кационной сети // Известия Транссиба. 2013. № 3 (15). С. 114-120.
3. Уилсон Э. Мониторинг и анализ сетей. Методы выявления неисправностей / пер. с англ. О. Труфанова. М.: Лори, 2013. 350 с. ISBN 5-85582-350-9.
4. Yolanda S., Georgina G., Mariela C. Evaluation of monitoring tools for cloud computing environments // 2012 XXXVIII Conferencia Latinoamericana En Informatica (CLEI), Oct. 1-5, 2012. Medellin, 2012. DOI: 10.1109/CLEI.2012.6427251.
5. Lee S., Levanti K., Kim H. S. Network monitoring: Present and future // Computer Networks. 2014. Vol. 65. P. 84-98. DOI: 10.1016/j.comnet.2014.03.007.
6. Kufel L. Security Event Monitoring in a Distributed Systems Environment // IEEE Security and Privacy. 2013. Vol. 11, no. 1. P. 36-43. DOI: 10.1515/fcds-2016-0014.
7. Kufel L. Tools for Distributed Systems Monitoring // Foundations of Computing and Decision Sciences. 2016. Vol. 41, Issue 4. P. 237-260. DOI: 10.1515/fcds-2016-0014.
8. Ачилов Р. Построение защищенных корпоративных сетей. М.: Наука и техника, 2013. 250 с. ISBN 978-5-94074-884-7.
9. Стороженко Н. Р., Голева А. И. Анализ и оценка отказоустойчивости сетевых ресурсов // Виртуальное моделирование, прототипирование и промышленный дизайн: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 15-17 ноября 2017 г. / ТГТУ. Тамбов, 2017. Т. 3, вып. 4. С. 240-244. ISBN 978-5-8265-1839-7.
10. Стороженко Н. Р., Голева А. И. Построение математической модели процесса мониторинга параметров инфор-
мационной системы // Омский научный вестник. 2018. № 3 (159). С. 133-136. DOI: 10.25206/1813-8225-2018-159-133-136.
11. Боровиков А. А. Вероятностные процессы в теории массового обслуживания. М.: Физматлит, 1972. 368 с.
12. Вентцель Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. 6-е изд., стер. М.: Кнорус, 2018. 192 с. ISBN 978-5-4365-1925-8.
СТОРОЖЕНКО Никита Русланович, аспирант кафедры «Информатика и вычислительная техника»; инженер-программист АО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» (АО «ОНИИП»).
Адрес для переписки: [email protected] ГОЛЕВА Алина Игоревна, аспирантка кафедры «Информатика и вычислительная техника»; инженер-программист АО «ОНИИП». Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
Стороженко Н. Р., Голева А. И. Математическая модель и алгоритм мониторинга параметров информационной системы // Омский научный вестник. 2018. № 6 (162). С. 256-259. Б01: 10.25206/1813-8225-2018-162-256-259.
Статья поступила в редакцию 29.10.2018 г. © Н. Р. Стороженко, А. И. Голева
УДК 004.02 а. л. ТКАЧЕНКО
DOI: 10.25206/1813-8225-2018-162-259-264
О. Г. ШЕВЕЛЕВА
Омский государственный технический университет, г. Омск
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОТДЕЛА ПРОГРАММНЫХ РАЗРАБОТОК ИТ-КОМПАНИИ
В статье рассматривается проблема повышения эффективности деятельности Ит-компании. В рамках процессного подхода с помощью метода реинжиниринга был построен и проанализирован бизнес-процесс Ит-компании по выполнению технических заданий. Рассмотрена оптимизация методом математического моделирования распределения рабочих процессов как один из методов повышения эффективности деятельности Ит-компании.
Ключевые слова: бизнес-процесс, эффективность бизнес-процесса, реинжиниринг, оптимизация рабочих процессов, целевое программирование.
Многие крупные и мелкие предприятия для повышения конкурентоспособности вынуждены прибегать к реструктуризации своей деятельности. Для этого производится анализ деятельности предприятия в рамках какого-либо метода ее совершенствования.
Существует большое количество методов совершенствования деятельности предприятия, наибольшее распространение получили идеализация, статистическое управление, бенчмаркинг, реинжиниринг, оптимизация рабочих процессов.
Идеализация как метод улучшения деятельности предприятия опирается на данные опроса работ-
ников предприятия. В начале применения такого метода существует две модели деятельности предприятия: идеальная — та, к которой предприятие стремится, и фактическая, описывающая реальную работу предприятия. В большинстве случаев руководство собирает данные опроса начальников структурных подразделений и на их основе принимает те или иные решения по модернизации деятельности предприятия с целью приближения фактической модели деятельности предприятия к идеальной [1].
При статистическом управлении всю совокупную деятельность предприятия разбивают на составляющие, которые характеризуют некоторыми
показателями эффективности. В процессе деятельности предприятия смотрят на среднее значение этих показателей. Суть статистического управления заключается в достижении стабильности работы путем анализа значений показателей составляющих деятельности. Для каждого показателя выявляют границы значения, которые он не должен пересекать. Выявленные в процессе деятельности возмущающие воздействия, негативно влияющие на показатели, стремятся устранить.
На Западе распространена практика бенчмар-кинга, при котором анализируется деятельность предприятия в сравнении с деятельностью ведущих в отрасли предприятий. В данном случае анализ необходим для внедрения в деятельность предприятия методов, успешно функционирующих на ведущих предприятиях, для инновационного прорыва в деятельности, переосмысления бизнес-процессов и их реорганизации в соответствии с практикой ведущих предприятий отрасли.
На практике большое распространение получил реинжиниринг бизнес-процессов. Перед тем как применять результаты реинжиниринга на практике, следует провести анализ получившейся структуры процессов с точки зрения ее эффективности в изменяющихся условиях внешней среды и рисков, чтобы избежать в дальнейшем финансовых потерь.
Деятельность любого предприятия можно проанализировать с точки зрения ее эффективности. Для этого необходимо на основе первичного анализа деятельности предприятия построить модель бизнес-процессов AS-IS, которая показывает деятельность как «черный ящик», декомпозируемый на взаимосвязанные бизнес-процессы. Таким образом, эффективность деятельности предприятия уже складывается из эффективности каждого отдельно взятого бизнес-процесса (рис. 1).
Применительно к управлению бизнес-процессами эффективность можно трактовать как измерение заранее определенных характеристик процесса [2].
Для нас интерес представляют параметры, которыми характеризуется бизнес-процесс, так как по ним можно судить об эффективности всего бизнес-процесса. Поэтому под эффективностью бизнес-процесса далее будем понимать обобщенную оценку активности и качества бизнес-процесса, получаемую в процессе моделирования деятельности организации, которая дает представление о бизнес-процессе с точки зрения рассматриваемых параметров.
Эффективность бизнес-процесса можно измерить качественно и количественно [3]. Для этого берутся в рассмотрение параметры бизнес-процесса — величины, которые характеризуют бизнес-процесс.
Так как бизнес-процессы сугубо индивидуальные для каждого предприятия, нет возможности определить общий состав процессов и их конкретные параметры для всех предприятий сразу. Но можно выявить общую классификацию как процессов, так и их параметров.
Все бизнес-процессы, протекающие на предприятии, можно разделить на 4 большие группы (рис. 2): основные, обеспечивающие, управляющие и бизнес-процессы развития [4].
Основные процессы направлены на получение прибыли. В результате преобразования входных потоков на выходе основной деятельности получаются конечный товар или услуга, поставляемые потреби-
Рис. 1. Связь показателей бизнеса и бизнес-процессов
Рис. 2. основные группы бизнес-процессов предприятия
телю. Жизнеспособность основных процессов поддерживают обеспечивающие процессы. К таким бизнес-процессам обычно относят процессы технического, финансового обеспечения, процесс обеспечения кадрами. Отдельными бизнес-процессами и деятельностью всей системы в целом руководят процессы управления. К ним относят процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, формирования и осуществления управленческих воздействий.
Бизнес-процессы развития направлены на поддержание конкурентоспособности предприятия и его стабильное развитие, а также регулирование его деятельности [5]. Все процессы, для того чтобы дело приносило максимальную прибыль, должны быть ориентированы на потребителя и обеспечивать производство товаров и услуг надлежащего качества. Для этого все процессы должны работать максимально эффективно.
Для измерения эффективности бизнес-процесса берутся в рассмотрение показатели, которыми он характеризуется. Все показатели можно разбить по группам в соответствии с измерением следующих характеристик бизнес-процессов: результативность; стоимость; время; качество; фрагментация.
Результат бизнес-процесса — тот экономический эффект, на достижение которого направлена деятельность процесса.
Показатели стоимости оценивают затраты на функционирование бизнес-процесса в денежном эквиваленте.
Показатели времени оценивают время, затрачиваемое как на полный цикл работы бизнес-процессов отдела, так и на функционирование какого-то конкретного бизнес-процесса. Чем ниже время, затрачиваемое на работу бизнес-процессов отдела, тем выше экономический эффект от реализации услуг отдела и конкурентоспособность фирмы.
Рис. 3. Декомпозиция блока «Управление программной разработкой» в нотации ЕРС
Рис. 4. Декомпозиция бизнес-процесса «Управление программной разработкой» после реорганизации бизнес-процессов
Качество бизнес-процессов соответствует качеству поставляемых товаров и услуг и определяется как способность удовлетворить требования клиентов, предъявляемые к запрашиваемым товарам и услугам.
Фрагментация бизнес-процесса определяется числом задействованных в процессе выполнения бизнес-процесса подразделений фирмы и количеством участников процесса.
Чем ниже эти показатели, тем выше стабильность работы фирмы, и лучше показатели резуль-
тативности, стоимости, времени и качества бизнес-процесса.
Для расчета временных показателей бизнес-процессов часто используют показатель производственного цикла, который состоит из двух показателей: общее время, затрачиваемое на весь цикл реализации бизнес-процесса, и время реализации одного конкретного бизнес-процесса. Показатель определяется как отношение времени реализации всех бизнес-процессов ко времени реализации всего цикла бизнес-процесса.
Значения показателей для моделей AS-IS и TO-BE
таблица 1
Показатель/Модель Модель «как-есть» AS-IS Модель «как-будет» TO-BE
Количество работ 8 7
Количество исполнителей 4 4
Количество подразделений 3 2
Основой для создания эффективной управленческой структуры является процессный подход — концепция, рассматривающая деятельность предприятия как набор процессов. В процессном подходе выделяют управляющие, основные и обеспечивающие процессы на предприятии [6].
Все бизнес-процессы описываются и анализируются в рамках инжиниринга бизнес-процессов, который направлен на проектирование бизнеса в соответствии с намеченными целями предприятия. В процессе инжиниринга происходит моделирование — строится модель предприятия и протекающих в ней процессов, которая отражает реальное положение дел на предприятии [7]. Исследуемый объект (предприятие) анализируется с точки зрения его функционирования. Выявляются недостатки в существующей системе функционирования [8].
На основе данных инжиниринга происходит реинжиниринг бизнес-процессов, в рамках которого на основе старой модели, построенной на этапе инжиниринга, строится новая модель бизнес-процессов. Реинжиниринг играет основополагающую роль в развитии предприятия, т.к. он повышает конкурентоспособность предприятия путем улучшения показателей его функционирования.
При процессном подходе в рамках реинжиниринга определяется система бизнес-процессов и дальнейшая работа с ней [9].
В качестве примера рассмотрим процесс программной разработки отдела программных разработок консалтинговой фирмы. При анализе процесса были выявлены следующие недостатки:
— на весь цикл процесса тратилось много времени;
— в процессе одной программной разработки было задействовано до пяти специалистов из разных отделов;
— в процессе программной разработки могло быть задействовано до трех отделов.
Было решено провести реорганизацию отдела программных разработок, в ходе которой была построена модель «как-есть» (AS-IS) деятельности отдела. На рис. 3 показан процесс программой разработки, описанный в нотации EPC программного пакета Business Studio.
Для консалтинговых фирм большую роль играет показатель времени. Поэтому зачастую требуется оптимизировать время выполнения заказа клиента. Исходя из этого, модель «как-есть» (AS-IS) была усовершенствована, на ее основе была построена модель деятельности «как должно быть» (TO-BE) (рис. 4).
Как видно из табл. 1, количество работ после реинжиниринга бизнес-процессов уменьшилось. Из этого следует, что общее время, затрачиваемо е на реализацию программной разработки, удалось уменьшить, тем самым оптимизировав весь цикл программной разработки.
Улучшить работу предприятия можно также оптимизацией рабочих процессов, которая заключается в решении задачи назначения работников на выполнение работ. Рассмотрим процесс назначения программистов на выполнение технических заданий в консалтинговой фирме.
Для наиболее эффективного распределения работ между сотрудниками необходимо каждого сотрудника оценить по критериям, важным для реализации поставленной задачи.
Существует стандарт, определяющий требования для программистов [10]. В нем выделяются следующие группы трудовых функций:
— разработка и отладка программного кода;
— проверка работоспособности и рефакторинг кода программного обеспечения;
— разработка требований и проектирование программного обеспечения.
Каждому уровню соответствует свой уровень квалификации и в каждом уровне выделены функции и базовые навыки, которыми должен обладать программист.
В зависимости от загруженности и компетенций специалистов все функции может выполнять один специалист или несколько компетентных специалистов.
Принимая во внимание специфику рассматриваемой области, задачу назначения в общем виде можно представить следующим образом.
Имеется Ь работ и Ь сотрудников, которые должны быть назначены на выполнение этих работ. Каждый у-ый сотрудник характеризуется рядом параметров у. = (Уц,..., Усс) . Заданы коэффициенты аг значимости г-го параметра, г = 1, N , при выполнении к-ой р=(5оты, И = 1,0 , и трудоемкость ек. выполнения к-ой работы у-м сотрудником.
Требуется найти такое распределение работ между сотрудниками, что:
— эффективность выполнения процесса от распределения работ между сотрудниками максимальна;
— срок выполнения всего цикла работ минимален.
Задача назначения сотрудников на работы решается в шесть этапов: определяются размерности, выделяются известные параметры задачи, выделяются неизвестные параметры задачи, накладываются ограничения на параметры задачи, составляются целевыефункции, находится компромиссное решение.
Определим разм=рности задачи:
Ь — количество видор = о бот, к = 1,0 ;
Ь — киличестзо о отрудниоов, ] = 1,0 ;
п — количествопараметров, по которым оцени-ваютси оотрудиики, 0 = 1, п.
Выдеиим известные параметры:
— У]г — характеристика(оценка) у-госотрудни-ка по г-му тардметоу, ] д И .О , Ч = 1, п ;
значимость i-го параметра при выпол-
нении k-ой работы, j = 1, N , k = 1, L ;
— е — трусоемкость выполнения А-ой работы j-м сотрудником , k = 1, L , i = 1, Ы .
Неизвестныe па=аметры для задачи: xk. — решение о назначениина А-ыйвидработы i-го сотруд^ка , i = 1, Ы , k = 1,Ы.
|И если у-ыйсотрудник _ назначенна А-ый видработ, е ~ 10, если у-ыйсотрудник
не назначенна А-ыйвид работ.
На переменные целесообразно наложить следующие о граничения.
Так рак один еотрудник может быть назначен только на один в ид работ, то для каждого вида работ доижновыполняться усео вие:
S = 00 ^Ооли) — max
к=1 J=1 i=1
k = 3Я j = 1,1 i = 1n .
1 ^ r
Математикеская модкль задачи выбора имеет
вид:
S = OO^Ö-
xn + ...++= = 1
■и + -- - + XLL =1 xn +■ . ■ + +11 = 1
xlL +. . . + xLL = 1
хщ > 0, x+ + +} 1}, ¿ = 1,1, j = 1,1 .
X, X ... 4- =,. = 1, k = 1,1
kl kL
и для каждого сотрудникадолжно выполняться условие:
х..Х...Х х. =1, у = УС.
I] ^ С
Системга огр аничений для всех сотрудников и работ выглядит следующим вбразом:
+ ... + OL, =1
+ ... + XL1 = 1
OL 1} + ... + X,, = 1 k > 0-
ж., »O-o,., e j0;1}, k = 1,},j = 1,1.
Для по ставионнов зтдаии важноеть имеют время ее высокиеиия и эффективность еевыполнения. Приоритет эфф ективностииливремени для работы задаетея на этапе среексисоеание технтческого задания. Поттоме решение задачиннзначения работников можее пойте двумяпутями. По первому находится онтимоявное иасоределентс сотрвтников по работам, исходп ив максммизнуии эффективности всех робот в уикле. Нужни тао распределить сотруднике в, что(5 оо севок^ошая оеунни от назначения каждогоиз еих (т:ь]^т<а интсимяльной.
Полезность р-гв сотрудника то г-мр ел]оаметру при выпеинении А-ге вита работ с; учетом значимости г-го поиаметуа для А-гн виет отбаи мижно записать кот,;
япе,в ИетСт я = и, е = 1]Т.■
Тогда волезнтсть .'-го сотрудника для к-го вида работ с ичееом всех ее а. аметрс в е ценки можно записать:
т
ВВлиТв И С, ве 0с, с = °т-
е = 1
Полезность от пазнячения р-го соерудника для к-го вида ттяот с учесом и парвмиоров тцетки можно записать:
т
иивBя=]ее' и е°с, в = °с, С е 1]т,
1е1
Тогда общую полезностьот распределения Ь со-трудникоп по Ь ввдвво яаТот можно записать:
Если же вожно выполнить работу в цикле за максимально короткий срок, то имеет престо следующая целевая функция:
L L р
И2 = ОО eT,XT, О ПТ, ^ miP
т=и ,=и i=и
XL1 + ... + XLL = 1 X11 + ... + XL1 = 1
1L ..... LL i ___
xk] > 0, xk¡ е{0;1}, k = 1, L, j = 1, L .
Для поставлрнной задачи одновременно важны эффективность выполнения задачи и время ее выполнения — два взаимоисключающих критерия. Поэтому необходимо найти решение, которое будет учитывать одновременно важность обеих целевых функций. Такое решение далее будем называть эф-фектывным рышрнием.
Постаыпм задачу целевого программирования. Примем, чтя мррс и]мал^ное значение эффективности равны ц Рассмотррм з£1дрч,п максимизации эф-с|эективно^то о i^bедех нве прреренные отклонения: Tj" — «нр^е.осе'сато^ынеая):! пе;ы^]^мб^еная, показываю-гцс!я, сгаы]^альк^о ыэ^рТ3^«вырерсть меньше максимально возможного сначениы, ]зтенс^1^р 1;
рт — «достаточная» перепеенная, при которой эффективность оп имепа^^няы сореудников приближена или рк:Е!на 1.
Тыгва "н«эт\.ы^:е ое о яр p ^иче ние можно записать следующим обтызтм:
« L n
Х0Х0(ы1,ХПн1< Тл)р
1р1 в р1 :е1
рр о с, р,т ос.
Пусть T — оптимаррнос время выполнения задали, ешреоелоерсы ра ;^,таре г^стпрыания технического вадания и падпар^'пса п^аано^гциком задания, тогдастановится isoзмoJ5iень^ым сс}эормир^^^тр ыторое оеое^ыЕе ыыготани^чр^гее те новыми рункциями откло-не н и я:
аы — «недостаточная» пер сменная, показываю-гцао, насеолько время в^шолнения меньше заданного значения T;
о — ыикыытоынеы» «временная, показывающая, наскылтыо гзЕЕыенмр ро^ы^(«лнония превышает
a
к=1 j=1
X11 + ... + X1L = 1
1
заданное время Т. Если т = 0, то цель достигнута, задание выптлнено тов=0тя.
Тогда целесос опоаюи=ение по времени можно записать слелуюсцит о =разом:
о о о
XX Т]П]Х О с Тк - Т° = Н
к=1 [=. 1 = 1
с]. о 0.Т° о 0.
Для нахождпнпя ;^(ко(|1ек;1г1^1^ного решеоия воспользуемся методом приоритетов, когда целевые функцист ртнжиеуютоя I! псряоке важности , после чего поочередно ]севпг^юс1].я зпоа=и с одной целевой функцией, начинат с зндачи с наибтлыпит приоритетом.
Допустим, что для поставленнот задачи эфНек-тивносто вожопв промлни ееегт иыптснения, тогда решается задаца тахшА,нпя минимсчта отзлоления от наибольшей эффекттвности на внтжествте допустимых рпро (..тедающих ограничениях:
пи с ..■ е X е П
по- с ... е" о, о С пи с .■. с1Пе1о^
п,ь е-... с п.ц = 1
пщ О 0,Он ог {т;1}, к лО.Оф лОО.ооО
Ьп со вх° ЬО лпс -с т=та = 1,
к= = - = 1 1 =1
О, О п
ХХОпОХв. с] тИ и ас2с = н,
к=1 [=1 1=1
а]- О 0,0 О 0, £¿2 но 0, (02с О 0.
Затем решается задача нахождения минимума отклонония от аодлтного вpeфени выполнения на множестве допуетимых решений н1я Тс с учетом достигнутого поепoнония от наибольшей эффективности п-т соед^)щих агроничениях:
бизнес-процессов стало возможным сократить трудовые и временные ресурсы, а также повысить эффективность выполняемых работ, что впоследствии скажется на качестве поставляемых фирмой на рынок товаров и услуг.
Библиографический список
1. Миняев Е. В. Методы совершенствования бизнес-процессов // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. 2010. № 1. С. 125-129.
2. Белайчук А. А., Елифёров В. Г. Свод знаний по управлению бизнес-процессами: ВРМ СВОК 3.0. М.: Альпина Паблишер, 2016. 480 с.
3. Дубинина Н. А. Показатели оценки бизнес-процессов предприятия // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2016. № 2 (29). С. 179-191.
4. Шпаченков Ю. А. Тараскина Ю. В. Становление процессного подхода в рамках устоявшейся функциональной структуры современных организаций // Вестник АГТУ. Сер. Экономика. 2013. № 2. С. 71-78.
5. Рыжко А. Л. Каузальная классификация бизнес-процессов предприятия // Управленческие науки. 2018. № 1. С. 90-99. БО1: 10.26794/2304-022Х-2018-8-1-90-99.
6. Новикова Н. Г. Процессный подход к конкурентной стратегии в сфере услуг (на примере услуг розничной торговли) // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2014. № 2. С. 63-70.
7. Ткаченко А. Л., Гегечкори Е. Т. Проблемы моделирования бизнес-процессов на современном предприятии // Ученые Омска — региону: материалы II Регион. науч.-техн. конф., 6-7 июня 2017 г. / под общ. ред. Л. О. Штриплинга. Омск: Изд-воОмГТУ, 2017. С. 290-293.
8. Дружинина Д. С., Борисов Д. С. Анализ бизнес-процессов и их дальнейшее моделирование как фактор развития сов ременной организации // Молодой ученый. Сер. Экономика и управление. 2016. № 6 (110). С. 425-427.
9. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управ-лению.Моделирование бизнес-процессов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 544 с.
10. Об утверждении профессионального стандарта «Программист»: приказ Минтруда РФ от 18.11.2013 № 679н. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
т- = 0,
п11 с. .с т = 1
пО1 п11 с . с . . с Ооо . "с по1 = 1 = 1
п1О 1пвс с ... с поо о 0, пвс = = 1 {0;1 }
II п
к = 1 ]=1 ¡ = 1 II п
X X екхщ Х,а+ + d—- (= = т,
к = 1 ]=1 {= 1
ТКАЧЕНКО Анастасия Леонидовна, аспирантка кафедры «Информатика и вычислительная техника»; ассистент кафедры «Математические методы и информационные технологии в экономике»; специалист отдела программных разработок ООО «Сатори Партнер», г. Омск. БРНЧ-код: 9349-5793 Адрес для переписки: [email protected] ШЕВЕЛЕВА Ольга Геннадьевна, старший преподаватель кафедры «Математические методы и информационные технологии в экономике». БРНЧ-код: 8060-6060 Адрес для переписки: [email protected]
Для цитирования
d— > 0, > 0, d- > 0, d+ > 0.
Полученное решение с учетом отклонений будет оптимальным решением задачи назначения сотрудников на полнение работ.
Таким образом, благодаря переосмыслению деятельности фирмы и построению новой логики
Ткаченко А. Л., Шевелева О. Г. Повышение эффективности работы отдела программных разработок ИТ-компании // Омский научный вестник. 2018. № 6 (162). С. 259-264. БО1: 10.25206/1813-8225-2018-162-259-264.
Статья поступила в редакцию 27.10.2018 г. © А. Л. Ткаченко, О. Г. Шевелева