ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ,
НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ КООПЕРАЦИИ ВУЗОВ НА ОСНОВЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ
Н. Н. Матушкин, Т. А. Кузнецова
(Пермский государственный технический университет),
С. И. Пахомов (Управление аттестации научныгх и научно-педагогических работников Рособрнадзора)
Статья посвящена актуальной задаче внедрения новых организационных форм и методик подготовки научных кадров на основе развития межвузовской кооперации, направленной на усиление материально-технического и кадрового потенциала, расширение профессиональной мобильности, рост конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предлагаемых вузом программ и услуг на региональном, государственном и международном уровнях.
Ключевыге слова: подготовка научных кадров; межвузовская кооперация; профессиональная мобильность; диверсификация; образовательные программы; структура и содержание программ.
Характерной чертой сегодняшней российской экономики является активизация инновационной деятельности. В отечественной науке наметился ряд интенсивно проводимых исследований по перспективным направлениям, результаты которых создают теоретическую базу для технологических прорывов в производстве. В свою очередь, производство превращается в непрерывный инновационный процесс, требующий внедрения новых научных достижений. Все более значительным становится рост темпов обновления производственных технологий и производимой продукции. Все это влечет за собой необходимость развития системы непрерывного профессионального образования, характеризующейся ускоренным обновлением знаний и методик их преподавания, а также формированием знаний и технологий в виде научно-образовательного продукта. Следовательно, подготовка высококвалифицированных кадров превращается в решающий фактор развития науки и производства.
Совершенствование российской системы высшего профессионального и послевузовского образования направле-
но на создание условий для подготовки научных кадров, которые не только в совершенстве владеют универсальными и профессиональными компетенциями, но также проявляют высокую инновационную восприимчивость и активность. Профессиональное образование должно обладать качествами гибкости и междисциплинарности, совершенствоваться на базе новейших достижений науки, техники и технологий опережающими темпами по сравнению с реальной научно-технической практикой.
Система подготовки научных кадров, включающая в себя подсистемы высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования, должна ориентироваться на индивидуализированное обучение на основе применения ком-петентностного и личностно ориентированного подходов и новых образовательных технологий. Эффективность данной подготовки во многом зависит от уровня ресурсообеспечения научно-образовательного процесса, что обусловливает необходимость объединения потенциалов вузов, академических и отраслевых институтов, предприятий и организаций всех форм собственности. В этой связи
© Матушкин Н. Н., Кузнецова Т. А., Пахомов С. И., 2009
№ 2, 2009
представляется актуальным развитие новых организационных форм и методик подготовки научных кадров, способных выполнять исследования на стыке наук, на основе развития межвузовской кооперации.
Кооперация — процесс, в ходе которого вузы действуют совместно и скоординированно ради достижения единой цели. Межвузовская кооперация осуществляется на основе кооперативных принципов, принятых Международным кооперативным альянсом: экономических (открытое членство, участие членов кооператива в экономической деятельности, забота об обществе, автономия и независимость) и социальных (добровольность, демократическое управление и контроль со стороны членов кооператива, образование, подготовка кадров, повышение квалификации, информация, сотрудничество между членами кооператива) [7]. Поскольку в основе любой кооперации лежит взаимная выгода, кооперативные объединения вузов — это прежде всего бизнес-предприятия, функционирующие в условиях рынка (свободной конкуренции) и действующие за счет собственных издержек обращения, как правило, без правительственных субсидий. Причем в отличие от акционерных обществ, объединяющих капиталы, кооперативные структуры объединяют физических и юридических лиц.
В Российской Федерации отношения, возникающие при создании и деятельности различных форм кооперации, регулируются Гражданским кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами. Необходимо отметить, что действующая законодательная база не создает препятствий для развития межвузовской кооперации.
Следует отличать кооперацию от интеграции. Процесс кооперации направлен на организацию устойчивых прямых связей между вузами и другими организациями на основе углубления их специализации, позволяющих осуществлять совместную деятельность на договорной
основе без потери юридической и хозяйственной самостоятельности. Интеграция — процесс создания новых экономических образований (структур) на базе существующих. Таким образом, в отличие от интеграции, предполагающей слияние различных организаций, сотрудничество на кооперативной основе исключает такое слияние и строится на сохранении юридической самостоятельности участников, демократической форме управления и других кооперативных принципах. К важнейшим условиям эффективного управления кооперативной организацией относится достижение рентабельности и максимальной прибыли, большая часть которой идет на расширение материально-технической базы.
Межвузовская кооперация может быть двух типов — простая (не предполагает специализации и разделения видов деятельности) и сложная (строится на специализации, разделении и концентрации деятельности); двух подтипов — горизонтальная (внутриотраслевая) и вертикальная (межотраслевая). Она классифицируется по видам (образовательная, научно-исследовательская, производственная, инновационная и т. д.) и области деятельности (в сферах IT-технологий, дистанционного обучения, дополнительного образования, информационного обеспечения и др.); реализуется через различные организационные формы (союзы, центры, товарищества, партнерства, корпоративные сети и институты и др.). Принято также классифицировать кооперацию по числу субъектов деятельности, количеству объектов деятельности, отраслевой структуре связей, виду деятельности, территориальному охвату [6].
Межвузовская кооперация нашла широкое распространение в международной практике. Примером могут служить ассоциации, общества и т. п., действующие в США (ассоциация восьми элитных частных американских университетов Лига плюща — Ivy League), Великобритании (Russell Group, объединяющая 20 лучших исследовательских университетов) и др.
Ряд немецких фондов и обществ (Фонды Александра фон Гумбольдта, К. Аденауэра, Ф. Эберта, Общество Макса Планка, Германское научно-исследовательское общество и др.) предоставляют стипендии для проведения научных исследований и повышения академической и научной квалификации. Тесное сотрудничество вузовской, академической и прикладной науки позволяет интенсифицировать обмен новейшими технологиями и разработками, ускорить процесс практического внедрения изобретений, что в конечном счете способствует росту научного потенциала страны.
К основным инструментам повышения эффективности кооперативной деятельности относятся плановое регулирование, трудовая (хозяйственная) дисциплина, соревновательность, взаимосвязанность и взаимное влияние субъектов кооперации друг на друга с целью достижения синергетического эффекта, наставничество. Важнейшими методами кооперирования являются метод подрядного кооперирования, метод взаимной частичной специализации, программный метод и др. В международной практике широко применяются аутсорсинг (outsourcing) и субконтрактинг (subcontracting).
Кооперация вузов в области образования и научных исследований обеспечивает повышение качества и конкурентоспособности предоставляемых образовательных услуг, выполняемых НИР и НИОКР, создание новых возможностей для потребителей образовательных услуг, укрепление конкурентных позиций вузов. Приоритетным направлением кооперирования признается межвузовское сотрудничество, основывающееся на объединении научного, творческого, технологического, методического и информационного потенциала.
Межвузовская кооперация позволяет исключить дублирование исследований и разработок, повысить эффективность использования и распределения кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов университетов, тем са-
мым обеспечивая условия для создания совместных научно-образовательных продуктов — образовательных программ, программ НИР и инновационных проектов.
Кооперация вузов в сфере образовательной деятельности способствует реализации непрерывных и сопряженных многоуровневых образовательных программ высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования на общей учебно-научно-методической базе, возникновению объективных предпосылок для разработки образовательных и исследовательских программ на стыке наук, обеспечения междисциплинарности и достижения необходимых широты и глубины образования.
Проектирование и реализация образовательных программ в условиях межвузовской кооперации осуществляются на основе принципа единства образовательного, научного и инновационного процессов в вузе, что задает практическую ориентированность подготовки научных кадров.
Развитие научной кооперации создает эффективную среду для трансферта инноваций при формировании бизнес-групп для выполнения НИР и НИОКР в рамках конкретных высокотехнологичных научно-технических проектов инновационных предприятий и научных организаций региона, в ходе реализации которых студенты и аспиранты получают не только фундаментальные и специальные теоретические знания, но и возможность применить их на практике. Часть инструментов научной кооперации, например, кооперативные биржи, можно рассматривать как коммерческую кооперацию в сфере науки, позволяющую обеспечить поиск новых форм взаимодействия вузов.
В процессе кооперации вузов повышается эффективность их деятельности по изучению спроса на образовательные услуги на региональном и национальном уровне, мониторингу потребностей рынка труда с целью совершенствования структуры подготовки кадров на базе на-
№ 2, 2009
учно обоснованного прогнозирования с учетом развития демографической ситуации, проведению рекламно-информационных кампаний, защите законных прав и интересов университетов в государственных органах, поддержке одаренных студентов и молодых ученых, совместным специализированным изданиям, организации научно-технических конференций, выставок и др. Создаются условия для проведения системного анализа, обобщения и распространения опыта работы на образовательном рынке, что снижает вероятность ошибочных действий и уровень риска. Деятельность межвузовских кооперативных организаций способствует обеспечению взаимосвязи научных исследований с образовательным процессом и практикой, повышению качества подготовки научных кадров, эффективному использованию интеллектуального, научного и образовательного потенциала высшей школы и консолидации профессионального сообщества.
Выделяются следующие механизмы эффективной кооперации: специализация (составляющая основу разделения труда), концентрация (обобществление ресурсов), диверсификация (многообразие связей) [1].
Анализ мировых тенденций развития образовательных систем показывает, что в настоящее время актуальным становится формирование межвузовской кооперации на базе диверсификации образовательных программ. Применительно к образовательным программам диверсификация — это процесс, направленный на создание упорядоченного множества программ подготовки, которое имеет гибкую структуру, содержание и вариативное предметное поле.
В свою очередь, процесс кооперации вузов является основой ресурсообеспе-чения, способствующего достижению многообразия программ подготовки научных кадров через образовательное и научно-исследовательское сотрудничество вузов, совместное использование
научной, опытно-экспериментальной и приборной базы, создание общих научно-образовательных структур, позволяющих эффективно управлять процессом формирования компетенций выпускников.
Анализируя многообразие программ подготовки, реализуемых в российских и зарубежных вузах, можно сделать вывод о наличии некоторых общих подходов к диверсификации образовательных программ, эффективно применяемых в российской и международной образовательной практике. В частности, существуют следующие типы диверсификации [6]:
1) горизонтальная, направленная на создание множества подобных, но не тождественных образовательных программ, имеющих своей целью удовлетворение потребностей рынка труда, например, программ, диверсифицированных по виду профессиональной деятельности выпускника и построенных на применении различных стратегий реализации (implementation strategy);
2) конгломерантная, ориентированная на расширение номенклатуры направлений, специальностей и специализаций подготовки, в том числе с использованием дополнительных образовательных программ;
3) концентрическая, способствующая модернизации существующих программ и наделению их свойствами многообразия, например, расслоение программ подготовки в зависимости от профиля предшествующего образования;
4) латеральная, имеющая целью модернизацию содержания программ на основе расширения областей деятельности вуза, например, в рамках НИР, НИОКР, инновационной деятельности или консалтинга.
Системы диверсифицированных образовательных программ подготовки научных кадров, реализуемые ведущими университетами мира, характеризуются наличием междисциплинарных связей, практической ориентированностью проводимых научных исследований, воз-
можностью обучения на стыке наук с применением проектного подхода и др. [5].
Основной вид диверсификации образовательных программ — это диверсификация по образовательному уровню (бакалавриат, магистратура, докторантура, при сохранении в ряде стран непрерывных программ подготовки специалистов и непрерывных программ подготовки в системе бакалавриат — магистратура, магистратура — докторантура). Разделение на уровни обусловлено национальными образовательными особенностями и международными тенденциями. В то же время, на разных уровнях реализуется множество программ. Их многообразие определено различием образовательных целей и задач отдельных вузов, потребностями обучаемых, социально-экономическими условиями и требованиями рынка труда, возможностями и ресурсами вузов, зависящими, в том числе, от уровня развития процессов кооперации.
К основным вариативным факторам (параметрам) эффективной диверсификации образовательных программ относятся профиль предшествующего образования; вид, область и объекты профессиональной деятельности выпускников.
При проведении диверсификации следует учитывать ограничения, задаваемые требованиями федеральных образовательных стандартов, которые нормативно определяют сроки обучения и соотношение между объемами образовательной и научно-исследовательской составляющих программ подготовки научных кадров.
Условиями эффективной диверсификации программ выступают применение компетентностного подхода при формулировании целей образовательной программы; использование кредитно-модульной технологии, позволяющей обеспечить соответствие проектируемых программ требованиям сопоставимости их структуры и содержания и стандартизации номенклатуры присваиваемых степеней и квалификаций.
На высших образовательных уровнях диверсификация в качестве основы для своего осуществления располагает обширным полем переменных, характеризующих структуру и содержание программ подготовки.
В соответствии с ФГОС ВПО и Временными требованиями к основным образовательным программам послевузовского образования [2—4] данные программы имеют базовую (обязательную) и вариативную части. Ядро вариативной части программы, позволяющее наряду с циклом специальных дисциплин обеспечивать глубину подготовки и тем самым производить диверсификацию по виду, области и объектам профессиональной деятельности, составляет научноисследовательская работа. НИР обеспечивает освоение различных этапов научно-инновационного цикла, включающего в себя фундаментальные исследования, прикладные и опытно-конструкторские (проектные, технологические и др.) работы для различных отраслей науки, техники и технологий.
Международная образовательная практика показывает, что вариативным параметром при диверсификации содержания программ подготовки является состав дисциплин предметного поля и тематических модулей (блоков) дисциплин, различающихся по уровням сложности и видам:
— базовые/элективные (core/ elective);
— основные/дополнительные (major/ minor);
— отвечающие за глубину/широту (depth/breadth);
— вводные (introductory), промежуточные (intermediate), продвинутые (advanced).
Диверсификация структуры программ подготовки производится через обеспечение многообразия при разделении поля подготовки на модули и их наполнении учебными дисциплинами. Структурирование ведется с учетом требований глубины и широты к содержанию образовательной программы, отве-
№ 2, 2009
чающих квалификационным требованиям к выпускнику. При этом переменными могут быть:
— количество модулей предметного поля подготовки;
— объемы модулей и входящих в них дисциплин (в кредитах ECTS);
— установленные междисциплинарные связи (дерево пререквизитов);
— временная структура индивидуального плана подготовки.
Диверсификация образовательных программ по профилю базового образования осуществляется на основе расширения предметного поля подготовки, исходя из области профессиональной деятельности выпускника вуза. В случае изменения области профессиональной деятельности (по отношению к базовой подготовке) требуется перепрофилирование предыдущего образования, сопровождающееся увеличением объема (и, возможно, срока) обучения. В случае, когда область профессиональной деятельности не меняется, необходимо трансформировать проектируемую программу под профиль предшествующего образования, сохранив нормативные сроки обучения и общую идею непрерывности подготовки научных кадров.
Диверсификация программ по виду, области и объектам профессиональной деятельности выпускника производится посредством введения в академическую составляющую программы «концентрации» (concentration) — дополнительного блока дисциплин специализации, как правило, определяющих глубину подготовки. В российских образовательных программах это циклы специальных дисциплин и дисциплин по выбору. Эффективность такого подхода во многом зависит от уровня развития кооперации вузов с научными институтами, предприятиями и организациями и учета воздействия основных составляющих процесса кооперации на качество подготовки магистров.
Эффективность диверсификации образовательных программ определяется применяемыми механизмами формирования вариативной структуры и содер-
жания программ подготовки. В качестве одного из таких механизмов может быть отмечено практикуемое в США проектирование структуры и содержания образовательных программ с учетом выбранной стратегии их реализации (implementation strategy), что позволяет строить подготовку на базе разработанной компентностной модели выпускника, соответствующей конкретному виду профессиональной деятельности [7].
При диверсификации образовательных программ подготовки научных кадров большое внимание следует обратить на исследовательский компонент, составляющий ядро подготовки.
Встроенная в учебный процесс НИР диверсифицируется посредством выбора видов научно-исследовательской деятельности — изучение теоретических основ методик, научные исследования в рамках дисциплин, включенных в программу подготовки, экспериментальные исследования и опытно-конструкторские разработки в рамках курсового проектирования, подготовка научных обзоров, рефератов, переводов, проведение патентного поиска как по отдельным разделам дисциплин специализации (углубление подготовки), так и по междисциплинарной тематике (расширение подготовки) и др.
НИР, дополняющая учебный процесс, — это, как правило, самостоятельное исследование, направленное на разработку определенной проблемы под руководством научного руководителя. Диверсификация этого вида НИР обеспечивается индивидуализацией тематики выполняемых исследований.
Значимой составляющей вариативной части системы диверсифицированной подготовки могут стать дополнительные образовательные программы, направленные на получение дополнительной квалификации и реализуемые параллельно основному учебному процессу. В соответствии с действующим российским законодательством объем таких программ должен быть не менее 1 000 ч / 28 ECTS.
Диверсификация образовательных программ позволяет смещать акценты на те или иные модули (циклы, разделы) учебного плана, что создает предпосылки к эффективной индивидуализации обучения и обеспечению преемственности программ академической и исследовательской подготовки различных образовательных уровней в системе высшего и послевузовского образования. При этом повышается эффективность процесса кооперации, обеспечивающего расширение спектра образовательных (реализация междисциплинарных программ) и научно-исследовательских (углубление подготовки на основе проведения прак-тико-ориентированных НИР и НИОКР) возможностей вузов.
Расширение ресурсных возможностей образовательной деятельности, достигаемое на основе кооперации вузов, научных организаций и высокотехнологичных компаний, обеспечивает условия для реализации системы практико-ориен-тированных диверсифицированных программ, создающих предпосылки для значительного повышения качества подготовки научных кадров, интенсификации процесса модернизации системы высшего профессионального и послевузовско-
го образования в соответствии с требованиями рынка труда, актуальными российскими и международными тенденциями развития науки, техники и высоких технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой экономический словарь. — 7-е изд., доп. — М. : Омега-Л, 2008. — 1472 с.
2. Временные требования к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.edu. ru/db/p ortal/sp l/treb/index .htm.
3. Государственный образовательный стандарт (2-го поколения) высшего профессионального образования: Направление 552800 «Информатика и вычислительная техника», степень (квалификация) — магистр техники и технологии, утв. 13.03. 2000 г., рег. номер 36 тех/маг.
4. Макет ФГОС магистра третьего поколения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// technical.bmstu.ru/umo/index.php?rzd=15&rzdid=15.
5. Петров, В. Ю. Диверсификация российских программ подготовки магистров / В. Ю. Петров, Т. Кузнецова// Высш. образование в России. — 2007. — № 11. — С. 17—23.
6. Райзберг, Б. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Б. Райзберг, Л. Лозовский, Е. Стародубцева. — Режим доступа: http://vocable.ru/dictionary/88/.
7. Computing curricula 2001.Computer Science Volume [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.acm.org/education/cc2001/finaL
Поступила 03.04.09.
НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА ПО ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И СПЕЦИАЛЬНЫМ
ДИСЦИПЛИНАМ
В. Ф. Манухов (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)
В статье излагается методика непрерывной подготовки специалиста-картографа на основе информационных, геоинформационных и спутниковых технологий. Приводятся задачи и результаты работы по созданию учебно-научно-инновационного комплекса.
Ключевыге слова: методика; непрерывность; геоинформатика; ОРБ-технология.
Министерство образования и науки гиональные программы развития Рос-
РФ в 2007 г. разработало прогноз потреб- сийской Федерации. Согласно этому до-
ностей экономики в квалифицированных кументу, в ближайшие годы будет наблю-
кадрах с различными уровнями профес- даться недостаток специалистов с выс-
сионального образования на период до шим профессиональным образованием по
2015 г., опирающийся на отраслевые и ре- некоторым группам специальностей, в
© Манухов В. Ф., 2009