и ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
стали опережать школьников из группы сравнения. В основной группе отмечена положительная динамика по показателям умственной работоспособности и успеваемости (средний балл по результатам ответа или контрольной работы повысился с 3,2 до 4,3). Школьники старшей школы, по свидетельствам педагогов, получающие повторные курсы витаминотерапии, были лучше подготовлены к сдаче тестов и экзаменационных работ.
Заключение. Применение витаминных препаратов как составной части комплексных оздоровительных программ для детей школьного возраста необходимо в практике школьной медицины как с профилактической, так и с лечебной целью. При своевременном проведении профилактических и оздоровительных мероприятий по индивидуальным программам большинство школьников со 2 группой здоровья (функциональные нарушения) имеют возможность перейти в 1 группу здоровья.
Литература
1. Баранов, А.А. Здоровье детей на пороге 21 века: пути решения проблемы / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина // Педиатрия. - 2001. - Т.8, №18. - С. 737-740.
2. Витамины и минералы для здоровья детей (учебное пособие). - М.: СПР-ОФ «Здоровый ребенок» - НЦЗД РАМН, 2003. - 28 с.
© М.А. Никитина, 2010 УДК 613.954:796:338.28
3. Захарова, И.Н. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей и их коррекция / И.Н. Захарова, Е.В. Скоробогатова, Е.Г. Обыночная, Н.А. Коровина // Педиатрия. - 2007. - № 3. - С. 113118.
4. Спиричев, Б.В. Витамины, витаминоподобные и минеральные вещества / Б.В. Спиричев. - М.: МЦФЭР, 2004. - 230 с.
5. Щеплягина, Л.А. Факторы риска и формирование здоровья детей / Л.А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. - 2002. - №2. - С. 4-6.
Ключевые слова: школьники, диспансеризация, состояние здоровья, оздоровительные программы, витаминотерапия
MODERN APPROACHES TO CREATION AND INTRODUCTION OF NEW COMPLEX IMPROVING PROGRAMS ON THE BASIS OF SCHOOL
NAMAZOVA-BARANOVA L.S., PEREDERIY E.E., MOROZOVA N.A., GEVORKYAN A.K., MITINA N.V., NIKULINA A.S.
Key words: schoolboys, prophylactic medical
examination, a state of health, improving programs, a vitamin therapy
ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
М.А. Никитина НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва
Функциональные резервы (ФР) организма ребенка определяют уровень активности физиологических систем организма, особенности его жизнедеятельности и работоспособности. От уровня ФР и состояния здоровья во многом зависит успешность обучения и адаптации детей к систематическим нагрузкам в школе [1]. В связи с этим поиск эффективных путей повышения функциональных резервов организма дошкольников является одной из важных задач гигиены детей и подростков. Резервы повышения профилактический и оздоровительный эффективности двигательного режима (ДР) в дошкольном образовательном учреждении связаны, в первую очередь, с использованием современных инновационных средств физического воспитания [2].
Цель исследования - оценить влияние средств физического воспитания старших дошкольников на формирование функциональных резервов их организма.
Материал и методы. Проведено обследование 146 детей 5-7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения с инновационным и традиционным двигательными режимами.
Никитина Мария Александровна, аспирант НЦЗД РАМН, тел.: 8(903)599-57-91; е-mail: [email protected].
В детском саду с инновационным ДР осуществлялись вариативные формы физического воспитания детей: утренняя гимнастика с музыкально-ритмическими движениями и сюжетно-игровыми упражнениями, занятия с тренажерами сложного типа, занятия в бассейне, интеграция образовательных и оздоровительных программ, занятия с элементами спортивных игр в блоке дополнительного образования (баскетбол, бадминтон, настольный теннис, гольф, волейбол, футбол, боулинг, бейсбол, городки, хоккей, катание на велосипедах, самокатах, на санках, ледянках, ходьба на лыжах и др.), дни и недели здоровья и др.
Оценка влияния инновационного двигательного режима на функциональные возможности организма дошкольников проводилась в соответствии с методикой, разработанной Н.Г. Чекаловой с соавт. [3]. В процессе обследования регистрировались гемодинами-ческие показатели покоя (чСс, АД), координаторные пробы четырех степеней сложности (I ст. - испытуемый стоит прямо, носки и пятки вместе, руки вытянуты вперед, пальцы рук разведены, глаза закрыты; II ст. -одна нога находится впереди другой на одной линии, носок соприкасается с пяткой; III ст. - стопа одной ноги опирается в колено другой ноги; IV ст. - опора на одну ногу, другая поднята под углом не менее 45 ), проба Мартинэ-Кушелевского, дыхательные пробы (Штанге, Генчи).
МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 3, 2010
Таблица 1
Уровень функциональных резервов организма дошкольников при разных двигательных режимах
Таблица 2
Уровень функциональных резервов организма дошкольников старших и подготовительных групп при инновационном двигательном режиме
Уровень ФР Двигательный режим
Инновационный, n = 100 Традиционный, n=46
aбс. % aбс. %
Высокий 39 39,0 8 17,4*
Средний 40 40,0 24 52,2*
Низкий 21 21,0 14 30,4*
* - различия достоверны при p<0,05
Результаты и обсуждение. Установлено, что при инновационном ДР количество детей с высоким уровнем ФР было в 2,4 раза больше, чем при традиционном и составляло 39,0% и 17,4%, соответственно, а с низким уровнем, наоборот, в 1,4 раза меньше, 21,0% и 30,4% соответственно (табл. 1).
Количество детей с высоким уровнем ФР в старших группах было в 1,4 раза больше, чем в подготовительных, и составляло 44,1% и 31,7%. Низкий уровень ФР отмечался у детей сравниваемых групп с одинаковой частотой, соответственно, у 20,3% и 22,0% дошкольников (табл. 2).
Заключение. Проведенные исследования свидетельствуют о более высоких уровнях ФР организма дошкольников при инновационном ДР по сравнению с детьми при традиционном. Установлено также, что у детей подготовительных групп реже выявляется высокий уровень ФР, чем у детей старших групп, что может быть связано с дополнительными нагрузками при подготовке к школе.
Литература
1. Рапопорт, И.К. Состояние здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений Москвы
Уровень ФР Дошкольники
старшие группы, n = 59 подготовительные групп, n=41
aбс. % aбс. %
Высокий 26 44,1 13 31,7*
Средний 21 35,6 19 46,3*
Низкий 12 20,3 9 22,0
* - различия достоверны при p<0,05
/ И.К Рапопорт, П.И. Храмцов, И.В. Звездина, Е.Н. Сотникова // Российский педиатрический журнал. - 2009. - №1. - С. 49-52.
2. Рунова, М.А. Инновационный проект формирования здоровья и физической культуры современных дошкольников / М.А. Рунова, П.И. Храмцов // Здоровьесберегающее образование. - 2009. - №1. - С. 39-41.
3. Чекалова, Н.Г. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков / Н.Г Чекалова, Н.А. Матвеева, Ю.Р. Силкин [и др.]. - Н.Новгород, 2009. - 88 с.
Ключевые слова: двигательная активность, функциональные резервы, старшие дошкольники
INCREASING OF THE ORGANISM'S FUNCTIONAL RESOURCES IN PRESCHOOL CHILDREN BY PHYSICAL EDUCATION
NIKITINA M.A.
Key words: a motor activity, functional resourses, the senior preschool children
© Коллектив авторов, 2010 УДК 613.956:614.8
ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
М.А. Поленова, Т.В. Шумкова, Л.А. Лапонов Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
К числу ведущих причин неблагополучия в состоянии здоровья детской и подростковой популяций относят интенсификацию школьного обучения, увеличение объема образовательных нагрузок, дефицит времени для усвоения учебной информации, в связи с чем в структуре функциональных нарушений и хронической патологии школьников прогрессирует доля школьно-
Поленова Марина Альбертовна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания НЦЗД рАмН,
тел.: 917-10-60, 89165000614; е-mail: [email protected].
обусловленных нарушений здоровья [1,2,3]. К общей перегруженности и значительному изменению режима жизнедеятельности детей и подростков в современной школе может приводить расширение спектра дополнительных образовательных услуг, создавая серьезные препятствия для реализации их возрастных биологических потребностей в двигательной активности, пребывании на воздухе, сне [4,5]. Для своевременной профилактики указанных нарушений здоровья детей и подростков становится актуальной оценка распределения суточного бюджета времени современных школьников.