УДК 353.2
К.П. Колотырин
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Рассмотрены проблемы экологически безопасного и экономически эффективного управления отходами горнодобывающей промышленности. В качестве инструмента для их решения предложено использовать механизмы государственно-частного партнерства, позволяющего за счет перераспределения эколого-экономических рисков создать дополнительные стимулы для инвесторов. Предложена процедура первичной оценки проектов по управлению отходами горнодобывающей промышленности в рамках государственно-частного партнерства, предусматривающая возможность выбора наиболее эффективного проекта из большого количества альтернативных вариантов. Данный подход позволит определить оптимальную форму участия органов государственной власти в реализации проектов по управлению отходами горнодобывающей промышленности и провести точную оценку рисков проекта с целью выбора эффективных направлений их снижения.
Ключевые слова: отходы горнодобывающей промышленности, государственно-частное партнерство, риски, инвестиции, управление.
DOI: 10.25018/0236-1493-2017-11-0-144-150
В настоящее время на территории России скопилось большое количество отходов горнодобывающей промышленности, что может привести к возникновению неблагоприятной экологической обстановки и серьезно подорвать сырьевую базу. Использование ресурсоемких технологий и устаревшего оборудования приводит к увеличению затрат в горнодобывающей отрасли и способствует образованию большого количества попутных отходов. В частности, в отвалах горнодобывающей промышленности на-
коплено свыше 50 млрд т вскрышных отходов, причем к ним добавляется ежегодно 3,5 млрд кубометров горной массы [10]. По данным [1], количество отходов горнодобывающей промышленности постоянно возрастает (рис. 1).
Как видно из диаграммы, объемы утилизации отходов горнодобывающего производства весьма небольшие, что в результате приводит к высоким издержкам, и не способствует инвестиционной привлекательности многих проектов в горнодобывающей сфере.
ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 11. С. 144-150. © К.П. Колотырин. 2017.
1300,00 -| 1600,00 -
1606,6
1690,7
Ü6p3'JíOM¡IHO 01Х0Ц0В Ушлиицнл 01Х0Ц0В
Годы
2005 2010 ' 2011 ' 2012 ' 2013
Рис. 1. Образование и утилизация отходов при добыче полезных ископаемых
Одной из рациональных областей применения побочных продуктов горнодобывающих предприятий, как известно, является промышленность нерудных строительных материалов. Экономическая эффективность от данного вида деятельности обусловлена экономией капитальных затрат на производство нерудных материалов, снижением количества захоронений и затрат на транспортировку отходов, а также возвратом многих ценных компонентов в народное хозяйство, и возможностью возврата больших земельных площадей в хозяйственный оборот.
Однако, эффективное управление потоками отходов, предусматривающее глубокую переработку, возможно лишь при существенном увеличении финансирования, за счет привлечения инвесторов. Основной упор, в условиях жесткой бюджетной экономии должен быть сделан на частных инвесторов. Инвесторов, в свою очередь, будут интересовать такие аспекты, как возможность получения высокой нормы прибыли и приемлемый уровень рисков. В этой связи, на наш взгляд, одним из эффективных инструментов управления рисками и создания
благоприятного инвестиционного климата может стать государственно-частное партнерство (ГЧП), представляющее из себя долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов в целях достижения задач публично-правовых образований, повышение уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством привлечения частных ресурсов и разделения рисков между партнерами.
Основные преимущества государственного-частного партнерства [6] заключаются в существующем потенциале и опыте привлечения инвестиций в реконструкцию, модернизацию и развитие инфраструктуры, тем более что существующее законодательство в области инвестиционной деятельности позволяет но-частное партнерство в сфере недропользования.
Максимальные результаты использования ГЧП наблюдается в развитых экономических системах, а различные формы партнерства реализованы в таких отраслях как коммунальная, транспортная, строительство и т.д. По данным [5] в настоящее время через механизмы ГЧП
ежегодно привлекается свыше 80 млрд американских долларов.
Опыт развитых стран показывает, что использование механизмов государственно-частного партнерства в проектной деятельности, позволяет достичь значительно более высоких результатов, по сравнению с проектами государственного сектора.
Например, по данным европейских исследователей, превышение реальных издержек на плановыми в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства приблизительно в 3 раза меньше, чем для государственного сектора [2].
Таким образом, необходимость применения государственно-частного партнерства в сфере управления отходами горнодобывающей промышленности обусловлена следующими преимуществами:
• прозрачность правовой сферы в связи с действием федерального закона, в котором регулируются отношения в рамках договора концессии;
• наличие опыта реализации проектов в рамках концессионного договора, на региональном и федеральном уровне;
• использование механизмов государственной поддержки и инструментов государственно-частного партнерства, включая привлечение инвестиционных ресурсов, в том числе за счет выпуска концессионных ценных бумаг.
Высокая эколого-экономическая эффективность соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере управления отходами горнодобывающего производства подтверждается такими преимуществами как:
• мобильность и высокая адаптация в структурировании проектов управления отходами горнодобывающей промышленности в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве;
• возможность использования в условиях высоких эколого-экономических рисков и неопределенностей, реализации проектов управления отходами горнодобывающей отрасли;
• использование опыта, накопленного при реализации проектов в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве.
Следует отметить, что инвестиционный договор является одной из форм государственно-частного партнерства, ос-
Инвестгщионный проектов по управлению отходами горнодобывающей промышленности
-4-
Технические и технологические факторы реализации
Эколого-экономический эффект
х
Частные ресурсы
Эффективность проекта в рамках ГЧП
х
Государственные инструменты управления и источники
Проект по управлению отходами горнодобывающей промышленности в системе государственно-частного партнерства
Рис. 2. Процедура первичной оценки проектов по управлению отходами горнодобывающей промышленности в рамках государственно-частного партнерства
нованием для заключения которого являются положения, прописанные в статье 421 ГК РФ и Законом об инвестиционной деятельности [3, 4, 7].
В рамках реализации инвестиционных проектов по эффективному управлению отходами горнодобывающей промышленности государственные органы могут:
• предоставлять имущество во временное владение или пользование;
• участвовать в совместном финансировании проектов;
• осуществлять сопровождение проектов;
• предоставлять различные льготы и преференции партнерам, в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве.
В связи с тем, что реализация проектов по управлению отходами горнодобывающего производства в рамках государственно-частного партнерства нацелена на привлечение инвестиций, необходимо при реализации данных проектов проводить его первичную оценку, с целью оптимизации затрат снижения экологических рисков (рис. 2).
В результате, целесообразность применения государственно-частного партнерства, при реализации проектов связанных с отходами горнодобывающей промышленности будет определяться следующим:
• гибкостью в структурировании проекта, позволяющей увеличить экономическую и экологическую привлекательность проекта, и обеспечить интересы всех участников;
• в случае недостаточной адаптации проекта к концессионной сделке, данная форма может быть применима на весьма привлекательных условиях.
Основной целью первичного отбора инвестиционных проектов является возможность выбора из альтернативных вариантов проекта, который максимально
удовлетворяет требованиям системы государственно-частного партнерства [8, 9, 11].
Безусловно, что основной целью применения инструментов государственно-частного партнерства, при управлении отходами горнодобывающей промышленности, будет являться эффективное управление рисками, с целью их минимизации.
Распределение рисков между участниками проекта государственно-частного партнерства должно предусматривать определение стороны, которая несет полную ответственность за последствия от возможности наступления неблагоприятного рискового события. Эффективное перераспределение рисков предполагает создание стимулов, с целью эффективного управления рисками, что в конечном итоге повысит инвестиционную привлекательность проектов по управлению отходами горнодобывающей промышленности.
Общий принцип распределения рисков в рамках ГЧП, в данном случае, будет построен на перенаправлении его на того участника, который лучше других способен:
• управлять рисками на основе передачи его такому инвестору, который имеет определенный опыт и определенные стимулы;
• управлять уровнем воздействия риска на эколого-экономическую эффективность проекта, например государство, за счет своих инструментов может снижать политические риски, влияющие на проект, социальные риски, за счет доведения информации до населения, экономические риски возможно снизить за счет бюджетных гарантий и т.д.
• компенсировать последствия рисковых событий за счет таких аспектов как передача риска третьей стороне, диверсификация, хеджирование, а также возможность перераспределения по-
Механизмы государственно-частного партнерства при реализации проектов по управления отходами горнодобывающей промышленности
1
Снижение нагрузки на бюджеты всех уровней
1
Обновление оборудования
на основе инновационных технологий
Привлечение
частных инвесторов
Повышение экономической и коммерческой эффективности
Увеличение экологической эффективности
Эффективное использование контрольных функций
Снижение и эффективное управление рисками
Рис. 3. Основные преимущества государственно-частного партнерства при реализации проектов по управлению отходами горнодобывающей промышленности
следствий рисковых событий в пользу конечных получателей.
Следует отметить, что осуществление данных мероприятий должно обеспечить максимальный перенос рисков на частный сектор, в связи с тем, что увеличение рисков должно автоматически предполагать увеличение потенциальной доходности проекта, что, в конечном итоге затрудняет привлечение долевого финансирования.
В рамках реализации проектов по управлению отходами горнодобывающей промышленности использование различных форм государственно частного партнерства позволит на только привлечь инвестиционные ресурсы в эту сферу, но и повысить эффективность проектирования и функционирования объектов, задействованных в реализации горнодобывающих проектов, на основе имеющегося у частных компаний опыта, в этой сфере. Например, применение такой формы государственно-частного партнерства, как концессия, позволит не только осуществлять эффективное финансирование проектов, но и в значительной степени повысить эффективность оказываемых в этой сфере услуг.
В процессе реализации проектов связанных с отходами в горнодобывающем производстве, объектами концессионной сделки могут быть как предприятия, перерабатывающие отходы, так и земли для складирования отходов. Безусловно, что в данном случае концессионный договор должен носить долгосрочный характер, с возможным условием передачи в дальнейшем объектов, как в собственность государства, так и частным структурам.
Основными трудностями в решении проблем обращения с отходами горнодобывающей промышленности, как уже отмечалось, являются факторы управления рисками. Эффективность использования инструментов государственно-частного партнерства, напрямую будет зависеть от оптимального перераспределения рисков, на основе эффективного управления ими. Основные преимущества применения государственно-частного партнерства при реализации проектов по управлению отходами горнодобывающей промышленности показаны на рис. 3.
Следует отметить, что договор о государственно-частном партнерстве может
быть основан на использовании частных инвестиций в инфраструктуру, находящуюся в введении государства и улучшения эффективности коммерческой деятельности.
В результате частные и государственные структуры будут нести солидарную ответственность по принципу взаимности, а также следить за соблюдением экологических норм и требований в рамках подписанного договора.
Подводя итог, можно сделать вывод, что использование государственно-частного партнерства при реализации про-
ектов по управлению отходами горнодобывающей промышленности позволит обеспечить оптимальное перераспределение рисков и, соответственно, повысить инвестиционную привлекательность исследуемого вида деятельности. В свою очередь государственная поддержка позволит за счет дополнительных гарантий и инструментов стимулирования привлечь максимальное число заинтересованных сторон в процесс безопасного и экономически эффективного управления отходами горнодобывающего производства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный доклад о состоянии окружающей среды в Российской Федерации за 2013 год. — Минприроды России, 2014.
2. Воротников И.Л., Колотырин К.П., Власова О.В. Совершенствование системы управления биологическими отходами на основе механизмов государственно-частного партнерства // Економiчний часопис-XXI. — 2014. — Т. 1. — № 9—10. — С. 53—57.
3. Жолобова Ю. С., Сафронов А. Е., Кущий Н.А., Савон Д. Ю. Минимизация воздействия на окружающую среду при применении новых технологий обогащения углей и утилизации отходов добычи // Горный журнал. — 2016. — № 5. — С. 109—112.
4. Колотырин К. П. Концессионные механизмы в экономике природопользования: опыт в сфере обращения с отходами потребления // Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. — 2009. — № 2 (26). — С. 98—102.
5. Костюхин Ю. Ю. Повышение производительности труда в угольной отрасли // Горный журнал. — 2016. — № 10. — С. 41—44.
6. Кузнецов Н. И., Воротников И.Л., Колотырин К. П. Стимулирование деятельности по обращению с биологическими отходами в системе экономики природопользования // Аграрный научный журнал. — 2014. — № 9. — С. 69—73.
7. Пешкова М.Х., Савон Д. Ю. Механизм государственно-частного партнерства при эколо-го-экономической оценке техногенных минеральных объектов // Горный журнал. — 2016. — № 10. — С. 37—41.
8. Самигуллин Д.Д. Эффективная реализация инвестиционных планов в сфере экологии через инструменты государственно-частного партнерства, httpy/аЬгЫ.ш/эффективная реализация
9. Сучкова В.// Корпоративный юрист. — 2015. — № 5. Режим доступа: www.Vegaslex.ru/ analytics/ publications/ 32470
10. Ушаков В.А. Управление отходами в горной промышленности // Горный информационно-аналитический бюллетень. — 1995. — № 5. — С. 99—106.
11. Skufina Т. P., Samarina V. P., Krachunov H., Savon D. Y. Problems of Russia's arctic development in the context of optimization of the mineral raw materials complex use // Eurasian mining. — 2015. — № 2 (24). — Р. 18—21. ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Колотырин Константин Павлович — доктор экономических наук, профессор, e-mail: [email protected], Саратовский ГАУ им Н.И. Вавилова.
ISSN 0236-1493. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2017. No. 11, pp. 144-150.
UDC 353.2
K.P. Kolotyrin
ENHANCEMENT OF WASTE MANAGEMENT IN THE MINING INDUSTRY BASED ON THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
The problems of environmentally safe and cost-effective waste management mining industry. Wastes from mining operations are presented variety of properties and compositions that can effectively use them in the secondary circulation in the various sectors of the economy. The constant increase in this category of waste leads to dangerous contamination of vast territories and the irretrievable loss of valuable raw materials. The level of processing mining waste is low, indicating that the low efficiency of this type of activity. In this connection it is necessary to create an effective management system in this type of resource, based on consideration of economic and environmental efficiency, as well as the interests of potential investors. The process of attracting investors in the studied sphere, especially private, accompanied by the problem of high ecological and economic risks and low information support waste streams mining operations, as well as the low motivation of participants of the process flow management of mining waste. In order to solve the problems above, as an effective tool offered the use of public-private partnership, which allows due to redistribution of ecological and economic risks create additional incentives for investors. Given the fact that the tools used by public-private partnerships is closely linked to the investment activities is offered at the initial evaluation of mining waste management projects under the public-private partnership, providing the opportunity to choose the most efficient design of a large number of alternatives. This approach will allow to determine the optimal form of participation of public authorities in the implementation of mining waste management projects and an accurate assessment of the risks of the project, in order to select effective directions to reduce them.
Key words: waste mining industry, public-private partnerships, risk, investment, management.
DOI: 10.25018/0236-1493-2017-11-0-144-150
AUTHOR
Kolotyrin K.P., Doctor of Economical Sciences, Professor, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, 410012, Saratov, Russia, e-mail: [email protected].
REFERENCES
1. Gosudarstvennyy doklad o sostoyanii okruzhayushchey sredy v Rossiyskoy Federatsii za 2013 god (State report on the state of the environment in the Russian Federation in 2013), Minprirody Rossii, 2014.
2. Vorotnikov I.L., Kolotyrin K.P., Vlasova O.V. Ekonomichniy chasopis-XXI. 2014, vol. 1, no 9-10, pp. 53-57.
3. Zholobova Yu. S., Safronov A. E., Kushchiy N. A., Savon D. Yu. Gornyy zhurnal. 2016, no 5, pp. 109-112.
4. Kolotyrin K. P. Vestnik Rossiyskoy ekonomicheskoy akademii imeni G.V. Plekhanova. 2009, no 2 (26), pp. 98-102.
5. Kostyukhin Yu. Yu. Gornyy zhurnal. 2016, no 10, pp. 41-44.
6. Kuznetsov N. I., Vorotnikov I. L., Kolotyrin K. P. Agrarnyy nauchnyy zhurnal. 2014, no 9, pp. 69—73.
7. Peshkova M. Kh., Savon D. Yu. Gornyy zhurnal. 2016, no 10, pp. 37-41.
8. Samigullin D. D. Effektivnaya realizatsiya investitsionnykh planov vsfere ekologii cherez instru-mentygosudarstvenno-chastnogopartnerstva, available at: httpy/abrbl.ru/эффективная реализация
9. Suchkova V. Korporativnyyyurist. 2015, no 5, available at: www.Vegaslex.ru/analytics/ publications/ 32470
10. Ushakov V. A. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 1995, no 5, pp. 99-106.
11. Skufina Т. P., Samarina V. P., Krachunov H., Savon D. Y. Problems of Russia's arctic development in the context of optimization of the mineral raw materials complex use. Eurasian mining. 2015, no 2 (24), pp. 18-21.