Повышение эффективности предупреждения и пресечения нарушения правил эксплуатации в сфере водного транспорта
Марков Владимир Петрович,
доктор юридических наук, доцент, директор Самарского филиала ФГБОУ ВО "Волжский государственный университет водного транспорта", [email protected]
В настоящее время получает активное развитие северный морской путь. Это связано, прежде всего, с тем, что на материке происходит постепенное исчерпание углеводородных ресурсов и добыча смещается в зоны Арктического шельфа. Добыча в данном регионе обусловлена необходимостью развития морского транспорта и, прежде всего, связана, с необходимостью обеспечения безопасности операций буксирования различных плавательных средств, необходимых для организации добычи углеводородов. К примеру, это могут быть морские платформы, перемещение которых сопряжено с большой долей риска. Исходя их этого, правовое обеспечение транспортной безопасности, включающей в себя противодействие противоправным действиям и бездействиям, угрожающим безопасному функционированию транспортной инфраструктуры или средства транспорта, способным стать причиной причинения вреда жизни и здоровья людей, существенный материальный ущерб иои создавший угрозу возникновения таких последствий является крайне актуальной задачей. Именно поэтому в рамках данной статьи, автором предпринята попытка исследования вопроса повышения эффективности предупреждения, и пресечения нарушения правил эксплуатации в сфере водного транспорта, на примере выполнения буксировочных операций в районе северного морского пути.
Ключевые слова: повышение эффективности, эксплуатация водного транспорта, предупреждение нарушений, пресечение нарушений.
х 2
СО
0
сч
1П
01 2
Возможности исчерпания залежей полезных ископаемых в освоенных районах добычи является причиной расширения районов недропользования, в которые в настоящее время включаются шельф Мирового океана.
Ключевые участники мирового энергетического рынка при поддержке правительств государств, имеющих морскую границу, все больше увеличивают объемы разведки, геофизических исследований и эксплуатации шельфовых месторождений углеводородного и минерального сырья.
Принятая Правительством РФ Концепция развития Арктического региона Российской Федерации и освоения северного континентального шельфа России, в аспекте реализации положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года формирует институт, который позволяет взаимодействовать крупнейшим энергетическим компаниям для участия в разработке таких месторождений для участия в поставкам на мировом энергетическом рынке1.
Для технического обеспечения процесса освоения шельфовых месторождений необходимо формирование морской инфраструктуры, позволяющей формировать необходимый уровень материально-ресурсной базы для обеспечения объектов инфраструктуры геологоразведки и добычи, и должно обеспечить логистическую составляющую добычи сырья на шельфе, что станет причиной к существенному увеличению грузопотока.
С этой целью необходимо исследовать возможности совершенствования существующих и разработку новых технологий операций по морской буксировке, связанных с массовой доставкой к месту разведочных работ снабжения и оборудования на специализированных плавучих сооружениях, в том числе имеющих признаки «маломореходных» объектов.
Такой тип объектов, в большинстве случаев, обладают достаточным запасом плавучести, а также такими характеристиками как непотопляемость и остойчивость. Однако при этом их свойства ходкости и управляемости недостаточны. Поэтому при обеспечении безопасности при букси-
1 Арефина А.И. Метод синтеза цифровой системы многоцелевого управления судами при воздействии морского волнения/ А.И.Арефина// Вестник УГАТУ. - 2012. -3(48). - С. 24-31.
ровке плавучих сооружений возникает необходимость в формировании и нормативного закрепления порядка реализации комплекса мер, снижающих последствия ошибочных решений, принятых, например, капитаном или вахтенным помощником капитана.
Исследование деятельности судоходных компаний указывает на то, что при осуществлении в настоящее время буксировочных операций могут нарушаться нормы безопасных условий труда, что негативно сказывается как на общем уровне безопасности и общем уровне эффективности буксировочных операций.
Весьма значимым факторов эффективной организации труда при буксировке являются устойчивые взаимоотношения между администрациями компаний, которым принадлежат буксировщик и «маломореходный» объект, и судовым экипажем буксировщика, и кроме того обеспечение капитана буксирующего судна полной и объективной информацией для учета технических, навигационных и юридических особенностей реализуемой буксировочной операции .
Руководство хозяйствующего субъекта - владельца буксирного судна обязано постоянно быть внимательным к экипажу, который в результате реализации инструментов мотивации в части обеспечения условий для сохранения здоровья и благополучия, в свою очередь сможет реализовать свой трудовой потенциал.
В исследованиях систем управления безопасностью является общепринятым положение о том, что при оптимальном управлении компании-судовладельца или оператора повышается вероятность безаварийной и экономически эффективной эксплуатации судов даже в случае, если квалификация сотрудников не закреплена практикой работы. В этих условиях возникает необходимость повышения профессионального уровня экипажа судна за счет организованной ресурсной поддержке, инструментам контроля, дополнительному профессиональному обучению, материальному и социальному стимулированию.
В обратном случае, в условиях отсутствия достаточного уровня мероприятий по мотивации сотрудников, формального отношения к условиям работы, в том числе отсутствия внимания к рискам, а также отсутствия соблюдения требований
безопасности, возможен отток квалифицирован-
2
ных трудовых ресурсов .
Затруднения, связанные с доступом капитана буксировщика к полной, достаточной и актуальной информации, является препятствием для осуществления организационно-технических мероприятий в рамках буксирной операции. Таким образом,
Бражный А.И. Навигационная безопасность плавания каравана по маршруту буксировки в условиях стационарности движения / А.И. Бражный // Вестн. МГТУ: Труды Мурман. Гос. техн. Ун-та - 2015. - Т. 18. - № 4. - С. 104.
2 Бурылин Я.В. Непрерывная идентификация нелинейной модели движения судна с наблюдателем // Эксплуатация морского транспорта. - 2017. - №3(84). - С. 73.
названные затруднения являются нарушением как правовых, так и этических норм, связанных с управлением безопасностью. Помимо этого, отсутствие информации может являться причиной увольнения работников высокой квалификации, и связанных с этим экономических потерь, и снижения репутации компании.
Целью проекта по обеспечению безопасности буксировки маломореходного объекта является конкретизация функций капитана буксировщика и дополнение рекомендаций для него и представителя собственника буксируемого маломореходного объекта. Основой этого проекта являются:
- перечень мероприятий по обеспечению безопасности перегона;
- техническая документация по перегону;
- договор о морской буксировке или найме буксировочного судна;
- Свидетельство на перегон;
- нормативные документы Министерства Транспорта по буксировкам судов и обеспечению безопасности мореплавания3.
Именно капитан буксировщика и представитель собственника маломореходного объекта имеют право выбора того состояния безопасности, которое наиболее близко к описанному в стандартах безопасности и указаниях компании собственника маломореходного объекта. Именно поэтому и капитан буксировщика и представитель компании собственника несут ответственность за произведенный выбор, и могут быть подвержены штрафным санкциям, в случае игнорирования указаний береговых подразделений компаний.
Чаще всего буксировочные операции осуществляются на основе договорных отношений с лицензированными судовладельцами. Достаточно редко складываются ситуации, в которых владелец буксируемого объекта является владельцем буксирного судна. Буксировки могут производиться двумя способами: одним буксировщиком или несколькими буксировщиками. Выбор способа буксировки зависит от нескольких факторов:
- типов буксируемых объектов;
- типов буксировщиков;
- расстояния буксировки;
- района плавания;
- гидрометеоусловий.
В связи с отнесением морских буксировок к особым случаям морской практики, для них разрабатываются проекты буксировок (или проекты перегонов, для перегона маломореходных объектов. В этих проектах, в обязательном порядке предусматриваются процедуры определенных действий капитанов буксирного судна в случае возникновения экстренных ситуаций или аварий, процедуры, определяющие информирование собственников
Гладышевский М.А. Организационно-технические структуры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию судна / М. А. Гладышевский, М.А. Пасечников, К.В. Пеньковская; под общ. ред. В.И. Меньшикова. - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2013. - С. 32.
судов, включенных в буксируемый караван, и береговые службы1.
Буксируемый объект должен иметь Свидетельство, разрешающее морскую буксировку объекта на постоянной или разовой основе. Без этого документа не может быть заключен договор о морской буксировке или перегоне. Это Свидетельство выдается Классификационным обществом. При получении разового Свидетельства, владелец буксируемого объекта обязан разработать проект перегона, включающий перечень мероприятий по обеспечению его безопасности, а также, инструкции для капитанов буксировщиков и начальника каравана. При этом, владелец буксировщиков, при заключении договора на буксировку может как предъявить дополнительные условия к требованиям безопасности, так и ограничить свою ответственность.
Тайм чартерные соглашения предполагают возможность использовать буксировщики без заключения отдельных договоров на морскую буксировку, но в этом случае данное условие должно быть отражено в соглашении.
Существуют типовые формы договоров на морскую буксировку, рекомендуемые Международной Палатой судоходства. К наиболее популярным из них относятся «TIME SUPPLY-89», «TOWCON», «TOWHIRE». В эти типовые договоры вносятся дополнения и изменения, касающиеся конкретных условий буксировки конкретного объекта2.
По умолчанию, начальником буксировки является капитан буксировщика. Но существует практика, когда начальником буксировки может быть назначен капитан буксируемого судна, или иное лицо, обладающее необходимыми компетенциями. Говоря о пассажирских судах, следует особо подчеркнуть, тот факт, что при буксировке или перегоне на борту буксируемого судна запрещается нахождение пассажиров.
Разделение рисков и ответственности между владельцами буксируемого объекта и организацией, осуществляющей буксировку, чаще всего прописывается отдельным соглашением с обязательным участием страховщиков. Представитель страховой компании может находиться в качестве наблюдателя на одном из судов буксировочного каравана. Если буксируемый объект конвертирован, ответственность за мореходное состояние судна, в полной мере ложится на собственника этого объекта. В этом случае, перед осуществлением перегона составляется специальный акт, в котором отражается готовность объекта к буксировке, в том числе и в условиях шторма, а, также, возможность безопасного подсоединения аварийной буксирной линии. Акт готовится
технической комиссией, в состав которой в обязательном порядке входит один или несколько представителей буксировщика.
До выхода из порта приписки владелец буксируемого объекта обязан предъявить его полномочным представителям Морской Администрации (службам портового контроля) для определения готовности к переходу. Далее, капитан основного буксира или начальник буксирного каравана, в случае, если начальником каравана назначено лицо, иное, чем представитель владельца буксируемого объекта и, если объект будет буксироваться с экипажем или сопровождающими лицами на борту, то в данном случае необходимо передать капитану основного буксира требуемые для оформления выхода из порта документы объекта3.
Владелец или обладатель вещных прав на судно-буксировщик имеет следующие обязательства:
- предоставлять владельцу буксируемого объекта вместе с квалифицированным экипажем, обладающих квалификацией достаточной для реализации проекта по перегону (перечня мероприятий по обеспечению безопасности перегона ), необходимым образом обеспеченные и подготовленные к перегону буксирные суда;
- передать капитану основного буксира или начальнику буксирного каравана проект перегона (перечень мероприятий по обеспечению безопасности перегона) в совокупности с технической документацией, а также поэтапным планом перехода и инструкцией по реализации мероприятий по обеспечению безопасности буксировки определенного буксируемого объекта с выявлением возможных ограничений по гидрометеорологическим факторам и скорости буксировки;
- вступить в договорные отношения с уполномоченной организацией, осуществляющей гидрометеорологическое обслуживание буксирного каравана на период перехода;
- осуществить инструктаж капитанов буксирных судов в области безопасности мореплавания, в том числе, в части соблюдения институциональной модели заходов в территориальные и внутренние воды государств в период перехода.
В обязанность капитанов буксиров входит4:
- анализ навигационных и гидрометеорологических условий по маршруту плавания, принимая во внимание ограничения, связанные со спецификой буксировки. Данный анализ проводится совместно с судоводительским составом;
- изучение конструктивных особенностей объекта, подлежащего буксировке, с учетом применения противопожарного, водоотливного и аварийно-
Юдин Ю.И. Расчет усилий, действующих на объекты буксировки со стороны буксирной связи / Ю.И. Юдин, С.В. Пашенцев, В.В. Каян // Вестник МГТУ: тр. Мурм. гос. техн. ун-та. - Мурманск, 2013. - Т. 16, № 1. - С. 96.
2 Холодов Г. Г. Требования национальных морских клас-
сификационных обществ к работам на морском шельфе и системам ориентации судов, оснащенных системами
динамического позиционирования, и их классификация / Г.Г. Холодов // Вестник МГТУ: тр. Мурм. гос. техн. ун-та. - Спец. выпуск. - Мурманск, 2015. - Т. 13, № 4. - С. 52.
Поляков В.А. Морская буксировка нестационарных буровых платформ / В.А. Поляков // Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России: V межвуз. науч.-практ. конф. аспирантов, студентов и курсантов, 14 мая 2014 г. / Гос. ун-т мор. и реч. флота им. адм. С. О. Макарова. - СПб., 2014. - С. 26.
Лохов С.С. Критерий выбора оптимальной альтернативы по переводу судна из критического состояния в эксплуатационное состояние / С.С. Лохов, С. И. Поздняков, В. Н. Меньшиков // Вестник МГТУ : тр. Мурм. гос. техн. ун-та. - Мурманск, 2011. - Т. 14, № 4. - С. 102.
спасательного оборудования. Данное изучение проводится совместно с командным составом;
- организация контроля технического состояния объекта буксировки в процессе буксировки. Данная организация проводится совместно с командным составом;
- отработка конкретных действий по борьбе за живучесть буксируемого объекта в случае аварии, действий по аварийной отдаче или подаче буксирного троса, эвакуационных действий. Данная отработка проводится совместно с личным составом;
- создание судовой технической комиссии с целью технического инспектирования как объекта буксировки, так и буксировщиков, и составление акта по результату работы комиссии;
- проведение инструктажа капитанов буксируемого судна и, в случае буксирования несколькими буксировщиками, капитанов буксировщиков, касающийся взаимодействия в процессе перегона, длин буксирных линий и их изменения, траверзных расстояний, угловых скоростей поворотов, с учетом всех выявленных ограничений и особенностей;
- формирование, в случае необходимости, запроса ко владельцам буксируемого судна или буксировщиков, с требованиями о предоставлении всей необходимой дополнительной информации.
В случае, возникновения необходимости коммуникации между объектами буксирного каравана, или в случае необходимости высадки аварийной команды, должна существовать возможность спуска и подъема рабочего катера непосредственно в условиях буксировки. Помимо этого, в обязательном порядке, должно присутствовать дополнительное оснащение буксировочных судов, включающее запасные буксировочные тросы, способные заменить основные. Длина и рабочая нагрузка тросов определена «Руководством по безопасности океанских буксировок», утвержденным Комитетом Морской Безопасности ИМО.
Количество тросов, такелажа и запасного буксирного снаряжения на буксирном судне должно позволять обеспечивать возможности переостна-стки всей буксирной линии в том случае, если она будет повреждена. Выбор элементов буксирной линии и их прочность необходимо рассчитать в соответствии с Правилами Российского Морского Регистра Судоходства.
Все суда каравана, в том числе и буксируемый объект без сопровождающих лиц, обязаны иметь две переносных радиостанции, а также на буксировщике необходимо наличие технических средств для обеспечения гидрометеоинформацией.
Все суда каравана предъявляются Морской Администрации для проверки их состояния перед для осуществления перехода и получения разрешения на выход из порта1.
1 Ершов А.А. Способы использования системы информационной поддержки судоводителя по действиям при столкновениях на современных судах /А.А. Ершов// Тезисы докладов научн.-техн. конф. проф.преп состава ,научн. сотр. и курсантов ГМА им.адм.С.О.Макарова -2015.- С.64.
Разрешение выхода из порта объекта, требующего буксировки, в международных портах выдается Морской Администрацией (в российских портах - Инспекцией Государственного портового контроля) на основе сведений, содержащихся в акте проверки мореходного состояния. Данный документ выдается, при наличии действующих в течение всего периода буксировки необходимых свидетельств, выданных Классификационным обществом, а для осуществления рейса в международные порты после выполнения ряда формальностей в области санитарно-карантинного и таможенного контроля. В случае, если перед выходом из порта сопровождающее буксируемый объект ответственное лицо должно подать руководителю буксирного каравана рапорт.
Аналогичный отчет руководителю буксирного каравана необходимо представить капитанам вспомогательных буксировщиков в случае, если осуществляется буксировка одного объекта с помощью нескольких судов.
Исследуемый перечень действий, необходимый для реализации до осуществления буксировке указывает на то, что безопасное осуществление данной операции будет характеризоваться согласованием действий судовладельцев буксирных судов и управляемых объекта буксировки.
Литература
1. Арефина А.И. Метод синтеза цифровой системы многоцелевого управления судами при воздействии морского волнения/ А.И.Арефина// Вестник УГАТУ. - 2012. - 3(48). - С. 24-31.
2. Бражный А.И. Навигационная безопасность плавания каравана по маршруту буксировки в условиях стационарности движения / А.И. Бражный // Вестн. МГТУ: Труды Мурман. Гос. техн. Ун-та -2015. - Т. 18. - № 4. - С. 104.
3. Бурылин Я.В. Непрерывная идентификация нелинейной модели движения судна с наблюдателем // Эксплуатация морского транспорта. - 2017. -№3(84). - С. 73.
4. Гладышевский М.А. Организационно-технические структуры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию судна / М. А. Гладышевский, М.А. Пасечников, К.В. Пеньковская; под общ. ред. В.И. Меньшикова. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2013. - С. 32.
5. Ершов А.А. Способы использования системы информационной поддержки судоводителя по действиям при столкновениях на современных судах /А.А. Ершов// Тезисы докладов научн.-техн. конф. проф.преп состава ,научн. сотр. и курсантов ГМА им.адм.С.О.Макарова - 2015.- С.64.
6. Лохов С.С. Критерий выбора оптимальной альтернативы по переводу судна из критического состояния в эксплуатационное состояние / С.С. Лохов, С.И. Поздняков, В. Н. Меньшиков // Вестник МГТУ : тр. Мурм. гос. техн. ун-та. - Мурманск, 2011. - Т. 14, № 4. - С. 102.
7. Поляков В.А. Морская буксировка нестационарных буровых платформ / В.А. Поляков // Современные тенденции и перспективы развития
водного транспорта России: v межвуз. науч.-практ. конф. аспирантов, студентов и курсантов, 14 мая 2014 г. / Гос. ун-т мор. и реч. флота им. адм. С. О. Макарова. - СПб., 2014. - С. 26.
8. Холодов Г.Г. Требования национальных морских классификационных обществ к работам на морском шельфе и системам ориентации судов, оснащенных системами динамического позиционирования, и их классификация / Г.Г. Холодов // Вестник МГТУ: тр. Мурм. гос. техн. ун-та. - Спец. выпуск. - Мурманск, 2015. - Т. 13, № 4. - С. 52.
9. Юдин Ю.И. Расчет усилий, действующих на объекты буксировки со стороны буксирной связи / Ю.И. Юдин, С.В. Пашенцев, В.В. Каян // Вестник МГТУ: тр. Мурм. гос. техн. ун-та. - Мурманск, 2013. - Т. 16, № 1. - С. 96.
Increase in efficiency of prevention and suppression of violation of the rules of operation in the sphere of the water transport Markov V.P.
Volga State University of Water Transport
Nowadays a north marine route is being actively developed. Firstly, it deals with the fact that on a mainland an exhaustion of hydrocarbons takes place and mining is dismissing to the Arctic shelf zone. Mining in this region is because of the necessity of maritime transport development and, particularly, it deals with a necessity of providing safe towing operations of different flotation devices, that are needed for organization of hydrocarbons mining. For example, it can be offshore platforms, displacement of which is linked to a huge risk. According to this, enforceability of transport's safe, including counteraction to illegal actions and omissions, threatening a safe working of a transport object or vehicle, being able to result in causing harm to people's lives and health property damage or creating a threat of such consequences is a pressing challenge. That's why in this article there is the author's attempt to research the question of increasing the effectiveness of prevention and suppression of violation of the rules of exploitation in sphere of water transport, on the example of towing operations in north marine route zone. Keywords: increase in efficiency, operation of the water transport, prevention of violations, suppression of violations.
References
1. Arefina A.I. Method of synthesis of a digital system for multipurpose control of ships under the influence of sea waves / AI Arefina // Vestnik UGATU. - 2012. - 3 (48). - p. 24-31.
2. Brazhniy A.I. Navigation safety of the caravan sailing on the route
of towing in the conditions of stationary movement / A.I. Brazhniy // Vestn. MSTU: Proceedings Murman. State tech. University - 2015. - T. 18. - № 4. - p. 104.
3. Burylin Y.V. Continuous identification of the non-linear model of
the vessel with an observer // Operation of maritime transport. -2017. - №3 (84). - p. 73.
4. Gladyshevsky M.A. Organizational and technical structures ensuring the safe operation of the vessel / M. A. Gladyshevsky, M. A. Pasechnikov, K.V. Penkovskaya; under total ed. IN AND. Menshikov. - Murmansk: Moscow State Technical University Publishing House, 2013. - p. 32.
5. Ershov A.A. Ways of using the information system of support of
the master for actions in collisions on modern ships / A.A. Ershov // Theses of the reports of the scientific-technical. conf. prof.prep composition nauchn. sotr. and cadets of the State Medical Academy named after S.O. Makarov - 2015. - P.64.
6. Lokhov S.S. The criterion for selecting the optimal alternative for
the transfer of the vessel from the critical state to the operational state / S.S. Lokhov, S.I. Pozdnyakov, V.N. Menshikov // Vestnik MGTU: tr. Murm. state tech. un-that. -Murmansk, 2011. - Vol. 14, No. 4. - P. 102.
7. Polyakov V.A. Sea towing of non-stationary drilling platforms /
V.A. Polyakov // Current trends and prospects for the development of water transport in Russia: v intercollege. scientific-practical conf. graduate students, students and cadets, May 14, 2014 / State. un-t mor. and rech. fleet them. adm. S. O. Makarova. - SPb., 2014. - p. 26.
8. Kholodov G.G. Requirements of the National Maritime Classification Societies for works on the sea shelf and systems of orientation of vessels equipped with dynamic positioning systems and their classification / G.G. Kholodov // MSTU Bulletin: tr. Murm. state tech. un-that. - Special. release. -Murmansk, 2015. - Vol. 13, No. 4. - P. 52.
9. Yudin Yu.I. Calculation of the forces acting on towing objects
from a towing link / Yu.I. Yudin, S.V. Pashentsev, V.V. Kayan // MSTU Bulletin: tr. Murm. state tech. un-that. - Murmansk, 2013. - Vol. 16, No. 1. - p. 96.
x 2
CO ^
0
СЧ
in
01