УДК 37.372.8
UDС 37.372.8
М.М. НЕЖЕНЦЕВ
аспирант, кафедра декоративно-прикладного искусства, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
M.M. NEZHENTSEV
Graduate student, Department of decorative and applied
arts, Orel State University E-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ»
В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
THE IMPROVIMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION IN DISCIPLINE «DESIGNING» FOR TRAINING STUDENTS OF HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN DESIGN DEPARTMENT
В настоящее время в графическом дизайне существует недостаточная разработанность учебно-методического материала в спецкурсах. Это создает необходимость формирования пакета программ и учебно-методических пособий для обучающихся по специальности «Дизайн». Данное направление позволяет студенту разрабатывать индивидуальные концепции в дизайне, учитывающие его личные характеристики и особенности ассоциативного мышления.
Ключевые слова: дизайн, композиция, проектирование, методическое пособие, графемы, клаузура, графическая сетка.
Currently there is a lack of graphic design in elaboration of educational-methodical material in special courses; this creates the need to create a package of programs and teaching aids for students of «Design.» This direction allows a student to develop his individual concepts in the design, taking into account his personal characteristics and features of associative thinking.
Keywords: design, composition, design, handbook, grapheme, klauzura, graphic mesh.
В современном образовании в области графического проектирования наблюдается процесс обучения, направленный на развитие ассоциативного мышления, а также на формирование креативного восприятия посредством владения разнообразными компьютерными технологиями для реализации основного замысла.
В дизайне полиграфии наиболее часто разрабатываемыми с позиции иллюстрации являются открытки, календари, а в учебно-методической продукции иллюстрация является наглядным пособием для студентов, освещающим основные этапы работы и объясняющим конечный результат.
Дисциплина «Проектирование» является основополагающей в процессе обучения специальности «Дизайн», а иллюстрирование занимает в проектировании значимое место. В связи с переходом российского высшего образования на Болонскую систему изменилось количественное содержание каждой дисциплины и соответственно требует нового качественного преподавания и системы наглядных пособий, в которых будут представлены современные методики. Методика «проектирования по графической сетке» (где сеткой является клаузура первого прочтения, выполненная в чёрно-белой графике) даёт возможность интерактивного решения поставленной задачи. Чётко определяет пути возможного решения, при этом оставляет возможность выхода на собственное прочтение заданного произведения.
В основе творчества лежит стремление к созданию выразительного художественного образа.
«Выразительность в искусстве - свойство художественного отражения в образной, наглядной, яркой форме раскрывать сущность изображаемых явлений и характеров, передавать отношение художника к материалу его творчества, его переживания, чувства, оценки. Выразительность - проявление активности художника, его заинтересованного отношения к жизни, оригинальной художественной интерпретации эмоционально-насыщенных образов. »[1,с.22]
Вопросы, касающиеся иллюстрирования в западноевропейской школе, глубоко освещены в работах школы Баухас, в композициях Эшера. В России этим вопросом занимались Степучев, Лапина О. А. («Как учиться самостоятельно: Учебно-методическое пособие. Иркутск: ИГЛУ, 2004), Немыкина И.Н. (Кандидатская диссертация: особенности написания и правила оформления: Методические рекомендации. М.: АПКиППРО).
Для того чтобы провести анализ и разработать концепцию улучшения преподавания проектирования в высших учебных заведениях, необходимо на данном этапе:
- изучить литературные и интернет-источники;
- проанализировать классификационные и конструктивные особенности пособий;
- изучить аналоги работы с масштабной сеткой;
- разработать концепцию основных модулей;
- создать графические образы методом иллюстрирования по графической сетке на примере пособий Степучева и экспериментальных композиций Эшера;
- визуализировать основные этапы работы на
© М.М. Неженцев © M.M. Nezhentsev
Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (61), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 61. 2014
носители;
- провести теоретический анализ учебных пособий по проблеме исследования;
- выполнить теоретическое исследование вопросов, освещенных в работах западно-европейских и российских школ.
Предлагаемая методика проектирования по модульной сетке не является чем-то абсолютно новым. Существует большое количество её вариативных решений. Из всего этого многообразия остановимся на направлении работ голландского художника Эшера и разработанной методике Р. А. Степучёва.
Маурис Корнелис Эшер (МашЙБ СотеИБ ЕБсИег. 1898-1972) известен как мастер графического представления отношений между пространственными структурами, пространством и плоскими поверхностями. В большой серии своих работ, названной «метаморфозами» (1937-1945), он отобразил «забавные» графические структуры, казалось бы, не имеющие отношения к глу -бинам естествознания. Однако эти отображения, как в магическом зеркале, неумолимо подчиняются строгим формальным определениям, отражая самое существо динамики и кинетики естественных преобразований клеточных структур. Сегодня их можно считать аллегорическим отображением самой сущности, внутреннего содержания отношений преобразований в клеточных системах.
Метаморфозы Эшера: одинаковость, сходство, порядок. «Небо и вода» - так называется одно из произведений художника. «Метаморфоза» - другое. Что между ними общего и что их отличает? Что определяет общие особенности метаморфоз Эшера? [2]
Ознакомившись в общих чертах, какое направление работ Эшера представляет для нас интерес, можно перейти к методической системе Р.А. Степучёва. И здесь необходимо отметить, что несмотря на сложные задачи в основе всех его учебных заданий лежит пропедевтический курс.
Дифференциальные признаки графемы «пятно». Для выполнения клаузуры «первого прочтения» необходимо напомнить понятия системы противопоставления графем «пятно» по дифференциальным признакам.. Углубить знания таких фактов графического языка, как конструкционные элементы, из которых состоит понятие «пятно», пространственные отношения конструктивных частей графемы, а также дифференциальных признаков: изобразительной плоскости, инструмента, которым наносится графема и вещества, из которого она состоит. Развить творческое умение и навыки по гармонизации графемы «пятно». Ознакомиться со свойствами и признаками линеарной графемы, основные понятия: Линеарная графема. Линеарные признаки. Графема пятно. Набор ощущений и эмоций.
a. чёткий, жёсткий, широкий, тяжёлый, рваный, медленный, колючий, жирный, грубый, густой, фактурный, динамичный, мужественный, могучий, напряжённый, мрачный, шершавый, ясный, активный, весёлый;
b. размытый, мягкий, тонкий, плавный, туманный, гладкий, нежный, рыхлый, жидкий, статичный, женственный, добрый, сухой, быстрый, слабый, пас-
сивный, светлый, расслабленный, блестящий, ровный, маленький и т.п.
Определить дифференциальные признаки знако-типа «пятно»: изобразительную плоскость; инструмент, которым наносится знак, и вещество, из которого состоит знак. 1) Характеристики начертания: а) протяжённость пятна; б)ширина; в) площадь; г) форма 2) Характеристики знакотипа «пятно» со стороны конструкции (устройства): а) как устроен центр.
Рассматривая колерные карты, следует также подчеркнуть правильность выводов отечественных специалистов: «Цветовая композиция и ее воздействие зависит не только от подбора цветовых тонов, но также и от пропорциональных соотношении между ними, то есть от размера и формы каждого цветового пятна в целом». [3,с.94]
В результате проведенных теоретических исследований, исторических и классификационных особенностей методического пособия как вида полиграфической продукции были выявлено, что грамотно созданные визуальные образы, объединенные общей идеей с нестандартным использованием сетки, представляющие собой организованную систему, позволяют сделать графическое оформление учебного материала по иллюстрированию эффективным.
В процессе анализа историко-культурной и специализированной литературы нами были выделены этапы развития формирования методического пособия и его оформление. В современных вузах стоит проблема использования дополнительных (вспомогательных) средств обучения. Частью образовательных технологий в современных условиях системы получения образования является методическая и учебно-методическая литература. Число пособий различных учебно-методических комплексов постоянно растет и обновляется.
В результате работы нами были выявлены виды учебного материала. Также были проанализированы конструктивные и структурообразующие особенности учебного пособия.
На основе теоретического исследования были рассмотрены аналоги оформления учебного материала с целью выявления концептуальных и графических решений стоящих задач. Нами был рассмотрен широкий спектр работ, кардинально различавшихся в содержании, идее, структуре и в исполнении.
Практические исследования позволили определить, что преимущество графически оформленного учебного материала очевидно: данный полиграфический продукт сочетает в себе несомненную функциональность с высоким художественным уровнем проектирования.
В процессе теоретических исследований было выяснено, что графически оформленное учебное пособие является актуальной темой для плодотворной деятельности преподавателей и успешной работы студентов. Наглядный материал помогает студенту развивать ассоциативное мышление и активно продвигаться в обучении.
Библиографический список
1. Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 052400 «Дизайн». Москва: Архитектура-С, 2001. 86 с.
2. Яков Гельфандбейн Константы карциногенеза - тайна метаморфозы Эшера. http://imp-world-r.narod.ru/
3. АксеновЮ., ЛевидоваМ. «Цвет и линия» М. 1986. 155 с.
References
1. Yermolayeva L.P. Art Design Basics: Tutorial: for university students enrolled in specialty 052400 "Design". Moscow: Arkhitektura-C 2001. 86 p.
2. Jacob Gelfandbeyn. Constants carcinogenesis - the mystery of metamorphosis Escher. http://imp-world-r.narod.ru/
3. Aksenov Yu., LevidovM."Color and Line" M. 1986. 155 p.