Лысенко Ю.М.
Повышение квалификации дагестанских рабочих в 30-е гг. ХХ в.: основные аспекты и тенденции
В предвоенные годы в Дагестане, где прежде почти отсутствовала крупная промышленность, было положено начало организации важнейших отраслей промышленности. Стали развиваться химическая, топливная, металлообрабатывающая отрасли промышленности. Наряду с этим в республике получили дальнейшее развитие и те отрасли промышленности, которые имелись и ранее. Основные производственные фонды важнейших отраслей промышленности республики только за 1933-1935 гг. возросли более чем в 1,5 раза. Рост производственных мощностей промышленности являлся основным источником увеличения промышленности продукции. Валовая продукция крупной промышленности республики в 935 году составила 95,5 млн. руб. или на 30,1 млн. руб. больше, чем в первом году предшествовавшей пятилетки [1].
Ускоренное развитие индустрии Дагестана вызвало заметный рост численности рабочих во всех отраслях промышленности и на транспорте. Однако потребность развивающейся промышленности требовали не только численного роста рабочего класса, но главным образом повышение его культурно-технического уровня и квалификации.
Большое значение в нормальном функционировании промышленности, тем более в сложных условиях восстановительного периода имело наличие образованного и квалифицированного рабочего класса, как во все стране, так и в национальных республиках, в том числе и в Дагестане. Значительную роль в формировании и развитии подготовки дагестанских специалистов играла подготовка квалифицированных рабочих из горцев в промышленных центрах страны. Эти кадры планомерно обучались и в Ростове-на-Дону (железнодорожники), в Донбассе (стекловары), в Астрахани (рыбники), в Подмосковье (текстильщики). Одновременно тысячи рабочих Дагестана овладевали новой техникой, накапливали производственный опыт на крупных предприятиях страны.
На многих предприятиях был организован обмен передовым производственным опытом. Делегация работников фабрики III Интернационала, в состав которой входили директор фабрики Лидия Тимофеевна Старостина и рабочие Магомедов Исмаил, Л. Бокова в 1936 г. посетила московские фабрики. Опыт москвичей помог добиться новых успехов в работе фабрики.
По инициативе профсоюза портовиков руководство Махачкалинского морского торгового порта в порядке обмена производственным опытом, командировало свои бригады в Новороссийский, Красноводский,
Туапсинские порта. Бригада Яковенко Н. в Красноводском порту показала лучшие образцы работы и обучала передовым методам работы грузчиков местного порта [2].
Собрание Махачкалинского рыбоконсервного завода, состоявшееся 26 апреля 1930 года, рассмотрело вопрос «О подготовке кадров». Собрание отметило удовлетворительную работу по переподготовке рабочих на заводских курсах повышения квалификации. Решением собрания в целях дальнейшего повышения квалификации в г. Москву была отправлена группа руководящих работников на курсы красных директоров. В целях обмена опытом и ознакомления с передовыми методами технологии производства были организованы экскурсии на рыбоконсервные заводы в города Одессу, Ростов, Темрюк и др.[3]
Для Дагестана вопрос о подготовке технических кадров имел особое значение. Здесь остро ощущалась нехватка квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников. Вопросы, связанные с подготовкой квалифицированной рабочей силы находились также в центре внимания состоявшейся в марте 1930 г. вседагестанской конференции производственных ячеек ВЛКСМ, которая высказалась за дальнейшее увеличение числа ФЗУ. Причины несоответствия подготовки кадров с темпами развития народного хозяйства были выявлены и обсуждены на совместном заседании Президиума ДКК ВКП (б) и коллегии НК РКИ ДАССР. В принятом 26 июня 1931 г. постановлении отмечалось, что существующая система профессионально-технического образования не может ни качественно, ни количественно отвечать потребностям народного хозяйства Дагестана в виду недостаточной материально-технической базы и недостаточного руководства со стороны Народного комиссариата просвещения и отсутствия должного внимания общественных и профсоюзных организаций». Было решено форсировать количественную и качественную подготовку кадров. Правительство уделяло большое внимание укреплению материальной базы системы подготовки рабочих кадров. В 1931 году на подготовку рабочих кадров для промышленности республики ДЦСНХ было израсходовано 650 150 рублей [4].
Работа партийных органов, правительства, профсоюзных и комсомольских организаций по подготовке профессиональных национальных кадров. В республике функционировало девять фабрично-заводских школ с общим охватом 8000 человек. Постановлением СНК ДАССР от 2 февраля 1932 года «О подготовке квалифицированных кадров для промышленности, строительства и сельского хозяйства Дагестана» был установлен контингент набора 1932 года по различным формам обучения в количестве 2600 человек, со средним процентом девушек 50 и национальным составом учащихся местных народов не менее 80%. Было решено подгото-
вить на крупнейших предприятиях Северного Кавказа 300 человек квалифицированных рабочих для промышленности Дагестана из представителей коренных национальностей республик [5].
Одновременно тысячи рабочих Дагестана овладевали новой техникой, накапливали производственный опыт на крупных предприятиях страны. Например, Грозненское отделение «Трансэнергокадров» подготовило для Дагестана в течении 1940 года без отрыва от производства 55 машинистов паровых насосов, машинистов-дизелистов и кочегаров. Грозненский институт хозяйственников подготовил для Дагестана на курсах повышения квалификации без отрыва от производства группу механиков.
Для «Дагнефти» отделение «Трансэнергокадров» города Грозного готовило шоферов и электромонтеров. Курсовые мероприятия на Махачкалинском хлебокомбинате проводились Ордженикидзевским трестом «Росглавхлеб» через Грозненскую школу ФЗУ хлебопекарной промышленности. В городе Азов готовились квалифицированные кадры Дагрыб-треста: мастера по добыче и переработке рыбы, мотористы [6].
В целях оказания помощи по постройке и оборудованию шерстомойки и шерстопрядильни в г. Дербенте Клинцевский трест Московской области организовал у себя подготовку необходимых кадров рабочих. В 1939 году бригада рабочих фабрики III Интернационала побывала на предприятиях Калининского хлопчатобумажного комбината. Многие рабочие Махачкалинского химического завода обучались новым методам работы у новаторов Московского химического завода [7].
ТЛ С ______С
В связи с ведением в строй новых промышленных предприятий в Дагестан продолжала организованно направляться квалифицированная рабочая сила из промышленных центров страны. Часть приезжих рабочих после монтажа промышленного оборудования и обучения местных рабочих приемам и методам работы на новых станках, возвращались на прежние места работы, часть оставалась в Дагестане на постоянное жительство.
С многих предприятий Дагестанской республики рабочие отправлялись на предприятия соседних и не только республик, областей для повышения своей квалификации. Так, только на 1931 г. и только на Дербентской фабрике «Дагюн» было запланировано послать двух мастеров на четырех месячные курсы в город Москву. В 1931 г. с отрывом от производства завод «Электростан» направлял в Ростов-на-Дону двоих рабочих на обучение специальности «машинист», двоих - специальности «электромонтер», а четырех человек профессии кочегар [8]. Стекольный завод «Дагестанские Огни» в этом же году выделил более 20 тыс. руб. на подготовку и переподготовку инженерно-технического, административно-хозяйственного и экономического персонала на центральных курсах
(11 человек), длительность курсов предусматривалась от двух до двенадцати месяцев [9]. Кожевенный завод предусматривал выделение средств на курсы для кочегаров (12 человек) и на поездку на курсы в Ленинград одного заводского мастера [10]. «Кустпромсоюз» в 1931 г. предусматривал переподготовку пяти специалистов своего ведомства за пределами Дагестана и выделял на это мероприятие 6000 руб.[11] «Стройобъединение» также проводило работу с кадрами направленную на повышение их культурно-технического уровня. На центральных курсах было подготовлено и переподготовлено десять человек - строителей [12]. Только в 1930-1931 годах Дагдортрансом на различные курсы по повышению квалификации за пределы республики было послано шесть человек инженерно-технических работников.
Несомненно, форма повышения культурно-технического уровня через выезд рабочих в другие города-промышленные центры была насущной необходимостью и самым быстрым способом подготовки переподготовки кадров в Дагестане на тот период времени. Но и руководство республики и руководители промышленных предприятий понимали, что только за счет посылки людей за пределы республики проблему квалификации кадров решить не возможно. Поэтому обращалось также пристальное внимание на строительство учебных заведений на территории республики. Так в объяснительной записке Дагестанского Госплана к пятилетнему плану по подготовке кадров в 1933 - 1937 годах отмечалось, что в строительстве дагестанских новостроек в большинстве случаев заняты так называемые «ввозимые» рабочие из центральных районов РСФСР, и имеющие высокую квалификацию. Так же в записке отмечалось, что через систему ДСО будут охвачено 4% требуемого количества инженерно-технических кадров, главным образом через посылку на учебу вне Дагестана. При этом оговаривалось, что посылаемые должны быть коренными дагестанцами [13]. Краткосрочные курсы не давали фундаментальных знаний, которые получали студенты профильных институтов, техникумов, училищ. Тем не менее, количество таковых студентов было явно недостаточным для республики. И опыт по обмену и подготовке специалистов получивший признание в различных отраслях хозяйства Дагестана продолжал использоваться и в следующие годы. Особенно это касалось профессий, не требующих долгосрочного обучения.
В этой же «Записке...» отмечалось, что помимо мер по посылке за пределы горного края, республике за счет союзного бюджета будут выделены средства, выражающиеся в сумме 2600 тыс. руб. на строительство химического учебного комбината в Дербенте и индустриального политехнического техникума в Махачкале [14]. В Дагестане в 30-е гг. были открыты и ВУЗы, техникумы, училища где студенты получали различные
профессии, в то же время большое количество студентов получали образование за пределами республики в ведущих учебных заведениях страны. Большое значение имело предоставление льгот при поступлении в высшие учебные заведения. 23 марта 1933 г. Секретариат ЦИК СССР, обсуждая вопрос о подготовке технических кадров, признал «необходимым сохранение и в дальнейшем системы бронирования мест для учащихся культурно-отсталых народностей в учебных заведениях общесоюзных наркоматов» [15].
Краевые организации ежегодно давали разверстку Дагестану на десятки мест в крупнейшие учебные заведения Ростова, Краснодара, Ставрополя, Орджоникидзе, Грозного и других городов. Приток представителей народностей Дагестана в эти учебные заведения особенно усилился с 1931 г., после включения Дагестанской АССР в состав СевероКавказского края. Для подготовки специалистов из коренных дагестанских национальностей в 1931-1932 гг. были организованы специальные горские отделения при Энергетическом, Строительном, Ветзоотехниче-ском институтах, Кубанском индустриальном и Грозненском нефтяном.
К концу 1930 г. в учебных заведениях Северо-Кавказской железной дороги обучалось 57 дагестанцев, которых по окончании учебы направляли для обслуживания железнодорожного узла на территории Дагестана. Учитывая трудное положение с квалифицированными кадрами в Дагестане, правление СКВЖД предоставило в учебных заведениях Северного Кавказа 30 мест на 1931 год. Кроме того, была выделена дополнительная разверстка для Дагестана в железнодорожных учебных заведениях Ростова-на-Дону и Владикавказа [16]. В 1935 г. в политехническом техникуме путей сообщения Северо-Кавказской железной дороги один дагестанец, вообще за 1935-1940 гг. на курсах и спецшколах железнодорожной магистрали было подготовлено 184 дагестанцев, ставших квалифицированными железнодорожниками. Из дагестанцев в Грозненском нефтяном институте в 1935-1936 гг. училось 6 человек [17].
В 1936 г. в Новочеркасском индустриальном институте обучалось 8 дагестанцев. Из них на общетехническом факультете училось 3 человека, на строительном - 2, химическом - 2, энергетическом - 1 [18]. В 1937 г. в Москве по техническим специальностям в ВУЗах и техникумах обучалось 27 представителей Дагестана. В том же году по одному студенту обучалось в Ленинградском институте инженеров водного транспорта, в Ленинградском электромеханическом институте и Краснодарском инженерно-строительном институте [19]. Оканчивая учебные заведения, студенты должны были возвращаться в Дагестан, увеличивая, таким образом, количество специалистов с образованием в республике, влияя на рост уровня
грамотных людей и профессионалов в различных отраслях хозяйства республики.
Индустриализация страны объективно способствовала росту численности и повышению культурно-техническому уровня рабочего класса. О повышении квалификации дагестанских рабочих заботилось как краевое руководство, так и союзное. На примерах, показанных нами выше видно, что повышение производственной квалификации рабочих, шло через широкую сеть технического обучения кадров. При этом, такая республика как Дагестан не могла в силу объективных причин обеспечить повышение культурно-технического уровня рабочих самостоятельно. Поэтому, когда речь идет о повышении квалификации рабочих и служащих республики, то в первую очередь мы сталкиваемся с тесным и постоянным сотрудничеством соседних и не только регионов с нашей республикой. Многие дагестанцы выезжали за пределы республики на курсы и обучение различным профессиям, большое количество специалистов из других регионов приезжало в Дагестан для проведения работы по подъему культурно-технического уровня местного населения.
Литература
1. Г.Д. Даниялов. Социалистические преобразования в Дагестане. 19201941 гг. Махачкала. 1960. С. 194;.
2. ЦГА РД.Ф.260-р.Оп.14.Д.45.Л.174;
3. Там же. Ф.114. Оп.1. Д.5. Л.11;
4. Дагестанская правда. 1930. 17 октября. С. 1;
5. ЦГА РД. Ф.24-р.Оп. 13. Д.5. Л.12-13; Булатов А.Г. Индустриализация Дагестана: история, опыт, проблемы (1926-1932 гг.). Махачкала, 2001. С 51;
6. Милованов Г.И. Очерк формирования и развития рабочего класса в Дагестане. Махачкала, 1963. С.162-163;
7. История Дагестана. 1968. Т.3.С.313;
8. ЦГА РД.Ф. 39-р.Оп. 3. Д.312. Л.132;
9. Там же. Л.133;
10. Там же. Л.135;
11. Там же. Л.137;
12. Там же. Л.139;
13. ЦГА РД.Ф. 260-р. Оп. 10.Д.27. Л.1.; РФ ИИАЭ ДНЦ.Ф.2.Оп.1.Д.267. Л.496;
14. Там же. Л.3.; Л.450;
15. Братское содружество народов СССР. 1922 - 1936 гг. Сб. материалов. М., 1964.С. 420;
16. Вагабов М.М. Железнодорожный и морской транспорт Дагестана: история становления и развития (конец Х1Х-90-е годы ХХ в.). Махачка-ла.1997.С.106;
17. ЦГА РД.Ф. Ш-р. Оп. 15.Д.54.Лл. 15, 21.; РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З.Оп.2.Д.654.Л.З1;
18. Там же. Л.2;
19. Там же. Лл. 3, 1Q.