УДК 378:371.14
Будник Инес
Университет им. Мартина Лютера, Галле, Германия
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. МАРТИНА ЛЮТЕРА (ХАЛЛЕ-ВИТТЕНБЕРГ)
Ines Budnik
Martin-Luther-University Halle-Wittenberg, Germany
QUALITY IMPROVEMENT OF TRAINING OF TEACHERS AT THE MARTIN LUTHER UNIVERSITY OF HALLE-WITTENBERG
Аннотация. В статье раскрываются вопросы повышения качества подготовки будущих учителей в условиях университетского обучения. Выделены три главных направления повышения качества обучения будущих учителей, к которым отнесены: подготовка будущих учителей к работе с гетерогенными учебными группами; расширение компетентности в обращении с цифровыми учебными материалами и средствами массовой информации; предоставление студентам в процессе обучения широкого международного и интеркультурного опыта. Показано, как обучение будущего учителя, построенное на конкретных ситуационных задачах, расширяет его «профессиональное поле» и укрепляет исследовательский подход.
Ключевые слова: гетерогенная учебная группа; компетентность; интеркультурный опыт; ситуационное обучение.
Abstract. The paper investigates quality improvement of university training of future teachers. The three major focus areas of the improvement are specified and named, i.e. training future teachers to work with heterogeneous academic groups; developing the competence of dealing with digital educational resources and mass media; providing undergraduates with versatile international and intercultural contacts to experience the communication. The author proves that in case future teachers' training is arranged via addressing and solving realistic situations, their «professional field» is widened and their research skills are developed.
Key words: heterogeneous academic group; competency; intercultural experience; situational training.
© Budnik Ines, 2014
I. Введение в проблему
В университете им. Мартина Лютера обучается свыше 2500 студентов по специальности «Учитель», осуществляется профессиональная подготовка педагогов для всех типов школ, кроме профессиональных учебных заведений.
Первая проблема заключается в том, что студенты, будущие учителя-предметники, зарегистрированы на тех факультетах, где изучают свой профильный учебный предмет. Также в университете имеется факультет воспитательных наук, где обучаются студенты, будущие профессии которых -«Учитель начальных классов», «Учитель по работе с детьми с особыми образовательными нуждами», «Социальный педагог». В рамках факультета воспитательных наук функционируют три института: Институт общей педагогики, Институт школьной педагогики и дидактики начального обучения и Институт специальной педагогики.
Студенты, обучающиеся на «предметных» факультетах, изучают педагогические и психологические дисциплины также на факультете воспитательных наук. В этом заключается определенная сложность профессионального обучения будущих учителей-предметников, так как по профильному учебному предмету и дидактике его преподавания они занимаются на «предметных» факультетах, а занятия по педагогике и психологии проводятся на факультете воспитательных наук. А в случае, если студент изучает два профильных предмета, то он имеет занятия сразу на трех факультетах: на двух «предметных» и на факультете воспитательных наук. За координацию учебной подготовки будущих учителей в университете отвечает межуниверситетский центр обучения.
Вторая проблема состоит в изменении современной школы в Германии. В связи с подписанием в 2009 г. Конвенции ООН о правах людей с ограниченными возможностями здоровья Германия должна создать всем детям, независимо от их образовательных нужд, возможность учиться в общей школе. Необходимо подготовить к решению этой новой задачи будущих учителей как общей школы, так и учителей - специалистов по работе с детьми с различными образовательными нуждами, так как в будущем им предстоит в одной команде работать в единой общеобразовательной школе. Хотя, вероятно, в системе школьного образования Германии останутся и специальные школы для детей с особыми образовательными нуждами, однако большинство таких детей должны будут в ближайшее время перейти учиться в массовую школу. При этом весьма существенно изменятся сферы деятельности всех учителей. Учитель, работающий с детьми с особыми образовательными потребностями, меньше готов вести занятия со всем классом, а больше -наблюдать за этими детьми в общей школе, проводить диагностику и консультировать коллег по сложным вопросам работы с такими детьми. А учителя-предметники должны иметь расширенные компетенции как в работе с трудностями детей, так и в коллегиальной кооперации. Для реализации этих требований по подготовке педагогов к работе в изменяющихся условиях
требуются новые подходы к университетскому обучению, поэтому в настоящее время в университете им. Мартина Лютера (Халле-Виттенберг) активно разрабатывается идея повышения качества обучения будущих учителей. В университете создана межпрофессиональная рабочая группа, в творческой деятельности которой принимают участие преподаватели разных учебных дисциплин, работающие на различных факультетах. Это преподаватели дидактики, общей школьной педагогики, специальной педагогики и отдельных профильных учебных предметов. На основе анализа проблем, возникающих в школьной практике, силами преподавателей университета разработана программа, включающая три главных направления повышения качества обучения будущих учителей:
1) преобразование занятий в целях подготовки будущих учителей к работе с гетерогенными учебными группами;
2) расширение компетентности в обращении с цифровыми учебными материалами и средствами массовой информации;
3) предоставление студентам в процессе обучения широкого международного и интеркультурного опыта.
II. Программа повышения качества в университетском обучении учителей
Эти три основных вопроса направлены на постановку казуистического педагогического образования согласно содержанию профильного обучения. Основная идея казуистического образования - это исследовательское обучение, построенное на конкретных фактах, ситуациях (случае) и на практике, сфокусированное на расширении профессионального поля и укреплении исследовательского подхода учителя в образовании. Для этого предусмотрены школьные практики студентов, которые понимаются как центральный исходный пункт или контрольная точка применения общей педагогической и предметно-дидактической теории. Школьные практики «снабжают» университетское обучение теми эмпирическими наблюдениями, педагогическими ситуациями, в которых разрабатывается их дидактическое отражение.
Названные выше основные вопросы впоследствии будут дифференцированы в трех аспектах:
- неоднородность учебной группы в массовой школе и необходимость включения всех детей в образовательный процесс;
- компетенция учителя в обращении с цифровыми материалами и средствами массовой информации;
- интеркультурная компетенция учителя / интернационализация.
1. Неоднородность учебной группы в массовой школе и необходимость включения всех детей в образовательный процесс.
С принятием нормативных обязательств в области прав человека, обновлением соглашения о правах людей с различными образовательными
нуждами школьная система призвана к перейти к «включенному обучению» и к «демонтажу» барьеров для учения. Осуществление данной идеи ведет к повышению неоднородности в учебных группах.
Перспективы необходимого развития подготовки будущих учителей в связи с реализацией «включенного обучения» и учения находятся в следующих сферах: диагностика, компетенция кооперации и совещательная компетенция, совместное обучение (Teamteaching), а также работа в мультипрофессиональных группах.
Компетенции, находящиеся в этих сферах, позволят учителям воспринимать детей во всем их жизненном контексте, учитывать их культурные и социальные потребности, а также различия между их учебными предпосылками, учебными стилями, талантами, а не выносить «приговор потребностям» вместо поддержки в процессе предметного обучения.
Эти компетенции необходимы учителю, чтобы быть способным к восприятию различных биографий детей, к пониманию их языкового контекста и разнообразия коммуникативных возможностей, а также принимать во внимание их социальную ситуацию [1]. Новое понимание целей диагностики, необходимости кооперации педагогов и совершенствования форм проведения занятий должно активно проникать и в предметные области дидактики. Обсуждение инновационных концепций занятий и их анализ с точки зрения повышенного внимания к возможностям индивидуального развития, включающее наблюдения и измерения, составляет новое понимание дидактики.
2. Развитие компетенции учителя в обращении с цифровыми материалами и средствами массовой информации.
В связи с описанной выше ситуацией новые учебные медиаформаты открывают инновационные возможности дифференциации и индивидуализации занятий и вместе с тем позволяют применять новые формы работы с гетерогенными учебными группами и отдельными учениками. Мультимедийные учебные сценарии (разработки) предоставляют релевантное содержание для различных целей образования и для всех предметов. Поэтому необходимо уметь использовать разнообразные возможности для требуемых дидактических инноваций в решении вопросов «включенного обучения» в условиях неоднородности учебных групп в повседневной школьной практике.
Для этого предполагается:
- широкое использование цифровых средств массовой информации в контексте дидактики высшей школы для обучения студентов (цифровые платформы, сбор материалов), проведение занятий (Smartboards, видеозапись) и подведение итогов (портфолио) обучения;
- формирование у обучающихся компетенций самостоятельного производства, оформления и дидактической подготовки мультимедийных учебных материалов;
- повышение в этой области квалификации учителей в тех школах, где организуется практика студентов.
3. Развитие интеркультурной компетенции / интернационализации.
В обозримом будущем сильно изменится состав школьников, так как усиливаются миграционные процессы как внутри ЕС, так и за его пределами, а «разные культуры становятся повседневной практикой». Поэтому интеркультурная компетенция имеет специфическое значение для развития способности работать с неоднородностью учебной группы. В творческой группе исследователей имеет место единство и согласие в том, что цели межкультурной дидактики и интеркультурная сенсибилизация в повседневной школьной практике (эмпатия, толерантность, поведенческая гибкость) наиболее эффективно развиваются на собственном опыте, если связаны с критической и теоретической рефлексией. Непосредственное переживание чужих жизненных миров расширяет жизненный опыт и развивает способность к пониманию разных культур. Поэтому требование к интернационализации обучения будущих учителей переходит из плоскости простой передачи знания в иную форму.
III. Осуществление вышеназванных целей
Разрабатываемая программа направлена на укрепление связи между пока слишком мало связанными между собой педагогическими областями, предметной дидактикой и специальными областями педагогического образования.
Теоретически эта связь обеспечивается казуистическими семинарами, ориентированными на конкретную ситуацию в школе, с отдельным ребенком и его проблемами, с учителем на уроке, т.е. с конкретным лицом в конкретной ситуации.
Работа с помощью ситуационных задач представляет собой центральную точку пересечения разных программ профессионализма педагогов и рекомендована стандартами постоянной Конференции министров образования (КМК) к использованию для педагогического образования [2, с. 6].
Работа с ситуационными задачами позволяет инициировать вопросы о собственных субъективных теориях, выявляет объективные вызовы современности, предоставляет возможности обсуждения вариантов решения, а также выяснение обоснованности тех или иных теоретических подходов в конкретном контексте.
Для получения такого эффекта важно создавать в первую очередь форумы для координации между воспитательными науками, отраслевыми дидактиками и специальными науками. Форумы координации - это регулярно проходящие семинары, на которых сотрудничают все преподаватели, работающие в рамках образовательных программ по подготовке учителей. В этих межотраслевых рабочих группах с помощью конкретных задокументированных ситуационных задач из школьной практики детализируется мультиперспективный, казуистический образ действия и разрабатывается соответствующий подход для университетского педагогического образования.
Параллельно создается электронный архив ситуаций, который, например, делает возможным также доступ к видеоматериалам. Архив будет гарантировать возможности доступа к материалам преподавателям университета, планируется связать его с уже имеющимися архивами других институтов, а также сделать открытым для международной публики.
Затем предполагается проведение международных экспертных и исследовательских форумов с целью научного обоснования направлений улучшения качества обучения будущих учителей, базирующегося на исследованиях. Эти форумы организуются два раза в год. В настоящее время творческие группы занимаются изучением следующих главных тем: неоднородность учебной группы, компетенция обращения с цифровыми материалами и средствами массовой информации и интеркультурная компетенция.
К участию в форумах приглашаются внешние эксперты. Концептуальное совершенствование проекта и эвалуирование процесса должно сопровождаться подготовкой соответствующих кадров. Центральным элементом исследования является соединение отраслевых дидактик и образовательных наук, так называемый «градуируемый колледж», в котором отраслевые дидактики и образовательные науки вместе участвуют в подготовке учителя. По содержанию колледж фокусируется на разработке и анализе предметного занятия в условиях гетерогенных учебных групп при наличии различных предпосылок и конструирования индивидуальных образовательных траекторий («учебных дорог»). При этом стимулируется «двойное обслуживание проектов», т.е. получение ученой степени кандидата педагогических (психологических) наук отраслевым дидактом или кандидата отраслевых наук педагогом (психологом). Возможность получения ученой степени кандидата наук также открыта для направленных в университет учителей, чтобы обогащать диалог теории и практики.
Ввиду ограниченности только собственного опыта отдельно взятой страны каталогом мероприятий предусмотрена целенаправленная подготовка студентов в должности учителя в период пребывания за границей, организация для них зарубежных практик. Определено, что как минимум - 40 % (в дальнейшем - до 60 %) студентов в должности учителя должны проводить свою школьную практику за границей. В настоящее время уже существуют отдельные инициативы и студентам предоставляется возможность пребывания за границей в период практики в немецких школах, и эта тенденция должна усиливаться.
Главная цель реализации общего проекта заключается в управлении качеством подготовки учителя, представленная в количественном и качественном аспектах. Количественный аспект касается проектного контроллинга по планированию времени, его использованию и достижению поставленных целей в подготовке учителя. Он дополняется стандартизованными методами отраслевой оценки результата и оценкой проведенных мероприятий. Проект планируется проводить в два этапа. После проверки результативности первого этапа будет принято решение, в отношении каких учителей-предметников будет продолжена данная работа.
Список литературы
1. Boot h T., Ainscow M. Index for inclusion: developing leaming and participation in schools. - Bristol: CSIE, 2011. - 192 p.
2. Standards für die Lehrerbildung: Bildungswissenschaften [Electronic resource]: (Beschluss der Kultusministerkonferenz vom 16.12.2004). - URL: http://www.kmk.org/fileadmin/veroeffentlichungen_beschluesse/2004/2004_1 2_16-Standards-Lehrerbildung.pdf (Дата обращения: 11.11.2014).