Научная статья на тему 'Повышение эффективности транспортного комплекса республики Беларусь'

Повышение эффективности транспортного комплекса республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
846
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СТРУКТУРА ГРУЗООБОРОТА / СТРУКТУРА ПЕРЕВОЗОК / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / EFFICIENCY OF THE TRANSPORT SECTOR OF THE NATIONAL ECONOMY / THE STRUCTURE OF THE TURNOVER / THE STRUCTURE OF THE TRANSPORTATION / LOGISTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомичёва Лилия Михайловна

В данной статье рассматриваются уровень и перспективы развития транспортного комплекса Республики Беларусь. Изучено состояние логистической системы страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC OF BELARUS

This article examines the level and prospects of development of transport complex of the Republic of Belarus. Studied the logistics system of the country.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности транспортного комплекса республики Беларусь»

УДК 656.1

Фомичёва Лилия Михайловна, кандидат экономических наук, доцент ЮЗГУ

е-mail : liliya. [email protected]

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ

Аннотация: в данной статье рассматриваются уровень и перспективы развития транспортного комплекса Республики Беларусь. Изучено состояние логистической системы страны.

Ключевые слова: эффективность транспортного комплекса, национальная экономика, структура грузооборота, структура перевозок, логистический подход.

Fomicheva Lilia Mikhailovna, candidate of economic Sciences, associate Professor SWSU

е-mail : liliya. [email protected]

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC OF

BELARUS

Abstract: this article examines the level and prospects of development of transport complex of the Republic of Belarus. Studied the logistics system of the country.

Keywords: efficiency of the transport sector of the national economy, the structure of the turnover, the structure of the transportation, logistic approach.

В современных условиях функционирования национальной экономики Республики Беларусь весьма актуальна проблема повышения эффективности ее функционирования. В этой связи важным направлением развития и последующей стабилизации реального сектора экономики страны является использование в практической деятельности коммерческих организаций республики логистического подхода для оптимизации товаропроводящих систем в сферах материально-технического обеспечения, производства, ремонтно-обслуживающего производства, распределения и перераспределения готовой товарной продукции.

Республика Беларусь - стратегический европейский перекрёсток, важная транзитная зона, поэму здесь можно участвовать в формировании грузопотоков, идущих из Европы в Россию и обратно, в Украину, страны Балтии и в дальние географические точки - Китай, Турция, Ближний Восток по двум трансъевропейским транспортным коридорам, определённым по международной классификации под номером II (Запад - Восток) (автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест - Минск - граница Российской Федерации) и под номером IX (Север-Юг) (автомобильная дорога М-8 граница Российской Федерации -Витебск - Гомель - граница Украины с ответвлением IXB (автомобильная дорога Гомель -Минск - Вильнюс-Клайпеда/Калининград), общая протяженность которых составляет 1513 километров.

Высокая значимость применения логистического подхода в практике хозяйственной деятельности обусловлена необходимостью оптимизации издержек и длительности циклов в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, их внутризаводской переработки, реализации готовой продукции потребителю.

Для повышения эффективности работы всего народнохозяйственного комплекса необходимо широкое и повсеместное внедрение методов и механизмов логистики в практику хозяйственной деятельности производственных и обслуживающих организаций.

Транспорт, являясь базовой отраслью хозяйственного комплекса государства, обеспечивает взаимосвязь его элементов, способствует углублению территориального

разделения труда. Без средств перевозки и путей сообщения невозможно функционирование ни отдельное предприятие, ни отрасль и регион.

Значительный объем грузов в народном хозяйстве перевозится автомобильным транспортом, который является неотъемлемой составной частью транспортной системы национальной экономики, ее наиболее гибким и мобильным компонентом. (в процентах к итогу)

2010 г. 2015 г.

36.1

О Трубопроводный

■ Воздушный

■ Внутренний водный

■ Автомобильный

□ Железнодорожный

0.06 0.02

Рисунок 1- Структура грузооборота по видам транспорта

Так, по итогам 2015 года удельный вес грузоперевозок автомобильным транспортом в Республике Беларусь составлял 19,5 %. Железнодорожный транспорт составил в 2015 г. 32,4 %. Доля внутреннего водного и воздушного транспорта в объеме перевезенных грузов незначительна (0,02 % и 0,06 % соответственно).

Таким образом, рациональное управление автотранспортом, которое включает оптимизацию транспортных маршрутов, позволяет при одних и тех же объемах грузоперевозок снизить транспортную работу за счет сокращения общих перегонов техники до 25 %, повышение коэффициента использования пробега и грузоподъемности автотранспорта обеспечит в совокупности повышение производительности труда в данной отрасли народного хозяйства на 25-30 %, а также ежегодную экономию средств на уровне 120 млрд. рублей.

Трансформация национальной экономики Республики Беларусь в соответствии рыночными принципами, а также интеграция в мировую систему обуславливает качественное и полное удовлетворение потребностей экономики республики в транспортном обслуживании. Для этого требуется согласованное развитие всего транспортного комплекса страны, предусматривающее повышение эффективности использования имеющейся материально-технической базы и рациональное распределение объемов перевозок между видами транспорта, унификации республиканской системы международных грузоперевозок со стандартами ЕС. (в процентах к итогу)

0:6

0,1 0;01

50,1

Автомобильный Троллейбусный Метрополитенный ^Железнодорожный

Трамвайный иТакси Воздушный ■ Внутренний води»

Рисунок 2 -Структура перевозок пассажиров по видам транспорта в 2015 году

Железнодорожный транспорт Республики Беларусь является частью евроазиатского железнодорожного комплекса. Доля железнодорожного транспорта составила в 2015 году 4,1 % общего объема грузоперевозок. В Беларуси действует 20 крупных железнодорожных вокзалов с развитой инфраструктурой и комплексом услуг для пассажиров

По территории страны проложены следующие международные магистрали:

1. «Брест - Минск - Орша» - главная ось транспортного коридора «Лондон - Париж -Берлин - Варшава - Минск - Москва».

2. «Гомель - Бобруйск - Минск - Молодечно - Лунинец - Барановичи - Лида» соединяет Украину со странами Балтии.

Плотность белорусских железных дорог достигает 27 км на 1000 км2 территории, что меньше в 1,4-3 раза плотности железных дорог в Болгарии, Украине, Литве, Франции, Японии, Польше, Италии, Великобритании, в 3-4 раза - в Венгрии, Турции, Германии и в 7 раз меньше, чем в США. Несмотря на это, действующая железнодорожная инфраструктура обеспечивает необходимый уровень обслуживания экономики страны, а также доступность для 40 % населенных пунктов республики.

Географическое расположение Республики Беларусь обуславливает рост объемов грузоперевозок автомобильным транспортом в международном сообщении. Так, в соответствии с итогами работы второй Европейской конференции по транспорту, состоявшейся на остове Крит в 1994 г., были определены девять панъевропейских коридоров. Три из них предусматривают «заход» на территорию республики Беларусь:

- № II «Запад-Восток» - автомобильная дорога «Берлин - Варшава-Минск-Москва -Нижний Новгород»;

- № IX «Север-Юг» - автомобильная дорога «граница Российской Федерации -Витебск - Гомель - граница Украины»;

- № 1ХВ - автомобильная дорога «Гомель - Минск - Вильнюс - Клайпеда / Калининград».

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием пока не превышает 360 км на 1000 км2 территории республики, что в 3 раза меньше, чем в странах ближнего зарубежья -Украины, Литвы, Латвии, а также таких стран СНГ, как Азербайджан, Армения и Молдова, и в 4 - 13 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой - Англии, Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Японии.

Доля водного транспорта незначительна и составляет менее 0,01 % общего республиканского грузооборота.

Отдельные речные порты республики (Мозырь, Гомель, Брест) имеют подъездные железнодорожные пути, что позволяет выполнять перевозки с перевалкой грузов с железной дороги на водные пути и наоборот. Более того, порт Брест имеет подъездные железнодорожные пути европейской колеи, что позволяет обрабатывать грузы, идущие в Западную Европу.

Для транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа в Беларуси широко применяется трубопроводный транспорт.

Этот вид транспортной системы используется как для потребностей экономики республики, так и для потребностей экономики республики, так и для транзита в Западную Европу, страны Балтии, Калининградскую область Российской Федерации.

Доля воздушного транспорта в общем объеме грузоперевозок в республике Беларусь о итогам 2015 года составляет примерно 0,1 %. Следует отметить, что отечественная авиация обслуживает более 50 международных воздушных трасс и около 90 тыс. транзитных полетов.

Сравнительный анализ транспортного комплекса Республики Беларусь в целом показал, что доля транспортных услуг в валовом национальном продукте страны составляет не более 10 %, что в 2-3 раза ниже достигнутых показателей в подобных транзитных странах Европы. Это указывает на значительный потенциал по развитию данной сферы экономики Беларуси.

В 2015 году стоимостной объем взаимной торговли товарами между Россией и Беларусь составил $ 27,5 млрд. По итогам первого квартала 2016 года наблюдается небольшое снижение в стоимостном выражении. Вместе с тем в физическом выражении в отличие от стоимостного в торговле Беларуси с Россией наблюдается положительная динамика: темп роста товарооборота составил 102,6 %.

Для Беларуси экономически целесообразно, чтобы основные пути торговли проходили через территорию России по Транссибирской магистрали между западом и Востоком, а государствам Центральной Азии, Кавказа и Украине, выгодно, чтобы они проходили по альтернативному транспортному маршруту - транспортному коридору «Европа - Кавказ - Азия» (коридор TPACEKA).

По транспортным коридорам Республики Беларусь осуществляется транзит преимущественно между странами Европейского союза (далее - ЕС) и Россией, Казахстаном и Китаем. Между тем географическое расположение Республики Беларусь позволяет ей быть выгодным «мостом» для осуществления транзита между государствами ЕС и Азиатско -Тихоокенского региона (странами, расположенными по периметру Тихого океана).

Для развития транзитного потенциала Беларуси с 2005 г. проводится работа по созданию в стране сети современных логистических центров.

В качестве пилотного проекта предусмотрено создание логистического комплекса на территории свободной экономической зоны «Минск». В январе 2007 г. была зарегистрирована иностранная компания ИООО «Логистический центр «Прилесье»», а ее учредители приступили к реализации проекта. В марте 2008 г. был определен проектировщик комплекса (концерн «Немецкие железные дороги»).

Логистический центр будет возведен на участке площадью 135 га рядом с пересечением автомобильных дорог Е30/М1 Берлин - Москва и Е271/М4 Минск - Могилев в 9 км от Минска.

На территории комплекса запланированы 14 зданий складов общей площадью 200 тыс. м2. При этом три складских здания будут иметь прямой доступ к железной дороге.

В соответствии с утвержденной стратегией развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011-2015 гг. запланировано было создание 27 ЛЦ, 10 из которых -РУП «Белтаможсервис».

Список литературы:

1. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - URL: http://www.belstat.gov.by. (дата обращения 24.09.2016).

2. Официальный сайт Министерства транспорта и коммуникаций [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mintrans.gov.by. (дата обращения 25.09.2016).

Фомичёва Л.М., Железняков С.С., Чаплыгина М.А., Безуглая Е.В. Маркетинг//Учебное пособие - 2016.-202 c. ISSN 978-5-9907724-7-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.