10. Официальный интернет-портал ФГУ «Спеццентручет в АПК» [Электронный ресурс]. - URL: http://specagro.ru/
11. Лещева М. Г. Преимущества крупного сельскохозяйственного производства на Ставрополье//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 5. - С. 31-33.
12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — 960 с.
13. Стрекозов Н.И., Чинаров А.В. Наше видение развития мясного животноводства России до 2020 года. //Достижения науки и техники АПК. - 2012. - № 8 - С.3-4
MEAT MARKET IN RUSSIA, ANALYSIS OF CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT V.I. Trukhachev, M.G. Leshcheva, Yu.A. Yuldabashev
Summary. The analysis of the dynamics and the current state of the meat market of Russia is presented. The factors level of meat consumption in the national average are determined. Regional differences in meat consumption are considered. The tendencies of development of separate livestock industries are determined. It is concluded that an integrated approach to production and infrastructure development problems meat subcomplex is needs. It is presented real-time data on the volume of imports of meat in terms of membership in the WTO. The directions and the size of state support for the livestock industries for 2013-2020 years is consider.
Keywords: meat market, import, production, consumption, livestock industry, the wholesale price, the consumer price, integration, cooperation, state support.
УДК 339.13
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МОЛОКА
О.В. БАУТИНА, аспирант
ВНИИ животноводства Россельхозакадемии
E-mail: [email protected]
Резюме. На сегодняшний день в молочном подкомплексе существует ряд проблем, связанных с увеличением производства, сокращением поголовья молочных коров, налаживанием справедливого ценообразования на внутреннем рынке, наращиванием конкурентных преимуществ отрасли. Проведенный анализ сезонного формирования рынка молока за 2009-2010 гг. позволил предложить ряд мер для их решения.
Ключевые слова: рынок молока, конкурентоспособность, ценообразование, рентабельность.
Повышение конкурентоспособности продукции имеет важнейшее значение для сохранения и развития отечественного молочного скотоводства, а также насыщения внутреннего рынка доступными для всех групп населения высококачественными продуктами питания.
Производство дорогой молочной продукции, не способной конкурировать с зарубежной, из-за неравных условий приводит к потере рынков сбыта и росту импорта, что негативно влияет на развитие сельскохозяйственного производства и продовольственную безопасность России.
Исходя из этого, цель нашего исследования - разработка практических предложений по наращиванию конкурентных преимуществ сельхозтоваропроизводителей на основе тенденций, выявленных путем помесячного сопоставления результатов развития молочнопродуктового подкомплекса в 2009-2010 гг.
Для достижения поставленной цели решали следующие задачи: анализ современного состояния внутреннего рынка молока; оценка ценовых отношений между участниками молочного рынка; определение уровня рентабельности взаимодействующих субъектов
рынка; выявление направлений повышения уровня конкурентоспособности отечественного сельхозтоваропроизводителя.
Условия, материалы и методы. Исследования проводили с использованием системы теоретических и практических знаний по решению проблем развития конкурентоспособного производства молока и молочной продукции в новых условиях хозяйствования. В качестве исходного материала использовали официальные статистические данные.
Результаты и обсуждение. Молочное скотоводство в последние годы находится в затяжном кризисе. Несмотря на меры, направленные на поддержку отрасли, положительные изменения, согласно статистическим данным, отсутствуют [1].
Так, после увеличения в декабре 2008 г. ставки ввозной таможенной пошлины на сухое молоко и сливки с 15 до 20 % в 2009 г. выросли цены, как на отечественную, так и на импортную продукцию, а общее сокращение емкости рынка молока в стране по причине недостаточного темпа наращивания собственного производства при резком сокращении импортных поставок составило 2,3 %. К дополнительным причинам сложившейся негативной тенденции можно отнести подорожавшие энергоресурсы и резко возросшие цены на корма.
Увеличение импортных пошлин на молочную продукцию, не сопровождавшееся полноценной и достаточной поддержкой производителя, повлекло за собой сокращение потребления. Кроме того, рост цен на импортную продукцию создал предпосылки для реализации продукции отечественных низкорентабельных производителей по более высоким ценам. Спрос вырос, а предложение не успевало удовлетворять потребности [2]. В результате среднедушевое потребление уменьшилось с 279 до 273 кг при норме 320...340 кг.
Сравнительная оценка статистических показателей сельхозпредприятий по месяцам 2009-2010 гг. свидетельствует о планомерном снижении темпов роста производства молочной продукции вплоть до октября 2010 г. И только в ноябре удалось выйти на уровень
2009 г.
По прогнозам министерства сельского хозяйства РФ объем производства молока в 2010 г. должен был возрасти на 1,3 % (450 тыс. т). Но, начиная с первого месяца лета, надои оказались значительно ниже аналогичного периода предыдущего года (в августе на 3,4 %). В итоге за первые 10 месяцев во всех категориях хозяйств производство молока сократилось на 483 тыс. т, или на 1,7 %.
К положительным тенденциям стоит отнести то, что товарность молока в сельхозпредприятиях оставалась стабильной и даже имела небольшой прирост в течение
2010 г. В среднем величина этого показателя выросла на 0,4 % и достигла 92,6 %.
Общее снижение производительности молочной отрасли обусловлено неблагоприятными климатическими условиями и продолжающимся сокращением поголовья молочных коров. С начала 2009 г. по декабрь 2010 г. только в сельхозпредприятиях оно уменьшилось на 3 % (116,8 тыс. гол.), а по всем категориям хозяйств более чем на 200 тыс. гол.
Для полного удовлетворения потребности населения в молоке и молочных продуктах в России необходимо производить 45.48 млн т молока в год. Желаемых объемов можно достичь либо, резко повысив продуктивность коров во всех категориях хозяйств до 5000.5500 кг, при стабилизации их численности на уровне 9 млн гол., либо, сохраняя прежние темпы прироста удоев, увеличить поголовье до 10.11 млн.
Динамика развития молочной отрасли во многом определяется ценовой конъюнктурой на рынке [3]. Формирование цен подвергается влиянию ряда субъективных (конкурентные преимущества) и объективных (сезонность, платежеспособный спрос, каналы реализации и др.) факторов. Оценка спроса и предложения через сопоставление изменений, происходящих с рынком молока-сырья в натуральном и стоимостном выражении, показывает, что его объемы за последние 5 лет с учетом сокращения в 2009 г., в натуральном выражении выросли на 1,4 %, а средние цены на молоко - на 26,5 %, то есть темпы прироста цен в 19 раз превышали объемы увеличения предложения продукции.
Статистика последних лет свидетельствует о нестабильности ценовых отношений между отечественными
производителями и переработчиками молочной продукции. До мая 2010 г. импортеры имели конкурентное преимущество в цене, по сравнению с отечественными сельхозпроизводителями (в 2007 г. разница доходила до 26 %, в 2009 г. она сократилась до 8 %). Тенденция к его уменьшению стала следствием мер принимаемых государством в сфере развития молочного животноводства.
В I полугодии 2010 г. цена первичной реализации молока начала повышаться. Этому способствовали рост цен на мировом рынке и увеличение стоимости комбикормов, сезонный фактор и более низкий, чем в предыдущем году уровень начальных запасов молока и молокопродуктов. В результате возникшего дефицита сырья перерабатывающая промышленность была вынуждена уже в мае 2010 г. устанавливать цены по импортным контрактам на 5 % выше, чем у отечественного производителя. Даже летом вопреки традиционному сезонному падению закупочных цен происходило их повышение.
Нехватка молока-сырья при растущем спросе стал основной причиной повышения цен реализации конечной продукции на внутреннем рынке. В течение полугода они оставались ниже уровня 2009 г. в среднем на 3,5 %, а начиная с августа, наблюдалось резкое увеличение. Как следствие к концу года потребительская цена выросла, по сравнению с предыдущим, на 14,2 %.
Существующая нестабильность в ценообразовании на сельхозпродукцию и продукты питания не дает возможности развивать имеющийся потенциал производства молока. Кроме того, в общей системе молочно-продуктового подкомплекса аграрный сектор находится в худшем финансовом положении из-за несправедливого распределения совокупных доходов между производителем, переработчиком и розничной торговлей. Государственная поддержка сельхозпроизводителя в виде субсидирования завышенных процентных ставок по кредитам уже не способствует дальнейшему развитию отрасли и росту ее конкурентоспособности [4].
В 2010 г., двигаясь по цепочке от производителя до покупателя, наценка в потребительской цене на пакетированное молоко достигла 141 % сверх стоимости сельхозпроизводителя. Наибольшая часть прибыли при этом оставалась у переработчика. В среднем за год его цена была выше закупочной на 83 %, а еще 58 % прироста приходилось на розничную торговлю.
Расчеты показывают, что наибольшие затраты (53 %) несут сельхозпроизводители, при этом их доля
Таблица 1. Составляющие цены переработчика на 1 литр пакетированного молока, руб.
Месяц Закупочная цена Стоимость переработки Прибыль переработчика
всего в том числе пакетирования всего дополнительная на разнице ставок НДС
2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2009г., % 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2009г., % 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2009г., % 2009 г. 2010 г. 2010 г к 2009г., % 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2009г., %
Январь 11,0 11,2 101 11,2 10,9 97 7,9 7,4 93 3,3 3,5 107 0,6 0,6 93
Февраль 11,0 11,3 102 11,4 10,4 91 8,5 6,7 79 2,9 3,7 128 0,7 0,5 79
Март 10,8 11,5 107 11,6 10,2 88 8,0 6,4 80 3,6 3,8 104 0,6 0,5 80
Апрель 10,5 11,7 112 11,6 10,1 87 8,0 6,5 82 3,6 3,5 99 0,6 0,5 82
Май 9,8 11,4 116 12,6 9,6 76 9,2 5,8 63 3,5 3,8 111 0,7 0,5 63
Июнь 9,2 11,2 122 12,7 9,4 74 9,8 4,9 49 2,8 4,5 159 0,8 0,4 49
Июль 9,3 11,0 118 10,9 9,5 87 8,5 4,8 56 2,4 4,7 199 0,7 0,4 56
Август 9,4 11,1 119 10,9 9,7 89 9,0 4,9 55 1,9 4,7 253 0,7 0,4 55
Сентябрь 9,6 12,4 130 11,1 9,2 83 8,2 6,3 77 2,9 2,9 100 0,7 0,5 77
Октябрь 9,6 12,8 134 10,8 9,8 90 8,1 6,7 83 2,7 3,0 112 0,6 0,5 83
Ноябрь 9,6 13,4 139 10,4 9,8 94 8,3 7,0 84 2,1 2,8 134 0,7 0,6 84
Декабрь 10,2 13,9 137 9,9 10,1 102 7,8 7,3 93 2,1 2,8 133 0,6 0,6 93
Таблица 2. Расчет потребности средств для 35 % надбавки сельхозпроиз-
водителям к цене реализации за увеличение объемов продаж молока
Месяц Реализовано молока. т в сутки Средняя цена реализации. руб. Над- бавка. руб./л Средняя цена с учетом надбавки. руб. Суммарная надбавка. тыс. руб.
2009 2010 Откло- нение
Январь 31387,7 32807,0 1419,3 12,51 4,38 16,89 192646,6
Февраль 33268,5 34236,8 968,4 12,5 4,38 16,88 118625,9
Март 36178,4 37035,1 856,8 12,95 4,53 17,48 120381,2
Апрель 38800,4 39668,2 867,7 12,65 4,43 17,08 115255,6
Май 41289,6 42087,5 797,9 12,41 4,34 16,75 107433,3
Июнь 46337,2 45973,9 -363,3 12,23 0 12,23 0
Июль 45533,5 44831,2 -702,3 12,14 0 12,14 0
Август 40828,8 39451,9 -1376,9 12,47 0 12,47 0
Сентябрь 37418,9 37350,6 -68,2 13,66 0 13,66 0
Октябрь 33601,9 33788,2 186,3 14,13 4,95 19,08 28565,6
Ноябрь 31222,7 31493,1 270,4 14,71 5,15 19,86 41759,5
Декабрь 31529,7 31212,2 -317,5 15,33 0 15,33 0
в доходах составляет всего 42 %, а в структуре прибыли
только 13 %.
В результате уровень рентабельности производства и переработки молока у сельхозпроизводителей составил 9,5 %, у молокоперерабатывающих заводов на пакетированном молоке - 20,9 %, при этом норма прибыли была равна соответственно 9,5 и 61,4 %. Показатель рентабельности перерабатывающего сектора молочной промышленности в среднем за год только на пакетировании молока поднялся на 4,6 %.
Несмотря на колебания конечной потребительской цены, прибыль переработчика в 2010 г. не опускалась ниже уровня 2009 г., а к концу лета увеличилась в 2 раза и более (табл. 1). Дополнительно переработчики повышают свой доход благодаря разнице ставок НДС. Основными причинами возникшей ситуации следует считать минимизацию производственных затрат со стороны переработчиков и возможность влияния на уровень закупочных цен.
Неэффективность механизма формирования рынка молока требует его активного регулирования со стороны государства, что давно и успешно практикуется в передовых странах.
Для дальнейшего развития отрасли необходима реальная финансовая поддержка в виде прямых государственных дотаций, направленных на ее совершенствование и модернизацию. В условиях ограниченности ресурсов, выделяемых из федерального бюджета, направлять значительную их часть на поддержку банковского сектора экономики через субсидирование процентных ставок, не стимулирующих полноценное развитие отрасли, на наш взгляд, преждевременно.
Более целесообразным видится введение 35 %-ной надбавки сельхозпроизводителям к цене реализации за увеличение объемов продажи молока, по сравнению с предыдущим годом, что позволит стимулировать расширение производства товарного молока (табл. 2).
По ретроспективным расчетам средняя надбавка товаропроизводителю в течение 2010 г. за исключением месяцев со снизившимся объемом реализации молока составит 4,6 руб. за 1 литр. Таким образом, средняя цена продажи с учетом дотаций увеличилась бы с 13,14 до 17,72 руб./л. То есть в 2010 г. для начала реализации предлагаемого механизма стимулирования увеличения производства молока потребовалось бы всего 0,725 из 98,981 млрд руб., предусмотренных субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и социального развития села.
Анализ показал, что для достижения рекомендованной доктриной продовольственной безопасности РФ доли отечественного молока в общем объеме товарных ресурсов на уровне 90 % необходимы финансовые вложения в виде прямых дотаций на прирост производства и реализации молока в размере 10 млрд руб.
Инвестирование дополнительных средств в отрасль позволит простимулировать наращивание производства и увеличение товарности молока на 2,2 млн т, что увеличит уровень среднедушевого потребления молока и молочных продуктов до 288 л в год.
Выводы. Сформировавшаяся система экономических отношений между субъектами рынка молока не достаточно эффективна и требует активного вмешательства со стороны государства. Один из способов воздействия - прямое дотирование производства 1 л товарного молока, при условии сохранения (наращивания) поголовья коров и объемов производства к предыдущему году с учетом реализации молока не ниже первого сорта. Это позволит увеличить эффективность производства, повысить товарность молока и постепенно перейти к расширенному воспроизводству при стабилизации поголовья в молочном скотоводстве.
Литература.
1. Стрекозов Н.И., Чинаров В.И., Кучерявая (Баутина) О.В. и др. Формирование и регулирование рынка молока в Российской Федерации. //Зоотехния. - 2010. - № 9 - С. 15-16
2. Чинаров В.И., Стрекозов Н.И., Кучерявая (Баутина) О.В. Экономические методы повышения конкурентоспособности отечественных производителей молока. // Научные основы ведения животноводства. Сборник научных трудов ГНУ ВНИИЖ Россельхозакадемии. - 2009.- № 65 - С. 204-209
3. Кучерявая (Баутина) О.В., Сивкин Н.В. Проблемы ценообразования на внутреннем рынке молока.// Материалы научнопрактической конференции «Роль молодежи в инновационном развитии АПК (к 80-летию образования ВНИИЭСХ)». - М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2010.
4. Чинаров В.И., Стрекозов Н.И., Баутина О.В. Система ценообразования в молочно-продуктовом подкомплексе (методическая разработка). - Дубровицы: ГНУ ВИЖ, 2010. - 25 с.
SEASONAL COMPETITION IN THE MARKET OF MILK
O.V. Bautina
Summary. Currently, dairy subcomplex has a number of problems associated with an increase in domestic production, downsizing in dairy cows, the establishment of fair pricing in the domestic market, capacity of competitive advantages of industry. The analysis of seasonal market formation of milk for the past two years has allowed to propose a series of effective measures to solve these problems.
Key words: milk market, competition, pricing, profitability.