УДК 656.1
Фомичёва Лилия Михайловна, кандидат экономических наук, доцент ЮЗГУ
е-mail : liliya. [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Аннотация: в данной статье рассматриваются уровень и перспективы развития транспортного комплекса Республики Беларусь. Изучено состояние логистической системы страны.
Ключевые слова: эффективность транспортного комплекса, национальная экономика, структура грузооборота, структура перевозок, логистический подход.
Fomicheva Lilia Mikhailovna, candidate of economic Sciences, associate Professor SWSU
е-mail : liliya. [email protected]
IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC OF
BELARUS
Abstract: this article examines the level and prospects of development of transport complex of the Republic of Belarus. Studied the logistics system of the country.
Keywords: efficiency of the transport sector of the national economy, the structure of the turnover, the structure of the transportation, logistic approach.
В современных условиях функционирования национальной экономики Республики Беларусь весьма актуальна проблема повышения эффективности ее функционирования. В этой связи важным направлением развития и последующей стабилизации реального сектора экономики страны является использование в практической деятельности коммерческих организаций республики логистического подхода для оптимизации товаропроводящих систем в сферах материально-технического обеспечения, производства, ремонтно-обслуживающего производства, распределения и перераспределения готовой товарной продукции.
Республика Беларусь - стратегический европейский перекрёсток, важная транзитная зона, поэму здесь можно участвовать в формировании грузопотоков, идущих из Европы в Россию и обратно, в Украину, страны Балтии и в дальние географические точки - Китай, Турция, Ближний Восток по двум трансъевропейским транспортным коридорам, определённым по международной классификации под номером II (Запад - Восток) (автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест - Минск - граница Российской Федерации) и под номером IX (Север-Юг) (автомобильная дорога М-8 граница Российской Федерации -Витебск - Гомель - граница Украины с ответвлением IXB (автомобильная дорога Гомель -Минск - Вильнюс-Клайпеда/Калининград), общая протяженность которых составляет 1513 километров.
Высокая значимость применения логистического подхода в практике хозяйственной деятельности обусловлена необходимостью оптимизации издержек и длительности циклов в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, их внутризаводской переработки, реализации готовой продукции потребителю.
Для повышения эффективности работы всего народнохозяйственного комплекса необходимо широкое и повсеместное внедрение методов и механизмов логистики в практику хозяйственной деятельности производственных и обслуживающих организаций.
Транспорт, являясь базовой отраслью хозяйственного комплекса государства, обеспечивает взаимосвязь его элементов, способствует углублению территориального
разделения труда. Без средств перевозки и путей сообщения невозможно функционирование ни отдельное предприятие, ни отрасль и регион.
Значительный объем грузов в народном хозяйстве перевозится автомобильным транспортом, который является неотъемлемой составной частью транспортной системы национальной экономики, ее наиболее гибким и мобильным компонентом. (в процентах к итогу)
2010 г. 2015 г.
36.1
О Трубопроводный
■ Воздушный
■ Внутренний водный
■ Автомобильный
□ Железнодорожный
0.06 0.02
Рисунок 1- Структура грузооборота по видам транспорта
Так, по итогам 2015 года удельный вес грузоперевозок автомобильным транспортом в Республике Беларусь составлял 19,5 %. Железнодорожный транспорт составил в 2015 г. 32,4 %. Доля внутреннего водного и воздушного транспорта в объеме перевезенных грузов незначительна (0,02 % и 0,06 % соответственно).
Таким образом, рациональное управление автотранспортом, которое включает оптимизацию транспортных маршрутов, позволяет при одних и тех же объемах грузоперевозок снизить транспортную работу за счет сокращения общих перегонов техники до 25 %, повышение коэффициента использования пробега и грузоподъемности автотранспорта обеспечит в совокупности повышение производительности труда в данной отрасли народного хозяйства на 25-30 %, а также ежегодную экономию средств на уровне 120 млрд. рублей.
Трансформация национальной экономики Республики Беларусь в соответствии рыночными принципами, а также интеграция в мировую систему обуславливает качественное и полное удовлетворение потребностей экономики республики в транспортном обслуживании. Для этого требуется согласованное развитие всего транспортного комплекса страны, предусматривающее повышение эффективности использования имеющейся материально-технической базы и рациональное распределение объемов перевозок между видами транспорта, унификации республиканской системы международных грузоперевозок со стандартами ЕС. (в процентах к итогу)
0:6
0,1 0;01
50,1
Автомобильный Троллейбусный Метрополитенный ^Железнодорожный
Трамвайный иТакси Воздушный ■ Внутренний води»
Рисунок 2 -Структура перевозок пассажиров по видам транспорта в 2015 году
Железнодорожный транспорт Республики Беларусь является частью евроазиатского железнодорожного комплекса. Доля железнодорожного транспорта составила в 2015 году 4,1 % общего объема грузоперевозок. В Беларуси действует 20 крупных железнодорожных вокзалов с развитой инфраструктурой и комплексом услуг для пассажиров
По территории страны проложены следующие международные магистрали:
1. «Брест - Минск - Орша» - главная ось транспортного коридора «Лондон - Париж -Берлин - Варшава - Минск - Москва».
2. «Гомель - Бобруйск - Минск - Молодечно - Лунинец - Барановичи - Лида» соединяет Украину со странами Балтии.
Плотность белорусских железных дорог достигает 27 км на 1000 км2 территории, что меньше в 1,4-3 раза плотности железных дорог в Болгарии, Украине, Литве, Франции, Японии, Польше, Италии, Великобритании, в 3-4 раза - в Венгрии, Турции, Германии и в 7 раз меньше, чем в США. Несмотря на это, действующая железнодорожная инфраструктура обеспечивает необходимый уровень обслуживания экономики страны, а также доступность для 40 % населенных пунктов республики.
Географическое расположение Республики Беларусь обуславливает рост объемов грузоперевозок автомобильным транспортом в международном сообщении. Так, в соответствии с итогами работы второй Европейской конференции по транспорту, состоявшейся на остове Крит в 1994 г., были определены девять панъевропейских коридоров. Три из них предусматривают «заход» на территорию республики Беларусь:
- № II «Запад-Восток» - автомобильная дорога «Берлин - Варшава-Минск-Москва -Нижний Новгород»;
- № IX «Север-Юг» - автомобильная дорога «граница Российской Федерации -Витебск - Гомель - граница Украины»;
- № 1ХВ - автомобильная дорога «Гомель - Минск - Вильнюс - Клайпеда / Калининград».
Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием пока не превышает 360 км на 1000 км2 территории республики, что в 3 раза меньше, чем в странах ближнего зарубежья -Украины, Литвы, Латвии, а также таких стран СНГ, как Азербайджан, Армения и Молдова, и в 4 - 13 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой - Англии, Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Японии.
Доля водного транспорта незначительна и составляет менее 0,01 % общего республиканского грузооборота.
Отдельные речные порты республики (Мозырь, Гомель, Брест) имеют подъездные железнодорожные пути, что позволяет выполнять перевозки с перевалкой грузов с железной дороги на водные пути и наоборот. Более того, порт Брест имеет подъездные железнодорожные пути европейской колеи, что позволяет обрабатывать грузы, идущие в Западную Европу.
Для транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа в Беларуси широко применяется трубопроводный транспорт.
Этот вид транспортной системы используется как для потребностей экономики республики, так и для потребностей экономики республики, так и для транзита в Западную Европу, страны Балтии, Калининградскую область Российской Федерации.
Доля воздушного транспорта в общем объеме грузоперевозок в республике Беларусь о итогам 2015 года составляет примерно 0,1 %. Следует отметить, что отечественная авиация обслуживает более 50 международных воздушных трасс и около 90 тыс. транзитных полетов.
Сравнительный анализ транспортного комплекса Республики Беларусь в целом показал, что доля транспортных услуг в валовом национальном продукте страны составляет не более 10 %, что в 2-3 раза ниже достигнутых показателей в подобных транзитных странах Европы. Это указывает на значительный потенциал по развитию данной сферы экономики Беларуси.
В 2015 году стоимостной объем взаимной торговли товарами между Россией и Беларусь составил $ 27,5 млрд. По итогам первого квартала 2016 года наблюдается небольшое снижение в стоимостном выражении. Вместе с тем в физическом выражении в отличие от стоимостного в торговле Беларуси с Россией наблюдается положительная динамика: темп роста товарооборота составил 102,6 %.
Для Беларуси экономически целесообразно, чтобы основные пути торговли проходили через территорию России по Транссибирской магистрали между западом и Востоком, а государствам Центральной Азии, Кавказа и Украине, выгодно, чтобы они проходили по альтернативному транспортному маршруту - транспортному коридору «Европа - Кавказ - Азия» (коридор TPACEKA).
По транспортным коридорам Республики Беларусь осуществляется транзит преимущественно между странами Европейского союза (далее - ЕС) и Россией, Казахстаном и Китаем. Между тем географическое расположение Республики Беларусь позволяет ей быть выгодным «мостом» для осуществления транзита между государствами ЕС и Азиатско -Тихоокенского региона (странами, расположенными по периметру Тихого океана).
Для развития транзитного потенциала Беларуси с 2005 г. проводится работа по созданию в стране сети современных логистических центров.
В качестве пилотного проекта предусмотрено создание логистического комплекса на территории свободной экономической зоны «Минск». В январе 2007 г. была зарегистрирована иностранная компания ИООО «Логистический центр «Прилесье»», а ее учредители приступили к реализации проекта. В марте 2008 г. был определен проектировщик комплекса (концерн «Немецкие железные дороги»).
Логистический центр будет возведен на участке площадью 135 га рядом с пересечением автомобильных дорог Е30/М1 Берлин - Москва и Е271/М4 Минск - Могилев в 9 км от Минска.
На территории комплекса запланированы 14 зданий складов общей площадью 200 тыс. м2. При этом три складских здания будут иметь прямой доступ к железной дороге.
В соответствии с утвержденной стратегией развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 гг. запланировано было создание 27 ЛЦ, 10 из которых -РУП «Белтаможсервис».
Список литературы:
1. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - URL: http://www.belstat.gov.by. (дата обращения 24.09.2016).
2. Официальный сайт Министерства транспорта и коммуникаций [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mintrans.gov.by. (дата обращения 25.09.2016).
Фомичёва Л.М., Железняков С.С., Чаплыгина М.А., Безуглая Е.В. Маркетинг//Учебное пособие - 2016.-202 c. ISSN 978-5-9907724-7-2.