ШКУРЕНКОВА А.Б.
Повышение квалификации граждан в области госзаказа
Повышение квалификации в области госзаказа является достаточно серьезной проблемой, не смотря на значительное количество центров, производящих обучение граждан. Данный факт препятствует эффективному функционированию системы госзакупок (в том числе и в форме электронных торгов).
Нехватка квалифицированных кадров особенно явно просматривается у организаций, являющихся поставщиками товаров, работ и услуг для государственных нужд. Постоянно меняющиеся требования к процедурам проведения конкурсов и заключения контрактов, приводят к необходимости привлекать специалистов, обладающих достаточными знаниями и опытом работы в сфере госзакупок.
Государственный заказ (госзаказ) - это размещение заказов на приобретение органами государственной власти и муниципальных образований товаров, услуг, работ у коммерческих предприятий. Получить госзаказ может любая организация, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, удовлетворяющие требования законодательства в области госзаказа и конкурсным требованиям выставляемым госзаказчиком.
С 1 января 2009 года в состав комиссии по размещению госзаказов должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд. Общее число членов комиссии должно быть не менее чем пять человек. [1]
Закупки коммерческих структур регулируются Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), к составу и квалификации членов комиссии требования согласно ГК РФ не установлены.
Основным условием принятия положительного решения об участии в конкурсе является желание победить, предложив наиболее выгодные условия. Однако, оптимальные условия должны иметь «идеальное» оформление. Избежать ошибок при подготовке конкурсной заявки помогут квалифицированные специалисты-практики.
Цель обучения специалистов - изучение нормативно-правовой базы РФ по госзакупкам, выработка практических навыков, обобщение опыта работы по планированию, организации и проведению процедур размещения заказов, изучение и систематизация сложившейся практики, структуризация уже имеющихся у специалиста знаний и опыта.
В процессе обучения граждан, как правило, происходит обсуждение проблемных практических ситуаций, возникающих при размещении заказов.
По нашему мнению, главным недостатком такого обучения является отсутствие специальных программ или отдельно выделенных в рамках курса тем, касающихся участия в конкурсах (в т.ч. проблемы подготовки конкурсных заявок).
Слушателей программ повышения квалификации в сфере госзаказа можно разделить по следующим категориям:
- представители государственных и муниципальных заказчиков;
- председатели и члены комиссий по размещению заказов;
- поставщики (участники) тендеров;
- специалисты контролирующих организаций.
По результатам проведенных автором исследований, число слушателей от организаций-поставщиков не превышает 15-20 % от их общего числа в учебной группе.
Подготовка специалистов производится по программе «Управление государственными и муниципальными заказами» (утверждена Министерством образования и науки РФ 02 октября 2006 года) по трем уровням:
1. Базовый уровень. Продолжительность обучения - 120 учебных часов по разделам:
- Общие принципы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд;
- Нормативная правовая база размещения государственных и муниципальных заказов;
- Процедуры размещения заказов;
- Государственные и муниципальные контракты;
- Специфика размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
2. Средний уровень. Продолжительность обучения - 276 учебных часов по разделам:
- Основы государственного регулирования рыночной экономики: роль и функции государства и муниципалитетов в рыночной экономике; экономические интересы, инвестиции;
- Основы финансовой и бюджетной систем РФ;
- Основы государственного и муниципального управления;
- Управление и ресурсное обеспечение системы размещения государственных и муниципальных заказов;
- Прогнозирование, планирование размещения заказов, мониторинг исполнения контрактов, учет результатов, управление запасами;
- Специализация по способам и видам размещения государственных и муниципальных заказов;
- Контроль и рассмотрение споров в системе размещения государственных и муниципальных заказов.
По окончании обучения по базовому и среднему уровню слушатели, успешно выдержавшие итоговое тестирование, получают свидетельство о повышении квалификации государственного образца.
3. Высокий уровень. Продолжительность обучения - 504 учебных часа (в том числе зачет 276 часов среднего уровня) по разделам:
- Государственная гражданская служба в РФ;
- Государственное регулирование экономики;
- Основы маркетинга;
- Основы менеджмента и управления проектами;
- Экономические институты рыночной экономики;
- Основы институциональной экономики;
- Международный опыт публичных закупок товаров, работ и услуг;
- Региональные особенности системы размещения заказов.
Освоение образовательной программы профессиональной переподготовки завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.
По окончании обучения слушатели, успешно выдержавшие итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке государственного образца. [2]
Руководителям государственных предприятий и компаний-поставщиков необходимо иметь в виду, что повышение квалификации специалиста в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд осуществляется в соответствии с законодательством РФ в области образования только на 5 лет.
В указанных ниже случаях, членам конкурсной комиссии необходимо пройти повторное повышение квалификации в соответствии с действующими требованиями в объеме не менее 120 академических часов:
- повышение квалификации проводилось по программе отличной от программы «Управление государственными и муниципальными заказами»;
- обучение в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд составило в объеме менее 120 академических часов;
- с момента окончания обучения прошло 5 лет.
Для сотрудников компаний-поставщиков повышение квалификации с последующим получением диплома государственного образца не предусмотрено в связи с отсутствием, как уже упоминалось ранее, официально утвержденной образовательной программы.
Повысить свою квалификацию руководители, менеджеры и специалисты отделов продаж, юристы частных организаций, участвующих или планирующих участвовать в конкурсах и аукционах на поставку продукции для государственных нужд в данном случае могут путем участия в различных семинарах, конференциях, форумах в Интернете и пр.
Перечислим основные темы, рассматриваемые на семинарах и конференциях:
- роль и место поставщика (исполнителя, подрядчика) в системе размещения государственного и муниципального заказа. Нормативное регулирование;
- способы продажи продукции государству - участие в конкурсах, аукционах, запросах котировок;
- права и обязанности поставщика (исполнителя, подрядчика) при проведении торгов. Как оформить свое участие, чтобы гарантированно быть допущенным к торгам и получить возможность стать победителем;
- типовые ошибки и нарушения заказчиков при проведении торгов, на которые поставщику (исполнителю, подрядчику) особенно важно обратить внимание;
- способы борьбы за свои права. Претензионный порядок. Административное обжалование процедур размещения заказа. Судебное обжалование. Структура и содержание жалобы, искового заявления;
- как узнать, кому можно предложить продукцию, кто и когда проводит конкурсы, котировки. Источники информации о проводимых процедурах размещения заказа.
По нашему мнению, особое внимание стоит обратить на форумы по госзакупкам в Интернете. Для специалистов, принимающих участие в обсуждении своих практических проблем необходимо помнить о необходимости соблюдения следующих принципов:
а) конфиденциальности информации;
б) профессиональной этики;
в) осторожности в даче и получении рекомендаций;
г) осмотрительности в выборе собеседника.
Отдельный и очень многогранный вопрос, связан с осуществлением электронных торгов. Изменения, вступившие в силу с 1 января 2010 г. Расширили перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения электронного аукциона.
По проблеме проведения или участия в электронном аукционе также организуются семинары, включающие в себя обсуждение следующих вопросов:
1) Правовое регулирование в области электронных аукционов; специфика электронных торговых площадок Российской Федерации.
2) Понятие, особенности и специфика новой процедуры организации и проведения открытого аукциона в электронной форме; анализ перечня товаров, работ, услуг, которые государственные заказчики обязаны закупать путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
3) Электронный документооборот, получение и использование электронной цифровой подписи (ЭЦП).
4) Аккредитация участника на электронных торговых площадках: перечень и содержание необходимых документов, порядок, сроки.
5) Форма и порядок внесения обеспечения заявки, возврат обеспечения.
6) Порядок, и сроки подачи заявки на участие; особенности составления анонимной заявки на участие в аукционе.
7) Процедура торгов - порядок и технология подачи ценовых предложений в ходе аукциона, рассмотрение заявок, подведение итогов аукциона.
8) Особенности заключения государственного контракта в электронной форме.
9) Порядок оплаты услуг оператора электронной торговой площадки, размер оплаты.
10) Защита интересов поставщика, штрафные санкции: условия применения.
11) Иные процедуры закупок: изменения, комментарии. [3]
Все специалисты, прошедшие обучение в специализированных центрах и получившие сертифицированный документ государственного образца, вносятся в Государственный Реестр специалистов по организации и проведению торгов (конкурсов).
Включение в Государственный реестр дает специалистам и организациям, где эти специалисты работают, право легитимно действовать в области организации и проведения торгов (конкурсов), а специалистам прошедшим курс повышения квалификации (120 уч. часов) или профессиональной переподготовки (500 уч. часов) быть членом или председателем конкурсных комиссий.
Институт госзакупок РАГС в 2010 году предлагает своим слушателям ряд программ повышения квалификации (по окончании обучения также выдается свидетельство о повышении квалификации государственного образца), которые по нашему мнению, являются наиболее актуальными и востребованными в условиях кризиса. Тематика программ будет интересна как для заказчиков, так и для участников тендеров.
Приведем наиболее значимые, с нашей точки зрения, программы:
- Антикоррупционные механизмы в сфере государственного управления;
- Управление государственными и муниципальными заказами;
- Поставщик продукции для государственных и муниципальных нужд;
Дополнительно проводятся ежемесячные краткосрочные семинары - консультации в Москве (на территории РАГС) и выездные краткосрочные семинары (Черноморское побережье Кавказа, г. Кисловодск и др.) по различным темам системы размещения государственного муниципального заказа. [4]
Любой из перечисленных выше вариантов обучения, как правило, происходит с отрывом от производства, что также сопряжено с определенными сложностями как для самих обучающихся, так и для организаций, направивших своих сотрудников на обучение.
Оптимальным и наиболее экономичным вариантом является постепенное (пошаговое) обучение членов комиссий, либо специалистов компаний-поставщиков, начиная с участия в семинаре и заканчивая профессиональной переподготовкой.
Литература
1. Федеральный закон от 21 июля 2005 г . № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - Режим доступа. Электронный ресурс: www.consultant.ru; 2. Официальный сайт Саратовского учебно-делового центра Морозовского проекта (структурный отдел Института дополнительного профессионального образования ПАГС) - Режим доступа. Электронный ресурс: www.pags.ru/morozov progect/programs of training/ gos-zakypky/; 3. Официальный сайт ООО «Центр государственного заказа» г. Барнаул.
- www.gostender.com/; 4. Официальный сайт Института госзакупок РАГС. - Режим доступа. Электронный ресурс: www.roszakupki.ru.