ционного сюжета, проектирование минисценария, подбор музыки к изображению, визуального ряда к музыкальному фрагменту, игровая имитация телепередач и т. п.
В средних классах реализуется герменевтическая модель. В соответствии с возрастными особенностями подростков осуществляется процесс интерпретации и постижения социокультурных ценностей, в ходе которого формируется отношение к познанию как к духовно-нравственной потребности, происходит становление ценностной позиции личности, направленной на определение смысла и содержания накопленного художественного опыта в историко-культурном пространстве развития своего народа. Структурными компонентами нравственной позиции подростка являются: обычаи, традиции, нравственные нормы, нравственные и ценности и нравственные идеалы [4].
Социально-ориентированная модель, предназначенная для старшеклассников, направлена на раскрытие возможностей самореализации и самосозидания человека, возможности профессионального определения подрастающим поколением своего места и предназначения в социокультурном и социально-экономическом пространстве сельского социума. Она содействует становлению личности, способной к признанию национально-культурной идентичности при сохранении своей национальной культуры и индивидуальности, но понимающей многомерность мира и признающей и организующей партнерство представителей различных культур. Модель предполагает выполнение ряда художественно-творческих заданий: «Медиареклама», «Новости недели», «Репортаж с места событий», «Пресс-конференция», которые позволяют старшеклассникам многоаспектно представить художественный потенциал своего села, показать пути и средства его социокультурного возрождения.
Технологическим механизмом реализации данных моделей выступают взаимосвязь и взаимообусловленность следующих этапов:
1) погружение в ценности художественного пространства в процессе анализа произведений традиционного и современного
Библиографический список
искусства, индивидуально-личностное проживание, осмысление и освоение сельскими школьниками универсальных общекультурных смыслов художественных текстов;
2) специализация каждого школьника в различных видах традиционной художественной деятельности села, народных промыслах, фольклорных ансамблях, кружках народного творчества, сельских традициях и обрядах, исходя из художественных особенностей развития каждого сельского населенного пункта, его природных ресурсов, наличия мастеров, педагогов-специалистов, уровня взаимодействия художественных и национально-культурных центров с воспитательным процессом на селе;
3) творческая аудиовизуальная деятельность сельских школьников, позволяющая с помощью современных медиа-средств представить индивидуальные проекты как результат своей художественной деятельности, отражающие ценности сельского образа жизни, значимость труда, информирующие о народных мастерах, красоте окружающей природы, возможностях межкультурной коммуникации в условиях сельской местности. На данном этапе сельский школьник выступает то в качестве сценариста, режиссера, постановщика, журналиста, телеведущего, актера, дизайнера, то в качестве критика, менеджера, продюсера, проектируя и формируя свою ценностно-смысловую позицию. Происходит открытие сельским школьником себя и других, ценностное осознание возможностей жизни на селе.
Вышеизложенные позиции позволяют нам рассматривать социальное воспитание сельских школьников в условиях дополнительного художественного образования как деятельность всех субъектов социокультурного пространства на селе, направленную на формирование индивидуальных ценностно-смысловых установок личности, включающих мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие подрастающему поколению ориентацию и полноценное функционирование в социокультурном пространстве сельского социума.
1. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Минск, 2000.
2. Ежов С.Г., Голошумова Г.С. Факторы формирования социальной компетентности подростков. Педагогическое образование в России. 2011; 6.
3. Голошумова Г.С. Этнохудожественное воспитание учащихся в условиях сельского социума. Екатеринбург, 2007.
4. Сорокоумова С.Н., Кашкарова Е.Г. Формирование нравственной позиции современных подростков. Приволжский научный журнал. 2010; 1.
References
1. Gur'yanova M.P. Sel'skaya shkola i social'naya pedagogika. Minsk, 2000.
2. Ezhov S.G., Goloshumova G.S. Faktory formirovaniya social'noj kompetentnosti podrostkov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011; 6.
3. Goloshumova G.S. 'Etnohudozhestvennoe vospitanie uchaschihsya v usloviyah sel'skogo sociuma. Ekaterinburg, 2007.
4. Sorokoumova S.N., Kashkarova E.G. Formirovanie nravstvennoj pozicii sovremennyh podrostkov. Privolzhskijnauchnyjzhurnal. 2010; 1.
Статья поступила в редакцию 25.01.15
УДК 378
Sultanova K.G., Psychologist-Pedagogue, postgraduate, Department of Theory and Methods of Continuous Education, St. Petersburg Military Institute of Internal Forces, Ministry of Home Affairs of Russia (St. Petersburg, Russia), Е-mail: [email protected]
IMPROVING THE QUALITY OF STUDIES OF ADJUNCT STUDENTS IN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPECIALTIES IN MILITARY ACADEMIES OF INTERIOR MINISTRY TROOPS OF RUSSIA. The objective of the paper is to analyze the quality of adjuncts who study for scientific and educational specialties in the sphere of their training in military universities of Russian Ministry of Home Affairs. The researcher single out and give description to typical pedagogical functions of an officer. The functions of officers are defined with reference to the author's personal experience and her pedagogical knowledge. The publication focuses on significant justification that discipline competitions held in military higher education schools are an effective form of implementation of educational projects. The author generalizes the experience of pedagogical competitions among adjuncts in a military institution. The author proves her point of view that such contests on pedagogy open new possibilities of interdisciplinary interaction that contributes to the quality of pedagogical training of adjuncts.
Key words: improving quality of studies of adjuncts, competition on pedagogy, project making.
К.Г. Султанова, педагог-психолог, соискатель кафедры теории и методики непрерывного образования Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ АДЪЮНКТОВ ПО НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Целью статьи является анализ изучения качества подготовки адъюнктов по научно-педагогическим специальностям в военных вузах внутренних войск МВД России. Выделяются и описываются характерные педагогические функции офицера, основанные на уровне его педагогических знаний. В публикации значительное внимание уделяется обоснованию того, что олимпиада в военном вузе является формой реализации педагогических проектов. Обобщается практический опыт проведения педагогической олимпиады среди адъюнктов в одном из военных институтов. Автор обосновывает свою точку зрения относительно того, что олимпиада по педагогике раскрывает новые возможности междисциплинарного взаимодействия, способствует повышению качества педагогической подготовки адъюнктов.
Ключевые слова: повышение качества подготовки адъюнктов, олимпиада по педагогике, проектирование.
Повышение эффективности подготовки научно-педагогических кадров в системе военного образования рассматривается проблемой во многих военных вузах России. Мы соглашаемся с тем, что реализация стратегических целей социального развития государства не представляется возможной без создания соответствующих условий для формирования необходимых компетенций и компетентностей. Компетентностный подход в современной ситуации обращает нас к парадигме междисциплинарных связей в науке.
Какими должны быть профессиональная и педагогическая компетентность офицера? В практическом плане возникает необходимость в создании условий, в которых офицер сможет развивать коммуникативные компетенции. Выполнение офицером служебных обязанностей сопряжено с реализацией ряда педагогических функций. Педагогические знания позволяют офицеру:
- умело организовывать боевую деятельность подчиненных, поддерживать на необходимом уровне боевую и мобилизационную готовность подразделения;
- успешно и методически грамотно обучать личный состав;
- продуктивно проводить воспитательную работу в подразделении, воспитывать у военнослужащих моральную и психологическую готовность к защите Отечества;
- результативно осуществлять деятельность по поддержанию крепкой воинской дисциплины, сплочению воинского коллектива подразделения;
- обеспечивать неукоснительное соблюдение внутреннего порядка в подчиненном подразделении, организовывать и проводить всестороннюю подготовку к несению службы в суточном наряде;
- целесообразно строить работу с подчинёнными кадрами, оказывать им необходимую помощь в совершенствовании профессиональных знаний;
- использовать гуманный подход в общении с военнослужащими.
Остро в настоящее время ставится вопрос: «Как совершенствовать подготовку адъюнктов по научно-педагогическим специальностям, в силу того, что офицеры в большей части имеют высшее военное образование?». В качестве одного из направлений совершенствования образовательного процесса и повышения качества обучения адъюнктов в военных вузах необходимо рассматривать олимпиадное движение. Олимпиада по педагогике, являясь одной из оптимальных форм междисциплинарного взаимодействия, направлена на достижение целей предметного обучения, а также основной образовательной цели военного вуза - подготовке конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем готовности к самообразованию.
Так, на протяжении ряда лет в Новосибирском военном институте внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России проводится педагогическая олимпиада среди адъюнктов очной формы обучения. В военной адъюнктуре проходят обучение и осуществляют диссертационные исследования офицеры внутренних войск МВД России, как правило, имеющие большой управленческий опыт, однако они не всегда обладают необходимым педагогическими знаниями и уровнем научной подготовки для проведения научных исследований. Олимпиада
Библиографический список
1.
2.
3.
проводится для повышения творческой активности адъюнктов и нацелена на решение следующих задач:
- ориентацию адъюнктов по научно-педагогическим специальностям на самоопределение в развитии педагогической компетенции;
- включение преподавателей и офицеров в процесс интеграции междисциплинарных и межпредметных связей в условиях инновационного развития института. [1].
Педагогическая олимпиада проводится тремя турами. Отсев осуществляется по олимпийскому принципу. Задания первого тура направлены на закрепление и проверку теоретических знаний в сфере военной педагогики. Задания второго и третьего тура направлены на развитие творческих, интеллектуальных, научных способностей адъюнктов.
Анализ результатов педагогической олимпиады проводившейся в Новосибирском военном институте в 2013, 2014 годах позволяет говорить о том, что она способствует активизации научно-педагогической деятельности адъюнктов. Количество статей адъюнктов в журналах ВАК выросло с 4 до 12 в год. Изменилось и количество защит кандидатских диссертаций адьюнктов, в 2013 - 3 защиты, в 2014 - 5 защит.
Отметим, разработка и реализация программы олимпиады рассматривается нами как педагогическое проектирование. При этом под проектом мы понимаем «ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [2]. Проект - это деятельность, которая имеет начало и конец и осуществляется с целью достижения заранее установленных результатов при определении затрат, календарного графика и уровня качества.
Мы разделяем мнение Л.Н. Бережновой о том, что образовательные проекты могут быть исследовательскими и творческими [3, с. 114].
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д. По нашему мнению, как исследовательские, так и творческие проекты находят своё воплощение в педагогических олимпиадах.
Таким образом, педагогическое олимпийское движение является уникальной гранью педагогического проектирования и выступает важным фактором повышения качества подготовки адъюнктов научно-педагогических специальностей в военных вузах внутренних войск МВД России.
Положение об олимпиаде по педагогике для адъюнктов Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. Новосибирск. 2015; Приказ № 36. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. Москва: Синтег, 1997.
Бережнова Л.Н. Педагогическое проектирование в военном вузе. Санкт-Петербург: Астерион, 2011.
References
1. Polozhenie ob olimpiade po pedagogike dlya ad'yunktov Novosibirskogo voennogo instituta vnutrennih vojsk imeni generala armii I.K. Ya-kovleva MVD Rossii. Novosibirsk. 2015; Prikaz № 36.
2. Burkov V.N., Novikov D.A. Kak upravlyat'proektami. Moskva: Sinteg, 1997.
3. Berezhnova L.N. Pedagogicheskoe proektirovanie v voennom vuze. Sankt-Peterburg: Asterion, 2011.
Статья поступила в редакцию 26.01.15
УДК 335(100)
Suslov D.V., Cand. of Sciences (Military studies), Colonel, Head of Department of Tactics and Managing of Forces, Military Educational-Research Center, Combined Arms Academy of Armed Forces of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Podmarenko A.A., Lieutenant Colonel, teacher, Department of Tactics and Managing of Forces, Military Educational-Research Center, Combined Arms Academy of Armed Forces of Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE SOME EDUCATIONAL ISSUES OF ORGANIZING AND TEACHING CLASSES ON TACTICS. The article examines the contradictions that had developed in the vocational educational system during the training of students majoring in "Tactics". In order to facilitate achieving the marked levels of competence by cadets, the author of the research paper works out and resents practical recommendations to teaching faculty of military departments how to conduct the organization of training sessions on the discipline of Tactics. The professional recommendations are supposed to increase motivation of military university students to acquire knowledge and skills on the subject; to change the order of organizing and conducting training; to transfer skills of methods of conducting a military combat among students; to stimulate creative thinking in young cadets. The analysis of professional activities of graduates, based on the experience of fighting, suggests the advisability of changing the approach to organization and conducting of classes on Tactics.
Key words: tactics, class in Tactics, teacher, cadet, symbolic marking, competence, electronic map.
Д.В. Суслов, канд. военных наук, полковник, начальник кафедры тактики (и управления войсками) военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (филиал), г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
А.А. Подмаренко, подполковник, преподаватель кафедры тактики (и управления войсками) военного учебно-научного центра Сухопутных войск «(Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (филиал), г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ТАКТИКЕ
В статье рассматриваются существующие противоречия, сложившееся в системе профессионального образования, в ходе подготовке обучающихся по специальности «Тактика». В целях достижения курсантами установленных уровней компетентности, даются практические рекомендации профессорско-преподавательскому составу по организации учебных занятий по дисциплине. Это повышение мотивации курсантов на изучение дисциплины; изменение порядка, организации и проведения занятий; привитие обучающимся методических навыков по ведению боя, стимуляция творческого мышления. Анализ профессиональной деятельности выпускников вуза с учетом опыта боевых действий позволяет сделать вывод, о целесообразности изменения подхода к организации и проведению занятий по тактике.
Ключевые слова: тактика, тактическое занятие, преподаватель, курсант, условные обозначения, компетенции, электронная карта.
В условиях продолжающегося реформирования системы военного образования и наметившейся тенденции к уменьшению количества часов по военным дисциплинам в пользу дисциплин гражданского профиля, сохраняется необходимость выполнения новой парадигмы образования, основанной на иных ключевых компонентах, которые и составляют основу новых государственных стандартов. В нашем случае - это подготовка командира способного грамотно действовать и успешно решать задачи в сложных условиях общевойскового боя.
Анализ профессиональной деятельности выпускников вуза с учётом опыта боевых действий, полученного преподавателями, позволяет сделать вывод о необходимости изменения подхода к организации и проведению занятий по тактике. Данный подход условно можно разделить на определенные составляющие:
- повышение мотивации курсантов на изучение дисциплины;
- изменение порядка, организации и проведения занятий;
- привитие обучающимся методических навыков по проведению занятий.
Анализ контроля учебных занятий, проводимых в поле, показывает, что обучающиеся затрудняются принимать правильные решения по реально обозначенной тактической обстановке.
Проанализировав причины, можно сделать вывод, что некоторые преподаватели не стремятся вносить изменения в сложившуюся традиционную систему проведения полевых занятий.
Проведённое анкетирование обучающихся начальных курсов позволило сделать вывод, что, с их точки зрения, на полевых занятиях курсанты должны «активно действовать, как в компьютерной игре», выполнять «реальные» действия солдата на поле боя.
В целях повышения эффективности качества проведения занятий мы предлагаем следующие подходы:
- курсанты прибывают на занятия в зависимости от времени года в маскировочных халатах и разгрузочных жилетах, даже «боевой внешний вид» уже вызывает интерес к самому занятию [1];
- преподавателю предлагаем ещё один педагогический приём, повышающий мотивацию обучающихся, перед отработкой первого учебного вопроса в районе проведения занятия на незнакомой местности преподаватель ставит задачу с использованием подручных средства провести индивидуальную маскировку и отводит на это 10 минут [2]. По истечении отведенного времени следует построение обучающихся проверка выполнения по-