26 (281) - 2012
Инновационная деятельность
УДК 338.3.01
ПОВЫШЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ
А. Э. УСТИНОВ,
кандидат экономических наук, директор департамента консалтинга E-mail: phdustinov@mail. ru ООО «Казанская школа бизнеса»
Л. Н. УСТИНОВА,
старший преподаватель кафедры менеджмента E-mail: buro. ustinova@mail. ru Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Вопросы национального инновационного развития государства в целом и крупных производственных предприятий требуют систематизации опыта в области развития инновационно-технологических систем и повышения инновационной активности предприятий. Каждое предприятие обладает колоссальными ресурсами в виде накопленного профессионального опыта сотрудников - источника интеллектуального капитала, который целесообразно использовать для повышения конкурентоспособности продукции и увеличения прибыли.
Ключевые слова: инновации, инновационная активность, интеллектуальный капитал.
Термин «инновация» впервые был предложен австрийским экономистом Й. Шумпетером. Теоретически необходимость постоянных инноваций как средства преодоления экономических кризисов была обоснована Й. Шумпетером еще в начале прошлого века [4]. Исследователь первым указал
на техническую инновацию как экономическое средство достижения высокой прибыли в противовес теории экономического роста.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» «инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [3].
Под инновационным проектом, как установлено в законодательстве, понимается «комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов»; «инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*
37
реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности» [3].
В исследовании термин «инновации» рассматривается как инвестиции в совершенствование производства, технологии, методов управления, системы реализации товаров на основе результатов интеллектуальной деятельности. Под инновационным развитием предприятия понимается совокупность мер, действий, направленных на совершенствование как производственного процесса, технологий, продукта, так и управленческой, маркетинговой, ресурсной, финансовой политики предприятия для достижения цели сохранения и преумножения капитала предприятия. Мерой измерения тенденции инновационного развития может выступать инновационная активность предприятия, которая отражает взаимосвязь количества реализованных инновационных проектов к общему числу портфеля инновационных проектов.
В разрезе поиска путей повышения инновационной активности предприятий разных видов экономической деятельности целесообразно рассмотреть концепцию кайдзен, разработанную Ма-асаки Имаи в Японии в 80-х гг. ХХ в. Кайдзен - это непрерывное улучшение процессов и продуктов на производстве. Система непрерывного улучшения продуктов и процессов (СНУПП) практикуется многими европейскими компаниями, так как инновации как сложный многоэтапный процесс требуют серьезных ресурсов для разработки, внедрения, специально подготовленных специалистов узкой квалификации. В противовес этому кайдзен-улуч-шения - непрерывное и постепенное накопление незначительных улучшений при участии всех сотрудников предприятия.
Специалисты Японии каждую текущую задачу разделяют на две составляющие: первая - поддержание или закрепление созданного актива (статус-кво), вторая - его изменение с целью улучшения существующих условий. Под статус-кво понимается неизменность технологии организации производства, стандартов и т. д. Поддержание означает, что существующие нормы, достигнутый уровень, текущие параметры рабочей задачи остаются неизменными. Стандартный процесс четко очерчен: установлены цели и известны методы, необходимые для их достижения. Зарождение данной концепции обусловлено тем, что современный мир находится в постоянном движении, в динамике, поэтому предприятие, не
способное воспринимать перемены внешней среды, будет отставать от конкурентов [1].
Постоянное совершенствование процессов и операций в стиле кайдзен имеет пошаговый характер и нацелено на движение к полному устранению потерь, не добавляющих реальную ценность для потребителя. Например, в производственных процессах к потерям относят: перепроизводство, потери времени из-за ожидания, ненужные транспортировку и перемещение, лишнюю обработку, избыток запасов, выпуск дефектной продукции. Успех многих японских компаний обусловлен непрерывным поиском уникальных идей, технических решений, новых эффективных методов управления на всех уровнях организационной структуры предприятия. С точки зрения японского руководителя, успеха добиваются те предприятия, которые, используя кайдзен-концепцию, вовлекают в инновационный процесс скрытый интеллектуальный потенциал всех своих сотрудников [1].
В рационализме рассматриваемой концепции сомневаться не приходится, поскольку период жизнедеятельности предприятия всецело зависит от действий руководителя по поддержанию динамического состояния, а также формированию основы дальнейшего роста и развития. Одной из главных задач руководителя является поддержание системы на должном уровне, иначе ее функционирование начинает постепенно затухать. В этом процессе, несомненно, ключевую роль играет сформированный, квалифицированный персонал компании, который является носителем знаний производства, технологии, особенностей предприятия. Система приводится в равновесие с целью обеспечения управления ею в полном объеме. Но, как отмечено выше, с момента стабилизации системы начинаются процессы стагнации, которые могут привести к разрушению системы в целом.
Таким образом, ставится задача выведения системы из равновесия на основе управленческих мероприятий с учетом предварительного прогнозирования траектории развития. По мнению автора, система непрерывного улучшения является постоянно действующим фактором, который создает следующие условия для развития предприятия:
- на постоянной основе разрабатываются и принимаются решения о создании и промышленном освоении новой продукции;
- выпуск новой продукции сопровождается постоянным изменением, корректировкой не только технологической, но и управленческой системы.
38
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8бРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА
Российская практика ведения бизнеса показывает, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени ориентированы на решение текущих, краткосрочных задач, направленных на поддержание достигнутого уровня производства, сохранение созданных активов, имущества, капитала; и лишь незначительная доля представителей бизнеса ежедневно уделяет внимание вопросам долгосрочного планирования, развития, роста. Сложившаяся тенденция объясняется рядом как субъективных, так и объективных причин. В Японии же в 2009 г. на одного работника в среднем приходилось 68 предложений по совершенствованию того или иного процесса, структуры, технологической модернизации и т. д. Американцы вовремя оценили перспективу этой концепции и применили в своей практике, хотя инновационная активность персонала не сразу достигла должного уровня - в США на одного работника приходилось в среднем одно предложение в год [2].
Если сравнивать показатели экономического эффекта - увеличение прибыли или снижение издержек, то в среднем каждое предложение японцев принесло компании 198 долл. США, а в США -. 6 114 долл. Существенное различие экономического эффекта от введения данной концепции на предприятиях США и Японии, возможно, обусловлено уровнем стимулирования интеллектуальной активности персонала: японские компании оплачивали рационализаторское предложение в среднем в размере 6 долл. США, в то время как американские предприятия - 600 долл., и, вероятно, размер вознаграждения повлиял на качество предлагаемых идей. В Японии величина оплаты связана с ценностью идеи для компании и зависит от экономического эффекта внедрения предложения, однако руководители японских компаний оплачивают идеи даже с нулевой эффективностью для стимулирования своих сотрудников на поиск новых идей и решений. Кроме того, на предприятии формируется банк инновационных предложений, который тщательно охраняется, анализируется, трансформируется топ-менеджерами компании в ожидании момента, когда он будет востребован и использован.
Поскольку цель деятельности любого предприятия состоит в получении прибыли, то кай-дзен-предложения должны быть направлены на поиск идей по двум целевым направлениям: идей, способствующих повышению оборота, и идей, способствующих снижению издержек.
Система кайдзен в Японии служит основой построения компании, составляет фундамент всего менеджмента. Распределение рабочих функций в японских компаниях представлено на рис. 1. Под поддержанием понимаются действия, призванные сохранять текущие технологические, управленческие и организационные стандарты; под совершенствованием - действия, направленные на улучшение действующих стандартов.
Задачи менеджмента в рамках поддержания состоят в том, чтобы обеспечить каждому сотруднику компании возможность следовать стандартной рабочей процедуре. Это значит, что менеджмент сначала должен определить политику, правила, директивы и процедуры, касающиеся всех основных операций, а затем следить за их использованием. Дисциплинарные меры руководство применяет, если сотрудники могут придерживаться правил, но не делают этого.
Любая сфера профессиональной деятельности основана на стандартах, нормах и правилах, установленных менеджментом. Поддержание предполагает их соблюдение благодаря обучению и дисциплине. Японское понимание управления сводится к следующему: соблюдать стандарты и совершенствовать их. Спецификой российских предприятий на современном этапе является прерогатива высшего руководства в вопросах инновационного развития (рис. 2 и 3).
Поскольку кайдзен - непрерывный процесс, в котором участвуют все сотрудники компании, менеджеры любого уровня вовлечены в процесс совершенствования производства продукции независимо от должности, опыта работы, статуса и т. д.
Различие между кайдзен-подходом на производстве и, в сбыте и сфере услуг заключается в устанавливаемых приоритетах и целях. Для производственного сектора совершенствование харак-
Рис. 1.
Японское
Высший менеджмент Менеджмент среднего звена Мастера Рабочие
понимание распределения рабочих функций
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрпя -и ЪР^тжгсх*
39
Высший менеджмент Инновации ___________
Менеджмент среднего звена
Мастера Поддержание
Рабочие
Рис. 2. Российское понимание распределения рабочих функций
Высший менеджмент Совершенствование
Менеджмент среднего звена Совершенствование
Мастера Совершенствование
Рабочие Совершенствование
Рис. 3. Распределение функций при ориентации на инновации по кайдзен-кон-цепции [5]
теризуется снижением себестоимости продукции, сокращением технологических циклов и т. д., тогда как в сфере обслуживания ключевыми моментами являются этика обслуживания, атмосфера внутри компании, дизайн. Приоритетной целью СНУПП является мотивация сотрудников на активное участие. Независимо от должного положения и исполняемых обязанностей любой сотрудник способен предложить вариант решения той проблемы, с которой он столкнулся в производственном процессе.
Примером успешного использования концепции кайдзен могут быть преобразования в компании IBM в 1999 г. из-за неэффективности работы существовавшей производственной системы. Внедрение концепции кайдзен в компании IBM за 12 мес. дало следующие результаты: было внесено 2 740 предложений по улучшению производства продукции (при численности сотрудников более 3 000 человек), при этом 90 % предложений было реализовано, экономия на издержках достигла 46 %, снижение издержек составило - 25 %, снижение материальных затрат - 30 %, рост продуктивности (соотношение использования оборудования и снижения отходов) - 75 % [1].
Но главным достижением руководство компании признало отлаженный, практически освоенный и принятый коллективом предприятия процесс непрерывного улучшения процессов и продуктов.
В России отдельные принципы кайдзен стараются использовать и внедрять на некоторых производственных предприятиях, однако факторов, негативно влияющих на формирование и закрепление этой эффективной концепции совершенствования производственных процессов, пока еще достаточно много. Причины кроются не только в отношении к дополнительным обязанностям российских менеджеров, специалистов, рабочих, но и в расстановке
приоритетов высшего руководства предприятий, которое, как правило, нацелено на сохранение имеющихся активов, решение тактических задач в ущерб стратегическим. Кроме того, в российских компаниях среди сотрудников преобладает принцип «каждый сам за себя», в то время как в японских - «а чем я могу быть полезен для своей компании?». При этом многие отечественные специалисты отмечают, что с точки зрения экономического соотношения «затраты - выгода» концепция непрерывного улучшения процессов достойна самого серьезного внимания ввиду незначительного уровня необходимых средств на мотивацию персонала по отношению к возможному экономическому эффекту.
Представим этапы кайдзен в виде модели, цикличность которой обоснована необходимостью непрерывного улучшения процессов и продуктов предприятия (рис. 4).
Если раньше срок жизни типового продукта измерялся годами и даже десятилетиями, то теперь жизненный цикл многих продуктов уменьшился до нескольких месяцев. Некоторые потребительские товары даже за год претерпевают какие-то изменения. Подсчитано, что до 80 % новой продукции, которую приобретут покупатели в ближайшие 10 лет, еще не изобретено. Это опровергает утверждение, что промышленные виды экономической деятельности проходят через фазы развития от новых молодых инновационных структур, связанных с новой продукцией, к зрелости, когда продукция признана, способы ее производства хорошо налажены. Давление конкуренции и уменьшение жизненного цикла продукта требуют от промышленности поиска путей постоянного обновления. Одним из эффективных методов повышения инновационной активности и сохранения конкурентных преиму-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
Рис 4. Циклы кайдзен-активности
ществ является концепция кайдзен. Предприятию целесообразно оценить, изучить и внедрить систему непрерывного улучшения процессов и продуктов, широко применяемую за рубежом. Интерес российских руководителей к зарубежным методам управления очевиден, но их активное внедрение связано с определенными трудностями, среди которых:
- неготовность персонала к восприятию новой культуры труда;
- дезориентация руководителей при выборе инструментария управления для достижения устойчивого результата;
- низкий уровень корпоративной культуры на предприятиях;
- нежелание руководства мотивировать сотрудников;
- нежелание руководства корректировать устоявшиеся методики управления и сформированный подход к решению задач.
Использование различных (нетрадиционных) систем управления особенно актуально в кризисные периоды, так как позволяет найти пути оптимизации использования ресурсов предприятия. Основные отличительные особенности концептуального подхода к компании в японском и российском менеджменте находятся в сфере корпоративной принадлежности.
Уровень корпоративной культуры японского служащего значительно отличается от российского. Единый корпоративный дух присущ практически каждой японской компании, где персонал рассматривается прежде всего как команда, а не как отдельные элементы целого. Очевидно, что сказывается и система пожизненного найма, распространенная в Японии, которая формирует на протяжении ряда десятилетий династии своих служащих.
Мировоззрение российского служащего также коренным образом отлично от японского, и это имеет ряд объективных и субъективных причин. Желание максимально извлечь пользу из каждого сотрудника с минимальными издержками для многих руководителей является первостепенной задачей. Однако такой подход необходимо пересматривать и изменять, открывая тем самым новые возможности для развития предприятия.
Список литературы
1. Бабанский А. В. Системы непрерывного улучшения продуктов и процессов. Минск: Эко-перспектива, 1999.
2 . Николаева Н. С. Образы Японии: Очерки и заметки. СПб.: Восточная литература, 2009.
3. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 27.08.1996 № 127-ФЗ.
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития / пер. с нем. М. : Прогресс, 1982.
5. http://www. toyotarussia. ru/about_toyota/ secrets/idea kaidzen/idea kaidzen. htm.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
41