Научная статья на тему 'Повышение качества обучения в процессе взаимодействия с компьютерными программами'

Повышение качества обучения в процессе взаимодействия с компьютерными программами Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ / СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ / TRAINING / TRANSFER OF NUMBERS / NUMBER SYSTEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рога Сергей Николаевич

Статья посвящена вопросам обучения с помощью программных продуктов. Приведен пример программы для перевода чисел из одной системы счисления в другую, а также возможностей данного программного продукта для самообразования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Рога Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества обучения в процессе взаимодействия с компьютерными программами»

Повышение качества обучения в процессе взаимодействия с компьютерными программами Рога С. Н.

Рога Сергей Николаевич /Roga Sergey Nikolaevich - старший преподаватель, кафедра информационных технологий,

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова, г. Белгород

Аннотация: статья посвящена вопросам обучения с помощью программных продуктов. Приведен пример программы для перевода чисел из одной системы счисления в другую, а также возможностей данного программного продукта для самообразования.

Abstract: article focuses on learning through software. An example of a program to convert numbers from one system to another, as well as the possibilities of this software for self-education.

Ключевые слова: обучение, перевод чисел, системы счисления.

Keywords: training, transfer of numbers, number systems.

Основной задачей повседневного труда преподавателя является контроль знаний студентов. Опираясь на полученные результаты, можно корректировать, дополнять, углублять полученные знания, строить «траекторию» обучения. Наиболее популярные формы контроля - устный или письменный опросы, основными недостатками которых являются большие затраты времени на собеседование или проверку письменных работ. Чтобы уменьшить временные затраты, в последнее время широко используется тестирование. С распространением информационных технологий появилась возможность передать компьютерам большую часть функций по подготовке и проведению тестирования. Компьютерное тестирование исключает субъективизм преподавателя и ставит всех участников тестирования в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценивания. По широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Тестирование в педагогике выполняет сразу несколько функций:

> диагностическая - заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков студентов.

> воспитательная - неизбежность тестового контроля дисциплинирует, организует и направляет самостоятельную работу студента.

> обучающая - состоит в активизации работы студента по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования студентов, такие как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

С точки зрения процесса обучения последняя рассмотренная функция наиболее важна. На подготовку к любому виду тестирования студент тратит несравнимо больше времени, чем на само тестирование. В настоящее время на просторах Интернета можно найти огромное количество программных продуктов, помогающих преподавателю подготовить и провести тестирование, но крайне мало программ, педагогически грамотно подготавливающих к тестированию, доступно и подробно объясняющих допущенные в процессе пробного тестирования ошибки. Подавляющее большинство программ для тестирования не содержат ни ссылок на теоретический материал, знание которого необходимо для получения правильного ответа, ни тем более подробного алгоритма решения задания. Смещение баланса в сторону диагностической функции тестирования в ущерб обучающей, привело к резкому снижению уровня образования.

Выход из сложившейся ситуации состоит в разработке программ не только способных диагностировать, но и способных обучать, подсказывать, помогать находить ошибки в решении. В качестве такой программы можно привести программу «Перевод чисел» (см. рис. 1). Программа была написана автором статьи в 2011 году и предназначается для абитуриентов и студентов, изучающих перевод из одной системы счисления (СС) в другую.

Основная проблема, выявленная в процессе преподавания вышеуказанной темы, состоит в ошибках, которые допускают студенты в математических вычислениях. Поэтому родилась идея калькулятора, который не только переводит из одной СС в другую, но и при необходимости показывает решение.

Рис. 1. Стартовое окно программы «Перевод чисел»

Интерфейс программы «Перевод чисел» очень прост и интуитивно понятен. В верхней области «Входные данные» после запуска программы «Основание системы счисления» устанавливается в позицию 10, т. е. десятичная система счисления. При необходимости с помощью зависимого переключателя можно выбрать другую систему счисления от двоичной до шестнадцатеричной. После этого можно ввести значение в поле «Число». Затем в области «Выходные данные» необходимо указать основание системы счисления, в которую переводится исходное число. Перевод чисел осуществляется через промежуточную десятичную систему счисления, т. е. введенное число переводится сначала в десятичную, а затем в систему счисления с указанным основанием. Именно эти математические вычисления и влекут за собой наибольшее количество ошибок в процессе тренировочных занятий при подготовке к тестированию по этой теме.

Для облегчения процесса поиска ошибки при переводе чисел, в программе заложена возможность поэтапного контроля процесса перевода числа. Независимый переключатель «Показать перевод числа в десятичную систему счисления» позволяет отобразить процесс перевода. Пользователь программы не только может проверить результат перевода в промежуточную десятичную систему счисления (см. рис. 2), но и посмотреть подробное решение.

Г 3 Г 6 ГЭ Г 12 Г 15 Г 4 Г 7 10 Г 13 Г 16

Перевести Очистить

Рис. 2. Программа «Перевод чисел» с отображенными подсказками

Если пользователь правильно перевел в десятичную систему счисления, то можно проверить правильность перевода из нее в требуемую. Для этого необходимо поставить флажок в независимый переключатель «Показать перевод числа из десятичную систему счисления».

Данная программа не снабжалась генератором заданий: при необходимости потренироваться любой пользователь сам сможет придумать задания, что повышает качество усвоения материала. Программа снабжена контролем вводимых пользователем данных, что не позволит использовать недопустимые для системы счисления символы. Таким образом, обучающийся при некорректном вводе исходных данных получает сообщение и должен повторить ввод. Основной упор делается не на возможность использования программы в качестве своего рода калькулятора, который только поможет перевести число, а на возможность поэтапно посмотреть, как происходит перевод числа, что позволяет произвести работу над допущенными ошибками.

Данная программа не только помогает в переводе чисел, но и выступает в качестве тренажера, способного помочь найти ошибки в процессе обучения переводу чисел из одной системы счисления в другую.

Литература

1. Зайцев Л. В. Компьютерный контроль знаний. / Л. В. Зайцев. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. - 106 с.

2. Ветров А. Н. Особенности реализации информационно-образовательных сред автоматизированного обучения. / Журнал «Автоматизация и современные технологии № 8» - 2008. - с. 16-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.