УДК 663.14.031.32
DOI 10.29141/2500-1922-2024-9-4-12 EDN AIYYAS
Повышение экономической эффективности процесса реализации и переработки пищевой продукции в торговых сетях
В.Е. Ковалев, Е.А. Антинескули
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация Н [email protected]
Реферат
Сокращение и переработка продовольствия с истекающим сроком годности в ретейле является вопросом не только рационального использования ресурсов, но и формирования экологической осведомленности потребителей. С целью недопущения утилизации товаров отечественные ретейлеры в своих программах развития реализуют решения по минимизации продовольственных отходов через скидки, фудшеринг и другие меры. В данной статье авторы акцентируют внимание на переработке овощей и фруктов в ретейле до момента истечения сроков годности, поскольку данная категория товаров лидирует по доле формирования отходов в розничной торговле. Целью исследования является определение экономической эффективности переработки овощей и фруктов в ретейле в зависимости от товарной субкатегории и тестирование гипотез по полученным результатам. Обобщены данные зарубежных исследований, посвященных переработке пищевых отходов в ретейле. Проведен анализ мер, используемых федеральными продуктовыми ретейлерами России, по сокращению и переработке продукции с истекающим сроком годности. Представлены результаты эксперимента, в рамках которого рассмотрена переработка товаров категории «Овощи и фрукты» по данным 55 магазинов региональной торговой сети за 2019-2022 гг. Изучена структура переработки по товарным субкатегориям по показателям товарооборота, маржинальности. Полученные результаты дали возможность проверить гипотезы об экономической эффективности переработки овощей и фруктов в ретейле, ранее не рассмотренные в других исследованиях. Апробированы мероприятия по переработке овощей и фруктов, направленные на снижение доли списаний в товарообороте продовольственного ретейлера. Исследование позволило выделить приоритетные по экономической эффективности субкатегории овощей и фруктов для переработки.
Ключевые слова:
переработка продовольствия; пищевые отходы; продовольственный ретейл; экономическая эффективность переработки; мероприятия по сокращению отходов
Для цитирования: Ковалев В.Е., Антинескул Е.А. Повышение экономической эффективности процесса реализации и переработки пищевой продукции в торговых сетях//Индустрия питания|Food Industry. 2024. Т. 9, № 4. С. 98-113. DOI: 10.29141/2500-19222024-9-4-12. EDN: AIYYAS.
Дата поступления статьи: 26 октября 2024 г.
Improving food products sales and processing in retail chains economic efficiency
Viktor E. Kovalev, Ekaterina A. Antineskul e
Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russian Federation
Abstract
Reduction and recycling of food with an expiring shelf life in retail is a matter of not only rational use of resources, but also the formation of environmental awareness of consumers. Domestic retailers in their development programs implement solutions to minimize food waste through discounts, food sharing and other measures in order to prevent the disposal of goods. In this article the authors focus on the recycling of vegetables and fruit in retail before the expiration date, since this category of goods leads in the share of waste formation in retail. The purpose of the study is to determine the economic efficiency of recycling vegetables and fruit in retail depending on the product subcategory and test hypotheses based on the results obtained. The data of foreign studies on the recycling of food waste in retail are summarized. The authors conducted an analysis of the measures used by federal food retailers in Russia to reduce and recycle products with an expiring shelf life. The article presents the results of an experiment that ex-
amines the processing of goods in the "Vegetables and Fruits" category based on data From 55 stores in a regional retail chain For 2019-2022. The processing structure by product subcategories was studied in terms of turnover and marginality. The results obtained made it possible to test hypotheses about the economic efficiency of processing vegetables and fruit in retail that had not previously been considered in other studies. The authors tested measures for processing vegetables and fruit aimed at reducing the share of write-offs in the turnover of a food retailer. The study made it possible to identify priority subcategories of vegetables and fruit for processing in terms of economic efficiency.
Keywords:
| food processing; food waste; food retail; economic efficiency of processing; waste reduction measures
For citation: Kovalev V.E., Antineskul E.A. Improving food products sales and processing in retail chains economic efficiency. Индустрия
питания|Food Industry. 2024. Vol. 9, No. 4. Pp. 98-113. DOI: 10.29141/2500-1922-2024-9-4-12. EDN: AIYYAS.
Paper submitted: October 26, 2024
Введение
Потребители, по данным последних опросов Международного совета по продовольственной информации (^1С)1, считают важной заботу об экологичности производства и реализации продуктов питания (54 % респондентов). Одним из факторов продовольственной устойчивости, на который в первую очередь обращают внимание, являются потери продовольствия. По данным ООН, в глобальном масштабе выбрасывается около 1,6 млрд т продовольственных отходов, в том числе почти половина всех производимых фруктов и овощей2. Это количество эквивалентно примерно трети всех продуктов питания, производимых для потребления человеком. Ежегодный объем пищевых отходов в мире составляет 1 трлн долл. На долю сектора розничной торговли приходится около 244 млн т пищевых отходов в мировом масштабе3. Если рассматривать данные по странам (см. рисунок), то самые высокие абсолютные показатели пищевых отходов были зафиксированы в двух странах с населением более 1 млрд чел. Так, в Китае ежегодно выбрасывается около 108,7 млн т продуктов питания, а в Индии - 78,1 млн т. В то же время в США ежегодно образуется 24,7 млн т пищевых отходов, во Франции и Германии - от 3,9 до6,5млн тв год. Ситуация выглядит совсем иначе, если говорить о количестве отходов на душу населения. Например, среднестатистическая семья в Индии выбрасывает 55 кг продуктов питания в год, в то время как в США этот показатель составляет 73 кг. Для сравнения: общий объем бы-
1 10 Global Food Processing Industry Trends for 2024. URL: https://www.unleashedsoftware.com/blog/10-global-food-pro-cessing-industry-trends-for-2022 (дата обращения: 07.09.2024).
2 Global Food Losses and Waste / FAO. 2023. URL: http://www. fao.org/3/i3347e/i3347e.pdf (дата обращения: 14.09.2024).
3 Инновации в решении проблемы пищевых отходов. URL:
https://foodbay.com/wiki/novosti-industrii/2019/10/28/inno-
vacii-v-reshenii-problemy-pischevyh-othodov/ (дата обращения: 12.09.2024).
товых отходов в России составляет примерно 4,8 млн т в год, а количество отходов на душу населения - всего 33 кг.
108,7
О 20 40 60 80 100 120
Общее количество пищевых отходов, млн т Пищевые отходы на душу населения, кг
Общий объем пищевых отходов, образующихся в отдельных странах (2023 г.)4 Food waste total volume generated in selected countries (2023)
Интерес населения России к процессам экологизации подтверждают данные статистики АНО «Национальные приоритеты»5. Согласно
4 Составлено авторами по: Food Waste Index Report 2024 / UNEP. URL: https://www.unep.org/resources/publication/food-waste-index-report-2024 (дата обращения: 09.09.2024).
5 Ретейл в России: зеленый камуфляж или экологизация потребительских привычек?URL: https://www.waste.ru/modules/ news/article.php?storyid=6237 (дата обращения: 09.09.2024).
полученным результатам, 90 % россиян считает важным сортировать мусор, 26 % декларируют приверженность экоценностям, а 56 % не сортируют отходы из-за отсутствия инфраструктуры или ее неудобного расположения.
Отечественные ретейлеры теряют до 2 % товарооборота в год из-за продовольственных потерь, значительная часть которых приходится на образующиеся пищевые отходы. По данным ТИАР-Центра1, в 2022 г. пищевые отходы в России составили 17,9 млн т, треть из них - это отходы от компаний розничной торговли и общественного питания. По подсчетам Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейших ретейлеров России, пищевыми отходами становятся до 7 % продаваемых продуктов в магазинах2.
Порядок утилизации прописан в постановлении Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1612 «Об утверждении Положения о порядке изъятия из обращения, проведения экспертизы, временного хранения, утилизации или уничтожения некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами», которое вступило в силу в 2021 г. В соответствии с ним товары с истекшим сроком годности подлежат обязательной утилизации на специальных полигонах. Однако эксперты отмечают, что некоторые просроченные пищевые продукты можно использовать для переработки: например, с целью изготовления кормов для сельскохозяйственных животных, компоста или биотоплива. Но эффективнее применять превентивные меры, которые снижают воздействие на окружающую среду и уменьшают нагрузку на торговые сети, связанную с хранением и захоронением таких товаров. Это направление только развивается в России, а потому требует предварительного тестирования и оценки экономической эффективности.
Наиболее сложной товарной категорией по управлению пищевыми отходами считают фрукты и овощи, на долю которых приходится более половины (63 %) объема утилизированных продуктов [1]. Таким образом, эти продукты можно рассматривать в качестве основных объектов для схем валоризации и других мер, направленных на сокращение количества пищевых отходов.
1 ESG-подход к решению проблемы нерационального использования продовольствия в России / ТИАР-Центр; РАЭК. URL: https://гaecгu/upload/f¡les/220301-shaг¡ngeconomy.pdf(датаоб-ращения: 19.03.2024).
2 Эксперты оценили в 7% долю продуктов, которые магазины пускают в отходы / Интерфакс. URL: https://www.interfax. ru/business/857166 (дата обращения: 19.03.2024).
Зарубежный опыт переработки продовольствия с истекающим сроком годности в торговых сетях
Продовольственные отходы являются значимой социальной проблемой, которую в Великобритании решают социальные супермаркеты, предоставляющие потребителям с низким доходом излишки высококачественных продуктов питания по низким ценам [2].
Проведенные ранее исследования зарубежных ученых позволили сформулировать концепцию управления производством и пополнения запасов в ретейле на основе особенностей товарной субкатегории. Концепция протестирована на примере товарной субкатегории «Грибы», в результате реализации которой торговая сеть может увеличить свою прибыль, продлив срок годности продукта на 4,2 дня по сравнению с его первоначальным сроком годности 2 дня [3].
Переработка овощей и фруктов в ретейле для продления сроков годности предполагается несколькими методами: упаковка с модифицированной атмосферой, оптимизация процесса товарообращения, контроль влажности, «умные» наклейки, впитывающие лотки и прокладки для пищевых продуктов, а также натуральные про-тивомикробные препараты. Помимо данных методов, доказана эффективность правильного выбора ламп (например, со спектральной освещенностью) в комбинации с оптимальными процессами логистики в розничной торговле (например, ротация бутылок молока на полках, знания о воздействии излучения на продукты питания), а также внедрение упаковок, устойчивых к выявленным внешним воздействиям и сохраняющих качество продовольственных товаров [4].
Отдельного интереса заслуживают результаты исследования, посвященные улучшению температурного режима хранения пищевых продуктов, согласно которым необходимо классифицировать свежие продукты по условиям хранения для сокращения количества пищевых отходов в розничной сети. Помимо выявленных разных температурных условий, определена потребность в совершенствовании холодильного режима по всей логистической цепи [5].
S. Sengupta и Н. Dгeyeг [6] предложили стратегию нулевых отходов, основанную на внедрении «цифровых двойников» товаров в рамках всей логистической цепочки в ретейле, что позволит учитывать непредвиденные обстоятельства и разрабатывать типы технологических моделей поставок продовольственных товаров, направленных на повышение конкурентоспособности и устойчивости бизнеса. Ученые доказали, что в условиях торговых сетей универсальная стратегия неуместна.
Потребность в создании «цифровых двойников» зарубежными учеными была доказана ранее, в рамках исследования [7], сосредоточенного на оценке 331 поставки огурцов, баклажанов, клубники и малины, импортированных из Испании в Швейцарию. В ходе эксперимента фрукты прошли предварительное охлаждение в распределительном центре, а затем в процессе транспортировки подвергались воздействию повышенных температур перед поступлением в розничный магазин. «Цифровые двойники» позволили определить, что фрукты утратили от 43 до 85 % своего качества до момента поставки в торговую точку. Таким образом, «цифровые двойники» продемонстрировали большой потенциал для дальнейшего увеличения срока годности и обеспечения качества продукта.
Любопытны, по мнению авторов, результаты исследования М. Goгansson, Г и А. Jevin-
дег [8], в рамках которого доказана неэффективность динамической системы прогнозирования сроков годности продуктов из-за системы контроля температуры витрин магазинов, складских хозяйств и транспортных средств. В исследовании подчеркивается важность постоянного контроля системы температур для подтверждения того, что созданы необходимые условия поддержания качества пищевых продуктов. Применение цифровых технологий может способствовать решению поставленной задачи по созданию действенной системы контроля температур.
М. Nematollahi с коллегами [9] при анализе планирования сроков годности продовольственных товаров предложили их классифицировать на два типа: с фиксированным сроком годности для продукта и минимальным оставшимся сроком годности. Учеными доказана зависимость показателей экономической эффективности предлагаемой модели классификации типов сроков годности от различных факторов риска для ретейлера в процессе приемки товара к продаже.
ММ ^Ьа1 и ^ Капд [10] в рамках экспериментов с применением цифровых технологий предложили прогнозировать сроки годности путем корректировки условий хранения, что также позволит уточнить объемы пищевых отходов для первичной переработки продуктов на производстве или непосредственно в цехе магазина. Решение позволяет оптимизировать затраты на хранение (экономия материальных ресурсов на 62 %, снижение затрат на консервацию на 65,8 % и увеличение прибыли на 49 %) и продолжительность логистического цикла.
Экономическая необходимость планирования объемов регенерации продуктов с истекшим сроком годности и использования их в других продуктах для сохранения содержащихся в них минералов и органических питательных веществ
подтверждена в исследовании с привлечением ретейлера и производителя, которые взаимодействовали на условиях контракта по координации обратного выкупа продуктов питания с истекающим сроком годности. Результаты внедрения предложенной стратегии показали эффективность в виде повышения маржинальности деятельности участников и необходимости разработки стратегии сотрудничества в процессе сокращения пищевых отходов [11].
Чрезвычайно интересна, по мнению авторов, практика продажи продуктов с истекающим сроком годности через приложение, в котором потребителей мотивируют к покупке тем, что они приносят пользу окружающей среде. Этот метод способствовал перемещению продуктов из одной категории (на утилизацию) в другую (на продажу в приложении) [12]. Такое решение, по мнению М. Gгunow и S. Р^атиЖи [13], позволяет получать полный объем данных за счет датчиков RFID, которые генерируют информацию о скоропортящихся продуктах питания в цепочке поставок за счет взаимодействия нескольких сторон: поставщика, ретейлера и потребителя.
Опыт российских ретейлеров по переработке продовольствия с истекающим сроком годности в торговых сетях
Далее рассмотрим мнения отечественных ученых о направлениях работы ретейла по повышению эффективности управления процессами сокращения продовольственных отходов. Необходимость мотивации покупателей через ретейлеров к приобретению товаров с истекающим сроком годности подтверждена в исследовании М.К. Скороваровой [14], в котором рассмотрены подходы экомаркетинга в деятельности торговых сетей, разработана классификация экомаркетинга, сформирован концептуальный подход экомаркетинга в ретейле [15]. Создание спроса на экологически чистые товары и услуги трактуется как процесс экологизации потребления, предполагающий формирование экологических потребностей в средствах защиты окружающей среды от техногенного воздействия, в технологиях, снижающих потребление природных ресурсов и образование отходов производства, в продуктовых экоинновациях [16]. Полученные результаты позволяют производителям и ретейлерам разработать маркетинговые приемы для адаптации существующих и разрабатываемых инновационных экопродук-тов, которые соотносились бы с ожиданиями «зеленых» потребителей [17] и требованиями «зеленого» маркетинга [18].
Отечественные ученые в многочисленных исследованиях, посвященных управлению на основе регенеративного подхода в ретейле, кон-
центрируют внимание на популяризации стратегии устойчивого развития. Так, А.Г. Тимофеева и Б.С. Батаева [19] полагают, что современные компании должны развиваться по следующим направлениям: экологизация ассортимента, товарная экологизация, производственная экологизация и экологизация потребления, «зеленая» логистика, работа по обращению с отходами, ответственное потребление и пр. По мнению Г.Ю. Митяшина, Ю.В. Катрашовой и Ю.Б. Миндли-на [20], данные направления должны войти в стратегию экологизации розничной торговли. Наиболее активная роль при этом отводится ретейлу, который способен оказывать прямое влияние на популяризацию ответственного потребления среди клиентов, а также требовать соблюдения стандартов устойчивого развития от поставщиков. А.З. Коробкин и А.Я. Якимик считают, что одним из главных направлений развития является создание нового формата в розничной торговле - «зеленого ретейла» [21].
Таким образом, отечественные ученые делают акцент на необходимости экологизации всех процессов, касающихся деятельности магазинов [22], в том числе экологизации потребления, экологизации среды потребления и товарной экологизации [23].
Успехи отечественных ретейлеров в направлении экологизации моделей управления сокращением объемов отходов продовольствия систематизированы в табл. 1.
Наиболее проработанными являются стратегии устойчивого развития компаний X5 Retail Group и «Лента», которые достигли значительных успехов в области экологизации. Например, X5 Retail Group ставит целью достижение следующих показателей: увеличение доли перерабатываемых твердых отходов, которые образуются в торговых сетях, до 95 %; повышение удельного веса переданных на переработку пищевых продуктов, потерявших товарный вид до истечения срока годности, до 20 %. Таким образом, по мнению экспертов, ретейлеры в своей деятельности осознают необходимость учета вопросов социальной ответственности, в том числе экологической [25].
Продовольственным ретейлерам отводят ведущую роль в информировании покупателей о возможностях снижения негативного влияния на окружающую среду при выборе товаров. Информирование покупателей и работа по формированию культуры ответственного потребления предполагают реализацию следующих инструментов в ретейле:
• информация на сайте и создание виртуальной «зеленой полки»;
• POS-материалы в магазине, объясняющие полезность экотоваров;
• маркировка экотоваров (начиная с СТМ);
• стимулирование продаж экотоваров за счет дегустаций, бонусных программ, скидок и акций.
Таблица 1. Успешно реализуемые направления экологизации в ретейле [24] Table 1. Successfully implemented greening directions in retail [24]
Направление Меры Пример
Экомерчандайзинг Натуральные материалы в отделке, использование зеленого цвета в интерьере Кассы «Ашан»; упаковка торговой марки, маркетинговая коммуникация Х5 Retail Group
Введение экотоваров в товарный ассортимент Магазины «Лента», «Магнит», «Пятерочка», «Ашан»
Товарная экологизация Предоставление местным фермерским лавкам на правах субаренды торгового пространства для экологичных продуктов Выделенные секции в магазине «О'кей»
Экотовары как основа товарного предложения Собственная торговая марка от «ВкусВилл»
Экобрендинг Секция здоровья в суперсторе «Магнит» в г. Краснодаре; «Перекресток»
Размещение экологичного потребления в месте пребывания потребителя, создание экологичной среды потребления Микромаркет «ВкусВилл», доставка от «Эко-маркет»
Экологизация среды потребления Экоотраслевой стандарт построения бизнес-модели Полный учет проблем охраны окружающей среды, экоаудит всех бизнес-процессов создания ценности («Эколавка»)
Безопасное воздействие на окружающую среду «ВкусВилл» и «Лента» - прием батареек; «Магнит», X5 Retail group - переработка отходов своей деятельности
Кроме того, в магазинах должны появляться продукты, производство которых не наносит ущерба экологии. По мнению Г.Ю. Митяшина, увеличение доли экотоваров также благоприятно скажется на формировании лояльности клиентов [26]. Однако в России решение данного вопроса до 2014 г., по мнению Т.К. Камоевой, требовало преодоления следующих барьеров: отсутствие обязательных стандартов экосер-тификации, регулируемых на государственном уровне; ограниченное количество производителей данной продукции; территориальная разрозненность действующих поставщиков, что ограничивало обеспечение необходимого объема продукций в рамках торговой сети; отсутствие спроса на органическую продукцию [27]. Вследствие этого ретейлеры внедряют механизмы по сокращению и переработке пищевых отходов, стремясь максимально использовать продукты до истечения сроков годности. Для этого в торговых сетях применяют следующие наиболее популярные методы, систематизированные в табл. 2.
Фудшеринг считается перспективным с точки зрения не только экологии, но и поддержки нуждающихся людей, однако для его масштабирования существуют преграды: на товары, которые направляются на благотворительность, не отменен НДС, поэтому компании вынуждены платить налог, как если бы продавали эти про-
дукты. В конце 2022 г. Министерство экономического развития предложило освободить от НДС товары, которые бизнес передает на благотворительность, однако эта инициатива до сих пор рассматривается. Поддержку фудшеринга высказывали как представители Минпромторга1, так и ретейлеры. Так, «Магнит», следуя направлению устойчивого развития, начал искать покупателей на просроченные продукты питания2. В продуктах, которые уже нельзя употреблять в пищу, заинтересованы производители кормов и удобрений. «Лента» запустила проект по продаже пищевых отходов в 2019 г., а в 2021 г. компания передала на переработку более 21 т пищевых отходов3.
Ретейлеры также помогают социально незащищенным слоям населения, бесплатно раздавая продукты. Однако и в этой части существуют законодательные ограничения. «Многие известные торговые сети занимаются этой проблемой на протяжении многих лет, распределяя такие
1 Экономика замкнутого цикла в ретейле: как X5 Group сокращаетотходы/РБК.URL:https://tгends.гbc.гu/tгends/gгeen/ cmrm/637f42fe9a794752cd658793 (дата обращения: 08.09.2024).
2 Чего негодно: ритейл начнет продавать просрочку / Из-вестия.ру. URL: https://iz.ru/1381009/evgenNa-pertceva/chego-negodno-riteil-nachnet-prodavat-prosrochku (дата обращения: 20.09.2024).
3 Эксперты оценили в 7% долю продуктов, которые магазины пускают в отходы / Интерфакс. URL: https://www.interfax. ru/business/857166 (дата обращения: 08.09.2024).
Таблица 2. Методы по сокращению и переработке пищевых отходов в ретейле Table 2. Methods for reducing and recycling food waste in retail
Методы
по сокращению и переработке Характеристика Пример
пищевых отходов
Скидки Скидки на продукты незадолго до истечения срока годности До 2030 г. в России планируется вдвое сократить объемы отходов, направляемых на полигоны
Переработка фермерами Продукты, утратившие товарный вид, за символические суммы передаются ферме- В среднем за год фермеры получили 96 тыс. т овощей, фруктов и бакалеи для переработ-
рам, которые делают корма для животных ки в корма для животных
Вермикомпости-рование
Фудшеринг
Переработка органических отходов в удобрения с помощью компостных червей. Полученный состав используется для рекультивации почвы, что позволяет не удобрять ее 15-20 лет и получать высокий урожай
Крупные ретейлеры «Магнит» и X5 Retail Group в 2023 г. запустили пилотные программы фудшеринга в Москве и Санкт-Петербурге
В 2021 г. производителю удобрений передано 300 т фруктов и овощей. За две недели тестирования установки г№Шге из 1,4 т сырья получено 139 кг компоста
«Магнит» за неполные полгода работы программы совместно с фондом «Банк еды «Русь» передал 11 тыс. нуждающимся более 20 т качественных продуктов. За первый год реализации проекта удалось спасти более 13 т продуктов и помочь 26 тыс. чел.
Составлено по: Живикина Ю. Зеленая торговля: как ретейл внедряет проекты устойчивого развития / РБК. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/cmrm/650af0029a794707b8a42207; АКОРТ: ритейлеры ищут возможности снизить отходы / Retail.ru. URL: https://www.retail.ru/news/akort-riteylery-ishchut-vozmozhnosti-snizit-otkhody-28-marta-2023-227198 (дата обращения: 07.09.2024).
продукты между нуждающимися группами лиц. Но не все сети могут позволить себе это из-за проблем в Налоговом кодексе... Сейчас он гласит: если торговые сети уничтожают продукты питания, то они не платят НДС. Если же они в рамках благотворительности раздают продукты питания с истекающим сроком годности, то НДС они оплачивают»1.
Таким образом, полномасштабному развитию фудшеринга мешает отсутствие законодательной базы. Сегодня ретейлерам выгоднее утилизировать продукты, чем передавать их на благотворительность, поскольку такая передача облагается НДС. Необходимо устранить эту коллизию, а также внести поправки в санитарное и ветеринарное законодательство, которые помогут упорядочить процедуры передачи продуктов, отправляемых в организации фудшеринга, и создать реестр добросовестных получателей такой продукции с гарантией, что товары не поступят на вторичную перепродажу.
Объекты и методы исследования
В качестве объекта исследования для проведения экспериментов по минимизации степени влияния причин возникновения товарных отходов выбран региональный продовольственный ретейлер Пермского края, на базе которого рассмотрена товарная категория «Овощи и фрукты». Эксперимент проводился с привлечением данных 55 магазинов торговой сети в течение 2019-2022 гг.
Разработанная методология исследования включала следующие этапы. На первом этапе тестировалась экономическая эффективность методов переработки овощей и фруктов в ретейле, включающих сортировку товаров, срок годности которых приближается к завершению, и дальнейшую чистку, нарезку и вакуумную упаковку, маркировку. Авторами был проведен анализ экономических показателей по результатам реализации переработанных товаров в сравнении с товарами без переработки. На втором этапе исследования товары группировались по результатам оценки экономической эффективности процессов переработки.
Авторы оценили две гипотезы. Первая гипотеза заключается в том, что переработка овощей и фруктов в ретейле менее экономически эффективна по сравнению с непереработанны-ми продуктами. Вторая гипотеза заключается в том, что рентабельность переработки товаров в категории «Овощи и фрукты» дифференцирована.
i Депутаты придумали кормить россиян просрочкой. Почему сейчас за это наказывают / В1.ру. URL: https://v1.ru/text/eco-nomics/2023/07/04/72459593/ (дата обращения: 08.09.2024).
Методами статистического исследования, направленными на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в анализе экономической эффективности переработки овощей и фруктов в ретейле, выбраны следующие: статистическое наблюдение для сбора сведений об изучаемой совокупности; первичная обработка, сведение и группировка результатов наблюдения по товарным подгруппам, оформление таблиц; анализ сводных данных с помощью обобщающих показателей (доля в товарообороте, доля в продажах, рентабельность продаж, доля в марже). Итоговые данные обрабатывались методом корреляционного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ экономической эффективности переработки товаров категории «Овощи и фрукты» по средней цене и марже
В рамках первого этапа исследования рассмотрим экономические показатели оценки эффективности переработки овощей и фруктов по средней цене и марже за период с 2019 по 2022 г. на единицу продукта, которые сравним с результатами реализации аналогичных продуктов без переработки (табл. 3). В программе регионального продовольственного ретей-лера Пермского края по переработке овощей и фруктов использованы следующие методы: очистка, нарезка, вакуумная упаковка, экомарки-ровка, формирование наборов.
По данным табл. 3 определено, что на некоторые переработанные товары средняя цена и маржа выше, чем на овощи и фрукты без переработки. Например, более высокая средняя маржа у таких переработанных товаров, как базилик, черешня, смородина, тамарилло, инжир, вишня, грейпфрут, красный перец и др.
Далее проведен сравнительный анализ экономических показателей переработки субкатегорий овощей и фруктов по средней цене и марже за период с 2019 по 2022 г. (табл. 4).
На основе всестороннего анализа экономических показателей переработки субкатегорий овощей и фруктов по средней цене и марже авторами определено, что зелень и овощи являются наиболее выгодными для переработки в ре-тейле. Фрукты и ягоды также маржинальны, но уступают по данному показателю продуктам без переработки.
Далее проведен анализ относительных показателей экономической эффективности переработки субкатегорий овощей и фруктов за период с 2019 по 2022 г. (табл. 5). Авторы выдвинули гипотезу, что переработка овощей и фруктов в ретейле менее экономически эффективна по сравнению с непереработанными продуктами. Эта гипотеза основана на исследовании А. Вег-
Таблица 3. Анализ экономических показателей переработки овощей и фруктов по средней цене и марже за период с 2019 по 2022 г. Table 3. Fruit and vegetable processing economic indicators analysis by average price and margin for the period from 2019 to 2022.
Товар Средняя цена единицы товара, р. Средняя маржа на единицу товара, р. Разница цен, Изменение Изменение средней
переработанного без переработки переработанного без переработки р./шт. цен, % маржи, р./шт.
Базилик 100,28 23,83 15,43 3,82 76,45 320,86 11,61
Зелень ассорти (лук, петрушка, укроп) 41,50 46,25 18,50 16,56 -4,75 -10,28 1,94
Картофель 46,07 30,39 8,92 5,06 15,69 51,61 3,86
Лук перо 23,96 38,44 8,96 13,50 -14,48 -37,67 -4,54
Мята 70,92 62,59 26,56 19,53 8,33 13,30 7,03
Набор специй 121,53 90,13 14,63 11,97 31,40 34,84 2,66
Арбуз 13,52 23,69 1,39 6,11 -10,17 -42,92 -4,71
Дыня 40,78 53,82 7,23 8,50 -13,04 -24,23 -1,27
Капуста 101,23 41,97 8,98 6,75 59,26 141,18 2,22
Лук свежий репчатый 69,43 29,21 6,93 4,51 40,22 137,72 2,42
Морковь 86,06 114,25 14,97 11,74 -28,19 -24,67 3,23
Перец красный 244,90 83,09 29,90 8,33 161,81 194,75 21,57
Свекла 85,49 35,15 6,12 9,45 50,34 143,21 -3,34
Физалис 165,84 139,21 20,63 19,91 26,63 19,13 0,71
Чеснок 275,18 175,65 -34,20 22,33 99,52 56,66 -56,53
Абрикосы 100,70 144,66 6,32 15,16 -43,97 -30,39 -8,84
Авокадо 263,76 188,56 30,14 24,04 75,19 39,88 6,10
Айва 164,54 133,26 31,03 13,29 31,28 23,47 17,73
Алыча 47,33 55,86 1,53 6,00 -8,52 -15,26 -4,47
Ананас 159,52 197,61 14,85 22,37 -38,09 -19,28 -7,53
Апельсины 100,96 85,21 10,91 8,59 15,75 18,49 2,31
Виноград 109,19 134,87 12,27 26,41 -25,68 -19,04 -14,14
Вишня 293,24 181,41 70,64 17,24 111,83 61,65 53,40
Голубика 207,20 184,50 21,16 31,27 22,71 12,31 -10,11
Гранадилла 222,78 196,23 28,06 28,10 26,56 13,53 -0,04
Гранаты 101,33 137,80 10,86 18,96 -36,46 -26,46 -8,10
Товар Средняя цена единицы товара, р.
переработанного без переработки
Грейпфруты 153,06 101,94
Груша 128,06 136,51
Гуава 190,20 201,78
Ежевика 277,32 348,30
Инжир 533,83 75,37
Карамбола 127,61 123,03
Киви 102,46 121,02
Клубника 276,11 276,60
Крыжовник 218,34 229,16
Кумкват 252,13 372,29
Лайм 155,78 178,09
Лимоны 102,74 115,26
Личи 578,71 648,50
Лонган 175,81 203,15
Малина 329,06 308,96
Манго 153,08 127,91
Мангостин 122,86 220,66
Мандарины 82,78 107,99
Маракуйя 160,25 108,78
Минеола 81,73 148,85
Нектарины 121,90 125,16
Папайя 554,90 653,05
Персики 152,10 145,46
Питахайя 276,32 279,69
Помело 111,56 139,21
Рам бутан 168,04 207,92
Саподилла 156,90 200,91
Продолжение табл. 3 Table 3 (Continued)
Средняя маржа на единицу товара, р. Разница цен, Изменение Изменение средней
переработанного без переработки р./шт. цен, % маржи, р./шт.
21,21 15,19 51,12 50,14 6,01
12,42 14,12 -8,45 -6,19 -1,71
31,85 22,30 -11,58 -5,74 9,54
19,99 44,33 -70,98 -20,38 -24,34
90,86 15,17 458,46 608,28 75,69
9,80 7,03 4,58 3,72 2,78
12,56 25,02 -18,57 -15,34 -12,46
37,42 27,42 -0,50 -0,18 10,00
15,16 51,90 -10,82 -4,72 -36,73
22,04 33,94 -120,16 -32,28 -11,90
22,03 28,60 -22,31 -12,53 -6,57
10,16 13,91 -12,52 -10,86 -3,75
69,70 172,94 -69,79 -10,76 -103,24
25,79 23,05 -27,35 -13,46 2,74
43,51 44,86 20,10 6,51 -1,36
11,42 16,07 25,17 19,68 -4,66
29,51 32,43 -97,80 -44,32 -2,93
8,22 17,11 -25,21 -23,34 -8,90
28,92 25,96 51,47 47,32 2,96
8,00 20,25 -67,13 -45,10 -12,25
20,62 16,21 -3,26 -2,61 4,41
-3,63 260,73 -98,15 -15,03 -264,35
21,61 16,43 6,64 4,56 5,18
6,75 22,54 -3,36 -1,20 -15,79
17,50 16,18 -27,65 -19,86 1,32
14,55 18,93 -39,88 -19,18 -4,38
15,75 29,09 -44,01 -21,90 -13,34
Окончание табл. 3 Table 3 (Breakover)
Товар Средняя цена единицы товара, р. Средняя маржа на единицу товара, р. Разница цен, Изменение Изменение средней
переработанного без переработки переработанного без переработки р./шт. цен, % маржи, р./шт.
Слива 101,77 97,33 13,90 17,16 4,44 4,56 -3,26
Смородина 263,01 330,58 38,45 22,91 -67,57 -20,44 15,54
Тамарилло 275,74 154,04 46,78 18,51 121,70 79,01 28,27
Фейхоа 150,39 183,97 22,98 15,21 -33,57 -18,25 7,77
Хурма 86,83 114,15 9,49 22,40 -27,32 -23,94 -12,91
Черешня 237,98 256,23 58,03 17,43 -18,25 -7,12 40,60
Яблоки 71,51 90,75 9,68 11,53 -19,24 -21,20 -1,85
Ягодный микс 321,43 352,09 38,31 54,53 -30,65 -8,71 -16,22
Ягоды годжи 211,95 189,96 51,05 36,35 21,99 11,57 14,70
Набор для супа 431,42 300,15 16,55 40,84 131,28 43,74 -24,30
Таблица 4. Анализ экономических показателей переработки субкатегорий овощей и фруктов по средней цене и марже за период с 2019 по 2022 г. на единицу продукта Table 4. Subcategories of vegetables and fruit processing economic indicators analysis by average price and margin for the period from 2019 to 2022 per unit of product
Субкатегория Средняя цена единицы товара, р. Средняя маржа на единицу товара, р. Разница цен, Изменение цен, Изменение
переработанного без переработки переработанного без переработки р./шт. % средней маржи, р.
Зелень 70,74 40,04 22,10 13,00 30,69 76,66 9,10
Овощи 50,35 37,85 9,00 5,96 12,50 33,03 3,03
Фрукты 89,90 108,59 9,62 14,53 -18,69 -17,21 -4,91
Ягоды 86,61 86,18 10,09 14,12 0,43 0,49 -4,04
Таблица 5. Анализ показателей экономической эффективности переработки субкатегорий овощей и фруктов за период с 2019 по 2022 г., % Table 5. Economic efficiency indicators analysis for processing vegetables and fruit subcategories for the period from 2019 to 2022, %
Субкатегория Доля в товарообороте Доля в продажах Рентабельность продаж Доля в марже
Зелень 0,29 0,17 31,25 0,28
Овощи 0,01 0,01 17,87 0,01
Фрукты 10,15 12,26 10,70 8,11
Ягоды 8,14 8,10 11,65 5,79
ri и L. Toma [2], в котором были определены наиболее популярные факторы, влияющие на переработку овощей и фруктов до их преобразования в отходы.
Данные табл. 5 опровергают гипотезу о том, что переработка овощей и фруктов в ретейле менее экономически эффективна по сравнению с непе-реработанными продуктами. Так, рентабельность продаж и доля в марже имеют положительные значения по исследуемым субкатегориям.
В соответствии с методологией исследования экономической эффективности переработки овощей и фруктов был проведен корреляционный анализ (табл. 6). Результаты расчетов позволили определить, что переработанные овощи и фрукты по марже имеют сильную прямую связь с оборотом розничной торговли (коэффициент корреляции 0,9929), что отражает сильную зависимость между рассматриваемыми показателями. Соответственно, эффективность бизнес-процессов по переработке овощей и фруктов напрямую связана с масштабами ретейла. Хотя переработка продуктов до истечения срока годности имеет несомненные преимущества перед обычной утилизацией, для товаров без переработки выявлена сильная прямая зависимость маржи от оборота розничной торговли.
Расчет коэффициентов корреляции, выполненный для определения зависимости маржи
от средней цены на овощи и фрукты, позволил обосновать обратную зависимость, свидетельствующую о том, что рост цены на данные товары уменьшает маржинальность непропорционально. Это связано с тем, что овощи и фрукты относятся к товарам первой необходимости, и от большинства их видов потребитель не откажется при небольшом увеличении цены.
Обнаружена прямая зависимость между средней маржой и ценой на овощи и фрукты, однако ее уровень имеет среднее значение (0,5361). Следовательно, рост средней цены переработанных овощей и фруктов способствует увеличению средней маржи при реализации. Для не-переработанных продуктов данная зависимость выше (0,8314) - это свидетельствует о том, что товарный вид свежих товаров привлекательнее для потребителей, чем переработанных овощей и фруктов.
Следующим шагом была группировка товаров по результатам экономической эффективности процессов переработки.
Группировка товаров категории «Овощи и фрукты» по эффективности переработки
На втором этапе проведена группировка товаров категории «Овощи и фрукты» по эффективности переработки. Авторы выдвинули гипотезу, что рентабельность переработки товаров в анализируемой категории дифференцирована. Результаты группировки по эффективности реа-
Таблица 6. Корреляционный анализ экономических показателей переработки овощей и фруктов по средней цене и марже за период с 2019 по 2022 г. Table 6. Fruit and vegetable processing economic indicators correlation analysis by average price and margin
for the period from 2019 to 2022
Корреляция между показателями Переработанные овощи и фрукты Овощи и фрукты без переработки
Маржа и товарооборот 0,9929 0,9705
Маржа и средняя цена -0,1964 -0,2894
Средняя маржа и средняя цена 0,5361 0,8314
Группа по рентабельности продаж, % Доля в товарообороте переработанных товаров Доля группы в общем товарообороте категории Доля в товарообороте непереработанных товаров Доля в продажах Доля в марже
Свыше 30 0,04 1,34 0,25 0,17 0,27
От 15 до 29,99 2,70 17,22 1,22 0,95 1,54
От 0 до 14,99 97,23 80,83 9,40 9,21 6,88
Менее 0 0,03 0,61 0,35 0,11 -0,02
Итого 100,00 100,00 7,81 6,89 5,79
Таблица 7. Группировка товаров категории «Овощи и фрукты» по средней рентабельности продаж
за период с 2019 по 2022 г., % Table 7. Goods grouping in the category "Vegetables and fruit" by average sales profitability
for the period from 2019 to 2022, %
лизации переработанных товаров категории «Овощи и фрукты» представлены в табл. 7.
Авторами выделено четыре группы переработанных овощей и фруктов по рентабельности: свыше 30 %; от 15 до 29,99 %; от 0 до 14,99 % и менее 0 %. Наибольшую долю в товарообороте переработанных товаров (97,23 %) и в общем товарообороте категории (80,83 %) занимает группа товаров с рентабельностью от 0 до 14,99 %. Переработанные товары данной группы вносят наибольший вклад в маржу, получаемую ретей-лером от категории, которая составляет 6,88 %, а также имеют превалирующую долю в продажах - 9,21 %.
В результате группировки были систематизированы товары, вошедшие в группы овощей и фруктов по рентабельности переработки. Данные представлены в табл. 8.
В соответствии с табл. 8 наиболее рентабельными для переработки оказались зелень ассорти (лук, петрушка, укроп), мята, лук перо, которые после сортировки и упаковки в индивидуальную тару становятся более привлекательными для клиента, чем при изначально поставленном варианте продажи. Убыточной является переработка папайи, чеснока.
Поскольку полученные результаты связаны со сформированными покупательскими привычками в потреблении тех или иных овощей и фруктов в конкретной территории, то решение о дальнейшей переработке конкретных видов продуктов для продажи необходимо корректировать на основе предложенной авторами методики исследования в рамках ретейла.
В дальнейшем рекомендуется использовать предложенную методику не только для категории «Овощи и фрукты», но и для других продовольственных товаров, переработка которых целесообразна для уменьшения пищевых от-
ходов в ретейле. Для получения более точных результатов необходимо учитывать масштаб торговой сети (снижение затрат на единицу товара) и психологическую готовность клиентов (приверженность к экологизации) к приобретению переработанных товаров не в производственной упаковке.
Заключение
Представленное авторами исследование дополняет результаты работы T. Lehtokunnas и O. Pyyhtinen [28], которые рассматривали разнообразные способы оценки формирования излишков категорий продуктов питания до их перевода в отходы розничной торговли.
Направления дальнейших исследований в отечественном ретейле авторы видят в сокращении потерь продовольствия по всей цепочке поставок. Например, в работе A.A. Cariappa и др. [29] данное направление реализовано за счет контрактного фермерства, а также внедрения методов обращения с пищевыми излишками с целью поддержки уязвимых слоев населения.
По мнению авторов, перспективным является продолжение исследований D. Lee и M.H. Tongar-lak [30], C. Cicatiello, S. Franco [31], которые разработали оптимальную политику заказов ретей-лера в рамках «цифровых двойников» товаров, которые в полной мере учитывают не только контроль температурного режима в логистической цепочке, но и неопределенности первичного спроса, а также уменьшение вторичного спроса при переработке товаров.
Однако авторы отмечают, что данное исследование существенно позволило расширить результаты, полученные ранее авторами [32]. Следует признать, что в литературе по-прежнему отсутствуют обзорные публикации, обобщающие методы и решения для сокращения пи-
Таблица 8. Состав групп товаров категории «Овощи и фрукты» по средней рентабельности продаж
за период с 2019 по 2022 г. Table 8. Product groups composition of in the category "Vegetables and fruit" by average sales profitability
for the period from 2019 to 2022.
Группа по рентабельности продаж переработанных овощей и фруктов, % Товары в группе
Свыше 30 Зелень ассорти (лук, петрушка, укроп), мята, лук перо
От 15 до 29,99 Черешня, вишня, ягоды годжи, мангостин, картофель, айва, маракуйя, дыня, морковь, инжир, тамарилло, нектарины, гуава, помело, базилик, фейхоа
От 0 до 14,99 Лонган, смородина, персики, лайм, грейпфруты, слива, клубника, яблоки, малина, гранадилла, физалис, киви, перец красный, личи, набор специй, ягодный микс, авокадо, виноград, хурма, апельсины, гранаты, арбуз, голубика, саподил-ла, лук свежий репчатый, мандарины, лимоны, минеолла, груша, ананас, капуста, кумкват, рамбутан, карамбола, манго, ежевика, свекла, крыжовник, абрикосы, набор для супа, алыча, питахайя
Менее 0 Папайя,чеснок
щевых отходов и потерь. С целью заполнения этого пробела дальнейшие исследования могут быть направлены на компиляцию и сбор методов предотвращения и минимизации пищевых отходов и потерь для поддержки социально незащищенных слоев населения, производителей продовольствия, ретейлеров и других сторон, заинтересованных в экологизации потребления продовольственных товаров.
Реализация эксперимента по оценке экономической эффективности переработки продовольственных товаров с истекающим стоком годности в ретейле позволила внести корректировки в регламенты по бизнес-процессам утилизации продуктов питания. В рамках продовольственного ретейла авторы рекомендуют проводить оптимизацию производственной пищевой цепочки и внедрение технологий полного цикла с целью извлечения максимальной выгоды из побочных продуктов.
Научная новизна исследования экономической эффективности переработки овощей и фруктов в ретейле заключается в обосновании методологических и научно-практических подходов к повышению экономической эффективности процесса реализации плодоовощной продукции в торговых сетях.
Практическое значение исследования состоит в возможности применения результатов эксперимента по переработке овощей и фруктов в продовольственном ретейле за счет группировки товаров целевых категорий по эффективности процесса обработки продуктов в торго-
вых сетях для снижения себестоимости и получения дополнительной прибыли.
Полученные результаты подтверждают, что оптимизация сбыта переработанных овощей и фруктов экономически эффективна и может быть тиражирована при условии отказа от парадигмы «забитых полок» в розничных торговых сетях в пользу зон с экотоварами. Для этого также необходимы изменения в законодательстве, позволяющие направлять пищевые отходы во вторичную переработку (например, производство кормов для животных или побочного сырья пищевой промышленности для изготовления собственной продукции ретейлеров (наборы, готовая еда)). При этом необходимо поддерживать заинтересованность потребителей в экотоварах, обусловленную увеличением доступности продуктов питания и повышением их качества.
По результатам оценки показателя рентабельности переработки овощей и фруктов с истекающим сроком годности авторы пришли к выводу, что данный бизнес-процесс требует формирования системы мотивации директоров магазинов к организации мер по сохранности, а не списанию (уничтожению) товара, что позволит создать заинтересованность в получении бонуса за сокращение недостач. Кроме того, проведение периодической переработки продуктов (сортировки, чистки и пр.) положительно влияет на сохранность товаров в целом и повышает привлекательность ретейлера как поставщика качественных и уникальных продуктов.
Библиографический список
1. Eicaite, O.; Balezentis, T.; Ribasauskiene, E. et al. Food waste in the retail sector: a survey-based evidence from Central and Eastern Europe. Journal of Retailing and Consumer Services. 2022. Vol. 69. Article Number: 103116. DOI: https://doi.org/10.1016/jjretconser.2022.103116.
2. Berri, A.; Toma, L. Factors influencing consumer use of social supermarkets in the UK: a redistribution model providing low-cost surplus food. Cleaner and Responsible Consumption. 2023. Vol. 10. Article Number: 100133. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.clrc.2023.100133.
3. Saxena, N.; Sarkar, M.; Sarkar, B. Which retail strategy for shelf life products can satisfy consumers under game policy? Journal of Retailing and Consumer Services. 2024. Vol. 76. Article Number: 103595. DOI: https://doi.org/10.1016/jjretconser.2023.103595.
4. Limbo, S.; Pellegrino, L.; D'Incecco, P., et al. Storage of pasteurized milk in clear PET bottles combined with light exposure on a retail display case: a possible strategy to define the shelf life and support a recyclable packaging. Food Chemistry. 2020. Vol. 329. Article Number: 127116. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.foodchem.2020.127116.
5. Zou, Y.; Wu, J.; Liu, G., et al. Examining the trade-offs in potential retail benefits of different expiration date modes: insights into multidimensional scenarios. Resources, Conservation & Recycling. 2022. Vol. 186. Article Number: 106511. DOI: https://doi.org/10.1016/jjescon-rec.2022.106511.
6. Sengupta, S.; Dreyer, H. Realizing zero-waste value chains through digital twin-driven S&OP: a case of grocery retail. Computers in Industry. 2023. Vol. 148. Article Number: 103890. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.compind.2023.103890.
7. Shoji, K.; Schudel, S.; Onwude, D., et al. Mapping the postharvest life of imported fruits from packhouse to retail stores using physics-based digital twins. Resources, Conservation & Recycling. 2022. Vol. 176. Article Number: 105914. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.resconrec.2021.105914.
8. Goransson, M.; Nilsson, F.; Jevinger, A. Temperature performance and food shelf-life accuracy in cold food supply chains - insights from multiple field studies. Food Control. 2018. Vol. 86. Pp. 332-341. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.foodcont.2017.10.029.
9. Nematollahi, M.; Hosseini-Motlagh, S.-M.; Cardenas-Barron L.E., et al. Coordinating visit interval and safety stock decisions in a two-level supply chain with shelf-life considerations. Computers and Operations Research. 2022. Vol. 139. Article Number: 105651. https://doi.org/10.1016/j. cor.2021.105651.
10. Iqbal, M.W.; Kang Y. Circular economy of food: a secondary supply chain model on food waste management incorporating loT based technology. Journal of Cleaner Production. 2024. Vol. 435. Article Number: 140566. DOI: https://doi.org/10.1016/jjclepro.2024.140566.
11. Momeni, M.A.; Jain, V.; Govindan, K., et al. A novel buy-back contract coordination mechanism for a manufacturer-retailer circular supply chain regenerating expired products. Journal of Cleaner Production. 2022. Vol. 375. Article Number: 133319. DOI: https://doi.org/10.1016/j. jclepro.2022.133319.
12. Lehtokunnas, T.; Pyyhtinen, O. Food, excess, wastage and waste: an ethnography of the practices of framing food products in the Finnish retail sector. Geoforum. 2022. Vol. 129. Pp. 28-38. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.geoforum.2022.01.004.
13. Grunow, M.; Piramuthu, S. RFID in highly perishable food supply chains - Remaining shelf life to supplant expiry date? International Journal of Production Economics. 2013. Vol. 146, Iss. 2. Pp. 717-727. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijpe.2013.08.028.
14. Скороварова М.К. совершенствование практики эко-маркетинга в ритейле сетевого формата // Сборник научных работ серии «Экономика». 2022. № 25. С. 94-110. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.6474968. EDN: https://elibrary.ru/ulbbum.
15. Скороварова М.К. Теоретические основы эко-маркетинга и концептуальный подход к его развитию в ритейле // Торговля и рынок. 2021. № 3-2(59). С. 226-237. EDN: https://elibrary.ru/nipxkw.
16. Маковецкий С.А., Лепа Р.Н. Формирование рынка экологических товаров и услуг в ритейле // Торговля и рынок. 2022. Т. 2, № 3-1(63). С. 15-25. EDN: https://elibrary.ru/bhlcpw.
17. Лебедев А.В., Багнюк Д.В. Операционализация понятия «экологичность» на основе изучения потребителей экологических продуктов питания // Экономика устойчивого развития. 2019. № 3(39). С. 208-215. EDN: https://elibrary.ru/zfoxqe.
18. Алексанова С.С., Шерешева М.Ю., Валитова Л.А. и др. Факторы потребительского выбора собственных торговых марок российских розничных сетей: роль «зеленых» характеристик // Управленец. 2024. Т. 15, № 3. С. 85-98. DOI: https://doi.org/10.29141/2218-5003-2024-15-3-6. EDN: https://elibrary.ru/ykizbq.
19. Тимофеева А.Г., Батаева Б.С. Внедрение регенеративного подхода к управлению в компаниях розничной торговли // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6, № 4. С. 62-69. EDN: https://elibrary.ru/ozdzqw.
20. Митяшин Г.Ю., Катрашова Ю.В., Миндлин Ю.Б. Сравнительный анализ моделей экологизации розничных торговых предприятий на примере компаний «X5 Retail Group» и «Лента» // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2021. № 1. С. 50-55. DOI: https://doi.org/10.37882/2223-2974.2021.01.17. EDN: https://elibrary.ru/cylwpy.
21. Коробкин А.З., Якимик А.Я. Современное состояние внутренней торговли Беларуси и перспективы ее развития в контексте «зеленого ритейла» // Бизнес. Образование. Экономика: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 7-8 апреля 2022 г.). Минск: Институт бизнеса БГУ, 2022. С. 395-399. EDN: https://elibrary.ru/pqzsna.
22. Притужалова О.А., Боклах Е.Д. Анализ внедрения экологически ориентированных практик предприятиями розничной торговли // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2023. № 3. С. 34-49. DOI: https://doi.org/10.17586/2310-1172-2023-16-3-34-49. EDN: https://elibrary.ru/eyoraf.
23. Бахарев В.В., Капустина И.В., Митяшин Г.Ю. и др. Экологизация розничной торговли: анализ стратегий // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2020. Т. 12, № 5. С. 79-96. DOI: https://doi.org/10.12731/2658-6649-2020-12-5-79-96. EDN: https://elibrary.ru/ojcxco.
24. Година О.В., Максименко Л.С., Таташева Э.В. Инновационные и маркетинговые технологии как инструменты экологизации розничного бизнеса // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 6(87). С. 57-68. DOI: https://doi.org/10.37493/2307-907X.2021.6.7. EDN: https://elibrary.ru/smqhqn.
25. Олейник Н.М., Классен В.Ю. Экологизация российского рынка розничной торговли как неотъемлемый элемент устойчивого развития компаний в современных условиях // Hypothesis. 2022. № 2(19). C. 18-25. EDN: https://elibrary.ru/yrjips.
26. Митяшин Г.Ю. Тенденция экологизации в ритейле // Социально-экономические и гуманитарные науки: сб. избр. ст. по материалам Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 28 августа 2020 г.). СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. С. 74-75. EDN: https://elibrary.ru/teyoba.
27. Камоева Т.К. Развитие эко продукции в розничной торговле в рамках концепции устойчивого развития // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2013. № 2. С. 14. EDN: https://elibrary.ru/rjxkle.
28. Lehtokunnas, T.; Pyyhtinen, O. Food, excess, wastage and waste: an ethnography of the practices of framing food products in the Finnish retail sector. Geoforum. 2022. Vol. 129. Pp. 28-38. DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2022.01.004.
29. Cariappa, A.A.; Acharya, K.K.; Adhav, C.A., et al. COVID-19 induced lockdown effects on agricultural commodity prices and consumer behaviour in India - implications for food loss and waste management. Socio-Economic Planning Sciences. 2022. Vol. 82. Article Number: 101160. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.seps.2021.101160.
30. Lee, D.; Tongarlak, M.H. Converting retail food waste into by-product. European Journal of Operational Research. 2017. Vol. 257. Iss. 3. Pp. 944-956. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ejor.2016.08.022.
31. Cicatiello, C.; Franco, S. Disclosure and assessment of unrecorded food waste at retail stores. Journal of Retailing and Consumer Services. 2020. Vol. 52. Article Number: 101932. DOI: https://doi.org/10.1016/jjretconser.2019.101932.
32. Новикова К.В., Антинескул Е.А., Ковалев В.Е. Минимизация потерь продовольственного ритейла в России // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. № 3. С. 73-92. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-6435-2022-3-73-92. EDN: https://elibrary.ru/oklfcy.
Bibliography
1. Eicaite, O.; Balezentis, T.; Ribasauskiene, E. et al. Food waste in the retail sector: a survey-based evidence from Central and Eastern Europe. Journal of Retailing and Consumer Services. 2022. Vol. 69. Article Number: 103116. DOI: https://doi.org/10.1016/jjretconser.2022.103116.
2. Berri, A.; Toma, L. Factors influencing consumer use of social supermarkets in the UK: a redistribution model providing low-cost surplus food. Cleaner and Responsible Consumption. 2023. Vol. 10. Article Number: 100133. DOI: https://doi.org/10.1016/j.clrc.2023.100133.
3. Saxena, N.; Sarkar, M.; Sarkar, B. Which retail strategy for shelf life products can satisfy consumers under game policy? Journal of Retailing and Consumer Services. 2024. Vol. 76. Article Number: 103595. DOI: https://doi.org/10.1016/jjretconser.2023.103595.
4. Limbo, S.; Pellegrino, L.; D'Incecco, P., et al. Storage of pasteurized milk in clear PET bottles combined with light exposure on a retail display case: a possible strategy to define the shelf life and support a recyclable packaging. Food Chemistry. 2020. Vol. 329. Article Number: 127116. DOI: https://doi.org/10.1016/j.foodchem.2020.127116.
5. Zou, Y.; Wu, J.; Liu, G., et al. Examining the trade-offs in potential retail benefits of different expiration date modes: insights into multidimensional scenarios. Resources, Conservation & Recycling. 2022. Vol. 186. Article Number: 106511. DOI: https://doi.org/10.1016/jjescon-rec.2022.106511.
6. Sengupta, S.; Dreyer, H. Realizing zero-waste value chains through digital twin-driven S&OP: a case of grocery retail. Computers in Industry. 2023. Vol. 148. Article Number: 103890. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.compind.2023.103890.
7. Shoji, K.; Schudel, S.; Onwude, D., et al. Mapping the postharvest life of imported fruits from packhouse to retail stores using physics-based digital twins. Resources, Conservation & Recycling. 2022. Vol. 176. Article Number: 105914. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.resconrec.2021.105914.
8. Goransson, M.; Nilsson, F.; Jevinger, A. Temperature performance and food shelf-life accuracy in cold food supply chains - insights from multiple field studies. Food Control. 2018. Vol. 86. Pp. 332-341. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.foodcont.2017.10.029.
9. Nematollahi, M.; Hosseini-Motlagh, S.-M.; Cardenas-Barron L.E., et al. Coordinating visit interval and safety stock decisions in a two-level supply chain with shelf-life considerations. Computers and Operations Research. 2022. Vol. 139. Article Number: 105651. https://doi.org/10.1016/j. cor.2021.105651.
10. Iqbal, M.W.; Kang Y. Circular economy of food: a secondary supply chain model on food waste management incorporating IoT based technology. Journal of Cleaner Production. 2024. Vol. 435. Article Number: 140566. DOI: https://doi.org/10.1016/jjclepro.2024.140566.
11. Momeni, M.A.; Jain, V.; Govindan, K., et al. A novel buy-back contract coordination mechanism for a manufacturer-retailer circular supply chain regenerating expired products. Journal of Cleaner Production. 2022. Vol. 375. Article Number: 133319. DOI: https://doi.org/10.1016/j. jclepro.2022.133319.
12. Lehtokunnas, T.; Pyyhtinen, O. Food, excess, wastage and waste: an ethnography of the practices of framing food products in the Finnish retail sector. Geoforum. 2022. Vol. 129. Pp. 28-38. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.geoforum.2022.01.004.
13. Grunow, M.; Piramuthu, S. RFID in highly perishable food supply chains - Remaining shelf life to supplant expiry date? International Journal of Production Economics. 2013. Vol. 146, Iss. 2. Pp. 717-727. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jj.ijpe.2013.08.028.
14. Skorovarova, M.K. Sovershenstvovaniye praktiki eko-marketinga v riteyle setevogo formata [Improving the practice of eco-marketing in network retail]. Sbornik nauchnykh rabot serii «Ekonomika». 2022. No. 25. Pp. 94-110. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.6474968. EDN: https:// elibrary.ru/ulbbum. (in Russ.)
15. Skorovarova, M.K. Teoreticheskiye osnovy eko-marketinga i kontseptual'nyy podkhod k yego razvitiyu v riteyle [Theoretical foundations of eco-marketing and a conceptual approach to its development in retail]. Torgovlya i rynok. 2021. No. 3-2(59). Pp. 226-237. EDN: https://elibrary. ru/nipxkw. (in Russ.)
16. Makovetskiy, S.A.; Lepa, R.N. Formirovaniye rynka ekologicheskikh tovarov i uslug v riteyle [Formation of the market of ecological goods and services in retail]. Torgovlya i rynok. 2022. Vol. 2, No. 3-1(63). Pp. 15-25. EDN: https://elibrary.ru/bhlcpw. (in Russ.)
17. Lebedev, A.V.; Bagnyuk, D.V. Operatsionalizatsiya ponyatiya «ekologichnost'» na osnove izucheniya potrebiteley ekologicheskikh produktov pitaniya. [Operationalization of the concept of "environmental friendliness" based on the study of consumers of organic food products]. Ekonomika ustoychivogo razvitiya. 2019. No. 3(39). Pp. 208-215. EDN: https://elibrary.ru/zfoxqe. (in Russ.)
18. Aleksanova, S.S.; Sheresheva, M.YU.; Valitova, L.A. i dr. Faktory potrebitel'skogo vybora sobstvennykh torgovykh marok rossiyskikh roznichnykh setey: rol' «zelenykh» kharakteristik [Factors of consumer choice of private labels of Russian retail chains: the role of "green" characteristics]. Upravlenets. 2024. Vol. 15, No. 3. Pp. 85-98. DOI: https://doi.org/10.29141/2218-5003-2024-15-3-6. EDN: https://elibrary.ru/ykizbq. (in Russ.)
19. Timofeyeva, A.G.; Batayeva, B.S. Vnedreniye regenerativnogo podkhoda k upravleniyu v kompaniyakh roznichnoy torgovli [Implementation of a regenerative approach to management in retail companies]. Russian Economic Bulletin. 2023. Vol. 6, No. 4. Pp. 62-69. EDN: https://elibrary. ru/ozdzqw. (in Russ.)
20. Mityashin, G.YU.; Katrashova, YU.V.; Mindlin, YU.B. Sravnitel'nyy analiz modeley ekologizatsii roznichnykh torgovykh predpriyatiy na primere kompaniy «X5 Retail Group» i «Lenta» [Comparative analysis of greening models of retail enterprises using the example of X5 Retail Group and Lenta companies]. Sovremennaya nauka: aktual'nyye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo. 2021. No. 1. Pp. 50-55. DOI: https:// doi.org/10.37882/2223-2974.2021.01.17. EDN: https://elibrary.ru/cylwpy. (in Russ.)
21. Korobkin, A.Z.; Yakimik, A.YA. Sovremennoye sostoyaniye vnutrenney torgovli Belarusi i perspektivy yeye razvitiya v kontekste «zelenogo riteyla» [Current state of domestic trade in Belarus and prospects for its development in the context of "green retail"]. Biznes. Obrazovaniye. Ekonomika: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Minsk, 7-8 aprelya 2022 g.). Minsk: Institut biznesa BGU, 2022. Pp. 395-399. EDN: https:// elibrary.ru/pqzsna. (in Russ.)
22. Prituzhalova, O.A.; Boklakh, Ye.D. Analiz vnedreniya ekologicheski oriyentirovannykh praktik predpriyatiyami roznichnoy torgovli [Analysis of the implementation of environmentally friendly practices by retail enterprises]. Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologich-eskiy menedzhment. 2023. No. 3. Pp. 34-49. DOI: https://doi.org/10.17586/2310-1172-2023-16-3-34-49. EDN: https://elibrary.ru/eyoraf. (in Russ.)
23. Bakharev, V.V.; Kapustina, I.V.; Mityashin, G.YU. i dr. Ekologizatsiya roznichnoy torgovli: analiz strategiy. [Greening of retail trade: analysis of strategies]. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2020. T. 12, No. 5. Pp. 79-96. DOI: https://doi.org/10.12731/2658-6649-2020-12-5-79-96. EDN: https://elibrary.ru/ojcxco. (in Russ.)
24. Godina, O.V.; Maksimenko, L.S.; Tatasheva, E.V. Innovatsionnyye i marketingovyye tekhnologii kak instrumenty ekologizatsii roznichnogo biznesa. [Innovative and marketing technologies as tools for greening retail business]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2021. No. 6(87). Pp. 57-68. DOI: https://doi.org/10.37493/2307-907X.2021.6J. EDN: https://elibrary.ru/smqhqn. (in Russ.)
25. Oleynik, N.M.; Klassen, V.YU. Ekologizatsiya rossiyskogo rynka roznichnoy torgovli kak neot"yemlemyy element ustoychivogo razvitiya kompaniy v sovremennykh usloviyakh. [Greening the Russian retail market as an integral element of sustainable development of companies in modern conditions]. Hypothesis. 2022. No. 2(19). Pp. 18-25. EDN: https://elibrary.ru/yrjips. (in Russ.)
26. Mityashin, G.YU. Tendentsiya ekologizatsii v riteyle [The trend of greening in retail]. Sotsial'no-ekonomicheskiye i gumanitarnyye nauki: sb. izbr. st. po materialam Mezhdunar. nauch. konf. (Sankt-Peterburg, 28 avgusta 2020 g.). SPb.: GNII «Natsrazvitiye», 2020. Pp. 74-75. EDN: https://elibrary.ru/teyoba. (in Russ.)
27. Kamoyeva, T.K. Razvitiye eko produktsii v roznichnoy torgovle v ramkakh kontseptsii ustoychivogo razvitiya [Development of eco-products in retail trade within the framework of the concept of sustainable development]. Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. 2013. No. 2. Pp. 14. EDN: https://elibrary.ru/rjxkle. (in Russ.)
28. Lehtokunnas, T.; Pyyhtinen, O. Food, excess, wastage and waste: an ethnography of the practices of framing food products in the Finnish retail sector. Geoforum. 2022. Vol. 129. Pp. 28-38. DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2022.01.004.
29. Cariappa, A.A.; Acharya, K.K.; Adhav, C.A., et al. COVID-19 induced lockdown effects on agricultural commodity prices and consumer behaviour in India - implications for food loss and waste management. Socio-Economic Planning Sciences. 2022. Vol. 82. Article Number: 101160. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.seps.2021.101160.
30. Lee, D.; Tongarlak, M.H. Converting retail food waste into by-product. European Journal of Operational Research. 2017. Vol. 257. Iss. 3. Pp. 944-956. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.ejor.2016.08.022.
31. Cicatiello, C.; Franco, S. Disclosure and assessment of unrecorded food waste at retail stores. Journal of Retailing and Consumer Services. 2020. Vol. 52. Article Number: 101932. DOI: https://doi.org/10.1016/jjretconser.2019.101932.
32. Novikova, K.V.; Antineskul, Ye.A.; Kovalev, V.Ye. Minimizatsiya poter' prodovol'stvennogo riteyla v Rossii [Minimizing losses in food retail in Russia]. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. 2022. No. 3. Pp. 73-92. DOI: https://doi.org/10.24412/2071-6435-2022-3-73-92. EDN: https://elibrary.ru/oklfcy. (in Russ.)
Информация об авторах / Information about Authors Ковалев
Виктор Евгеньевич
Kovalev,
Victor Evgenievich
Твл./Phone: +7 (343) 283-12-49 E-mail: [email protected]
Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры мировой экономики
и внешнеэкономической деятельности
Уральский государственный экономический университет
6200144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the World Economy and Foreign Economic Activity Department Ural State University of Economics
620144, Russian Federation, Ekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0941-5803
Антинескул
Екатерина Александровна
Antineskul,
Ekaterina Alexandrovna
Тел./Phone: +7 (343) 283-10-53 E-mail: [email protected]
Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и предпринимательства
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45
Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Management andEntrepreneurship Department Ural State University of Economics
620144, Russian Federation, Ekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6837-1399
Contribution of the Authors:
Равноценный вклад авторов в исследование.
Вклад авторов:
The authors claim equal contribution to the research.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.