Башкирова М.А. студент
ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан»
Россия, г. Уфа.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В
УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Аннотация: Актуальность темы статьи обуславливается изменением геополитической ситуации, ужесточением информационной войны между государствами. В связи с этим деятельность информационно-аналитических подразделений, пресс-служб и подразделений по связи с общественностью регионального уровня должна быть ориентирована на оперативное решение информационных угроз, тесное взаимодействие со СМИ и становление первоисточником достоверной информации для населения и общества в целом. В условиях ужесточения западных санкций и экономического кризиса, информационного противостояния основная задача органов государственной власти - ведение открытой информационной политики, обеспечение бесперебойной работы СМИ как главного поставщика важной для населения информации.
Ключевые слова: государственные органы, информация, массмедиа, политика, государственные СМИ, информационная война, фейки, безопасность.
Bashkirova M.A.
Student
Bashkir Academy of Public Administration and Management under the Head of the Republic
of Bashkortostan, Russia, Ufa
IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF INTERACTION BETWEEN STATE EXECUTIVE AUTHORITIES AND THE MASS MEDIA OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN IN THE CONTEXT OF INFORMATION CONFRONTATION
Abstract: The relevance of the topic of the article is determined by the changing geopolitical situation, the intensification of the information war between states. In this regard, the activities of information and analytical units, press services and public relations units at the regional level should be focused on the operational solution of information threats, close interaction with the media and becoming the
primary source of reliable information for the population and society as a whole. In the context of the tightening of Western sanctions and the economic crisis, the information confrontation, the main task of public authorities is to conduct an open information policy, ensure the smooth operation of the media as the main supplier of information important to the population.
Keywords: government agencies, information, mass media, politics, state media, information warfare, fakes, security.
Современная геополитическая обстановка в мире и общественно-политическая ситуация в стране требуют от государства принятия действенных мер по сохранению стабильности, принятия мер по защите российского общества от внешнего влияния и негативного информационного воздействия. В данной ситуации, в условиях информационного противостояния, особое значение приобретает реализация государством взвешенной и открытой для населения информационной политики.
Государственная информационная политика - это комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий государства, направленный на обеспечение конституционного права граждан на доступ к информации. Это «особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы государства и гражданского общества, и направленная на обеспечение творческого, конструктивного
91
диалога между ними и их представителями».91
Объектами государственной информационной политики являются печатные средства массовой информации (газеты, журналы, книгоиздание); электронные средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет); средства связи; информационное право; информационная безопасность.
Грамотная реализация государственной информационной политики -это основа стабильности, устойчивого развития государства. Цель деятельности информационно-аналитических подразделений разъяснение политических и экономических решений управленческой команды, формирование общественного мнения по важным вопросам, налаживание обратной связи с населением.
В условиях информационного противостояния деятельность органов государственной исполнительной власти должна быть направлена на повышение эффективности взаимодействия со средствами массовой информации, развитие пресс-служб и информационных отделов в структурах органов власти.
Система органов государственной власти и управления регулирует общественные отношения, является центральным звеном обеспечения информационной безопасности и основным инструментом отражения и пресечения любых посягательств иностранных государств. Кроме этого
91 Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В.Д.Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - с. 38.
грамотная информационная политика должна стоять на стоять на страже важных интересов и перспектив развития, выполнять функцию патриотического воспитания и влиять на формирование вечных ценностей, осознанной гражданской позиции каждого человека. На государство в лице ее системы органов власти возлагается важнейшая обязанность своевременного выявления угроз информационной безопасности для защиты государственных интересов и противодействия агрессии на ранних стадиях возникновения конфликта.
В связи с этим российский политик А.В. Манойло в своих научных работах выделяет основные задачи органов исполнительной власти в области информационного противоборства:
- разработка предложений по определению государственной политики РФ в области информационного противоборства, прогнозирование, выявление и оценка источников и характера угроз применения против России средств и методов информационного противоборства;
- сбор разведывательной информации об используемых и перспективных информационных технологиях объектов информационной сферы противостоящей стороны;
- защита военно-политического руководства России, а также индивидуального, группового и массового сознания ее населения от применения противостоящей стороной информационно-психологических средств и методов воздействия;
- организация противодействия антироссийской пропаганде, проводимой в том числе информационно-психологическими средствами и методами воздействия;
- защита информационной инфраструктуры России от применения противостоящей стороной информационно-технических средств и методов воздействия и др.;
- разработка модели угроз государственным интересам в информационно-психологической сфере, основанной на проведении глубоких и разносторонних научных исследований. Создание такой модели могло бы придать процессу поиска, определения и классификации уже существующих угроз и их проявлений (мониторингу угроз) целенаправленный характер, а разработка методических рекомендаций по выявлению угроз и отслеживанию развития угрожающих ситуаций стала бы в руках сотрудников органов исполнительной власти, занимающихся обеспечением информационной безопасности, надежным инструментом, многократно повышающим эффективность и производительность работы;
- создание и разработка стратегии проведения специальных операций в информационно-психологической сфере в мирное время и в угрожаемый период (при различных степенях эскалации напряженности международных отношений);
- разработка нормативной правовой базы проведения специальных операций в информационно-психологической сфере, применения информационного оружия и методов информационной войны;
- создание системы быстрого реагирования на внезапные информационные атаки, перехватить инициативу и создать наиболее благоприятные условия для нанесения контрудара.92
В связи с современными изменениями геополитической ситуации деятельность информационно-аналитических подразделений, пресс-служб и подразделений по связи с общественностью регионального уровня должна быть ориентирована на следующий комплекс задач:
1. Интеграция различных медиаформатов: формирование и реализация единой информационной политики органов государственной власти, предусматривающей оперативное взаимодействие со СМИ. Важно, чтобы органы власти использовали все доступные каналы коммуникации — от традиционных печатных изданий до современных цифровых платформ. Это позволит охватить более широкую аудиторию и адаптировать информацию под разные форматы потребления;
2. Мониторинг общественного мнения: регулярное исследование общественного мнения поможет выявить актуальные проблемы и настроения граждан, что позволит более точно формулировать информационные сообщения и корректировать политику в соответствии с потребностями общества.
3. Разработка различных информационных каналов, алгоритмов работы для оперативного донесения необходимой информации до населения;
4. Повышение доверия населения к власти и снижению возможностей для манипуляции общественным мнением в отношении федеральной и региональной власти через негосударственные СМИ;
5. Противодействие фейкам и недостоверной информации путем предоставления достоверных, проверенных сведений о деятельности государственных органов. В условиях информационного противостояния особенно важно иметь четкие механизмы для опровержения фейковых новостей и дезинформации. Это включает в себя создание оперативных штабов, которые будут реагировать на ложные сообщения и предоставлять достоверные данные.
6. Обучение и подготовка кадров: Для эффективной работы пресс-служб и информационных отделов необходимо проводить обучение сотрудников современным методам коммуникации, включая использование социальных медиа, аналитические инструменты и кризисный PR.
7. Прозрачность и открытость: Открытая информация о действиях органов власти способствует укреплению доверия со стороны граждан. Важно
92 Информационные войны психологические операции. Руководство к действию / А. В. Манойло. - Москва : Горячая линия-Телеком, 2018 - 495 с. - ISBN 978-5-9912-0767-4.
активно делиться результатами работы, а также вовлекать общественность в обсуждение ключевых вопросов.
8. Сотрудничество с экспертами: Важно привлекать экспертов и аналитиков для оценки текущей ситуации и разработки стратегий информационной политики. Это поможет создать более обоснованные и эффективные подходы к коммуникации. Эти меры помогут не только повысить эффективность государственной информационной политики, но и создать устойчивую информационную среду, способствующую развитию демократических процессов и социальной стабильности.
Отдельно остановимся на борьбе с фейками и негативной информацией на территории Республики Башкортостан. В последние годы ведется круглосуточная информационная война против России с потоком фейковых новостей, растет киберпреступность. С территории Украины, других стран ежедневно по Интернету поступает масса ложных материалов с целью возбуждения экстремистских настроений у населения России против руководства страны. В то же время страны Запада параллельно стремятся лишить нас инструментов цифровых коммуникаций, технологий.
Еврокомиссия призвала соцсети ввести цензуру против России. Стоит отметить, что в ЕС стали отрабатываться антироссийские практики в отношении СМИ задолго до СВО.
В 2016 году власти Литвы и Латвии ввели запреты на ретрансляцию российских телеканалов «Россия РТР» и «РТР-Планета». В 2018-м в Литве впервые заблокировали сайты, транслировавшие в том числе российские каналы.
1 марта 2022 года Совет ЕС запретил трансляцию любого контента каналов RT и Sputnik на своей территории. В рамках шестого пакета санкций было приостановлено вещание телеканалов «Россия РТР/РТР-Планета», «Россия-24» и «Международный ТВ Центр». В девятом пакете санкций ЕС запретил вещание телеканалов НТВ/«НТВ-Мир», «Россия-1», РЕН ТВ и Первого канала. В рамках 11-го санкционного пакета приостановлено действие лицензий пяти информационных ресурсов: RT Balkan, Oriental Review, «Царьград», «Катехон» и New Eastern Outlook. В 12-й санкционный пакет, который был принят в 2023 году, попали телеканалы «Царьград» и «Спас», говорится на сайте МИД РФ. Кроме того, Евросоюз вводил персональные меры против российских журналистов и руководителей СМИ.
Совет ЕС 17 мая 2024 года объявил об ограничениях против трех российских СМИ — «Известий», «РИА Новости» и «Российской газеты». Под ограничения попал и портал Voice of Europe.93
По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, в отношении России на Западе сегодня ведется информационная война, которая включает элементы информационного терроризма. Это утверждает и глава Ростелекома
93 Общественно-политическая газета «Известия» от 23 июля 2024 /https://iz.ru/1705083/semen-boikov/nesvoboda-slova-es-gotov-westi-nowe-ogranicheniia-protiv-rossiiskikh-smi.
Михаил Осеевский, отметив, что «Кибератаки на российские информационные ресурсы продолжаются, становятся все более разнообразными».
В ответ на такие агрессивные шаги по иску Генеральной прокуратуры России 21 марта 2022 года суд признал американскую Meta Platforms Inc. экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории РФ. Социальные сети Instagram и Facebook целенаправленно поддерживали идеи, нацеленные на раскол российского общества, продвигали сообщения с недостоверной общественно значимой информацией.
Для недопущения распространения таких сообщений 4 марта Президент России подписал закон о введении уголовной ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 207.3 УК РФ).
Информационная работа и борьба с фейками на примере Республики Башкортостан
СМИ Республики Башкортостан оперативно перестраивают свою повседневную информационную работу в соответствии с изменяющейся ситуацией. Республиканские СМИ остаются главным инструментом формирования общественного мнения, пользуются высоким доверием у населения, ведут разъяснительную, просветительскую и воспитательную работу. Региональные СМИ отражают события как регионального, так и общероссийского, мирового масштаба. Особая роль в этом принадлежит телевидению, радиовещанию, прессе, а также электронным средствам массовой информации, сосредоточенным в сети Интернет. В Республике Башкортостан с учетом развития современных технологий в последние 5 лет существенно расширен доступ к информации в цифровой среде.
В СМИ республики информирование о деятельности органов государственной власти проводится на всех медиа-площадках:
- базовая информационная площадка - ИА «Башинформ», где постоянно размещаются аналитические материалы, лонгриды и карточки.
Далее информационные материалы распространяются через СМИ республики:
- 146 изданий ГУП РБ Издательский дом «Башкортостан», в том числе 121 городских и районных газет;
- Телевидение и радио - АО ТРК «Башкортостан», ГТРК «Башкортостан».
В целом нужно отметить, что в реалиях информационной войны республиканские органы власти совместно со СМИ республики стараются работать на опережение, масс-медиа республики ведется целенаправленная работа по предоставлению достоверной и актуальной информации для населения. Этому способствует также активное внедрение новых Интернет-
ресурсов, наращивание аудитории государственных СМИ на новых и традиционных каналах.
Аудитория сайтов печатных и электронных СМИ Башкортостана с 2012 г. по 2018 г. выросла на 26% (с 2,6 млн. до 3,3 млн.), с 2019 г. - уже в 1,5 раза (с 3,3 млн. до 5,1 млн.). Аудитория в социальных сетях государственных СМИ с 2012 г. по 2018. выросла в 3,9 раза (с 189 тыс. до 750 тыс.), с 2019 г. увеличилось в 6,1 раз (с 750 тыс. до 4640 тыс.). Наиболее популярной площадкой для продвижения СМИ является социальная сеть «ВКонтакте». С 2012 г. по 2018 года количество аккаунтов СМИ увеличилось на этой площадке 2 раза (с 42 до 98). В настоящее время здесь функционируют порядка 200 аккаунтов СМИ Башкортостана, общее количество подписчиков достигает 3,2 млн.
ГУП РБ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОИ «РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН»
Общий тираж печатных изданий в 2023 году составил 238 000 экземпляров. Так, на 30 миллионов просмотров в год выросли показатели у Издательского дома «Республика Башкортостан» и составили 81 миллион просмотров в ВКонтакте. По итогам года сайты издательского дома лидируют по количеству посетителей. Группам газет удалось в ряде районов республики обогнать по количеству подписчиков различные паблики и стать главным источником верифицированной информации.
В 2022 и 2023 гг. телеканал БСТ АО ТРК «Башкортостан» занял 1 место по доле телесмотрения среди обязательных общедоступных телеканалов регионов России. Телеканалу БСТ в последние несколько лет удалось совершить значительный рывок по показателю доли аудитории. Если в 2020 г. БСТ был на 8 месте среди самых популярных у жителей Башкортостана телеканалов, то по последним данным - на ноябрь 2023 г., достигнув доли 9,3, он впервые попал в тройку лидеров телесмотрения по данным компании «МедиаХиллс», опередив Первый канал.
В 2023 году впервые в истории российского конкурса «Радиомания» в номинации «Радиоигра» победу одержал национальный проект - радио «Юлдаш».
Телеканал «Салям» стал лучшим среди региональных телеканалов городов-миллионников в работе в соцсетях по вовлеченности.
Информационное агентство «Башинформ» по итогам 2023 г. - самый цитируемый и посещаемый Интернет-ресурс Башкортостана. 2023 г. стал для «Башинформ» годом перезагрузки и выхода на федеральный уровень. Это единственное государственное СМИ РБ, которое постоянно входит в топ-20 рейтинга СМИ всей России по переходам из соцсетей наряду с такими крупными федеральными изданиями, как life, РИА Новости, Комсомольская правда, Медиакорсеть, РБК.
Информационное поле республики, кроме того, представлено филиалами федеральных СМИ - ВГТРК, ТНТ; «Интерфакс», «РИА-Новости», «ИТАР-ТАСС», «РБК»; «Российская газета», «Комсомольская правда», «Коммерсантъ», «Аргументы и факты», «Труд».
Развита в республике и сеть местных телеканалов. В ряде городов и районов действуют 27 муниципальных телеканала.
Всего в сегменте социальных сетей можно выделить 170 наиболее крупных и значимых сообществ и личных аккаунтов (охват аудитории - 2 млн 845 тыс. человек), из них 126 являются оппозиционными (охват аудитории -869,3 тыс. человек), 18 - нейтральными (охват аудитории - 1,06 млн человек), 26 - сообщества госсми (охват аудитории - 916,2 тыс. человек).
В целях предоставления населению республики актуальной и достоверной информации в аккаунтах социальных сетей подведомственных СМИ появились созданные в рамках федерального проекта группы «Объясняем. Башкортостан». Они помогают жителям республики получать ответы на различные вопросы о социально-экономическом состоянии республики и страны в целом. Источником информации этих ресурсов являются органы власти и местного самоуправления республики. Актуальная информация размещается с хэштегом #объясняем_Башкортостан. Здесь ежедневно на русском и башкирском языках размещаются информационные материалы, в том числе видеоролики, лонгриды, карточки на актуальные темы, волнующие людей.
Кроме этого, активно используются популярные среди населения паблики в социальных сетях (БашДТП, Подслушано и тд.), телеграмм-каналы. С целью донесения достоверной и правдивой информации о деятельности органов республиканской власти создан телеграмм-канал «Фактчекинг по-башкирски» (https: //t.me/bashFCK) где ежедневно выкладываются опровергающие фейки желтых изданий факты и информация. Популярный телеграмм-канал для своих читателей создали журналисты республиканской молодежной газеты «Йэшлек» на башкирском языке - «Йукэ телефон» (https://t.me/+YdhLsYZMNboyNTA6) и тд.
В условиях информационной войны важно, чтобы республиканские органы власти и СМИ работали в тесном сотрудничестве, создавая единое информационное поле. Вот несколько ключевых аспектов, которые можно дополнительно подчеркнуть:
1. Проактивная стратегия: Опережающее информирование позволяет не только предотвращать распространение дезинформации, но и формировать позитивный имидж органов власти. Регулярные пресс-релизы, брифинги и открытые встречи с журналистами помогают обеспечить прозрачность.
2. Многообразие каналов распространения: Использование как традиционных, так и новых медиа позволяет охватить более широкую аудиторию. Это включает в себя телевидение, радио, печатные издания, а также социальные сети и специализированные онлайн-платформы.
3. Обучение и поддержка журналистов: Проведение семинаров и тренингов для журналистов по вопросам работы с фактами и проверкой информации может повысить качество материалов и снизить риск распространения недостоверной информации.
4. Интерактивные форматы: Внедрение интерактивных форматов, таких как вебинары, онлайн-конференции и прямые эфиры, способствует более активному вовлечению граждан в обсуждение важных вопросов.
5. Мониторинг общественного мнения: Регулярный анализ мнений и настроений граждан помогает адаптировать информационную стратегию в соответствии с актуальными потребностями общества.
6. Сотрудничество с экспертами: Привлечение экспертов для комментирования сложных тем помогает повысить уровень доверия к информации и обеспечивает более глубокое понимание вопросов. Эти меры способствуют созданию устойчивого информационного пространства, что особенно важно в условиях современных вызовов и угроз.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Необходимо дальнейшее развитие взаимодействия органов государственной исполнительной власти Республики Башкортостан и средств массовой информации.
2. Пресс-службам органов государственной власти следует разработать алгоритм оперативного решения актуальных вопросов, отработки негативной информации, информационных угроз.
3. Для обеспечения информационной стабильности на уровне региона должны эффективно работать каналы прямой коммуникации с гражданами: проведение руководителями встреч с населением, приемов граждан, общение через социальные сети, проведение брифингов, прямых эфиров и т.д.
4. В условиях информационного противостояния регональные органы власти должны вести открытую информационную политику, требуется консолидация государства и гражданского общества: органов власти, молодежи, представителей СМИ, вузов, экспертных сообществ.
Реализация данных рекомендаций позволит органам государственной власти улучшить качество и результативность деятельности в
информационной сфере, что в итоге приведет к повышению общей эффективности и доверия к работе государственных структур со стороны граждан.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации. -Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Текст : электронный.
2. Манойло А.В. / Информационные войны психологические операции. Руководство к действию / - Москва : Горячая линия-Телеком, 2018 - 495 с. -ISBN 978-5-9912-0767-4.
3. Информационная политика: Учебник/ Под общ. ред. В.Д.Попова. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - с. 38.
4. Общественно-политическая газета «Известия» от 23 июля 2024 /https://iz.ru/1705083/semen-boikov/nesvoboda-slova-es-gotov-vvesti-novye-ogranicheniia-protiv-rossiiskikh-smi.