IMHI^SI
УДК 005.7
https://doi.org/10.31775/2305- 3100-2018-3-44-48
ПОВЫШЕНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГОВ
Н.С. Безуглая, И.А. Панфилова
Южный институт менеджмента, Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. Главным ресурсом фирмы является персонал. Для того чтобы компания продуктивно работала, необходимо и подобрать команду единомышленников, и постоянно проводить их обучение, особенно тренинги. Акцентирование внимания на повышение образованности персонала приносит ожидаемо высокий результат, потому что вместе с приобретением практических навыков сотрудниками и совершенствования действующих в компании бизнес процессов способны стимулировать персонал к самостоятельному развитию. Сотрудники компаний отрабатывают различные навыки на тренингах, повышая производительность труда, и, соответственно, за счет повышения продуктивности минимизируют затраты времени на освоение новых технологий. Расходы компаний на тренинги с привлечением сторонних фирм или введение в штат тренеров окупаются достаточно быстро ввиду снижения издержек, связанных с ошибками или отсутствием необходимых навыков сотрудников. Таким образом, посредством тренингов можно существенно повысить кадровый потенциал компании. На российском рынке представлено множество тренинговых компаний, индивидуальных тренеров и коучей, как и необычайно креативных, так и имеющих большой опыт и известность. Направленность тренингов разнообразна: предлагаются и тренинги личностного роста, повышения стрессоустойчивости, выработки лидерских качеств; наряду с ними высоким спросом пользуются и тренинги по освоению новых технологий маркетинга, ^-технологий, разрешению конфликтов в организации, формированию клиентоориентированности, отработки навыков оформления документов, деловой переписки, формированию имиджа. На текущий момент, российские компании предпочитают приглашать для различного рода тренингов компании, специализирующиеся на необходимого рода тренингах, без применения труда штатных тренеров и психологов.
Ключевые слова: бизнес-тренинг, развитие, тренер, персонал, кадровый потенциал Для цитирования: Безуглая Н.С., Панфилова И.А. Повышение кадрового потенциала организации через применение тренингов // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. №3. С. 44-48. org/10.31775/2305-3100-2018-3-44-48 Конфликт интересов отсутствует
IMPROVEMENT OF THE PERSONNEL POTENTIAL OF THE ORGANIZATION THROUGH THE APPLICATION OF TRAININGS
Natalia S. Bezuglaya, Irina A. Panfilova
Southern Institute of Management, Krasnodar, Russian Federation
Abstract. The main resource of firm are the personnel. For productive work of the company it is necessary to pick up the team of adherents and to constantly provide their tuition, especially trainings. Emphasis of attention to increase in education of personnel is brought expected good result, because together with acquisition of practical skills by employees and improvement of the processes operating in the company business are capable to stimulate personnel to independent development. Staff of the companies work various skills on trainings, increasing labor productivity, and, respectively, due to increase in efficiency minimizes expense of time for development of new technologies. Expenses of the companies on trainings with involvement of third-party firms or introduction to staff of trainers pay off quickly enough in view of decrease in the costs, connected with mistakes or lack of necessary skills of employees. Suchwise, with trainings it is possible to significantly increase the personnel potential of the company. The set of the training companies, individual trainers and coaches, as well as extraordinary creative, and
having wide experience and popularity is presented at the Russian market. The orientation of trainings is various: trainings of personal growth, increase in resistance to stress, development of leadership skills are offered; along with them trainings on development of new technologies of marketing, IT-technologies, resolution of conflicts in the organization, to formation of customer focus, working off of skills of paperwork, business correspondence, formation of image are in great demand. At the moment, the Russian companies are preferred to invite for different trainings of the company, specializing on a necessary sort trainings, without application of work of regular trainers and psychologists.
Keywords: business training, progress, coach, personnel, staff potential
For citation: Bezuglaya N.S., Panfilova I.A. Improvement of the personnel potential of the organization through the application of trainings. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2018;(3):44-48. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305- 3100-2018-3-44-48
There is no conflict of interests
В современных условиях грамотный и высококвалифицированный коллектив становится конкурентным преимуществом предприятия и эффективным ресурсом, для достижения стратегических задач компании.
Целью данной работы является исследование роли тренингов в повышении кадрового потенциала компании.
Задачи исследования состоят в том, чтобы определить необходимость применения тренингов для формирования кадрового потенциала и исследовать российский рынок тренингов.
Актуальность исследования обусловлена недостаточным уровнем производительности даже на передовых предприятиях нашей страны. С одной стороны это объясняется неразвитостью рыночной инфраструктуры и недостаточным уровнем организационной культуры, а с другой стороны, сложившимися ранее обычаями ведения бизнеса в рыночных условиях и квалификацией менеджеров, нуждающейся в повышении. В первом случае причины обусловлены макроэкономическими условиями, а во втором - причинами, скрытыми в самой организации. Основной внутрифирменной причиной является бесконечное изменение внутренней и внешней среды и соответствующих требований к персоналу. В связи с чем, возрастает необходимость становления системы менеджмента и формирования кадрового потенциала, посредством тренингов в том числе.
Главные задачи тренинга:
- для бизнеса - увеличение темпа роста прибыли организации;
- для государственных или некоммерческих организаций - рост результативности их работы.
Традиционное обучение отличается от тренинга тем, что дает характеристику основным областям и способам ведения бизнеса, а тренинг формирует навыки и умения.
Способность организации каждый день повышать квалификацию своего персонала считается одним из главных факторов успеха организации в
целом. Для большинства российских организаций развитие и обучение персонала, в современном мире жесткой конкуренции и нехватки кадров на рынке труда, приобретает особенный смысл. Требования к уровню квалификации персонала организации определяется требованиями рынка к качеству товаров или услуг, а так же технологиям продаж. Поэтому полученные ранее знания, умения, навыки, которые позволяли сотрудникам выполнять качественно свою работу еще вчера, сегодня стали неэффективными.
Формирование кадрового потенциала - это система взаимосвязанных действий, выключающая в себя формулировку стратегии, прогнозирование и планирование, мотивация за счет управления карьерой и профессиональным подъемом, организации процесса обучения, создания комфортных условий адаптации, проведение тренингов, формирования организационной культуры [1].
Тренинг персонала - это совокупность действий, которые разрабатываются в рамках программы обучения и ориентируются на систематическое повышение знаний, навыков и умений коллектива. Такое обучение персонала происходит в рамках программ развития сотрудников и включает следующие составляющие: ротация, планирование карьеры, повышение квалификации и переподготовка, профессиональное обучение, освоение новых технологий.
Задача повышения кадрового потенциала -увеличить личный потенциал каждого работника и всех в совокупности для решения задач в области развития и функционирования организации. Преимуществами, которые получает организация, в итоге применения тренингов являются:
- повышение эффективности деятельности в целом;
- повышение производительности персонала организации;
- формирования взаимодействия работников на высоком уровне;
- совершенствование методов мотивации персонала на основании последних исследований;
- развитие кадрового потенциала для удовлетворения текущих и будущих потребностей организации;
- формирование лояльности персонала к политике компании.
Тренинг - самый распространенный тип обучения, при котором сотрудники овладевают важными знаниями и навыками для выполнения своих функциональных обязанностей. Бизнес-тренинг -это трудоемкий процесс, охватывающий все виды деятельности и требующий системного подхода. Структура бизнес-тренинга может состоять из различного набора элементов, таких как: тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги тайм-менеджмента, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги по внедрению корпоративной культуры. На тренингах используются следующие методы: мозговой штурм, игровые (деловые, ролевые игры), групповая дискуссия, кейсы, видеоанализ и др [5].
Постоянно изменяющиеся экзогенные (нормативная база функционирования организации, экономическая политика государства, появление конкурирующих структур и новых технологий) и эндогенные факторы (применение новых технологий, качественное изменение кадрового состава, структуры организации), подводят к необходимости целенаправленного процесса обучения персонала и поддержания уровня кадрового потенциала.
При достижении долговременных и кратковременных целей, необходимость увеличения конкурентоспособности и проведение организационных перемен требует опираться на спланированную и организованную работу по обучению персонала компании. Дело не может ограничиваться передачей определенных знаний сотрудникам и развитием у них необходимых способностей.
Сотрудникам в процессе обучения передаются данные о нынешнем состоянии дел и о вариантах развития организации. Обучение не только повышает уровень трудовой мотивации, сопереживание персонала за свою организацию, но и вовлеченность в ее дела. Руководство большинства организаций осознают важность этих вопросов и проводят работу по широкомасштабному обучению персонала различных уровней, так как уверены, что именно поддержание кадрового потенциала на нужном уровне обеспечить процветание организации.
Проводимые тренинги можно разделить на следующие группы:
- тренинги, направленные на повышение результативности работы команды и организации в
целом: создания команды; эффективные коммуникации;
- тренинги по наработке навыков, направленных на повышение эффективности бизнес-процессов: управление проектами; управление продажами; финансы; продажи по телефону; маркетинг; подбор персонала;
- тренинги, для повышения личной производительности менеджеров и сотрудников: повышение личной эффективности; эффективности управления временем, стрессоустойчивостью, командой, мотивацией, управление конфликтами; лидерство; проведение эффективных собраний; публичного выступления;
- тренинги по обучению персонала: наставничество (коучинг); тренинг для тренеров; способности эффективной передачи полномочий (делегирование) [2].
Умение выступать перед аудиторией является для тренера основополагающим моментом профессионализма. Основным тренерским навыком является определение достижимости целей тренинга. Специфичность работы тренера (за минимальное время передать максимум содержания) требует тщательной подготовки, при этом общественный и синтетический характер профессии не позволяет делить тренерские способности на важные и факультативные.
Такая форма передачи навыков и умений, как тренинги, родились в США в 40-е годы ХХ века. В Россию эта культура пришла в начале 90-х годов, что было связано с переходом на рыночную экономики по западному типу. Этот переход породил возможность появления в России крупных западных компаний, которые и стали единственными заказчиками различного рода тренингов. Оживление производства и конкуренции в начале 2000-х, привело к пониманию собственников бизнеса, которые пришли к пониманию значения обучения сотрудников современным правилам ведения бизнеса. Рынок тренингов заполнили отечественные тренинговые компании - «Школа менеджеров «Арсенал», «Стратегии обучения», «Менеджмент Трейнинг Интернэшнл (MTI)», «Бест-Тренинг» и другие. Основатели указанных компаний являлись психологами. Так же появилась практика независимых тренеров или коучей, которые разработали свои уникальные методики и не желают «делиться» собственным «ноу-хау» с посредниками. На текущий момент ежедневно появляются новые имена тренеров, рождаются новые компании (например, Борис Мастеров, который работает в консалтинго-во-тренинговой компании «Персонал UPGRADE») [3].
На рынке тренингов в настоящий момент существует несколько типов компаний: крупные западные и российские тренинговые компании, средние и маленькие, компании агентского типа и частные тренеры. Тренинги подразделяются на две большие группы: бизнес-тренинги и тренинги личного роста. Эффективный бизнес-тренинг, с точки зрения топ-менеджера, способствует наработке определенных навыков, таких, как работа с клиентами или эффективное управление персоналом, и помогает участникам приобрести устойчивые навыки и систематизировать свой опыт.
Статистические исследования тренинговых компаний показывают, что участники бизнес-тренингов делятся на группы следующим образом: топ-менеджмент - 20%; средний менеджмент -30%; рядовые сотрудники - 50 %. Среди них спрос на тренинги по переговорам и презентациям - 32%; по маркетинг - 15%; продажи - 19%; управление -12%; управление финансами - 5%; формирование
команды - 9%; управление временем - 3%; остальные - 5% [4].
Организации, приглашающие тренинговые компании к сотрудничеству, наиболее часто акцентируют внимание на обучении отдела продаж как основной результативной единицы, приносящей прибыль и взаимодействующей с клиентами реальными и потенциальными. Это обуславливает рост спроса на тренинги по переговорам и презентациям, продажам. На втором месте такая категория персонала, как высший и средний менеджмент, которому требуется постоянное повышение эффективности управления персоналом и бизнесом в целом. Также большим спросом пользуются тренинги по формированию команды, управлению и развитию собственных способностей. О разнообразии проводимых тренингов, а так же направления развития спроса и предложения на рынке тренингов свидетельствуют данные из таблицы 1.
Таблица 1
Примеры предлагаемых тренингов различными российскими компаниями1
Название Компания Описание
Trade-маркетинг: интегрированный подход Бизнес-школа SRC На семинаре предлагается освоить построение системы маркетингового взаимодействия между оптовыми и розничными продавцами, современные инструменты торгового маркетинга (trade-маркетинг). Аудитория: • Руководители отделов продаж; • Коммерческие директора и директора по маркетингу; • Сотрудники отделов оптовых и региональных продаж, региональные представители; • Руководители отделов по работе с розницей и иных специалистов системы маркетинга, желающих систематизировать и углубить знания по данной теме.
Алгоритм разработки успешной маркетинговой стратегии: шаг за шагом Бизнес-школа SRC Цель семинара - обучение антикризисной стратегии маркетинга, как меры воздействия при наличии кризиса ликвидности. Главное преимущество состоит в способности быстро «перестраиваться» под меняющуюся среду рынка и выявлять потенциал предпринимательских возможностей для стабилизации экономического положения .
Как работать с «трудными» подчиненными: инструменты управления в проблемных ситуациях Бизнес-школа SRC Целью семинара является получение навыков преодоления сложных ситуаций (конфликтов, манипуляций, сложных характеров сотрудников и т.п.), возникающих в процессе руководства подчиненными организации/отдела. Предназначен для директоров подразделений, руководителей и менеджеров отделов, для тех у кого в подчинении находится и более двух сотрудников.
Мастерство деловой переписки Бизнес-школа SRC Эффективность компании во многом зависит от письменной коммуникации - именно при ней теряются до 80% информации, что неизбежно приводит к многочисленным организационным патологиям. Игнорирование деловой переписки как фактора управляемости бизнеса не всегда ощущается на уровне конкретных потерь, но всегда к ним приводит. Целевая группа -сотрудники, которые в процессе выполнения своих должностных обязанностей взаимодействуют в формате деловой переписки с коллегами и партнерами.
Материальная мотивация на основе КР1 Business Plant Семинар ориентирован на работников отдела персонала и топ-менеджеров, для которых актуальна разработка эффективной модели мотивации персонала, способной увеличить результативность труда.
1 Источник: ПК-менеджмент. Ведущий портал о кадровом менеджменте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hrm.ru (Дата обращения 14.09.2018)
Из приведенной выборки проводимых тренингов можно заключить, что посредством тренингов на практике решаются задачи как индивидуального развития сотрудников, так и развития предприятия в целом, потому что тренинг с одинаковым содержанием нацелен на решение задач разного масштаба (индивидуального, системного, стратегического).
На различных этапах жизненного цикла предприятия место и роль корпоративных тренингов, их подготовка и проведение согласуются с типом стратегии обучения организации: поддерживающая или инновационная. На этапе зрелости организация функционирует стабильно, и тренинги имеют поддерживающий характер. Тогда как в условиях организационных изменений, в остальные периоды жизненного цикла, корпоративный тренинг является важным инструментом преобразования, который обеспечивает управление изменениями и носит инновационный характер [6].
Безусловно, тренинги на сегодняшний день очень популярны как на индивидуальном уровне, так и на корпоративном. Наиболее востребованы программы, связанные с развитием лидерства. Рост доли дистанционного обучения посредством телекоммуникационных технологий на рынке говорит о стремлении компаний и сотрудников минимизировать издержки как временные, так и материальные, что позволяет предположить только расширение этого спектра услуг.
Постоянно меняющаяся внешняя и внутренняя среда вносит свои изменения в организационную культуру, объединяющую сотрудников любой компании. Постоянные стрессы, изменения законодательства, применение новых технологий и т.д. являются рисками для успешности организации, а наиболее эффективным способом минимизации рисков, в данном случае, выступает проведение тренингов различной направленности на системной основе. Важно отметить, что психологическое состояние сотрудников, так как и своевременное получение необходимых навыков применения ноу-хау существенным образом повысит эффективность работы организации за счет снижения
ошибок, рационализации использования рабочего времени и снижения уровня конфликтности в коллективе. Приведенные факторы ведут к неизбежному развитию рынка тренингов, где появляются новые организации, создаются новые программы и системы формирования кадрового потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буйло Е.В., Иванова И.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности // Научно-методическая работа. 2014. №12. С. 12.
2. Журавлев Алексей. Специфика обучения с помощью тренингов // Научные исследования в образовании. 2013. №1. С.49-53.
3. Кибанов А.Я. Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала. М.: Проспект, 2017. 998 с.
4. Натейкина Ю.О. Тренинг как способ профессионального развития персонала // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №3-1 (45). С. 51-52.
5. Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: И.Д. Вильямс, 2015. 672 с.
6. Юрасова Ю.В. Обучение торгового персонала. Курс тренингов эффективных продаж. М.: Дашков и Ко, 2015. 136 с.
REFERENCES
1. Builo E.V., Ivanova I.V. Training as a method of development of communicative competence. Scientific and methodical work. 2014; (12):12. (In Russ.)
2. Zhuravlev Alexey. Specificity of training with the help of trainings. Scientific researches in education. 2013; (1):49-53. (In Russ.)
3. Kibanov A.Ya. Organization of training and additional professional education of personnel. Educational and practical guide. Moscow, Prospekt, 2017. 998 p. (In Russ.)
4. Nateikina Yu.O. Training as a way of professional development of personnel. International Scientific and Research Journal. 2016; (3-1):51-52. (In Russ.)
5. Mescon M.H., Albert M., Khedouri F. Management. New York, Harper & Row, 1988. 390 р.
6. Yurasova Yu.V. Training of sales personnel. The course of trainings of effective sales. Moskow, Dash-kov and Co, 2015. 136 p. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 2.07.2018
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Безуглая Наталия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар, Россия. Тел.: (918) 135 05 57, e-mail: [email protected]
Панфилова Ирина Афинодоровна, магистрант Южного института менеджмента, г. Краснодар, Россия. Тел.: (918) 017 43 63, e-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Bezuglaya Natalia Sergeevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at Department of Management, Marketing and Entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar, Russia. Ph.: (918) 135 05 57, e-mail: [email protected]
Panfilova Irina Afinodorovna, Postgraduate of the Southern Institute of Management, Krasnodar, Russia. Ph.: (918) 017 43 63, e-mail: [email protected]