76
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Без использования концепции «таргет-костинг» ООО «Трейд Мастер» для достижения планируемой нормы прибыли пришлось бы продавать одну бутылку «Лимонада» примерно за 22 руб. (20 руб. — себестоимость без оптимизации + 10 % прибыли).
Маркетологи подсчитали, что примерный объем продаж при цене 22 руб. составил бы лишь 800 000 бутылок. В итоге предприятие получило бы прибыль только 1,6 млн руб., что на 440 000 руб. меньше доходов при использовании концепции «таргет-костинг».
Разумеется, на практике при поиске и реализации новых товаров организации оптовой торговли не всегда удается сразу достичь целевой себестоимости. Однако для эффективного управления затратами данную работу следует организовать таким образом, чтобы процесс разработки нового продукта строился на тесном сотрудничестве организаций оптовой торговли с заводами-производителями. Весь производственный процесс, начиная с замысла нового товара, должен приобретать инновационный характер.
При внедрении концепции «таргет-костинг» у организаций оптовой торговли могут возникнуть определенные трудности.
Во-первых, в поиске и реализации нового товара должны участвовать подразделения: планово-финансовый отдел, бухгалтерия, маркетинговый отдел и т. д. Если на предприятии оптовой торговли не налажено взаимодействие между подразделениями, организации трудно будет применять описываемую методику.
Во-вторых, фактическая себестоимость может неожиданно превысить целевую уже в процессе реализации нового товара. Чтобы этого не произошло, маркетологи должны постоянно проводить мониторинг рынка — отслеживать изменения цен поставщиков и покупателей товаров. Иначе может получиться, что организация оптовой торговли будет производить поиск заведомо не нужного потребителю товара.
Также не стоит опрометчиво менять схему реализации нового товара только для того, чтобы незначительно снизить его себестоимость. Ведь в результате организация рискует потратить крупные суммы на повторное налаживание схемы поставки и реализации товара, а ее сотрудники — потерять много времени. Кроме того, всегда существует вероятность, что они не смогут найти новый товар с оптимальными характеристиками или он не будет пользоваться ожидаемым спросом на рынке.
Финансово-экономический кризис негативно отразился на экономике России, как следствие, возник ряд проблем в банковской сфере. Одна из таких проблем — резкое снижение ликвидности, что в целом привело к сокращению платежеспособного спроса на рынке товаров и услуг. В этих условиях развитие концепции «таргет-костинг» становится актуальным и жизненно важным для организаций оптовой торговли. Она позволит им в определенной мере сгладить последствия финансового кризиса и послужит дальнейшим толчком для эффективного экономического роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вахрушина М.А., Сидорова М.И., Борисова Л.И. Стратегический управленческий учет. М., 2011.
2. Мерзликина Г.С., Волков С.В. Концепция формирования и управления целевой себестоимостью (target costing) // Управленческий учет. 2008. № 8.
3. Рябков А.В. Таргет-костинг: формирование себестоимости и цены товара на основе маркетинговых расчетов // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2005. № 2.
4. Славников Д.В. ТЛЯОЕТ COSTING как метод целевого стратегического управления затратами // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 6.
5. Смирнова Н. Таргет-костинг позволяет управлять себестоимостью // Информационно-аналитическое электронное издание «Бухгалтерия.ги». 2006.