№ 355
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Февраль
2011
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 372.879.6: 618.2-083
А.А. Бер
ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКВАГИМНАСТИКИ И ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Проведена оценка эффективности применения аквагимнастики и дыхательных упражнений для профилактики угрозы прерывания беременности у женщин. В результате исследования даны рекомендации по применению аквагимнастики в комплексе с дыхательными упражнениями, а также подтверждена эффективность применения методики.
Ключевые слова: беременность; аквагимнастика; дыхательные упражнения; адаптация.
Во все времена актуальной является проблема охраны репродуктивного здоровья женщин [1]. Одной из основных причин возникновения заболеваний и патологических отклонений у детей, особенно в раннем возрасте, является неблагополучие в перинатальном периоде развития, связанное с осложненным течением беременности и родов у матерей [2].
Биологические особенности женского организма в период беременности обусловливают особую необходимость в физической тренировке. У женщин, занимающихся физкультурой во время беременности, значительно реже расширяются вены, появляются отеки на лодыжках и так называемые рубцы беременности (растяжки) на коже живота и бедер.
У беременных женщин, занимающихся гимнастикой, продолжительность родов короче на 5-6 часов и меньше осложнений (кровотечения, слабость родовой деятельности и т.п.) [3]. Существует большой выбор упражнений, которые можно выполнять при беременности. Это могут быть аэробика, калланетика, специально подобранные для беременных упражнения для разрядки, релаксационные упражнения, упражнения Кегеля [4].
Одним из методов повышения эффективности лечения гипоксии плода, снижения материнской заболеваемости, уменьшения частоты осложнений беременности и родов является лечебно-профилактический комплекс, включающий последовательное выполнение упражнений дыхательной и аквагимнастики на протяжении всего гестационного периода (период от оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка, у человека он длится 40 недель, плюс-минус 2 недели). Достоинством методики является ее широкая доступность и простота исполнения; она применяется при угрозе прерывания беременности, хронической внутриутробной гипоксии плода, артериальной гипертензии. Противопоказаний к применению нет.
Целью исследования является разработка методики проведения аквагимнастики для беременных женщин с использованием дыхательных упражнений и оценка ее эффективности.
Под наблюдением находилось 14 беременных женщин (средний возраст 26 лет). В ходе исследования проводилась оценка функционального состояния до и
после курса аквагимнастики, выполнялись функциональные пробы на задержку дыхания (проба Штанге, проба Г енчи, задержка дыхания в статике и в динамике), спирометрия; по нагрузочным пробам определен адаптационный тип реакции.
После подтверждения наличия соматической заболеваемости и факторов пренатального риска (УЗИ, кар-диотокография, допплерометрия) проводились нагрузочные дыхательные тесты, после чего женщинам назначался комплекс адаптационной дыхательной гимнастики в сочетании с аквагимнастикой [5].
Самоконтроль осуществлялся посредством определения показателей задержки дыхания на вдохе и на выдохе. При регулярном выполнении упражнений показатели должны увеличиваться. Весь комплекс упражнений осуществлялся 4 раза в неделю под контролем методиста и 3 раза в неделю самостоятельно. Продолжительность дыхательной гимнастики 15-20 минут, аквагимнастики - 45 минут [6].
Комплекс дыхательной гимнастики состоит из 6 упражнений, которые выполняются в положении полусидя в расслабленном состоянии. Комплекс аквагимнастики включает:
- активные упражнения у бортика;
- упражнения, вися на бортике спиной к нему;
- упражнения, вися на бортике лицом к нему;
- упражнения для груди;
- упражнения на воде;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на задержку дыхания.
Упражнения выполнялись на каждом занятии.
50% времени составляли активные упражнения с растяжкой, 50% - дыхательные упражнения и упражнения на задержку дыхания.
Полученные результаты представлены в табл. 1 и на рис. 1. В табл. 2 приведены данные о процентном соотношении норм длительности задержки дыхания в начале и в конце эксперимента.
Проведение комплексов дыхательной гимнастики и аквагимнастики у женщин экспериментальной группы способствовало повышению функциональных резервов и формированию хорошей адаптации к различным факторам внешней и внутренней среды, на что указывает сформированный в 64% случаев адаптивный тип (рис. 2).
Результаты функциональных проб до начала и по завершении педагогического эксперимента
Тест В начале эксперимента В конце эксперимента Изменение Изменение, % Достоверность различий
ЖЕЛ, мл 3085,7±154,3 3335,7±166,8 250,0±12,5 10,0±0,5 р > 0,05
Проба Штанге, с 21,4±1,1 29,1±1,5 7,8±0,4 35,4±1,8 р < 0,05
Проба Генчи, с 13,7±0,7 20,2±1,0 6,5±0,3 62,3±3,1 р < 0,05
Задержка дыхания в статике, с 19,0±1,0 38,1±1,9 19,1± 1,0 118,1±5,9 р < 0,05
Задержка дыхания в динамике, с 34,6±1,7 71,8±3,6 37,1±1,9 115,1±5,8 р < 0,05
Рис. 1. Результаты функциональных проб до начала и по завершении педагогического эксперимента. Знаком * отмечена достоверность изменений за период эксперимента, р < 0,05
Т а б л и ц а 2
Оценка результатов функциональных проб в начале и по завершении педагогического эксперимента, %
Оценка Проба Штанге Проба Г енчи Задержка дыхания
Статика Динамика
1 2 1 2 1 2 1 2
Неудовлетворительно 51 7* 58 0* 65 0* 35 0*
Удовлетворительно 42 42 42 49 28 28 58 7*
Хорошо 7 51* 0 51* 7 72* 7 93*
* достоверность изменений за период эксперимента, р<0,05. 1 - показатели в начале эксперимента, 2 - по его завершении.
Рис. 2. Распределение адаптационных типов реакций у беременных женщин. Знаком * отмечена достоверность изменений за период эксперимента, р < 0,05
Выводы:
1. Дозированная физическая активность является значимым фактором нормализации протекания беременности и родов у женщин. Сочетание упражнений в воде и обучения правильному дыханию - одна из перспективных форм физической активности при беременности.
2. Применение аквагимнастики в сочетании с дыхательными упражнениями позволяет подготовиться к
родам: физически укрепить мышцы тела, научиться правильному дыханию, расслаблению в родах.
3. Сочетанное применение дыхательных упражнений и аквагимнастики у беременных женщин способствует повышению функциональных резервов системы дыхания, что проявляется в увеличении жизненной емкости легких, повышении времени задержки дыхания на вдохе и на выдохе, а также повышению адаптационных возможностей организма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кривоногова Т.С., Евтушенко И.Д. Комплексный подход к оздоровлению беременных женщин. Томск : Том. гос. ун-т систем управления и
радиоэлектроники, 2008. 122 с.
2. Барашнев Ю.И. Перинатальные повреждения нервной системы у новорожденных. Руководство по безопасному материнству. М. : Триада-Х,
1998. С. 373-432.
3. Жизнь и здоровье женщины: большая энциклопедия. М. : Издательский дом «АНС», 2004. 1120 с.
4. Физические упражнения для беременных. URL: http://www.zdorovie.ru/?pt=1039.
5. Вельтищев Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2000. № 1. С. 5-9.
6. Бер А.А., Радаева С.В., Кабачкова А.В. Методика проведения аквагимнастики для беременных женщин с использованием дыхательных уп-
ражнений // Физическая культура, здравоохранение, образование. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2010. С. 256-260.
Статья представлена научной редакцией «Педагогика и психология» 8 декабря 2011 г.