Научная статья на тему 'Повышение эффективности производства продукции растениеводства и формирование конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса'

Повышение эффективности производства продукции растениеводства и формирование конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
5081
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ СОРТОВ / ЗЕРНО / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА / СУБЪЕКТЫ АГРОБИЗНЕСА / ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / AGRIBUSINESS ENTITIES AND IMPROVING COMPETITIVENESS / CROP PRODUCTION / EFFICIENCY OF PRODUCTION / FORMING COMPETITIVE ADVANTAGES / IMPROVE EFFICIENCY / INTRODUCTION OF NEW VARIETIES OF GRAINS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Грудкина Татьяна Ивановна, Хомайко Татьяна Сергеевна, Лелякин Алексей Олегович

В статье рассматривается проблема повышения эффективности производства продукции растениеводства и формирования конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса с целью повышения их конкурентоспособности. Приведены возможные способы решения этой проблемы. Предлагается повысить эффективность производства растениеводческих культур за счет роста урожайности посредством внедрения новых сортов, что обосновывается с экономической точки зрения на примере зерновых культур. Анализируются результаты внедрения предложенных мероприятий, их эффективность и влияние на конкурентоспособность субъектов агробизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Грудкина Татьяна Ивановна, Хомайко Татьяна Сергеевна, Лелякин Алексей Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the efficiency of crop production and formation of competitive advantages of agricultural business entities

The authors examine the problem of improving the efficiency of crop production and formation of competitive advantages of agricultural business in order to increase their competitiveness. The authors discuss the possible ways for solving the problem and propose to increase the efficiency of production by increasing the productivity through the introduction of new varieties. The authors analyze the results of implementation, its effectiveness and impact on the competitiveness of agribusiness entities.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности производства продукции растениеводства и формирование конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса»

КОНЦЕПТ

Грудкина Т. И., Хомайко Т. С., Лелякин А. О. Повышение эффективности производства продукции растениеводства и формирование конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса //

научно-методичесшй экранный щрши. ^ °6И11Ир:Ю/неЬ)ко-псАеР^.;и4/1240014^

ART 14140 УДК 338.436.33 14140.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN

2304-120Х.

Грудкина Татьяна Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация предпринимательской деятельности и менеджмента в АПК» ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», г. Орел t [email protected]

Хомайко Татьяна Сергеевна,

магистрант направления подготовки «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Орловский

государственный аграрный университет», г. Орел

[email protected]

Лелякин Алексей Олегович,

магистрант направления подготовки «Менеджмент» ФГБОУ ВПО «Орловский

государственный аграрный университет», г. Орел

[email protected]

Повышение эффективности производства продукции растениеводства и формирование конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения эффективности производства продукции растениеводства и формирования конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса с целью повышения их конкурентоспособности. Приведены возможные способы решения этой проблемы. Предлагается повысить эффективность производства растениеводческих культур за счет роста урожайности посредством внедрения новых сортов, что обосновывается с экономической точки зрения на примере зерновых культур. Анализируются результаты внедрения предложенных мероприятий, их эффективность и влияние на конкурентоспособность субъектов агробизнеса. Ключевые слова: эффективность производства, продукция растениеводства, повышение эффективности, внедрение новых сортов, зерно, формирование конкурентных преимуществ, субъекты агробизнеса, повышение конкурентоспособности. Раздел: (04) экономика.

За последние годы в отечественном сельском хозяйстве можно отметить определенные позитивные результаты. Факторами, влияющими на эффективность отрасли растениеводства, являются благоприятные природные и климатические условия хозяйствования, в результате чего успех в отрасли растениеводства имеет неустойчивый характер. В силу этого требуется реализация целого комплекса мероприятий по повышению эффективности производства продукции растениеводства, которая необходима для удовлетворения потребностей других отраслей сельского хозяйства, в том числе животноводства, организаций АПК, населения и народного хозяйства страны в целом, а также для формирования конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности субъектов агробизнеса.

Актуальность данной темы заключается в том, что от правильно обоснованных и реализуемых мероприятий по совершенствованию деятельности субъекта агробизнеса при производстве продукции в отрасли растениеводства зависит его успех на рынке и получение прибыли. Растениеводство можно считать одной из ведущих отраслей сельского хозяйства, эффективность которой влияет и на результаты развития отрасли животноводства. Стремление сельскохозяйственных

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Грудкина Т. И., Хомайко Т. С., Лелякин А. О. Повышение эффективности производства продукции растениеводства и формирование конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса //

научно-методический ьЛктрошшй журнал O^T °6ht(tMp^/Heb-)ko-nS;u4/1240°l4^

ART 14140 УДК 338.436.33 14140.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN

2304-120Х.

организаций получить максимальную прибыль в возможно короткие сроки зачастую приводит к нарушению технологического процесса выращивания растениеводческих культур или его отдельных технологических операций, севооборота, что в конечном итоге приводит к снижению урожайности и в целом эффективности производства продукции.

Одной из главных первостепенных задач для топ-менеджмента и управленческого персонала разных ступеней субъекта агробизнеса является обеспечение его стабильной работы по формированию конкурентных преимуществ, выпуску конкурентоспособной продукции. Важнейшей характеристикой управления сельскохозяйственной организацией является достижение эффективности производства и ее конкурентоспособности, которые характеризуют результаты деятельности хозяйствующего субъекта в целом.

Стратегия современного агробизнеса должна быть нацелена на создание эффективного агропромышленного производства, повышение конкурентоспособности хозяйствующих в этой сфере экономики субъектов посредством проведения их технической модернизации, внедрения энергосберегающих технологий производства сельскохозяйственной продукции, достижения конкурентных преимуществ по различным параметрам, в т. ч. и прибыльности, продуманной стратегии производственно-экономического управления [1].

На сегодняшний день сельское хозяйство работает на большое количество потребителей и удовлетворяет их потребности, а также других заинтересованных сторон. Поэтому задача сельскохозяйственных организаций состоит не только в том, чтобы собрать наибольший урожай, но и в том, чтобы выгодней продать его. В связи с этим сельхозтоваропроизводителю необходимо решать управленческие решения, касающиеся сбыта максимального количества производимой продукции, и организовывать реализацию этих решений, чтобы достичь наиболее высокой цены и выручки. Так как сбытом сельскохозяйственной продукции, особенно растениеводческой, зачастую занимаются сторонние организации, следует учитывать, что они не будут приобретать некачественный товар. Для этого субъектом агробизнеса могут проводиться мероприятия задолго до момента сбыта продукции, например, по улучшению качества посевного материала, специальной обработке почвы, а также по внесению соответствующих минеральных удобрений, причем в зависимости от потребности почвы в питательных элементах, и другие, способствующие в конечном счете росту качественных характеристик продукции.

Помимо повышения качественных параметров необходимо обратить внимание и на решение проблемы спроса продукции. Даже если сельскохозяйственная организация будет производить очень качественный товар, но он не будет востребованным, то можно говорить о том, что производство данного товара является неэффективным. Только востребованность товара и его высокое качество в комплексе могут обеспечить стабильный спрос.

Акцентируем внимание на том, что повышение эффективности продукции растениеводства обусловливается, наряду с влиянием других факторов, объемом ее производства в силу воздействия эффекта масштаба. Кроме того, крупные субъекты агробизнеса, имеющие возможность не только производить продукцию, но и ее перерабатывать, транспортировать и реализовывать, формировать больше конкурентных преимуществ, в целом конкурентоспособнее.

КОНЦЕПТ

Грудкина Т. И., Хомайко Т. С., Лелякин А. О. Повышение эффективности производства продукции растениеводства и формирование конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса //

научно-методический эАктрошшй журнал О^ЦТ - ^uR l№" °6ht(P^HeЬio-ncAeRp^.1u4/12400^4/ ART 14140 УДК 338.436.33 14140.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN

2304-120Х.

Когда речь идет о выявлении путей повышения эффективности сельскохозяйственной продукции, актуальным будет констатировать, что за последние годы наблюдается значительный рост эффективности мирового хозяйства в целом, в том числе благодаря внедрению более совершенной новой техники и международному разделению труда. Однако сельхозтоваропроизводителям, особенно отечественным, уровень эффективности производства которых все же уступает зарубежным, нецелесообразно удовлетворяться достигнутым, им просто жизненно необходимо продвигаться вперед.

Главными путями повышения эффективности продукции растениеводства являются:

1) применение интенсивной технологии возделывания сельскохозяйственных культур, улучшение плодородия земель, освоение севооборотов, посев по лучшим предшественникам;

2) применение передовой технологии, сокращение сроков полевых работ, рациональное использование минеральных и органических удобрений, мелиорация земель, проведение противоэрозионных мероприятий, улучшение семеноводства;

3) укрепление материально-технической базы, соблюдение норм расхода сырья и материалов;

4) снижение уровня себестоимости производимой продукции, что способствует увеличению размера прибыли отрасли и повышению уровня рентабельности производства;

5) совершенствование внутрихозяйственного механизма материального стимулирования, укрепление хозрасчета подразделений;

6) большое значение для сокращения сроков проведения работ и роста урожайности имеет комплексная механизация рабочих процессов, поточный способ выполнения работ. Большой экономический эффект достигается при уборке урожая в оптимальные агротехнические сроки [2].

Изучение внутренней среды направлено на раскрытие тех возможностей и угроз, которые скрываются внутри организации [3]. Эффективность производства продукции растениеводства оценивается рядом показателей, которые позволяют в том числе выявить сильные и слабые стороны функционирования конкретного субъекта агробизнеса. К таким основным показателям можно отнести урожайность. С целью увеличения валового сбора растениеводческой продукции, если учесть ограниченность земельных угодий, а отсюда площади пашни и посевных площадей, достаточно высокую стоимость аренды земли, требуется повышать урожайность.

Проанализируем на примере одного из хозяйств, расположенных в Новозыб-ковском районе Брянской области, какие возможности имеют субъекты агробизнеса и каковы перспективы роста урожайности растениеводческих культур, в частности зерновых, а отсюда и стратегию повышения эффективности их производства. Главное значение для подъема всех отраслей сельского хозяйства имеет наращивание производства зерна, как отмечает И. В. Громова [4], потому что оно составляет основу растениеводства и всего сельскохозяйственного производства. Эффективность производства зерна играет большую роль и в повышении эффективности производства большинства видов продукции животноводства, так как эта продукция широко используется в кормопроизводстве.

Так как размеры исследуемого субъекта агробизнеса невелики и большинство из перечисленных выше мер либо невозможны, либо проблематичны, либо пред-

PU о 'V

КОНЦЕПТ

Грудкина Т. И., Хомайко Т. С., Лелякин А. О. Повышение эффективности производства продукции растениеводства и формирование конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса //

ноуыо-^одичеааш ьЛктрошшй щршг, O^T - 2014и^ °6ь1(1Р^/неЬ.)ко-псАеКр^.1и4/124014^ ART 14140 УДК 338.436.33 14140.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN

2304-120Х.

ставляются нерентабельными, предлагаются следующие мероприятия по повышению эффективности производства продукции растениеводства. Проведенные исследования позволили выявить, что на предприятии применяются сорт озимой ржи Пуховчанка и сорт овса Скакун. В хозяйстве средняя урожайность зерновых этих сортов составляет в среднем 12 ц/га. В 2013 г. площадь, занятая изначально под посевом озимой ржи сорта Пуховчанка, составляла 100 га, однако урожай погиб под воздействием засухи, и затраты были списаны. Однако в регионе и близлежащих областях, в том числе в Орловской области, есть субъекты агробизнеса, которые, несмотря на периодически наблюдающиеся неблагоприятные погодные условия, ежегодно добиваются высокой урожайности зерновых культур. В качестве примера приведем ЗАО «Славянское» Верховского района Орловской области, которое уже более 10 лет получает среднюю урожайность зерновых и зернобобовых культур, превышающую 50-55 ц/га. Более того, в 2013 г. она превысила впервые уровень в 60 ц. Подчеркнем, что речь идет не об урожайности отдельных культур, выращиваемых на отдельных полях, причем в отдельные годы, а именно о средней урожайности зерновых и зернобобовых культур.

При выращивании зерна овса предлагается внедрить новый его сорт Яков [5]. Данный сорт выведен методом индивидуального отбора из гибридной популяции, полученной путем ступенчатой гибридизации. Длительное возделывание самого распространенного в Центральной России сорта овса Скакун, в том числе и в унитарном предприятии, выявило у него ряд недостатков: плохой налив зерна при полегании посевов в фазе молочно-восковой спелости, недостаточную степень устойчивости к поражению пыльной головней, чувствительность к засухе в период закладки репродуктивных органов, цветения и др. Преодолению этих недостатков в новом сорте овса сотрудники института посвятили более 10 лет. Сорт овса Яков свободен от ряда недостатков сорта овса Скакун. Хороший налив зерна у сорта овса Яков позволяет увеличить при сортировке выход семенной фракции по сравнению с другими сортами на 5-7%. Семена сорта овса Яков пока относительно ограниченно доступны, но дефицит постепенно преодолевается. Элита сорта овса Яков выращивается, например, в ФГУП «Кокино» Брянской области, где и можно их закупать. Урожайность данного сорта овса может достигать 25 ц/га. Планируемая площадь посева 100 га. Цена реализации 1 ц овса в 2013 г. составляла 546,5 руб., и для расчетов воспользуемся именно этим ее уровнем. Семена данного сорта овса можно закупить по цене 11 руб./кг.

Проведем сравнительную оценку эффективности производства сорта овса Скакун, который выращивается в унитарном предприятии до настоящего времени, и сорта овса Яков, который предлагается возделывать (см. табл. 1).

Норма высева овса: 212 кг/га, или 2,12 ц/га.

Потребность в семенах овса: 100 га х 2,12 ц/га = 212 ц.

Валовой сбор овса: 100 га х 25 ц/га = 2500 ц.

Выручка от реализации овса при уровне товарности 75%: 1875 ц х 546,5 руб./ц = 1024,7 тыс. руб.

Прибыль (убыток) от реализации овса: 1024,7 тыс. руб. - 609,4 тыс. руб. = 415,3 тыс. руб.

Рентабельность реализации овса: 415,3 тыс. руб. / 609,4 тыс. руб. х 100% = 68,1%.

ГУ r\J

Грудкина Т. И., Хомайко Т. С., Лелякин А. О. Повышение эффективности производства продукции растениеводства и формирование конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). - ART 14140. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14140.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Таблица 1

Сравнительная оценка экономической эффективности производства овса

сорта Скакун и сорта Яков

Показатели Овес Скакун Овес Яков Отклонение (+; -)

Площадь посева, га 100 100 0

Норма высева, ц/га 1,9 2,12 0,22

Потребность в семенах, ц 190 212 22

Цена 1 ц семян, руб. 1200 1100 -100

Стоимость семян, тыс. руб. 228 233,2 5,2

Урожайность, ц/га 10,3 25 14,7

Валовой сбор, всего, ц 1030 2500 1470

Объем реализации, ц 773 1875 1102

Цена реализации 1 ц, руб. 546,5 546,5 0

Выручка, тыс. руб. 422,4 1024,7 602,3

Полная себестоимость, тыс. руб. 289,9 609,4 319,5

Прибыль (убыток), тыс. руб. 132,5 415,3 282,8

Рентабельность реализации (убыточность), % 45,7 68,1 22,4 п. п.

Сравнив данные экономической эффективности производства овса сортов Скакун и Яков, представленные в табл. 1, можно сделать вывод о том, что внедрение нового сорта овса Яков будет являться для унитарного предприятия достаточно рентабельным. Так как площадь посева овса предлагается оставить неизменной, а норма высева семян увеличится на 0,22 ц/га, то возрастет потребность в семенах овса сорта Яков (на 41 ц), соответственно, и стоимость семян (на 5,2 тыс. руб.), хотя покупать семена планируется по цене 1 ц на 100 руб. дешевле, чем в 2013 г. Рост урожайности нового сорта овса Яков предполагается на уровне 14,7 ц/га, в том числе за счет совершенствования технологических операций, в результате валовой сбор должен возрасти на 1470 ц. Цену реализации для расчетов оставили неизменной, о чем упоминалось выше. При сравнительной оценке, воспользовавшись абстрактно-логическим методом исследования, объем реализации обосновали с учетом уровня товарности, достигнутом в 2013 г., а именно 75% от объема производства, то есть 1875 ц. Отсюда выручка от реализации овса сорта Яков составит 1024,7 тыс. руб., что на 602,3 тыс. руб. больше, чем в 2013 г. Рост урожайности овса будет способствовать получению прибыли на уровне 415,3 тыс. руб., что выше уровня предыдущего года на 282,8 тыс. руб.

Целесообразно выращивать сорт озимой ржи Татьяна [6] по сравнению с сортом озимой ржи Пуховчанка, что можно обосновать устойчивостью к засухе, высокой урожайностью, хорошей зимостойкостью, короткой прочной соломиной, высокой устойчивостью к полеганию, хорошими хлебопекарными качествами зерна, причем он превосходит другие сорта устойчивостью к болезням, особенно к снежной плесени и бурой ржавчине. Сорт озимой ржи Татьяна достигает весьма высокого уровня урожайности; предположим, что в первоначальном периоде внедрения этого сорта ее уровень составит 20 ц/га, что достаточно приемлемо для соответствующего региона. Площадь посева предполагается на уровне 100 га. Цена реализации 1 ц ржи составила 612 руб. в 2013 г., что ниже уровня, достигнутого в начале 2014 г., однако в расчетах будем придерживаться именно этого уровня. Семена данного сорта озимой ржи планируется закупать по 10 руб./кг.

(V Г (V

Грудкина Т. И., Хомайко Т. С., Лелякин А. О. Повышение эффективности производства продукции растениеводства и формирование конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). - ART 14140. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14140.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Поэтому далее проанализируем, насколько эффективно для исследуемого предприятия будет производство озимой ржи нового сорта Татьяна на площади также 100 га. Норма высева озимой ржи: 220 кг/га, или 2,2 ц.

Потребность в семенах озимой ржи: 100 га * 2,2 ц/га = 220 ц.

Валовой сбор озимой ржи: 100 га * 20 ц/га = 2000 ц.

Выручка от реализации озимой ржи при уровне товарности 79%: 1580 ц * 612 руб./ц = 966,9 тыс. руб.

Прибыль (убыток) от реализации озимой ржи: 966,9 тыс. руб. - 719,8 тыс. руб. = 247,1 тыс. руб.

Рентабельность реализации озимой ржи: 247,1 тыс. руб. / 719,8 тыс. руб. * 100% = 34,3%.

Расчетные данные представлены в табл. 2.

Из данных табл. 2 можно сделать вывод, что при внедрении сорта озимой ржи Татьяна данное предприятие достигнет достаточно высокой эффективности производства. Так, на закупку семян данного сорта озимой ржи предприятию потребуется 220 тыс. руб. Валовой сбор составит 2000 ц, а объем реализации при уровне товарности 79% 1580 ц. Таким образом, выручка от реализации зерна озимой ржи составит 966,9 тыс. руб., а уровень рентабельности превысит 34%, что позволит предприятию вести расширенное воспроизводство.

Одним из показателей оценки экономической эффективности сельскохозяйственного производства является уровень рентабельности, который показывает степень окупаемости фактических и планируемых затрат. По уровню рентабельности ведется сравнение результатов деятельности отраслей сельского хозяйства и организации в целом, и это необходимо для определения его эффективного функционирования [7, 8].

Таблица 2

Экономический результат внедрения нового сорта озимой ржи Татьяна

Показатели Сорт озимой ржи Татьяна

Площадь посева, га 100

Норма высева, ц/га 2,2

Потребность в семенах, ц 220

Цена 1 ц семян, руб. 1000

Стоимость семян, тыс. руб. 220

Урожайность, ц/га 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Валовой сбор всего, ц 2000

Объем реализации, ц 1580

Цена реализации 1 ц, руб. 612

Выручка, тыс. руб. 966,9

Полная себестоимость 1 ц, руб. 455,6

Полная себестоимость, тыс. руб. 719,8

Прибыль, тыс. руб. 247,1

Рентабельность продукции, % 34,3

Далее в табл. 3 проанализируем эффективность реализации предлагаемых мероприятий, в частности замены сорта овса Скакун на новый сорт овса Яков, а также замены сорта озимой ржи Пуховчанка на сорт озимой ржи Татьяна при соответствующем совершенствовании выполнения и других технологических операций.

Грудкина Т. И., Хомайко Т. С., Лелякин А. О. Повышение эффективности производства продукции растениеводства и формирование конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). - ART 14140. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14140.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Таблица 3

Эффективность производства новых сортов овса и озимой ржи

Показатели До внедрения новых сортов После внедрения новых сортов Отклонение (+; -)

Площадь посевов, га 200 200 0

Урожайность, ц/га 10,3 22,5 12,2

Валовой сбор, ц 2060 4500 2440

Уровень товарности, % 76,8 76,8 0

Объем реализации, ц 1582 3455 1873

Выручка всего, тыс. руб. 917,5 1991,6 1074,1

в том числе:

- на 1 га 4,59 9,96 5,37

- на 1 ц 0,576 0,576 0

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 705 1065 360

в том числе:

- на 1 га 3,53 5,33 1,8

- на 1 ц, руб. 446 308 -138

Прибыль всего, тыс. руб. 212,5 662,4 449,9

в том числе:

- на 1 га 1,06 3,31 2,25

- на 1 ц, руб. 134 192 58

Рентабельность продукции, % 30,1 62,2 32,1 п.п.

Доля прибыли в выручке, % 23,2 33,3 10,1

Судя по данным табл. 3, при внедрении новых сортов овса и озимой ржи урожайность в среднем увеличится на 12,2 ц/га. Выручка от реализации этих видов зерна также возрастет почти в 2,2 раза, или на 1,1 млн руб., а прибыль увеличится в 3,1 раза, или на 449,9 тыс. руб. и на планируемый период составит 662,4 тыс. руб. Итак, основываясь на данных табл. 3, можно сделать вывод, что предложенные мероприятия, в первую очередь по сортообновлению, вполне реальны и осуществимы, но при этом предприятию необходимо осуществлять дополнительные затраты в сумме 732 тыс. руб., в т. ч. и для покупки более качественных семян, на которые в случае нехватки собственных средств можно взять кредит в банке, причем заемные средства могут окупиться в течение менее года. Однако полная себестоимость 1 ц зерна должна снизиться на 31%, или на 138 руб. А как известно, поиск стратегических направлений снижения себестоимости является первоочередной задачей, стоящей перед субъектом агробизнеса [9].

Проанализировав показатели экономической эффективности производства продукции растениеводства, мы выявили, что на предприятии недостаточно обновляются семена зерновых культур, одной из причин является то, что их большая часть приобретается на стороне по весьма высокой цене. Отсюда наблюдается уменьшение урожайности, качества и цены реализации продукции растениеводства, что приводит и к снижению эффективности ее производства. Поэтому целесообразно осуществлять сортообновление и внедрение других новаций в производство.

В заключение отметим, что повышение эффективности производства было и остается одной из важнейших задач, стоящих перед сельским хозяйством. В настоящее время существуют различные пути повышения эффективности произ-

ги "7 пи

Грудкина Т. И., Хомайко Т. С., Лелякин А. О. Повышение эффективности производства продукции растениеводства и формирование конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). - ART 14140. -0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14140.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

водства сельскохозяйственной продукции. Они могут включать как одно мероприятие, так и целый их комплекс. Соответственно, предусматривается и различное количество затрат времени и финансовых средств на внедрение этих мероприятий. В условиях развития науки и экономики методы и пути повышения эффективности производства постоянно подвергаются различным изменениям в силу совершенствования осуществления технологических операций, самой техники, задействованной в их реализации. Необходимость в формировании конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса, производстве качественной и конкурентоспособной продукции в современных условиях развития рынка остается неизменной. Повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции не только позволяет осуществлять его прибыльно, удовлетворять потребности рынка в качественной продукции, но и приводит к росту конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций.

Ссылки на источники

1. Грудкина Т. И. Современный агробизнес: теория и практика повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и мотивация персонала // Россия в экономических системах всемирного хозяйства: судьба крупного бизнеса (экономические очерки) / М-во образования и науки Российской Федерации, Ярославский ордена Трудового Красного Знамени гос. педагогический ун-т им. К. Д. Ушинского; [редкол.: М. А. Терентьев и др.]. - Ярославль, 2006. - С. 133-134. Черноситова С. А. Проблемы развития масложирового подкомплекса Саратовской области в новых экономических условиях // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. - 2010. - № 2. - С. 201-204. - URL: http://elibrary.ru/download/61259133.pdf. Грудкина Т. И., Долженкова О. В. Стратегический анализ кадрового компонента внутренней среды субъекта АПК // Концепт. - 2014. - № 2. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55235.htm. Громова И. В. Пути повышения эффективности зерновой отрасли // Вестник Нижегородского государственного инженерно-экономического института. - 2011. - Т. 1. - № 1(2). - С. 125. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-effektivnosti-zernovoy-otrasli. Новый сорт овса Яков / МосНИИСХ. 2013. - URL: http://www.nemchinowka.ru/sorta/ov. Рожь озимая Татьяна / ГНУ ВНИИСХ Россельхозакадемии. 2012. - URL: http://vnish.org/o-nas/13-semena/80-rozh-ozimaya-tatyana.

Грудкина Т. И. и др. Стратегическое управление конкурентоспособностью аграрного сектора экономики региона: монография / под общ. ред. Т. И. Грудкиной и Л. А. Третьяковой. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2012. - 396 с.

Кравченко Т. И. Показатели экономической эффективности освоения отраслевых инноваций в растениеводстве // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - 2012. -Т. 38. - № 5. - С. 95.

Зыбина А. А., Гончарова Н. В., Грудкина Т. И. Динамика, прогнозирование и стратегия снижения себестоимости мяса КРС (на примере ОАО «Агрофирма Мценская» Мценского района Орловской области // Концепт. - 2014. - № 2. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55194.htm.

2.

3.

4.

8.

9.

ISSN 2304-120Х

Tatyana Grudkina,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of business organization and management in agriculture, Orel State Agrarian University, Orel t [email protected] Tatyana Homayko,

Master student, Orel State Agrarian University, Orel [email protected] Alexey Lelyakin,

Master student, Orel State Agrarian University, Orel [email protected]

Improving the efficiency of crop production and formation of competitive advantages of agricultural business entities

772304

120142

M Q M

977230412014206

КОНЦЕПТ

Грудкина Т. И., Хомайко Т. С., Лелякин А. О. Повышение эффективности производства продукции растениеводства и формирование конкурентных преимуществ субъектами агробизнеса //

»оуыо-методичесшй »Аштроншй щрна, - _2014ш * 06Ь1(Ир^/НеЬ.)ко-псАеР^.1и4/12400^4/

ART 14140 УДК 338.436.33 14140.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN

2304-120Х.

Abstract. The authors examine the problem of improving the efficiency of crop production and formation of competitive advantages of agricultural business in order to increase their competitiveness. The authors discuss the possible ways for solving the problem and propose to increase the efficiency of production by increasing the productivity through the introduction of new varieties. The authors analyze the results of implementation, its effectiveness and impact on the competitiveness of agribusiness entities. Key words; efficiency of production, crop production, improve efficiency, introduction of new varieties of grains, forming competitive advantages, agribusiness entities and improving competitiveness. References

1. Grudkina, T. I. (2006) "Sovremennyj agrobiznes: teorija i praktika povyshenija kon-kurentosposobnosti hozjajstvujushhih sub#ektov i motivacija personala", in Rossija v jekonomich-eskih sistemah vsemirnogo hozjajstva: sud'ba krupnogo biznesa (jekonomicheskie ocherki) / M-vo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii, Jaroslavskij or-dena Trudovogo Krasnogo Znameni gos. pedagogicheskij un-t im. K. D. Ushinskogo; [redkol.: M. A. Terent'ev i dr.], Jaroslavl', pp. 133-134 (in Russian).

2. Chernositova, S.A. (2010) "Problemy razvitija maslozhirovogo podkompleksa Sara-tovskoj oblasti v novyh jekonomicheskih uslovijah", Vestnik Michurinskogo gosudar-stvennogo agrarnogo universiteta, № 2, pp. 201-204. Available at: http://elibrary.ru/download/61259133.pdf. [Data obrashhenija: 05.04.2014] (in Russian).

3. Grudkina, T.I., Dolzhenkova, O.V. (2014) "Strategicheskij analiz kadrovogo kompo-nenta vnutrennej sredy sub#ekta APK", Koncept, № 2. Available at: http://e-koncept.ru/2014/55235.htm [Data obrashhenija: 25.04.2014] (in Russian).

4. Gromova, I.V. (2011) "Puti povyshenija jeffektivnosti zernovoj otrasli", Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo inzhenerno-jekonomicheskogo institute, T. 1, № 1(2), p. 125. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-povysheniya-effektivnosti-zernovoy-otrasli [Data obrashhenija: 07.04.2014] (in Russian).

5. Novyj sort ovsa Jakov / MosNIISH. 2013. Available at: http://www.nemchinowka.ru/sorta/ov [Data obrashhenija: 01.04.2014] (in Russian).

6. Rozh' ozimaja Tat'jana / GNU VNIISH Rossel'hozakademii. 2012. Available at: http://vnish.org/o-nas/13-semena/80-rozh-ozimaya-tatyana. [Data obrashhenija: 01.04.2014] (in Russian).

7. Grudkina, T.I., Grudkina, T.I., Tret'jakova, L.A. (eds.) (2012) Strategicheskoe upravlenie konkuren-tosposobnostju agrarnogo sektora jekonomiki regiona: monografija, Izd-vo Orel GAU, Orel, 396 p. (in Russian).

8. Kravchenko, T.I. (2012) "Pokazateli jekonomicheskoj jeffektivnosti osvoenija otraslevyh innovacij v rastenievodstve", Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, T. 38, № 5, p. 95 (in Russian).

9. Zybina, A.A., Goncharova, N.V., Grudkin,a T.I. (2014) "Dinamika, prognozirovanie i strategija snizhenija sebestoimosti mjasa KRS (na primere OAO "Agrofirma Mcenskaja" Mcenskogo rajona Or-lovskoj oblasti", Koncept, № 2. Available at: http://e-koncept.ru/2014/55194.htm [Data obrashhenija: 25.04.2014] (in Russian).

Рекомендовано к публикации;

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

ru л <v

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.