УДК 338.242.4:33
08.00.00 Экономические науки
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ МАЛЫХ АГРАРНЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Гришин Евгений Викторович аспирант кафедры управления и маркетинга SPIN-код: 2237-9488, т. 89184432088 e-mail: [email protected]
Лисовская Раксана Николаевна аспирантка кафедры управления и маркетинга SPIN-код: 9909-3317, т. 89183429181 e-mail: [email protected]
Толмачев Алексей Васильевич
д.э.н., профессор кафедры управления и маркетинга SPIN-код: 7612-0308, т. 89181567717 e-mail: [email protected] Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Говорится, что конкурентоспособные позиции субъектов малых аграрных форм хозяйствования (МАФХ) все чаще обеспечиваются доступными инновационными подходами при высокой гибкости внутреннего управления, способностью оперативно адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре. Однако, как показывает практика, направление развития малой экономики не выступает приоритетом современной аграрной политики, в этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов МАФХ. Отмечается, что следует обеспечить участников малых аграрных форм хозяйствования необходимыми земельными ресурсами, создать доступную для малых субъектов банковскую схему получения инвестиционных кредитов, субсидирования, кооперативного кредитования; расширить объем предоставляемых производственных услуг и сервиса; продолжить развитие возможностей производственного кооперирования, совместного снабжения, переработки, маркетинговых исследований по сбыту продукции; облегчить доступ малых субъектов к местным сбытовым рынкам. Серьезной проблемой остаются высокая инфляция, напрямую влияющая на стоимость кредитования, цены на ГСМ, трудности обновления технической и материальной базы производства, обеспечение оборотными средствами. Поэтапное решение этих проблем повысит рыночную конкурентоспособность малого аграрного хозяйствования
Ключевые слова: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, МАЛОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ, РЫНОК, КОНЪЮНКТУРА, ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
UDC 338.242.4:33 Economics
INCREASING THE COMPETITIVE CAPABILITIES OF SUBJECTS OF SMALL AGRARIAN FARMS
Grishin Evgeny Victorovich post-graduate student of the Management and Marketing Department
SPIN-ID: 2237-9488, ph. 89183767722
Lisovskaya Raxana Nikolaevna post-graduate student of the Management and Marketing Department, SPIN-ID: 9909-3317, ph. 89183429181, e-mail: [email protected]
Tolmachev Aleksey Vasilyevich
Dr. Sci. Econ., professor of the Management and
Marketing Department, SPIN-ID: 7612-0308,
ph. 89181567717, e-mail: [email protected]
e-mail: [email protected]
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
It is being said that the competitive position of subjects of small agrarian farms (SAF) are often provided with increasingly innovative approaches with flexibility of internal management, the ability to quickly adapt to constantly changing conjuncture market. However, as practice shows, the direction of development in small economies does not act as a priority of modern agricultural policy in this field, often dominated by declarative intent rather than running behind these statements required volumes of investment in regulation of subjects SAF development. It is noted that there the following actions should be taken: to supply the participants of small agricultural farms with necessary land resources; to create an affordable banking scheme for obtaining investment credits, subsidies, and cooperative credit for small business entities; to expand the scope of production and service; to continue development of opportunities for industrial cooperation, joint logistics, processing, marketing research, and marketing of products; to facilitate the access of small actors to local retail markets. A high rate of inflation, directly affecting the cost of credit, fuel prices, updating the technical and material base of production, and difficulties with working capital are still remaining the major problem. The solution to these problems would be enhancing the market competitiveness of small agrarian businesses
Keywords: COMPETITIVENESS, SMALL FARMING, MARKET, CONJUNCTURE, CHALLENGES, GROWTH OPPORTUNITIES
РОСТА
Сегодня субъекты малых аграрных форм хозяйствования являются важной частью всей системы воспроизводства агропромышленного комплекса, призванной повысить уровень эффективности аграрного производства, добиться устойчивого экономического и социального развития, повысить качественную составляющую жизненного уровня сельских жителей, улучшить социальный климат общества, внести свой вклад в решение экономических проблем развития.
Конкурентоспособность позиций участников малого аграрного бизнеса обеспечивает способность оперативно адаптироваться к постоянно изменяющейся ситуации на рынке, возможность использовать новые решения, доступные инновационные подходы при относительной простоте и хорошей гибкости внутреннего управления, дать простому сельскому работнику экономическую и социальную самостоятельность. Данные характеристики обеспечивают участникам малых аграрных форм хозяйствования высокую привлекательность среди большой части активного населения сельской местности, готового брать достаточно высокие риски и трудности начала собственного дела, значительное беспокойство, сопутствующее созданию нового бизнеса [9].
Однако, как показывает практика функционирования малых аграрных форм хозяйствования, направление развития много секторальной экономики все ещё не выступает достаточным приоритетом современной государственной политики правительства. В этой сфере чаще преобладают декларативные намерения, нежели идущие за этими заявлениями нужные объемы инвестирования в процесс регулирования развития субъектов ма-
лых аграрных форм хозяйствования (особенно если проводить сравнение с практикой малого сельского бизнеса в развитых аграрных странах) [4, 10]. По нашему мнению, такое положение в значительной степени обусловлено недостатками в системе госрегулирования.
В Госпрограмме аграрного развития регулирования сырьевых сельскохозяйственных рынков на период до 2020 года отмечается, что успешное развитие малых аграрных форм хозяйствования является непременным условием развития всего аграрного производства, роста производимых объемов продовольственной продукции, создания рабочих мест, улучшения жизненного уровня населения сельской местности.
В спектре экспертных позиций для достижения намеченных целей в краткосрочной перспективе необходимо:
- обеспечить участников малых аграрных форм хозяйствования необходимыми земельными ресурсами;
- создать доступную для субъектов МАФХ банковскую схему получения инвестиционных кредитов, субсидирования, кооперативного кредитования;
- расширить объемы кооперирования, предоставления производственных услуг и сервиса;
- продолжить развивать возможности производственного кооперирования, снабжения, совместной переработки, маркетинговых исследований особенно по сбыту готовой к реализации продукции;
- облегчить доступ малых субъектов на местные сбытовые рынки [1].
Как видим, основная часть проблем малых форм хозяйствования связана с вопросами кредитования и сбыта произведенной продукции. Про-
блема сбыта продукции сегодня является главной для всего современного бизнеса, именно рынок определяет векторы развития всех форм хозяйствования. Поэтому, прежде чем заниматься каким либо делом, производством, необходимо убедиться, что все произведенное будет продано. Это позволит избежать случаев образования опасных для любого бизнеса объемов товарных неликвидов [7].
По этой причине в современной практикой весьма востребованы маркетинговые исследования возможностей современных рынков. Для этого часто используется системный стратегический 8ШОТ-анализ возможностей повышения рыночной конкурентоспособности, который позволяет выявлять сильные факторы, слабые, узкие места, потенциальные возможности, опасности и другие угрозы [11]. При этом сначала обычно исследуются положительные и отрицательные для процесса хозяйствования факторы функционирования МАФХ. После этого следует учитывать потенциал субъекта исследования с положений сильных и слабых характеристик.
Сильные и слабые характеристики следует проверять практикой рынка. Для правильной формулировки признаков важным является соблюдение предельной объективности, и для этого необходима разносторонняя достоверная информация. Такой анализ следует строить опираясь только на объективные данные, собранные при исследовании факторов внутренней и внешней деловой среды. При этом сначала лучше определять наиболее выгодные и перспективные векторы роста малых аграрных форм хозяйствования, после этого можно оценивать возможности самих участников МАФХ. Здесь надо исследовать состояние, конъюнктуру местных,
территориальных, региональных, национальных и даже зарубежных рынков, затем выбирать направления хозяйствования с учетом достаточной многовариантности.
После этого можно определять цели развития с учетом потенциальных возможностей всех участников. Такой подход позволяет учитывать сильные стороны субъектов МАФХ, их преимущества, анализируются уровни использования резервов производства с учетом перспективы развития. На этой ступени следует определять, какие из преимуществ используются не достаточно, так как неиспользуемые резервы оказывают значительное влияние на результаты бизнеса.
Затем нужно учесть недостатки субъектов малых форм хозяйствования, которые являются слабыми, наиболее узкими местами ведения агробизнеса, что является очень важным при работе в условиях совершенной конкуренции. Этот подход позволяет при необходимости исправить имеющиеся недостатки, устранить элементы «мисменеджмента», поправить работу субъектов малого хозяйствования с учетом стратегии развития. Таким образом, использование 8ШОТ-анализа позволяет находить и вовремя устранять недостатки в работе малых аграрных форм хозяйствования, выявлять, с одной стороны, потенциальные резервы и неиспользованные возможности роста эффективности, с другой, - находить и устранять источники низкой эффективности, своевременно учитывать преимущества и упущения, определять уровень эффективности принимаемых управленческих решений. Рекомендуемая в таблице 1, для процесса принятия решений, матрица 8ШОТ-анализа дает возможность руководителям малых
форм хозяйствования находить правильные решения в существующей рыночной среде и разрабатывать правильную тактику и стратегию развития.
Такой подход снижает потребность использования дорогостоящих консультационных услуг по маркетинговым и другим исследованиям в условиях дефицита квалифицированных кадров, тем более, что часто случаются ошибки при выборе путей реализации управленческих решений, что чревато большими негативными последствиями. В результате существенно растут риски, объемы производства, повышаются затраты, снижается прибыль, рентабельность и конкурентоспособность МАФХ [2, 6]. Пошаговое рассмотрение и учет большого числа факторов позволяет оперативно и правильно корректировать планы производства продукции по востребованному рынком ассортименту, передовым технологиям, новым каналам сбыта и другим неиспользованным резервам роста производства.
При правильном подходе появляется возможность выявить конкурентные преимущества и слабости в секторе функционирования субъектов малых аграрных форм хозяйствования в целом и в отдельности по каждому участнику производства. Это особенно актуально по решению внутренних маркетинговых проблем малых аграрных форм хозяйствования на местных, региональных рынках.
К факторам, формирующим сильные стороны рассматриваемых региональных субъектов малых аграрных форм хозяйствования нами относятся местоположение субъекта хозяйствования, близость к транспортным магистралям, хорошо развитая дорожная сеть, гибкие объемы производства, близость к основным рынкам сбыта.
Таблица 1 - Матрица Б^ОТ-анализа малых аграрных форм хозяйствования Краснодарского края
Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weakness)
Качество, потребительские свойства, экологичность продукции, надежность в поставках продукции, история этичности бизнеса, эффективной репутации, наличие своих покупателей, близость местных рынков сбыта, выгодное географическое положение, развитая дорожная инфраструктура, быстрая изменяемость объемов производства, избыточность местных трудовых ресурсов, их квалификация, трудовой опыт, низкие затраты труда, затраты средств на труд, малые накладные расходы, наличие местных материальных ресурсов, большие резервы мотивации работников на фоне низких доходах в с.х., растущая роль государственных регулирующих инструментов за счет местного, регионального и федерального государственного протекционизма, налоговые преференции, возможности кооперирования в снабжении, производстве, сбыте, кредитовании и других сферах, мотивация к объединению возможностей, адаптация изменений экономической среды, восприимчивость производственных новаций, способность к трансформации в другие хозяйственные уклады, использование малых рыночных ниш, возможностей временных и постоянных местных ярмарок, импортозамещения. Отсутствие влияния на рыночные цены, низкий уровень конкурентоспособности, малые объемы рыночного предложения, проблемы непрерывности, поточности и ритмичности поставок своей продукции в торговые сети, низкие показатели финансовой устойчивости, перманентная нехватка финансовых средств, барьеры доступа к банковскому кредитованию, малоразвитая сбытовая сеть по произведенной продукции, проблемы материально-технического снабжения, трудности механизации производства, высокий уровень трудозатрат по ручному труду, малоразвитость производственного сервиса, недостаток мощностей хранения, переработки, упаковки готовой продукции, низкая производительность труда, малая энергообеспеченность, энерговооруженность, ограниченный доступ к технологическим, информационным услугам, рыночной конъюнктуре, юридическому, бухгалтерскому сервису, по инновационным технологическим решениям, принятию производственных управленческих решений, повышению качества трудовых ресурсов, уровню квалификации, проблемы с подменой кадров, затрудненный доступ к каналам реализации продукции, отсутствие лоббирования интересов участников малых аграрных форм хозяйствования.
Возможности, резервы (Opportunities) Угрозы, опасности (Threats)
Повышение качества практики кредитования, объединение усилий МАФХ с участием государства, местных муниципалитетов в рамках ассоциаций, союзов, палат; использование возможностей льготного кредитования, субсидирования, снижении кредитных ставок, инвестиционных инструментов, поддержки технологических инноваций, импортозамещения; повышение эффективности использования поддержки государства в создании рабочих мест, самозанятости, повышении отдачи вложений; увеличение мощностей хранения, переработки, логистики, строительства местных кооперативных рынков; повышение возможностей в создании новых торговых точек, в сервисном обслуживании, инвестиционном обновлении производственных фондов, мотивации, росте доходов за счет образования новых каналов реализации, торговых ниш и сегментов, в улучшении инфраструктурного обустройства быта сельских жителей. Политические форс-мажорные обстоятельства, законодательные ограничения, ограниченность периода импортозамещения, ценовое давление продовольственного импорта, негативное влияние монополизма большого бизнеса на местные, локальные, территориальные, региональные рынки, снижение уровня потребления, потребительского спроса, неблагоприятные природно-климатические условия года, рыночная конъюнктура, трудности, риски производства, несанкционированное вмешательство контролирующих органов, ценовые рыночные флуктуации, проблемы кредитования, слабость материально-технической базы производства, низкая производительность труда, проблемы приобретения качественного семенного материала, покупки высокопродуктивных животных, низкое техническое состояние машин, сельскохозяйственной техники и оборудования, дороговизна органических, минеральных удобрений, средств защиты растений, демпинг импортной продукции, негативное влияние инфляции, высоких процентных банковских ставок на эффективность работы субъектов малых агарных форм хозяйствования.
http://ej .kubagro.ru/2016/05/pdf/10.pdf
Сюда же можно отнести наличие необходимых трудовых ресурсов, их квалификационный уровень, сравнительно низкую стоимость рабочей силы, местных сырьевых ресурсов, малые накладные расходы, значительные резервы мотивации, рост значимости экономических инструментов регулирования развития малых форм хозяйствования со стороны федеральных и региональных регуляторов, налоговые преференции, высокая способность к кооперированию, объединению усилий, способность трансформироваться в другие формы хозяйствования, использовать малые ниши, недоступные для других участников рынка, использование технологических ноу-хау и другое.
Слабыми сторонами МАФХ на сегодняшний день являются довольно низкая доступность в системе банковского кредитования, самая неэффективная среди всех аграрных производств система реализации товарной продукции, весьма проблемная система материально-технического снабжения, низкий уровень производственного и другого сервиса [8].
Следует отметить и большие существующие проблемы по возможностям хранения, переработке произведенного сельскохозяйственного сырья, по организации процесса упаковки произведенной продукции в соответствии с современными требованиями внутреннего и зарубежного рынка. Все еще очень медленно снижаются затраты живого труда и мало растет производительность труда. Малое производство острее других участников рынка страдает от низкого уровня механизации основных производственных процессов, низкой энергообеспеченности и энерговооруженности. Участники МАФХ плохо осведомлены по конъюнктуре рынка, не располагают данными по исследованиям рынка. По различным причинам у них не хватает доступа к консультационным технологическим, бухгалтерским, юридическим и другим услугам, к повышению своей квалификации. Проблемой являются трудности с временной подменой на период болезни, отпуска и другое. Участники субъектов малых аграрных форм хозяйство-
вания испытывают постоянную нехватку торговых мест в местах своего проживания и производства в условиях отсутствия лоббирования своих интересов на местном и региональных уровнях.
К факторам, которые также значительно препятствуют развитию субъектов малых аграрных форм хозяйствования, следует отнести слабую правовую защиту. По семейному и индивидуальному сельскохозяйственному производству в региональных документах не достаточно отражены правовые условия по государственной поддержке. Здесь же следует сказать и о не недостаточно отлаженной практике защиты земельных прав участников малого земельного рынка. И как уже отмечалось выше весьма острой и болезненной остается нерешенная проблема по доступу субъектов МАФХ к доступному, дешевому кредитованию.
Особо следует ещё раз отметить необходимость решения проблем по совершенствованию системы мелкооптовой и розничной сбыта товарной продукции, системы материально-технического обеспечения, сервисного технологического обслуживания субъектов МАФХ. Подавляющее большинство семейных хозяйств используют низкоэффективные технологии производства при очень больших затрат труда. Малые сельские производители ощущают на себе большие проблемы с получением рыночной информации по конъюнктуре. Много вопросов по сырью, товарам и услугам технологического, экономического и правового обеспечения, по возможностям повышения своей квалификации. Все еще остается неотрегулированным и механизм по эффективному взаимодействию государственных и местных органов управления с крестьянско-фермерскими, личными подсобными хозяйствами, другими участниками малого сельского производства.
Кроме того, весьма затруднена оценка реального состояния функционирования малого сельского производства по причине слабости системы сбора полноценной информации по объемам производства продукции, по
структуре производства, размерам хозяйствования, поголовью животных и птицы и другим позициям. И, как мы уже отмечали, ключевой проблемой сельского хозяйства и особенно субъектов малого хозяйствования остается весьма низкая по сравнению с развитыми аграрными экономиками производительность труда. Этот главный экономический показатель значительно ниже уровня аграрной практики развитых стран. Главным фактором такого разрыва по производительности труда является весьма высокая инновационная активность в аграрном производстве, диктуемая высокой конкуренцией открытой рыночной среды.
Важным инструментом конкурентного преимущества является механизм поддержки малых аграрных форм хозяйствования государственной программой «Поддержка начинающего фермера», которая предусматривает грантовую поддержку по созданию, обустройству и модернизации производства в крестьянско-фермерских хозяйствах. Для КФХ, осуществляющим строительство, реконструкцию объектов в животноводстве, данной программой предусмотрена федеральная бюджетная компенсация в размере до 30% всех расходов.
Эффективным инструментом поддержки является и программа «Господдержки кредитования МФХ». Она направлена на повышение объемов производства и реализации с.-х. продукции, для этого используется механизм субсидирования кредитной ставки в размере до 95% учетной ставки ЦБ РФ для целей: покрытия страховки, приобретения с.-х. животных, технических средств, ГСМ, запасных частей, стройматериалов для теплиц, средств защиты растений, удобрений, кормов, ветеринарных средств и др. материалов.
Продолжается поддержка процедуры оформления КФХ земельных участков в собственность с компенсацией затрат по кадастровой оценке. Расходы по компенсации кадастра в размере 50% несет федеральный, оставшуюся часть оплачивают региональные субъекты федерации. В 2012-
2014 гг. на оформление 3-х млн га было выделено по 4,2 млрд руб. Общий объем государственной бюджетной поддержки МАФХ в 2013 г. составил 12,7 млрд руб., в 2014 г. - 13,1, в 2015 - 12,3 млрд руб.
Реализация указанных мер господдержки МАФХ сопровождается определенными рисками, среди которых следует отметить:
- превышение плановой численности числа участников малых аграрных форм хозяйствования. Поддержка оказывается порядка трем тысячам начинающих фермеров и 150 личным подсобным хозяйствам, производящим продукцию животноводства. Однако число желающих участвовать в программе, как показывает практика, превышает эту плановую численность;
- при оформлении участков для крестьянско-фермерских хозяйств число желающих также бывает больше программной численности. Поэтому сроки оформления земельных участков пришлось продлить. По этой причине земельный рынок формируется с отставанием от запланированных сроков, с ним и залоговая база для целей кредитования;
- большое отставание от намеченных сроков отмечается в системе развития с.-х. кооперирования по причине отсутствия гарантий по компенсации отклонений от запланированных показателей работы кооперативов. Эта ситуация объясняется ставшим уже традиционным недоверием участников малых аграрных форм хозяйствования к действующим кооперативам, которые часто сравнивают с прежними колхозами. Все это говорит о слабой разъяснительной работе с населением, членами МАФХ, недостаточном распространении эффективного опыта работы передовых кооперативов.
В период с 2006 г. по 2013 год господдержка малых аграрных форм хозяйствования в целом по стране за счет федеральных бюджетных возможностей выросла с 2 млрд руб. до почти 9 млрд руб. Основной удельный вест протекционизма приходится на субсидирование кредитной про-
центной ставки. За три последних года при поддержке указанных программ было создано 7700 крестьянско-фермерских хозяйств, в том числе в 2012 г. - около 1 700 ед., в 2013 г. - порядка 2800 КФХ, в 2014 г. более 3 тыс. ферм. Благодаря программам было создано около 23 тыс. новых рабочих мест. В целом объем финансирования данных программ, с учетом региональных бюджетов составил 10, 5 млрд руб..
Вторым важным шагом в поддержке процесса поддержки развития малых аграрных форм хозяйствования является укрепление их кооперации. Число сельскохозяйственных кооперативов в Краснодарском крае с 2008 года увеличилось с 76 до 167 в 2014 году, из которых кредитных функционирует - 57, перерабатывающих - 19, снабженческих и сбытовых - 91. В настоящее время в них насчитывается около 4 тыс. постоянных членов, а объем основных производственных фондов насчитывает более 50 млн руб. Членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов являются владельцы и собственники личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств [3, 5].
Сегодня в крае создана и работает двухуровневая система кооперирования, в которую вошли кооперативы второго уровня «Гарант Кубани» и «Деловой партнер», которые способны существенно повысить конкурентные возможности МАФХ. В региональной системе кооперации второго уровня насчитывается 37 кооперативов, в том числе 17 кредитных и 20 снабженческо-сбытовых. На базе кооперативов второго уровня создан кооперативный гарантийный фонд с участием государства. За период работы данной системы с 2008 года по настоящее время этими кооперативами было предоставлено поручительств на сумму в объеме 521 млн руб., что позволило привлечь из других источников на каждый рубль полученных средств 9 руб. из других источников. Таким образом, на развитие малых форм хозяйствования удалось направить более 5 млрд руб. Следует отметить, что порядка 70% дополнительно выделенных таким образом гаран-
тий было направлено на развитие проблемных позиций МАФХ в овощеводстве, животноводстве и системе реализации произведенной продукции.
В качестве вывода следует отметить, что согласно опросам владельцев МАФХ устойчивое развитие малых форм хозяйствования нашего региона в настоящее время продолжает сдерживаться значительным финансовым дефицитом ресурсов у собственников хозяйствования, этот фактор не позволяет расширить им площади с.-х. площадей, поголовье животных и птицы, формировать необходимые основные и оборотные средства. К серьезной практической проблеме владельцы малых аграрных форм хозяйствования относят также высокие темпы инфляции, отрицательно влияющие на стоимость кредитования, рост цен на ГСМ, большие затраты на обновление и укрепление технической и материальной базы производства и трудности с обеспеченностью оборотными средствами. Отмеченные нами макро и микроэкономические факторы производства, а также большая зависимость малых аграрных форм хозяйствования от климатических условий, требует повышения эффективности использования государственных экономических инструментов инвестиционного и другого регулирования.
Литература
1. Журавель В.Ф. Организационно-экономические аспекты технологических процессов инновационной деятельности в аграрной сфере / В.Ф. Журавель // Terra Economi-cus. 2008. Т. 6. № 3-3. - С. 163-166.
2. Кобозева Е.М. Роль регионального АПК в системе импортозамещения / Е.М. Кобозева, И.Г. Иванова // В сборнике: Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году Материалы научно-практической конференции. 2015. С. 109-114.
3. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве: стат. сб. - Краснодар: Краснодарстат, 2015. - 137 с.
4. Папахчян И. А. Развитие региональной аграрной экономики и роль малого хозяйствования / И. А. Папахчян, А.В.Толмачев, Лисовская Р.Н. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. - № 111. - С. 776-792.
5. Сельское хозяйство Краснодарского края: - Краснодар: Краснодарстат, 2015.
- 237с.
6. Смирнов В.В. Проблемы экономической устойчивости развития регионального аграрного производства / В.В. Смирнов // Региональное развитие. 2015. № 2 (6). С. 5.
7. Сыромятников Д.А. Финансовый инструментарий повышения конкурентоспо-собности предприятий малого и среднего бизнеса / Д.А. Сыромятников // Проблемы сов-ременной экономики (Новосибирск). 2012. № 10. С. 143-147.
8. Толмачев А.В. Межхозяйственное кооперирование техники / А.В. Толмачев // Тракторы и сельхозмашины. 1997. - № 11. - С. 17-18.
9. Тубалец А. А. Ретроспектива развития и регулирования малых форм производства /А. А. Тубалец, Р.Н. Лисовская, А.В. Толмачев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. - № 108. - С. 654-668.
10. Тюпаков К.Э. Формы и источники финансирования воспроизводства материально-технической базы отечественных сельхозтоваропроизводителей / К. Э. Тюпа-ков, И. А. Папахчян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. № 2. - С. 142-150.
11. Shamrov K.N. Problems of the developing agricultural economy / K.N. Shamrov, A.V. Tolmachev, I. A. Papakhchyan // Академическая наука - проблемы и достижения Материалы VII международной научно-практической конференции. North Charleston, SC, USA, 2015. - С. 261-263.
References
1. Zhuravel' V.F. Organizacionno-jekonomicheskie aspekty tehnologicheskih pro-cessov innovacionnoj dejatel'nosti v agrarnoj sfere / V.F. Zhuravel' // Terra Economi-cus. 2008. T. 6. № 3-3. - S. 163-166.
2. Kobozeva E.M. Rol' regional'nogo APK v sisteme importozameshhenija / E.M. Kobozeva , I.G. Ivanova // V sbornike: Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konfe-rencija po aktual'nym voprosam jekonomiki i gumanitarnyh nauk v 2015 godu Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 109-114.
3. Maloe predprinimatel'stvo v sel'skom hozjajstve: stat. sb. - Krasnodar: Kras-nodarstat, 2015. - 137 s.
4. Papahchjan I.A. Razvitie regional'noj agrarnoj jekonomiki i rol' malogo ho-zjajstvovanija / I.A. Papahchjan, A.V.Tolmachev, Lisovskaja R.N. // Politematicheskij sete-voj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo univer-siteta. 2015. - № 111. - S. 776-792.
5. Sel'skoe hozjajstvo Krasnodarskogo kraja: - Krasnodar: Krasnodarstat, 2015. -
237s.
6. Smirnov V.V. Problemy jekonomicheskoj ustojchivosti razvitija regional'nogo agrarnogo proizvodstva / V.V. Smirnov // Regional'noe razvitie. 2015. № 2 (6). S. 5.
7. Syromjatnikov D.A. Finansovyj instrumentarij povyshenija konkurentospo-sobnosti predprijatij malogo i srednego biznesa / D.A. Syromjatnikov // Problemy sov-remennoj jekonomiki (Novosibirsk). 2012. № 10. S. 143-147.
8. Tolmachev A.V. Mezhhozjajstvennoe kooperirovanie tehniki / A.V. Tolmachev // Traktory i sel'hozmashiny. 1997. - № 11. - S. 17-18.
9. Tubalec A.A. Retrospektiva razvitija i regulirovanija malyh form proizvod-stva /A.A. Tubalec, R.N. Lisovskaja, A.V. Tolmachev // Politematicheskij setevoj jelek-tronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2015. - № 108. - S. 654-668.
10. Tjupakov K.Je. Formy i istochniki finansirovanija vosproizvodstva materi-al'no-tehnicheskoj bazy otechestvennyh sel'hoztovaroproizvoditelej / K.Je. Tjupakov, I.A. Pa-pahchjan // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 5: Jekono-mika. 2012. № 2. - S. 142-150.
11. Shamrov K.N. Problems of the developing agricultural economy / K.N. Sham-rov, A.V. Tolmachev, I. A. Papakhchyan // Akademicheskaja nauka - problemy i dostizhe-nija Materialy VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. North Charleston, SC, USA, 2015. - S. 261-263.