Эксплуатация и надежность авиационной техники
Определение координат центра и радиуса маневра
Библиографические ссылки
1. Вовк В. И., Липин А. В., Саранский Ю. Н. Зональная навигация : учеб. пособие. СПБ. : Академия ГА, 2004. 145 с.
2. Бочкарев В. В., Крыжановский Г. А., Сухих Н. Н. Автоматизированное управление движением авиационного транспорта / под ред. Г. А. Крыжановского. М. : Транспорт, 1999. 298 с.
3. Вычужанин В. Б., Борсоев В. А. Методы повышения достоверности передачи данных по спутниковым каналам связи при УВД с автоматическим зависимым наблюдением // Современные проблемы радиоэлектроники : сб. науч. ст. Краснояр. гос. техн. ун-та. М. : Радио и связь, 2006. С. 446-450.
References
1. Vovk V. I., Lipin A. V., Saranskij Ju. N. Zonal'naja navigacija: uchebnoe posobie. SPB. : Akademija GA, 2004. 145 s.
2. Bochkarev V. V., Kryzhanovskij G. A., Suhih N. N. Avtomatizirovannoe upravlenie dvizheniem aviacionnogo transporta ; pod red. G. A. Kryzhanovskogo. M. : Transport, 1999. 298 s.
3. Vychuzhanin V. B., Borsoev V. A. Metody povyshenija dostovernosti peredachi dannyh po sputnikovym kanalam svjazi pri UVD s avtomaticheskim zavisimym nabljudeniem // Sovremennye Problemy radiojelektroniki : sb. nauch. st. Krasnojar. gos. tehnich. un-ta. M. : Radio i svjaz', 2006, S. 446-450.
© Акзигитов Р. А., Калинников В. А., 2013
УДК 621.396.932.1
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛЯРНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПУТЕМ ОПЕРАТИВНОГО УСТРАНЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Р. А. Акзигитов, С. А. Кривенко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: [email protected]
Рассматривается проблема простоя воздушных судов во внебазовых аэропортах при неисправностях и предлагается вариант решения проблемы.
Ключевые слова: контрольно-проверочная аппаратура, диагностика, мониторинг.
IMPROVING OF THE EFFICIENCY OF REGULAR AIRCRAFT FLIGHTS BY OPERATIVE SOLUTION AND DIAGNOSTICS OF FAULTS
R. A. Akzigitov, S. A. Krivenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]
Решетневскуе чтения. 2013
This article considers the problem of idle aircrafts with faults at off-base airports and the solution of the problem. Keywords: control and test equipment, diagnostics, monitoring.
Авиакомпании гражданской авиации России несут большие потери при простое воздушных судов (ВС) во внебазовых аэропортах, особенно в зарубежных, поэтому возврат неисправного воздушного судна на базовый аэродром для устранения неисправностей дает ощутимый экономический выигрыш. Следовательно, контрольно-проверочная аппаратура (КПА), позволяющая определить допустимость полета без снятия аппаратуры с борта ВС, находит все большее применение.
Эффективность воздушного транспорта определяется главным образом безопасностью полетов, их регулярностью, себестоимостью перевозок. Безопасность полетов зависит от таких факторов, как надежность авиационной техники и правильное ее использование в процессе эксплуатации. В свою очередь, надежность техники в процессе эксплуатации, регулярность полетов и себестоимость перевозок в значительной степени зависят от качества технического обслуживания и ремонта, производительности труда, от длительности простоев авиационной техники, в том числе и авиационного оборудования, на техническом обслуживании [1].
Несмотря на систематическое увеличение надежности элементной базы систем, непрерывное возрастание объема и сложности авиационного оборудования является одной из главных причин появления случайных отказов в его системах. Поэтому сокращение длительности простоев авиационной техники может быть достигнуто также уменьшением времени определения работоспособности объектов авиационного оборудования и поиска места отказа в них. Эта проблема может быть решена путем разработки и внедрения в эксплуатацию прогрессивных методов и средств контроля технического состояния авиационного оборудования.
Контрольно-проверочная аппаратура, предназначенная для контроля и обслуживания бортовых систем без снятия их с воздушного судна, получает все большее распространение. Связано это с требованием сокращения затрат времени и средств на техническое обслуживание, а обеспечивается резко возросшими возможностями электроники и вычислительной техники. Таким образом, происходит перераспределение функций переносной и стационарной КПА. Стационарная теряет часть функций контроля и обслуживания бортовой аппаратуры, а переносная берет их на себя [2].
Есть еще один аспект применения: переносной КПА-контроль бортовой аппаратуры во внебазовом аэропорту, где отсутствует стационарная КПА или ее применение невозможно. При отказах бортовых систем эта аппаратура может помочь при заказе запасных частей или для принятия технически обоснованного решения на вылет до аэропорта базирования, что позволяет сократить простой ВС, который вне базы стоит очень дорого.
Требования, предъявляемые к переносной КПА: многофункциональность, универсальность, достаточ-
ная точность, малый вес и габариты, питание от бортовой сети через штатные разъемы или автономное.
При этом многофункциональность означает по возможности более полный контроль максимально возможного числа параметров. Универсальность -возможность контроля нескольких систем. Требование достаточной точности означает, что при невозможности достичь параметров стационарной аппаратуры необходимо определить максимально возможную точность переносной КПА и определить круг задач, с которыми она в состоянии справиться, или сузить диапазон контролируемого параметра с целью получения необходимой точности в его пределах [3].
При разработке должны быть учтены в полной мере все приведенные выше требования к переносной КПА и учтено, что разрабатывается не серийная аппаратура, а прибор, который будет изготовлен в одном или нескольких экземплярах силами эксплуатирующей организации. Для допуска прибора к работе необходима не сертификация, а экспертиза местного регионального центра авиационной метрологии. Это позволит применять прибор в пределах одной эксплуатирующей организации.
Библиографические ссылки
1. Вовк В. И., Липин А. В., Саранский Ю. Н. Зональная навигация : учеб. пособие. СПБ. : Академия ГА, 2004. 145 с.
2. Бочкарев В. В., Крыжановский Г. А., Сухих Н. Н. Автоматизированное управление движением авиационного транспорта / под ред. Г. А. Крыжановского. М. : Транспорт, 1999. 298 с.
3. Вычужанин В. Б., Борсоев В. А. Методы повышения достоверности передачи данных по спутниковым каналам связи при УВД с автоматическим зависимым наблюдением // Современные проблемы радиоэлектроники : сб. науч. ст. Краснояр. гос. техн. ун-та. М. : Радио и связь, 2006. С. 446-450.
References
1. Vovk V. I., Lipin A. V., Saranskij Ju. N. Zonal'naja navigacija: uchebnoe posobie. SPB. : Akademija GA, 2004. 145 s.
2. Bochkarev V. V., Kryzhanovskij G. A., Suhih N. N. Avtomatizirovannoe upravlenie dvizheniem aviacionnogo transporta ; pod red. G. A. Kryzhanovskogo. M. : Transport, 1999. 298 s.
3. Vychuzhanin V. B., Borsoev V. A. Metody povyshenija dostovernosti peredachi dannyh po sputnikovym kanalam svjazi pri UVD s avtomaticheskim zavisimym nabljudeniem // Sovremennye problemy radiojelektroniki : sb. nauch. st. Krasnojar. gos. tehnich. un-ta. M. : Radio i svjaz', 2006, S. 446-450.
© Акзигитов Р. А., Кривенко С. А., 2013