебных планов по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования, с учетом российских и международных стандартов подготовки рабочих кадров WorldSkills
Продолжение
Стажировка, 4 Сам.раб, 4 На базе региональной стажировочной площадки ГПОУ ТО «Тульский машиностроительный колледж им. Н. Демидова» Методика разработки учебно-программной документации на основе ФГОС СПО, с учетом профессиональных стандартов и международных стандартов подготовки рабочих кадров WorldSkills Разработка рабочей программы и ее комплексного учебно-методического обеспечения
2.3 Основы реализации современных педагогических технологий в учреждениях профессионального образования в условиях интернационализации системы СПО Лекция, 3 Семинар, 3 Стажировка, 4 Мастер-класс, 2 Особенности организации обучения, ориентированного на действие. Основные требования технологий обучения, ориентированного на действие. Сравнение технологий обучения, ориентированного на действие: общие черты и различия. Основные дидактические материалы, применяе-мые в технологии обучения, ориентированного на действие. Деапозитарий современных педагогических технологий На базе региональной стажировочной площадки ГПОУ ТО «Тульский государственный технологический колледж» Основы реализации современных педагогических технологий в учреждениях профессионального образования в условиях интернационализации системы СПО Нескучные уроки: подготовка высококвалифицированных кадров для высокоточных производств
2.4 Государственная и региональная политика в управлении качеством образования, в том числе профессионального образования для лиц с ОВЗ Семинар, 2 Стажировка, 4 Управление качеством профессионального образования на основе мониторинга качества подготовки кадров по образовательным программам среднего профессионального образования На базе региональной стажировочной площадки ГПОУ ТО «Щекинский политехнический колледж» Внедрение практико-ориентированной (дуальной) модели обучения как механизм развития системы независимой оценки и признания квалификаций
2.5 Разработка контрольно-оценочных средств для оценки качества образования с учетом международных стандартов WorldSkills Лекция, 2 Семинар, 2 Механизм использования критериев оценки конкурсных заданий чемпионатов WoldSkills при оценке профессиональных квалификаций обучающихся по программам СПО. Роль текущей, промежуточной и итоговой аттестации при освоении компетенций в контексте ФГОС СПО требований WorldSkillsRussia/ WorldSkillsInternational и российских профессиональных стандартов
Окончание
Стажировка, 4 Сам.раб, 4 На базе региональной стажировочной площадки ГПОУ ТО «Тульский колледж строительства и отраслевых технологий» Методика оценки конкурсных заданий в соответствии с регламентами начисления баллов, принятыми в WorldSkillsInternational Разработка контрольно-оценочных средств в контексте ФГОС СПО на основе требований WorldSkillsRussia/ WorldSkillsInternational и российских профессиональных стандартов
2.6 Проектная деятельность педагогов и обучающихся в условиях интернационализации системы СПО с учетом российских и международных стандартов и подготовки обучающихся к участию в чемпионатах WorldSkills Семинар, 2 Стажировка, 4 Квест, 2 Сам.раб, 4 Проектная деятельность педагогов и обучающихся в условиях интернационализации системы СПО. Организация проектной деятельности. Исследовательские технологии как средство развития квалификаций обучающихся. На базе региональной стажировочной площадки ГПОУ ТО «Чернский профессионально-педагогический колледж» Технологии подготовки участников и победителей чемпионатов WorldSkills («Молодые профессионалы») Технология непрерывного образования: профессиональная ориентация (на материале Атласа новых профессий) Эссе (не более 2 страниц) Каким может быть мой личный вклад в подготовку будущего чемпиона?
Модуль 3 «Стажировка по профилю преподавания на предприятиях реального сектора экономики», 36 ч.
Итогом освоения ДПП помимо тестирования и оценки накопительного портфолио слушателя, обобщающего результаты самостоятельной работы, станет проведение имитационного чемпионата по методике WoldSkills. Таким образом, развитие кадрового потенциала системы среднего профессионального образования в условиях интернационализации систему среднего профессионального образования и апробации в Тульской области регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста позволит:
- реализовать стратегию кадрового обеспечения Тульской области на основе массового внедрения механизмов практико-ориентированного (дуального) образования;
- разработать инновационные программы подготовки кадров для высокоточных производств на основе сетевого взаимодействия;
- внедрить механизмы независимой оценке качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций.
Список литературы
1. Патрикова Е.Н. К вопросу об управлении качеством подготовки специалистов для отраслей военно-промышленного комплекса. / Е.Н. Патрикова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции / Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2012. С. 156 - 160.
2. Патрикова Т.С. К вопросу об эффективном управлении развитием профессиональной компетентности педагогических работников // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. №2. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-effektivnom-upravlenii-razvitiem-professionalnoy-kompetentnosti-реёа^остСтеБкЛт-гаЬоШЛкОУ^ата обращения: 15.10.2016).
Патрикова Елена Николаевна, канд. техн. наук, доц., доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Патрикова Татьяна Сергеевна, канд. техн. наук, зав. каф., valeropa-trik86@rambler. ru, Россия, Тула, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF COLLEGE TEACHING IN THE INTERNA TIONALIZA TION OF SECONDAR Y ED UCA TION
E.N. Patrikova, T.S. Patrikova
This paper presents a modern approach to improving qualifications teacher training colleges of employees in terms of internationalization of the system, we are of secondary vocational education in the framework of the Torino Process.
Key words: GEF, regional standard staffing industrial growth, skill development, WorldSkills Russia, technology postgraduate education.
Patrikova Elena Nikolaevna, candidate of technical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Patrikova Tatyana Sergeevna, candidate of technical science, head of the chair management technology development of educational institutions and vocational education, vale-ropatrik8 6@ram bler. ru, Russia, Tula, Institute of improvement of professional skill and professional retraining of educators in the Tula region.