Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НА УКИ / ECONOMIC SCIENCES
УДК 332.012.23 https://doi.org/10.33619/2414-2948/92/42
JEL: N90; O10
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА
©Калмуратов Б. С., ORCID: 0000-0001-8968-1946, д-р экон. наук, Каракалпакский государственный университет им. Бердаха, г. Нукус, Узбекистан, [email protected]
©Бекимбетов Д. Р., Каракалпакский государственный университет им. Бердаха,
г. Нукус, Узбекистан
INCREASING THE EFFICIENCY OF STRATEGIC MANAGEMENT IN REGIONAL DEVELOPMENT
©Kalmuratov B., ORCID: 0000-0001-8968-1946, Dr. habil, Karakalpak State University named after Berdakh, Nukus, Uzbekistan, [email protected]
©Bekimbetov D., Karakalpak State University named after Berdakh, Nukus, Uzbekistan
Аннотация. Подробно дается анализ социально-экономического развития данного региона в последние годы и перспективы дальнейших преобразований в рамках Стратегии развития Нового Узбекистана. Рассматриваются основные направления стратегий развития региона и виды сценариев инновационного развития Республики Каракалпакстан.
Abstract. The material provides a detailed analysis of the socio-economic development of this region in recent years and the prospects for further transformations within the framework of the Development Strategy of New Uzbekistan. It also considers the main directions of the development strategies of the region and the types of scenarios for the innovative development of Republic of Karakalpakstan.
Ключевые слова: регион, стратегия, инновационное развитие, инфраструктура.
Keywords: region, strategy, innovative development, infrastructure.
Республика Каракалпакстан обладает огромным потенциалом развития — большими природными, минерально-сырьевыми и сельскохозяйственными ресурсами, трудовым потенциалом, дорожными, транспортными и инженерно-коммуникационными сетями, производственной инфраструктурой, удобным географическим расположением и значительной территорией. Но, с другой стороны, Каракалпакстан находится в сложной экологической ситуации, связанной с Аральским морем. Изменение климата в глобальном масштабе создает множество негативных проблем для этого региона. Согласно индексу засушливости ЮНЕП, большая часть территории региона классифицируется как засушливая зона и, следовательно, сильно подвержена деградации земель. Это крайне неблагоприятно сказывается на здоровье людей, их доходах и уровне жизни. Именно поэтому вопросы социально-экономического развития Каракалпакстана находятся в центре особого внимания руководителя страны (https://lex.uz/ru/docs/5841077).
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
Результаты анализа социально-экономического положения Республики Каракалпакстан показывает, что в регионе сохраняются актуальные проблемы, связанные с социально-экономическим развитием, а также ухудшением экологической ситуации в регионе Приаралья. Можно сделать предположения о том, в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе на развитие региона будет отрицательно оказывать влияние: снижение уровня доступности водных и земельных ресурсов в регионе из-за ухудшения состояния окружающей среды; медленное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью и, как следствие, низкая отдача от выпуска доходов из-за отставания в реализации позитивных структурных преобразований в экономике; низкие доходы населения региона из-за неэффективного использования существующего природно-экономического потенциала и чрезмерной зависимости от экстенсивных факторов в развитии экономики, особенно в области индустриализации; относительно низкое распространение новых идей и проектов, что препятствует инновационному развитию отраслей и сфер экономики и др. [1].
Продолжение этих процессов в ближайшем будущем может привести к сохранению и усугублению многих социальных (безработица, низкие доходы, внешняя трудовая миграция, снижение качества жизни и человеческого капитала) и экономических проблем среднесрочной и долгосрочной перспективе. Сохранение вышеизложенной ситуации в социально-экономическом развитии региона можно рассматривать как инерционный сценарий регионального развития. Такой сценарии развития объясняется отсутствием согласованности в структурных преобразованиях в регионе, недостаточным и неэффективным использованием существующих природных и экономических ресурсов, низким уровнем инициатив местных предпринимателей и многими другими объективными и субъективными причинами.
При решении социальных, экономических и экологических проблем в регионе важно уделять первоочередное внимание долгосрочным структурным преобразованиям, прежде всего, в промышленности, которая является источником высоких доходов для населения. Все это означает не только необходимость принятия мер по модернизации экономики, а также социальных и управленческих систем региона, диверсификации секторов экономики и повышения их конкурентоспособности. Согласно данному сценарию - сценарию ускоренной модернизации, одной из наиболее актуальных задач является формирование и усиление местных инициатив, направленных на развитие экономики региона. Учитывая, что не только сырьевые ресурсы региона, но и качественные трудовые ресурсы, а также новые идеи и проекты по рациональному и эффективному использованию ресурсов будут создавать благоприятные условия для успешной реализации данного сценария [2].
Основной целью данного сценария (ускоренной модернизации региона) является эффективное использование природных и экономических ресурсов, резервов и возможностей, а также имеющиеся (сравнительные) преимущества экономики для повышения конкурентоспособности и обеспечения «инклюзивного развития» региона. Это означает не только обеспечение экономического роста, также и извлечение определенных социальных выгод всеми живущими в регионе.
Для достижения этой цели, используя положительные эффекты глобальных процессов, предполагается обеспечить своевременную защиту от их негативных последствий, упорядочить текущие финансовые потоки и потоки капитала в наиболее эффективные проекты по развитию производственных секторов экономики, социальной сферы и экологии.
Модернизация производственных секторов экономики предполагает: ускорение и интенсификации развития добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности (газ,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
газовый конденсат, химическое сырье, вермикулит, известняк, цемент, гипс, неметаллические материалы, декоративные камни и т. д.); укрепление конкурентоспособности продукции легкой и пищевой промышленности как внутри региона, так и за ее пределами на основе существующего местного сырья, расширение переработки сельскохозяйственной продукции (хлопчатник, зерно, фрукты и овощи); эффективное использование международных и основных железнодорожных и автомобильных дорог, развитие транзитных линий; широкое использование туристического потенциала в регионе; рациональное использование существующих земельных и водных ресурсов, достижение высокой производительности в сельском хозяйстве. Внедрение межрегиональных и межсекторальных проектов в создании нового и технологически развитого индустриального пространства для региона.
Развития социальной сферы: оснащение материально-технической базой образовательных учреждений и расширение доступа к ним населения соответствующего возраста; повышение качества предоставляемых образовательных услуг на всех ступенях образовательной системы, тем самым сокращение уровня неудовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами в районах Республики Каракалпакстан; оснащенность медицинским оборудованием и лекарственными препаратами медицинские учреждения; повышение уровня обеспеченности врачебным персоналом, преимущественно специалистов узкого профиля в районах РК; увеличение доступности жилья с соответствующими бытовыми удобствами; принимая во внимание специфические особенности, связанные с климатом и экологией РК, разработка региональных строительных норм и правил, а также специальную систему проектирования с учетом местных условий; обеспечение населения качественным питьевым водоснабжением; увеличение резервной мощности централизованных источников газоснабжения; оптимизация уровня доходов и расходов населения в целях повышения благосостояния населения на селе.
Реализация проектов по улучшению экологии: повышение эффективности экономических методов и механизмов управления охраной окружающей среды; строительство межрайонных и групповых сельских водопроводов; использование на водопроводах преимущественно артезианских или безнапорных глубокозалегающих подземных вод, которые хорошо защищены от загрязнения; запрещение использования природных водоисточников на нужды, не связанные с питьевым водоснабжением; создание специальных служб по строительству, эксплуатации и ремонту сельских водопроводов; поэтапное внедрение системы платного водопользования на основе дифференцированной тарифной политики; мобилизация зарубежных источников для финансирования строительства межрегиональных водопроводов в сельских населенных пунктах; искусственное пополнение запасов подземных пресных вод; совершенствование мониторинга за качеством питьевой воды и источников водоснабжения; разработка мер по запрещению сброса промышленных сточных вод в водоемы питьевого назначения, если в стоках содержатся химические вещества, на которые не установлены гигиенические нормативы; оптимизация размещения сельскохозяйственного производства с учетом обеспечения потребностей РК в необходимой сельскохозяйственной продукции и минимизации использования водных ресурсов (модели оптимизации размещения сельскохозяйственного производства); реконструкция существующих и строительство новых гидротехнических сооружений, обеспечивающих сокращение потерь и рациональное использование воды и т. д.; осуществление селекционной работы по выращиванию засухоустойчивых культур; возможности вовлечения дополнительных водных ресурсов (слабоминерализованные коллекторно-дренажные воды, подземные воды и сточные воды) и
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
их количественный потенциал [3].
Развитие региона на основе сценария модернизации позволит увеличить среднегодовые темпы роста экономики еще на 2-3%. В то же время не только централизованные инвестиционные фонды, но и иностранные инвестиции и местные инвестиционные факторы должны быть полностью направлены на развитие реальной экономики. Возможные риски при реализации данного сценария: вероятность того, что экономический потенциал соседних регионов (Кашкадарья, Навои, Бухара и др.), а также соседних стран (Казахстан) повлияет на инвестиционные планы инвесторов; возможное сокращение иностранных инвестиций в связи с продолжающимся глобальным финансово-экономическим кризисом в постсоветском мире, особенно в западных странах; недостаточное привлечение внутренних инвестиционных ресурсов в бизнес-проекты в результате необоснованного расширения социальных и инфраструктурных проектов; относительно опережающий рост потребностей на социальные и экологические проекты при умеренном росте экономического потенциала Республики Каракалпакстан; снижение централизованного потока инвестиций из-за негативного влияния внешних факторов; ограничение возможностей для дальнейшего развития отраслей экономики, малого бизнеса и частного предпринимательства в результате повышения экологической деградации окружающей среды и др.
Развитие социальной сферы. Республика Каракалпакстан обладает отличительными характеристиками, которые предопределяют дальнейшее развитие социальной сферы региона и реализацию ее человеческого потенциала.
Во-первых, это более умеренные, чем в целом по Узбекистану, темпы роста численности населения, которые выражаются в сокращении рождаемости и высокой миграционной подвижностью.
Во-вторых, растущая доля населения в трудоспособном возрасте (особенно молодежь в возрасте до 30 лет), оказывает прямое влияние на уровень развитости системы образования и рынка труда. Проблемы в размещении учебных заведений по территориям (районам) региона приводят к диспропорциям процесса и качества подготовки и трудоустройства кадров, растет потребность региона в высокопрофессиональных преподавателях по узким специальностям. Аналогичная ситуация в сфере здравоохранения.
В-третьих, недостаточный и ограниченный уровень доступа к социальным благам, включая проблемы с жильем, условиям для поддержания на необходимом уровне гигиены и санитарии отрицательно влияет на здоровье населения Каракалпакстана. Особенно это ярко проявляется в крайней ограниченности доступа к питьевому водоснабжению.
Перечисленные факторы определили главную цель развития социальной сферы — повышение качества жизни в Республике Каракалпакстан, создание благоприятных условий для развития человеческого потенциала. Для наиболее эффективного достижения поставленной цели представляется целесообразным сконцентрировать внимание на решении ряда приоритетных задач, связанных с повышением качества жизни населения региона.
Это следующие задачи: улучшение демографической ситуации путем, достижения оптимального уровня рождаемости и сокращения миграционного оттока для сохранения генофонда Республики Каракалпакстан; рост ожидаемой продолжительности жизни за счет снижения уровня младенческой смертности, пропаганды здорового образа жизни, сохранения и дальнейшего развития материально-технической базы спорта; снижение уровня заболеваемости путем привлечения и повышения квалификации узкопрофильных специалистов, качества профилактических осмотров и диагностики заболеваний на ранней стадии медицины, оснащения материально-технической базы; модернизация социальной и
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
жизнеобеспечивающей инфраструктуры для создания условий гармоничного развития населения, повышения образовательного уровня молодого поколения в соответствии с потребностями современными требованиями социально-экономического развития региона и др.
Повышение качества и условий жизни населения. Рост денежных доходов населения во многом обусловлен развитием промышленных предприятий и отраслей с относительно высокой добавленной стоимостью. Необходимы финансовые меры, стимулирующие размещение и рост производства в депрессивных территориях (Берунийский, Шуманайский, Муйнакский районы).
Укрепление экономической структуры региона связано с решением проблем занятости как метода повышения доходов и качества жизни населения. Поддержка малого предпринимательства, особенно посредством стимулирования тех малых фирм, которые способны быстро внедрять инновации, повышение качества трудовых ресурсов за счет переподготовки и повышения квалификации с использованием частного капитала, создание новых рабочих мест будут также способствовать более динамичному повышению уровня жизни каждого района области.
Улучшить инфраструктурное обеспечение региона возможно путем активизации инвестиционной деятельности по развитию транспорта, жилья, водоснабжения, газоснабжения, системы санитарной очистки с одновременным созданием условий по привлечению средств для инвестирования в развитие инфраструктуры и сферу коммунальных услуг всех районов и городов Республики Каракалпакстан.
Таким образом, реализация стратегических направлений и приоритетных мер по обеспечению социальной стабильности в Каракалпакстане на долгосрочную перспективу может реализоваться с учетом развития демографической ситуации на перспективу, что является одним из важных факторов при определении концептуальных направлений развития социальной сферы в Республике Каракалпакстан. В перспективе ожидается умеренный среднегодовой темп прироста численности населения в 1,3% за период 2018-2030 гг. Республика Каракалпакстан по ИЧР достигнет уровня развитых регионов страны, если он с 0,524 в 2018 г. возрастет до 0,709 в 2030 г. Такое существенное улучшение ИЧР возможно с учетом реализации предложенных в Стратегии мер и проектов.
Индекс уровня образования составит в 2030 г. 0,734 против 0,733 в 2018 г., индекс ОПЖ населения вырастет с 0,809 до 0,828, а рост среднедушевых денежных доходов населения произойдет почти в 9 раз к 2030 г. (Таблица).
Таблица
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН до 2030 г.
Показатель Год ^ ^
2018 2020 2025 2030 § §
Среднегодовая численность населения, 1862,2 1913,4 2038,1 2146,8 109,4% 115,3%
тыс. чел.
Индекс человеческого развития (ИЧР) (сводный) 0,524 0,574 0,649 0,709 1,23 р. 1,35 р.
Индекс ОПЖ населения 0,809 0,807 0,813 0,828 1,00 р. 1,02 р.
Индекс образования 0,733 0,733 0,734 0,734 1,00 р. 1,00 р.
Индекс дохода 0,243 0,313 0,450 0,588 1,85 р. 2,42 р.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №7. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/92
Это предполагает активные меры по решению задач, направленных на существенное повышение качества жизни населения региона, такие как усиление профилактики и диагностики заболеваний, распространение принципов здорового образа жизни, развитие материально-технической базы спорта, повышение профессионального и образовательного уровня населения, модернизация жизнеобеспечивающей инфраструктуры и других мер.
Список литературы:
1. Kalmuratov B. S., Jiemuratov T. P., Kalbaeva N. E. Current state of socio-economic development of the Republic of Karakalpakstan and development strategy // ISJ Theoretical & Applied Science. 2022. V. 10. №114. P. 457-461. https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2022.10.114.52
2. Калмуратов Б. С., Айтбаев А. К., Пирлепесова И. Ф. Регион как объект управления социально-экономической системы // Экономика и социум. 2022. №10-1 (101). С. 376-380.
3. Калмуратов Б. С. Приоритетные задачи в развитии промышленности Узбекистана // Экономическое развитие России: точка баланса в мировой экосистеме и инфраструктура будущего. 2022. С. 139-145.
References:
1. Kalmuratov, B. S., Jiemuratov, T. P., & Kalbaeva, N. E. (2022). Current state of socioeconomic development of the Republic of Karakalpakstan and development strategy. ISJ Theoretical & Applied Science, 10 (114), 457-461. https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2022.10.114.52
2. Kalmuratov, B. S., Aitbaev, A. K., & Pirlepesova, I. F. (2022). Region kak ob"ekt upravleniya sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy. Ekonomika i sotsium, (10-1 (101)), 376-380. (in Russian).
3. Kalmuratov, B. S. (2022). Prioritetnye zadachi v razvitii promyshlennosti Uzbekistana. In Ekonomicheskoe razvitie Rossii: tochka balansa v mirovoi ekosisteme i infrastruktura budushchego, 139-145. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 29.05.2023 г. 08.06.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Калмуратов Б. С., Бекимбетов Д. Р. Повышение эффективности стратегического управления в развитии региона // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №7. С. 304-309. https://doi .org/10.33619/2414-2948/92/42
Cite as (APA):
Kalmuratov, B., & Bekimbetov, D. (2023). Increasing the Efficiency of Strategic Management in Regional Development. Bulletin of Science and Practice, 9(7), 304-309. (in Russian). https://doi .org/10.33619/2414-2948/92/42
® I