ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ - ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА РЕФОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВСТРОИТЕЛЬСТВЕ
IMPROVING PRODUCT QUALITY AS A KEY ISSUE OF REFORM OF TECHNICAL REGULATION IN THE CONSTRUCTION
INDUSTRY
А.А.Лапидус
A.A. Lapidus
ФГБОУ ВПО «МГСУ»
Обсуждаются некоторые аспекты совершенствования современной нормативной базы, рассмотрены пути повышения качества строительной продукции, а также роль образования, стандартизации и сертификации в совершенствовании системы саморегулирования.
This paper discusses some aspects of improving the current legal framework, examined ways to improve the quality of construction products, as well as the role of education, standardization and certification to improve self-regulation systems.
Современные исследования демонстрируют, что для повышения качества продукции и, как следствие, обеспечения безопасности объектов строительства, возникла потребность в кардинальных изменениях в строительной сфере, результатом которых стало бы переоснащение отрасли, ее модернизация, доступ на рынок новых материалов и оборудования, создание технических нормативов, их легитимирующих. Все это может быть осуществлено в процессе комплексной реализации реформы технического регулирования.
Понятие «техническое регулирование» довольно широко применяется в научной и производственной практике, а в качестве государственной нормы сформулировано в ФЗ № 184 «О техническом регулировании» 2002 г. [1]. С тех пор в закон внесено много поправок, позволивших активнее использовать на практике его положения.
Документ использует сложившиеся в настоящее время научные и практические достижения в области технического регулирования и дает исчерпывающее толкование понятия технического регулирования: правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование
8/2011 ВЕСТНИК
отношений в области оценки соответствия. Именно эта формулировка закона очерчивает круг интересов профессионалов, занимающихся техническим регулированием вообще и в строительстве, в частности. К ним следует отнести вопросы, связанные с разработкой и внедрением современной нормативной базы; повышением качества продукции; безопасностью как самой продукции, так и жизни потребителей этой продукцией; оценкой соответствия, стандартизацией и сертификацией процессов и продукции; саморегулированием в строительстве, обучением, аттестацией и повышением квалификации, и другими являющимися производными от перечисленных выше проблем.
Столь обширный перечень основных факторов, формирующих среду влияния технического регулирования, позволяет ученым и практикам объединяться в рамках научных интересов. Остановимся подробнее на современном состоянии перечисленных аспектов.
СОВРЕМЕННАЯ НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Разнообразные методологические действия, предпринимаемые в процессе реформы нормотворчества в России, направлены на то, чтобы в стране в максимально короткие сроки появилось все, что составляет предмет гордости мировой строительной отрасли.
В последнее время в профессиональном сообществе развернулась дискуссия вокруг ситуации с развитием нормативных документов. Большинство действующих российских СНиПов создавались еще в советское время. Самый современный документ относится к 2003 г. Внедренные в последние годы «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [2] и «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [3] были критически восприняты строительным сообществом, но при этом отмечены как серьезный шаг вперед. Однако в связи с подписанным межправительственным соглашением создание технических регламентов в рамках компетенции органов власти РФ сейчас приостановлено. Отныне технический регламент стран - членов Таможенного союза - России, Казахстана и Белоруссии выпускается как совместный документ, утверждается соответствующими органами трех стран, и эта работа еще впереди.
Как же быть строителям и проектировщикам? Работать со старой базой?
Есть два основных обсуждаемых аспекта: формирование новой базы отечественных нормативов в соответствии с законом «О техническом регулировании» и гармонизация наших нормативов с Еврокодами. К сожалению, в ходе дискуссии появились сторонники уничтожения той базы, которая создавалась годами и имела заслуженный авторитет не только у отечественных специалистов, но и за рубежом. Такой подход, по нашему мнению, недопустим. Только комплексная оценка проблемы позволит навести порядок в вопросах формирования нормотворческой базы в строительстве. Работы по гармонизации СНиПов и Еврокодов следует осуществлять параллельно, актуализируя существующие СНиПы, создавая новые технические регламенты и постепенно приближая Еврокоды к национальным особенностям России.
Руководствуясь такой логикой, Минрегион принял решение об актуализации существующих СНиПов — их модификации с учетом появившихся современных результатов исследований, прихода на рынок новых материалов и оборудования. Работа начата в 2010 г., завершению планируется к середине 2012 г. Сможет ли она полностью удовлетворить чаяния профессионалов? Думается, что нет. Но такая задача и не ставится, ведь параллельно с актуализацией нормативов ведется работа по гармонизации СНиПов и Евро-кодов - очень важному шагу нашей интеграции в мировое строительное сообщество.
Именно комплексный подход в вопросах нормотворчества позволит создать современную отечественную нормативную базу для профессионалов.
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Одна из основных задач технического регулирования - модернизация производства: системное обеспечение появления на нашем рынке новейших технологий, материалов и оборудования, что приведет к значительному улучшению качества строительной продукции. Следствием этого является обеспечение безопасности как самой продукции, так и жизнедеятельности ее потребителей - граждан Российской Федерации.
В комплексе с внедрением инновационных достижений модернизация создаст в стране предпосылки к серьезному качественному скачку, позволяющему в дальнейшем надеяться на кардинальные количественные и качественные перемены в жизни общества. Тут и увеличение количества квадратных метров на душу населения, и улучшение параметров жилья с учетом энергоэффективности и энергосбережения, а главное - переход на другой уровень с точки зрения формирования новых стандартов жизни.
Количественный и качественный переход экономики страны в сложившейся ситуации можно совершить только на основе реализации комплекса мероприятий, соединяющих в себеиндустриализационные и инновационные программы в производстве, и в частности в строительстве.
Руководство страны уделяется пристальное вниманиетеме инновации в различных документах, на встречах со специалистами, в официальных выступлениях. Можно четко сформулировать, что инновацией считается не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Именно инновация характеризуется возможностью приведения на рынок товаров и услуг с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности существующих производственных систем.
Важную роль в продвижении инновационных идей играет техническое регулирование как инструмент обеспечения допуска на отечественный рынок современных технологий, материалов и оборудования. Главное - достаточно быстро и без тех проволочек, которые до сих пор являются нашей жизненной реалией.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Системотехника в строительстве [4] рассматривает стандартизацию как один из важнейших системообразующих факторов производства, формирующихся на основе системности, повторяемости, вариантности и взаимозаменяемости. Эти аспекты технического регулирования, выполнение которых порой оставалось на бумаге, не менее важны, чем качественная реализация процессов создания продукции. Ориентированность экономики на решение задач стандартизации продукции позволяет решать проблемы не только количественные - достижение результатов поставленных задач по возведению новых объектов, но и экономические - сбережение ресурсов, и социальные - безопасность строительства и строительной продукции.
Сформированная правительством Федеральная целевая программа «Жилище» [5] требует значительного увеличения объемов создаваемой строительной продукции. Такой количественный скачок может быть реализован только при использовании типовых проектов, разработанных как для отдельных регионов, так и для страны в целом. Их практическое внедрение потребует стандартизировать, сертифицировать и осуществить оценку соответствия процессов и продукции. Благодаря этому будет достигнута возможность всеобщего и многократного применения не только конструктивных решений и изделий, но и проектов в целом.
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Саморегулирование в строительстве пришло на смену лицензированию как один из элементов реализации реформы ТР. Профессиональному сообществу было предло-
8/2011 ВЕСТНИК
жено на основании положений Градостроительного кодекса РФ [6] самостоятельно оценивать возможность или невозможность коллег выполнять те или иные работы, влияющие на безопасность строительства.
Первые саморегулируемые организации (СРО) в строительстве были зарегистрированы в Ростехнадзоре в апреле-мае 2009 г. В том же году были проведены учредительные съезды, на которых сформировались национальные объединения строителей, проектировщиков и изыскателей. Однако в последующем выяснилось, что количество зарегистрированных СРО значительно выросло, и их представители потребовали проведения внеочередных съездов для выборов новых руководящих органов. После этого прошли уже и очередные съезды, показавшие, что время бурь и штормов в профессиональном сообществе осталось позади. В последнее время к строителям, проектировщикам и изыскателям добавились специалисты в области энергетических обследований, реализующие программу энергосбережения и энергоэффективности [7]. Их СРО регистрирует Министерство энергетики, а недавно было создано национальное объединение.
Среди основных достижений саморегулирования в строительстве следует отметить возрождение общих для всего цеха строителей, проектировщиков и изыскателей правил. СРО превратились в профессиональные клубы по интересам, строитель, проектировщик или изыскатель знает куда обратиться, если возникла проблема методического или производственного характера. Он имеет права, и это очень важно. Не менее важно, что у него же возникают и обязанности, а их реализацию оценивают коллеги, которых он выбрал сам, а не абстрактные чиновники. Есть возможность принимать участие в нормотворчестве и законотворчестве, приблизиться на расстояние вытянутой руки к государственным организациям, активно включившись в работу профильных министерств и ведомств страны, парламентов различных уровней.
Все перечисленное - плюсы, а есть ли минусы? Безусловно. Саморегулирование в нынешней России - тема новая, и нельзя было ее реализовать, не споткнувшись на первых шагах. Существует проблема коммерциализации - выдачи за деньги допусков компаниям, не имеющим на это прав. С этим следует жестко и последовательно бороться, чтобы не опорочить идею в целом. Одной из проблем является борьба с саморегулированием в строительстве людей, выступающих от имени малого бизнеса, якобы уничтоженного нынешней реформой. При ближайшем рассмотрении мнение оппонентов выглядит, по меньшей мере, не профессионально. Ведь ни у кого из малых предприятий, осуществляющих свою деятельность по простым технологическим процессам, допуск на выполнение этих работ не требовали и требовать не будут. Значит, и вступать в СРО, платить компенсационный и прочие взносы не следует. Ну, а если эта компания вдруг захотела производить работы, влияющие на безопасность строительства, - получите допуск и отвечайте за свои действия перед обществом.
ОБУЧЕНИЕ, АТТЕСТАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Описанные аспекты технического регулирования не могут иметь динамичного поступательного развития, если при их реализации параллельно не будет развиваться образовательная система. Здесь следует отметить обучение студентов и специалистов, повышение квалификации специалистов и их аттестация. Рассмотрим каждый из перечисленных процессов.
Обучение студентов и специалистов осуществляется в процессе получения ими основного или специального образования. По тематике, связанной с техническим регулированием, создан целый перечень учебных программ в строительных университетах и на строительных факультетах вузов. Лидирующая роль в этом вопросе принадлежит Национальному исследовательскому университету МГСУ, создавшему кафедру технического регулирования, готовящую бакалавров, специалистов и магистров по
профильным дисциплинам. Также в МГСУ создают программы послевузовского прямого и дистанционного обучения, например, курсы по гармонизации Евростандартов и СНиПов, программа обучения по энергоэффективности.
Повышение квалификации специалистов отныне является обязательной процедурой для компаний, получающих допуски на ведение работ, влияющих на безопасность строительства. Система дополнительного образования обрела новую жизнь. Конкуренция между образовательными центрами приводит к их совершенствованию. Конечно, программа обучения стандартная, но центры, желая привлечь большее количество слушателей, приглашают для чтения лекций известных профессионалов и используют различные современные иллюстрационные модели.
Именно в повышении качества продукции, направленном на ее безопасность, должен быть заложен основной вектор развития строительной отрасли. Реформа технического регулирования, при комплексной ее реализации, включающая в себя формирование инновационной среды позволит достаточно быстро приблизить отечественный уровень строительства к лучшим мировым показателям. Задача исследователей, работающих в этой области, -разработать параметры и оптимальные направления успешного проведения реформы.
Литература
1. «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002.
2.«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-Ф3 от 30.12.2009.
3.«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-Ф3 от 22.07.2008.
4.Системотехника строительства : энциклопедический словарь. М., 1999.
5.Федеральная целевая программа «Жилище» : постановление Правительства РФ №1050 от 17.12.2010.
6. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ.
7. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ от 23.11.2009.
References
1. «On technical regulation» № 184-FZ of 27.12.2002.
2. «Technical Regulations on the safety of buildings and structures» № 384-FZ of 30.12.2009.
3. «Technical Regulations on Fire Safety» № 123-FZ of 22.07.2008.
4. System engineering construction :Encyclopedic Dictionary. M., 1999.
5. Federal target program "Housing" :resolution № 1050 of the GRF 17.12.2010.
6. Construction Code of 29 December 2004 № 190-FZ.
7. «On energy saving and energy efficiency improvements and on Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation» № 261-FZ of 23.11.2009.
Ключевые слова: нормативная база, качество строительной продукции, стандартизация, сертификация, саморегулируемая организация в строительстве.
Keywords: regulatory framework, quality of construction products, standardization, certification, self-regulatory organization in the construction industry.
e- mail автора: [email protected] Статья представлена Редакционным советом "Вестника МГСУ"