Научная статья на тему 'Повышение эффективности реализации интеграционного взаимодействия стран Содружества Независимых Государств в сфере валютного регулирования'

Повышение эффективности реализации интеграционного взаимодействия стран Содружества Независимых Государств в сфере валютного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTEGRATION COOPERATION / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / FINANCIAL MECHANISM / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY POLICY / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CURRENCY REGULATION / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / THE PRINCIPLES OF MONETARY POLICY / ПРИНЦИПЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ (НАЦИОНАЛЬНЫЙ) БАНК / THE CENTRAL (NATIONAL) BANKS / CREDIT-MONETARY POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курмалиева Зарема Хасамбиевна, Мирзоян Регина Эдуардовна, Байбекова Рамиля Алимовна, Гишева Саида Шумафовна

В статье рассмотрены направления повышения эффективности реализации интеграционного взаимодействия стран Содружества Независимых Государств в сфере валютного регулирования; охарактеризованы основные принципы правового регулирования валютной сферы; проанализирована роль Конституций стран-участниц Содружества Независимых Государств в валютном регулировании; определена ведущая роль России в региональной межгосударственной организации в силу ее относительно высокого экономического потенциала; обоснована необходимость сближения национальных законодательств в сфере валютного регулирования; предложено закрепление за рублем статуса региональной резервной валюты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration cooperation improving between the countries of the Commonwealth of Independent States in the sphere of currency regulation

The paper considers ways of increasing the effectiveness of integration cooperation of the CIS countries in the sphere of currency regulation. It presents the basic principles of legal regulation of monetary sphere and analyzes the role of the Constitution of the CIS countries in the foreign exchange regulation. The authors determine the leading role of Russia in the regional interstate organization due to its high economic potential. They substantiate the necessity of national legislation harmonization in the sphere of currency regulation. The scientific article suggests strengthening the ruble as a regional reserve currency status.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности реализации интеграционного взаимодействия стран Содружества Независимых Государств в сфере валютного регулирования»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ECONOMICS THEORY

УДК 339.72(47+57) ББК 65.268.6(2)-18 П 42

З.Х. Курмалиева

Кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономической теории Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (928)461-78-41, e-mail: [email protected].

Р.Э. Мирзоян

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и арбитражного процесса Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (906)438-54-61, e-mail: [email protected].

Р.А. Байбекова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (918)423-07-04, e-mail: [email protected].

С.Ш. Гишева

Кандидатэкономическихнаук,доценткафедрыэкономическойтеорииАдыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (928)469-10-19, e-mail: [email protected].

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассмотрены направления повышения эффективности реализации интеграционного взаимодействия стран Содружества Независимых Государств в сфере валютного регулирования; охарактеризованы основные принципы правового регулирования валютной сферы; проанализирована роль Конституций стран-участниц Содружества Независимых Государств в валютном регулировании; определена ведущая роль России в региональной межгосударственной организации в силу ее относительно высокого экономического потенциала; обоснована необходимость сближения национальных законодательств в сфере валютного регулирования; предложено закрепление за рублем статуса региональной резервной валюты.

Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, интеграционное взаимодействие, финансовый механизм, валютная политика, валютное регулирование, денежно-кредитная политика, принципы валютной политики, центральный (национальный) банк.

Z.Kh. Kurmalieva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Economic Theory Department,Adyghe State University, Maikop. Ph.: (928)461-78-41, e-mail: zarhas71@ mail.ru.

R.E. Mirzoyan

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of Civil and Arbitration Process

Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (906)438-54-61, e-mail: mir-

[email protected].

R.A. Baibekova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economic Theory Department,

Adyghe State University, Maikop. Ph.: (918)423-07-04, e-mail: [email protected].

S.Sh. Gisheva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Economic Theory Department,

Adyghe State University, Maikop. Ph.: (928)469-10-19, e-mail: [email protected].

INTEGRATION COOPERATION IMPROVING BETWEEN THE COUNTRIES OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES IN THE SPHERE OF CURRENCY REGULATION

Abstract. The paper considers ways of increasing the effectiveness of integration cooperation of the CIS countries in the sphere of currency regulation. It presents the basic principles of legal regulation of monetary sphere and analyzes the role of the Constitution of the CIS countries in the foreign exchange regulation. The authors determine the leading role of Russia in the regional interstate organization due to its high economic potential. They substantiate the necessity of national legislation harmonization in the sphere of currency regulation. The scientific article suggests strengthening the ruble as a regional reserve currency status.

Keywords: Commonwealth of Independent States, integration cooperation, financial mechanism, monetary policy, currency regulation, credit-monetary policy, the principles of monetary policy, the central (national) banks.

Современный кризис мировой экономической системы в существующей геополитической ситуации приводит к необходимости трансформации сложившейся финансовой архитектуры. Новым трендом стала «регионализация глобализации» — рост количества соглашений о свободной торговле, в связи с чем можно ожидать трансформации системы ВТО в направлении формирования «групп по интересам» [1].

Направление эволюции валютных систем стран с формирующимися рынками лежит в расширении использования национальных валют в целях снижения долларизации их экономик, а также в возникновении региональных резервных валют при росте значения региональных группировок в мировом балансе сил. Очередной этап экономического развития стран-участниц Содружества Независимых Государств характеризуется несоответствием уровня финансово-правового регулирования валютных отношений потребностям субъектов внешнеэкономической деятельности, что снижает их инвес-

тиционную активность, повышает инвестиционные риски, сужает возможности внешнеэкономического сотрудничества и консолидации экономического взаимодействия. Активизация такого сотрудничества существенно осложняется разделением пространства Содружества на субрегиональные группировки (Евразийский экономический союз, Таможенный Союз, Союз Белоруси и России), препятствующим более полному использованию торго-во-политического и валютно-финансового потенциала. В связи с этим поиск новых валютно-финансовых механизмов внутрирегионального взаимодействия стран СНГ, укрепляющих взаимные связи в сфере валютного регулирования, приобретают возрастающее значение как фактор стабилизации экономики.

Финансовый механизм валютной политики представляет собой совокупность нормативно-правовых и экономических регуляторов, обслуживающих внешнеэкономические связи государств СНГ.

Существующая институциональная инфраструктура СНГ способна обеспечить

эффективное межгосударственное сотрудничество в сфере валютных отношений: созданы наднациональные органы, разработана нормативно-правовая база, регламентирующая особенности сотрудничества в валютной сфере.

Так, Создание Содружества Независимых Государств сопровождалось формированием платежной инфраструктуры путем заключения целого ряда многосторонних и двусторонних договоров. Первостепенное значение придавалось решению задачи построения институциональной структуры валютного объединения. Так, в 1993 г. было принято решение о создании Межгосударственного банка, в 1994 г. — Платежного союза, в 1995 г. — Межгосударственного валютного комитета как постоянно действующего органа Платежного союза.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими общественные отношения, оказывающими прямое воздействие, в том числе и на валютную сферу, являются Конституции стран-участниц Содружества Независимых Государств. Конституционные нормы создают и поддерживают режим законности и укрепления финансово-правовой дисциплины. Именно на конституционном уровне должны формироваться и закрепляться основополагающие положения государственно-правового регулирования. Однако, это не означает, что Конституции государств-членов Содружества Независимых Государств устанавливают жесткие рамки поведения субъектов финансовой деятельности. Они содержат принципы и основные руководящие ориентиры, которые являются общеобязательными для всей правовой системы страны и одновременно имеют прямое воздействие на текущее валютное законодательство.

Вместе с тем, отсутствие унифицированного подхода в области конституционного регулирования валютной сферы затрудняет правоприменительную практику. В этой связи считаем целесообразным разработать проект Модельной Конституции стран-участниц СНГ по опыту Европейского союза с целью устранения противоречий в области конституционного регулирования валютных отношений.

Механизм финансового регулирования стран-участниц СНГ, наряду с конс-

титуционным, включает и валютное законодательство.

Валютное законодательство стран-участниц Содружества [2] устанавливает пять основополагающих начал в области валютного регулирования:

1) принцип приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

Под приоритетом экономических мер понимается их первенство во времени перед иными мерами, такими, как законодательные, организационные, административные. Анализ валютного законодательства государств-членов Содружества Независимых Государств показывает, что правовое регулирование в валютной сфере поставлено в полную зависимость от экономического содержания валютной политики государства. На практике наличие данного принципа означает введение правового запрета на применение мер чрезвычайного валютного регулирования в условиях стабильной валютной ситуации в стране;

2) принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

Законодатель не дает легального определения понятию «неоправданное вмешательство». Мы разделяем подход тех исследователей, которые считают, что данный принцип является продолжением предшествующего, но, очевидно, носит декларативный характер, подтверждая «направленность государственной валютной политики на снижение уровня императивного регулирования валютных операций» [3]. Так, Центральный банк Российской Федерации в целях противостояния спекулятивным настроениям коммерческих банков для снижения девальвационных и инфляционных рисков в конце 2014 г. вынужден был повысить ключевую ставку, оказав, таким образом, оправданное индикативное воздействие;

3) принцип единства внешней и внутренней валютной политики предполагает согласование между органами валютного регулирования предложений об установлении требований к валютным операциям, т.е. они не могут рассматриваться по отдельности, они едины и пре-

Таблица 1

Рейтинг стран СНГ по размеру Валового внутреннего продукта на 2012 год [4]

Место Страна Размер ВВП ($ млн)

1 Россия 2 014 775

2 Казахстан 201 680

3 Украина 176 309

4 Азербайджан 67 198

5 Беларусь 63 267

6 Узбекистан 51 113

7 Туркменистан 33 679

8 Армения 9 910

9 Молдова 7 254

10 Таджикистан 6 987

11 Кыргызстан 6 473

следуют одни и те же цели. Анализ валютного законодательства стран-участниц Содружества Независимых Государств показывает, что высшим приоритетом внешнеполитического курса является защита интересов личности, общества и государства, а также верховенство внутренних целей над внешними;

4) принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля.

Единство системы валютного регулирования и валютного контроля означает, что деятельность государственных органов, в первую очередь Центрального банка и Правительства, направленная на установление, регламентирование порядка совершения валютных операций, неотделима от надзора за совершением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами — физическими лицами валютных операций;

5) принцип обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Данный принцип основывается на гарантиях, закрепленных в Конституциях стран-участниц Содружества Независимых Государств, а именно:

— государственная защита прав и свобод гарантируется всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ);

— каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Так, ст. 35 Конституции Российской Федерации предусматривает защиту права собственности на валютные ценности для экономических агентов.

Представляется целесообразным привести в соответствие национальное валютное законодательство стран-членов СНГ соглашению «Об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах-участниках СНГ» от 18 октября 2011 г., что позволит поднять правовое регулирование валютных отношений на качественно новый уровень.

Традиционными регуляторами валют-но-финансового сектора экономики являются инструменты валютной политики: воздействие на валютный курс национальной денежной единицы, валютные интервенции, ограничения валютных операций для резидентов и нерезидентов и свободы валютного обмена, введение обязательной продажи части или всей суммы валютной выручки предприятий и т.д.

Разница в уровне и специфике экономического потенциала стран-членов Содружества (таблица 1), определяет разные цели валютной политики и приоритетность использования той или иной валюты в качестве резервной.

Учитывая относительно высокий экономический потенциал России и степень экономической взаимозависимости,

Таблица 2

Размер учетных ставок, установленных Центральными (национальными) банками в странах Содружества Независимых Государств [6]

№ п/п Страна Размер учетной ставки (%, годовых)

1 Россия 8,25

2 Казахстан 5,50

3 Украина 30,00

4 Азербайджан 3,50

5 Беларусь 25,00

6 Узбекистан 9,00

7 Туркменистан _*

8 Армения 10,50

9 Молдова 13,50

10 Таджикистан 8,50

11 Кыргызстан 11,00

*Данные не представлены

унаследованную от СССР, ограниченные возможности стран в проведении независимой экономической политики, считаем целесообразным закрепление статуса российского рубля в качестве локальной резервной валюты на территории СНГ.

В настоящее время российский рубль активно используется во взаимных расчетах со странами Содружества Независимых Государств и технически играет роль резервной валюты. Вместе с тем, для превращения российского рубля в региональную резервную валюту необходимо повысить конкурентоспособность национальной продукции на мировых рынках, осуществить диверсификацию экономики, повысить независимость Центрального банка Российской Федерации, завершить переход к плавающему валютному курсу и снизить темпы инфляции. Реализация указанных мероприятий позволит российскому рублю стать резервной валютой, что не исключает введение в качестве платежного средства новой наднациональной валюты.

В формировании валютной политики ключевым органом в вопросах валютного регулирования и контроля является Центральный (национальный) банк [5]. В развитии национальных денежных систем многих стран Содружества Независимых Государств просматривается ориентация на принципы, присущие экономически

развитым государствам. Проявляется это в том, что за базовую основу денежных систем юридически положены их национальные денежные единицы (в Армении — драм (ст. 40), Казахстане — тенге (ст. 38), России — российский рубль (ст. 27), в Украине — гривна (ст. 32)). Денежные единицы стран Содружества Независимых Государств не имеют фиксированного золотого содержания (ст. 28), что соответствует требованию Международного Валютного Фонда.

Основным способом воздействия денежно-кредитной политики на реальную экономику является прямой контроль центрального (национального) банка над процентными ставками (табл. 2) и резервными требованиями. Валютные курсы и курсы ценных бумаг как параметры цикличности вторичны и являются надстроечным механизмом, отражающим эффективность функционирования реального сектора экономики. Первичным параметром принято считать уровень и динамику инвестиционных расходов, который определяется динамикой процентных ставок в странах СНГ.

Данные таблицы 2 иллюстрируют высокую амплитуду колебаний учетных ставок по странам: от 3,5% в Азербайджане до 30% в Украине, что свидетельствует о глубокой дифференциации деловой и инвес-

тиционной активности и о необходимости обеспечения стабильности цен, удержания инфляции в умеренных пределах.

Валютная политика Центральных (национальных) банков государств-членов Содружества Независимых Государств направлена на сглаживание колебаний курсов национальных валют.

Например, Центральный банк Республики Армения, национальные банки Республики Казахстан и Кыргызской Республики сочетают политику плавающего обменного курса с валютными интервенциями. В таких же республиках, как Беларусь и Молдова, применяется режим управляемого плавающего обменного курса. В то же время Правительство Российской Федерации совместно с Центральным Банком Российской Федерации с 2014 года осуществляет переход к режиму плавающего валютного курса. Сокращение прямого вмешательства в механизм образования валютного курса возможно при росте конкурентоспособности национальных производств стран-участниц Содружества и направлено на смягчение его краткосрочных колебаний с целью адаптации участников рынка к внешним шокам.

Обобщая практику функционирования внутренних валютных рынков государств-членов Содружества Независимых Государств, порядок формирования курсов их национальных валют, можно выделить следующие характерные особенности:

1. Во многих странах Содружества Независимых Государств внутренний валютный рынок включает два сегмента: биржевой и межбанковский.

2. Официальные и рыночные котировки национальных валют в государствах-членах Содружества Независимых

Государств, как правило, близки по значению. Официальные курсы обычно устанавливаются на основе биржевых котировок и публикуются национальными банками. Рыночные курсы формируются на различных сегментах внутреннего валютного рынка: курсы безналичной валюты — на биржевом и межбанковском рынках; наличной валюты — в коммерческих банках и обменных пунктах.

3. Национальные банки почти всех стран Содружества Независимых Государств ежедневно публикуют официальные курсы своих валют по отношению к российскому рублю, а также некоторым валютам других стран Содружества [7].

Обобщив опыт финансово-правового регулирования валютных отношений в странах-участницах СНГ, мы выявили противоречие между сформированной институциональной инфраструктурой, отвечающей требованиям финансовой либерализации и неэффективностью ее практической реализации. Причины сложившейся ситуации лежат как в правовой, так и в экономической плоскости: наличие пробелов в национальных законодательствах в части соответствия единой концепции валютного регулирования, отсутствие унификации в толковании норм валютного законодательства; диспаритет в экономическом развитии, обособленность валютно-финансовой политики. Разрешение указанного противоречия возможно через разработку проекта Модельной Конституции, систематизацию валютного законодательства, а также закрепление за рублем роли локальной резервной валюты, что позволит повысить эффективность интеграционного взаимодействия стран СНГ в валютной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания:

1. Мау В.А., Улюкаев А.В. Глобальный кризис и тенденции экономического развития. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/201411271856.

2. Об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах-участниках СНГ: соглашение от 18 октября 2011 г. // СПС Кон-сультантПлюс. М., 2015. Загл. с экрана.

3. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В. Новое в валютном законодательстве // Банковское право. 2004. №3. С. 38.

4. Глобальный рейтинг стран и территорий мира по показателю валового внутреннего продукта. Рассчитан по методике Всемирного банка (The World Bank). URL: http://gtmar-ket.ru / ratings / rating-countries-gdp / rating-countries-gdp-info#switzerland.

5. Сумароков Е.В. Особенности организации валютного регулирования в России // ИПО Гарант. М., 2015. Загл. с экрана.

6. Содружество Независимых Государств (СНГ). URL: http://www.ereport.ru /articles/ ecunions/cis.htm.

7. Мамбеталиева А.Н. Валютное регулирование и валютный контроль в государствах — членах ЕврАзЭС // Финансовое право. 2010. № 11. С. 17-23.

References:

1. Mau V.A, Ulyukayev A.V. Global Crisis and economic development trends. URL: http:// economy.gov.ru/minec/press/news/201411271856.

2. On the main principles of the policy in the field of foreign exchange regulation and foreign exchange control in the CIS countries: the agreement on October 18, 2011 // HLS Consult-antPlus. M., 2015. Title from the screen.

3. Alekseeva D.G., Pihtin S.V., Sapozhnikov N.V. New in the currency legislation // Banking. 2004. №3. P. 38.

4. Global ranking of countries and territories of the world in terms of GDP domestic product. Calculated by the method of the World Bank (The World Bank). URL: http://gtmarket. ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info#switzerland.

5. Sumarokov E.V. Features of the organization of currency regulation in Russia // ILS Garant. M., 2015. Title from the screen.

6. The Commonwealth of Independent States (CIS). URL: http://www.ereport.ru/ articles/ ecunions/cis.htm.

7. Mambetalieva A.N. Currency regulation and currency control in the states — members of EurAsEC // Financial Law. 2010. №11. Pp. 17-23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.