Н.Б. ОРУНОВА
Наталья Борисовна ОРУНОВА — аспирантка кафедры управления качеством и конкурентоспособностью СПбГЭУ.
В 2006 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 6 публикаций.
Область научной специализации — экономика и управление народным хозяйством.
-Ф- -Ф- -Ф-
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОСТАВЕ ЗЕРНОВОГО КОМПЛЕКСА*
Конкурентоспособность предприятия определяется его потенциальной возможностью к эффективной деятельности на рынке для достижения конкурентных преимуществ. Для предприятий перерабатывающей промышленности зернового комплекса конкурентоспособность напрямую связана с деятельностью других субъектов этого комплекса (элеваторов и сельхозпроизводителей), что обусловливает ее специфику при рассмотрении основ повышения конкурентоспособности этих предприятий.
При всей многогранности освещаемых в научной литературе вопросов повышения конкурентоспособности перерабатывающих предприятий зернового комплекса и развития их экономического потенциала, как на уровне государства, так и на уровне отдельных предприятий [1; 3-6], разработанные теория и методологические вопросы посвящены отдельным сторонам функционирования предприятий перерабатывающей промышленности в составе зернового комплекса. Ввиду тесной зависимости предприятий перерабатывающей промышленности от сельхозпроизводителей, рассмотрим результаты мониторинга предприятий, производящих зерно, и перерабатывающих предприятий мукомольно-крупяной промышленности за ряд лет по таким показателям, как емкость рынка, производство муки, крупы и др.
Так, показатель емкости рынка муки демонстрирует в течение последних нескольких лет постепенную тенденцию к снижению емкости рынка. Причинами том}' являются изменение структуры питания населения (снижение потребления хлеба, отход от традиций домашней выпечки) и демографические тенденции (уменьшение численности населения). Снижение емкости рынка муки в течение исследуемого периода составило почти 2 млн т, что свидетельствует об увеличении конкуренции в отрасли. Вследствие этого появляются экономические проблемы у слабо диверсифицированных мукомольных предприятий, которые не имеют производственных мощностей по выпуску других продуктов переработки зерна: фасованной муки, круп, мучных смесей, комбикормов, макаронных изделий и др.
Рост конкуренции между производителями приводит к появлению тенденции объединения предприятий в холдинги (например, «Торговый дом ""Настюша ». «Агропромышленное объединение МАКФА», Группа «Разгуляй» и др.).
Тенденции изменения емкости рынка коррелируются с тенденциями изменения объемов производства муки в России. Здесь также наблюдается сокращение объемов. По итогам 2011 г. выпуск муки в Российской Федерации составил ориентировочно 10 млн т, что чуть выше объема производства
ГРНТИ 65.29.31 © Н.Б. Орунова, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Т.Н. Леонова.
2010 г., однако в целом, по сравнению с прошлыми периодами, продолжается общая тенденция сокращения объемов [7].
В Российской Федерации каждый год производится и потребляется около 10 млн т муки, ее производство в основном налажено во всех регионах страны. Потребность внутреннего рынка России в крупе также обеспечивается фактически в полном объеме отечественными производителями. Как показало исследование, рынок круп находится в стагнации, а в течение последних двух лет имеет тенденцию к снижению на 0,3 %. Основными факторами, оказавшими влияние на снижение указанного показателя, стали: высокая доля заемных средств, повышение цен на сырье, увеличение числа посреднических структур на рынке и др.
Мониторинг факторов, определяющих конкурентоспособность предприятий мукомольно-крупяной промышленности, показал, что стоимость производства муки и крупы находится в зависимости в основном от сложившихся расценок на зерно, остальная часть приходится на электроэнергию, горючее и транспортные расходы, а также на погашение долгов кредитным организациям.
Таким образом, для повышения качества продукции и конкурентоспособности предприятий муко-мольно-крупяной промышленности необходимо повысить эффективность производства зерна и разработать меры по продвижению производителей зерна на рынок, минуя посредников.
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что современное состояние перерабатывающей промышленности зернового комплекса характеризуется высокой степенью саморегулирования и недостаточным уровнем государственного воздействия. В то же время нерешенность обширного круга правовых и организационно-экономических проблем функционирования зернового комплекса и предприятий перерабатывающей промышленности, таких как резкие колебания цен на зерно на внутреннем и внешнем рынках, низкая инвестиционная привлекательность зерновой отрасли, технологическое и техническое отставание, нехватка перевалочных площадок, слабая мотивация работников, определили недостатки в организационно-экономическом механизме его регулирования [2].
Формирование организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятий перерабатывающей промышленности в рамках системного подхода и стратегического управления осуществляется через построение блок-схемы дерева целей по иерархическому принципу, с распределением по степени уменьшения важности экономических и организационных задач по уровням. Вершина дерева целей — генеральная цель — обеспечение продовольственной безопасности страны на основе повышения конкурентоспособности предприятий перерабатывающей промышленности, для которой подчиненными являются подцели первого, второго, третьего и других уровней. На рисунке представлен организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятий перерабатывающей промышленности зернового комплекса.
Для успешного функционирования организационно-экономического механизма, оптимизации производства и повышения конкурентоспособности предприятиям мукомольно-крупяной промышленности необходимо внедрение современных методов управления качеством и конкурентоспособностью (КАНБАН, Кайдзен, системы 5С, SMED, ТРМ, JIT и др.). Нами сформулированы предложения по применению метода КАНБАН, который направлен на стратегическое улучшение взаимовыгодных отношений между предприятиями мукомольно-крупяной отрасли и поставщиками сырья на основе автоматизированной системы управления производственными запасами. Принцип работы системы КАНБАН направлен на то, чтобы организовать производство и поставку продукции именно в тот момент времени, когда она затребована предприятием мукомольно-крупяной промышленности. На му-комольно-крупяных предприятиях система КАНБАН должна включать полностью автоматизированный процесс производства от отдела поставок готовой продукции и отдела закупок предприятия непосредственно к производственной линии, а также автоматически формировать производственный график, размер минимальных и максимальных помольных партий и запасов сырья, что отражается на экране производственного цеха.
Внедрение современных информационных технологий во всех отраслях преобразует рыночные отношения, в сотни раз повышает производительность, сокращает количество посредников. Поэтому для расширения сферы их применения предлагается создать общероссийскую зерновую электронную торговую биржу, предусматривающую ведение электронных коммерческих операций (ОЗЭТБ). Данный комплекс информационных и технических решений должен обеспечить взаимодействие покупателя (предприятия перерабатывающей промышленности) с продавцом (производителем зерна) через
электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки, с целью повышения эффективности их бизнеса.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: обеспечение продовольственной безопасности страны на основе повышения конкурентоспособности предприятий перерабатывающей промышленности 4
Рис. 1. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятий перерабатывающей промышленности зернового комплекса
Так, покупатели получат возможность проводить электронные торги — тендеры, аукционы, запросы цен и предложений, — оптимизируя затраты, а сельхозпроизводители — участвовать в проводимых закупках, размещать информацию о предлагаемой продукции и услугах. Необходимым условием является разработка комплекса мер для аккредитации как отечественных, так и иностранных компаний — участниц ОЗЭТБ с целью обеспечения легитимности сделок.
Внедрение ОЗЭТБ создаст благоприятные условия для доступа всех участников зернового рынка к своевременной, качественной, надежной и полной информации, на государственном уровне позво-
лит повысить уровень гласности и прозрачности закупок, сократить число ошибок при размещении заказов, вести оперативный контроль за размещением заказов, обеспечить автоматическое формирование статистических и аналитических отчетов, расширить возможности для добросовестной конкуренции предприятий перерабатывающей промышленности в составе зернового комплекса.
Таким образом, реализация представленных предложений направлена на решение проблем по обеспечению продовольственной безопасности, которые стоят перед страной при вступлении в ВТО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтухов А.К, ВасютинА.С. Зерно России. M.: ЭКОДС-К, 2002. 432 с.
2. Белокрылова О.С., Стебаев C.B. Формирование конкурентной среды на зерновом рынке России и инструменты его государственного регулирования. Ростов н/Д: Содействие XXI век, 2010. 238 с.
3. Гордеев A.B., Бутковский В.А. Россия — зерновая держава. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ДеЛи принт, 2009. 471 с.
4. Косаче в И. Мало вырастить зерно — его еще важно сохранить и превратить в муку // Конкуренция и рынок. 2005. № 4.
5. Кундиус В.А. Экономика агропромышленного комплекса. М.: КНОРУС, 2010. 544 с.
6. Осипов А.Н. Повышение конкурентоспособности зернового производства России. М.: ФГУ РЦСК, 2008. 310 с.
7. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 786 с.